УДК 336.71
ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИИ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РОСТ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
© И. О. Валитов
Башкирский государственный университет Нефтекамский филиал Россия, Республика Башкортостан, 452681 г. Нефтекамск, ул. Трактовая, 1.
Тел./факс: +7 (34783) 2 35 80. Email: reception@ nfbgu.ru
Автор данной статьи обращается к актуальному вопросу причинно-следственных связей экологии и демографии. Рассматривая такие аспекты, как экономическое и социальное неравенство в мире, он акцентирует внимание на том, что только совместными усилиями всех стран мира возможно предотвратить глобальную экологическую катастрофу. Особое внимание уделяется роли важнейшей составляющей глобального равновесия - нравственной компоненте: невозможно перестроить реальность (экономику), не перестроив при этом отношения общества к этой реальности. Общество взаимодействует с окружающей средой, поэтому проблемы демографии и развития института семьи являются частью глобальной проблемы экологии. В этой связи, приоритетное значение должна приобрести идея человеко-сбережения.
Ключевые слова: экология, экологическая катастрофа, демография, демографический рост, нравственная составляющая, глобальное равновесие, институт семьи, политика чело-векосбережения.
веческих существ живут в тени тотальной катастрофы», - полагал Л. Мамфорд.
В условиях, когда человечеству грозит экологическая катастрофа, пессимистический подход оказывается по-своему современен и актуален.
По существу, этот сегодняшний новый мир, новая экономика, мало похожая на экономику свободной рыночной конкуренции времен Смита и Рикардо. Он предстает перед нами в новом характере рыночных отношений, в образе новых проблем и противоречий. Прежде всего, это замещение механизмов свободной конкуренции механизмами картельных соглашений транснациональных корпораций (ТНК), поделивших между собой более трети рынка труда, более половины рынка капитала, более двух третей общего объема продаж наукоемкой продукции. Поскольку мир ТНК представляют собой страны «золотого миллиарда», последние получают возможность аккумулировать у себя через соответствующие финансовые механизмы и институты подавляющую часть добавленной стоимости отсталых и развивающихся стран. В обратном направлении идут потоки капитала на создание экологически неблагополучных производств и переработку накопленных отходов стран «золотого миллиарда». Подобная ситуация разводит народы все дальше и дальше друг от друга по шкале национального благополучия. Эту систему, которая возвышает возвысившихся и содействует дальнейшей деградации деградирующих, теперь называют новым мировым разделением труда. В результате мы являемся свидетелями постоянно усиливающегося экономического и социального неравенства стран [1].
Обеспокоенность проблемами окружающей среды и демографическим ростом народонаселения - глобальные явления, как по масштабам, так и по массовости проявления в общественном сознании. Экологический кризис угрожает здоровью и безопасности людей. Эти проблемы возникли не сегодня. Еще в 1992 г. в журнале «Социологические исследования» были опубликованы данные опроса общественного мнения «Здоровье планеты», проведенного международным институтом Дж. Гэллапа. Одной из важных причин экологических проблем, по мнению респондентов-россиян, участвовавших в данном опросе, наряду с промышленностью (69%), бездействием правительства (55%) является нанесение ущерба природе каждым человеком в отдельности (54%), а также недостаток знаний (48%). Доля респондентов, принимавших личное участие в защите окружающей среды, составила около 50%. При этом воздействие отдельных граждан и социальных групп на решение этих задач было оценено в основном как среднее (28%) или незначительное (30%).
Социально-экологические проблемы на мировом, общенациональном, региональном и территориальном уровнях более чем актуальны.
Что мы обнаруживаем при ближайшем ознакомлении с экологической проблемой?
Например, по мысли А. Тойнби, человечество сегодня потеряло четкие ориентиры и «не видит пути в будущее», его ожидают либо самоликвидация, либо исчезновение личности в тоталитарном мировом режиме. Гибель человека, порабощенного техникой и утратившего духовную и нравственную самобытность, предрекали Л. Мамфорд, П. Гудмен и другие. Ныне «миллионы чело-
В результате природопользования чрезмерным количеством людей сотни видов животных вообще исчезли с лика Земли, а тысячи видов находятся под угрозой полного истребления. Загрязненность биосферы приняла глобальные масштабы. Канцерогенные вещества, т.е. вещества, вызывающие рак, обнаруживаются в воздухе, воде, в земле и в пище во всех точках суши всех стран и всех континентов.
