DOI 10.26726/2305-4484-2017-1-109-121
УДК 330.368: 339.91 ЗАТИКЯН АЛВАРД ТЕВОСОВНА
к.э.н., заместитель директора по науке, старший научный сотрудник Института экономики им. М. Котаняна НАН РА, e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РА
Аннотация. Цель статьи представить влияние демографической ситуации на социально-экономические факторы, в частности, на сокращение внутреннего спроса, увеличение расходов государственного бюджета, а также изменение рынка труда в РА посредством всестороннего её изучения и анализа. Методология. Аналитическая часть статьи выполнена, основываясь на анализе статистических данных, которые были определены посредством обзора литературы. В частности, как основные показатели демографической ситуации в стране были рассмотрены рождаемость и смертность населения, количество регистрируемых браков и разводов, численность населения, миграционные потоки, в частности рабочая миграция. В статье применены экономико-статистические и графические методы, а также методы факторного и сравнительного анализа, которые позволили выявить влияние демографических факторов на социально-экономическое развитие страны. Результаты. Демографические факторы непосредственно повлияли на экономическую ситуацию в Армении. Снижение численности населения, являющееся результатом снижения уровня рождаемости и миграции, привело к сокращению внутреннего спроса, что, в свою очередь, повлияло на сокращение расходов домашних хозяйств, направленных на конечное потребление. Сокращение расходов домашних хозяйств на конечное потребление, валовой выручки компаний способствовало также сокращению спроса на импортируемые товары и услуги, и привело к негативным темпам роста валовое накопление основных средств. Вследствие ухудшения демографический показателей в Армении увеличиваются расходы социальной направленности (социальная защита, здравоохранение). А в целом демографическая ситуация также оказала негативное влияние на рынок труда. Выводы. Снижение численности занятых сопровождалось увеличением количества безработных, что означает, что при ухудшающихся экономических условиях новые рабочие места не создаются. Демографическая ситуация в Армении характеризуется также процессом старения населения, что приведет к увеличению государственных расходов и росту дефицита бюджета, а при негативном росте потребления населения, сокращения инвестиций повлечет за собой ухудшение демографической и социально-экономической ситуации. Практическое применение. Полученные результаты могут быть использованы Правительством РА при разработке политики, направленной на улучшение демографической ситуации.
Ключевые слова: демографическая ситуация, социально-экономическое развитие, численность населения, рождаемость, смертность, внутренний спрос, рынок труда.
ZATIKYAN ALVARD TEVOSOVNA
Candidate of Economic Sciences, VP of Research and Development, Senior Research Associate of the
Institute of Economics named after M. Kotanyan of the National Academy of Sciences of the Republic of Armenia, e-mail: [email protected]
THE IMPACT OF THE DEMOGRAPHIC SITUATION ON THE SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF ARMENIA
Abstract. The goal of the manuscript is to present the impact of the demographic situation on the social-economic factors, in particular, on the reduction of the domestic demand, increase in
expenditures of the state budget, as well as the change in the labor market in the Republic of Armenia through a thorough study of it and an analysis. The methodology: The analytical part of the manuscript has been performed based on the analysis of the statistical data that were determined through a literature review. In particular, the birth rate and mortality rate, the number of registered marriages and divorces, the population size, the migration streams, in particular, the private migration, have been discussed in the manuscript as the main indicators of the demographic situation in the country. In the manuscript we have used economic-statistical and graphical methods, as well as methods of factor and comparative analysis that allowed to find the impact of demographic factors on the social-economic development of the country. The results: Demographic factors in particular have impacted the economic situation in Armenia. Reduction of the population size that is due to the reduction in the birth rate level and migration led to a reduction of domestic demand which, in turn, impacted the reduction in household expenses related to final consumption.The reduction in household expenses on final consumption, gross income of companies also led to a reduction in demand for imported goods and services, and led to a negative speed of growth of gross savings of fixed capital. Due to the worsening of demographic indicators in Armenia the expenses of social focus (social security, health care) are increasing. Overall, the demographic situation has also negatively impacted the labor market. Conclusions: The reduction of the employed population size was accompanied by the increase in the number of unemployed which means that with the worsening economic condition new jobs are not being created. The demographic situation in Armenia is also characterized by the process of ageing of the population which will lead to the increase in governmental spending and growth in budget deficit, and with the negative growth of consumption of the population, the reduction of investments will lead to worsening demographic and social-economic situation. The practical application: The results received may be used by the Government of the Republic of Armenia when developing a policy directed towards the improvement of the demographic situation.
Keywords: a demographic situation, social-economic development, the population size, the birth rate, the mortality rate, the domestic demand, the labor market.
Введение
Опыт Китая считается хорошим примером того, может ли изменение демографической ситуации повлиять на темпы экономического роста. Начиная с 1990-го года, несмотря на то что в Китае численность населения росла очень медленно [26], тем не менее темпы роста ВВП были достаточно высокими [27]. Этот феномен интересен тем, что благодаря правильному использованию человеческих ресурсов и управлению ими в условиях медленного роста численности населения был обеспечен довольно большой экономический рост и рост ВВП на душу населения (который также был обусловлен численностью населения). Объяснение данного явления хорошо представлено в исследовании В. Иао, результаты которого показывают, что наличие наиболее высокого роста ВВП на душу населения объясняется высоким уровнем сбережений, быстрой индустриализацией и технологическим прогрессом, в основу которого положен человеческий капитал (W. Yao, 2013: 4651) [9, p. 4651], Несмотря на многочисленность населения Китая, а также на увеличение численности пожилого населения и низкий темп роста рождаемости, в 2013 г. правительство Китая разрешило иметь второго ребенка супругам, один из которых являлся единственным у своих родителей [36]. Таким образом, даже если за счет человеческого капитала можно обеспечить экономический рост за определенный период, тем не менее стране необходимо выйти на естественный прирост населения, позволяющего сохранить необходимое количество трудоспособного населения на определённом уровне.
