УДК 378.14.014.13
ВЛИЯНИЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ
АРХИТЕКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Леонова Ирина Анатольевна, аспирант
Астраханский Государственный Университет, г. Астрахань, Россия
irinaleonova@yandex. ru
Решение проблем образовательного процесса подготовки будущих архитекторов требует изменения идеологии всего архитектурного образования. Приобщение к архитектурной деятельности в довузовский период - один из его основных этапов. Его цель - заложить у обучаемого прочные основы дальнейшего профессионального интереса и мотивации к данной специальности.
Ключевые слова: конструкторская компетентность; непрерывное
архитектурное образование; довузовское обучение; профессиональная ориентация; информационные технологии.
UNIVERSITY PREPARATION INFLUENCE OF FUTURE ARCHITECTS ON FORMATION OF CONSTRUCTION LITERACY
Irina Leonova, post-graduate student
State University of Astrachan, Astrachan, Russia irinaleonova@yandex. ru
Solving of problems of future architects' preparation require changing of ideology of a whole education system in architecture. University preparation of
future students is one of the main stages. Its goal to give to a student a basis for future professional interest and motivate him for obtaining the knowledge and skills of architect.
Keywords: constructor's competence; nonstop architect education; university preparation; professional orientation; information technologies.
В современном мире происходит процесс постоянного накопления научнотехнической информации, приращения знаний в гуманитарной сфере, культурных знаний. Одновременно - увеличивается разрыв с производственной деятельностью человека. Причиной данных явлений является все возрастающие потребности и требования рынка труда: зачастую наблюдается
неудовлетворенность руководителей предприятий - практиков в подготовке молодых специалистов, отказ от понимания образования, как получения готовых знаний.
Подобная негативная ситуация, на наш взгляд, во многом объясняется отсутствием на настоящий момент в России, в отличие от зарубежных стран, в достаточной степени эффективной системы непрерывного архитектурного образования, позволяющего осуществлять аналогичный непрерывный процесс становления, формирования и развития конструкторской компетентности обучаемого через всю его предпрофессиональную (учебную) и дальнейшую профессиональную деятельность. Процесс последовательного непрерывного архитектурного образования призван совершенствовать существующую систему образования (юридически сегодня это независимые единицы процесса: довузовские - школа, лицей, колледж, изостудия, детская художественная школа; послевузовские - курсы повышения квалификации, школа высшего профессионального мастерства, магистратура, аспирантура, докторантура).
Важно подчеркнуть, что особое значение сегодня имеет обучение архитектуре в довузовском периоде, поскольку архитектура находится вне жизни обучаемого, не взаимодействуя с полем его интересов, а также отстоит
от области его жизненного опыта. Приобщение к архитектурной деятельности в довузовский период, с точки зрения экспертов, имеет чрезвычайно большое образовательное и воспитательное значение, способствует развитию воображения, мышления, формирует отношение к жизни, людям и мировоззрение в целом. Довузовское обучение в архитектуре имеет своей целью заложить у обучаемого прочные основы дальнейшего профессионального интереса и мотивации к данной специальности [2], в том числе, сформировать первые основы конструкторской грамотности обучаемых. Освоение основ конструкторской грамотности в подростковом возрасте представляет особую ценность с точки зрения развития личности обучаемого. Занятия по конструированию и проектированию позволяют вырабатывать определенную организацию мышления, осваивать способы работы с информацией, сложными объектами, развивать видение диалектики формы и содержания, материального и духовного; пробуждать позитивно-созидательное, конструктивное отношение к действительности.
С учетом вышесказанного, а также, основываясь на принципе диалектического единства общего и особенного, в обучении и воспитании детей, для овладения архитектурной деятельностью учеными были выделены общие и специальные свойства личности учащегося, которые необходимо развивать в процессе довузовской архитектурной подготовки: специальные (пространственное мышление, зрительная память, способность к конструированию, комбинаторные способности); общие (развитие творческого воображения и фантазии, обобщающие умственные действия - способность к анализу и синтезу различных признаков объектов и явлений, целенаправленность действий, умение довести работу до конца) [5, с.52].
