32
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ПСКУССТВОВЕаЕНПЕ
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИКИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА: КОНТЕКСТ СИМБИОЗА
Жанмырзаева Хорлан Бакытовна
Магистрант 1-го курса, КазНУИ, артистка цирка, ГККП «Столичный цирк», г. Астана
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется процесс влияния элементов хореографического искусства на развитие эстетики цирковых номеров и целостных представлений посредством симбиоза хореографии и цирка. ABSTRACT
The process of influence elements of choreographic art on the development of the aesthetics of circus arts and holistic performances through symbiosis choreography and circus is analyzed in article.
Ключевые слова: симбиоз искусств, цирковое искусство, хореографическое искусство, цирковой балет, цирковая хореография, цирковые номера, цирковые представления.
Keywords: symbiosis of arts, circus art, choreographie art, circus ballet, circus choreography, circus arts,circus performances.
Роль хореографического искусства в реформировании цирковых программ может перевернуть с ног на голову привычное представление об этих искусствах, такой симбиоз поможет превзойти любые, даже самые смелые ожидания зрителей, а именно этого и добивается каждый постановщик спектакля. Эта статья о хореографии, конкретнее о том, как элементы танца влияют на эстетику цирковых номеров и спектакля в целом. Чтобы определить меру влияния для начала определимся с понятиями хореографии (танцевальное искусство) и циркового искусства. Это необходимо в первую очередь для того чтобы определить что отличает эти виды искусства и найти точки соприкосновения.
В переводе с греческого "хореография" означает "запись движения» [1]. Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие "хореография" в настоящее время включает в себя все то, что относится к искусству танца. Танцевальное и цирковое искусство имеют сакральное происхождение и опираются на многовековые традиции. Бесспорным будет определение того, что основами для развития этих двух видов искусств были трудовые процессы (народные празднества, обряды, ритуалы, спортивные состязании и т.п.). В целом, развиваясь вместе с народом, его культурой, принимая различные формы и направления, эти два вида искусств оказали огромное влияние на развитие духовно-эстетической культуры общества.
Танец - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие некую единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой, вместе с нею образуя музыкально -хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца [2, с. 205].
Цирк, если он искусство, то искусство реализации человеческих возможностей. В основе цирковых выступлений - преодоление сложнейших физических препятствий, а также комические приёмы, в большинстве случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков народных балаганов. По своей природе цирк всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство - трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики [4, с. 10]. Существует множество определений трюка, например: «Цирковой трюк представляет собой отдельный законченный фрагмент любого циркового номера, хотя бы самый обыкновенный по технике и кратковременный по выполнению, но вполне самостоятельный и в себе замкнутый, и является простейшим возбудителем реакции, воздействующим на зрителя таким реально выполняемым разрешением задания, которое лежит вне обычного круга представлений и в этом кругу кажется неразрешимым» [3, с. 314]. Еще один пример: «Трюк - действие надбытовое и специфически цирковое. Самобытность трюка в том, что он закончен по своему выражению, филигранен по технике исполнения, постоянен по форме. Трюк - это гаммы цирка. Без виртуозного владения трюком цирк немыслим. Но техника исполнения трюка не исчерпывает возможностей цирка. Число трюков каждого циркового жанра чрезвычайно ограничено. Их увеличение чаще происходит за счет количественного или качественного изменения уже существующих. Так, например, вместо рекордных когда-то шести обручей жонглеры кидают теперь и восемь, и десять. Или же заднее сальто-мортале, рядовой трюк прыгунов с подкидной доской, вырос в принципиально новый, когда А. Саженев стал его исполнять на двухметровых ходулях» [4, с. 15-16].