Учитывая важность численности населения, уровня рождаемости и других демографических показателей, в статье детально представлен анализ последних в РА.
Демографическая ситуация в Армении дошла до критической отметки вследствие низкой рождаемости, небольшого роста смертности и быстрых темпов роста миграционных потоков. Так, показатель фертильности (суммарный коэффициент рождаемости) на одну женщину репродуктивного возраста составляет 1,4 ребенка, в том случае когда для обеспечения простого воспроизводства населения необходим показатель 2,1 ребенка [13]. В 2015 г. было зарегистрировано 41815 новорожденных, что по сравнению с 2014 г. уменьшилось на 2,8% (43 031), а
общий показатель рождаемости на 1000 человек сократился соответственно на 0,4 промилль-ных пункта, составив 13.9%о. Общий показатель смертности за последние 10 лет увеличился на 5,9%. Только в 2015 г. было зафиксировано 27 835 случаев смертей. По сравнению с 2014 г. случаи смертей увеличились на 0,4%, а общий коэффициент смертности — на 0,1 промилль-ных пункта. Несмотря на то что в Армении сокращается детская и материнская смертность, фиксируется рост коэффициента смертности, обусловленный тем, что удельный вес населения старше 65 лет составляет 10,6% [30].
В структуре пассажиропотока, осуществляемом на пограничных пунктах пропуска, в 2015 г. выезды граждан РА превышали въезды на 43,4 тысячи граждан, а в 2016 г. ситуация еще более усугубилась, разница между выездами и въездами составила 48,2 тысячи граждан [31]. Это обусловлено рядом факторов, наиболее значимыми из которых являются безработица, низкая заработная плата, отсутствие веры и перспектив в будущее. Особо следует отметить, что в составе мигрантов наиболее высок удельный вес молодежи, что способствует снижению коэффициента суммарной рождаемости, который, в свою очередь, ведёт к снижению коэффициента естественного прироста.
Описанная демографическая ситуация оказывала и продолжает оказывать влияние на социально-экономическое развитие страны. Именно по этой причине наша цель в этой статье заключается в том, чтобы выявить, какие существуют взаимосвязи между демографическими факторами и экономической ситуацией, в частности, между внутренним спросом, увеличением расходной части бюджета и рынком труда. Однако заметим, что ряд авторов в данном случае считает важным высокий уровень сбережений, который позволит пожилым людям увеличить потребительские расходы и будет направлен на инвестирование (включительно сбережения населения трудоспособного возраста) (Т. Liao & Н. Qin, 2012: 67) [8, р. 67]. Заметим, в РА в 2013-2014 гг. наблюдался спад сбережений, а положительная величина сбережений в 20142015 гг. была обусловлена изменением экономической ситуации, особенно сокращением денежных переводов, который уже не сопровождался ростом объёмов инвестиций (см. табл. 1).
Название 2011 2012 2013 2014 2015
Денежные переводы (тыс. долл. США) [31] 1546959 1687263 1869788 1728558 1208470
Сбережения (%, ВВП) [28] 14.5 15.3 16.0 13.4 18.1
Инвестиции (%, ВВП) [22] 29.7 23.6 21.2 20.0 20.8
Как видим, для РА существует задача повышения стимулирования инвестиционной активности, решение которой находится за рамками данной статьи. Безусловно, высокий уровень сбережений имеет очень важное значение, поскольку позволяет осуществлять большие инвестиции, тем самым обеспечивая ещё более высокий уровень потребления, но в рамках данной статьи эти вопросы не рассматриваются.
Обзор литературы
Исследованию роли демографического потенциала в обеспечении экономического роста любой страны посвящены исследования многих зарубежных и отечественных учёных. В числе этих исследований следует отметить, в частности, работу известного американского учёного-экономиста С. Кузнеца «К теории экономического роста», в которой автор указывал на такие ключевые моменты экономического роста, как демографический рост, рост знаний, внут-ристрановая адаптация к факторам роста и внешние отношения между странами. (С. Кузнец, 1952: 82) [1, с. 82].
На роль демографического фактора экономического развития указывал автор книги по истории экономической истории Дж. Спенглер. Определяя перспективы экономико-демографического анализа, Спенглер, в частности, указывал на необходимость рассматривать влияние роста населения на экономику через восемь следующих аспектов: формирование капитала; изменение возрастной структуры; изменение занятости; влияние на окружающую сре-
1 Таблица разработана автором.
ду; изменение плотности населения; обеспечение человеческих свобод; возникновение конфликтов; повышение качества населения (Дж. Спенглер, 1974: 81) [2, с. 81].
По мнению исследователя Кембриджского университета Х. Струлика, для обеспечения экономического роста за счет увеличения численности населения следует стимулировать уровень рождаемости. В этой связи он выдвинул две математические модели, с помощью которых показал, что сбалансированный рост в отношении структурных изменений возможно обеспечить посредством демографического перехода. С его точки зрения, нестабильное развитие всегда совпадает с явным снижением рождаемости. (H. Strulik, 2009: 333) [3, с. 333].
