Общество: политика, экономика, право. 2022. № 5. С. 31-37. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 5. P. 31-37.
Научная статья УДК 325.83
https://doi.org/10.24158/pep.2022.5.3
Влияние Брекзита на развитие сепаратистских настроений в Шотландии и Северной Ирландии
Виталий Анатольевич Эпштейн1, Регина Ринатовна Сагитова2
■^Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7308-3351 [email protected]
Аннотация. Актуальность данной статьи состоит в том, что все большему количеству стран, независимо от типа государственного устройства, формы правления, уровня экономического развития и степени демократизации общества приходится сталкиваться с проблемой регионального сепаратизма. Анализ этого явления на примере Великобритании может помочь в урегулировании подобных конфликтов в других государствах. В статье определяются проблемы и перспективы сепаратистских тенденций в Соединенном Королевстве на фоне Брекзита. Анализируются социальные настроения в Северной Ирландии и Шотландии. Рассматриваются действия правительства Соединенного Королевства, властей Северной Ирландии и Шотландии в попытке найти консенсус по вопросу сохранения единства государства или следования последних по пути сецессии и обретения независимости от Великобритании. Заключается, что решение страны выйти из Евросоюза несет с собой риск развития цепной реакции и усиления сепаратистских настроений в других регионах Западной Европы.
Ключевые слова: политология, сепаратизм, Великобритания, Брекзит, Северная Ирландия, Республика Ирландия, Шотландия, ЕС
Для цитирования: Эпштейн В.А., Сагитова Р.Р. Влияние Брекзита на развитие сепаратистских настроений в Шотландии и Северной Ирландии // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 5. С. 3137. https://doi.org/10.24158/pep.2022.5.3.
Original article
The impact of Brexit on the development of separatist sentiments in Scotland and Northern Ireland
Vitaly A. Epshtein1, Regina R. Sagitova2
12Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-7308-3351
Abstract. The relevance of this article is that an increasing number of countries, regardless of the type of state structure, form of government, level of economic development and degree of democratization of society have to face the problem of regional separatism. The analysis of this phenomenon on the example of the UK can help in the settlement of similar conflicts in other states. The article defines the problems and prospects of separatist tendencies in the United Kingdom against the background of Brexit. Social attitudes in Northern Ireland and Scotland are analyzed. The actions of the Government of the United Kingdom, the authorities of Northern Ireland and Scotland in an attempt to find consensus on the issue of preserving the unity of the state or following the latter on the path of secession and gaining independence from Great Britain are considered. It is concluded that the country's decision to withdraw from the European Union carries with it the risk of developing a chain reaction and strengthening separatist sentiments in other regions of Western Europe.
Keywords: political science, separatism, Great Britain, Brexit, Northern Ireland, Republic of Ireland, Scotland, EU
For citation: Epshtein V.A., Sagitova R.R. (2022) The Impact of Brexit on the Development of Separatist Sentiments in Scotland and Northern Ireland. Society: Politics, Economics, Law. (5), 31-37. Available from: doi: 10.24158/pep.2022.5.3 (In Russian).
Как известно, Великобритания окончательно покинула Европейский Союз в ночь на 1 января 2021 г. Данное решение вызвало неоднозначную реакцию в британском обществе. В 2016 г. в ходе проведения референдума о членстве Соединенного Королевства в Европейском союзе
© Эпштейн В.А., Сагитова Р.Р., 2022
(ЕС) население Шотландии и Северной Ирландии, где много лет активно дебатировался вопрос о независимости, высказалось в большинстве своем против такого шага1. Брекзит вновь выдвинул на повестку дня возможность сецессии этих территорий.
В ходе переговорного процесса по оформлению выхода из ЕС одно из центральных мест занимал вопрос о статусе сухопутной границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландия (Охошин, 2019). Проблема заключалась в том, что согласно Акту о Республике Ирландия (1949 г.) последняя окончательно обрела независимость и стала отдельным государством, в то время как северная часть острова оставалась в составе Соединенного Королевства2. Таким образом, Северная Ирландия покинула единые границы ЕС, в то время как остальная часть острова (Республика Ирландия) сохранила свое присутствие в Евросоюзе. По итогам Белфастского соглашения 1998 г. (Соглашение Страстной пятницы) граница между Белфастом и Дублином становилась «открытой»3, что означало отсутствие контрольно-пропускных пунктов, в результате чего каждый гражданин ЕС мог беспрепятственно переходить с территории Республики Ирландия в Северную Ирландию и наоборот.