В 1949 году это казалось высшим достижением, вершиной прыжковой акробатики. Но сейчас В. Довейко-сын выполняет сальто-мортале с двойным пируэтом, стоя уже на одной ходуле. М. И. Немчинский в своей книге «На манеже цирка -артист» пишет: «Физический характер
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
33
акробатических и гимнастических трюков, прежде всего, требует техничности их исполнения. Техничность исполнительского мастерства - основа цирка. Но один лишь трюк не может еще служить знамением циркового искусства. Обезличенный трюк, трюк всего лишь как пресловутое реальное преодоление реальных препятствий, трюк, не одухотворенный отношением артиста, может свидетельствовать о выучке, профессионализме, школьности работы, наконец, но, все равно, останется лишь демонстрацией владения ремеслом» [4, с. 21]. Такое положение дел негативно отражается на эстетическом восприятии циркового номера, приводит к понижению уровня исполнительского мастерства, появлению низкокачественных цирковых номеров. Невыразительное исполнение трюков, отсутствие художественной образности у циркового номера делают его скучным и неинтересным для зрителя. Художественно-образная структура циркового искусства основывается на трюке, как главном выразительном языке цирка. Как бы ни был разнообразен трюк в различных цирковых жанрах, он всегда предстает как навык и особые способности исполнителя. Здесь применимы определения Ж.-Ж. Новерра, одного из основоположников балетного театра. Он писал не о цирковом артисте, но в данном случае идею его мысли можно примерить на него, т.е. на артиста цирка: «Когда танцовщику удается
соединить блестящее знание ремесла с умом и выразительностью, ему по праву принадлежит звание художника; он одновременно и хороший танцовщик и превосходный актер. Признаюсь вам, что, к сожалению, такое сочетание встречается очень редко, потому что танцовщики отдают все свое внимание движениям ступней ног; не упражняя ум и душу, они пренебрегают языком страстей, оживленным и выразительным действием, коим должен обладать жест; но, смешивая действие с движением, они впадают в ошибку и постоянно заблуждаются» [5, с. 70-71].
Художественный образ для постановки и исполнения циркового номера имеет большое значение. Формы, которые он принимает при своем манежном воплощении, в равной степени зависят как от индивидуальности артистов, так и от обстоятельств, предлагаемых замыслом номера [4, с. 39]. Характер трюков, костюмы, музыкальное и световое оформление, декоративное решение реквизита существенно влияет на формирование художественного образа на манеже. Анализ цирковых программ позволил сделать вывод о том, что наиболее полное раскрытие художественный образ получает именно в творческой реализации циркового номера в симбиозе с хореографическим исполнением. Пластика и динамичность хореографии, словно искусная огранка бриллианта, помогает артисту не только в полной мере донести манежный образ, но и проявить в номере свою индивидуальность и одаренность, улучшить эстетическое восприятие зрителем. Вот весьма показательный пример: «В. И. Сербина, исполняющая на проволоке фольклорные танцы, была явлением уникальным. И дело тут вовсе не в хореографической выучке, не в виртуозности
владения проволокой, не в новизне приема исполнения танца именно на проволоке, даже не в выборе жанра номера. С детских лет выступала Сербина в акробатических номерах, более десяти лет была эквилибристкой на проволоке, сначала с сестрой, потом одна, работала честно, профессионально, с успехом, но - не больше. И только включение в номер фольклорного танца позволило прозвучать, наконец, индивидуальности актрисы. Зажигательный темперамент В. Сербиной, замороженный прежним салонным решением номера, прорвался в искрометной "барыне". Стоило актрисе шевельнуть плечиком, повести глазом, притопнуть ногой, как зал был заворожен. И танцевала Сербина уже под дружный, ритмически организованный шквал аплодисментов. Так жизненный темперамент актрисы преобразил сам характер традиционных танцев на проволоке» [4, с. 57]. Следовательно, именно танец или маленькое художественное произведение одухотворяет исполненный трюк.
Сегодня в Казахстане происходит реформация цирковых программ. Создатели шоу-программ находятся в постоянном поиске новых творческих методов, отсюда возрастает интерес к искусству манежа и перевоплощению его в грандиозное представление, шоу, посредством симбиоза хореографии и элементов цирка. Современный этап развития казахстанского циркового искусства характерен тем, что цирковой артист сегодня самостоятельно формирует индивидуальный оригинальный исполнительский стиль, оттачивает не только трюковую виртуозность, но и совершенствует свое мастерство посредством образности, выразительности и динамичности хореографии. Самые смелые обращают свой взор на технику балетных элементов и активно применяет в своей программе. Например, результатом реформаций, синтеза хореографического и циркового искусства на аренах западных ведущих цирков стало совершенствоваться уникальное явление мировой культуры - масштабное феерическое интернациональное шоу - цирк "Дю Солей". Канадский цирк "Дю Солей", немецкие цирки "Ронкалли" и "Флик-Фляк", китайские цирки являются яркими примерами использования цирковой хореографии. Интересен тот факт, что хореографическое искусство по-прежнему является зрелищем, социальным ритуалом, но главная его функция заключается в том, что оно представляет собой современной искусство, способное для синтеза с другими видами искусств. Как новое выразительное средство актуального художественного высказывания появился новый феномен - цирковой балет. Развитие циркового балета по своему смысловому содержанию и практическому воплощению направлено на решение эстетических и культурных задач с новыми выразительными средствами, где специалисты работают над поиском техник, отражающих дух современности в искусстве.
