ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ МАТЕРИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ1
I Е.И. Николаева, В.С. Меренкова
Аннотация. Статья посвящена анализу влияния эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых лет жизни. В исследовании участвовали 50 мам, имеющих детей первого года жизни (средний возраст мам составляет 24,46±5,57 лет), и 50 мам, имеющих детей второго года жизни (средний возраст мам составляет 25,54±4,9 лет). У детей были проанализированы амбулаторные карты. Мамы заполняли тест на оценку эмоционального интеллекта, а также участвовали в эксперименте, в котором у них производилась запись кардиоинтервалов в процессе припоминания приятных и неприятных ситуаций, связанных с детьми. Высокий межличностный интеллект обусловливает спокойное реагирование мамы при припоминании эмоциональных ситуаций, связанных с ребенком, что выражается в преимущественной парасимпатической регуляции сердечного ритма в этот период. Наилучшим предиктором скорого снятия диагноза у ребенка первого года жизни является превалирование парасимпатического контроля ритма сердца при припоминании ею эмоциональных событий, связанных с ребенком (вне завиимости от знака этих событий).
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональное реагирование, здоровье, ребенок.
Summary. The article was devoted to the influence of mother emotional reactions on the child health. 50 mothers (mean age was 24,46±5,57 yrs) of the one year old children and 373 50 mothers, having two years old children (mean age was 25,54±4,9yrs). We analyzed the diagnoses from the case histories of children and compared them with their mother answers in emotional intelligence test. Mother's R-R intervals during their remembering the situations connecting with the children were recorded. High level of the emotional intelligence were connected with quiet mother reaction during remembering emotional situation (parasympathetic influence on cardiogram). The best predictor of the one year old child recovery was the heart rate parasympathetic control during remembering all emotional situation.
Keywords: emotional intelligence, emotional reaction, health, children.
Состояние здоровья ребенка первых лет жизни в значительной степени определяет особенности формирования личности в дальней-
шем [2, 4, 6]. Это связано с тем, что свобода или ограничение в получении разнообразных стимулов и освоение пространства с помощью движе-
1 Работа поддержана грантом Российского гуманитарного научного фонда N 07-06-00576а.
374
ния влияют не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и на его восприятие самого себя как способного или неспособного самостоятельно осваивать этот мир [10, 11]. Но само состояние здоровья ребенка первых лет жизни во многом определяется эмоциональным состоянием матери, ее способностью интерпретировать эмоции ребенка и свои собственные и на основе этого понимания делать адекватные выводы и прогнозы [5, 12, 13].
Однако до сих пор нет обоснованных данных о влиянии эмоционального реагирования матери на состояние здоровья ребенка. Известны данные о том, что послеродовая депрессия матери однозначно снижает интеллект мальчика [4]. Но послеродовая депрессия — тяжелое расстройство. А каким образом ежедневные эмоции матери влияют на здоровье ребенка?
Статистические данные свидетельствуют о крайне низком числе детей, которые не получают диагноза уже в роддоме [3] в настоящее время, однако в связи с пластичностью мозга ребенка до года, у большей части детей диагнозы снимаются в течение первых двух лет жизни [7]. Понятно, что это происходит и как следствие особенностей адаптивных возможностей самого ребенка, и как следствие особого ухода за ним его близких, прежде всего матери. Представляет значительный интерес проблема найти предикторы успешности выздоровления ребенка в первые два года жизни и описать особенности эмоциональной сферы матери, которые в наибольшей степени способствуют ее действиям, обеспечивающим быстрое выздоровление.
В настоящее время появился тест, позволяющий оценить эмоциональный интеллект человека. Однако этот тест фиксирует словесный отчет, который может быть не всегда точным, особенно в тех случаях, когда испытуемый стремится дать социально приемлемый ответ. Мы предположили, что результаты такого теста можно сравнить с объективными реакциями, фиксированными в тех или иных психофизиологических характеристиках. Одной из наиболее показательных характеристик является вариабельность сердечного ритма, отражающая быстрые изменения центральной регуляции работы сердца [1, 9, 14].
