Научная статья на тему 'Влияние аудирования на формирование коммуникативной компетенции'

Влияние аудирования на формирование коммуникативной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / КОММУНИКАЦИЯ / АУДИРОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ РЕЧЬ / КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИСКУРСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / LANGUAGE / COMMUNICATION / LISTENING / FOREIGN SPEECH / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LINGUISTIC COMPETENCE / SOCIOLINGUISTIC COMPETENCE / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / STRATEGIC COMPETENCE / DISCURSIVE COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Ирина Александровна

Целью данной статьи является рассмотрение такого вида речевой деятельности, как аудирование и формирование коммуникативной компетенции и ее составляющих (лингвистической компетенции, социолингвистической компетенции, социокультурной компетенции, стратегической и дискурсивной компетенции, а также социальной компетенции) в процессе восприятия иноязычной речи на слух. Методы, применяемые при исследовании, были выбраны в соответствии с изучаемой темой и включают аналогию, классификацию, обобщение, сравнительный анализ, синтез, а также изучение и анализ литературы. В статье представлены результаты исследования, которые сводятся к следующему. На основе анализа взаимодействия процесса аудирования и коммуникативной компетенции показано, каким образом данный вид речевой деятельности влияет на формирование каждой из составляющих указанной компетенции, а именно лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической, дискурсивной и социальной. Рассмотрение процесса одной из устных форм коммуникации, его влияния на формирование коммуникативной компетенции и ее составляющих наделяет исследуемую проблему новизной и актуальн остью. Практическая значимость данной статьи заключается в возможности использования результатов исследования в научной и педагогической деятельности, связанной с проблемами языка и коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE LISTENING ON THE FORMING OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE

The purpose of this article is to consider such a kind of the speech activity as listening and the forming of the communicative competence and its components (linguistic competence, sociolinguistic competence, sociocultural competence, strategic and discursive competence, and social competence) in the process of perception of the foreign speaking by ear. The methods used in the study have been selected according to the subject matter and include analogy, classification, generalization, comparative analysis, synthesis, and the study and the analysis of the literature. The article presents the results of the study, which are the following. Based on the analysis of the interaction between the process of listening and the communicative competence, it is shown how this type of speech activity influences the formation of each of the components of this competence, namely linguistic, sociolinguistic, sociocultural, strategic, discursive and social. The consideration of the process of one of the oral forms of communication, its influence on the formation of the communicative competence and its components gives the investigated problem novelty and relevance. The practical importance of this article lies in the possibility of using the results of the research in the scientific and pedagogical activities related to the problems of a language and communication.

Текст научной работы на тему «Влияние аудирования на формирование коммуникативной компетенции»

филологические науки -языкознание

Елисеева Ирина Александровна ВЛИЯНИЕ АУДИРОВАНИЯ ...

УДК 811.111-26

ВЛИЯНИЕ АУДИРОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

© 2018

Елисеева Ирина Александровна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Оренбургский государственный университет, филиал -Орский гуманитарно-технологический институт (462403, Россия, Орск, пр. Мира, 15 а, e-mail: elis-1000@mail.ru)

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение такого вида речевой деятельности, как аудирование и формирование коммуникативной компетенции и ее составляющих (лингвистической компетенции, социолингвистической компетенции, социокультурной компетенции, стратегической и дискурсивной компетенции, а также социальной компетенции) в процессе восприятия иноязычной речи на слух. Методы, применяемые при исследовании, были выбраны в соответствии с изучаемой темой и включают аналогию, классификацию, обобщение, сравнительный анализ, синтез, а также изучение и анализ литературы. В статье представлены результаты исследования, которые сводятся к следующему. На основе анализа взаимодействия процесса аудирования и коммуникативной компетенции показано, каким образом данный вид речевой деятельности влияет на формирование каждой из составляющих указанной компетенции, а именно лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической, дискурсивной и социальной. Рассмотрение процесса одной из устных форм коммуникации, его влияния на формирование коммуникативной компетенции и ее составляющих наделяет исследуемую проблему новизной и актуальн остью. Практическая значимость данной статьи заключается в возможности использования результатов исследования в научной и педагогической деятельности, связанной с проблемами языка и коммуникации.

Ключевые слова: язык, коммуникация, аудирование, иноязычная речь, коммуникативной компетенция, лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция, социокультурная компетенция, стратегическая компетенция, дискурсивная компетенция, социальная компетенция.