Использованная литература:
1. Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.
org/wiki/Хореография
34
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
2. Беляев А. А., и др. Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. - С. 447.
3. Кузнецов Е. Цирк. Происхождение. Развитие. Перспективы. М.-Л.: «Academia», 1931. - С. 415.
4. Немчинский М.И. «На манеже цирка -артист». Москва: Советская Россия, 1974. - С. 72.
5. Новерр Ж.-Ж. Письма о танцах. Л. "Academia", 1927. - С. 316.
МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ
Карпенко Виктор Николаевич
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры теории и методики хореографического искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород
Карпенко Ирина Анатольевна доцент кафедры хореографического творчества, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород
Пекшин Алексей Андреевич магистрант кафедры теории и методики хореографического искусства Белгородский государственный институт искусств и культуры,
г. Белгород.
С самого зарождения танцевальной культуры любого народа происходит взаимосвязь с другими видами искусства и взаимовлияние различных жанров.
Танцевальное искусство за всю историю своего развития путем накопления и отработки определило приемы, позволяющие средствами, присущими этому искусству выразительности передавать
разнообразнейшую информацию, составляющую содержание и эмоциональный заряд искусства хореографии. Видим ли мы гранд па в балете, или коротенький танец в небольшой юрте, или сюиту народно-сценических танцев, мы понимаем, что волнует человека, чем он делится со своим зрителем.
На ранних этапах развития танец жил в неразрывном единстве с поэзией песни и музыки. Трудно сказать, кто кому обязан той содержательностью, осмысленностью, которые отличают каждое из этих искусств. Во всяком случае, ясно, что выразительные средства танца существовали всегда не сами по себе, а как образное выражение мысли, содержания. Все это вместе определило границы выразительности танца, без которых он не является самим собой.
Хореография - это определенная целостная сущность, имеющая свои конкретные формы проявления и закономерности бытования. Среди них имеется то общее, что объединяет хореографию с другими видами искусств: музыкой, поэзией,
живописью, драмой, графикой, и то особенное, что делает ее именно хореографией. Такая особенность проявляется в собственных выразительных средствах хореографии, отличных от всех других видов искусства и создающих хореографическую образность.
Хореографическое искусство имеет свои особенности и отличительные черты. В танце, как и в каждом виде искусства, художественная правда находит свой специфический, присущий только ему, конкретно-чувственный облик, обусловленный своими выразительными средствами. Выразительные средства танца:
• пластика человеческого тела (движения,
позы, жесты, мимика);
• танцевальная лексика (традиционная, образная, подражательная);
• рисунок танца (пространственная композиция танца);
• музыка;
• сценическое оформление танца (костюм, грим, свет, декорации).
Все эти выразительные средства, составляя единое целое, называются композицией танца.
Танцевальная культура (наряду с песней) наиболее непосредственно связана с бытом и подвержена влиянию моды. В ее образном содержании преломляются стандарты вкуса и эстетической нормы каждой эпохи; в экспрессии танцевальной музыки отражаются и облик людей данного времени, и манера их поведения.
Изначально танец находился в единстве со словом и музыкой, но постепенно стал вычленяться из синкретичного искусства, приобретая устойчивые формы. Движения изменялись, подвергались художественному обобщению, в результате чего и сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Основные выразительные средства танцевального искусства - это гармоничные движения и позы, пластическая выразительность и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция. Огромную роль играют также костюм, театральный реквизит, выразительные средства драматургии, которые существенно обогащают и конкретизируют танец, придают ему особую силу воздействия. Но, пожалуй, любой танец немыслим без музыки, усиливающей выразительность движений и жестов танцующих, эмоциональный строй танца в целом.
Танец - это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но, в то же время, наделенный изобразительными правами балетной пластики [3].
Включая в себя различные виды искусств, хореография обнаруживает с ними родство, обладает