Научная статья на тему 'Влияние автомобильно-дорожного комплекса г. Сургут на загрязнение атмосферного воздуха и здоровье населения'

Влияние автомобильно-дорожного комплекса г. Сургут на загрязнение атмосферного воздуха и здоровье населения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
722
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ / ПОЧВА / ЗАГРЯЗНЕНИЯ / АВТОТРАНСПОРТ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ENVIRONMENT / AMBIENT AIR / SOIL / POLLUTION / AUTO TRANSPORT / PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Винокурова Мария Вячеславовна, Винокуров М. В., Воронин С. А.

В настоящее время в связи с ростом уровня автомобилизации проблема загрязнения среды обитания выбросами объектов автомобильно-дорожного комплекса становится все актуальнее не только для мегаполисов, но и для динамически развивающихся региональных городов. Негативное воздействие характеризуется возрастанием частоты распространенности эколого-зависимых заболеваний, в первую очередь болезней органов дыхания, новообразований. Данное воздействие в большей мере выражено вблизи автомагистралей, на автозаправочных станциях, а также распространяется на жилые территории, что требует оптимизации охранных и профилактических мер. Представленная в статье работа посвящена характеристике загрязнения воздуха различных районов г. Сургута выбросами источников автомобильно-дорожного комплекса с оценкой опасности для здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Винокурова Мария Вячеславовна, Винокуров М. В., Воронин С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of auto-road complex in the city of Surgut on air pollution and population health

Currently, due to the increase in motorization, the problem of environmental pollution by emissions of objects of auto-road complex is becoming more and more important not only for cities, but for dynamically developing regional cities. The negative impact is characterized by the increase of the morbidity rate of environmentally-dependent diseases, primarily respiratory diseases, neoplasms. This exposure is most pronounced near the motorways, at the gas station, and also spreads to residential areas, which requires the optimization ofprotective and preventive measures. Presented article is devoted to the characterization of air pollution of various areas in the city of Surgut due to emission of sources of auto-road complex with the assessment of public health risks.

Текст научной работы на тему «Влияние автомобильно-дорожного комплекса г. Сургут на загрязнение атмосферного воздуха и здоровье населения»

Bogdanov N.A., Chuykova L.Yu., Chuykov Yu.S., Shendo G.L., Ryabikin V.R. Geoecology of the Volga delta: Liman district. [Geoekolodiya del 'ty Volgi: Limanskiy rayon]. Astrakhan: Nizh-nevolzhskiy ecotscentr; 2012. (in Russian) Revich B.A. Heat waves, air quality and mortality of in the European part of Russia in the summer of 2010: a preliminary assessment. Ekologiya cheloveka. 2011; 7: 3-9. (in Russian) Newscast "About condition the state of natural resources and the environment in the Moscow region in 2011". Krasnogorsk: Mini-sterstvo ekologii i prirodopol'zovaniya Moskovskoy oblasti; 2012. (in Russian)

Burenkov E.K., ed. Map of the distribution of the integral indicator of pollution with microelements Zc in the humus horizon of soils of Moscow landfill. Masshtab 1:1 000 000. Moscow: IMGRE; 1998. (in Russian)

Burenkov E.K., ed. Map of the Zc boels distribution in sediments of Moscow landfill. Masshtab 1:1 000 000. Moscow: IMGRE; 1998. (in Russian)

10. Burenkov E.K., ed. Map of the distribution of values of macro-components Zc in surface waters watercourses of Moscow landfill. Masshtab 1:1 000 000. Moscow: IMGRE; 1998. (in Russian)

11. Burenkov E.K., ed. Landscape-geochemical map of the central part of Moscow region. Masshtab 1:200 000. Moscow: IMGRE; 1998. (in Russian)

12. Risk assessment and damage from climate change, affecting the increased morbidity and mortality in high-risk groups. Metodicheskie rekomendatsii: MR 2.1.10.0057-12. Moscow: Federal'nyy tsentr gigieny i epidemiologii Rospotrebnadzora; 2012. (in Russian)

13. Bogdanov N.A., Mikolaevskaya E.L., Morozova L.N., Chuyko-va L.Yu., Chuykov Yu.S. Sanitary condition of the territory of Astrakhan: chemical pollution. [Sanitarno-gigienicheskoe sos-toyanie territorii Astrakhani: khimicheskoe zagryaznenie]. Astrakhan': Nizhnevolzhskiy ecotsentre; 2011.(in Russian)

Поступила 04.02.14 Received 04.02.14

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015

УДК 614.72:656.13]:616-092.11

ВинокуроваМ.В., Винокуров М.В., Воронин С.А.

ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА г. СУРГУТА НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

«НИИ Экотоксикологии» НИЧ ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет, 620100, г. Екатеринбург

В настоящее время в связи с ростом уровня автомобилизации проблема загрязнения среды обитания выбросами объектов автомобильно-дорожного комплекса становится все актуальнее не только для мегаполисов, но и для динамически развивающихся региональных городов. Негативное воздействие характеризуется возрастанием частоты распространенности эколого-зависимых заболеваний, в первую очередь болезней органов дыхания, новообразований. Данное воздействие в большей мере выражено вблизи автомагистралей, на автозаправочных станциях, а также распространяется на жилые территории, что требует оптимизации охранных и профилактических мер. Представленная в статье работа посвящена характеристике загрязнения воздуха различных районов г. Сургута выбросами источников автомобильно-дорожного комплекса с оценкой опасности для здоровья населения.

Ключевые слова: окружающая среда; атмосферный воздух; почва; загрязнения; автотранспорт; здоровье населения.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015;94 (1): 57-61

Vinokurova M. V., Vinokurov M. V., Voronin S. A. EFFECT OF AUTO-ROAD COMPLEX IN THE CITY OF SURGUT ON AIR POLLUTION AND POPULATION HEALTH

Research Institute of Ecotoxicology of the Ural State Forest Engineering University, Ekaterinburg, Russian Federation, 620100.

Currently, due to the increase in motorization, the problem of environmental pollution by emissions of objects of auto-road complex is becoming more and more important not only for cities, but for dynamically developing regional cities. The negative impact is characterized by the increase of the morbidity rate of environmentally-dependent diseases, primarily respiratory diseases, neoplasms. This exposure is most pronounced near the motorways, at the gas station, and also spreads to residential areas, which requires the optimization ofprotective and preventive measures. Presented article is devoted to the characterization of air pollution of various areas in the city of Surgut due to emission of sources of auto-road complex with the assessment of public health risks.

Key words: environment; ambient air; soil; pollution; auto transport; public health. Citation: Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (1): 57-61 (In Russ.)

Одной из приоритетных задач выполнения работ по оценке риска для здоровья населения является ранжирование территорий населенных мест по уровням загрязнения окружающей среды в связи с его опасностью для здоровья населения при решении вопросов градостроительной политики.

В настоящее время на территории городов приоритетными источниками загрязнения атмосферного воз-

Для корреспонденции: Винокурова Мария Вячеславовна, vin. [email protected].

For correspondence: VinokurovaM.V., [email protected].

духа и воздействия на здоровье населения являются автомагистрали и объекты автодорожного комплекса [1-4]. Результаты анализа отечественной и зарубежной литературы позволили установить, что количественная прогнозная оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха городов автотранспортом приобретает все большую актуальность в связи с необходимостью проектирования новых и реконструкции действующих объектов автодорожного комплекса.

Согласно данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики [5], с 1970 г. по на-

стоящее время автопарк страны увеличился в 46,7 раза, при этом в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь и др.) - до 20-25 раз. По прогнозным оценкам международной аудиторской компании РшС, к 2025 г. Россия по уровню автомобилизации достигнет 400 единиц на 1000 человек [6].

В динамично развивающихся городах нашей страны с численностью населения от 250 до 500 тыс. человек, таких как г. Сургут, уровень общей автомобилизации уже достиг 479 единиц на 1000 жителей, легкового автотранспорта - 333 единицы на 1000 жителей.