Эмоциональный интеллект — это способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.
Целью данной работы стала оценка скорости выздоровления ребенка первых двух лет жизни как следствия особенностей эмоционального интеллекта матери и ее психофизиологических реакций в эмоциональных ситуациях, связанных с ребенком. Среди психофизиологических параметров, в которых адекватно отражается эмоциональная реакция человека, одним из наиболее точных считается вариабельность ритма сердца, в которой отражается взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
Вариабельность ритма сердца — изменчивость сердцебиений как результат контроля ритма сердца со стороны центральной нервной системы. Чем больше варьирует ритм, тем более он соответствует спокой-
ному, расслабленному состоянию. Чем меньше вариаций, чем более ригиден ритм, тем более он отражает стрессовую реакцию организма.
Мы предположили, что эмоциональные реакции мам детей первого года жизни будут отличаться от таковых у мам детей второго года жизни, а также что именно реакции мам первого года жизни в большей мере будут отражаться на здоровье детей.
Испытуемые и методы
Испытуемые. Было обследовано 100 испытуемых, из них 50 мам, имеющих детей первого года жизни (средний возраст мам составляет 24,46±5,57 лет), и 50 мам, имеющих детей второго года жизни (средний возраст мам составляет 25,54±4,9 лет). Параллельно были проанализированы амбулаторные карты детей этих мам (с разрешения их родителей) с целью выявить изменение диагноза с момента постановки его в роддоме.
Основной базой для проведения исследования послужила детская поликлиника поселка «Ключ жизни» Елецкого района и города Ельца Липецкой области.
Методики
Эмоциональный интеллект оценивался с помощью методики, предложенной Д.В. Люсиным [8].
Описание основных шкал и субшкал опросника
Межличностный ЭИ описывает способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими. Внут-риличностный ЭИ предполагает способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими. Понимание эмоций — способность к пониманию своих и чужих эмоций. Управление эмоциями — способность к управлению своими и чужими эмоциями.
Понимание чужих эмоций — способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей. Управление чужими эмоциями — способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
Понимание своих эмоций — способность к их осознанию: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
Управление своими эмоциями — способность и потребность управлять ими, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Контроль экспрессии — способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
375
Структура опросника определения эмоционального интеллекта (ЭИ)
МЭИ: межличностный ЭИ ВЭИ: внутриличностный ЭИ
ПЭ: понимание эмоций МП: понимание чужих эмоций ВП: понимание своих эмоций
УЭ: управление эмоциями МУ: управление чужими эмоциями ВУ: управление своими эмоциями ВЭ: контроль экспрессии
Для анализа вариабельности сердечного ритма мамы использовали метод кардиографии с помощью программно-аппаратного комплекса «Омега-М». Этот комплекс предназначен для анализа электрокардиограммы в широкой полосе частот (отведения рука-рука). Оценивалась длина RR-интервалов и рассчитывались следующие характеристики вариабельности сердечного ритма.
Мода — наиболее часто встречающееся значение RR-интервала. Амплитуда моды — отношение количества RR-интервалов со значениями, равными Мо к общему количеству RR-интер-валов в процентах. Данный показатель отражает степень ригидности ритма. Вариационный размах — вычисляется как разница между максимальным и минимальным значениями RR-интервалов. Чем он выше, тем сильнее выражено парасимпатическое влияние на ритм сердца. Среднеквадратичное отклонение является наиболее объективным показателем динамики ритмов сердца в оценке вегетативной регуляции ритма сердца. u/D Снижение данного показателя свидетельствует об усилении симпатических воздействий, увеличение — парасимпатических.
Вторичные временные показатели вычисляются следующим образом.
Индекс вегетативного равновесия =Амплитуда моды/Вариационный размах; Вегетативный показатель ритма=1/Мода х Вариационный размах; Индекс напряжения=Амплитуда моды/2х Вариационный размах х Мода. Увеличение числовых значений данных показателей наблюдается при превалировании симпатических, уменьшение — парасимпатических влияний на ритм сердца.
