УДК 378.635
ББК Ц439 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 5.8.7
Маклачков Егор Александрович,
адъюнкт, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации;
198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1; [email protected]
Шиленин Денис Александрович,
адъюнкт, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации;
198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1; [email protected]
ВЛИЯНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ НА РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ИМИДЖА БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: балльно-рейтинговый контроль; учебные дисциплины; качества имиджа; учебные занятия; будущие офицеры; подготовка будущих офицеров; военное образование; военные вузы; профессиональная деятельность
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается использование балльно-рейтингового контроля в военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии в целях раскрытия потенциала будущего офицера, улучшения успеваемости и развития качеств имиджа. Авторами проведен анализ опыта использования в системе обучения иностранных и отечественных образовательных организаций балльно-рейтингового контроля, позволившего определить достоинства данного метода. В процессе преподавания дисциплины «Эксплуатация инженерно-технических средств охраны и специальных средств инженерной службы» проведено экспериментальное использование балльно-рейтингового контроля, позволившее улучшить показатели успеваемости курсантов в экспериментальной группе - 4,3 балла по сравнению с контрольной группой - 3,9 балла. Проведение тестирования и сравнительного анализа позволило определить развитие качеств имиджа. Улучшение успеваемости способствовало развитию компетенций и профессионально важных качеств будущего офицера. Также в экспериментальной группе определена более высокая стрессоустойчивость перед сдачей зачета благодаря предоставлению возможности курсантам ориентироваться в своих текущих результатах и рассчитывать силы для получения высокой оценки. Также в экспериментальной группе отмечен более высокий показатель профессиональной идентичности, отражающий понимание важности подготовки к выполнению служебно-боевых задач путем активного обучения и овладения знаниями. Стиль руководства, входящий в имидж будущего офицера, был улучшен по показателю организаторских способностей, характеризующих умение военного руководителя управлять подчиненными. Вместе с тем недостаточное воздействие было оказано на развитие коммуникативных умений курсантов, что говорит о необходимости частичной доработки при использовании балльно-рейтингового контроля в военных образовательных организациях высшего образования. Улучшение успеваемости и развитие качеств имиджа будущего офицера помогут охарактеризовать будущего военного руководителя как способного принимать оптимальные решения и грамотно управлять своими подчиненными в целях сохранения правопорядка в стране.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Маклачков, Е. А. Влияние балльно-рейтингового контроля на развитие качеств имиджа будущего офицера / Е. А. Маклачков, Д. А. Шиленин. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 3. - С. 93-102.
Maklachkov Egor Alexandrovich,
Adjunct of Correspondence Training, Saint Petersburg Military Order of Zhukov Institute of Troops of the National Guard of the
Russian Federation, Saint Petersburg, Russia
Shilenin Denis Alexandrovich,
Adjunct of Correspondence Training, Saint Petersburg Military Order of Zhukov Institute of Troops of the National Guard of the
Russian Federation, Saint Petersburg, Russia
IMPACT OF POINT-RATING CONTROL ON THE DEVELOPMENT OF THE IMAGE OF FUTURE OFFICER
KEYWORDS: score-rating control; academic disciplines; image quality; training sessions; future officers; training of future officers; military education; military universities; professional activity
ABSTRACT. The article discusses the use of point-rating control in the military educational organization of higher education of the national guard troops in order to reveal the potential of the future officer, improve academic performance and develop image qualities. The authors analyzed the experience of using in the training system of foreign and domestic educational organizations of point-rating control, which made it possible to determine the merits of this method. In the process of teaching the discipline "Operation of engineering and technical means of protection and special means of the engineering service", experimental use was carried out score-rating control made it possible to improve the performance of cadets in the experimental group - 4,3 points compared to the control group - 3,9 points. Testing and comparative analysis made it possible to determine the development of image qualities. Improved academic performance contributed to the development of competencies and professional and important qualities of the future officer. Also, in the experimental group, a higher stress resistance was determined before passing the test, due to the provision of the opportunity for cadets to navigate their current results and calculate the strength to obtain a high mark. Also in the experimental group there is a higher indicator of professional
© Маклачков Е. А., Шиленин Д. А., 2022
identity, reflecting an understanding of the importance of preparing for the performance of service and combat missions through active training and knowledge acquisition. The development of the leadership style, which is part of the image of the future officer, was improved in terms of organizational abilities, characterizing the ability of a military leader to manage subordinates. At the same time, insufficient influence was exerted on the development of communicative skills of cadets, which indicates the need for partial refinement when using point-rating control in military educational organizations of higher education. Improving academic performance and developing the image of a future officer will help characterize the future military leader as able to make optimal decisions and competently manage his subordinates in order to maintain law and order in the country.
FOR CITATION: Maklachkov, E. A., Shilenin, D. A. (2022). Impact of Point-Rating Control on the Development of the Image of Future Officer. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 93-102.
Постановка проблемы и обоснование ее актуальности.
В условиях современного времени и международной обстановки защита и сохранение целостности государства выходит на первый план. Во многом это обеспечивается за счет своевременного принятия решений и умелого руководства личным составом подразделения. Главное место в данном процессе отводится офицеру, символизирующему образ военного руководителя, готового повести подчиненных за собой, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями и умеющего организовать конструктивную деятельность в подразделении, что в совокупности отражает имидж офицера войск национальной гвардии.