Анализ демографических показателей Индонезии, в частности, рождаемости, смертности, коэффициентов естественного прироста, возрастного распределения населения, а также миграционных показателей представлен в исследовании Peter McDonald' a. Автор пришел к выводу о том, что связь между экономическим и демографическим развитием выражается в возрастном распределении населения, в частности, обеспечении баланса между населением трудоспособного возраста, ниже и старше трудоспособного возраста. (P. McDonald, 2014: 29) [4, с. 29]. Учитывая тенденцию старения населения в европейских странах, P. McDonald считал, что высокая доля нетрудоспособного населения является большой нагрузкой для государственного бюджета страны, в частности, в плане пенсионных выплат. Но эту нагрузку в будущем можно преодолеть, если будет возможно обеспечить экономический рост. Однако для годового распределения экономических ресурсов крайне необходимо обеспечить равновесие между экономически активным и неактивным населением, что является приоритетной задачей для европейских стран (P. Concialdi, 2006: 301) [5, p. 301]: На наш взгляд, именно в этом причина того, что эти страны принимают большое количество эмигрантов из многих стран, в т. ч. из Армении, в частности, молодых семей, которые могут решить демографическую проблему их стареющей страны за счёт притока трудоспособного населения.
На основе разработки модели экономического развития Боливии исследователь Кембриджского университета Ц. Пикарди пришел к заключению, что на экономический рост влияет ряд демографических факторов. Согласно его модели, средняя продолжительность жизни и темпы экономического роста обусловлены программами государственной здравоохранительной системы и планирования семьи. Из модели следует, что программы планирования семьи и система контроля деторождения должны сопровождаться программами, направленными на снижение смертности, в частности, детской и материнской смертности. (C. Picardi, 1973: 109) [6, p. 109].
Вопроса планирования семьи коснулся также В. П. Мостерт, отметив, что демографические тенденции оказывают большое влияние на развитие населения. Демографические тенденции могут оказывать положительное влияние на развитие населения, если они будут сопровождаться эффективными здравоохранительными программами и программами планирования семьи. Рост населения, сопровождаемый положительными экономическими показателями, положительно отразится на экономическом и социальном развитии. (W.P. Mostert, 2008: 56) [7, с. 56]. В увеличении численности населения и обеспечении репродукции большое значение имеют миграционные процессы, влияющие на экономическую ситуацию. В частности, возрастающее количество трудовых мигрантов оказывает существенное влияние на репродукцию, поскольку они не участвует в процессе репродукции в своей стране. В действительности шкала рождаемости может быть выше, поскольку эти мигранты не включены в резидентский состав населения. В силу многочисленности населения Китая существует множество исследований относительно демографической ситуации, в частности, численности населения. В связи с этим заслуживает внимания вопрос влияния численности населения Китая на экономические показатели. В этом отношении представляет интерес исследование Т. Ф. Лиао и Х. Кин, которые установили, что демографические изменения в Китае оказывали существенное влияние на экономический рост в их стране, однако при этом было уделено мало внимания выделению структурных показателей, усиливающих эту тенденцию. Эти авторы выделили роль демографических изменений Китая в формировании спроса на рабочую силу и совершенствовании человеческих ресурсов, а также их влияния на сбережения и инвестиции. В итоге они пришли к тому, что экономический рост происходит за счет сбережений пожилого населения и благодаря сделанным им инвестициям (T. Liao & H. Qin, 2012: 72) [8, p. 72]. А. В. Иао и другие ав-
торы выявили, что доля работоспособного населения Китая в общем количестве населения не оказывает большого влияния на уровень ВВП в расчете на душу населения. Результаты анализа свидетельствуют о том, что это является следствием высокого уровня сбережений, быстрой индустриализации и технологического прогресса, обеспечивающих наиболее высокие темпы роста экономики Китая (W. Yaoa, T. Kinugasab and S. Hamori, 2013:4658) [9, 4658].
О значительном влиянии демографических факторов на экономическую ситуацию свидетельствует также исследование, проведённое со стороны Д.М. Фанелли и Рамиро. Согласно исследованию, демографические факторы могут существенно повлиять на макроэкономическое развитие страны, а также на внешний сектор экономики в виде увеличения дефицита текущего счета, который, в свою очередь, может оказать влияние на дефицит бюджета, что в целом отражается на уровне сбережений. (Fanelli and Albrieu, 2015:106) [10, с..106]. Однако в рамках данной статьи мы не будем рассматривать дефицит текущего счета и влияющие на него факторы, поскольку дефицит торгового баланса в основном обусловлен импортом, а дефицит текущего счета — сокращением доходов от факторов производства и личных трансфертов.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можем констатировать, что на экономическую ситуацию страны влияют демографические факторы, в частности, уровень рождаемости, соотношение численности трудоспособного и нетрудоспособного населения, уровень смертности. Последние же влияют на расходы государственного бюджета, сбережения, инвестиции, а также на уровень ВВП на душу населения
Для того чтобы лучше представить особенности влияния демографических показателей на развитие экономики РА, проведём их анализ.
Рис. 1. Динамика коэффициентов естественного прироста, рождаемости, смертности и баланс миграции за 2000-2015 гг. (в расчёте на 1000 человек населения, %о)2
Из рис. 1 следует, что коэффициент рождаемости в расчёте на 1000 человек в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизился на 0,4 промилльных пункта, а коэффициент естественного прироста на 1000 жителей — на 0,5 промилльных пункта. В РА не обеспечивается даже простое воспроизводство, поскольку коэффициент фертильности (или суммарный коэффициент рождаемости) в расчёте на одну женщину детородного возраста (15-49 лет) в 2015 г. составил 1,645 по сравнению с 1,651 в 2014 г., что значительно ниже показателя 2,150, необходимого для обеспечения простого воспроизводства населения [13].
Основными причинами снижения уровня рождаемости в Армении являются: - снижение числа браков [14], связанное с многочисленными социальными проблемами, в частности, материальными и жилищными условиями, которые являются причинами продления срока вступления в брак, отказа от них и разводов, что влияет на процесс формирования молодых семей. На показатель брачности влияет также миграция, поскольку мигрируют в ос-
2 Составлен на основе данных НСС РА.
