Научная статья на тему 'Влияние довузовской подготовки будущих архитекторов на формирование конструкторской грамотности'

Влияние довузовской подготовки будущих архитекторов на формирование конструкторской грамотности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТОРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CONSTRUCTOR'S COMPETENCE / NONSTOP ARCHITECT EDUCATION / UNIVERSITY PREPARATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонова Ирина Анатольевна

Решение проблем образовательного процесса подготовки будущих архитекторов требует изменения идеологии всего архитектурного образования. Приобщение к архитектурной деятельности в довузовский период один из его основных этапов. Его цель заложить у обучаемого прочные основы дальнейшего профессионального интереса и мотивации к данной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solving of problems of future architects' preparation require changing of ideology of a whole education system in architecture. University preparation of future students is one of the main stages. Its goal to give to a student a basis for future professional interest and motivate him for obtaining the knowledge and skills of architect.

Текст научной работы на тему «Влияние довузовской подготовки будущих архитекторов на формирование конструкторской грамотности»

УДК 378.14.014.13

ВЛИЯНИЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ

АРХИТЕКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ

Леонова Ирина Анатольевна, аспирант

Астраханский Государственный Университет, г. Астрахань, Россия

irinaleonova@yandex. ru

Решение проблем образовательного процесса подготовки будущих архитекторов требует изменения идеологии всего архитектурного образования. Приобщение к архитектурной деятельности в довузовский период - один из его основных этапов. Его цель - заложить у обучаемого прочные основы дальнейшего профессионального интереса и мотивации к данной специальности.

Ключевые слова: конструкторская компетентность; непрерывное

архитектурное образование; довузовское обучение; профессиональная ориентация; информационные технологии.

UNIVERSITY PREPARATION INFLUENCE OF FUTURE ARCHITECTS ON FORMATION OF CONSTRUCTION LITERACY

Irina Leonova, post-graduate student

State University of Astrachan, Astrachan, Russia irinaleonova@yandex. ru

Solving of problems of future architects' preparation require changing of ideology of a whole education system in architecture. University preparation of

future students is one of the main stages. Its goal to give to a student a basis for future professional interest and motivate him for obtaining the knowledge and skills of architect.

Keywords: constructor's competence; nonstop architect education; university preparation; professional orientation; information technologies.

В современном мире происходит процесс постоянного накопления научнотехнической информации, приращения знаний в гуманитарной сфере, культурных знаний. Одновременно - увеличивается разрыв с производственной деятельностью человека. Причиной данных явлений является все возрастающие потребности и требования рынка труда: зачастую наблюдается

неудовлетворенность руководителей предприятий - практиков в подготовке молодых специалистов, отказ от понимания образования, как получения готовых знаний.

Подобная негативная ситуация, на наш взгляд, во многом объясняется отсутствием на настоящий момент в России, в отличие от зарубежных стран, в достаточной степени эффективной системы непрерывного архитектурного образования, позволяющего осуществлять аналогичный непрерывный процесс становления, формирования и развития конструкторской компетентности обучаемого через всю его предпрофессиональную (учебную) и дальнейшую профессиональную деятельность. Процесс последовательного непрерывного архитектурного образования призван совершенствовать существующую систему образования (юридически сегодня это независимые единицы процесса: довузовские - школа, лицей, колледж, изостудия, детская художественная школа; послевузовские - курсы повышения квалификации, школа высшего профессионального мастерства, магистратура, аспирантура, докторантура).

Важно подчеркнуть, что особое значение сегодня имеет обучение архитектуре в довузовском периоде, поскольку архитектура находится вне жизни обучаемого, не взаимодействуя с полем его интересов, а также отстоит

от области его жизненного опыта. Приобщение к архитектурной деятельности в довузовский период, с точки зрения экспертов, имеет чрезвычайно большое образовательное и воспитательное значение, способствует развитию воображения, мышления, формирует отношение к жизни, людям и мировоззрение в целом. Довузовское обучение в архитектуре имеет своей целью заложить у обучаемого прочные основы дальнейшего профессионального интереса и мотивации к данной специальности [2], в том числе, сформировать первые основы конструкторской грамотности обучаемых. Освоение основ конструкторской грамотности в подростковом возрасте представляет особую ценность с точки зрения развития личности обучаемого. Занятия по конструированию и проектированию позволяют вырабатывать определенную организацию мышления, осваивать способы работы с информацией, сложными объектами, развивать видение диалектики формы и содержания, материального и духовного; пробуждать позитивно-созидательное, конструктивное отношение к действительности.