Обучение будущих офицеров осуществляется на базе военных образовательных организаций высшего образования (далее -ВООВО) и имеет целью подготовку квалифицированных кадров и предоставление возможности для получения качественного образования. Выполнение данной задачи имеет определенные трудности, заключающиеся в недостаточной мотивации части курсантов к получению новых знаний и проявлению своего творческого потенциала в течение всего обучения. Решить данную проблему возможно при помощи введения балльно-рейтингового контроля (далее -БРК) качества образования для объективного оценивания обучающихся, возможности провести анализ результатов всего обучения и осуществления учета выполненной научной и творческой деятельности.
БРК представляет совокупность диагностирующих мероприятий, нацеленных на получение суммарной оценки, выраженной в баллах, для определения степени обучен-ности курсантов с учетом проявленной активности и творческой самостоятельности в период всего процесса обучения [9, с. 488].
Целью БРК выступает определение успешности будущих офицеров в усвоении учебного материала при помощи выставления балльных оценок, рассчитанных по количеству учебных часов на каждую дисциплину. Использование БРК позволит осуществить педагогическую диагностику профессионального образования, включающую:
- педагогический контроль как способ получения информации о состоянии образовательного процесса в ВООВО;
- проверку профессиональных компетенций, отражающих способность применения своих знаний, умений и навыков в практической деятельности;
- определение рейтинга, включающего сумму баллов, которые набрали курсанты в течение всего периода обучения.
Цель исследования состоит в изучении опыта введения БРК в систему обучения вузов, экспериментальнои использовании БРК при обучении курсантов ВООВО войск национальной гвардии с целью повышения успеваемости и развития качеств имиджа будущего офицера.
Анализ последних исследований и публикаций по рассматриваемой проблеме. Введение БРК на сегодняшний день становится характерным для иностранных и отечественных вузов. Американские ученые обосновали развитие лидерских талантов в школах штата Техас для последующего поступления в учебный корпус младших офицеров США. Введение БРК позволило проводить ранний профессиональный отбор для поступления в военный вуз, а будущие курсанты заранее знали о требованиях военной службы и могли рассчитывать свои силы для поступления. В результате использования БРК были выделены характеристики, составляющие имидж офицера: возможности карьерного роста, культура общения, психосоциальные навыки, лидерство в коллективе и профессиональная идентичность [12].
С помощью введения БРК в военных вузах Тайваня была исследована проблема мотивации будущих офицеров и определены основные причины поступления, такие как: улучшение социально-экономического положения семьи, самореализация, патриотизм, экономические интересы, продолжение военной династии. Данные были получены в ходе анкетирования, проведения заданий и составления рейтинга успеваемости среди 300 курсантов, обучающихся в Общевойсковой академии, Военно-морской академии, Военно-воздушной академии и Академии политических и военных кадров Тайваня.
В ходе проведенных испытаний опре-
делено, что преимущественное количество курсантов, ориентированных в первую очередь на материальную обеспеченность, направлены на решение своих личных интересов и не стремятся к идентификации со своим подразделением, зачастую выступают неформальными лидерами деструктивной направленности и не обладают достаточно развитыми патриотическими ценностями. Данные курсанты, как правило, стараются уклониться от чрезмерной подготовки к обучению, не готовы выполнять напряженную работу, часто являются морально неустойчивыми военнослужащими.
Курсанты, стремящиеся улучшить социально-экономическое положение семьи, имеют более высокий уровень соотнесения себя с учебной группой, направлены на самореализацию в профессиональной деятельности и зачастую выступают продолжателями военной династии.
Курсанты, обладающие патриотизмом и желающие самореализоваться, выступают как наиболее пригодные для военной службы, осуществляющие цель, связанную со служением на благо своей страны.
Для уменьшения частой сменяемости кадров и сокращения отчислившихся курсантов были даны рекомендации по введению БРК в средних школах с целью проведения предварительного отбора и определения мотивационной направленности будущих курсантов [18].
Китайскими учеными было проведено исследование, позволившее определить положительные изменения в полицейской службе за счет введения БРК, что предоставило многим сотрудникам возможность повышать свою квалификацию и продвигаться по карьерной лестнице. В ходе исследования опрошены 200 человек, обучающихся в полицейских колледжах. Результаты показали, что существовавшие проблемы кадровой стагнации в полиции были решены с помощью отбора лучших сотрудников для поступления в полицейский колледж путем введения рейтинга, показывающего качество выполняемой профессиональной деятельности. Введение рейтинговой системы положительно повлияло на имидж службы в полиции и улучшило качество подготовки сотрудников [17].
Спустя 10 лет было проведено исследование, показавшее результаты внедрения БРК при исследовании карьерных планов курсантов полиции в Китае, организованное на базе трех полицейских колледжей, находящихся в разных провинциях государства. В ходе изучения карьерных планов будущих полицейских определено, что курсанты, имеющие высокий рейтинг в освоении учебных дисциплин и испытывающие удовле-
творение от принадлежности к силовой структуре, собираются продолжать службу в полиции. При этом курсанты, имеющие высокий рейтинг успеваемости, но не испытывающие профессиональную идентификацию со службой в полиции, имеют желание получить юридическое образование за счет государства и сменить место работы. Данное исследование позволило определить недостатки в системе подготовки будущих полицейских и включить занятия, направленные на сплочение коллектива и формирование имиджа блюстителя порядка для предотвращения увольнения со службы наиболее успешных курсантов [11].