Кроме этих показателей получали наиболее принятые в настоящее время показатели [14]: триангулярный индекс, вычисляется по гистограмме, построенной с интервалом в 8 мс, путем деления общего числа анализируемых RR-интервалов на частоту встречаемости RR, соответствующего моде; стандартное отклонение разностей между соседними нормальными RR-интервалами, высокие частоты (HF — High Frequency) — 0,15-0,40 Гц, показывающие роль парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в формировании колебаний в данном диапазоне частот; низкие частоты (Low Frequency — LF) — 0,04—0,15 Гц (показатель симпатической активации).
Процедура проведения исследования. С согласия мам, имеющих детей первого и второго года жизни, были проанализированы амбулаторные карты детей и определены диагнозы, поставленные в роддоме и врачом поликлиники, к которой прикреплялся ребенок. Выявлялся факт снятия диагноза в течение первого или второго года жизни ребенка.
Все мамы, согласившиеся принять участие в исследовании, предварительно заполняли бланк опросника на оценку эмоционального интеллекта.
В отдельном исследовании дважды последовательно записывали 300 RR-интервалов (фиксированное число, позволяющее эффективно оценить волны высокой и низкой частот сердечного ритма). Запись проводилась в положении сидя с двумя электродами на запястьях рук. Одновременно мамам задавались вопросы о самом неприятном и самом приятном воспоминаниях, связанных с ребенком, таким образом, что одна запись 300 RR-
интервалов сопровождалась припоминанием приятной ситуации, другая — неприятной. При этом половине мам первыми задавались вопросы о приятных ситуациях, а затем о неприятных, второй половине вопросы задавались в обратной последовательности. Анализ вариации сердечного ритма при припоминании положительной ситуации производился отдельно от припоминания неприятной ситуации.
Данные по каждой методике для каждого испытуемого заносились в сводные таблицы Excell. Материалы сводных таблиц обрабатывались, под-считывались среднегрупповые значения по методикам, а также проводился качественный анализ полученных результатов и дисперсионный одно-факторный. Весь экспериментальный материал обрабатывался при помощи компьютерной программы обработки данных SPSS, версии 11.
Для оценки возможности применения Т-критерия Стьюдента был проведен тест Колмогорова—Смирнова для всех исследуемых параметров на соответствие их нормальному распределению. Т-критерий Стьюдента использовался исключительно для переменных, имеющих нормальное распределение. При проведении одно-факторного дисперсионного анализа применялся тест Ливена на оценку однородности выборки. В дальнейшем использовались лишь те результаты,
для которых не было обнаружено достоверных различий между дисперсиями.
Результаты исследования
Анализ амбулаторных карт детей показал, что в роддоме дети получили примерно одно и то же число диагнозов — в среднем по 2 на ребенка. Однако уже в течение первого года их число сократилось, и уже у детей второго года жизни обнаружен в среднем 1 диагноз на 2 человека. Это падение заболеваемости достоверно. Отсутствуют значимые различия по этим параметрам для мальчиков и девочек.
В таблице 1 представлены данные о числе детей первого и второго года жизни, у которых были сняты диагнозы или, напротив, диагнозы остались. Из нее видно, что уже на втором году жизни большая часть детей попадает в группу здоровых. Различий по этому параметру между мальчиками и девочками нет.
Результаты исследования эмоционального интеллекта мам представлены в таблице 2. Поскольку различий между мамами детей первого и второго года жизни по шкалам внутрилич-ностного интеллекта не было, эти данные не показаны. Из таблицы 2 видно, что нет различий в общем эмоциональном интеллекте между группами, но есть различия в контроле экспрессии. Эти различия вполне объяснимы, поскольку мамы детей перво-
377
Таблица 1
Число детей (в %), у которых был снят или не снят диагноз в течение первых лет жизни
Все дети Девочки Мальчики
Выборка снят не снят снят не снят снят не снят
Дети первого года жизни 34 66 26 74 41 59
Дети второго года жизни 60 40 58 42 62 38
378
го года жизни, обычно, не имеют опыта (мамы первенцев в нашей выборке составляют 60%) и осваивают новую социальную роль в весьма эмоциональных обстоятельствах.