Дальнейший экономический рост с увеличением потребления энергии и природных ресурсов может подтвердить прогноз, по которому человечество как биологический вид вряд ли имеет перспективу полноценного биологического существования после 2030 г. Судя по врожденным заболеваниям, этот срок уже наступил. До 50-х гг. XX в. только 4% всех родившихся детей обладали тем или иным врожденным дефектом. Все изменилось, когда человечество встало на путь использования ядерной энергии и химической индустрии. И уже в 1967 г., как свидетельствовал академик АН СССР Н. П. Дубинин, число детей с врожденными отклонениями в мире достигло 6%, в 1978 г. - 11%. В 1974 г. у европейского населения частота генетических нарушений с экстраполяцией на весь период жизни составляла около 10%, в 2001 г. эта цифра возросла до катастрофической величины - 73.8%! Началась самоускоряющаяся деградация человечества как биологического вида [2].
Заболеваемость и различного вида патологические изменения у человека, животных и растений с середины XX в. носят взрывной характер. Например, за последние 50 лет объем вырабатываемой спермы у мужчин сократился на 50%. С 1960-х гг. число случаев бесплодия у пар в индустриально развитых странах увеличилось более чем вдвое, а тестикулярный рак (рак яичка) становится все более распространенным заболеванием. Соотношение новорожденных мальчиков и девочек в некоторых регионах резко изменилось, а у новорожденных мальчиков все чаще обнаруживаются дефекты репродуктивной системы [3].
Одна из самых заметных демографических тенденций второй половины XX в. - ухудшение показателей репродуктивного здоровья. По данным, представленным на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в период 1960-1990 гг. величина коэффициента фертильности в мире снизилась в 1.5 раза. Согласно статистике ВОЗ, от 8 до 15% семей имеют проблемы с естественным наступлением беременности, в развитых странах более 40 млн. супружеских пар лечатся от бесплодия и более 2 млн. молодых пар поступают на лечение ежегодно. Было продемонстрировано уменьшение объема эякулята и концентрации гамет за последние 50 лет почти в два раза. Скорость убыли сперматозоидов составляет в среднем 2% в год.
На долю так называемых отсталых стран, где уровень среднедушевого дохода не превышает 350-370 долларов в год, приходится сегодня около 60 процентов всего населения Земли. Это геомасштабный пояс абсолютной бедности, сокращение рождаемости, отсутствие медицинской помощи -основной источник разрушения глобального социально-экономического равновесия. За этим поясом следует пояс относительной бедности, который охватывает страны, где среднедушевой доход не превышает 2300-2500 долларов в год - так называемые развивающиеся страны. Это еще более четверти населения земли. В сумме на эти две группы стран приходится около 85% населения. Над ними, как бы особняком, стоят страны «золотого миллиарда» во главе с США. Среднедушевой доход в этих странах превышает 20 тыс.. долларов в год, т.е. в 8 раз выше, чем в развивающихся и в 55 раз -чем в отсталых странах [1, с. 92].
Положение отсталых стран в глобальном экономическом пространстве дополнительно усугубляется нарастающим валом техногенных и природных катастроф, непропорциональным ростом затрат на их ликвидацию в национальном продукте этих стран по сравнению со странами золотого миллиарда. Так, по данным академика В. И. Осипо-ва, отношение экономических потерь от крупных природных катастроф к национальному ВВП составляет для отсталых стран более 20 процентов.
Одной из определяющих компонент глобального равновесия является нравственная составляющая социально-экономического развития, непосредственно связанная с человеком, его культурой, историческими преданиями и верованиями, особенностями национального уклада жизни. Либеральная доктрина, являющаяся основой современного миропорядка, с самого начала ничего общего с человеком не имела.
Внутренний мир человека остается вне рамок этой доктрины. Одной из определяющих причин их низкой результативности - пренебрежение духовным Миром человека, его нуждами и чаяниями. В этой связи следует обратить внимание на проблему ускоряющейся смертности населения России.
