Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ'

ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
бюджетная политика / государственные расходы / продолжительность жизни / budget policy / public expenditures / life expectancy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Н. О.

Французский философ и экономист XVI века Жан Боден называл финансы нервами государства и архимедовой точкой опоры, подчёркивая таким образом большое их влияние на все сферы жизни общества. По мере развития человечества все большее внимание уделяется обеспечению роста продолжительности жизни, являющейся важным показателем уровня здоровья населения и состояния системы здравоохранение. Настоящая работа посвящена изучению взаимосвязи ожидаемой продолжительности жизни и государственной политики в сфере расходов за последние 20 лет на примере разных стран. В ходе работы было проанализировано, как государственные расходы оказывают влияние на указанный показатель, чем это влияние обусловлено и сделаны выводы об эффективности применяемых мер. Полученные результаты могут быть использованы в ходе определения основных направлений бюджетной политики Российской Федерации в целях достижения поставленных президентом национальных целей развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондаренко Н. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF BUDGETARY POLICY ON LIFE EXPECTANCY

French philosopher and economist of the 16th century Jean Bodin called finance the nerves of the state and the Archimedean fulcrum, thus emphasizing its great influence on all spheres of society. With the development of mankind, more and more attention is paid to ensuring the growth of life expectancy, which is an important indicator of the level of public health and the state of the health care system. This paper is devoted to the study of the relationship between life expectancy and public policy in the field of expenditures for the last 20 years on the example of different countries. In the course of the work it was analyzed how public expenditures have an impact on this indicator, what causes this impact and made conclusions about the effectiveness of the applied measures. The obtained results can be used in the course of determining the main directions of the budget policy of the Russian Federation in order to achieve the national development goals set by the President.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ»

ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

ЖИЗНИ Бондаренко Н.О.

студентка 3 курса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва,

E-mail:^[email protected] Научный руководитель: Богомолов А.И., доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: [email protected]

Аннотация. Французский философ и экономист XVI века Жан Боден называл финансы нервами государства и архимедовой точкой опоры, подчёркивая таким образом большое их влияние на все сферы жизни общества. По мере развития человечества все большее внимание уделяется обеспечению роста продолжительности жизни, являющейся важным показателем уровня здоровья населения и состояния системы здравоохранение. Настоящая работа посвящена изучению взаимосвязи ожидаемой продолжительности жизни и государственной политики в сфере расходов за последние 20 лет на примере разных стран. В ходе работы было проанализировано, как государственные расходы оказывают влияние на указанный показатель, чем это влияние обусловлено и сделаны выводы об эффективности применяемых мер. Полученные результаты могут быть использованы в ходе определения основных направлений бюджетной политики Российской Федерации в целях достижения поставленных президентом национальных целей развития Ключевые слова: бюджетная политика, государственные расходы, продолжительность жизни

INFLUENCE OF BUDGETARY POLICY ON LIFE EXPECTANCY

Bondarenko N.O. .,

3rd year student Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,

E-mail: [email protected] Supervisor: Bogomolov A.I., Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected] Annotation. French philosopher and economist of the 16th century Jean Bodin called finance the nerves of the state and the Archimedean fulcrum, thus emphasizing its great influence on all spheres of society. With the development of mankind, more and more attention is paid to ensuring the growth of life expectancy, which is an important indicator of the level of public health and the state of the health care system. This paper is devoted to the study of the relationship between life expectancy and public policy in the field of expenditures for the last 20 years on the example of different countries. In the course of the work it was analyzed how public expenditures have an impact on this indicator, what causes this impact and made conclusions about the effectiveness of the applied measures. The obtained results can be used in the course of determining the main directions of the budget policy of the Russian Federation in order to achieve the national development goals set by the President. Keywords: budget policy, public expenditures, life expectancy

Как известно, профессиональная деятельность Александра

Александровича Богданова

(Малиновского) находилась на стыке множества научный сфер, к которым можно отнести в том числе экономику и медицину. Учитывая, что необходимость

достижения национальных целей развития Российской Федерации во многом напоминает необходимость проведения ускоренной

индустриализации народного хозяйства в годы творчества А. А. Богданова, осуществим анализ влияния

экономической сферы на медицину за счет методов системного анализа, заложенных ученым и значительно развитыми в течение прошедшего столетия. Из сферы экономики выберем такой мощный канал влияния, как бюджетную политику в части расходов публично-правовых образований, а в качестве показателя развития медицины возьмем ожидаемую продолжительность жизни населения.

Для анализа были выбраны следующие 25 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Чехия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Корея, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США. Данный выбор обусловлен наличием данных по ожидаемой продолжительности жизни при рождении и по объёму расходов консолидированных бюджетов по отдельным направлениям в рамках статистики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также исключением таких стран, как Люксембург, Эстония и др., из данной выборки по причине малого размера национальных экономик и наименее характерных для выборки в целом условий. Расходы были

проанализированы в разрезе

функциональной классификации,

приведенной на официальном сайте ОЭСР и в рамках которой предусмотрено разделение общего объёма расходов консолидированного бюджета на расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность,

национальную экономику, охрану окружающей среды, жилищно-коммунальное хозяйство,

здравоохранение, культуру, образование и социальную политику. Анализируемый промежуток времени - 1995-2017 гг. -выбран с учетом максимизации периода, в рамках которого существуют данные с учетом описанной детализации. Анализируемые данные приведены в приложениях 1-11.

При рассмотрении динамики ожидаемой продолжительности жизни при рождении в разных странах можно заметить, что несмотря на общий положительный тренд, колебания рассматриваемого показателя в большинстве случаев не являются сонаправленными и в большей степени характеризуются хаотичностью. В связи с этим можно сделать вывод о наибольшем влиянии внутренних факторов, поэтому рассмотрение взаимосвязи между продолжительностью жизни и расходами в данном аспекте не противоречит действительности.

В целях анализа взаимосвязи продолжительности жизни и объёма расходов в описанном разрезе был рассчитан линейный коэффициент корреляции Пирсона для каждого из 250 проанализированных рядов данных (каждый ряд данных в данном случае представляет собой значения ожидаемой продолжительности жизни при рождении и расходов на конкретное направление для конкретной страны за 1995-2017 гг.). Стоит отметить, что в отдельных странах наблюдается сильная взаимосвязь между продолжительностью жизни и расходами на отдельные направления, причем

характер зависимости сохраняется от страны к стране.

Однако при усреднении результатов анализа по 25 странам за 23 года были получены менее характерные результаты зависимостей за счет большого числа разнонаправленных отклонений.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что относительно значимое влияние на продолжительность жизни в международном обозрении имеют расходы на:

эффектом перераспределения, в результате которого сокращение расходов на указанные направления привело к росту расходов на те направления, которые имеют прямое стимулирующее действие на

продолжительность жизни, в результате чего зависимый фактор имел положительный прирост.

Также был проведён вертикальный анализ рассматриваемых взаимосвязей по странам за 2017 г., в ходе которого факторным признаком выступал не год наблюдения, а страна. Была осуществлена попытка построения эконометрической многофакторной модели, где отдельными факторами являлись расходы на каждое из выделенных направлений.

Прежде всего, большое внимание было уделено устранению

мультиколлинеарности, то есть обеспечению независимости факторных признаков. Так, были выявлены объясняющие переменные, обладающие высокой теснотой связи при рассмотрении парной корреляции. Такими принято считать факторы,

• Общегосударственные вопросы (-);

• Национальную оборону (-);

• Жилищно-коммунальное хозяйство (-);

• Здравоохранение (+);

• Социальную политику (+).

Причем отрицательный вклад расходов на общегосударственные вопросы, национальную оборону и жилищно-коммунальное хозяйство обусловлен не прямым эффектов негативного влияния, а

линейные коэффициент корреляции для которых превышает условно заданную величину 0,8 (см. рисунок 2). Стоит отметить, что при рассмотрении экономического смысла модели, данное значение может быть как повышено, так и понижено, что было осуществлено в рамках настоящего анализа.

та\ О'ЗЗ 0'8е о'гч -о'зг -о'зг о'зг о'зг о'зо о'зз 0*12 о'оч ГОО

УЛО 0*01 о'зч о'ю 0'-1Л -о'ог О'ЗЧ -о'зе -О'Од о'ол О'Зд Гоо

1а -очз 0'38 0'38 -о'оз о'зг о'ег -о'ю 0'1д -0'1Л 1*00

та о'оо 0'Ч1 -0*01 о'оз -о'зз о'и о'ое 0'38 Гоо

та "О1 к о'зе -о'оч -о'зе -о'ое о'зл -0*01 ГОО

та о'зг 0'1 э -о'ое -о'ое 0*12 о'оз 1*00

та -о'зг 0'28 о'зг -о'зч О'ЗО ГОО

та -о'ег "О'ОЗ о'зл о'зо 1*00

та о'оо о'оо -о'ол Гоо

та -0'1Э о'ел Гоо

та о'ое Гоо

к Гоо

к та та та та та та та та та тао та\

Рис. 2. Устранение

мультиколлинеарности в рамках анализа корреляционной матрицы

Таким образом, ряд факторов были устранены из модели. Кроме того, был проведён анализ знаков коэффициентов при объясняющих величинах и осуществлено их сравнение с знаками линейных коэффициентов корреляции. В результате были устранены факторы, имеющие противоположные знаки

приведенных показателей (несовпадение знаков в данной ситуации нарушает экономическую суть зависимости). Впоследствии были также устранены критического (табличного) (выбор факторов осуществлялся одновременно с анализом значений числа Фишера для модели). В итоге было получено, что наиболее значимыми факторами

факторы, для которых фактическое (наблюдаемое) значение ^критерия Стьюдента оказалось меньше

оказались расходы на национальную безопасность, на охрану окружающей среды, здравоохранение, культуру и образование

¥=-4,16X4+3,26X6-0,36X8-1,13X9+0,58X10+86,80,

где Y - ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

X4 - расходы на национальную безопасность;

X6 - расходы на охрану окружающей среды;

X8 - расходы на здравоохранение;

X9 - расходы на культуру;

Xlo - расходы на образование.

Отрицательный коэффициент при факторе, связанном с национальной безопасностью, обусловлен описанным выше эффектом перераспределения, а аналогичные значения при факторах расходов на здравоохранение и культуру, которые с экономической точки зрения должны иметь прямую взаимосвязь с объясняемой переменной, обусловлены, вероятно, наращиванием доли расходов в связи с возникновением проблемных явлений в данных сферах, имеющих

своим результатом отрицательное отклонение продолжительности жизни.

Перейдем к рассмотрению

аналогичных зависимостей в рамках российской практики. Так, исходные данные были взяты из

консолидированной отчетности

Министерства финансов Российской Федерации, а также с официального сайта Федеральной службы

государственной статистики. Стоит отметить, что была осуществлена частичная перегруппировка расходов для обеспечения единообразия на рассматриваемом временном

промежутке, несмотря на произошедшие в 2011 г. изменения бюджетной классификации. При построении модели были осуществлены аналогичные описанным шаги устранения

мультиколлинеарности по двум критериям (см. рисунки 3 и 4).

О'ЛЗ -о'зл о'зл -о'ол 0'Т8 -о'ее о'зо -0'18 -0'31 -о'те Гоо

-оЧг О'80 0*31 о'зе о'зз о'зл -0'31 о'ез О'Зд Гоо

Щ -о'е8 о'е« -оЧз о'ел о'сл 0'80 -041 О'дЗ Гоо

0а 23 -о'зл 0'8^ о'лз о'еа "0'31 Гоо

0'93 о'ол о'зз -0'80 -о'зз -оЧз Гоо

Я "0'88 о'лз "О'Зд оЧт о'зе Гоо

-о1 II 0'38 0'01 0'38 Гоо

"Я -о'зл о'ол "0'31 Гоо

о'зз -о'оз Гоо

-048 Гоо

1 Гоо

"К я х^ я х^ Щ МО

Рис. 3. Устранение мультиколлинеарности в рамках анализа корреляционной матрицы

х1 х2 хЗ х4 х5 X 6 х7 х8 х9 х10

Коэффициент при факторе -438,71 29,99 89,51 93,45 355,18 5855,92 136,79 -4418,62 1,58 105,64

Линейный коэффициент корреляции 0,76 -0,37 -0,68 -0,64 0,48 -0,90 -0,07 -0,47 0,71 -0,50

Рис. 4. Сравнение знаков коэффициентов коэффициентов корреляции

После устранения статистически не значимых факторов с учетом ^критерия Стьюдента и экономического обоснования была получена следующая модель:

¥=2500,92X6-1294,99X8-65,21X10+69,52,

где Y - ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

X6 - расходы на охрану окружающей среды;

X8 - расходы на культуру, кинематографию и СМИ;

Xlo - расходы на социальную политику

При проведении аналогичных расчетов с введением годового временного лага было получено, что значимыми объясняющими факторами являются расходы на охрану окружающей среды, социальную политику, а также

при объясняющих факторах с знаками линейных

общегосударственные вопросы и обслуживание государственного долга. Выявление тех же существенных факторных признаков (за исключением расходов на культуру, кинематографию и СМИ в первом случае и на общегосударственные вопросы и обслуживание государственного долга во втором, которые имеют отрицательное влияние на результирующий показатель за счет описанных эффектов перераспределения и финансирования в результате расширения социальных проблем) свидетельствует об устойчивом характере зависимости ожидаемой продолжительности жизни при рождении от расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на охрану окружающей среды и социальную политику. Стоит отметить, что значительной зависимости объясняемого фактора от расходов на здравоохранение в обоих случаях обнаружено не было.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, выявленные результаты могут быть использованы в рамках государственного управления, в частности в рамках проектного управления государственными

финансами. Как известно, проектный подход к реализации государственной экономической политики подразумевает четкое определение целей и ключевых показателей деятельности органов государственной власти, способов их достижения и выделение ресурсов (финансовых, трудовых,

информационных и др.) исключительно для достижения конкретных результатов. Указанный подход реализуется за счет применения методов программно-целевого управления, в рамках формирования которых и должны быть использованы полученные данные. Так, выбор мероприятий в рамках достижения установленных в государственной программе или национальном проекте целевых показателей должен

осуществляться с учетом

эконометрических исследований влияния выделения бюджетных ассигнований на конкретные направления на динамику развития отдельных показателей.

Так, при рассмотрении паспортов национальных проектов можно отметить, что национальный проект «Демография», имеющий среди своих целей увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, не содержит мероприятий, подразумевающих

реформирование экологического аспекта. Вместе с тем, государственная программа «Охрана окружающей среды» наоборот предусматривает мероприятия по улучшению экологической ситуации в стране, однако, целевые показатели,

связанные с продолжительностью жизни населения, её паспортом не предусмотрены.

Итак, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Основными факторами бюджетной политики в мировой практике, оказывающими положительное влияние на продолжительность жизни, являются государственные расходы на здравоохранение, социальную политику и образование. В России же рост продолжительности жизни в будущем может быть обусловлен ростом расходов на охрану окружающей среды и социальную политику. Полученные результаты должны быть использованы при формировании государственных программ и национальных проектов, чтобы обеспечить точное воздействие реализуемых мероприятий на

обусловленные ими результаты экономической политики государства.

Список литературы

1. Корицкий Э.Б. Организационные идеи А. А. Богданова и их резонанс // Российский журнал менеджмента. 2003. № 2. С. 127140.

2. Эконометрика и эконометрическое моделирование: учебник / Л.О. Бабешко, М.Г. Бич, И.В. Орлова. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. - 385 с.: ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). -Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/102915 2.

3. Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.minfin.ru/ru/ (дата

обращения: 5.12.24).

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 2.12.24).

Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.oecd.org (дата обращения: 4.12.24).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.