Существовали серьезные опасения, что изменение текущего положения приведет к эскалации вооруженной деятельности террористических группировок (ИРА, лоялистские организации протестантов), которые хоть и прекратили свои действия на данный момент, но продолжают существовать.
Еще одной проблемой при обсуждении вопроса Брекзита стало гражданство - после выхода Британии из Ес часть населения одной из ее частей будут составлять граждане страны, входящей в Европейский союз. Дело в том, что согласно отдельному подпункту Белфастского соглашения жители Северной Ирландии могут быть одновременно гражданами Великобритании и Республики Ирландия, т. е. иметь двойное гражданство. Этим правом воспользовались примерно 500 тыс. из 1,8 млн человек из числа населения Северной Ирландии, которые теперь будут «пользоваться всеми правами граждан Евросоюза, чего будут лишены остальные британцы. Они смогут пользоваться свободой передвижения между европейскими странами, жить там и работать без каких-либо иммиграционных ограничений»4.
Законодательство Соединенного Королевства не запрещает институт двойного гражданства, поэтому он функционирует в Великобритании без каких-либо ограничений. Требования отказаться от паспорта страны происхождения - как для британцев, так и для иностранцев - нет. Также нет необходимости в регистрации факта получения второго гражданства. Аналогичные правовые нормы действуют и на территории Республики Ирландия.
Более того, задолго до отмены границ внутри ЕС Великобритания и Республика Ирландия создали так называемое Общее иммиграционное пространство (Common Travel Area), в рамках которого граждане Республики Ирландия и Соединенного Королевства без особых разрешений могли пересекать границу, проживать, работать, получать пособия и пенсии и даже голосовать на любых выборах в соседнем государстве. Теперь же, несмотря на обещания премьер-министра Т. Мэй равного доступа к социальным гарантиям и занятости для англичан и ирландцев, оказалось, что иммиграционное законодательство Соединенного Королевства не предусматривает особого положения, которое приравнивало бы по статусу граждан Великобритании и Ирландии. Существующий юридический пробел сильно обеспокоил в первую очередь жителей Северной Ирландии.
Сложность вызывало то, что после подписания Белфастского соглашения 1998 г. остров Ирландия превратился в единое экономическое пространство, а выход Соединенного Королевства из состава ЕС означал установление границ и усложнение перемещения товаров, услуг и капиталов.
В общей сложности в ходе бурных обсуждений Брекзита и вновь разразившегося в этой связи конфликта в Северной Ирландии было предложено 5 решений ирландской проблемы.
1. «Электронная граница». Такой вариант предполагал имплементацию технического мониторинга границы по образцу Норвегии, не входящей в Евросоюз, и Швеции, состоящей в нем. Однако Республика Ирландия заявила, что не намерена содействовать строительству каких бы то ни было пограничных объектов, даже электронных, поэтому сразу же высказалась против данного варианта.
1 Results EU Referendum [Электронный ресурс] // BBC News. URL: https://www.bbc.com/news/politics/eu_referendum/results (дата обращения: 27.03.2022).
2 The Republic of Ireland Act 1948 [Электронный ресурс] // Tithe an Oireachtais Houses of the Oireachtas. URL: https://www.oireachtas.ie/en/bills/bill/1948/19/ (дата обращения: 27.03.2022).
3 Belfast Agreement: 1998 [Электронный ресурс] // Gov.uk. URL: https://www.gov.uk/government/publications/the-belfast-agreement (дата обращения: 04.05.2022).
4 «Брексит» и граница с Ирландией: почему это невозможно? [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.uk/articles/breksit-i-granitsa-s-irlandiey-pochemu-eto-nevozmozhno (дата обращения: 27.03.2022).