новном мужчины, которые либо не возвращаются, либо происходит воссоединение их семей за рубежом. Необходимо отметить, что вместо количества заключённых браков возросло число разводов, что опять является причиной снижения показателя рождаемости;
- устойчивый рост среднего возраста вступления в регистрируемый брак, причинами которого являются ухудшение социально-экономического положения, а также наличие 12-летнего образования;
- изменение среднего возраста матери при рождении первого ребенка [15], что связано с многочисленными социально-экономическими и морально-психологическими проблемами. Изменение среднего возраста матери связано с фактором получения профессионального, в т. ч. и высшего образования, а также трудовой деятельности будущих матерей, что является причиной как позднего их замужества, так и рождения ребенка (после 24-25 лет).
Вышесказанное представлено в табл. 2.
Важнейшим условием обеспечения роста населения является снижение числа смертей (см. рис. 1). Как видно из рис. 1, коэффициент смертности в 2014 г. по сравнению с 2015 г. вырос, соответственно, с 9,2%о до 9,3%0. На коэффициент смертности влияет целый ряд факторов. В 2015 г. на фоне роста числа зарегистрированных смертей в республике по-прежнему проблемными оставались случаи болезней, являющиеся причинами преждевременных смертей: система кровообращения, новообразования, болезни органов пищеварения, инфекционные и паразитарные болезни.
Таблица2
Динамика факторов, влияющих на рождаемость
Факторы Годы
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Браки 17984 19706 19063 18363 18912 17603
Разводы 2997 3188 3250 3756 4498 3669
Средний возраст вступивших в брак, в т. ч.
Мужчин 29.3 29.6 29.7 30.2 30.8
Женщин 25.2 25.6 25.9 26.5 27.3
Средний возраст матери при рождении первого ребенка 23.3 25.3 25.5 25.8 26.1 26.4
В Армении доля смертности от болезней системы кровообращения в 2000 г. составила 55%, а в 2013 г. — 48%, от новообразований — соответственно 17% и 21%, от болезней, обусловленных внутренними причинами, в 2000 г. и 2013 г. умерло 5%, а по другим причинам — соответственно 24% и 27% [35].
Среди показателей, характеризующих смертность, особое место занимают показатели материнской и детской смертности, которые, к счастью, снижаются за счёт ряда мероприятий, разработанных правительством РА (см. рис. 2).
Как видим, детская смертность сократилась с 12,3%о в 2005 г. до 8,8%о в 2015 г. Необходимо отметить, что Армения среди стран СНГ, имеющих самые низкие показатели детской смертности, занимает 4-е место. В списке стран СНГ первые горизонтали занимают Россия, Беларусь и Украина: именно в этих странах показатели материнской смертности находятся на самом низком уровне. Кстати, средний показатель в странах СНГ составляет 11,2 промилле (из расчета на 1000 живорожденных), а в Европе всего лишь 6,9 [16]. Показатель материнской смертности также имеет тенденцию к снижению, в частности, начиная с 2013 г. он с 21,5 промилле снизился до 16,8 промилле в 2015 г. Из вышеизложенного следует, что, хотя уровень материнской и детской смертности сокращается, тем не менее коэффициент смертности растет. В результате этого в общей структуре населения растёт доля лиц пожилого возраста, одной из основных причин которой является миграция, в частности, трудовая миграция, поскольку среди мигрантов высокий удельный вес имеют лица в возрасте 20-29 лет (27,2%) и 30
-39 лет (27,7%), или обе эти группы вместе взятые, которые составляют более половины общего числа мигрантов [12]. Таким образом, как видим, мигрантами в основном являются лица молодого возраста. Следует отметить, что в потоках миграции высока доля лиц в возрасте 4049 лет (20,2%) и 50-59 лет (16,9%) [12]. 16,3% населения Армении — лица в возрасте 60 лет и старше, в то время как, согласно международной классификации, население страны считается стареющим, если этот показатель превышает 12%. Доля лиц в возрасте 65 лет и более составляет 10,6% [29]. Здесь уместно добавить также понятие медианного возраста населения (то есть возраста, по отношению к которому численность населения делится на две равные части: половина моложе его, другая половина старше, и чем выше медианный возраст, тем старее население). Для сравнения в Армении этот показатель составляет 34,6 лет, а в соседних с Арменией Азербайджане, Грузии, Турции и России соответственно — 30,9, 37,5, 29,8 и 38,7 (лет) [30].
^ н^
* Коэффициенты скорректированы с учетом пересчёта численности постоянного населения по результатам итогов переписи населения РА 2011 г.
Рис. 2. Показатели материнской и детской смертности в РА3
Таким образом, миграция считается важнейшим показателем, влияющим на демографическую ситуацию. Основными факторами, влияющими на рост численности населения, являются миграционные процессы. РА считается страной, обеспечивающей сверхактивные миграционные потоки, что обусловлено рядом экономических, социальных и политических факторов (см рис. 1). Как видно из рис. 1, в 2004-2006 гг. было зарегистрировано положительное сальдо миграционных потоков, а начиная с 2007 г. — отрицательное сальдо, которое достигло наивысшей точки (48200 человек) в 2016 г. В 1988-2001 гг. в результате внешнего миграционного потока за рубежом остались до 1,1 млн граждан Республики Армения4. Основываясь на данных Национальной статистической службы РА относительно численности постоянного населения, можем отметить, что, начиная с 2002 г. по 2016 г., население РА сократилось на 219300 человек (соответственно с 3211,8 млн чел. до 2992,5 млн чел.). Указанное число достаточно значимо для страны, имеющей столь малочисленное население. Миграционные потоки РА имеют разные причины. Обобщая результаты разных исследований, можем отметить, что основными причинами миграции являются:
- отсутствие рабочих мест;
- низкая заработная плата;
- политическая нестабильность и возможность возобновления войны;
- недооценка социальной сферы и общественных отношений;
- низкая привлекательность инвестиционной среды, наличие монопольной экономики, реализация не в полной мере мероприятий в отношении малого и среднего бизнеса;
- отсутствие практических шагов по формированию у граждан надежды и веры в будущее;
- изменение моральной системы ценностей.