В законодательных и нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, понятие «довузовское образование» отсутствует. На практике термин «довузовское образование» часто используют при обозначении дополнительной подготовки, получаемой по
школьным дисциплинам абитуриентами вузов. В такой форме довузовское образование носит характер корректирующего обучения. Другое направление довузовского образования - профессиональное, оно включает дисциплины специального характера, относящиеся к профессиональному обучению [8, с.59].
Особенности профессионального архитектурного довузовского образования связаны со спецификой архитектурной профессии, ее многоплановостью и междисциплинарностью. Существование этапа довузовской подготовки в практике профессиональной подготовки архитекторов обусловлено также наличием конкурса при поступлении в архитектурный вуз и необходимостью усиленной подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам. Сложившаяся более чем столетняя традиция проведения вступительных экзаменов в архитектурную школу способствовала возникновению высокого уровня требований к абитуриентам. Наличие начальной профессиональной подготовки у студентов - первокурсников учитывается и при составлении Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности «Архитектура» [8, с.61].
Целый ряд организаций довузовского архитектурного образования использует элементы архитектурного творчества для культурного воспитания и развития творческих способностей детей и подростков. Среди них специализированные школы, классы, студии, кружки архитектурного творчества школьников и т.п., они помогают ранней профессиональной ориентации детей и подростков. Профессиональное направление в архитектурном довузовском образовании представлено организациями, патронируемыми высшей школой (подготовительные курсы и отделения, факультеты довузовской подготовки, школы юного архитектора и т.п.). В этих организациях будущие студенты имеют возможность подготовиться к обучению по уже избранной профессии и освоить основы профессиональной деятельности в области архитектуры.
Появление информационных технологий, Интернета, систем дистанционного образования во многих специальностях определили актуальность разработки форм дистанционного образования для обучения будущих студентов - архитекторов. Создание системы дистанционного довузовского архитектурного образования было обусловлено целью поиска и привлечения к получению довузовского архитектурного образования подростков, планирующих получить профессию архитектора [7].
Важно отметить, что теоретический и практический опыт, накопленный в области архитектурной подготовки, способствовал появлению разнообразных программ и форм непрерывной допрофессиональной архитектурнохудожественной подготовки. В трудах Н.Ф.Метленкова, А.В.Степанова, А.П.Кудрявцева [4] концепция допрофессионального пропедевтического архитектурного образования была дополнена концепцией общекультурного архитектурного образования.
На современном этапе в нашей стране можно выделить пять уровней пропедевтического архитектурного образования, направленного на становление и развитие знаний, умений и навыков в области конструкторской деятельности: дошкольное образование (детские сады); начальное школьное образование (начальные классы); неполное среднее школьное образование (средние классы); полное среднее школьное образование (старшие классы), среднее профессиональное образование (ссузы, колледжи и др.), образующих в целом довузовское непрерывное архитектурно-художественное и конструкторское образование. Однако необходимо отметить, что подобные системы сегодня результативно и полноценно функционируют преимущественно при высших архитектурных школах, крупных университетах и вузах, в том числе, региональных, которые осуществляют методическое обеспечение учебного процесса всех структурных подразделений.
В довузовском пропедевтическом образовании, по мнению экспертов, выделяются три дидактических направления: 1) когнитивное (знаниевое,
интеллектуальное) в виде лекционных курсов с общей информацией об архитектуре; 2) художественно-творческое образование - этап практического освоения элементов метода архитектурного творчества (живопись, графика, рисунок, скульптура и т.д.) на архитектурном материале; 3) архитектурнотворческое образование - освоение средств архитектурного творчества на пропедевтическом уровне (моделирование, конструирование, макетирование и др.). Чаще всего данные средства используются вместе с лидирующим значением одного из них [8, с.71].
