горная рента для полиметаллических руд
влияние действующего порядка налогообложения добычи полиметаллических руд
на соответствие налога на добычу полезных ископаемых
своей экономической сущности
Гавриленко Д.В.
преподаватель кафедры налогов и налогообложения Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России [email protected]
Аннотация
Действующая система налогообложения добычи полиметаллических руд несовершенна. Автор доказывает это, сопоставляя данные о поступлении налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации с показателями рентабельности добывающей отрасли. Как изменить эту ситуацию?Каким должен быть оптимальный механизм изъятия горной ренты? Читайте об этом в статье.
Экономическая сущность налога на добычу полезных ископаемых заключается в наиболее справедливом и эффективном изъятии горной ренты, направляемой на формирование доходной части консолидированного бюджета страны, а также обеспечивающей недропользователю получение нормальной прибыли.
Поэтому для выявления полноты реализации налогом указанных функций необходимо, с одной стороны, проанализировать степень его участия в доходах бюджета, а с другой стороны, провести анализ уровня рентабельности в добыче металлических руд. Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 году составили 8 455,7 млрд руб., что на 1 095,5 млрд руб., или на 14,9% больше, чем в 2007 году (в реальном выражении с учетом индекса потреби-
тельских цен за 2008 год - на 0,7%). Основная масса администрируемых ФНС России доходов обеспечена поступлениями налога на прибыль организаций - 30%, НДПИ - 20%, налога на доходы физических лиц - 20%, НДС - 12%. Рост поступлений в 2008 году обусловлен в основном ростом НДПИ, НДФЛ и налога на прибыль. При этом темпы роста НДПИ были выше, чем по другим налогам и составили 43%.
Изменение структуры поступлений НДПИ в бюджет
Анализ поступлений налога на добычу отдельных видов полезных ископаемых за 20072008 гг. показал, что в 2008 г. темпы роста НДПИ по добыче полезных ископаемых кроме углеводородного сырья (125,3%) были существенно ниже, чем по добыче нефти (146,8%). Кроме того, структура поступлений НДПИ в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 году (см. рис. ниже) по сравнению с 2007 годом изменилась.
92% - нефть 5,3% - газ
0,5% - газовый конденсат
0,2% - общераспространенные полезные ископаемые
1,5% - прочие полезные ископаемые (за исключением природных алмазов)
0,2% - НДПИ на континентальном шельфе РФ
0,2% - налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов
Рис. Структура поступлений НДПИ в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 году
Ключевые слова:
горная рента, добыча полезных ископаемых, налог на добычу полезных ископаемых, налоговая ставка, объект налогообложения, рентабельность
Доля налога на добычу нефти выросла на 2,6% (с 89,4% до 92,0%). Доли остальных полезных ископаемых в структуре поступлений НДПИ снизились: доля газа горючего природного - на 2,1% (с 7,4% до 5,3%), доля газового конденсата на 0,1% (с 0,6% до 0,5%), доля прочих полезных ископаемых (за исключением природных алмазов) - на 0,2% (с 1,7% до 1,5%). В число прочих полезных ископаемых и включаются руды металлов, доля которых, таким образом, составляет менее 1,5%. Совокупное увеличение начисленных сумм налога в определяющей степени является следствием увеличения сумм НДПИ при добыче углеводородного сырья, доля же других полезных ископаемых крайне мала. Объясняется это, прежде всего, растущими в том периоде мировыми ценами на нефть и, как следствие, увеличением объемов ее добычи. Кроме того, законодательством предусмотрена корректировка ставки налога в отношении добычи нефти с помощью, во-первых, коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть сорта «Юралс», с тем, чтобы учесть в налоговом механизме колебание рентабельности под влиянием конъюнктуры мировых рынков нефтяного сырья, во-вторых, коэффициента, учитывающего степень выработаннос-ти запасов по конкретному месторождению.
Рентабельность и налоговая нагрузка
В свою очередь, исследование рентабельности добычи полиметаллических руд позволяет оценить достаточность и полноту изъятия горной ренты, как части прибыли, обеспеченной уникальностью природных условий, в данном случае наличием полезных ископаемых, созданных природой и являющихся собственностью государства, на участке недр, предоставленном налогоплательщику.
Проведенный анализ по таким показателям, как рентабельность активов, рентабельность продукции и рентабельность продаж, выявил значительное превышение этих показателей по добыче руд металлов в сравнении с другими
Таблица 1 _
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и _ активов организаций по видам экономической деятельности, _
Вид экономической деятельности 2006 год 2007 год
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) Рента-бель-ность активов Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) Рентабельность активов
Всего в том числе: 14 9,3 14,3 10,5
Добыча полезных ископаемых, в том числе: 30,9 16,5 31,5 16,3
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 29,5 16,5 31,1 16,5
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 41,8 16,3 33,6 15,2
Металлургическое производство 36,3 27,8 38 25,8
видами добычи и другими видами экономической деятельности.
Рентабельность проданной продукции в добывающей промышленности составляет около 31%, что существенно выше, чем по другим видам экономической деятельности за исключением металлургического производства и связи (см. табл. 1 выше). Причем рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) организаций по добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, еще выше и составила в 2006 г. - 41,8% (в 3 раза выше, чем в совокупности по всем видам деятельности), в 2007 г. - 33,6% (соответственно - в 2,4 раза), а это в основном касается добычи твердых полезных ископаемых, в том числе руд металлов.