3 Составлен автором на основе данных НСС РА. http://armstat.am/file/artide/demog_2016_5.pdf
4 Концепция политики государственного регулирования миграции в Республике Армения», принятая в качестве Приложения к Протоколу заседания Правительства Армении, Решение № 51 от 30 декабря 2010 г.
Вышеуказанные демографические изменения непременно будут иметь следующие социальные и экономические последствия.
1. Сокращение внутреннего спроса. Происходит сокращение спроса на товары и услуги (как местного производства, так и импортируемого), на который в основном влияют сложившаяся миграционная ситуация и темпы естественного прироста населения. Отрицательное же влияние указанных демографических показателей сказывается на основных расходных компонентах ВВП и на темпах его роста. Если в 2012 г. рост ВВП составил 7,2%, в 2013-2015 гг. колебался в пределах 3,3-3,6% (см. табл. 3), то в 2016 г. он уже составлял 0,8%.
Так, в структуре ВВП (по основным расходным компонентам) доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств в 2012-2014 гг. постоянно сокращалась, темпы роста расходов были довольно низкими, а в 2015 г. темп роста был отрицательным. Следовательно, незначительный рост или сокращение уровня потребления приводит к сокращению спроса на товары и услуги, вследствие чего может быть зафиксировано сокращение инвестиций.
Таблица 3
Структура расходных компонентов ВВП в Республике Армения в 2012-2015 гг. [20]
Название 2012 2013 2014 2015
%, ВВП Темп роста (%) %, ВВП Темп роста (%) %, ВВП Темп роста (%) %, ВВП Темп роста (%)
Темп реального роста ВВП [21] 7.2 - 3.3 - 3.6 3.6 - 3.0
Расходы конечного потребления (домашние хозяйства) 86.7 - 86.7 0.9 85.1 1 77.7 -7.9
Валовое накопление 23.6 - 21.2 -7 20 -2.2 20.8 3
Валовое накопление основных средств 23.6 21.2 -7.0 20.0 -2.2 20.8 3.0
Изменение запасов материальных оборотных средств 1.7 - 1.1 - 0.9 - 0.0 -
Импорт 48.4 - 48.2 -2.1 47 -1 42 -15.1
Соотношение расходов государственного бюджета к ВВП, % 23.6 0.01 25.1 0.11 25.6 0.07 28 0.12
Доля валового накопления в ВВП в 2012-2014 гг. постоянно сокращалась, темпы роста были отрицательными, а в 2015 г. был зафиксирован некоторый рост, который не был обусловлен внутренним спросом. Сокращение расходов домашних хозяйств на конечное потребление, сокращение валовой выручки компаний способствует также сокращению спроса на импортируемые товары и услуги, в результате чего в 2015 г. импорт по отношению к ВВП составил 42% вместо 48,4% в 2012 г., а темп роста всегда был отрицательным, в частности, в 2015 г. он составил -15,1% (см. табл. 1). Необходимо отметить, что сокращающиеся темпы роста ВВП в 20142015 гг. также были связаны с сокращением объемов денежных переводов из зарубежных стран (в частности, денежных переводов мигрантов) [33].
Как видно из рис.3, общая сумма частных переводов с некоммерческой целью в 2014 г. по сравнению с 2013 г. сократилась на 141230 долл. или на 7,6%, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. — на 520 088 долл. или на 30,1%. Отметим: хотя из других стран (без России) сумма денежных переводов в 2014 г. увеличилась, однако влияние этих стран на общий показатель было не настолько велико, поскольку в общей структуре денежных переводов наибольший удельный вес (76% в 2015 г.) [34] имели денежные переводы из России. Поэтому снижение притока российских денежных переводов (на 518,290 долл. или на 36,1%) предопределило отрицательное смещение данного показателя, что, в свою очередь, было обусловлено ухудшением экономической ситуации в России.
Следует отметить, что денежные переводы мигрантов играют большую роль как в удовлетворении основных потребностей их семей, повышении их общего жизненного уровня, решении проблем в сфере образования и здравоохранения, так и в формировании социально-экономических показателей и обеспечении экономического роста Республики Армения.
Рис. 3. Динамика денежных переводов с некоммерческой целью на имена физических лиц посредством банковской системы Республики Армения в 2006-2015 гг.5
С другой стороны, сокращение валовой выручки компаний может привести как к сокращению налоговых доходов бюджета, так и отрицательно сказаться на рынке труда, вследствие чего правительство Республики Армения должно увеличить свои расходы, на что, в свою очередь, особенно повлияет нынешнее демографическое положение.
2. Увеличение расходной части бюджета. Как было представлено в анализе демографических показателей, из Армении в основном мигрирует молодежь, в частности 20-30-летние граждане, а также большой процент составляют 40-49-летние — 20,6%, в результате чего в республике в основном остаются граждане старше 60 лет, что способствует сокращению численности трудоспособного населения Армении (см. рис. 4).