Ситуация усугубляется с ростом количества единиц автотранспорта на автомагистралях городов и внутри-квартальных территориях, продолжительности и частоты заторов, а также в связи с неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия [2, 4, 7].

Выхлопы автотранспортных средств представляют собой сложную многокомпонентную смесь из опасных и высокотоксичных веществ [2, 8, 9], таких как оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, диоксид серы, сажа, формальдегид, 3,4-бенз(а)пирен. Результаты исследований, проводившихся в разных странах, показали, что наибольшая концентрация загрязняющих веществ выделяется автотранспортом в момент работы на холостом ходу и при кратковременных остановках. Согласно литературным данным, вклад выбросов автотранспорта в канцерогенный риск составляет около 54-60% [2, 8, 10]. Научные исследования, посвященные изучению влияния загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в процессе эксплуатационного износа транспортных средств и дорожного полотна, носят ограниченный характер [7]. При эксплуатационном износе в окружающую среду также поступают соединения тяжелых металлов, канцерогены и химические вещества, относящиеся к группе аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (АПФД). Наиболее значимыми составляющими источника загрязнения взвешенными веществами (ВВ), поступающими в окружающую среду при эксплуатационном износе транспортных средств, являются протекторы шин и накладки тормозных колодок, а также ВВ, образующиеся при истирании дорожного покрытия в процессе движения по нему автотранспортных средств.

Цель исследования — оценить расчетными методами уровень загрязнения атмосферного воздуха и здоровья населения динамично развивающегося регионального города от выбросов источников автомобильно-дорожного комплекса и математическое моделирование возможности его снижения.

Материалы и методы

По насыщенности автомобильным транспортом г. Сургут занимает одно из ведущих мест в стране. Согласно официальным данным [11, 12], уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Сургута определялся как повышенный в 2011 г. и высокий в 2012 г. По данным стационарных постов наблюдения за 5-летний период с 2008 г. четко прослеживается тенденция увеличения в атмосферном воздухе города средней концентрации формальдегида и 3,4-бенз(а)пирена. На ПОСТ-1 города концентрация формальдегида по сравнению с таковой в 2011 г. повысилась в 2 раза и составила 4,1 среднесуточной предельно допустимой (ПДКс.с.) (в 2011 г. - 2,3 ПДКс.с.), среднее содержание 3,4-бенз(а)пирена за отчетный период 2012 г. составило 1,9 ПДКс.с. [12]. На ПОСТ-2 концентрация формальдегида по сравнению с

таковой в 2011 г. повысилась более чем в 2 раза, составив 3,68 ПДКс.с. (в 2011 г. - 1,67 ПДКс.с.) [12]. Содержание в атмосферном воздухе фенола на стационарных постах наблюдения повысилось значительно, превысив ПДКс.с. в среднем на 15%. На ПОСТ-1 средняя концентрация фенола составила 1,2 ПДКс.с. (в 2011 г. - 0,45 ПДКс.с.), на ПОСТ-2 - 1,1 ПДКс.с. (в 2011 г. - 0,44 ПДКс.с.) [12]. Средняя концентрация остальных контролируемых загрязняющих веществ (диоксид азота, оксид азота, ВВ, оксид углерода, диоксид серы) не превышала ПДК [12].

Математическое моделирование распространенных загрязняющих веществ от источников автомобильно-дорожного комплекса в атмосферном воздухе динамично развивающегося регионального г. Сургута осуществляли с расчетом максимальных разовых и среднегодовых концентраций с использованием программного комплекса УПРЗА «Эколог», версия 3.0, и УПРЗА «Эколог 3.0», сборка 3.1.118.160, с блоком расчета «Средние», реализующих методику НИИ атмосферы и Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова (ГГО им. Воейкова).

Метеорологические характеристики территории получены по специальному запросу от ГГО им. Воейкова в виде метеофайла. Расчеты выполнили в городской системе координат в расчетном прямоугольнике размером 38 000 х 38 000 м с шагом сетки 100 м.