Начиная с 1992 г., коэффициент смертности населения России значительно превышает коэффициент рождаемости. По этому страшному показателю Россия примерно в два раза «опережает» европейские страны и США. У нас начался, может быть, необратимый процесс депопуляции - своеобразный «крест над Россией».
Сегодня демографический вопрос становится вопросом национальной безопасности.
Согласно прогнозу Госкомстата Российской Федерации, население страны на начало 2011 г. составит в среднем 138 млн. 200 тыс. человек, а к 2050 г. - от 75 млн. до 100 млн. человек. Относительные показатели рождаемости продолжают оставаться крайне низкими - 132 родившихся ре-
бенка на 1 тыс. женщин в возрасте от 15 до 49 лет, что недостаточно, чтобы обеспечить даже простое воспроизводство. Средняя продолжительность жизни в России - 65 лет, сокращается и трудовой потенциал страны.
Сложившаяся ситуация подталкивает руководство Российской Федерации к принятию мер по урегулированию семейной политики. В 1996 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ «Об основных направлениях государственной семейной политики», направленный на поддержку института семьи в целом.
Вопросы повышения статуса семьи в обществе были и остаются одним из приоритетных направлений политики президента Республики Башкортостан, правительства Республики Башкортостан. Несомненно, в республике в этом направлении в последние 10 лет с 1998 г. ведется достойная всеобщего внимания работа - реализуются республиканские программы социальной направленности.
Чувство защищенности со стороны государства и вера в завтрашний день способствуют увеличению количества браков и росту рождаемости в республике. Увеличивается количество многодетных семей. Еженедельно в республике рождается от 1 до 2 тыс. детей. Родилось 288 двойняшек и 2 тройни, более 24 632 мальчиков и более 22 840 девочек.
К сожалению, широкое распространение среди молодежи получили концессуальные браки. Отрицательную роль играют отдельные СМИ, некоторые каналы центрального телевидения. Об увеличении количества таких сожительствующих людей свидетельствует увеличение количества детей, рожденных вне брака.
Также беспокоит рост количества разводов. Пьянство и аморализм родителей пагубно влияют на детей любого пола и возраста, но не в одинаковой мере. По нашим наблюдениям, на девочках это влияние сказывается больше, чем на мальчиках, а на мальчиках «предподросткового» возраста больше, чем на подростках. Это, по-видимому, объясняется тем, что мальчики, и особенно подростки, более самостоятельны по отношению к семье и родителям и на них сильнее воздействует окружающая общественная среда.
Таким образом, семейное воспитание зависит от многих обстоятельств, среди которых главную роль играет образ жизни и поведение родителей. В этом смысле социологические данные могут лишь подтвердить наблюдения и выводы А. С. Макаренко, который, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы раз-
говариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия».
Одной из определяющих причин пьянства, разлада семьи, ускоряющейся смертности российского общества является отступление граждан России от нравственных, духовных принципов жизнедеятельности людей, накопленный как за годы советской власти, так и, в особенности, за годы так называемых рыночных реформ.
Чтобы побороть эту страшную беду, придется начинать не с материального, а с духовного. Развитие России как великой державы возможно только в том случае, если трудовой энтузиазм народа, его желание творить и побеждать раскроются в полной мере. Достичь такого эмоционального подъема путем насилия или личной корысти невозможно. Здесь требуются иные стимулы, имеющие духовную природу.
Создание государства только на духовных основаниях обеспечит величие России с точки зрения качества жизни. Задача вполне реальная, учитывая, что в 1960-х гг. СССР уже имел самые низкие среди цивилизованных стран уровни смертности, преступности, самоубийств, наряду с передовыми научно-техническими и культурными достижениями советского народа.
Для того чтобы отвернуть мир от опасности глобального разрушения, необходимо разрешение глобальной проблемы организации системы социальных гарантий, обеспечивающей человеку достойное существование и создающей необходимые условия для обеспечения высокого качества жизни для всех.
Эту систему мы называли системой национального имущества [4].
Если рассматривать общество в целом, т.е. как демографическую систему, то жизнь семьи есть, конечно же, форма воспроизводства человеческой жизни. Демография исследует процесс производства и воспроизводства населения, динамику населения, проблемы миграции, наконец, семью как демографическую единицу и т.д. На рост населения влияет множество социально-экономических факторов: уровень развития экономики, науки, здравоохранения, социального обеспечения, социальных отношений, тип культуры, психология народа, воспитание и характер традиций. Небезынтересна динамика роста населения Земли: в начале нашей эры население Земли составляло примерно 275 млн.
