— ФИЛОСОФИЯ —
УДК 101.9
Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова
ВЛИЯНИЕ АРИСТОТЕЛЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
Аристотель первым из античных философов создал принципиально новый методологический и отличный от диалектики подход - метафизику, которую считал главной наукой и определял её четырьмя способами: во-первых, как исследование первых причин или высших начал, во-вторых, как представления о субстанции, в третьих, познание «бытия как бытия», в четвертых, знание о сверхчувственной субстанции - Боге. Огромное значение имеет метафизика Аристотеля в качестве основания исследований по конкретным естественнонаучным направлениям. Античность выработала три научные программы. Первой была математическая программа Пифагора - Платона, второй - атомизм Демокрита, третьей
- программа Аристотеля, в которой для снятия противоречий предыдущих программ он предлагает четыре причины бытия и воссоздает мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Рассмотрены три трагедии Аристотеля: судьбы, наследия и его интерпретации. Его труды в основном сохранились, и вклад Аристотеля в становление человечества, цивилизации оказался огромен.
Ключевые слова: метафизика, логика, физика, четыре причины, формальная, материальная, действующая, финальная, научные программы античности, трагедии Аристотеля.
N. N. Kozhevnikov, V. S. Danilova
Aristotle' Influence on the Formation of Scientific and Philosophical
Methodology
Aristotle was the first among the ancient philosophers who created a fundamentally new methodological approach distinguished from dialectic. It was metaphysics which he regarded as a major science and defined it in four ways. In the first, as the study of the first causes and higher principles, secondly, as the idea of substance, in the third - the knowledge of «being as being», in the fourth - the knowledge of the supersensible substance
- God.
Aristotle's metaphysics as the basis of research on specific areas of the natural sciences is of great importance. Antiquity has developed three research programs. The first one was a mathematical program of Pythagoras
КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - д. филос. н., проф. каф. философии СВФУ имени М. К. Ам-мосова.
E-mail: nnkozhev@mail.ru
KOZHEVNIKOVNikolayN. - Doctor of philosophical science, Professor Department of Philosophy NorthEastern Federal University named after M. K. Ammosov.
E-mail: nnkozhev@mail.ru
ДАНИЛОВА Вера Софроновна - д. филос. н., (онтология и теория познания), проф. кафедры философии СВФУ имени М. К. Аммосова.
E-mail: nnkozhev@mail.ru
DANILOVA Vera S. - Doctor of Philosophy (ontology and epistemology), Professor Department of Philosophy North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.
E-mail: nnkozhev@mail.ru
- Plato, the second was the atomism of Democritus, the third Aristotle's program that removes the earlier programs' contradictions offers four reasons of being and recreates the world as a holistic.
Three tragedies of Aristotle: the fate, heritage and interpretation of his works were considered in the article. Despite this tragedy, his legacy is largely preserved and its contribution to the formation of human civilization is huge.
Keywords: metaphysics, logic, physics, four reasons, formal, material, acting, final, scientific program of antiquity, Aristotle tragedies.
Введение
Аристотель стоит у истоков метафизики, логики, многих разделов науки (физики, биологии, метеорологии, географии, общественных наук). Метафизика долго воспринималась как завершенное, не способное к саморазвитию знание. Этот метод активно использовался, прежде всего, в доклассической философии, начиная с Платона, который обосновывает существование высшего типа знания, восходящего от эмпирической реальности к бестелесным сущностям по иерархической «лестнице» понятий и нисходящего обратно к чувственному миру, при этом подчеркивает способность видеть истинное бытие и находить во всяком множестве единство, а во всяком единстве - множество. Платон называл этот метод диалектикой, хотя на самом деле он очертил круг специфических проблем метафизики и основные контуры метафизического метода.
Особое значение имеет метафизика Аристотеля, где он первым из античных философов создал принципиально новый методологический и отличный от диалектики подход. «Подтверждением этому служит то, что диалектики и софисты подделываются под философов (ибо софистика - это только мнимая мудрость, и точно также диалектики рассуждают обо всем, а общее обо всем - сущее). Действительно, софистика и диалектика занимаются той же областью, что и философия, но философия отличается от диалектики способом применения своей способности, а от софистики - выбором образа жизни» [1, с. 123].