1 Составлено на основании Приложения № 4 к приказу Федеральной налоговой службы от 14 октября 2008 г .№ ММ-3-2/4б7@
Keywords:
mountain rent, mineral extraction, mineral extraction tax, tax rate,
object of taxation, profitability
налоги и налогоо•
бложе.
ние
основная масса
администрируемых _ФНС России
доходов обеспечена
_поступлениями
_налога на прибыль
организаций - 30%, НДПИ - 20%,
налога на доходы
_физических
_лиц - 20%,
НДС - 12%
В отношении металлургического производства следует отметить, что в состав металлургических комбинатов, зачастую входят структурные подразделения, осуществляющие добычу руд черных, цветных металлов и многокомпонентных комплексных руд. С этим фактом связана высокая рентабельность таких предприятий. Показатели рентабельности активов организаций добывающей промышленности и металлургического производства также выше, чем по другим видам экономической деятельности более чем в 1,5 раза.
Анализ рентабельности активов по видам добычи полезных ископаемых (см. табл. 2 ниже), дает более детальную картину, позволяющую выделить наиболее рентабельные виды
Таблица 2
Рентабельность активов организаций по видам добычи полезных ископаемых за 2003 - 2007 гг.,%2
Вид экономической деятельности 2003 2004 2005 2006 2007
Раздел С Добыча полезных ископаемых 7,4 13,6 12,7 14,9 11,1
Подраздел СВ Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 9 18,1 16,5 14,2 14
Добыча металлических руд 7,5 18,9 18,3 14,7 15,9
В том числе:
Добыча и обогащение железных руд 49,2 47,7 24,7 27,8
Добыча и обогащение руд цветных металлов, кроме урановой и ториевой руд 8 4,2 8,7 6,9
Добыча и обогащение медной руды 10,5 10,3 30,8 22,9
Добыча и обогащение алюминийсодер-жащего сырья (бокситов и нефелин-апатитовых руд) 9,4 -0,9 1,8 6,2
Добыча и обогащение свинцово-цинко-вой руды -2,6 -14,7 40,8 13,9
Добыча и обогащение оловянной руды -28,2 -19,4 -6,3 -0,8
Добыча и обогащение титаномагниево-го сырья -16,2 -1,6 -0,2 -0,1
Добыча и обогащение руд прочих цветных металлов 6,9 0,4 -3,2 -4,2
2 Составлено по данным Росстата.
добычи и связанного с ней обогащения руд металлов: добыча железных руд (27,8% за 2007 г.), медной и свинцово-цинковой руд (соответственно 22,9% и 13,9%). Реальная налоговая нагрузка на горнодобывающие предприятия является минимальной и не соответствует получаемой собственниками прибыли. Так, за 2006 г. и 9 месяцев 2007 г. доля чистой прибыли в составе полученной компанией «Норникель» выручки составила 48,8%. При этом доля НДПИ составила лишь 0,6%. С другой стороны, в отношении отдельных видов руд наблюдается убыточность их добычи, что в налогообложении НДПИ никаким образом не учитывается, то есть рентный подход в этом случае не реализуется.
Как усовершенствовать механизм изъятия горной ренты?
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о неполном изъятии природной (горной) ренты в большинстве случаев добычи металлических руд, нарушении принципа справедливости налогообложения, и, следовательно, о неэффективном налогообложении налогом на добычу полезных ископаемых добычи полиметаллических руд. Прежде всего, причиной неэффективного налогообложения является отсутствие дифференцированного подхода к налогообложению: ставка НДПИ для каждого твердого полезного ископаемого единая и не учитывает категорию запасов (их сложность), качество добываемого полезного ископаемого, степень трудности его извлечения из недр, а также выработанность запасов конкретного месторождения. Вторая причина заключается в противоречивой практике определения объекта налогообложения при добыче полиметаллических руд3.
3 См. подробнее Д.В. Гавриленко «О проблеме определения объекта налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче металлических руд», «Российское предпринимательство», № 8 вып. 1, 2009 г., с. 174.
рентабельность
проданной
продукции
в добывающей
промышленности
составляет
около 31%,
что существенно
выше,
чем по другим видам
экономической
деятельности
налоги и налогообложение
реальная налоговая
_нагрузка на
_.горнодобывающие
_предприятия
_является
_минимальной и
не соответствует
_получаемой
_собственниками
_прибыли
Учитывая приведенные противоречия и несоответствия, представляется возможным предложить два этапа реализации механизма изъятия горной ренты с помощью НДПИ:
1) переход на поэлементное налогообложение при добыче многокомпонентных комплексных руд, руд цветных и черных металлов (исходя из содержания полезных компонентов в руде) и установление твердых фиксированных ставок в отношении каждого из полезных компонентов;
2) установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от указанных выше условий добычи.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Приказ ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@.
3. www.nalog.ru - официальный сайт ФНС России в сети Интернет.
4. www.gks.ru - официальный сайт Росстата в сети Интернет.
Gavrilenko D.V.
lecturer of department tax and taxation,
All-Russian State Tax Academy of the Ministry of Finances
of the Russian Federation
Mountain rents for polymetallic ores
The influence of the current taxation mode of polymetallic ores mining on accordance of the tax on mineral extraction to its economic substance
_Abstract
Tlhe current system of taxation of mining of polymetallic ores is not perfect. The author proves that by comparing data on the tax proceeds on mineral extraction in the consolidated budget of the Russian Federation with the profitability indicators of extractive industries. How to change this situation? What should be the best mechanism for the removal of mining rents? Read this article.