человек, в 1850 г. - 1 млрд., в 1900 г. - 1.6 млрд., в 1930 г. - уже 2 млрд., в 1976 г. - 4 млрд., в 1987 г. -5 млрд., в 2000 г. - более 6 млрд. человек.
Однако быстрый рост населения при ограниченных природных ресурсах, по мнению современных последователей Т. Мальтуса, создает для общества катастрофическую перспективу: теперь оно находится в положении человека, чувствующего дискомфорт. Сущность современной демографической ситуации видится авторами в «необузданном размножении» человечества. Мрачные перспективы рисуются из того положения - это высокая детская смертность, эпидемии, войны как «целительные» средства, отягчающие противоречия между «чрезмерным» ростом населения и ограниченными природными ресурсами. Эти идеи развивал в свое время Т. Мальтус в своем законе динамики народонаселения. Нельзя при этом не признать, что Мальтус увидел действительно важную проблему соотношения роста населения с возможностями обеспечения его средствами питания.
Численность населения, живущего на весьма ограниченной территории, может оказаться столь значительной, что постепенно приведет к истощению ресурсов. Развитие экологической науки, как видим, немыслимо вне осмысления демографических проблем. Рост народонаселения, безусловно, зависит от загрязнения среды, дефицита ресурсов, нарушения устойчивости, гомеостаза системы «человечество - природа». В свете данных опасностей как раз и выдвигается на первый план этическая тематика.
Сегодня мы должны думать не столько о росте населения, сколько о том, что человечество, став планетарной силой, вынуждено регулировать свою деятельность, так что возникает потребность единения этики и естественных наук. Политик, врач, философ, ученый должны ориентироваться на принцип ответственности как интегральной ценности. Необходимо поступать так, чтобы обеспечить благоприятное будущее тому социокультурному и духовному целому, которому ты принадлежишь. Другими словами, в ценностно-целевых отношениях надо быть максимально всесторонним и проявлять любовь к близким; ведь именно любовь делает нашу деятельность наиболее эффективной.
Этика ответственности - научная этика. Поэтому совершенно недопустимо подменять ее суррогатными формами этического знания. В этом плане необходимо заметить, что многие проблемы экологической и биомедицинской этики разрешимы только на путях этики ответственности.
Изменения в народонаселении так или иначе оказывают воздействие на общее состояние экономики, развитие производительных сил общества, на темпы общественного развития. В связи с этим необходимо учитывать и тот момент, что проблема народонаселения не сводится лишь к проблеме роста общей численности людей на Земле. Общество
взаимодействует со средой обитания людей, с природой. В данном отношении вопросы демографии -это часть глобальной экологической проблематики и поэтому должны решаться в общем контексте всех культурных и социальных проблем. «Безусловно, - замечает А. Г. Спиркин, - существенным для судеб общества, а также его взаимоотношения с природой является не просто факт наличия населения, а поддержание его на оптимальном уровне».
Проблема роста народонаселения упирается в мировоззренческую проблему регуляции природы, которая должна рассматриваться в контексте современных глобальных проблем.
Глобальные проблемы не должны заслонять собой проблемы региональные, а также индивидуальные, личностные. Нам грозит не только опасность уничтожения человеческого рода, но и опасность дегуманизации человека. Все прогрессы не имеют никакого смысла, если разрушается сам человек, его духовный, внутренний мир. Происходит замыкание на своем и личном. Человек ограждается от общества своим домом, своим благополучием, а, следовательно, от его дома зависит и его здоровье.
В настоящее время ответственность за увязывание национальных, общественно-политических и общечеловеческих интересов с интересами живой природы необычайно возросла. Повышение ответственности за общеродовое творчество связно с тем, что ошибки только одного творца чреваты непредсказуемыми последствиями для всего человечества. Проблема единства общечеловеческих интересов может быть решена только при выходе человека за свои биовидовые пределы и этим самым создается более совершенная, чем сам человек, форма разумной жизни. Население будет возрастать, и возрастать духовно, если будет в духовном плане укрепляться наш общий братский род. Таким образом, тема народонаселения и тема экологической, духовной культуры находятся в состоянии слитности рассмотрения и единения.