Выбор рецепторных точек провели с учетом клима-то-географических условий, существующих и перспективных градостроительных условий размещения жилой застройки относительно промышленных объектов и опорной транспортной сети города.

Расчеты распространения вредных веществ от выбросов автотранспорта проводили на основании «Методического пособия по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспорта города (региона) и их применению при нормировании выбросов» [13] с учетом оценки структуры и интенсивности транспортных потоков в г. Сургуте.

С целью оценки влияния выбросов автотранспорта на состояние атмосферного воздуха города выполнили натурные обследования структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным категориям автотранспортных средств, составили схему улично-дорожной сети, в которую вошли внутригородские автомагистрали муниципального образования «Город Сургут». В последние годы в городе много сделано по строительству и реконструкции дорог, включая строительство развязок, южной объездной дороги Югорский тракт, дорог в восточном жилом районе (ул. Университетская, Каролинского) и др. Однако темпы нового строительства и реконструкции дорог отстают от потребности. В результате на многих направлениях в городе в час пик, а на некоторых направлениях постоянно образуются пробки. Транспортная схема г. Сургута находится в процессе формирования. В городе еще не завершилось формирование сети обходных магистралей (Восточная объездная дорога, Южная объездная дорога с дальнейшей перспективой выхода на Восточную объездную дорогу). Отсутствует достаточное количество выходов на объездные автомобильные дороги и нет связей между микрорайонами города (ул. Университетская, Ф.Салманова, пр. Пролетарский и др.). Кроме того, идет застройка новых микрорайонов, требующая строительства подъездных дорог. Протяженность магистральных автодорог и улиц города на существующее положение составляет 224,2 км.

На участках автомагистралей провели оценку интенсивности, структуры и скоростного режима движения транспортных потоков. Учитывали марочный состав автомобилей транспортного потока, виды базовых автомобилей (более 20 моделей), параметры ездового цикла автомобилей в составе транспортного потока, техническую характеристику базовых моделей автомобилей, расход топлива при движении автомобиля по участку (перегону), а также расход топлива при переключении передач, торможении и остановке автомобиля, расчет расхода топлива при разгоне автомобиля, расход топлива при движении базовых моделей автомобилей по замеренным перегонам.

В составе транспортных потоков каждая базовая модель относилась к той или иной группе транспортных средств, выделенных в соответствии с характеристикой двигателей, используемым топливом и грузоподъемностью.

Наибольшую суммарную интенсивность движения автотранспорта (в целом легковых, грузовых автомобилей и автобусов) отметили на ул. Аэрофлотской - 6916 авт/ч. Доля грузовых автомобилей (грузоподъемностью более 3 т) и автобусов на этой улице составляет 43,7%. Минимальную интенсивность установили по ул. Восход (428 авт/ч) с долей грузовых автомобилей и автобусов 13,2%. Следует подчеркнуть, что долю грузового автотранспорта определили после приведения интенсивности движения автомобилей всех групп к интенсивности движения расчетных легковых автомобилей, и она не является простым отношением количества грузовых автомобилей к общему количеству автомобилей всех типов. Таким образом, при определении доли грузового автотранспорта учли градацию опасности выбросов различных групп автомобилей. Максимальную интенсивность (4342 авт/ч) расчетных легковых автомобилей наблюдали на Югорском тракте, минимальную (330 авт/ч) - по ул. Производственной. Максимальную интенсивность расчетных грузовых автомобилей зафиксировали по Не-фтеюганскому шоссе - 3823 авт/ч.

Для создания геоинформационной модели применяли ГИС МарЫо 10.1 (русская версия). При формировании тематического слоя использовали встроенный модуль построения поверхности методом интерполяции.

С целью выделения долевых вкладов в уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Сургуте стационарных источников выбросов промышленности (нефтедобыча, электроэнергетика, стройиндустрия, машиностроение и металлообработка и др.) и транспорта выполнили сводный расчет максимальных разовых и среднегодовых приземных концентраций по 124 наименованиям загрязняющих веществ.