С учетом вышесказанного, а также, основываясь на принципе диалектического единства общего и особенного, в обучении и воспитании детей, для овладения архитектурной деятельностью учеными были выделены общие и специальные свойства личности учащегося, которые необходимо развивать в процессе довузовской архитектурной подготовки: специальные (пространственное мышление, зрительная память, способность к конструированию, комбинаторные способности); общие (развитие творческого воображения и фантазии, обобщающие умственные действия - способность к анализу и синтезу различных признаков объектов и явлений, целенаправленность действий, умение довести работу до конца) [5, с.52].

В законодательных и нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, понятие «довузовское образование» отсутствует. На практике термин «довузовское образование» часто используют при обозначении дополнительной подготовки, получаемой по

школьным дисциплинам абитуриентами вузов. В такой форме довузовское образование носит характер корректирующего обучения. Другое направление довузовского образования - профессиональное, оно включает дисциплины специального характера, относящиеся к профессиональному обучению [8, с.59].

Особенности профессионального архитектурного довузовского образования связаны со спецификой архитектурной профессии, ее многоплановостью и междисциплинарностью. Существование этапа довузовской подготовки в практике профессиональной подготовки архитекторов обусловлено также наличием конкурса при поступлении в архитектурный вуз и необходимостью усиленной подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам. Сложившаяся более чем столетняя традиция проведения вступительных экзаменов в архитектурную школу способствовала возникновению высокого уровня требований к абитуриентам. Наличие начальной профессиональной подготовки у студентов - первокурсников учитывается и при составлении Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности «Архитектура» [8, с.61].

Целый ряд организаций довузовского архитектурного образования использует элементы архитектурного творчества для культурного воспитания и развития творческих способностей детей и подростков. Среди них специализированные школы, классы, студии, кружки архитектурного творчества школьников и т.п., они помогают ранней профессиональной ориентации детей и подростков. Профессиональное направление в архитектурном довузовском образовании представлено организациями, патронируемыми высшей школой (подготовительные курсы и отделения, факультеты довузовской подготовки, школы юного архитектора и т.п.). В этих организациях будущие студенты имеют возможность подготовиться к обучению по уже избранной профессии и освоить основы профессиональной деятельности в области архитектуры.

Появление информационных технологий, Интернета, систем дистанционного образования во многих специальностях определили актуальность разработки форм дистанционного образования для обучения будущих студентов - архитекторов. Создание системы дистанционного довузовского архитектурного образования было обусловлено целью поиска и привлечения к получению довузовского архитектурного образования подростков, планирующих получить профессию архитектора [7].

Важно отметить, что теоретический и практический опыт, накопленный в области архитектурной подготовки, способствовал появлению разнообразных программ и форм непрерывной допрофессиональной архитектурнохудожественной подготовки. В трудах Н.Ф.Метленкова, А.В.Степанова, А.П.Кудрявцева [4] концепция допрофессионального пропедевтического архитектурного образования была дополнена концепцией общекультурного архитектурного образования.

На современном этапе в нашей стране можно выделить пять уровней пропедевтического архитектурного образования, направленного на становление и развитие знаний, умений и навыков в области конструкторской деятельности: дошкольное образование (детские сады); начальное школьное образование (начальные классы); неполное среднее школьное образование (средние классы); полное среднее школьное образование (старшие классы), среднее профессиональное образование (ссузы, колледжи и др.), образующих в целом довузовское непрерывное архитектурно-художественное и конструкторское образование. Однако необходимо отметить, что подобные системы сегодня результативно и полноценно функционируют преимущественно при высших архитектурных школах, крупных университетах и вузах, в том числе, региональных, которые осуществляют методическое обеспечение учебного процесса всех структурных подразделений.

