Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА: ШАГ НАЗАД ИЛИ ВЫЗОВ К НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА: ШАГ НАЗАД ИЛИ ВЫЗОВ К НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / пандемия / туристы / турбизнес / tourism / pandemic / tourists / tourism business

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жексенова Д. Т.

В работе используются методы сравнительного и причинно-следственного анализа для изучения изменений в туристических предпочтениях и бизнес-моделях. Анализируются экономические потери отрасли, новые стандарты безопасности и успешные примеры авторских туров. Основные инструменты анализа включают статистический анализ потерь и оценку изменений в инфраструктуре и сервисе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF COVID-19 ON TOURISM DEVELOPMENT IS STEP BACK OR CHALLENGE TO NEWREALITY

Paper uses methods of comparative and causal analysis to study changes in travel preferences and business models. The economic losses of the industry, new safety standards and successful examples of author tours are analyzed. The main analysis tools include statistical loss analysis and assessment of changes in infrastructure and service.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА: ШАГ НАЗАД ИЛИ ВЫЗОВ К НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 338.485

Жексенова Д.Т.

студент М-330 группы Омский государственный педагогический университет

(г. Омск, Россия)

ВЛИЯНИЕ гаУГО-19 НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА: ШАГ НАЗАД ИЛИ ВЫЗОВ К НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация: в работе используются методы сравнительного и причинно-следственного анализа для изучения изменений в туристических предпочтениях и бизнес-моделях. Анализируются экономические потери отрасли, новые стандарты безопасности и успешные примеры авторских туров. Основные инструменты анализа включают статистический анализ потерь и оценку изменений в инфраструктуре и сервисе.

Ключевые слова: туризм, пандемия, туристы, турбизнес.

Еще недавно весь мир был в ужасе от того, что мы сегодня упрощенно называем «ковидом». Да, он не исчез бесследно, но мы научились с ним бороться. В рамках данного эссе есть большое желание порассуждать на тему того, какое влияние COVID-19 оказал на развитие сферы туризма, а также ответить на вопрос о том, это был шаг назад или вызов к новой реальности.

Безусловно минувшие события стали шоком для экономики туризма. До сих пор ученые и исследователи пытаются провести оценку тех последствий для туристической индустрии, к которым привела так долго неутихающая пандемия. Как отметила Е.Г. Леонидова в своей работе в рамках научной темы «Влияние пандемии COVID-19 на сферу туризма» именно туризм в России был признан одной из наиболее пострадавших отраслей из-за различных карантинных ограничений. Цифры поистине впечатляют: понесенные потери «оценены Ростуризмом в 1,5 трлн руб. при годовом обороте в 3,7 трлн руб. в докризисный

период» [1]. С учетом того, что периодически мы переживаем новые «волны» инфекции, вернуться к традиционным схемам развития турбизнеса совершенно невозможно. Ведь коронавирус с его факторами и ограничениями очень сильно повлиял на наш образ жизни, изменив его. Все это отразилось на требованиях, ожиданиях и привычках путешественников, обусловило географию их вояжей.

Глобальный туризм и индустрия гостеприимства претерпели значительные изменения из-за пандемии, и возникла необходимости минимизировать международные и внутренние поездки. В то же время отели, развлекательные зоны и другие смежные сектора были обязаны создавать особые условия безопасности и сокращать количество клиентов, чтобы соблюсти условия правил социальной изоляции. К тому же пандемия — первая такого масштаба в эпоху глобализации — поставила под угрозу миллионы рабочих мест в отрасли. Сектор гостеприимства и туризма был вынужден менять принципы управления и стараться обеспечить своим фирмам и организациям существование несмотря на сокращение количества поездок туристами по миру за короткий период. Так руководители создали новые бизнес-модели и пошли на реорганизацию своих человеческих ресурсов из-за неожиданной потери клиентской базы.