Общекультурное архитектурное образование предполагает наличие у человека особого слоя культуры взаимоотношения с архитектурой. Исходя из этого, каждый член общества должен стать культурным, с точки зрения представлений об архитектуре [4, с.52]. В данной связи важно подчеркнуть, что под общекультурной архитектурной образованностью современные исследователи понимают не только в буквальном смысле умение «делать» архитектуру, а особого рода мировоззрение и этику созидателя-творца, обладающего социально-пространственным творческим созидательным отношением к действительности. Соответственно, общекультурно архитектурно образованным человеком можно назвать такого индивидума, у которого в процессе непрерывного образования сформированы потребности к построению себя как к социально-гражданской, нравственно-мыслящей и пространствосозидающей, непрерывноразвивающейся индивидуальности [4, с.74].
Отметим, что целью общекультурного архитектурного образования сегодня является развитие у обучающихся творческого отношения к действительности, в частности - элементарных основ метода созидательного творчества. В качестве дидактических средств общекультурного архитектурного образования исследователями предлагается два пути: прямой и косвенный:
Прямой путь - представляет процесс научения архитектурной профессии через отслеживание исторической динамики становления человеческого общества и рассмотрение архитектурной деятельности в историческом плане как первоначального звена созидательного творчества.
Косвенный путь - дает самое общее представление об архитектуре через различные виды искусств - изобразительное, пластическое и т. д. На основании косвенного пути получения архитектурного образования Н.Ф.Метленковым и А.В.Степановым, в частности, предлагается два основных типа построения предметного содержания школьной дисциплины «Архитектура» [3].
Полипредметный тип предполагает освоение учащимися «азов» каждой из сфер деятельности, некогда отделившихся от архитектуры (рисунка, живописи, скульптуры, технологии, конструирования и т.д. - в виде относительно самостоятельных курсов), в результате чего, у обучающихся складываются необходимые представления об данных узких сферах деятельности и об архитектуре в целом.
Монопредметный тип предполагает освоение учащимися знаний и умений в какой-либо одной узкой сфере архитектурной деятельности, например, в расчетной, технолого-экономической, проектной и т.д. В результате подобного подхода обучающиеся получают узкую, но достаточно глубокую подготовку в избранном направлении.
В соответствии с приведенной позицией, авторами, изучающими проблемы архитектурного довузовского образования, выделяются три возрастных уровня становления архитектурной образованности: от 0 до 7 лет -уровень непосредственно физического освоения и творения пространства своего бытия; от 7 до 14 лет - уровень эстетического освоения и творения пространства своего бытия; от 14 лет - уровень интеллектуального освоения творения пространства своего бытия [3].
В соответствии с трехуровневой динамикой становления социопространственного творчества человека, процесс формирования
архитектурной образованности делится исследователями на три этапа: творение пространства на уровне его физической сущности; создание пространства на уровне его художественно-эстетической сущности, образного строя; творение пространства на уровне социальных смыслов (безмасштабных, схематических макетах, графических и литературных описаниях пространства) [9, с.33].
Важно отметить, что в течение последнего времени экспертами отмечается сближение общекультурной архитектурной и пропедевтической концепций:
• целью обеих концепций является создание оптимальных условий для развития личности с художественно-творческим отношением к действительности;
• концепции опираются на современные психолого-педагогические исследования и учитывают возрастные психологические особенности учащихся;
• в данных концепциях в качестве дидактического средства при получении архитектурного образования отдается предпочтение иерархическому полипредметному типу построения предметного содержания, который предполагает углубленное изучение предмета «Основ архитектурнохудожественного творчества», с одновременным изучением сопутствующих предметов художественных, технических и гуманитарных;
• объектом освоения в концепциях выступает моделированная архитектурная среда в материализованной форме (графике, макетах);
• в пропедевтической концепции большое внимание уделяется восприятию и созданию осмысленного художественно-эстетического пространства (на примере природной или архитектурной среды) с использованием приемов и средств композиции, в доступной для учащихся форме;
• в концепции общекультурной архитектурной образованности создаются пространства на физическом, художественно-эстетическом и социальном
уровнях. Объектом освоения в зависимости от возраста учащихся выступает архитектурная типология (класс, школа и т.д.).