Оценку риска провели по классической схеме [14] на основе полученных расчетных данных качества атмосферного воздуха по 28 приоритетным веществам в каждой точке расчетной сетки, а также в дополнительно заданных расчетных точках в жилой застройке. К приоритетным загрязнителям атмосферного воздуха с учетом их опасности и величины валового выброса в атмосферу от изучаемых источников отнесли: оксид азота IV (диоксид азота), оксид азота II, керосин, диоксид серы (сернистый ангидрид), гексан, пентан, оксид углерода, марганец и его соединения (в пересчете на оксид марганца (IV)), углерод (сажа), безол, дигидросульфид (сероводород), 3,4-бенз(а)пирен, фтористые газообразные соединения, ВВ, ацетальдегид, аммиак, хром (в пересчете на оксид хрома (VI)), пыль асбестсодержащую (с содержанием асбеста от 20%), свинец и его неоргани-

ческие соединения (в пересчете на свинец), этилбензол, оксид никеля (в пересчете на никель), формальдегид, стирол, бериллий и его соединения (в пересчете на бериллий), проп-2-еннитрил (акрилонитрил), дихлорме-тан (хлористый метилен), проп-2-енамид (акриламид), тетрахлорэтилен (перхлорэтилен). В процессе оценки риска реализовали этапы идентификации опасности для здоровья, характеристики зависимостей доза-ответ, оценки экспозиции и характеристики риска.

Результаты и обсуждение

По данным расчета величин максимальных разовых приземных концентраций загрязняющих веществ, выбрасываемых промышленными источниками и автотранспортом в г. Сургуте, концентрация одного вещества - оксида азота IV (диоксид азота) превышает максимальные разовые ПДК (ПДК ) от 1,02 раза (Восточный жилой район, ул. Югорская, 388; вклад промышленности 27,99%, автотранспорта 72,01%) до 2,16 раза (Северный жилой район, ул. Профсоюзов, 26; вклад промышленности 44,94%, автотранспорта 55,06%). По районам города расчетная максимальная разовая концентрация оксида азота (IV) (диоксид азота) варьировала в Северном жилом районе от 1,3 до 2,16 ПДКм , в Северо-восточном - от 1,2 до 1,8 ПДКм , в Восточном - от 1,03 до 1,46 ПДКм , в Западном - от 1,14 до 1,16 ПДКм , в Центральном - от 1,058 до 1,062 ПДК , в жилом районе Нефтяников - от 1,18 до 1,45 ПДК^р и в пос. Звездный - до 1,14 ПДК мр

ТГ м.р

Концентрация остальных загрязняющих веществ не превышает ПДКм . При этом долевой вклад автотранспорта по максимальной разовой концентрации в контрольных точках в жилой застройке вблизи автомагистралей по формальдегиду достигает 91%, оксиду азота IV (диоксид азота) - более 72%, оксиду азота II - 81%, оксиду углерода - более 85%.

Расчетная среднегодовая концентрация загрязняющих веществ во всех рецепторных точках не превышает соответствующую ПДКсс Наибольшие величины долевых вкладов автотранспорта в уровень загрязнения атмосферного воздуха города по среднегодовой концентрации оксида азота (IV) (диоксид азота) составляют до 95%, формальдегида - более 99%.

В результате оценки рисков установили, что индивидуальные канцерогенные риски, обусловленные воздействием акриламида, акрилонитрила, ацетальдегида, бериллия, бенз(а)пирена, оксида никеля, дихлорметана, свинца, стирола, асбестсодержащей пыли, тетрахлорэтилена, этил-бензола, во всех рецепторных точках в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 относятся к первому диапазону.

Индивидуальные канцерогенные риски, обусловленные воздействием бензола, сажи, формальдегида, шестивалентного хрома, во всех рецепторных точках в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 относятся ко второму диапазону. «Индивидуальный риск в течение всей жизни более 1.10-6, но менее Ы0"4 соответствует предельно допустимому риску, т. е. верхней границе приемлемого риска. Именно на этом уровне установлено большинство зарубежных и рекомендуемых международными организациями гигиенических нормативов для населения в целом (например, для питьевой воды ВОЗ в качестве допустимого риска использует величину Ы0"5, для атмосферного воздуха - 1.10-4). Данные уровни подлежат постоянному контролю. В некоторых случаях при таких уровнях риска могут проводиться дополнительные мероприятия по их снижению».

