МЕЛЬНИКОВА Т. С.
Влияние бизнес - имиджа государства на качество и уровень жизни населения
Экономический рост, удвоение ВВП, решение проблемы бедности и повышение уровня и качества жизни населения в значительной степени зависят от активизации инвестиционной деятельности, от увеличения прямых иностранных инвестиций и улучшения инвестиционной привлекательности государства. В свою очередь, инвестиционная привлекательность, в неменьшей степени, зависит от того, какой образ государства формируется в сознании зарубежной аудитории (в частности, инвесторов), другими словами, международный имидж государства влияет на степень инвестиционной привлекательности, и очевидно, на объем прямых иностранных инвестиций.
Говоря об имидже государства, необходимо рассматривать его структуру как совокупность следующих компонентов (характеристик):
1. Условно-статичные (характеристики, определяющиеся некоторой «данностью», которые практически не поддается корректировке):
- природный ресурсный потенциал;
- национальное и культурное наследие общества;
- геополитические параметры (географическое положение, площадь занимаемой территории, протяженность границ государства, выход к морям и т. д.);
- исторические события, повлиявшие на развитие государственности;
- базовая форма государственного устройства и структура управления [1].
2. Условно-динамичные (характеристики, которые могут изменяться в процессе трансформации страны и могут корректироваться при формировании имиджа):
- социально-психологические настроения в обществе;
- характер и принципы деятельности общественно-политических объединений;
- морально-нравственные аспекты развития общества;
- устойчивость экономики (оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровня доходов на душу населения, объема привлекаемых инвестиций, финансовой обеспеченности бюджетов, гарантий прав и свобод хозяйствующих на рынке субъектов реального сектора экономики и др.);
- правовое пространство и соответствие правовых норм международным требованиям;
- функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в государстве (эффективность властной конструкции).
3. Характеристики-константы, исторические сложившиеся национальные образы-символы, связанные с географическими, цивилизационными, историко-культурными, этнорелигиозными и другими особенностями [2].
Таким образом, вышеназванные характеристики, в совокупности представляющие собой имидж государства, влияют на инвестиционную привлекательность
и на объем иностранных инвестиций. В то же время, усиление доверия к государству, положительное восприятие страны ее гражданами (бизнес - сообществом) так же способствует активизации инвестиционной деятельности внутри страны, и, наоборот, при падении доверия увеличивается вывоз капитала, тем самым сокращается инвестиционная деятельность внутри государства, снижается экономический рост, а значит, снижается уровень и качество жизни населения [3].
Уровень жизни (уровень благосостояния) - это сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Это некая совокупность компонентов, таких как размер реальных доходов населения, уровень потребления населением материальных благ и услуг, обеспеченность населения благоустроенным жильем, рост образованности, степень развития медицинского и культурно - бытового обслуживания граждан, состояние природной среды и некоторых других [4]. Качество жизни также является комплексным понятием, отражающим степень удовлетворения потребностей человека, которая может оцениваться как человеком самостоятельно, так и измеряться компетентными и информированными специалистами по набору объективных показателей. Однако, уровень благосостояния является более узкой категорией, включающей следующие критерии:
- среднедушевое личное конечное потребление за год с учетом текущего курса местной валюты, местных цен и паритета покупательной способности;
- ВВП на душу в год в текущих ценах с учетом текущего курса местной валюты и ППП;
- отношение доходов 20% богатейшего населения к доходам 20% беднейшего населения;
- уровень инфляции за год, определяемый индексом потребительских цен;
- плотность асфальтовых и бетонных автомобильных дорог, т.е. общая протяженность этих дорог в км., приходящаяся на 10000 км2 территории;
- плотность сети железнодорожных сообщений, т.е. общая протяженность железных дорог в км., приходящаяся на 10000 км2 территории;
- среднее число подсоединений к Интернету, приходящееся на 1000 жителей;
- среднее число используемых телефонных линий, приходящееся на 1000 жителей;
- коэффициент концентрации доходов - индекс Джини;
- средняя величина среднедушевого годового дохода с учетом текущего (среднегодового) курса местной валюты, местных цен и паритета покупательной способности;
- общая площадь жилищного фонда на одного жителя;
- доля общей площади жилищного фонда, находящейся в частной собственности граждан;
- доля бедного населения, т.е. населения, среднедушевой доход которых ниже черты бедности;
- оценка приходящейся на одно домашнее хозяйство средней величины имущественной собственности (производственного капитала, личных автомобилей,
собственного жилья и другой недвижимости), произведенная с учетом текущего среднегодового курса местной валюты и паритета покупательной способности [5].
В свою очередь, качество жизни можно представить как набор следующих критериев:
- ВВП на душу в текущих ценах с учетом паритета покупательной способности;
- производительность (ВВП на одного работающего);
- личное конечное потребление на душу в год;
- процент ВВП, приходящийся на сферу обслуживания;
- доля неграмотных среди населения старше 15 лет;
- уровень персональной и имущественной безопасности члена общества (эксп. оценки);
- доля доходов 20% богатейшего населения;
- уровень инфляции (потребительских цен);
- средняя продолжительность жизни;
- уровень безработицы в % от трудоспособного населения;
- доля 17-34-х (20-24-х)-летних, охваченных высшим образованием;
- промышленные выбросы СО2 в метрических тоннах, приходящиеся на 1 млн. долл. ВВП;
- общие расходы на НИОКР в % от ВВП;
- общественные расходы на образование, приходящиеся на душу в год;
- индекс человеческого развития [6].