2. «Жесткая граница» между Северной Ирландией и Республикой Ирландией. Такой вариант не только мог разрушить устоявшиеся свободные экономические связи, разделяя остров на две неравные части, но и полностью противоречил Белфастскому соглашению. Разумеется, ирландское правительство отвергло и это решение. Министр иностранных дел Ирландии Саймон Ковени предупредил, что «любой барьер или граница на острове Ирландии рискуют подорвать очень тяжелый мирный процесс»1.
3. Северная Ирландия - член ЕС с «особым статусом». Данный вариант имел ряд преимуществ, особенно для североирландского региона. Прежде всего, отсутствовала проблема создания границы, что удовлетворяло интересы большинства жителей Северной Ирландии, отдавших свой голос за сохранение региона внутри ЕС. Кроме того, данный вариант означал сохранение ежегодной субсидии Северной Ирландии со стороны ЕС в размере £600 млн. Великобритания выступила против подобного решения, так как это открывало дорогу для сепаратистов в Шотландии и Уэльсе2.
4. «Мягкая граница» на всем острове Ирландия, «жесткая» - в Британии. Против такого решения выступили юнионисты, сторонники сохранения Белфаста в составе Соединенного Королевства, подчеркивая, что такой шаг грозит целостности Великобритании как государства, потому что жесткий пограничный контроль в отношении прибывающих из Северной Ирландии приравняет их к иностранцам.
5. «Ирландское воссоединение». Согласно мирному договору от декабря 1922 г. на правах доминиона было создано так называемое Ирландское свободное государство, что предопределило отделение от него северной части со столицей в Белфасте. В Республике Ирландии и в Северной Ирландии активно обсуждались идеи провести голосование по вопросу воссоединения. Тем более что согласно договору 1998 г. Белфаст имеет полное право решить свою судьбу на референдуме и покинуть союз с Британией.
Переговоры по вопросу ирландской границы были трудными и завершились в ноябре 2018 г. заключением соглашения о выходе Великобритании из ЕС, составной частью которого явился североирландский протокол. Согласно этому документу Северная Ирландия должна была остаться в зоне Единого европейского рынка (ЕЕР) и Таможенного союза (ТС). Однако впоследствии соглашение не прошло ратификацию в британском парламенте. Более того, занявший в 2019 г. пост премьер-министра Борис Джонсон принял решение о пересмотре протокола (Ба-бынина, 2019). Согласно поправкам Северная Ирландия входит в состав таможенной территории Британии, что означает для нее следование таможенным тарифам и соглашениям Соединенного Королевства. При этом неизбежные при выходе из ТС ЕС проверки будут проводиться в британских портах перед тем, как товары прибудут в Ирландию, а к североирландским производителям будут применяться тарифы и правила ЕС, что позволит сохранить прозрачность границ между двумя Ирландиями. Таким образом, был выработан «шестой вариант» решения проблемы3.
Сохранение подобной, «прозрачной» границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландией в определенной степени сдерживает возобновление конфликта. Но юнионистов в самой Северной Ирландии и многих политиков в Лондоне возмущает подобное частичное экономическое отделение региона от остального Соединенного Королевства. Они призывают отменить или радикально пересмотреть североирландский протокол и заявляют о том, что в Ирландском море фактически была создана новая торговая граница. Юнионисты убеждены, что условия выхода Британии из ЕС могут в перспективе способствовать росту сепаратистских настроений в регионе, что подтверждается вспыхнувшими беспорядками в Северной Ирландии в апреле 2021 г.4
Единство во мнении о Североирландском протоколе не достигнуто до сих пор. Великобритания настаивает на избавлении от большого объема бумажной работы с Северной Ирландией, а также на обеспечении того, чтобы товары, которые остаются в Северной Ирландии, соответствовали британским стандартам без необходимости соблюдения законодательства ЕС. Со своей стороны ЕС заявляет, что о пересмотре текста протокола не может быть и речи, но сформулировал предложения по снижению на 80 % количества проверок продуктов питания,
1 Brexit: Coveney Says 'Tech Alone will not Solve Order Issue' [Электронный ресурс] // BBC News. URL: https://www.bbc.co.uk/news/world-europe-40637851 (дата обращения: 27.03.2022).