Рис. 4. Численность граждан Армении по возрастным группам и трудоспособному возрасту в 2012-2015 гг. (1000 чел.)6
Так, согласно данным рис. 4, в 2012 г. численность населения трудоспособного возраста, зафиксировав спад, составила 2051,5 тыс. человек, а в 2015 г. составила 1987,2 тыс. человек, то есть в 2012-2015 гг. численность трудоспособного населения сократилась на 64300 тыс. человек. Вместе с этим из года в год увеличивается численность населения старше трудоспособного возраста. В 2012 г. данный показатель составил 365,6 тыс. человек, а уже в 2015 г. — 387,7 тыс. человек, увеличившись на 2210 человек. Представленная ситуация служит доказательством стареющего населения Армении, что является тяжёлым бременем для государственного бюджета РА.
Снижение численности трудоспособного населения сопровождается ростом численности пенсионеров. В РА рост численности трудовых пенсионеров сопровождался увеличением размера средней пенсии. А это означает, что даже если в среднесрочном периоде численность трудовых пенсионеров не увеличится, то уже имеющаяся общая численность пенсионеров окажется дополнительной нагрузкой на государственный бюджет РА в условиях стареющего населения (см. табл. 4).
5 Разработан автором на основании данных Миграционной государственной службы МЧСРУ РА.
6 Составлено автором на основании данных Статистического ежегодника РА за 2016 г.
Таблица 4
Численность пенсионеров, социальных пенсионеров и инвалидов РА в 2012-2015 гг. [17]
Категории 2012 2013 2014 2015
Численность получателей пособий по старости, инвалидности и при потере кормильца7 x x 60759 63355
Численность инвалидов, чел. 186 384 193 836 198619 200 1 77
Трудовые пенсионеры, чел. - 453 917 458 569 463 471
Размер пенсии, драм 29696.0 29122.0 35813.0 4044.1
В расходы государственного бюджета по социальной защите включаются также расходы на социальное обеспечение инвалидов, численность которых также имеет тенденцию к увеличению. В 2012-2015 гг. данный показатель составил соответственно 186 384 и 200 177 человек.
Вследствие ухудшения вышеописанных показателей, а также сокращения внутреннего спроса правительство РА должно увеличивать расходы государственного бюджета посредством увеличения его дефицита. В частности, увеличатся расходы социальной направленности (социальная защита, здравоохранение). В 2012 г. расходы государственного бюджета составили 1006102,2 млн драмов, а уже в 2015 г. — 1408996,4 млн драмов, в результате чего соотношение дефицита государственного бюджета к ВВП из года в год увеличилось и уже в 2015 г. составило -4,8% (см. табл. 5).
Таблица 5
Расходы государственного бюджета РА на социальную защиту и здравоохранение в 2012-2015 гг.8
Разделы 2012 2013 2014 2015
млн драмов %, ВВП млн драмов %, ВВП млн драмов %, ВВП млн драмов %, ВВП
Социальная защита 291731.6 6.8 297379.6 6.5 342469.5 7.1 383703.4 7.6
Здравоохранение 64498.9 1.5 64355.3 1.4 76645.4 1.6 86079.4 1.7
Всего расходы 1006102.2 23.6 1142890.4 25.1 1235054.4 25.6 1408996.4 28
Дефицит бюджета -59908.8 -1.4 -71519.9 -1.6 -90290.7 -1.9 -241252.4 -4.8
3. Динамика рынка труда. Ухудшающаяся демографическая ситуация, сокращение спроса на товары и услуги оказывают огромное влияние и на рынок труда.
В 2012-2015 гг. трудовые ресурсы РА сократились, составив соответственно 2260,8 и 2106,1 тыс. чел. (рис. 5). Экономически активное население сократилось с 1418.3 до 1316,4 млн чел., занятое население — с 1185,2 до 1134,6 тыс. чел.. При этом в государственном секторе никаких изменений не наблюдалось, а в частном секторе зафиксировалось ощутимое сокращение занятости соответственно с 915,0 до 812,4 тыс. чел.9. Следует отметить, что в 20122015 гг. на фоне сокращения занятого населения наблюдался рост численности безработных, что свидетельствует о том, что в ухудшающихся экономических условиях не создаются новые рабочие места.
Представленная ситуация неразрывно связана с миграцией населения, поскольку в основном мигрирует экономически активное население, а занятость сокращается по причине отсутствия рабочих мест. В результате вырос показатель численности безработных от 242100 человек в 2014 г. до 243700 человек в 2015 г. На рынке труда с большими трудностями сталкивается в основном молодежь, в частности, в возрасте 20-30 лет (см. рис. 6), и именно этот возраст
7 Рассчитано на основании Закона РА о государственных пособиях, принятом 12.12.2013 г.
8 Таблица составлена автором на основании базы данных Национальной статистической службы РА.
9 Статистический ежегодник РА за 2016 г. С. 56.
считается наиболее активным в миграционных процессах. С точки зрения безработицы наиболее уязвимы также лица 45-55 лет.
Рис. 5. Трудовые ресурсы РА в 2012-2015 гг.
10
Рис. 6. Безработные по возрастным группам в РА в 2014-2015 гг.
11
Как мы отметили, ограниченность рабочих мест отрицательно сказывается на молодёжи. Причинами являются:
- Неправильный выбор профессии.
- Нехватка трудового стажа и навыков.
- Низкая заработная плата, предлагаемая лицам с высокой квалификацией.
А что касается 45-55-летних лиц, следует отметить, что для них характерен низкий уровень трудовой мотивации, они с трудом привыкают к новым технологиям, что способствует увеличению длительности безработицы. Последнее предполагает утрату профессиональных способностей и навыков, что, в свою очередь, способствует их экономически пассивному состоянию.