Развитие ноосферных форм жизни связано с синтезом опыта предшествующих поколений, тогда как в пределах современного учения о ноосфере данная регуляция может быть названа технологией ноосферы или ноотехнологией. При этом под последней мыслится новый, более совершенный этап в воспроизводстве и совершенствовании природы и человека. «Так, если «физико-химическая» технология предназначена для управления процессами в неживой природе, а биотехнология - для управления в живой, то смыслом ноотехнологии, - пишет А. Г. Горбачев, - включающей все предыдущие технологии, является сознательная онтологическая эволюция самого человека».
Эта социальная онтология выступает как мировоззренческая основа исследования влияния экологии на демографический рост народонаселения. Ведь ноотехнология оказывает влияние на процесс
запоминания отдельным человеком своего состояния молодости, а молодость, ориентация на нее есть условие самовоспроизводства всего человеческого рода в целом.
Ноотехнология, делая детородное самовоспроизводство человека неперспективным, открывает тем самым путь к бессмертию, но, конечно же, к бессмертию, главным образом, технического разума.
Любые прогрессы реакционны, если разрушается и гибнет сам человек. Психологи полагают, что сложнейшей для человека является ситуация, когда, например, в результате травмы, он утрачивает память, свое глубинное «я». В подобной ситуации может оказаться не только отдельная личность, но и все общество в целом, когда оно утрачивает нравственную, историческую и иные формы памяти.
Известно, что Ф. М. Достоевский видел сущность своих мировоззренческих поисков в обретении «человека в человеке». В отличие от проповедников, идеи «сверхчеловека» Достоевский видел в утрате различия между добром и злом страшную социальную и духовную болезнь, несущую всему роду огромные бедствия.
«Мысль об опасности победы «звериных свойств» над человеческими пронизывает все творчество Достоевского. Один из величайших гуманистов в истории человечества, он всегда был на стороне героев своих романов - бедных, униженных, оскорбленных. Сегодня в нашей стране культивируется самый настоящий социал-дарвинизм: в борьбе выживает сильнейший, бедный же заслуживает только презрения. Можно привести несколько высказываний нашей политической и интеллектуальной элиты. Дмитрий Аяцков, бывший губернатор Саратовской области: «Бедным не место в парламенте... Что они смогут решить для народа, когда для них главным будет вопрос - добыча куска хлеба с маслом...» Небезызвестная Ирина Хакамада: «Бедным быть в наше время стыдно, бедным быть унизительно. Бедный всегда завидует богатому, а потому способен на все». Владимир Войнович, писатель: «За бедных ни в коем случае голосовать нельзя - они же все разворуют» [5].
Этим людям Достоевский явно не по вкусу. Моральный уровень таких рассуждений таков, что невольно представляешь себе дебри глубинной Африки.
Там есть озеро, название которого с языка тамошнего первобытного племени переводится примерно так: «Озеро, на этом берегу которого ловим рыбу мы - хорошие, добрые, умные, красивые. На том берегу они - плохие, злые, дураки, уроды».
А вот что пишет прогнозист-демократ Денис Драгунский: «Когда реформы победят ... то одна десятая населения будет получать достойную зарплату, обладать доброкачественным социальным страхованием, медобслуживанием, образованием для детей, иметь машины, хорошие дома и прочее.
Задача государства должна заключаться в том, чтобы этот круг не был разрушен обездоленными массами». А посему предлагает готовить армию для выполнения жандармско-охранительных функций. Этому автору будто невдомек, что столь живописуемое им «светлое завтра», становящееся нашим «сегодня», уже было в нашей стране «вчера», и кончилось оно плачевно для 1/10 населения в октябре 1917 г. А вот размышления по этому поводу Достоевского: «Я никогда не мог понять смысла, что лишь 1/10 людей должны получать высшее развитие, а что остальные 9/10 служат лишь материалом и средством... Эта идея ужасная и совершенно антихристианская. Я не хочу мыслить и жить иначе, что все наши 90 миллионов русских или сколько их тогда будет, будут образованы и развиты, очеловечены и счастливы. С условием 10-й лишь части счастливцев я не хочу даже и цивилизации» [5]. Эта позиция подлинного гуманиста и, смеем сказать, настоящего демократа!