THE INFLUENCE OF THE LISTENING ON THE FORMING OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE

© 2018

Eliseeva Irina Alexandrovna, candidate of philology, assistant professor of the Department of Foreign Languages Orenburg State University, Orsk Humanitarian Technological Institute (the branch) (462403, Russia, Orsk, Mir Avenue, 15 а, e-mail: elis-1000@mail.ru)

Abstract. The purpose of this article is to consider such a kind of the speech activity as listening and the forming of the communicative competence and its components (linguistic competence, sociolinguistic competence, sociocultural competence, strategic and discursive competence, and social competence) in the process of perception of the foreign speaking by ear. The methods used in the study have been selected according to the subject matter and include analogy, classification, generalization, comparative analysis, synthesis, and the study and the analysis of the literature. The article presents the results of the study, which are the following. Based on the analysis of the interaction between the process of listening and the communicative competence, it is shown how this type of speech activity influences the formation of each of the components of this competence, namely linguistic, sociolinguistic, sociocultural, strategic, discursive and social. The consideration of the process of one of the oral forms of communication, its influence on the formation of the communicative competence and its components gives the investigated problem novelty and relevance. The practical importance of this article lies in the possibility of using the results of the research in the scientific and pedagogical activities related to the problems of a language and communication.

Keywords: a language, communication, listening, a foreign speech, communicative competence, linguistic competence, sociolinguistic competence, socio-cultural competence, strategic competence, discursive competence, social competence.

Образование представляет собой сбалансированный целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах каждого гражданина в отдельности, общества, которое обеспечивает его жизнедеятельность и развитие, и государства в целом. Этот процесс обусловлен обязательным достижением человеком установленных государством образовательных уровней. Высшая ступень образования предоставляет возможность каждому человеку получить фундаментальные знания, сформировать мировоззрение личности, увидеть мир целостным, всеобъемлющем, понять суть изменений, происходящих в природе, мире, обществе, человеке. Высшее образование организует платформу для получения профессиональной подготовки в конкретной области знаний.

Современная система высшего образования является орудием, воспитывающим в человеке духовность, прививающим ему моральные и нравственные качества, без которых не видится возможным дальнейшее обогащение человеческого капитала, обеспечение целенаправленного самообразования и дальнейшего развития.

Важным составляющим системы высшего образования является изучение иностранного языка, как неотъемлемого элемента общечеловеческой культуры, расширяющего и обогащающего мировоззрение гражданина, чувство языка и языковое богатство, включающее человека в мировую образовательную систему. «Язык играет Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

огромную роль в нашей жизни» [1, с. 17]. Изучение иностранного языка дает возможность «расширить картину мира обучающегося, созданную с помощью родного языка» [2, с. 25], познакомиться с иноязычной культурой, приобрести фундаментальные знания через изучаемый иностранный язык, овладеть иноязычной речью на уровне, необходимом для удовлетворения потребностям человека и характеру его деятельности на современном этапе развития общества [3-4].

«Многие студенты высших учебных заведений видят целью изучения иностранного языка его овладение, то есть возможность общаться на данном конкретном языке. Основу общения, с которой и начинается процесс устной коммуникации, составляет аудирование иноязычной речи, а именно восприятие ее на слух» [5, с. 60].

Коммуникативная компетенция, а именно ее формирование выступает целью обучения иностранному языку. Существуют различные подходы к толкованию и применению этого понятия. Так, под коммуникативной компетенцией понимают «... the term communicative competence to refer to the relationship and interaction between grammatical competence, or knowledge of the rules of grammar, and sociolinguistic competence, or knowledge of the rules of language use» [6, с. 6] («термин «коммуникативная компетенция», который относится к взаимоотношению и взаимодействию лингвистической компетенции, или знаний грамматики, и социолингвистиче-

Eliseeva Irina Alexandrovna philological sciences -

THE INFLUENCE ... linguistics

ской компетенции, или знаний правил использования языка»). Также коммуникативная компетенция «рассматривается как единство, состоящее из нескольких составляющих, или компетенций» [7, с. 10]. Так, выделяют лингвистическую компетенцию, социолингвистическую компетенцию, социокультурную компетенцию, стратегическую и дискурсивную компетенции, а также социальную компетенцию.

Анализ содержания иноязычной лингвистической компетенции, известной как языковая компетенция в отечественной науке, обнаруживает способность обучающихся к овладению знаниями, а также связанными с ними умениями и навыками, характерными аспектам языка (фонетике, лексике и грамматике). Говоря об аудировании, видится важным выделение тех фонетических, лексических и грамматических навыков, которые видятся важным условием, необходимым для продуктивного восприятия иноязычной речи на слух [8]. Среди фонетических навыков можно указать «дифференциацию близких по звучанию слов и словосочетаний ... сложных слов и словосочетаний на основе ударения. определение количества ударных слогов в предложении» [9, с.10]. Не менее существенным является и учет эмоционального состояния говорящего.