Метафизику Аристотель считает главной наукой и определяет её четырьмя способами: 1) исследование первых причин или высших начал; 2) представления о субстанции; 3) познание «бытия как бытия»; 4) знание о сверхчувственной субстанции - Боге. «...ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочитает науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познании. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено» [1, с. 68]. По Аристотелю, метафизика становится целью человеческой жизни и источником высшего наслаждения.
Концепция четырех причин Аристотеля
До Аристотеля большинство философов выделяли одну причину, которую рассматривали как «архэ». Оригинальные концепции с одним «архэ» имели Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Пифагор, Парменид. Затем появились концепции с двумя началами - у Демокрита (атомы и пустота) и у Платона (материя и идеи). Аристотель первым формулирует концепцию четырех причин: формальной, материальной, действующей и финальной.
1) «Причиной называется то содержимое вещи из чего она возникает; например, медь -причина изваяния и серебро - причина чаши, а также их роды суть причины [1]; форма, или первообраз, а это есть определенные сути бытия вещи, а также роды формы, или первообраз (например, для октавы отношение двух к одному и число вообще), и составные части определения [2]; то, откуда берет начало изменение или переход в состояние покоя; например, советчик есть причина, и отец - причина ребенка, и вообще производящее есть причина производимого, и изменяющееся - причина изменяющегося [3]; цель, т.е. то, ради чего, например, цель гуляния - здоровье [4]. В самом деле, почему человек гуляет? Чтобы быть здоровым, говорим мы. И сказав так, мы считаем, что указали причину. Причина - это также то, что находится между толчком к движению и целью, например: причина выздоровления - исхудание, или очищение, или лекарства, или врачебные орудия; все это служит цели, а отличается одно от другого тем, что в одном случае это орудие, в другом - действие» [1, с. 146].
«Все только что указанные причины подпадают под четыре совершенно очевидных вида. Звуки речи у слогов, материал изделий, огонь, земля и все такого рода элементы тел, части целого, предпосылки для вывода - все они причины этих вещей в значении того, из чего эти вещи состоят; причем одни из них суть причины как субстрат (например части), другие как суть бытия вещи (таковы целое, связь и форма). С другой стороны, семя, врачеватель, советчик и вообще то, что действует, - все это причины в смысле того, откуда начало изменения или покоя. А остальные суть причины в смысле цели и блага для другого» [1, с. 147].
1) Смысл бытия. Бытие как таковое - второе определение метафизики Аристотелем. Здесь, прежде всего, имеют значение категории бытия. «Бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания, ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие. А так как одни высказывания обозначают суть вещи, другие - качество, иные - количество, иные - отношения, иные - действие или претерпевание, иные - «где», иные - «когда», то сообразно с каждым из них то же значение имеет и бытие... Далее, «бытие» и «есть» означают, что нечто истинно, а «небытие» - что оно не истинно, а ложно, одинаково при утверждении и отрицании. Кроме того, бытие и сущее означают в указанных случаях, что одно есть в возможности, другое -в действительности» [1, с. 156-157].
2) Знание о сущности. «О сущности говорится если не в большем числе значений, то по крайней мере в четырех основных, ибо и суть бытия вещи, и общее, и род считают сущностью всякой вещи, и наряду с ними четвертое - субстрат; и субстрат - это то, о чем сказывается все остальное, в то время как сам уже не сказывается о другом. такой субстрат в одном смысле обозначается материя, в другом - форма (morphe) и в третьем - то, что из них состоит. Под материей же я разумею, например, медь; под формой - очертание-образ (schema tes ideas); под тем, что состоит из обоих - изваяние как целое. Так что если форма (eidos) первее материи и есть сущее в большей мере, она на том же основании первее и того, что состоит из того и другого» [1, с. 189].
3) Сверхчувственная субстанция. «Так как сущностей, как было указано, три вида, а именно: две из них природные, а одна неподвижная, то об этой последней надо сказать, что необходимо, чтобы существовала некая вечная неподвижная сущность» [1, с. 306]. «Ибо то, что способно принимать в себе предмет мысли и сущность есть ум; а деятелен он, когда обладает предметом мысли; так что божественное в нем - это, надо полагать, скорее само обладание, нежели способность к нему, и умозрение - самое приятное и самое лучшее. Если же богу всегда так хорошо, как нам иногда, то это достойно удивления; если же лучше, то это достойно еще большего удивления. И именно так пребывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума - это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть бог» [1, с. 310].