В довузовском пропедевтическом образовании, по мнению экспертов, выделяются три дидактических направления: 1) когнитивное (знаниевое,

интеллектуальное) в виде лекционных курсов с общей информацией об архитектуре; 2) художественно-творческое образование - этап практического освоения элементов метода архитектурного творчества (живопись, графика, рисунок, скульптура и т.д.) на архитектурном материале; 3) архитектурнотворческое образование - освоение средств архитектурного творчества на пропедевтическом уровне (моделирование, конструирование, макетирование и др.). Чаще всего данные средства используются вместе с лидирующим значением одного из них [8, с.71].

Общекультурное архитектурное образование предполагает наличие у человека особого слоя культуры взаимоотношения с архитектурой. Исходя из этого, каждый член общества должен стать культурным, с точки зрения представлений об архитектуре [4, с.52]. В данной связи важно подчеркнуть, что под общекультурной архитектурной образованностью современные исследователи понимают не только в буквальном смысле умение «делать» архитектуру, а особого рода мировоззрение и этику созидателя-творца, обладающего социально-пространственным творческим созидательным отношением к действительности. Соответственно, общекультурно архитектурно образованным человеком можно назвать такого индивидума, у которого в процессе непрерывного образования сформированы потребности к построению себя как к социально-гражданской, нравственно-мыслящей и пространствосозидающей, непрерывноразвивающейся индивидуальности [4, с.74].

Отметим, что целью общекультурного архитектурного образования сегодня является развитие у обучающихся творческого отношения к действительности, в частности - элементарных основ метода созидательного творчества. В качестве дидактических средств общекультурного архитектурного образования исследователями предлагается два пути: прямой и косвенный:

Прямой путь - представляет процесс научения архитектурной профессии через отслеживание исторической динамики становления человеческого общества и рассмотрение архитектурной деятельности в историческом плане как первоначального звена созидательного творчества.

Косвенный путь - дает самое общее представление об архитектуре через различные виды искусств - изобразительное, пластическое и т. д. На основании косвенного пути получения архитектурного образования Н.Ф.Метленковым и А.В.Степановым, в частности, предлагается два основных типа построения предметного содержания школьной дисциплины «Архитектура» [3].

Полипредметный тип предполагает освоение учащимися «азов» каждой из сфер деятельности, некогда отделившихся от архитектуры (рисунка, живописи, скульптуры, технологии, конструирования и т.д. - в виде относительно самостоятельных курсов), в результате чего, у обучающихся складываются необходимые представления об данных узких сферах деятельности и об архитектуре в целом.

Монопредметный тип предполагает освоение учащимися знаний и умений в какой-либо одной узкой сфере архитектурной деятельности, например, в расчетной, технолого-экономической, проектной и т.д. В результате подобного подхода обучающиеся получают узкую, но достаточно глубокую подготовку в избранном направлении.

В соответствии с приведенной позицией, авторами, изучающими проблемы архитектурного довузовского образования, выделяются три возрастных уровня становления архитектурной образованности: от 0 до 7 лет -уровень непосредственно физического освоения и творения пространства своего бытия; от 7 до 14 лет - уровень эстетического освоения и творения пространства своего бытия; от 14 лет - уровень интеллектуального освоения творения пространства своего бытия [3].

В соответствии с трехуровневой динамикой становления социопространственного творчества человека, процесс формирования

архитектурной образованности делится исследователями на три этапа: творение пространства на уровне его физической сущности; создание пространства на уровне его художественно-эстетической сущности, образного строя; творение пространства на уровне социальных смыслов (безмасштабных, схематических макетах, графических и литературных описаниях пространства) [9, с.33].

Важно отметить, что в течение последнего времени экспертами отмечается сближение общекультурной архитектурной и пропедевтической концепций:

• целью обеих концепций является создание оптимальных условий для развития личности с художественно-творческим отношением к действительности;

• концепции опираются на современные психолого-педагогические исследования и учитывают возрастные психологические особенности учащихся;

• в данных концепциях в качестве дидактического средства при получении архитектурного образования отдается предпочтение иерархическому полипредметному типу построения предметного содержания, который предполагает углубленное изучение предмета «Основ архитектурнохудожественного творчества», с одновременным изучением сопутствующих предметов художественных, технических и гуманитарных;

• объектом освоения в концепциях выступает моделированная архитектурная среда в материализованной форме (графике, макетах);

• в пропедевтической концепции большое внимание уделяется восприятию и созданию осмысленного художественно-эстетического пространства (на примере природной или архитектурной среды) с использованием приемов и средств композиции, в доступной для учащихся форме;

• в концепции общекультурной архитектурной образованности создаются пространства на физическом, художественно-эстетическом и социальном

уровнях. Объектом освоения в зависимости от возраста учащихся выступает архитектурная типология (класс, школа и т.д.).