К лексическим навыкам восприятия на слух относятся восприятие и распознавание отдельных лексических единиц, омонимов, омофонов, омографов, паронимов, антонимов и синонимов. Вопрос синонимии [10] довольно актуален в современной науке о языке. Именно синонимы привносят разнообразие и точность выражения мыслей, способствуют возможности избежать повторений и монотонности, которые делают речь скучной и неинтересной. Существенными видятся и навыки, связанные со словообразованием. В данном случае помощь могут оказать знания по использованию аффиксов, конверсии, словосложения и сокращения, реверсии и сло-вослияния.

Не менее важными видятся и грамматические навыки, необходимые для продуктивного аудирования, которые предполагают восприятие различных форм, способность к их различению и соотношению со значением, верное определение частей речи, их дифференциация и уточнение членов предложения.

Различные технологии, применяемые в процессе развития навыков восприятия иноязычной речи на слух, существенным образом способствуют развитию навыков аудирования. Так, видится довольно эффективным аудиолингвальный метод, который «very différent in that rather than emphasizing vocabulary acquisition through exposure to its use in situations» [11, с. 34] («очень отличается тем, что вместо того, чтобы делать акцент на приобретение словарного запаса посредством изучения его использование в различных ситуациях»).

В процессе совершенствования аудирования можно обратить внимание на лингвометодические возможности применения компьютерных средств обучения [12].

Аудитивные задания могут различаться по материалу или же, наоборот, строиться на основе одного и того же текста, но с усложнением. «Умения сопоставлять различные источники по одной проблеме необходимы студентам для более глубокого изучения теоретических дисциплин и для творческой работы по специальности в будущем» [13, с. 185].

При обучении иностранным языкам необходмо рассматривать своей целью не просто формирование навыков речевой деятельности - говорения, чтения, аудирования и письма, а «указанные виды речевой деятельности как средства общения» [14, с. 7].

Именно «аудирование как обратная связь у каждого говорящего во время говорения позволяет осуществлять самоконтроль за речью и знать, насколько верно реализуется в звуковой форме речевые намерения» [15, с. 100].

Потребность в общении является превалирующей в

жизни человек [16] а, ибо взаимодействие с себе подобными формирует сознание, ценностные ориентации, определяет личностное развитие и наделяет человека определенным опытом в различных сферах жизни, мотивирует на поступки и деятельность, учит самостоятельности, взаимопониманию и жизни в обществе. «Психика человека формируется как своего рода единство физиологических предпосылок и социальных средств. Лишь усваивая эти средства.. .делая их частью своей личности и своей деятельности, человек становится самим собой» [17, с. 26].

«The role of language in perception is striking because of the opposing tendencies implicit in the nature of visual perception and language» [18, с. 33]. («Роль языка в восприятии поразительна из-за противоположных тенденций, скрытых в природе визуального восприятия и языка»).

Языковая коммуникация - это «комплекс явлений, связанных с обменом информацией между людьми через посредство универсальной системы звуковых или графических знаков, именуемой языком» [19 с. 11]. В процессе общения коммуниканты осуществляют передачу или получения языкового сообщения.

Аудирование, которое относится к приему коммуникативных единиц знаковых продуктов, является рецептивным [20, 21, 22].

Социолингвистическая компетенция не менее важна при восприятии иноязычной речи на слух. Аудирование аутентичного материала представляет собой ценность во всех аспектах - развивающем, воспитательном, практическом, профессиональном. Языковая коммуникация, отображающая особенности жизни людей, общества, дает возможность формирования социолингвистического опыта.

Одним из уровней коммуникативной компетенции является и социокультурная компетенция. В процессе такого вида речевой деятельности, как аудирование происходит обогащение культур, стираются границы языковых барьеров и возникает диалог культур. «A culture is finally a collectivization of experience» [23, с. 65]. («Культура - это, наконец, коллективизация опыта»). Восприятие иноязычной речи на слух предоставляет возможность познакомиться с фоновой, безэквивалетной лексикой и закрепить ее использование. Знание социокультурных особенностей имеет большое значение для установления межличностного общения. Аудирование аутентичных текстов помогает приобрести глубокие знания о жизненном стиле, национальном менталитете, характере мышления и культурологических особенностях. Овладение социокультурной компетенцией предполагает готовность к становлению международно ориентированной личности, осознающей острую необходимость межкультурного сотрудничества в различных областях жизни человека.