Использование системы рейтингового контроля позволило разработать новые практические задания для лучшего восприятия целей и второстепенных объектов в визуальном пространстве при подготовке военных летчиков. Разработка новых заданий и определение рейтинга помогли выявить проблемы у курсантов, отстающих в освоении учебного материала, что впоследствии позволило усовершенствовать профессиональную подготовку и приблизить ее к реальным условиям деятельности [16]. Более того, введение рейтингового контроля обеспечило прогнозирование успеха военной карьеры курсантов Военно-воздушной академии США с точностью в 75,5%. Результаты показали необходимость корректировки вступительных испытаний для будущих военных летчиков в целях формирования устойчивого желания к саморазвитию и реализации себя в профессиональной деятельности [14].
В ходе внедрения БРК в учебные заведения армии США было проведено пилотажное исследование, направленное на удобство в определении рейтинга обучающихся и повышение их мотивации к получению профессиональных знаний. Для этого были случайным образом выбраны 12 офицеров и 65 курсантов. По итогам внедрения рейтингового контроля офицеры отметили, что данный подход улучшает самостоятельность у курсантов и помогает осознать важность принятия решения в экстремальных условиях деятельности [13]. При этом спустя 19 лет было проведено исследование, которое помогло определить взаимосвязь высокой физической подготовки, стрессоустойчивости и ценностей военной службы, свидетельствующую об идентичности курсантов с будущей профессиональной деятельностью. Вместе с тем рейтинг успеваемости по учебным дисциплинам у данных курсантов был ниже среднего, что свидетельствовало о недостаточной проработке всех элементов контроля над обучением курсантов. Более того, курсанты, обладающие высокими показателями
по физической подготовке, зачастую обладали завышенной самооценкой и склонностью к неоправданному риску, что в боевой обстановке могло повлечь гибель значительной части подразделения. По итогам изучения данных качеств были внесены коррективы в подготовку будущих офицеров [15].
В России БРК применяли для оценки учебных достижений студентов и направления мотивации на учебную деятельность. Для осуществления данной работы на каждой кафедре Брянского государственного университета предлагалось самостоятельно определить максимальное количество баллов, которые можно получить за каждый контрольный период семестра, в зависимости от количества занятий по дисциплине. Критериями оценки стали:
- оценки устных ответов студентов на занятиях;
- выполненные домашние задания;
- оценка контрольных работ;
- выступление на научных конференциях.
Все показатели критериев складывались и составляли общий рейтинг студентов по дисциплине. По итогам анализа использования БРК было отмечено, что снизился субъективизм выставления оценки преподавателем, была отмечена состязательность для получения более высокого рейтингового места, активизировалась самостоятельная и творческая деятельность студентов [7].
Значение имело применение БРК для определения физической подготовленности студентов, позволившее выявить отсутствие желания получить максимальный балл в ходе выполнения контрольных упражнений. Применение БРК помогло определить уровень физической подготовки студентов и взаимосвязь с волевым потенциалом, характеризующим желание достигать более высоких спортивных результатов [8].
Эксперимент по внедрению БРК проводился при обучении физике в целях проведения объективной диагностики компетенций, полученных на занятиях, с учетом оценки аудиторной и внеаудиторной работы студентов, выраженной в многобалльной шкале, на основе систематического контроля для повышения интереса к обучению и улучшения качества образования.
В результате использования БРК в экспериментальных группах через 2 месяца практически все студенты включились в активную работу по изучению физики, за исключением тех, кто систематически пропускал занятия. К концу первого семестра обучения было отмечено улучшение уровня успеваемости по дисциплине на 28%. При этом большая часть профессорско-преподавательского состава Восточно-Сибирского государственного уни-
верситета технологий и управления была не готова к использованию БРК. В связи с этим существует необходимость проведения курсов повышения квалификации и разработки качественного методического обеспечения для внедрения в образовательную деятельность вузов [1].
Методология и методы исследования. Рассмотрение опыта применения БРК позволило определить возможности его использования в ВООВО для улучшения успеваемости курсантов, развития качеств имиджа будущего офицера. В качестве методов исследования использовались: анализ научных источников, анкетирование, тестирование, сравнение результатов. Для осуществления диагностики подобран инструментарий, состоящий из анкетного опроса и 3 тестовых методик:
- анкета «Имидж офицера войск национальной гвардии» для уточнения понятия «имидж» и определения его качеств, необходимых будущим офицерам;
- методика «Оценки ситуативной тревоги» (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин) ориентирована на определение уровня тревожности, отражающей показатель стрессо-устойчивости будущих офицеров;
- опросник «Военно-профессиональная мотивация» (Б. В. Овчинников, А. Ф. Боровиков) направлен на изучение желания продолжать службу в войсках национальной гвардии, принятия ценностей военной службы и соблюдения корпоративной этики;
- методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) показывает умение налаживать взаимодействие, доводить полную информацию и управлять подчиненными.
Для получения обобщенных показателей имиджа использовалась методика «Среднего уровневого показателя» (Я. А. Пономарев, В. В. Рыжов), позволяющая проводить расчеты по единой трехуровневой шкале.
Изложение основного материала исследования. Анализ научной литературы показал, что использование БРК оказывает положительное влияние на обучающихся, формирует самостоятельность при подготовке к занятиям, способствует появлению интереса при борьбе за высокое место в итоговом рейтинге, а также помогает определять недочеты при подготовке будущих специалистов для внесения своевременных изменений в образовательный процесс.
Определение ведущих качеств, необходимых курсантам для формирования своего имиджа, проведено с помощью анонимного анкетирования среди 90 офицеров 3 воинских частей, имеющих различное функциональное предназначение. По итогам изучения сформулировано понятие имиджа офи-
цера войск национальной гвардии и определены его качества.