2 Haverty D. With Parliament Voting for Brexit, Is Irish Unification Inevitable? [Электронный ресурс] // Foreign Policy. URL: https://foreignpolicy.com/2020/01/09/irish-unification-brexit/ (дата обращения: 28.03.2022).
3 Protocol on Ireland and Northern Ireland [Электронный ресурс] // European Comission. URL: https://ec.europa.eu/info/relations-united-kingdom/eu-uk-withdrawal-agreement/protocol-ireland-and-northern-ireland_en (дата обращения: 28.03.2022).
4 Война у «стены мира» в Белфасте. В Северной Ирландии бушуют беспорядки [Электронный ресурс] // Русская служба Би-би-си. URL: https://www.bbc.com/russian/features-56654519 (дата обращения: 28.03.2022).
прибывающих в Северную Ирландию, а также по сокращению вдвое объема необходимой бумажной работы. Кроме этого, ЕС требует от Великобритании гарантий для предотвращения ввоза товаров из Великобритании в Ирландскую Республику.
Как уже отмечалось, открытая граница служит гарантией мира в Северной Ирландии, поэтому существует опасение, что, если будет установлена какая-либо инфраструктура, например, камеры или пограничные посты, это может привести к политической нестабильности. В ходе переговоров все стороны согласились с тем, что защита Белфастского соглашения 1998 г. является приоритетом в сложившихся условиях1.
3 февраля 2022 г. первый премьер-министр Северной Ирландии Пол Гивэн, представляющий партию юнионистов, подал в отставку в знак протеста против действующего протокола. По его мнению, Североирландский протокол подрывает целостность страны. Поводом для такого решения послужил приказ министра сельского хозяйства Северной Ирландии Эдвина Путса о прекращении проверок в портах Северной Ирландии при пересечении границы с Ирландской Республикой. Дублин признал этот шаг нарушением международного права. Отставка первого премьер-министра означает автоматическую потерю должности его заместителем Мишель О'Нил, состоящей в партии «Шинн Фейн». Госпожа О'Нил заявила, что Брекзит научил тому, что «правительство Великобритании не уделяет приоритетного внимания людям в Северной Ирландии». 5 мая 2022 г. состоятся выборы в Североирландскую ассамблею, в ходе которых самой крупной партией может оказаться «Шинн Фейн», выступающая за воссоединение обеих частей Ирландии. Поэтому Мишель О'Нил призвала ирландское правительство подготовиться к переменам, добавив, что они «ближе, чем когда-либо были, к объединенной Ирландии, и сейчас самое время планировать»2. По мнению бывшего заместителя первого премьер-министра, сложившаяся ситуация может привести к референдуму в Северной Ирландии.
Возможное объединение страны подтверждается опросами, проведенными в декабре 2021 г. английской компанией Lord Ashcroft Polls. Так, 67 % респондентов заявили, что Брекзит сделал объединение Ирландии в обозримом будущем более вероятным. 69 % опрошенных считают, что должен быть проведен референдум для прояснения позиции населения по этому вопросу. 51 % жителей Северной Ирландии отмечают, что при проведении референдума через 10 лет большинство голосов будет отдано за присоединение региона к Республике Ирландии3.
Шотландия - еще один регион Соединенного Королевства, стремящийся к отделению на протяжении уже многих лет. Лондон, конечно, в разное время предпринимал попытки снижения сепаратистских настроений в регионе путем частичной автономизации Шотландии: с 1990-х гг. начался процесс деволюции, возобновилась работа парламента (впервые с 1707 г.). (Тюрин, 2012). Однако это дало обратный эффект - произошел рост национального самосознания шотландцев. Несмотря на то, что референдум о независимости 2014 г. определил дальнейшее будущее региона в составе Великобритании (55 % шотландцев отдали свои голоса за сохранение Шотландии в составе Великобритании), Брекзит полностью изменил ситуацию, вызвав новый всплеск идей образования суверенного государства4. Представители Шотландской национальной партии (ШНП), комментируя сложившуюся ситуацию, заявили, что в 2014 г. речи о Брекзите не шло и что теперь положение дел кардинально изменилось. Как уже было сказано, большинство шотландцев в 2016 г. высказались против выхода из ЕС, и их внимание теперь сосредоточено на сохранении членства в объединении европейских государств5.