Сегодня отечественное архитектурное образование, построенное по принципу непрерывности: довузовское, вузовское и послевузовское —

соответствует следующему положению Хартии МОА/Юнеско по архитектурному образованию: «Для архитекторов должна быть создана система непрерывного совершенствования, архитектурное образование не должно рассматриваться как законченный процесс» [6]. Однако более десяти лет в России в среде ученых, чиновников и экспертов не найдено согласия по вопросу включения предмета архитектуры в программу средней школы. Кроме того практики высшей архитектурного школы предъявляют претензию к школьному образованию в вопросе приоритета репродуктивного обучения в ущерб творческому [1, с.73].

В данной связи представляется очевидным, что решение данных проблем требует изменения идеологии образования, в переключении главного направления на творческое воспитание, на непрерывное формирование конструкторской грамотности. Благодаря концептуальным выводам психологопедагогической мысли в области архитектурной педагогики и большому практическому опыту архитекторов-педагогов, выявлено, что для развития способностей учащихся в области визуальной культуры необходимо внедрение системы непрерывного архитектурно-художественного воспитания и образования, в основе которого должен лежать принцип преемственности -каждая последующая ступень образования является продолжением предыдущей. Только в этом случае в архитектурный вуз пойдут мотивированные на обучение, предварительно в определенной степени подготовленные к восприятию дальнейших проектно-конструкторских знаний, умений и навыков ученики.

Литература

1. Архитектурное образование на перепутье: выбор траектории:

Материалы международной научной конференции. - Вологда: ВоГТУ, 2007. -301 с.

2. Забрускова М.Ю., Рябов Н.Ф., Шер С.Ю., Мухаметзянов Т.Ф.,

Мустафина А.А., Смирнова Т.В., Галиакберова Д.Р.. Научно-методические проблемы довузовского архитектурно-художественногообразования// Известия КГ АСУ. - 2005. - №1(3). - ШЬ:

http://izvestija.kgasu.ra/fQes/Ш(3)2005/Zabraskova122-125.pdf (дата обращения 01.12.2009)

3. Карпова Г.Ф. Современные теоретические подходы к организации непрерывного дошкольного, школьного и довузовского архитектурнохудожественного образования// Международная научно-практическая Интернет- конференция «Преподаватель высшей школы в XXI веке». - 2008. -ЦКЬ: http://www.t21.rgups.ru (дата обращения 28.11.2009)

4. Кудрявцев А.П., Степанов А.В., Метленков Н.Ф., Волчок Ю.П. Архитектурное образование в России. Проблемы развития. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 149 с.

5. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. История, теория, практика. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 200 с.

6. Степанов А.В. Высшее архитектурное образование в России. Век XXI//

Архитектура и строительство Москвы. - 2002. - №2-3. - ЦКЬ:

http://www.asm.rusk.ru/02/asm2_3/asm3_6.htm (дата обращения 29.11.2009)

7. Топчий И.В. Формирование модели профессионального довузовского архитектурного: Дис. ... канд.архитектуры. - М., 2005. - 143 с.

8. Топчий И.В. Опыт создания информационных ресурсов и перспективы использования информационных Технологий в довузовском архитектурном

Образовании// АМІТ. - 2008. - №2(3). - ЦКЬ:

http://marhi.ru/AMIT/2008/2kvart08/Topchy/Topchiy02_paper_AMIT_3.pdf7PHPS ESSID=28ebd841fb226e0719675a7cb19b56cf (дата обращения 02.12.2009)

9. Чуваргина Н.П. Программа архитектурно-художественной подготовки для специализированных классов средней общеобразовательной школы с 1-го по 11-й класс. - Екатеринбург , 1998. - 298 с.

Рецензент:

Г.В. Палаткина, д.п.н., профессор АГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.