При изучении возможных взаимосвязей параметров эмоционального интеллекта с вариациями сердечного ритма оказалось, что параметры межличностного интеллекта в большей мере отражаются в кардиологических данных. Дисперсионный однофакторный анализ показал, что независимые переменные «понимание чужих эмоций» и «межличностный эмоциональный интеллект» влияют на зависимую «переменную соотношение LF/HF» при припоминании негативных ситуаций, связанных с детьми первого года жизни ^=3,946, p=0,001 и F=2,905, p=0,009 соответственно). Следовательно, чем выше понимание чужих эмоций и чем выше межличностный эмоциональный интеллект, тем ниже отношение симпатической активации к парасимпатической при припоминании неприятных событий, связанных с ребенком, то есть более спокойно чувствует
себя мама, припоминания даже неприятные события, связанные с ребенком первого года жизни.
Независимая переменная «способность к пониманию своих и чужих эмоций» влияет на зависимую переменную средний RR-интервал при припоминании как отрицательных ситуаций ^=3,457, p=0,003), так и положительных ^=4,376, p=0,001). И в том, и в другом случае, чем лучше понимание эмоций, тем больше интервал, то есть более спокойно ощущает себя мама.
Таким образом, умение считывать эмоции ребенка, понимание происходящего с ним ведет к более спокойной реакции матери при припоминании ею и отрицательных, и положительных ситуаций, связанных с ребенком первого года жизни. Напротив, отсутствие понимания происходящего ведет к стрессовой реакции, которая у части мам сопровождается замедлением, а у других — учащением ритма сердца, что и фиксируется в отсутствии взаимосвязи.
Результаты дисперсионного од-нофакторного анализа позволили определить влияние независимой
Таблица 2
Особенности внутриличностного эмоционального интеллекта у мам, имеющих детей до двух лет (среднегрупповые значения и стандартное отклонение)
Шкалы
Испытуемые Понимание своих эмоций Управление своими эмоциями Контроль экспрессии Внутриличност-ный эмоциональный интеллект Общий эмоциональный интеллект
Мамы детей до года 13,18±3,8 8,64±2,42 8,5±2,96 30,32±6,7 57,16±11,17
Мамы детей от года до двух лет 13,23±3,24 8,7±1,9 9,8±2,72* 31,72±5,5 59,7±10
Примечание: * обозначено различие между группами с уровнем значимости р<0,05 по Т-крите-рию Стьюдента.
ВЕК
переменной «внутриличностный эмоциональный интеллект» на зависимую переменную «триангулярный индекс» при припоминании мамами положительных ситуаций, связанных с детьми второго года жизни ^=2,049, р=0,059). Чем больше этот показатель, тем выше внутриличнос-тный эмоциональный интеллект. Следовательно, чем больше вариабельность ритма мамы, тем выше ее внутриличностный эмоциональный интеллект. Но высокая вариабельность ритма мамы свидетельствует о парасимпатических влияниях на ритма сердца, то есть вновь о ее спокойном состоянии при припоминании положительных событий, связанных с ребенком. Кроме того, обнаружено влияние независимой переменной «общий эмоциональный интеллект» на зависимую переменную «амплитуда моды» при припоминании мамами отрицательных ситуаций ^=2,436, р=0,039).
Следовательно, наши данные свидетельствуют о том, что чем выше межличностный эмоциональный интеллект мамы, тем спокойнее она относится к различным ситуациям, связанным с ее ребенком. У мам детей первого года жизни в большей мере параметры эмоционального интеллекта отражаются в вариабельности ритма сердца. Чем выше общий эмоциональный интеллект мамы, тем спокойнее она при припоминании негативных событий, связанных с ребенком.