Заключение. Таким образом, ухудшающаяся демографическая ситуация свидетельствует о продолжающемся сокращении численности населения, представляющего собой как экономическую и социальную угрозу, так и угрозу безопасности страны. Эта ситуация оказывает влияние как на внутренний спрос, дефицит государственного бюджета, так и на рынок труда, а наиболее примечательным является снижение уровня внутреннего спроса. В структуре ВВП постоянно сокращается доля расходов домашних хозяйств на конечное потребление, а темпы роста достаточно низкие, следовательно, незначительный рост или снижение уровня потребления населения способствует сокращению спроса на товары и услуги, в результате чего может быть зафиксировано сокращение инвестиций. Пониженные темпы роста ВВП связаны
10 Разработан автором на основании данных Национальной статистической службы РА.
11 Разработан автором на основании данных Статистического ежегодника РА за 2016 г. С. 72. — URL : http://
armstat.am/ file/doc/99499388.pdf.
также с сокращением объёмов денежных переводов из-за рубежа (в частности, мигрантов). Демографическая ситуация в Армении характеризуется также процессом старения населения, что приводит к увеличению государственных расходов, в частности, социальных и здравоохранительных. Ухудшающаяся демографическая ситуация, сокращение спроса на товары и услуги оказывают значительное влияние и на рынок труда, в частности, сокращается численность трудовых ресурсов, экономически активного населения, занятых, а количество безработных увеличивается. Следует отметить, что в этой ситуации снижение численности занятых сопровождалось увеличением количества безработных, что означает, что при ухудшающихся экономических условиях новые рабочие места не создаются.
Предложения по социально-экономической политике. Для смягчения сложившейся тяжелой демографической ситуации и последствий её влияния на экономику, а также для обеспечения стабильности демографической ситуации в РА правительство может предпринять следующие меры:
- повысить степень социальной защищенности населения;
- обеспечить прогресс сферы образования в целях развития человеческого капитала и стимулирования технологического прогресса;
- контролировать уровень здоровья населения, в частности, репродуктивного здоровья.
Литература
1. Kuznets, S. National Product Since 1869. P. xvii, 239. — New York : National Bureau of Economic Research, 1946. The Annals of the American Academy of Political and Social Science 252(1): 142-143. — DOI: 10.1177/000271624725200163.
2. Spengler, J. J. Marshall on the population question. I : Population Studies // A Journal of Demography, 1955. 8:3, 264-287. — DOI: 10.1080/00324728.1955.10415571.
3. Strulik, H. On demographic transition, structural change, and economic growth and stagnation : Mathematical Population Studies // An International Journal of Mathematical Demography. 2000. 8:4, 333-356. — DOI: 10.1080/08898480009525490.
4. McDonald, P. The Demography of Indonesia in Comparative Perspective // Bulletin of Indonesian Economic Studies. 2014. 50:1, 29-52. — DOI: 10.1080/00074918.2014.896236.
5. Concialdi, P. Demography, the cost ofpensions and the move to pension funds // Review of Political Economy. 2006. 18:3, 301-315. — DOI: 10.1080/09538250600797735.
6. Picardi, C. A demographic and economic growth model for Bolivia // Department of Civil Engineering Massachusetts Institute of Technology Cambridge. 1973. 109-118. — DOI: 10.1177/003754977302000402.
7. Mostert, W. P. Demography and development // Development Southern Africa. 1985. 2:1, 56-61. — DOI: 10.1080/03768358508439124.
8. Liao, T. F. & Qin, H. Population Growth, Available Resources, and Quality of Life : China's Post-Reform Economic Development // Chinese Journal of Population Resources and Environment. 2012. 10:2, 67-77. — DOI: 10.1080/10042857.2012.10685078.
9. Yao, W., Kinugasa, T. & Hamori, Sh. An empirical analysis of the relationship between economic development and population growth in China // Applied Economics. 2013. 45:33, 4651-4661. — DOI : 10.1080/00036846.2013.795284.
10. Fanelli, J. M. Demography and the Macroeconomy : A Methodological Framework. Chapter in 2 / Fanelli J. M. (ed.). Asymmetric Demography and the Global Economy : Growth Opportunities and Macroeconomic Challenges in an Ageing World. — New York : Palgrave Macmillan, 2015. P. 53-81.
11. Li, X., Li, Z. & Luke, Chan Man-wah. Demographic Change, Savings, Investment, and Economic Growth // The Chinese Economy. 2012. 45:2, 5-20. — DOI: 10.2753/CES1097-147545020.
12. Внешняя трудовая миграция : оценки и раздумья / Руководитель группы исследования Тадевосян З.А.. — Ереван : Изд-во «ТНТЕСАГЕТ», 2014. [12]. Серия «Амберд-4».
13. НСС. Исследования вопросов демографии и здоровья в Армении, 2015-16 : доклад основных показателей // Программа по вопросам демографии и здоровья ICF Интернешнл Роквилл, штат Мэриленд, США. — Ереван, 2016.
14. НСС РА. Статистический ежегодник Армении. — Ереван, 2016. С. 42.
15. НСС. Статистический ежегодник Армении. — Ереван, 2016. С. 36.
16. Демографический сборник Армении. 2016. С.88-89.
17. Продовольственная обеспеченность и бедность 2016 // Национальная статистическая служба РА. С. 17.
18. Правительством Республики Армения принятием Протокола N 51 от 30 декабря 2010 года.
19. Правительством Республики Армения принятием Протокола N 51 от 30 декабря 2010 года.
20. Национальная статистическая служба РА. — URL : http://armstat.am/am/?nid=126&id=01002; http://armstat.am/am/?nid=126&id=01001; http://www. armstat. am/file/article/sv_03_13a_112.pdf http:// armstat. am/file/doc/99499383.pdf
21. URL : http://armstat.am/Jile/doc/99499388.pdf.
22. URL : http://armstat.am/file/article/demog_2016_5.pdf.
23. The World Bank. — URL : http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?
source=2&series=SP.POP.TOTL&country=CHN# ; http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx? source =2&series=NY. GDP.MKTP.KN&country=CHN; http://databank. worldbank. org/data/reports. aspx? source =2&series=NY. GNS.ICTR. ZS&country=#.