Понятие «имидж офицера войск национальной гвардии представляется как сложившийся образ с учетом профессиональных качеств, необходимых в служебно-боевой деятельности, верности традициям войск и культуры общения в современных социокультурных условиях, включающий стрессоустойчивость» [5, с. 90]. Имидж характеризуется следующими качествами:
- профессионально-важные качества, характеризуют офицера умеющего управлять личным составом, выполнять должностные обязанности и стремиться к саморазвитию и карьерному росту;
- стрессоустойчивость помогает офицеру принимать оптимальные решения в экстремальных или неблагоприятных условиях деятельности, подчинить свои эмоции воле и проявить характер;
- профессиональная идентичность показывает офицера, соблюдающего традиции и историю войск, поддерживающего корпоративные правила служебного поведения и умеющего принимать самостоятельные решения;
- стиль руководства необходим офицеру для сохранения своего авторитета перед подчиненными, передачи полной информации, умения расположить к себе и показать важность выполняемой деятельности [5, с. 90].
В ВООВО войск национальной гвардии обучение и профессиональная подготовка осуществляется в интересах обороны и безопасности государства, соблюдения закона и правопорядка. Целью обучения является выпуск квалифицированных специалистов, обладающих достаточной стрессоустойчивостью и уровнем компетенций, позволяющих осуществлять оптимальное управление и руководство подчиненными, в целях выполнения служебно-боевых задач, направленных на сохранение правопорядка в стране1.
В целях улучшения успеваемости курсантов и развития качеств имиджа в период с 2019 по 2021 годы проведено экспериментальное использование БРК по дисциплине «Эксплуатация инженерно-технических средств охраны и специальных средств инженерной службы». Изучение данной дисциплины направлено на усвоение знаний, необходимых для обеспечения охраны и безопасности на объектах закрытых административно-территориальных образований, атомных электростанций, научно-исследовательских
1 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. на 2 июля 2021 года) (редакция, действующая с 13 июля 2021 года). URL: http://www.consul-tant.ru/dQcument/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.04.2022).
институтов. Применение своих знаний на практике способствует сохранению жизнедеятельности охраняемого объекта, предотвращению незаконного проникновения, снижению использования личного состава в связи с эксплуатацией автоматизированной системы охраны и обеспечения бесперебойной работы. Владение основами инженерно-технических средств охраны показывает офицера как подготовленного специалиста, отражает его профессиональные качества, умение создавать оптимальные условия для несения боевой службы по охране объектов, формирует его авторитет в подразделении и отражает имидж.
При изучении дисциплины «Эксплуатация инженерно-технических средств охраны и специальных средств инженерной службы» целенаправленное педагогическое воздействие осуществлялось на военно-профессионально ориентированные и профессиональные компетенции:
- ВП.ПК-1. «Способность управлять подразделением при выполнении служеб-но-боевых задач в различных условиях обстановки» - умение организовать подготовку личного состава и управлять подчиненными при выполнении служебно-боевых задач в мирное и военное время;
- ВП.ПК-2. «Способность управлять повседневной деятельностью подразделения» - умение создать условия для оптимального взаимодействия в подразделении, сплочения коллектива и выполнения поставленных задач.
Использование БРК при преподавании дисциплины «Эксплуатация инженерно-технических средств охраны и специальных средств инженерной службы» обусловлено разделением предметного содержания на блоки (модули). При использовании модульной технологии происходило поэтапное накопление знаний с последующим выражением в виде рейтинговой оценки каждого курсанта. Экспериментальное внедрение БРК проводилось среди учебной группы 2 курса по направлению подготовки 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Количество курсантов в экспериментальной и контрольной группе было идентично и составило 24 человека.
В ходе проведения первого занятия преподаватель объяснял виды рейтинга по учебной дисциплине:
- нормативный рейтинг, представляющий максимально возможную сумму баллов, которую обучающийся может набрать за период освоения дисциплины;
- фактический рейтинг, включающий баллы, которые обучающийся набрал за работу в семестре;
- проходной рейтинг, состоящий из минимального количества баллов, которые
курсанту необходимо набрать для допуска к зачету с оценкой.
Для подробного ознакомления с изучением дисциплины курсанты получали сетевой график БРК и оценивания всех видов занятий. В сетевом графике указывались очередность проведения занятий, вид контроля и максимальное количество баллов, которые возможно было получить на занятиях. В течение семестра курсанты зарабатывали баллы, из которых складывался индивидуальный рейтинг. Курсанты имели возможность самостоятельно контролировать набранное ими количество баллов в течение семестра и на этой основе прогнозировать свою оценку на зачете. Ведение рейтингового журнала осуществлялось преподавателем, после чего данные загружались в закрытую локальную сеть для того, чтобы курсанты имели представление о своей успеваемости и возможности улучшить оценку. На изучение дисциплины «Эксплуатация инженерно-технических средств охраны и специальных средств инженерной службы» выделено 108 часов, из которых:
- 72 часа предоставлено на контактную работу с профессорско-преподавательским составом (аудиторные часы);
- 36 часов отведено на самостоятельную работу для подготовки и сдачи зачета с оценкой.
Соответственно, 108 баллов максимально может получить курсант за данную дисциплину. При этом дополнительные баллы могли получить курсанты за творческую и научную деятельность, выражающуюся в подготовке сообщения (доклада) и участии в педагогическом конкурсе по дисциплине. Для допуска к зачету с оценкой курсанту требовалось набрать не менее 36 баллов (50% от аудиторных часов), а при сумме в 60 баллов (83% от аудиторных часов) и выше курсанту автоматически выставлялась оценка отлично без сдачи зачета. Проведение зачета с оценкой включало 3 вопроса, с возможностью получить по каждому 12 баллов и набрать максимальную сумму в 36 баллов.