Таким образом, Аристотель дал наиболее полное определение метафизики, оптимально соответствовавшее уровню философии и науки его времени. Эти взгляды легли в основание целого философского направления, существовавшего более полутора тысяч лет. И в Античности, и в Средние века метафизика оставалась направленной на вопросы бытия.
В начале Нового времени метафизические вопросы тесно переплетаются с вопросами естественнонаучными, возникает их ориентация на проблемы познания. На этом непосредственно классическом этапе развития философии метафизику пытаются сделать систематическим знанием, выведенным из чистого и «очищенного» от иллюзий разума. После Канта происходит размежевание метафизики и естествознания. Гегель видел источник ошибок метафизического метода в ограничении познавательной деятельности лишь сферой рассудка.
Развитие метафизики часто шло через прикладные её направления, например, через поиски метафизических оснований современной этики. В настоящее время этика остро нуждается в подобном фундаментальном основании, без которого она может потерять свое значение для современных цивилизаций. В античности многие этические концепции опирались
на космический закон, в Средние века и в эпоху Возрождения - на теоцентризм. Концепция «абсолютной личности - походи на Бога» - была важным и наглядным моральным ориентиром в эти эпохи.
Изгнание метафизики из философии в Новое время усилиями позитивизма, марксизма и рядом других направлений, привело к тому, что в ХХ столетии она возродилась снова. Это обусловлено тем, что онтологические «корни» всех основных сфер мира находятся в трансцендентальной сфере. Там находятся «корни» природы, общества, человека, мира в целом. Все исследования Аристотеля исходят из его метафизики, и именно это обеспечивает относительную простоту его систематики и классификации. Поражает доверие к взглядам Аристотеля, его авторитет, которые сохранялись и продолжают сохраняться на протяжении более двух тысячелетий. Это говорит о том, что Аристотель нашел некий код мировой (космической) гармонии.
Аристотель как ученый и три научных программы Античности
Огромное значение имеет метафизика Аристотеля в качестве основания исследований по конкретным естественнонаучным направлениям. Она логично дополняется систематизацией Аристотелем всего существовавшего в его эпоху знания. В поздней Античности был глубокий интерес к составлению компендиумов: «Начала» Евклида, «Химия» Зосимы и т. п. Труды Аристотеля являются ярким примером такого наиболее универсального и подробного компендиума, охватывающего всю философию. Наряду с созданием оригинальных концепций он сохранил многие из предшествующих ему философских идей и подходов и систематизировал их. Основные понятия и принципы, разработанные и систематизированные Аристотелем, легли в основание первой философско-научной картины мира.
Античность выработала три научных программы: согласно первой математической программы Пифагора - Платона мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи, творцом всего является Бог-демиург. При этом созидание им мира идет на основе математических закономерностей: 1) мир - это упорядоченный Космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира; 2) упорядоченность Космоса является следствием существования некоего всепроникающего разума, наделившего природу назначением и целью; 3) ум обнаруживает за видимым миром некий вневременной порядок, сущность нашего мира
- количественные отношения действительности; 4) познание сущности мира требует от человека сознательного развития его познавательных способностей - разума, интуиции, опыта, оценки, памяти, нравственности. В Новое время наука пойдет именно по этому пути, опираясь на более высокий уровень знаний о природе.
Согласно атомистической программе Демокрита, начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе
- на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе. Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей. Именно так были построены не только физические, но и многие психологические и социологические теории Нового времени. По сути дела, это означало появление механистического метода, требовавшего объяснять сущность природных процессов механическим соединением индивидуумов.
Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности, в которой он отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей, а также появление вещей из атомов (согласно Демокриту). Для снятия этих противоречий Аристотель предлагает четыре причины бытия и воссоздает мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование имеет вид двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Аристотель систематизировал накопленные к этому времени научные знания. Заслугой Аристотеля является и написание «Органона» - трактата
по логике, который поставил науку на прочный фундамент понятийно-категориального аппарата и логически обоснованного мышления.
Все дальнейшее развитие науки, по сути, было развитием и преобразованием этих научных программ. В них еще нет понятия универсального природного закона; математика и физика являются разными науками, между которыми нет точек соприкосновения; нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было ещё абстрактно-объяснительным, лишенным деятельного, созидательного компонента.