Сегодня отечественное архитектурное образование, построенное по принципу непрерывности: довузовское, вузовское и послевузовское —
соответствует следующему положению Хартии МОА/Юнеско по архитектурному образованию: «Для архитекторов должна быть создана система непрерывного совершенствования, архитектурное образование не должно рассматриваться как законченный процесс» [6]. Однако более десяти лет в России в среде ученых, чиновников и экспертов не найдено согласия по вопросу включения предмета архитектуры в программу средней школы. Кроме того практики высшей архитектурного школы предъявляют претензию к школьному образованию в вопросе приоритета репродуктивного обучения в ущерб творческому [1, с.73].
В данной связи представляется очевидным, что решение данных проблем требует изменения идеологии образования, в переключении главного направления на творческое воспитание, на непрерывное формирование конструкторской грамотности. Благодаря концептуальным выводам психологопедагогической мысли в области архитектурной педагогики и большому практическому опыту архитекторов-педагогов, выявлено, что для развития способностей учащихся в области визуальной культуры необходимо внедрение системы непрерывного архитектурно-художественного воспитания и образования, в основе которого должен лежать принцип преемственности -каждая последующая ступень образования является продолжением предыдущей. Только в этом случае в архитектурный вуз пойдут мотивированные на обучение, предварительно в определенной степени подготовленные к восприятию дальнейших проектно-конструкторских знаний, умений и навыков ученики.
Литература
1. Архитектурное образование на перепутье: выбор траектории:
Материалы международной научной конференции. - Вологда: ВоГТУ, 2007. -301 с.
2. Забрускова М.Ю., Рябов Н.Ф., Шер С.Ю., Мухаметзянов Т.Ф.,
Мустафина А.А., Смирнова Т.В., Галиакберова Д.Р.. Научно-методические проблемы довузовского архитектурно-художественногообразования// Известия КГ АСУ. - 2005. - №1(3). - ШЬ:
http://izvestija.kgasu.ra/fQes/Ш(3)2005/Zabraskova122-125.pdf (дата обращения 01.12.2009)
3. Карпова Г.Ф. Современные теоретические подходы к организации непрерывного дошкольного, школьного и довузовского архитектурнохудожественного образования// Международная научно-практическая Интернет- конференция «Преподаватель высшей школы в XXI веке». - 2008. -ЦКЬ: http://www.t21.rgups.ru (дата обращения 28.11.2009)
4. Кудрявцев А.П., Степанов А.В., Метленков Н.Ф., Волчок Ю.П. Архитектурное образование в России. Проблемы развития. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 149 с.
5. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. История, теория, практика. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 200 с.
6. Степанов А.В. Высшее архитектурное образование в России. Век XXI//
Архитектура и строительство Москвы. - 2002. - №2-3. - ЦКЬ:
http://www.asm.rusk.ru/02/asm2_3/asm3_6.htm (дата обращения 29.11.2009)
7. Топчий И.В. Формирование модели профессионального довузовского архитектурного: Дис. ... канд.архитектуры. - М., 2005. - 143 с.
8. Топчий И.В. Опыт создания информационных ресурсов и перспективы использования информационных Технологий в довузовском архитектурном
Образовании// АМІТ. - 2008. - №2(3). - ЦКЬ:
http://marhi.ru/AMIT/2008/2kvart08/Topchy/Topchiy02_paper_AMIT_3.pdf7PHPS ESSID=28ebd841fb226e0719675a7cb19b56cf (дата обращения 02.12.2009)
9. Чуваргина Н.П. Программа архитектурно-художественной подготовки для специализированных классов средней общеобразовательной школы с 1-го по 11-й класс. - Екатеринбург , 1998. - 298 с.
Рецензент:
Г.В. Палаткина, д.п.н., профессор АГУ