Накопление баллов по дисциплине складывалось из 4 видов контроля по формуле:
Кцисц.= Rтек.+Rруб.+Rтворч.+Rитог., где: ^цисц. общее количество баллов, полученных курсантами по завершении дисциплины; Rтек. - баллы, полученные по текущему контролю в течение периода обучения; Rруб. - баллы, полученные по рубежному контролю, проводимому в течение периода обучения; Rпюрч. - баллы, полученные за творческую (внеаудиторную) деятельность; Rипог. - баллы, полученные на итоговом контроле.
Рассмотрим подробно виды контроля по дисциплине.
Текущий контроль осуществлялся профессорско-преподавательским составом в процессе повседневной учебной работы и направлен на определение усвоения курсантом (учебной группой) учебного материла по каждой теме. Успеваемость на занятиях оценивается путем:
- ведения конспекта, дополнения материалов на самостоятельной подготовке, активности на занятиях - до 0,2 баллов;
- проведения письменного опроса, тестирования (базовые знания) - до 0,5 баллов;
- дополнительных ответов и выполнения практических действий на занятиях (углубленные знания) - до 0,3 баллов.
Перевод баллов в классическую оценку для текущего контроля представлен в таблице 1.
Таблица 1 Перевод баллов в классическую оценку для текущего контроля
Классическая оценка, выставляемая в журнал Баллы, полученные на занятии и выставляемые в рейтинговый лист
5 0,9-1
4 0,7-0,8
3 0,5-0,6
2 0-0,4
В случае отсутствия на занятиях курсант получал 0 баллов. Для компенсирования баллов за пропущенное занятие необходимо было представить конспект преподавателю и ответить на краткий опрос. Преподаватель проверял конспект и правильность ответа курсанта для дальнейшего выставления оценки в рейтинговый лист.
Рубежный контроль проводился по завершении каждой темы (раздела) рабочей программы по учебной дисциплине. При помощи проведения рубежного контроля определялись результаты временного этапа обучения (семестр, год). Контроль проводился с целью охвата всей учебной группы в виде письменной или графической работы. Рубежный контроль проводился в 4 этапа. В ходе 1 и 4 этапов было возможно получить до 5 баллов, а в процессе 2 и 3 этапов рубежного контроля - до 10 баллов. Перевод баллов в классическую оценку представлен в таблице 2.
Таблица 2 Перевод баллов в классическую оценку для рубежного контроля
Классическая оценка, выставляемая в журнал Баллы, полученные на занятии и выставляемые в рейтинговый лист
в ходе 1 и 4 этапов в ходе 2 и 3 этапов
5 4,5-5 8,4-10
4 3,5-4,4 6,7-8,3
3 2,5-3,4 5,0-6,6
2 0-2,4 0-4,9
Творческий контроль осуществлялся для оценки самостоятельного выполнения курсантами научных и творческих заданий:
- подготовка сообщения (доклада) - до 3 баллов;
- участие в педагогическом конкурсе на лучшее знание инженерно-технических средств охраны - до 5 баллов.
Перевод баллов в классическую оценку для творческого контроля представлен в таблице 3.
Таблица 3 Перевод баллов в классическую оценку для творческого контроля
Итоговый контроль осуществлялся по окончании изучения дисциплины и отражал результат сдачи зачета с оценкой, включающего 3 вопроса с возможностью получить за каждый до 12 баллов и общей суммой в 36 баллов. Перевод баллов в классическую оценку для итогового контроля отражен в таблице 4.
Таблица 4 Перевод баллов в классическую оценку на итоговом контроле
Для проверки эффективности применения БРК на 1 этапе рубежного контроля и на итоговом контроле проведено сравнение результатов успеваемости курсантов. Средний балл на 1 этапе рубежного контроля в экспериментальной группе составил 3,8 балла, что соответствует 3,8 баллам при выставлении классической оценки, в контрольной группе получен результат, равный 3,7 баллам. На итоговом контроле успеваемость экспериментальной группы составила 84,4 балла, что соответствует 4,3 баллам при выставлении классической оценки. В контрольной группе был зафиксирован результат, составивший 3,9 балла. Данные показатели подтвердили более высокий уровень подготовки курсантов в экспериментальной группе по сравнению с кон-
трольной, оцениваемой по традиционной системе. Улучшение оценок по дисциплине соответствует эффективному формированию компетенций и способствует развитию профессионально важных качеств имиджа будущего офицера, необходимых для реализации внутреннего потенциала, умелого управления подразделением и осмысленного выбора оптимальных способов осуществления деятельности, сохраняя самообладание, решительность и уверенность в своих действиях [6, с. 219].
Для проверки влияния БРК на остальные качества имиджа будущего офицера перед прохождением 1 этапа рубежного и итогового контроля проводилось тестирование среди курсантов контрольной и экспериментальной групп.
Определение развития стрессоустойчи-вости у курсантов проводилось по методике «Оценки ситуативной тревоги» (Ч. Д. Спил-бергер, Ю. Л. Ханин). В ходе первого этапа рубежного контроля в контрольной - 41,5 баллов и экспериментальной группе - 43,4 балла, зафиксирован умеренный уровень ситуативной тревожности. Перед итоговым контролем уровень ситуативной тревожности в контрольной группе остался на том же уровне - 39,2 балла, тогда как в экспериментальной он значительно снизился и составил 28,7 баллов, что соответствует низкому уровню тревожности. Более высокий уровень стрессоустойчивости в экспериментальной группе обеспечен предоставлением возможности в течение всего курса дисциплины рассчитать свои силы для повышения рейтинга в учебной группе и получения высокой оценки на зачете. Деятельность будущих офицеров войск правопорядка предопределяет необходимость обладать устойчивостью к влиянию негативных факторов для оптимального принятия решения и управления подчиненными [2; 3].