Дальнейший анализ был направлен на выявление предикторов улучшения состояния здоровья ребенка. Как показали результаты исследования, параметры вариаций сердечного ритма (мода, средний ИИ-интервал)
при припоминании положительных и отрицательных ситуаций оказывает влияние на вероятность наиболее быстрого снятия диагноза, поставленного участковым педиатром, с ребенка (при F=6,737, р=0,003; при F=9,182, р=0,000; при F=5,955, р=0,005). Чем больше величина ИИ-интервала, то есть чем более выражены парасимпатические влияния в регуляции ритма сердца, тем более спокойна мама, тем более ответственные решения она принимает.
Таким образом, наши данные свидетельствуют о небольшой разнице в эмоциональном интеллекте матерей детей первого и второго года жизни: последние лучше контролируют собственные эмоции. Поскольку большинство обследуемых мам имели первого ребенка, то данное различие просто объясняется различным опытом. Чем больше этот опыт, тем в большей мере мамы контролируют свои эмоции. Однако выяснилось, что у мам детей первого года жизни, в отличие от мам детей второго года жизни, особенности эмоционального интеллекта в большей мере отражаются в особен- и/и ностях вариаций сердечного ритма. Чем выше понимание чужих эмоций, в частности, эмоций ребенка, тем спокойнее мама при припоминании эмоциональных событий, связанных с ребенком, регуляция ритма сердца у мам с высоким межличностным интеллектом чаще находится под контролем парасимпатической нервной системы.
Более того, выяснилось, что именно спокойное отношение матери при припоминании ею эмоциональных событий является предиктором скорого снятия диагноза у ребенка первых двух лет жизни. Если мать может по
ВЕК
прошествии времени взвешенно отнестись к ранее проблемному событию, она может эффективнее решать поставленные перед нею задачи, в том числе и задачи по восстановлению здоровья ребенка.
Выводы
1. Мамы, имеющие детей второго года жизни, лучше контролируют эмоциональную экспрессию по сравнению с мамами детей первого года жизни.
2. Высокий межличностный интеллект обусловливает спокойное реагирование мамы при припоминании эмоциональных ситуаций, связанных с ребенком, что выражается в преимущественной парасимпатической регуляции сердечного ритма в этот период.
3. Наилучшим предиктором скорого снятия диагноза у ребенка первого года жизни будет превалирование парасимпатического контроля ритма сердца при припоминании ею эмоциональных событий, связанных с ребенком (вне зависимости от знака этих событий).
380
ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский Р.М. Кибернетический анализ процессов управления сердечным ритмом. Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. — М.: Медицина, 1976. — С. 161-175.
2. Батуев A.C., Безрукова О.Н., Кощавцев А.Г. и др. Биосоциальная природа материнства. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007.
3. Баранов A.A. (ред.) Здоровье детей России. — М.: Союз педиатров России, 1999.
4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Пер. с англ. — М.: Академический проект, 2006.
5. Винникот Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. — М.: Литур, 2004.
6. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. — 1991. — № 4. — С. 101-114.
7. Камилова Н.М. Совершенствование прогнозирования риска перинатальной патологии // Журнал РОАГ. — 2006. — № 3. — С. 23-29.
8. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. — 2006. — 4. — С. 3-22.
9. Математические методы анализа сердечного ритма / Под ред. В.В. Парина и Р.М. Баевского. — М.: Наука, 1968.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
11. Николаева Е.И. Психофизиология: Учебник для вузов. 3-е изд. — М.: ПЕРСЕ, 2008.
12. Ainsworth M. D.S. Patterns of infant-mother attachment as related to maternal care . Magnusson D., Alien V. (eds) Human development: An interacyional perspective. — N.Y.: Academic press, 1983. — P. 432-463.
13. Ikemura (Eds.). Monographs for the Society for Research in Child Development: Caregiving, cultural, and cognitive perspectives on secure-base behaviour and working models: New growing points of attachment theory and research. — 1995. — V. 60. — P. 2-3, Serial No. 244.
14. Heart rate variability. Standards of Measurement, Physiological interpretation and clinical use // Circulation. — 1996. — V. 93. — P. 1043-1065. ■