24. UNFPA Armenia. — URL : http://www.unfpa.am/demographic-situation; http://www.unfpa.am/aging.
25. Миграционная государственная служба МЧСРУ РА. — URL : http://smsmta.am/?menu_id=60; http:// www. smsmta. am/?menu_id= 18; http://www. smsmta. am/?menu_id=52; http://www. smsmta. am/?menu_id=52/; http://demoscope.ru/weekly/2014/06l7/barom05.php; http://www.bbc.com/russian/ international/2015/10/151030_china_child_policy_stats.
References:
1. Kuznets, S. National Product Since 1869. P. xvii, 239. — New York : National Bureau of Economic Research, 1946. The Annals of the American Academy of Political and Social Science 252(1): 142-143. — DOI: 10.1177/000271624725200163.
2. Spengler, J. J. Marshall on the population question. I : Population Studies // A Journal of Demography. 1955. 8:3, 264-287. — DOI: 10.1080/00324728.1955.10415571.
3. Strulik, H. On demographic transition, structural change, and economic growth and stagnation : Mathematical Population Studies //An International Journal of Mathematical Demography. 2000. 8:4, 333-356. — DOI: 10.1080/08898480009525490.
4. McDonald, P. The Demography of Indonesia in Comparative Perspective // Bulletin of Indonesian Economic Studies. 2014. 50:1, 29-52. — DOI: 10.1080/00074918.2014.896236.
5. Concialdi, P. Demography, the cost ofpensions and the move to pension funds // Review of Political Economy. 2006. 18:3, 301-315. — DOI: 10.1080/09538250600797735.
6. Picardi, C. A demographic and economic growth model for Bolivia // Department of Civil Engineering Massachusetts Institute of Technology Cambridge, 1973. 109-118. — DOI: 10.1177/003754977302000402.
7. Mostert, W. P. Demography and development // Development Southern Africa. 1985. 2:1, 56-61. — DOI: 10.1080/03768358508439124.
8. Liao, T. F. & Qin, H. Population Growth, Available Resources, and Quality of Life : China's Post-Reform Economic Development // Chinese Journal of Population Resources and Environment. 2012. 10:2, 67-77. — DOI: 10.1080/10042857.2012.10685078.
9. Yao, W., Kinugasa, T. & Hamori, Sh. An empirical analysis of the relationship between economic development and population growth in China // Applied Economics. 2013. 45:33, 4651-4661. — DOI : 10.1080/00036846.2013.795284.
10. Fanelli, J. M. Demography and the Macroeconomy : A Methodological Framework. Chapter in 2 / Fanelli J. M. (ed.). Asymmetric Demography and the Global Economy : Growth Opportunities and Macroeconomic Challenges in an Ageing World. — New York : Palgrave Macmillan, 2015.P. 53-81.
11. Li, X., Li, Z. & Luke, Chan Man-wah. Demographic Change, Savings, Investment, and Economic Growth // The Chinese Economy. 2012. 45:2, 5-20. — DOI: 10.2753/CES1097-147545020.
12. External Labor Migration : Assessment and Considerations /Research Project Leader Tadevosyan, Z. A. — Yerevan : Tntesaget, 2014. (in Armenian). Series «Amberd-4».
13. NSS. Research on Issues of Demography and Health in Armenia, 2015-16 : Report on main indicators, the program on demographic and health issues // ICF International, Rockville, Maryland, The United States. — Yerevan, 2016. (in Armenian).
14. NSS of Armenia. Statistical Yearbook of Armenia. — Yerevan, 2016. P. 42 (in Armenian).
15. NSS of Armenia. Statistical Yearbook of Armenia. — Yerevan, 2016. P. 36 (in Armenian).
16. NSS of Armenia. Demographic Yearbook of Armenia, 2016. P. 88-89 (in Armenian).
17. NSS of Armenia. Food Security and poverty, 2016. P. 17 (in Armenian).
18. Government Protocol decree N 51 dated December 30, 2010 (in Armenian).
19. Government Protocol decree N 51 dated December 30, 2010 (in Armenian).
20. National Statistical Service of Armenia. — URL : http://armstat.am/am/?nid=126&id=01002 (in Armenian); http://armstat.am/am/?nid=126&id=01001 (in Armenian); http://www.armstat.am/file/article/ sv_03_13a_112.pdf http://armstat.am/file/doc/99499383.pdf (in Armenian).
21. URL : http://armstat.am/file/doc/99499388.pdf (in Armenian);
22. URL : http://armstat.am/file/article/demog_2016_5.pdf (in Armenian).
23. The World Bank. — URL : http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx? source=2&series=SP.POP.TOTL&country=CHN#; http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx? source =2&series=NY. GDP.MKTP.KN&country=CHN; http://databank. worldbank. org/data/reports. aspx? source =2&series=NY. GNS.ICTR. ZS&country=#.
24. UNFPA Armenia. — URL : http://www.unfpa.am/demographic-situation (in Armenian); http:// www. unfpa. am/aging (in Armenian).
25. State migration service of the ministry of emergency situations of the Republic of Armenia. — URL : http:// smsmta. am/?menu_id=60; http://www. smsmta. am/?menu_id= 18; http://www. smsmta. am/?menu_id=52; http:// www.smsmta.am/?menu_id=52/;http://demoscope.ru/weekly/2014/0617/barom05.php; http://www.bbc.com/ russian/international/2015/10/151030_china_child_policy_stats.