Диагностика профессиональной идентичности проводилась по шкале «мировоззрение» опросника «Военно-профессиональная мотивация» (Б. В. Овчинников, А. Ф. Боровиков), характеризующей понимание курсантами необходимости своевременной и качественной подготовки к выполнению служебно-боевых задач и представление своей роли в качестве военного руководителя. Результаты показали, что в контрольной группе зафиксирован средний уровень по данному показателю - 6,1 балла на 1 этапе рубежного контроля и 6,3 балла перед итоговым контролем. В экспериментальной группе отмечено повышение до высокого уровня - с 6,2 до 8,2 баллов соответственно. Улучшение понимания важности выполняемых задач было достигнуто благодаря мотивации к активному обучению и
Классическая оценка, выставляемая в журнал Баллы, полученные на занятии и выставляемые в рейтинговый лист
подготовка сообщения участие в конкурсе
5 2,5-3 4,5-5
4 2,0-2,4 3,5-4,4
3 1,5-1,9 2,5-3,4
2 0-1,4 0-2,4
Классическая оценка, выставляемая в журнал Баллы, полученные на занятии и выставляемые в рейтинговый лист
на зачете по итогу изучения дисциплины
5 10-12 91-108
4 8-9,9 73-90,9
3 6,1-7,9 54,1-72,9
2 0-6 0-54
овладению знаниями, необходимыми в будущей профессиональной и служебной деятельности. Обладание профессиональной идентичностью необходимо для поддержания и развития корпоративных отношений и культуры общения в современных социокультурных условиях [4, с. 67-68].
Определение развития стиля руководства проводилось по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин). По итогам тестирования по шкале «коммуникативные умения» в контрольной группе зафиксирован средний уровень - 3,2 балла на 1 этапе рубежного контроля и 3,4 балла перед итоговым контролем. В экспериментальной группе также зафиксирован средний уровень развития данного показателя, 3,1 балл и 3,3 балла соответственно. Стоит отметить о недоработке использования БРК для умения налаживать контакт с другими людьми и связывать полученные знания с практической деятельностью.
По шкале «организаторские умения» кон-
трольная группа характеризуется средним уровнем - 3,4 балла на 1 этапе рубежного контроля и 3,3 балла перед итоговым контролем, тогда как в экспериментальной группе зафиксировано повышение до высокого уровня с 3,3 баллов до 4,2 баллов соответственно. Полученные данные свидетельствуют об овладении курсантами знаниями, необходимыми для оптимального управления подчиненными.
Для получения обобщенной оценки по каждому качеству и в целом имиджа будущего офицера применена методика «Среднего уровневого показателя» (СУП) (Я. А. Пономарев, В. В. Рыжов). Методика СУП рассчитывается по формуле СУП = "+2д+3С, где а - соответствует низкому уровню развития показателя в процентном соотношении, Ь - соответствует среднему показателю, с - высокому показателю. Соответственно, расчеты производятся в трехуровневой шкале, где низкий уровень составляет 1 уровневый балл, средний - 2 уровневый балл и высокий - 3 уровневый балл (табл. 5).
Результаты сравнительной оценки показателей
контрольной и экспериментальной групп по развитию качеств имиджа будущего офицера
Таблица 5
Измеряемые показатели Средние уровневые показатели (СУП)
КГ ЭГ
Рубежный контроль Итоговый контроль Рубежный контроль Итоговый контроль
Профессионально важные качества (итоговая оценка по дисциплине) 1,71 1,92 1,83 2,33
Стрессоустойчивос1ъ (ситуативная тревожность) 1,87 1,91 1,79 2,63
Профессиональная идентичность (мировоззрение) 2,29 2,37 2,33 2,79
Стиль руководства коммуникативные умения 1,87 1,96 1,79 1,92
организаторские умения 1,96 1,87 1,87 2,42
Обобщенный показатель качеств имиджа 1,94 2,01 1,92 2,42
Сравнение обобщенного показателя по методике СУП подтвердило эффективность использования БРК при обучении курсантов и составило существенную разницу между контрольной - 2,01 и экспериментальной группами - 2,42. Улучшить результаты помогли дух борьбы и соперничества на занятиях, стремление изучить более детально и разносторонне учебный материал и рассмотреть дополнительные вопросы по дисциплине.
Применение БРК в ходе преподавания дисциплины «Эксплуатация инженерно-технических средств охраны и специальных средств инженерной службы» улучшило показатели успеваемости курсантов, помогло осуществить профессиональную подготовку будущих офицеров к охране объектов и способствовало развитию качеств имиджа буду-
щего офицера. В настоящее время проводится подготовка к внедрению БРК в образовательный процесс в Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте войск национальной гвардии, идут разработка учебно-методического комплекса и формирование общевузовской электронной системы учета контроля по успеваемости курсантов.
Выводы исследования. Анализ научных трудов и результаты проведенного исследования позволили определить необходимость введения БРК в ВООВО войск национальной гвардии с целью повышения успеваемости и развития качеств имиджа будущего офицера. Применение БРК помогло курсантам рассчитать свои силы, проявить самостоятельность и активность при выполнении практических действий на за-
нятиях для формирования профессионально важных качеств и получения высокой оценки при сдаче зачета. Применение БРК обусловило развитие стрессоустойчивости, профессиональной идентичности и стиля руководства при решении учебных задач, способствующих умению оптимально принимать решения, управлять личным составом и выполнять должностные обязанности, что в совокупности оказывает положительное влияние на развитие имиджа будущего офицера.