Опыт работы автора эссе в туристическом агентстве до пандемии и после пандемии позволил воочию убедиться в том, что число желающих регулярно посещать другие страны или даже следовать по своим любимым направлениям резко снизилось в разы. На это повлиял как вирус, так и экономические сложности.

Самым важным на наш взгляд изменением, которое было закономерно спровоцировано пандемией, стала переориентация путешественников на внутренние направления. Ведь границы оказались закрыты, а желание у наших соотечественников получить качественный и разнообразный отдых осталось. Тогда турфирмы, да и мы вслед за ними обратили внимание на внутренний туризм, что обусловило в дальнейшем его активное развитие. Например, трендом на рынке туристических услуг стали путешествия по «авторским турам» в

разные уголки страны. Так, мы в составе команды создали несколько авторских туров в такие локации как: Териберка, Дагестан, оз. Байкал, Бурятия, Алтай, Шерегеш, которые пользовались успехом. Но все же некоторые туристы очень ждали спада пандемии, чтобы вернуться к отдыху в «заграничных направлениях», которые были предпочтительными у жителей России до пандемии. Причина одна — отдых заграницей с трансфером, проживанием, питанием обходился часто в 2-3 раза дешевле, чем путешествие по России.

Следовательно, возникает вопрос: «Почему у нас было дороже?». Ответ прост - недостаточная конкуренция, низкая инфраструктура и сервис. Но именно СОУГО-19, как бы это печально не звучало, послужил толчком к развитию внутреннего туризма, чему до этого не помогли ни государственные программы, ни усилия регионов. Так большой поток туристов по внутренним направлениям стал драйвером роста для наших предпринимателей в области гостеприимства и туризма [2, с 679].

Стоит отметить, что развитие внутренних направлений, особенно с целью укрепления здоровья, сегодня имеет особое значение. Здесь появились программы лечебно-оздоровительного туризма как наиболее перспективные. Именно с ними столкнулся автор в своей работе в отделении Русского географического общества на базе Омского государственного педагогического университета. У нас ведет свою активную деятельность туристский клуб, который организует походы выходного дня по Омской области, сплавы по рекам, длительные походы в горы (Таганай, Алтай), лыжные походы. Мы ставим акцент на то, что в поле сохранения здоровья человека, лечебно-оздоровительный туризм является важным видом рекреационная деятельность. Такие путешествия помогают в укреплении эмоционального и физического здоровья, что является неотъемлемой частью восстановления организма. К оздоровительному туризму также относятся лечебно-профилактические санатории, спрос на которые также вырос в период пандемии.

Подводя итог вышесказанного и ориентируясь на наш положительный опыт, можно сделать несколько выводов. Во-первых, влияние COVID-19 оказало

не самое положительное воздействие в мировом масштабе, снизив потоки туристов в привычные страны. Во-вторых, если говорить о внутреннем туризме, то сегодня это популяризация новых форматов путешествий внутри страны с последующим развитием инфраструктуры и сервиса. Новая реальность изменила индустрию туризма, но как говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Леонидова Е.Г. Влияние пандемии COVID-19 на сферу туризма // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-sferu-turizma-v-rossii (дата обращения: 11.02.2023);

2. Кобяк М.В., Ильина Е.Л., Латкин А.Н., Валединская Е.Н., Астафьева О.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировой туризм: трансформационный потенциал и последствия для устойчивого восстановления // Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - Том 12. -№ 2. - С. 679-696

Zheksenova D.T.

Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia)

IMPACT OF COVID-19 ON TOURISM DEVELOPMENT IS STEP BACK OR CHALLENGE TO NEW REALITY

Abstract: paper uses methods of comparative and causal analysis to study changes in travel preferences and business models. The economic losses of the industry, new safety standards and successful examples of author tours are analyzed. The main analysis tools include statistical loss analysis and assessment of changes in infrastructure and service.

Keywords: tourism, pandemic, tourists, tourism business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.