На территории г. Сургута индивидуальные канцерогенные риски при условии сохранения прогнозируемых уровней экспозиции к канцерогенным веществам (бенз(а) пирен, бензол, хром (в пересчете на оксид хрома IV, асбестсодержащая пыль (с содержанием асбеста от 20%), свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец), этилбензол, оксид никеля (в пересчете на никель), сажа, стирол, ацетальдегид, бериллий и его соединения (в пересчете на бериллий), проп-2-еннитрил (акрилонитрил), дихлорметан (хлористый метилен), проп-2-енамид (акриламид), тетрахлорэтилен, формальдегид) соответствуют допустимому риску, а величины индексов опасности суммарного риска развития неканцерогенных эффектов при комбинированном воздействии приоритетных загрязнителей менее 1,0 свидетельствуют о низкой вероятности развития неблагоприятных эффектов воздействия на поражаемые органы/системы.

Результаты анализа пространственного распределения комбинированного канцерогенного риска показали, что наибольший уровень формируется для населения, проживающего в зонах влияния промышленных предприятий и вдоль крупных автомагистралей.

Характеристику суммарного риска развития неканцерогенных эффектов при комбинированном воздействии приоритетных загрязнителей провели на основе расчета индексов опасности с учетом критических органов/систем, поражаемых приоритетными веществами (органы дыхания, развитие, сердечно-сосудистая система, ЦНС, кровь, печень, почки, нервная система, системное воздействие, преждевременная смертность).

Величины индексов опасности менее 1,0 свидетельствуют о низкой вероятности проявления неблагоприятных эффектов воздействия на поражаемые органы/ системы.

Наиболее высокие ранговые места по величине индексов опасности с учетом критических органов/систем занимают Северный, Восточный и Северо-восточный жилые районы г. Сургута, а также пос. Звездный и пос. Гидростроителей.

По результатам проведенных исследований разработали мероприятия по организации оптимального движения транспортных потоков улично-дорожной сети, которые предусматривают:

- создание приоритетных льготных условий перехода на общественный транспорт;

- оптимизацию структуры улично-дорожной сети, повышение шаговой доступности объектов общего пользования, сокращение автомобильных пробегов;

- организацию перехватывающих стоянок по периметру центра города;

- организацию равномерного, непрерывного движения транспорта через использование «умных» светофоров, координацию работы световой сигнальной системы на перекрестках дорожной сети (например, режим «зеленая волна»), строительство над- и подземных транспортных развязок или пешеходных переходов;

- дифференциацию улично-дорожной сети по характеру и параметрам движения с выделением магистралей непрерывного движения с развязками в разных уровнях;

- создание улиц-дублеров наиболее загруженных участков улично-дорожной сети с целью повышения пропускной способности;

- строительство переходов в разных уровнях на пересечениях магистральных улиц с интенсивным пешеходным движением.

Литература (пп. 5, 6, 12 - см. References)

1. Битюкова В.Р. Социально-экологические проблемы развития городов России. 2-е изд. М.: Либреком; 2009.

2. Май И.В., Клейн С.В. Анализ риска здоровью населения от воздействия выбросов автотранспорта и пути его снижения. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011; 13(1-8): 1895-901.

3. Риск заболевания населения от загрязнения атмосферы автотранспортом. Отчет по проекту ROLL: Выбросы автотранспорта и оценка риска заболеваний населения на городских территориях. М.: ППКА «Экодизайн ЛТД»; 2000.

4. Сазонова О.В., Сухачева И.Ф., Дроздова Н.И., Якунова Е.М., Галицкая А.В. Роль автотранспорта в загрязнении среды обитания и влиянии на здоровье населения Самарской области. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013; 15(3-6): 1944-48.