Когда-то большевики, используя слова К. Маркса «религия - опиум для народа», попытались отсечь народ от религии. Сегодняшние реформаторы, объявив рынок абсолютной ценностью, отсекли от народа, как опиум, бесплатные медицинское обслуживание, образование, доступное жилье, своевременную выплату зарплаты и даже самое дорогое, что вообще есть у человека - жизнь как таковую.
По средней продолжительности жизни со среднеевропейского уровня мы отброшены на последнее место в Европе. «Не давать людям состариться - в этом состоит большое искусство управлять», - говорил Наполеон Бонапарт, кумир Рас-кольникова. Это чуть ли не единственное искусство, которым в совершенстве овладели проповедники либерального капитализма. В среднем по стране вознаграждение за труд приближается к черте социального пособия по выживаемости, реальные размеры среднедушевого дохода, зарплат и пенсий не могут обеспечить основной массе работников, пенсионеров и членов их семей нормального уровня жизни. Социальная цена преобразований оказалась непомерно высокой для российского общества. Что же касается либерального капитализма, то в мире усиливается его критика. По мнению Дж. Сороса, теперь миру угрожает не коммунизм, а «рыночный фундаментализм». Разумеется, капитализм кого-то обогащает. Вместе с тем он очень многих обрекает на нищету.
По данным ООН, на 20% населения планеты, относящихся к числу избранных, приходится 86% всего мирового потребления. На другие 20%, находящихся в самом низу табеля о благосостоянии, -1.3%. При этом от 7 до 14% бедняков всего мира приходится на богатые страны. Примерно 100 миллионов жителей благополучного Запада живут на уровне самых бедных людей третьего мира. Исходя из этих данных, Гэлбрейт делает вывод, что либе-
ральный капитализм «... исчерпал свой потенциал. Пришло время подвести итоги. Они не вдохновляют». В своей последней книге «Деньги» он пишет, что добропорядочное общество должно гарантировать своим гражданам личную свободу, расовое и экономическое равенство и возможность достойной жизни.
Ничто, по его мнению, так не ограничивает свободу индивидуума, не наносит ущерб разумным формам деятельности, как отсутствие денежных ресурсов, ничто так не унижает человека, как нищета. Но деньги - категория не только экономическая, но и социальная. Человек и при отсутствии денег, если имеет богатый внутренний, духовный мир, просто так не сдается. Поэтому можно поспорить с Достоевским, который говорит, что человек «без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно». Как можно сделать с человеком все, если он духовно и нравственно богат? Но все же большинство людей «без миллиона» часто сдаются и становятся рабами богатых; верно также и то, что у человека, подпавшего под власть более богатого, часто сохраняется «рабская душа».
В 1960 г. на планете насчитывалось около 3 млрд. человек, в 1975 г. - свыше 4 млрд. А в 1999 г. генеральный секретарь ООН «короновал» шестимиллиардного жителя Земли. Церемония была условной: в этот же день на планете родилось еще 260 тысяч младенцев. Футурологи утверждают, что биологический предел емкости Земли -12 млрд. человек. Но уже к 2050 г. число землян составит 9 млрд. «Изображение последнего человека, который печет на последнем огне последнюю картошку... не следует полностью отвергать, оно, во всяком случае, более вероятно, чем завершенный социализм, второе пришествие Христа или воспитание человека», - справедливо писал немецкий философ, теолог и историк Эрнст Трельч.
При таком варианте развития демографической ситуации (подчеркнем, не предопределенной однозначно) XXI в. может стать еще более кровавым, чем предыдущий; веком жестокой борьбы за источники сырья, за энерго- и пищевые ресурсы. Посмотрите, как уже сегодня жестко контролируют США нефтяные ресурсы Ближнего Востока, не гнушаясь использовать всю свою военно-морскую мощь. Римский клуб, чей доклад представлен ООН, ссылаясь на перенаселенность Земли, определил к 2010 г. квоту населения для России -50 млн. Кстати, по мнению «железной леди» М. Тэтчер, этого количества россиян достаточно для добычи и поставки сырья на Запад. Отвергая,
как абсурдную, идею квотирования, прямо скажем, слабонаселенная Россия, к тому же находящаяся в состоянии полураспада, несомненно, будет вожделенным объектом для освоения ее ресурсов и территорий.