Вместе с тем стоит уделить внимание доработке БРК в вопросах улучшения коммуникативного взаимодействия для оптимальной передачи информации.
Материал исследования будет полезен для начальников ВООВО, начальников и преподавателей кафедр, непосредственных командиров курсантских подразделений, а также самих будущих офицеров войск национальной гвардии для качественной подготовки к будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ваганова, В. Г. Организация балльно-рейтингового контроля при обучении физике в техническом вузе / В. Г. Ваганова. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2019. -№ 6. - С. 47-55. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42405909.
2. Кулешов, Д. О. Совершенствование психологических качеств элитной личности будущих офицеров - курсантов военного института / Д. О. Кулешов. - Текст : электронный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 426-431. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp
?id=465744i3.
3. Кулешов, Д. О. Психологические особенности элитарной личности сотрудника силовых структур / Д. О. Кулешов, И. В. Черемисова. - Текст : электронный // Высшее образование сегодня. - 2021. - № 2. -С. 63-68. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44610130.
4. Маклачков, Е. А. Возможности развития устойчивости к информационным провокациям у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки / Е. А. Маклачков. - Текст : электронный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2022. - № 1 (45). - С. 65-71. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48320382.
5. Маклачков, Е. А. Имидж офицера войск национальной гвардии как средство зашиты от информационных провокаций / Е. А. Маклачков. - Текст : электронный // Вестник Самарского университета. -2022. - Т. 28, № 1. - С. 85-93. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48280246.
6. Маклачков, Е. А. Определение рефлексивной позиции устойчивости к информационным провокациям у будущих офицеров / Е. А. Маклачков. - Текст : электронный // Вестник Тверского государственного университета. - 2021. - № 3 (56). - С. 211-222. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 46714674.
7. Солоненко, В. А. Балльно-рейтинговый контроль: сущность и способы его осуществления / В. А. Солоненко. - Текст : электронный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - С. 390-394. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15245546.
8. Устинов, И. Е. Информативность двигательных тестов балльно-рейтингового контроля / И. Е. Устинов, А. В. Федорова. - Текст : электронный // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке : XXXVIII научная конференция. - СПб., 2017. - С. 381-383. - URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=30529457&pff=1.
9. Шиленин, Д. А. Педагогическая диагностика специальной подготовки курсантов военных институтов войск Национальной Гвардии / Д. А. Шиленин. - Текст : электронный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 486-490. - URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=47997379.
10. Шиленин, Д. А. Проектирование и использование оценочных средств при реализации основных образовательных программ в ходе текущего контроля успеваемости / Д. А. Шиленин. - Текст : электронный // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2021. - № 4 (17). - С. 63-65. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47480379.
11. Kim, B. Police Cadets' Career Plans in China: Testing the Mediation and Moderation Effects of Job Satisfaction / B. Kim, T. Xu // Police Quarterly. - 2019. - Vol. 23, No. 2. - P. 202-231. - DOI: org/10.1177/1098611119887811.
12. Meyer, M. S. School Based Leadership Talent Development: An Examination of Junior Reserve Officers' Training Corps Participation and Postsecondary Plans / M. S. Meyer, A. N. Rinn // Journal for the Education of the Gifted. - 2022. - Vol. 45, No. 1. - P. 4-45. - DOI: org/10.1177/01623532211063937.
13. Pliske, R. M. Evaluating a decision skills training approach for the U.S. Army / R. M. Pliske, L. Militello, J. Phillips // Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting. - 2001. - Vol. 45, No. 4. -P. 366-370. - DOI: org/10.1177/154193120104500421.
14. Rodriguez, J. Predicting the Military Career Success of United States Air Force Academy Cadets / J. Rodriguez // Armed Forces & Society. - 2009. - Vol. 36, No. 1. - P. 65-85. - DOI: org/10.1177/0095327X09337371.
15. Schaefer, H. S. The Benefits and Liabilities of Risk-Taking Propensity and Confidence at the U.S. Military Academy / H. S. Schaefer, A. G. Farina, D. I. Cotting // Armed Forces & Society. - 2020. - Vol. 48, No. 2. -P. 410-439. - DOI: org/10.1177/0095327X20973373.
16. Tossell, C. C. The Influence of Rating Method on Knowledge Structures / C. C. Tossell, B. A. Smith, R. W. Schvaneveldt // Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting. - 2009. -Vol. 53, No. 26. - P. 1893-1897. - DOI: org/10.1177/154193120905302602.
17. Wu, Y. A Study of Cadets' Motivation to Become Police Officers in China / Y. Wu, I. Y. Sun, M. A. Cretacci // International Journal of Police Science & Management. - 2009. - Vol. 11, No. 3. - P. 377-392. - DOI: org/i0.i350/ijps.2009.ii.3.i42.
18. Yu, Y-M. Analyzing the Value Types and Factors That Influence Military Cadets in Taiwan to Determine the Appropriate Candidate / Y-M. Yu // Armed Forces and Society. - 2015 - Vol. 41, No. 4. - P. 714-733. -https://doi.org/10.1177/0095327X14527947.
REFERENCES
1. Vaganova, V. G. (2019). Organizatsiya ball'no-reitingovogo kontrolya pri obuchenii fizike v tekhniche-skom vuze [Organization of Score-Rating Control in Teaching Physics at a Technical University]. In Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No. 6, pp. 47-55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42405909.