5. http://www.gks.ru/scripts/db _inet/dbinet.cgi.

6. http://www.pwc.ru/ru/automotive/index.jhtml.

7. Леванчук А.В., Копытенкова О.И., Башкетова Н.С. Количественная характеристика уровня загрязнения окружающей среды автомобильно-дорожным комплексом. В кн.: Приоритеты профилактического здравоохранения в устойчивом развитии общества: Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиены окружающей среды Российской Федерации 12-13 декабря 2013 г. М.; 2013: 209-11.

8. Фокин С.Г. Оценка риска здоровью населения при проектировании транспортных потоков Москвы. Гигиена и санитария. 2009; 6: 36-8.

9. Ворожин В.С. Изучение автотранспортного воздействия на участников дорожного движения. В кн.: Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011; 13(1-8): 1848-52.

10. Боев В.М. Практическое применение методологии оценки аэрогенного риска для здоровья населения при обосновании са-нитарно-защитной зоны. Гигиена и санитария. 2009; 4: 82-4.

11. Об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2012 году: доклад. Ханты-Мансийск: «Печатное дело»; Департамент экологии ХМАО-Югры; 2013.

12. http://www.admsurgut.ru/tmp/download/ecolog02072012.doc.

13. Методическое пособие по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспорта города (региона) и их применению при нормировании выбросов. СПб: НИИ атмосферы; 1999.

14. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России; 2004.

References

1. Bityukova V.R. Social-and-ecological problems of development of the cities of Russia [Sotsial'no-ekolodicheskie problemy razvitiya gorodov Rossii]. 2nd ed. Moscow: Librekom; 2009. (in Russian)

2. May I.V., Kleyn S.V. The risk analysis to population health from impact of emissions of motor transport and a way of its decrease. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2011; 13(1-8): 1895-901. (in Russian)

3. Risk of a disease of the population from atmosphere pollution by motor transport. Otchetpo proektu ROLL: Vybrosy avtotransporta i otsenka riska zabolevaniy naseleniya na gorodskikh territoriyakh. Moscow: PPKA «Ekodizayn LTD»; 2000. (in Russian)

4. Sazonova O.V., Sukhacheva I.F., Drozdova N.I., Yakunova E.M., Galitskaya A.V. Motor transport role in pollution of habitat and influence on health of the population of the Samara region. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2013; 15(3-6): 1944-8. (in Russian)

5. Available at: http://www.gks.ru/scripts/db _inet/dbinet.cgi (accessed 10 February 2014).

6. Available at: http://www.pwc.ru/ru/automotive/index.jhtml (accessed 10 February 2014).

7. Levanchuk A.V., Kopytenkova O.I., Bashketova N.S. Quantitative characteristic of level of environmental pollution by an automobile and road complex. In: Prioritety pmfilakticheskogo zdravookhmneniya v ustoychivom razvitii obshchestva: Materialy Plenuma Nauchnogo soveta po ekologii cheloveka i gigieny okruzhayushchey sredy Rossiyskoy Federatsii 12-13 december 2013. Moscow, 2013: 209-11. (in Russian)

8. Fokin S.G. Risk assessment to population health at design of transport streams of Moscow. Gigiena i sanitariya. 2009; 6: 368. (in Russian)

9. Vorozhin V.S. Studying of motor transportation impact on participants of traffic. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2011; 13(1-8): 1848-52. (in Russian)

10. Boev V.M. Practical application ofmethodology of an assessment of aerogenic risk for population health at justification of a sanitary

protection zone. Gigiena i sanitariya. 2009; 4: 82-4. (in Russian)

11. About an ecological situation in Khanty-Mansi Autonomous Area in 2012: report. Khanty-Mansiysk: «Pechatnoe delo»; Departament ekologii KhMAO-Yugry; 2013. (in Russian)

12. Available at: http://www.admsurgut.ru/tmp/download/ecolog 02072012.doc (accessed 12 February 2014).

13. Methodical grant on performance of summary calculations of pollution of atmospheric air by emissions of the industrial enterprises and motor transport of the city (region) and their application when rationing emissions. Sankt-Petersburg: Atmosfera; 1999. (in Russian)