В настоящее время в условиях переходной и рыночной экономики, руководство социально-экономической ситуацией в стране (регионе) осуществляется не путем директивных указаний, как ранее, а с использованием экономических рычагов. В соответствии с этим можно выделить следующие факторы, влияющие на качество жизни населения:
1. Состояние различных сегментов рынка.
2. Производственные результаты в ценовом, натуральном и относительном выражении по срокам, объемам в разрезе по отраслям, в т.ч. динамика структуры себестоимости продукции.
3. Налоговые поступления по срокам и объемам в разрезе по отраслям.
4. Инвестиционная активность по срокам и объемам в разрезе по отраслям.
Государственное регулирование качества жизни - это целенаправленное воздействие на политические, экономические, хозяйственные, социальные и культурные процессы, определяющие качество жизни граждан. Безусловно, для обеспечения стабильного повышения качества жизни граждан необходим механизм социального, делового и политического партнерства, а также наличие соответствующей полной, достоверной и объективной информации о динамике этого процесса, специальная структура, занимающаяся анализом этой информации и выработкой научно-обоснованных рекомендаций, направленных на повышение качества жизни. Среди вышеперечисленных факторов, влияющих на качество жизни, прежде всего, на наш взгляд, необходимо отметить инвестиционную активность, т.е. динамика инвестиций по объемам в разрезе по отраслям производства. Этот фактор высту-
пает как экономический регулятор, позволяющий управлять развитием производственной сферы, и через нее налоговыми поступлениями и качеством жизни населения. Таким образом, инвестиционная и налоговая политика являются системно-образующими факторами, создающими среду для развития производства и рынка, которые непосредственно и через налоговые поступления оказывают влияние на качество жизни [7].
Рассматривая имидж любой страны с рыночной экономикой можно увидеть множество показателей, по которым складывается впечатление о ее благосостоянии, уровне развития и жизни. Одним из важнейших критериев является инвестиционная привлекательность. Она описывается несколькими важными факторами, от которых напрямую зависит приток капитала в страну, а соответственно и ее потенциальные возможности к развитию. Инвестиции являются важным элементом, на котором основывается экономика и благосостояние государства, развитие производства, предпринимательства и бизнеса. Факторами инвестиционной привлекательности страны (для иностранных инвестиций) являются в основном определенные макроэкономические показатели развитости страны в целом, зависящие от развития производства, уровня развития технологий, уровня жизни и многих других, связанных между собой параметров, объединяя которые можно составить цельную картину инвестиционной привлекательности той или иной страны, а также региона.
Следует отметить, что в современном мировом сообществе составляющими бизнес - имиджа (т.е. инвестиционной привлекательности государства) должны быть цивилизованность, прозрачность и социальная ответственность (экологическая и технологическая безопасность, финансирование образовательных и научных программ, разработка социальных пакетов для сотрудников предприятий, компаний и др.). Тем самым государство сможет продемонстрировать готовность принять условия мирового рынка: стабильные правила игры, регламентированные законом, реформирование естественных монополий, налоговой, судебной, банковской и других систем [8].
Таким образом, компоненты, входящие в структуру имиджа государства в условиях рыночной экономики можно назвать инвестиционным климатом, который можно рассматривать как совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, присущих стране, привлекающих или отталкивающих иностранных инвесторов, а также способствующих активизации инвестиционной деятельности внутри государства. Важно отметить, что привлечение иностранных инвестиций, так же как и активная инвестиционная деятельность внутри страны, просто необходимы развивающимся странам, и условия для этого должны создаваться и обеспечиваться правительством страны, законами и установленными порядками. Только в этом случае можно говорить об оздоровлении экономики, ее прозрачности и выходе из кризиса, а значит, о повышении качества жизни и уровня благосостоянии населения. Очевидно, что динамика качества жизни населения вполне заслуживает того, чтобы стать интегральным социально-экономическим критерием эффективности и результативности деятельности государственной власти.
Литература
1. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели.// Декабрь, 2008г., №2 http://www.mediascope.ru/node/252.: 2. Там же; 3. Задорож-ный В.Н. Влияние политического имиджа государства на экономический рост // Элита-риум: Центр дистанционного образования. Июнь,2007г.;
http://www.elitarium.ru/2007/06/07/vliianie imidzha gosudarstva na jekonomicheskijj rost. html: 4. Чувилова О.Н., Зайцева Т.К. К вопросу о научном подходе к оценке факторов, влияющих на уровень жизни населения в регионе// Национальные интересы: приоритеты и безопасность 5(8) сентябрь - октябрь 2006г. http://www.fin-izdat.ru/journal/national/detail.php?ID=3805: 5. Айвазян С.А. Межстрановой анализ интегральных категорий качества жизни населения (эконометрический подход). - Препринт, Москва, ЦЭМИ РАН, 2001. - 60 с. http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol01 4/Ivazian1.htm; Ткачев А.Н., Луценко Е.В. Качество жизни населения, как интегральный критерий оценки эффективности деятельности региональной администрации // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2004. - №02(4).http://ej.kubagro.ru/2004/02/pdf/14.pdf; 6. Там же.; 7. Луценко Е.В. Автоматизированный системно-когнитивный анализ в управлении активными объектами (системная теория информации и ее применение в исследовании экономических, социально-психологических, технологических и организационно-технических систем): Монография (научное издание). - Краснодар: КубГАУ, 2002. - 605 с.); 8. Шипова Е. PR-сообщество на службе России //www.ima-consulting.ru.