Стратегическая и дискурсивная компетенции формируются в процессе продуктивных видов деятельности, а именно говорения и письма. Вместе с тем, видится не менее существенным и аудирование как основа для формирования указанных компетенций. Думается, что студентам важно не только научиться строить общение так, чтобы добиться поставленной цели, применив при этом необходимые логические приемы изложения, верно подобрав способы связи речи, избежав повторов, употребляя синонимичные выражения и паронимы, стилистически верно оформив свое высказывание, но и приобрести навыки, позволяющие владеть разными приемами получения информации, как в устном, так и в письменном общении. Поэтому очень важно помнить, что восприятие иноязычной речи определяет саму стратегию общения. Отбор языковых средств необходимо связывать с речевыми функциями.

Социальная компетенция видится одной из наиболее важных из составляющих коммуникативной компетенции в процессе аудирования, ибо именно в процессе восприятия иноязычной речи на слух формируются Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

филологические науки -языкознание

Елисеева Ирина Александровна ВЛИЯНИЕ АУДИРОВАНИЯ ...

готовность студентов слушать и слышать, развивается чувство толерантности, стремление не только получить запрашиваемую информацию, но и, что более существенно, принять суждение, отличное от собственного.

Очевидно, что аудирование открывает большие возможности для формирования коммуникативной компетенции, и в целом единства, состоящего из лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической, дискурсивной и социальной компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блумфилд Л. Язык. М.: Прогресс, 1968. 608 с.

2. Елисеева И.А. К вопросу о формировании познавательной мотивации студентов в процессе обучения иностранному языку // Materials of the XIII International scientific and practical Conference. Modern European science. June 30-July 7, 2018 Pedagogical sciences. Philological sciences. Psychology and sociology. Sheffield: Science and education LTD, 2018. С. 25-28. - ISBN 978966-8736-05-6.

3. Гез Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с. - ISBN 978-5-7695-4653-2.

4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. Заведений. 4-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с. - ISBN 978-5-7695-3803-2.

5. Елисеева И.А. Лексические трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе аудирования английской речи // Материали за XIV международна научна практична конференция. Динамиката на съвремен-ната наука, 15-22 июля 2018 г. София: «Бял ГРАД-БГ», 2018. С. 60-64. - ISBN 978-966-8736-05-6

6. Canale M. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing // Applied linguistic. 1980. № 1. P. 1-47.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студ. пед. вузов и учителей. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. 238с. - ISBN 978-5-17-048998-5 (ООО «Изд-во АСТ»), ISBN 978-5-271-18996-8 (ООО «Изд-во Астрель»), ISBN 9785-4215-0387-3 (ООО «Изд-во Полиграфиздат»).

8. Bachman L.F. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford: Oxford University Press, 1990. 420 p. - ISBN 019 437003 8.

9. Колкер Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи: практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 336 с. - ISBN 5-7695-0674-1.

10. English Synonyms Explained and Illustrated / Edited by V. I. Tarkhov. Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1963. 622 p.

11. Larsen-Freeman, D. Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford: Oxford University Press, 2000. 189p. - ISBN 978-0-1943-5574-2.

12. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 144 с. - ISBN 978-5-7695-5911-2.

13. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. Пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 264 с. - ISBN 5-7695-0672-5.

14. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. 223 с.- ISBN 5-09-000707-1.

15. Елисеева И.А. Трудности, возникающие при обучению аудированию студентов на занятиях по английскому языку // Гуманитарный трактат. Кемерово: Издательский дом «Плутон», 2018. № 29. С. 100-103. -ISSN 2500-1140.

16. Леонтьев, А.А. Психология общения. 3-е изд. -М.: Смысл, 1999. 365 с.

17. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Комкнига, 2007. 216 с. - ISBN 978-5-484-00925-1, 5-484-00925-1.

18. Vygotsky L. S., Cole M. Mind in Society: the Development of Higher Psychological Processes. Cambridge, MA: Harvard University Press Harvard University Press, 1978. 159 p. - ISBN 0-674-57629-2.

19. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М.: Просвещение. 1972. 351 с.

20. Смирнова Е.В. Лингвометодические аспекты формирования и совершенствования умений речевой иноязычной деятельности в вузе при использовании средств ИКТ // Карельский научный журнал. 2013. № 2 (3). С. 33-40.

21. Сапух Т.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров посредством подкастов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 150-153.

22. Сидакова Н.В. Использование профессионально-ориентированных аутентичных материалов в обучении иностранному языку студентов технических специальностей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 154-157.

23. Holme R. Cognitive Linguistics and Language Teaching. London: Palgrave Macmillan UK, 2009. 238с. -ISBN 978-0-230-53739-2.

Статья поступила в редакцию 20.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.