2. Kuleshov, D. O. (2021). Sovershenstvovanie psikhologicheskikh kachestv elitnoi lichnosti budushchikh ofitserov - kursantov voennogo instituta [Improving the Psychological Qualities of the Elite Personality of Future Officers - Cadets of a Military Institute]. In Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. No. 8 (198), pp. 426431. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=465744i3.
3. Kuleshov, D. O., Cheremisova, I. V. (2021). Psikhologicheskie osobennosti elitarnoi lichnosti sotrudnika silovykh struktur [Psychological Features of the Elite Personality of a Law Enforcement Officer]. In Vysshee obra-zovanie segodnya. No. 2, pp. 63-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=446i0i30.
4. Maklachkov, E. A. (2022). Vozmozhnosti razvitiya ustoichivosti k informatsionnym provokatsiyam u bu-dushchikh ofitserov v protsesse professional'noi podgotovki [Opportunities for Developing Resistance to Information Provocations among Future Officers in the Process of Professional Training]. In Professional'noe obra-zovanie v Rossii i za rubezhom. No. 1 (45), pp. 65-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48320382.
5. Maklachkov, E. A. (2022). Imidzh ofitsera voisk natsional'noi gvardii kak sredstvo zashity ot infor-matsionnykh provokatsii [The Image of an Officer of the National Guard Troops as a Means of Protection from Informational Provocations]. In Vestnik Samarskogo universiteta. Vol. 28. No. 1, pp. 85-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48280246.
6. Maklachkov, E. A. (2021). Opredelenie refleksivnoi pozitsii ustoichivosti k informatsionnym provo-katsiyam u budushchikh ofitserov [Determination of the Reflexive Position of Resistance to Information Provocations among Future Officers]. In Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 3 (56), pp. 211-222. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 46714674.
7. Solonenko, V. A. (2007). Ball'no-reitingovyi kontrol': sushchnost' i sposoby ego osushchestvleniya [Score-Rating Control: Essence and Methods of Its Implementation]. In Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, pp. 390-394. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=i5245546.
8. Ustinov, I. E., Fedorova, A. V. (2017). Informativnost' dvigatel'nykh testov ball'no-reitingovogo kontrolya [Informativeness of Motor Tests of Score-Rating Control]. In Rossiya i Sankt-Peterburg: ekonomika i obrazo-vanie v XXI veke: XXXVIII nauchnaya konferentsiya. Saint Petersburg, pp. 381-383. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30529457&pff=1.
9. Shilenin, D. A. (2022). Pedagogicheskaya diagnostika spetsial'noi podgotovki kursantov voennykh insti-tutov voisk Natsional'noi Gvardii [Pedagogical Diagnostics of Special Training of Cadets of Military Institutes of the Troops of the National Guard]. In Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. No. 1 (203), pp. 486-490. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47997379.
10. Shilenin, D. A. (2021). Proektirovanie i ispol'zovanie otsenochnykh sredstv pri realizatsii osnovnykh obrazovatel'nykh programm v khode tekushchego kontrolya uspevaemosti [Design and Use of Evaluation Tools in the Implementation of Basic Educational Programs in the Course of Ongoing Monitoring of Progress]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta voisk natsional'noi gvardii. No. 4 (17), pp. 63-65. URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=47480379.
11. Kim, B., Xu, T. (2019). Police Cadets' Career Plans in China: Testing the Mediation and Moderation Effects of Job Satisfaction. In Police Quarterly. Vol. 23. No. 2, pp. 202-231. DOI: org/10.1177/1098611119887811.
12. Meyer, M. S., Rinn, A. N. (2022). School Based Leadership Talent Development: An Examination of Junior Reserve Officers' Training Corps Participation and Postsecondary Plans. In Journal for the Education of the Gifted. Vol. 45. No. 1, pp. 4-45. DOI: org/10.1177/01623532211063937.
13. Pliske, R. M., Militello, L., Phillips, J. (2001). Evaluating a Decision Skills Training Approach for the U.S. Army. In Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting. Vol. 45. No. 4, pp. 366370. DOI: org/10.1177/154193120104500421.
14. Rodriguez, J. (2009). Predicting the Military Career Success of United States Air Force Academy Cadets. In Armed Forces & Society. Vol. 36. No. 1, pp. 65-85. DOI: org/i0.ii77/0095327X0933737i.
15. Schaefer, H. S., Farina, A. G., Cotting, D. I. (2020). The Benefits and Liabilities of Risk-Taking Propensity and Confidence at the U.S. Military Academy. In Armed Forces & Society. Vol. 48. No. 2, pp. 410-439. DOI: org/10.1177/0095327X20973373.
16. Tossell, C. C., Smith, B. A., Schvaneveldt, R. W. (2009). The Influence of Rating Method on Knowledge Structures. In Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting. Vol. 53. No. 26, pp. 1893-1897. DOI: org/10.1177/154193120905302602.
17. Wu, Y., Sun, I. Y., Cretacci, M. A. (2009). A Study of Cadets' Motivation to Become Police Officers in China. In International Journal of Police Science & Management. Vol. 11. No. 3, pp. 377-392. DOI: org/10.1350/ijps.2009.11.3.142.
18. Yu, Y-M. (2015). Analyzing the Value Types and Factors That Influence Military Cadets in Taiwan to Determine the Appropriate Candidate. In Armed Forces and Society. Vol. 41. No. 4, pp. 714-733. https://doi.org/10.1177/0095327X14527947.