Аристотель дает следующее определение понятию движения: «Так как учение о природе имеет теперь дело с некоторым родом сущего, а именно с такой сущностью, которая имеет начало движения и покоя в самой себе, то ясно, что оно учение не о деятельности и не о творчестве (ведь творческое начало находится в творящем, будь то ум, искусство или некоторая способность, а деятельное начало - в деятеле как его решение, ибо сделанное и решенное -это не одно и то же); поэтому если всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное, то учение о природе должно быть умозрительным, но умозрительным знанием лишь о таком сущем, которое способно двигаться, и о выраженной в определении сущности, которая по большей части не существует отдельно [от материи]. Не должно остаться незамеченным, каковы суть бытия вещи и её определение, ибо исследовать без них - это все равно что не делать ничего» [1, с. 180-181].
Аристотель вводит четыре вида движения или изменения: качественное изменение, рост и убыль, возникновение и уничтожение, перемещение. «.изменение определенного нечто есть возникновение и уничтожение в безотносительном смысле, изменение количества - рост и убыль, изменение состояния - превращение, изменение места - перемещение» [1, с. 301].
В принципе ни один из этих видов движения не может быть выведен из другого, однако «первый вид изменений - это перемещение, а первый вид перемещения - круговое движение. Круговое же движение вызывается [первым] движущим. Следовательно [первое] движущее есть необходимо сущее; и, поскольку оно необходимо сущее, оно существует надлежащим образом, и в этом смысле оно начало» [1, с. 310]. Следует отметить, что аргументация здесь логическая, а не эмпирическая.
«Уже было установлено, что, согласно Аристотелю, возможность движения, наблюдающегося в мире, предполагает существование «материи» и существование «формы», осуществленной в «материи». Но из этих положений, по Аристотелю, следует, что мир - бытие вечное. Доказывается это просто. Допустим, что был некогда момент, когда движение впервые началось. Тогда возникает альтернатива: или что «материя» и «форма» уже существовали до момента начала первого движения, или что они до этого момента не существовали. Если они не существовали, то необходимо утверждать, что и «материя» и «форма» возникли. А так как возникновение невозможно без движения, то при сделанном предположении получаем нелепый вывод, будто движение существовало до начала движения. Если же «материя» и «форма» уже существовали до момента начала первого движения, то тогда неизбежен вопрос: в силу какой причины «материя» и «форма» не породили движения раньше, чем оно возникло в действительности? Такой причиной могло быть только существование какого-то препятствия к движению, помехи или задержки. Однако все это: препятствие, помеха, задержка - может быть в свою очередь только движением. Доказательство вечного существования мира и вечного существования мирового движения необходимо ведет, согласно Аристотелю, к предположению вечной причины мира и вечного двигателя мира» [2, с. 21-22].
Круговое движение в «надлунном» мире обеспечивается «вечным перводвигателем». Сам будучи неподвижным, неделимым (не имеющим никаких частей, а стало быть, и никакой величины) он обеспечивает первое движимое круговым движением. Вечный двигатель движет как причина целевая, кроме того Аристотель подчеркивает, что мыслящий ум приводится в движение действием того, что им постигается.
Четыре естественнонаучных трактата Аристотеля: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении» и «Метеорологика» - образуют в определенном смысле единое целое... Четыре трактата, включенные в настоящий том, являются скорее курсом теоретического естествознания, а отнюдь не энциклопедией наук о неорганической природе, тем более что общие принципы, излагаемые в трактатах, в равной степени применимы и к миру живых существ» [3, с. 5-6].
Физика Аристотеля существовала два тысячелетия как основное естественнонаучное учение, а аристотелевская научная программа используется в современной теоретической физике.
«Аристотелевская физика имеет очень мало общего с курсами физики Нового времени. Области явлений. таких физических дисциплин как оптика, акустика, механика твердых и жидких тел, физика фазовых превращений вещества и т.д. остались за пределами «Физики». Еще более существенное отличие состоит в том, что «Физика» Аристотеля не знает двух основных «китов», на которых зиждется физика наших дней - во-первых, понятия физического закона и, во-вторых, экспериментального метода - в том виде, в каком он возник в наук XVII в.» [3, с. 5-6].
Заключение. Трагедии Аристотеля
Выделим три трагедии Аристотеля.
1) Трагична была судьба Аристотеля. По мнению многих авторитетных ученых, например А. Ф. Лосева, он был вынужден покончить с собой. После смерти Александра Македонского на его сторонников в Греции начались гонения. Аристотель опасался мучительной смерти для себя, как это имело место с одним из близких ему людей. Поэтому, уехав на остров Эвбея, где у него был загородный дом, он, по-видимому, принял яд.