В мае 2019 г. шотландское правительство опубликовало законопроект о проведении повторного референдума о независимости Шотландии, однако Лондон плебисцит не одобрил6. В январе 2020 г. в крупных городах Шотландии прошли митинги против Брекзита. В них принимали участие и депутаты парламента от ШНП, главой которой является Никола Ф. Стерджен7.
1 Brexit: What's the Northern Ireland Protocol? [Электронный ресурс] // BBC. URL: https://www.bbc.com/news/explainers-53724381 (дата обращения: 28.03.2022).
2 Sinn Fein: 'Time to Plan for a United Ireland,' Says Michelle O'Neill [Электронный ресурс] // BBC. URL: https://www.bbc.com/news/uk-northern-ireland-60449290 (дата обращения: 28.03.2022).
3 Ulster and the Union: the View from the North [Электронный ресурс] // Lord Ashcroft KCMG PC. URL: https://lordashcroftpolls.com/wp-content/uploads/2021/12/LORD-ASHCROFT-POLLS-Ulster-and-the-Union-1.pdf (дата обращения: 28.03.2022).
4 Scotland Votes «No» [Электронный ресурс] // BBC. URL: https://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/language/wordsinthenews/2014/09/140919_witn_scotland.sht ml (дата обращения: 29.03.2022).
5 Шотландия надеется вернуться в ЕС как независимая страна [Электронный ресурс] // Русская служба Би-Би-Си. URL: https://www.bbc.com/russian/news-51339865 (дата обращения: 29.03.2022).
6 Sturgeon Wants Scottish Independence Referendum by 2021 [Электронный ресурс] // BBC News. URL: https://www.bbc.com/news/uk-scotland-scotland-politics-48026430 (дата обращения: 29.03.2022).
7 Шотландия надеется вернуться в ЕС как независимая страна ...
Очевидно, что сторонники сепаратизма отступать не намерены. ШНП настаивает на принятии закона о референдуме, несмотря на отказы Вестминстера, а также заявляют о своей готовности отстаивать свои права в суде1.
Готовясь к выборам в Холируд (шотландский парламент), которые были запланированы на 6 мая 2021 г., ШНП пообещала провести референдум о независимости Шотландии до конца 2023 г.
В противостоянии с Лондоном используется не только выход Великобритании из ЕС, но и последствия пандемии. Н. Стерджен заявила, что правительство бросит все силы на борьбу с коронавирусом и его последствиями2. По мнению большинства шотландцев действия Н. Стерджен по нераспространению коронавирусной инфекции более решительны и эффективны, чем меры Б. Джонсона. Некоторые эксперты напрямую связывают растущий авторитет главы ШНП с усиливающейся тенденцией покинуть союз с Британией3.
Б. Джонсон не может не осознавать, что в случае независимости Шотландии он войдет в историю как последний премьер-министр Соединенного Королевства с неминуемой отставкой и соответствующей репутацией. В связи с этим он предпринимает все возможные шаги для предотвращения подобного развития событий. Еще в январе 2021 г. Б. Джонсон посетил Шотландию, чтобы убедить жителей в преимуществах единого государства. Аргументировал он это помощью Лондона Эдинбургу в борьбе с коронавирусом. Так, региону было предоставлено более 1 млн тестов на коронавирус, открыто более 50 центров для тестирования и 80 центров по вакцинированию. Кроме того, из Англии в Шотландию были направлены машины скорой помощи для содействия местным отделениям в обслуживании вызовов. Экономическая помощь центрального правительства выразилась в предоставлении поддержки на сумму в £8,6 млрд, что позволило сохранить более 900 тыс. рабочих мест и произвести 60 млн доз вакцин на предприятии в Шотландии4.
Тактика Лондона принесла свои плоды. Если в период с июня 2020 по январь 2021 гг. 23 опроса подряд показали, что желающих расторгнуть союз с Британией большинство, то после предпринятых правительством Б. Джонсона действий по нераспространению коронавируса и борьбы с ним мнения в шотландском обществе разделились примерно пополам. С начала апреля 2021 г. результаты 7 опросов подряд подтвердили, что противников отделения на 1-7 % больше, затем два последующих опроса свидетельствовали о равном соотношении сторонников сецессии и тех, кто поддерживает единство страны5.