Поэтому приоритетной идеей, которая должна пронизывать все стороны деятельности российского государства и общества в XXI в., должно стать ЧЕЛОВЕКОСБЕРЕЖЕНИЕ. Прежде всего рас-кольниковский топор либерально-капиталистических реформ, когда одним (сравнительно небольшой части населения) достаются пышки, другим (наименее обеспеченным, а их большинство) -шишки, этот топор должен быть зарыт глубоко в землю. Россия сегодня - мать для богатых и здоровых, мачеха - для бедных и больных. Такая страна не будет иметь завидного будущего. Россия должна быть матерью для всех россиян. Необходимы существенные корректировки реформ, проводимых в стране. Прежде всего, реформы должны выражать курс на социально ориентированную рыночную экономику, строящуюся с учетом экономического положения страны, природных условий, исторических традиций.
Речь, по сути дела, должна идти о человеко-сбережении в широчайшем плане. Если какие-либо экономические и политические меры приводят к сокращению численности населения, средней продолжительности жизни - то такие псевдореформы должны быть решительно отвергнуты обществом. А если вспомнить, сколько миллионов у нас в настоящее время беспризорных, то демографическая перспектива представляется весьма мрачной, если не начать принимать кардинальные меры [6].
Решающее преимущество России - это достаточно высокий уровень образования, науки и культуры, пока еще остающийся мощным интеллектуальный потенциал. Чтобы выжить в XXI в. и развиваться дальше, важно его не растратить. Надо помнить слова Ф. М. Достоевского, который говорил, что спасение Руси - от народа. Но спасти и уберечь народ - равносильно сбережению его «сердца», его нравственной субстанции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социальная структура и социальная стратификация / под ред. акад. АН РБ и РАЕН, д-ра филос. наук Ф. С. Файзуллина, д-ра соц. наук Т. П. Моисеевой. Уфа: Гилем,2009. С. 91.
2. Газета «Советская Россия». 2008. 26 июня. №14(160).
3. «Зеленый мыс». 2007. №»15-16.
4. Львов Д. С., Гребенщиков В., Устюжанина Е. Концепция национального имущества // Вопросы экономики. 2001. .№7.
5. Валитов О. К., Умеркаев Ф. Г. Цивилизация. Уфа: РИЦ БашГУ. 2008. С. 158.
Поступила в редакцию 02.06.2016 г.
ECOLOGY INFLUENCE ON DEMOGRAPHIC PROLIFIRATION: VISION AND SOCIOCULTURAL PROBLEMS
© I. O. Valitov
Neftekamsk branch of Bashkir State University 1 Traktovaya St., 452681 Neftekamsk, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (34783) 2 35 80.
Email: [email protected]
In the article the author goes into the actual question of cause-and-effect problems in ecology-demography interaction. He touches on such aspects as world economic and social inequality and emphasizes the idea that just joint efforts of all countries are able to stop the world ecological disaster. Special attention is paid to the most important moral component of global balance: the reality (economy) cannot be reconstructed without the reconstruction of the social attitude to this reality. Society interacts with nature, so demographic and family institution questions are part of global ecological problem. In this regard, the priority must be given to the idea of man-sparing policy.
Keywords: ecology, ecological disaster, demography, demographic proliferation, moral component, global balance, family institution, man-sparing policy.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Sotsial'naya struktura i sotsial'naya stratifikatsiya [Social structure and social stratification]. Ed. akad. AN RB i RAEN, d-ra filos. nauk F. S. Faizullina, d-ra sots. nauk T. P. Moiseevoi. Ufa: Gilem,2009. Pp. 91.
2. Gazeta «Sovet-skaya Rossiya». 2008. 26 iyunya. No. 14(160).
3. «Zelenyi mys». 2007. No. 15-16.
4. L'vov D. S. Voprosy ekonomiki. 2001. No. 7.
5. Valitov O. K., Umerkaev F. G. Tsivilizatsiya [Civilization]. Ufa: RITs BashGU. 2008. Pp. 158.
Received 02.06.2016.