2) Трагична судьба его наследства. Его наиболее близкий ученик Теофраст, которому достались рукописи Аристотеля (и руководство его школой), передал их перед смертью Нелею из Скепсия. Впоследствии они оказались на родине Нелея в северо-западной части Малой Азии. После смерти Нелея его библиотека оказалась разграбленной и частично погибла. Оставшаяся часть была приобретена Апелликоном Теосским - богатым афинским коллекционером (на рубеже 11-1 вв. до н. э.). Часть этих рукописей по-видимому попала в Александрию, а остальная была в 86 г. до н. э. захвачена в качестве военной добычи Суллой. В Риме она перешла в ведение известного ученого Андроника Родосского, где была тщательно обработана и отредактирована.
3) Еще одну трагедию Аристотеля можно назвать интерпретационной. Как только его не выворачивали, под какие идеологии и религии не пытались приспособить. Интерпретация Аристотеля в схоластике, например в томизме, существенно искажала его оригинальные мысли. Например, как отмечал Хайдеггер, вопрос о бытии возник у него «при непосредственном изучении мышления Аристотеля, а не через изучение томистической обработки Аристотеля в неосхоластике» [4, с. 389]. Или как марксистко-ленинские интерпретаторы приспособили Аристотеля для своих целей. Даже А. Ф. Лосев, который в своей «Эстетике» представил множество ключевых идей античной философии, считал, что Аристотель не метафизик, а диалектик. «Между тем если пристально всмотреться даже в такие чисто аристотелевские понятия как форма или материя, то даже в них пристальный взгляд найдет некоторые, правда едва уловимые, но все же вполне реальные моменты относительности. Такой диалектики в нашем современном смысле слова у Аристотеля сколько угодно, но он в таких случаях нигде не употребляет такого термина, а, наоборот, формулирует закон противоречия для всего существующего.» [5, с. 249-250]. Время тогда требовало односторонней интерпретации: метафизики как таковой не было, все было диалектикой.
Известный российский писатель сказал: «Рукописи не горят». Мысль, конечно, наивная и в корне неправильная, одним словом, метафора. Сгорело, истлело, потерялось, размокло, наверное, в десятки раз больше, чем сохранилось. Но применительно к Аристотелю эта фраза работает. Несмотря на все отмеченные выше трагедии, наследие его в основном сохранилось и изображения (бюсты) стоят по всему миру - слишком велик был масштаб этого человека.
И в этом 2016 году человечество с глубокой признательностью и благодарностью отмечает 2400-летие этого гения, философа и человека.
Литература
1. Аристотель. Соб. соч. в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - 552 с.
2. Асмус В. Ф. Метафизика Аристотеля // Соб. соч. в 4 т. Аристотеля. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. -С. 5-50.
3. Рожанский И. Д. Естественнонаучные сочинения Аристотеля // Соб. соч. в 4 т. Аристотеля. Т .3. -М.: Мысль, 1981. - С. 5-57.
4. Гадамер Г. Предисловие к семинару «Философская герменевтика» // Хрестоматии по истории философии / под ред. Л. А. Микешиной. - М.: Владос, 1997. - 528 с.
5. Лосев А. Ф. История античной эстетики в 8 т. Т. 4. Аристотель и поздняя классика. - М.: Искусство, 1975. - 776 с.
References
1. Aristotel'. Sob. soch. v 4 t. T. 1. - M.: Mysl', 1976. - 552 s.
2. Asmus V. F. Metafizika Aristotelja // Sob. soch. v 4 t. Aristotelja. T. 1. - M.: Mysl', 1976. - S. 5-50.
3. Rozhanskij I. D. Estestvennonauchnye sochinenija Aristotelja // Sob. soch. v 4 t. Aristotelja. T .3. -M.: Mysl', 1981. - S. 5-57.
4. Gadamer G. Predislovie k seminaru «Filosofskaja germenevtika» // Hre-stomatii po istorii filosofii / pod red. L. A. Mikeshinoj. - M.: Vlados, 1997. - 528 s.
5. Losev A. F. Istorija antichnoj jestetiki v 8 t. T. 4. Aristotel' i pozdnjaja klassika. - M.: Iskusstvo, 1975. -776 s.