6 мая 2021 г. состоялись выборы в парламент Шотландии. Две сепаратистские партии -ШНП и «зеленые» - получили 72 места в Холируде (64 и 8) из 129 (то есть 55,8 % всех голосов)6. Вопреки прогнозам об абсолютном большинстве в парламенте ШНП смогла добиться серьезной победы лишь вкупе с «зелеными» (без них ШНП получило 47,7 % голосов избирателей). Однако существенное количество мандатов все же было получено, поэтому предвыборное обещание о проведении референдума должно быть выполнено. Н. Стерджен заявила газете Scotsman, что «будущее Шотландии определяет только народ Шотландии, и ни один Вестминстерский политик не должен и не может этому препятствовать», намекая на Б. Джонсона7.
Как бы то ни было, британское правительство настроено весьма решительно и в очередной раз выступило против голосования по вопросу независимости Шотландии. Главным аргументом
1 Ананьева Е. Первый этап борьбы за Шотландию в эпоху «постбрекзит» [Электронный ресурс] // Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/28938 (дата обращения: 29.03.2022).
2 После пандемии - отделение от Британии. Шотландские националисты обещают референдум через пару лет [Электронный ресурс] // Русская служба Би-Би-Си. URL: https://www.bbc.com/russian/features-56736658 (дата обращения: 29.03.2022).
3 Вирусный эффект. Шотландцы за время пандемии сильнее захотели отделиться от Англии [Электронный ресурс] // Русская служба Би-Би-Си. URL: https://www.bbc.com/russian/features-55323580 (дата обращения: 29.03.2022).
4 Boris Johnson to Destroy Nicola Sturgeon's Scottish Independence Bid with Four Arguments [Электронный ресурс] // Express. URL: https://www.express.co.uk/news/politics/1390133/boris-johnson-scotland-trip-nicola-stur-geon-scottish-independence-referendum-indyref2 (дата обращения: 01.04.2022).
5 Сепаратисты выиграли выборы в Шотландии и хотят судиться с Лондоном за референдум [Электронный ресурс] // Русская служба Би-Би-Си. URL: https://www.bbc.com/russian/news-57028117 (дата обращения: 01.04.2022).
6 Scottish Election 2021: Results in Maps and Charts [Электронный ресурс] // ВBС. URL: https://www.bbc.com/news/uk-scotland-scotland-politics-57028315 (дата обращения: 01.04.2022).
7 Scottish Election 2021 Results: Nicola Sturgeon Says Independence Referendum Timing a Decision for Scottish Parliament [Электронный ресурс] // The Scotsman. URL: https://www.scotsman.com/news/politics/scottish-election-2021-results-nicola-sturgeon-says-independence-referendum-timing-a-decision-for-scottish-parliament-3229300 (дата обращения: 01.04.2022).
премьер-министра и его сторонников послужила договоренность, достигнутая Лондоном и Эдинбургом перед референдумом 2014 г., о том, что после голосования, вне зависимости от его исхода, вопрос отделения будет закрыт как минимум на поколение1.
Шотландские сепаратисты, в первую очередь - представители ШНП, убеждены, что после Брекзита старая договоренность потеряла смысл. По мнению лидера национальной партии, победа на состоявшихся выборах указывает на готовность жителей Шотландии к референдуму и дает «народное разрешение» на проведение голосования. Такая воодушевленность, а также упомянутая выше готовность сепаратистов отстаивать право на плебисцит в суде говорят о радикализации (в некоторой степени) позиции сторонников независимости Шотландии.
В канун выборов Н. Стерджен заявила, что премьер-министру Великобритании придется подавать в суд, чтобы доказать недействительность закона о референдуме, если он захочет воспрепятствовать его проведению. Госпожа Стерджен также добавила, что в случае, если Б. Джонсон не станет этого делать, то голосование будет считаться автоматически легитимным.