14. The guide to a risk assessment for population health at influence of the chemicals polluting environment [Rukovodstvo po otsenke riska dlya zdorov'ya naseleniya pri vozdeystvii khimicheskich veshchestv, zagryaznyayushchikh okruzhayushchuyu sredu]. Moscow: Federal'nyy tsentr Gossanepidnadzora Minzdrava Rossii; 2004. (in Russian)

Поступила 14.02.14 Received 14.02.14

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015

УДК 613.1:616:008.921.5-008.64]:312.6(470.345)

Блинов Д.С., ЧерноваН.Н., Балыкова О.П., Ляпина С.А., ЧугуноваЛ.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЙОДА

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», 430032, г Саранск, Республика Мордовия

В статье представлены результаты исследований по вопросам природно-обусловленной недостаточности микроэлементов, в частности, йода, в Республике Мордовия.

Йоддефицитные состояния относятся к числу наиболее распространенной неинфекционной патологии человека. По данным ВОЗ, около двух миллиардов жителей Земли живут в условиях йодного дефицита. В Российской Федерации не существует территорий, на которых население не подвергалось бы риску развития йоддефицитных состояний. К таким регионам относится и Республика Мордовия.

Распространенность заболеваний, обусловленных дефицитом йода, среди городского населения составляет 100-150 %%, среди сельского - 130-350 %%. В некоторых регионах частота эндемического зоба достигает 800 %%. Анализ заболеваемости населения Республики Мордовия, обусловленной недостаточностью йода, показывает, что в структуре заболеваний, связанных с микронутриентной недостаточностью, на 2013 г. лидирует диффузный зоб, на втором месте многоузловой (эндемический) зоб, далее следуют тиреоидит, субклинический гипотиреоз и тиреотоксикоз.

Анализ показателей впервые выявленных случаев заболеваний, связанных с недостаточностью йода, позволяет сделать вывод о том, что наиболее значимой патологией является диффузный зоб. В структуре заболеваний, связанных с микронутриентной недостаточностью, от наиболее часто регистрируемых йоддефицитных состояний, наибольшую долю составляют диффузный и многоузловой зоб.

Исследование проведено при поддержке проекта, выполняемого в рамках базовой части Государственного задания (код проекта 2859) и гранта РГНФ.

Ключевые слова: микронутриентная недостаточность, здоровье человека, дефицит йода, эндемический зоб, гипотиреоз, тиреотоксикоз.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94 (1): 61-64

Blinov D. S, Chernova N. N., Balykova O. P., Lyapina S.A., Chugunova L. A. HYGIENIC CHARACTERISTICS OF THE POPULATION'S MORBIDITY RATE ASSOCIATED WITH IODINE DEFICIENCY IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

N.P.Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russian Federation, 430032

In the article there are presented the results of research on naturally conditioned insufficiency of trace elements, particularly iodine, in the Republic of Mordovia.

Iodine deficiency disorders are referred to the most common non-infectious human pathology. According to WHO data, about two billion people on Earth live in conditions of in iodine deficiency. In the Russian Federation there are no areas in which the population would not be at risk for the development of iodine deficiency disorders. To these regions and the Republic of Mordovia is referred.

The prevalence of diseases caused by iodine deficiency among the urban population accounted for 100-150, among rural - 130-350. In some regions of endemic goiter rate reaches 800.

Analysis of the morbidity rate of the population in the Republic of Mordovia, associated with the iodine deficiency, shows that in the structure of diseases related to micronutrient deficiency, by 2013 diffuse goiter plays a leading role, being followed by a multi-node (endemic) goiter, onward thyroiditis, subclinical hypothyroidism and hyperthyroidism. Thus, the analysis of indices of new cases of diseases associated with the iodine deficiency, allows to make the conclusion that diffuse goiter is the most significant pathology. In the structure of diseases related to the micronutrient deficiency, out of the most frequently detected iodine deficiency disorders, the greatest fraction are diffuse and multinodular goiter.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.