Стоит заметить, что усиливающиеся в последнее время попытки получения независимости и возвращения Шотландии в Европейский Союз вовсе не гарантируют перевес голосов в пользу отделения (если референдум все же состоится). Как уже отмечалось ранее, единство среди шотландского населения отсутствует. К тому же действия ШНП будут зависеть от позиций других партий, прежде всего, их союзников - «зеленых», так как заполучить абсолютное большинство мест в Холируде ШНП не удалось. Даже при успешном для сепаратистов результате возможного референдума по вопросу выхода из состава Соединенного Королевства разрыв связей, прежде всего, экономических, маловероятен (Осколков, 2021). Говоря о будущем Шотландии, лидеры ШНП заявляют о необходимости сохранить фунт стерлингов и монархию, общую систему социального обеспечения и доступ к высшему образованию по всей Великобритании. В ходе опроса 2014 г., проведенного британской международной аналитической компанией You Gov, шотландцы высказывались в пользу монархии в соотношении 54 к 39, да и среди сторонников ШНП доля республиканцев составляла 46 %2.
Таким образом, достигнутый во внутриполитической жизни Великобритании к началу XXI в. мир был расшатан решением страны выйти из Евросоюза. Резко против высказались националисты Северной Ирландии и Шотландии, стремящиеся к отделению от Соединенного Королевства. Волна сепаратистских идей вновь охватила британское общество. Это значит, что противостояние шотландских и североирландских сторонников отделения и желающих сохранить центральную власть будет продолжаться. Возможно, правительству Великобритании придется пойти на определенные уступки, чтобы избежать более сложных и даже трагичных последствий Брекзита. Однако при любом раскладе это чревато цепной реакцией и усилением сепаратистских настроений в других регионах Западной Европы.
Список источников:
Бабынина Л.О. Новое соглашение между Великобританией и ЕС: кто выиграл? // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 6 (12). С. 18-24. https://doi.org/10.15211/vestnikieran620191823
Осколков П.В. Этнорегиональный сепаратизм в Европе: дезинтеграция против интеграции? // Международная аналитика. 2021. Т. 12, № 3. С. 59-71. https://doi.org/10.46272/2587-8476-2021-12-3-59-71
Охошин О.В. Региональная политика британского правительства на фоне Брекзита // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2019. Т. 3, № 3. С. 352-359. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2019-3-3-352-359
Тюрин Е.А. Шотландия: перспективы возрождения суверенного государства // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 103-110.
References:
Babynina, L. О. (2019) A New Agreement Between the UK and the EU: Who Won? Nauchno-analiticheskii vestnik Instituta Evropy RAN. (6 (12)), 18-24. Available from: doi:10.15211/vestnikieran620191823 (in Russian).
Okhoshin, O. V. (2019) The Regional Policy of the British Government on the Background of Brexit. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sotsiologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 3 (3), 352-359. Available from: doi:10.35634/2587-9030-2019-3-3-352-359 (in Russian).
Oskolkov, P. V. (2021) Ethnoregional Separatism in Europe: Disintegration vs. Integration? Mezhdunarodnaya analitika. 12 (3), 59-71. Available from: doi:10.46272/2587-8476-2021-12-3-59-71 (in Russian).
Tyurin, E. A. (2012) Shotlandiya: perspektivy vozrozhdeniya suverennogo gosudarstva [Scotland: Prospects for the Revival of a Sovereign State]. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. (1), 103-110 (in Russian).
1 Сепаратисты выиграли выборы в Шотландии и хотят судиться с Лондоном за референдум ...
2 Llewelyn A. Queen Elizabeth II Said She 'Would be Proud' to Be Monarch of Independent Scotland [Электронный ресурс] // Express. URL: https://www.express.co.uk/news/royal/1385798/queen-elizabeth-ii-royal-family-snp-indyref2-scottish-independence-spt (дата обращения: 01.04.2022).
Информация об авторах В.А. Эпштейн - кандидат социологических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных отношений Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=486619.
Р.Р. Сагитова - студентка 4 курса факультета международных отношений института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия.
Information about the authors V.A. Epshtein - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of World Economy and International Relations, Institute of Business Studies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=486619.
R.R. Sagitova - 4th year student of the Faculty of International Relations, Institute of Business Studies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia.