УДК 72.03
А.Б. Корчагина, О.В. Федорова
ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИЙСКИХ СТОЛИЦ НА АРХИТЕКТУРУ САРАТОВА РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВЕКОВ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОДСТВЕННЫХ МОТИВОВ В МЕТАЛЛИЧЕСКОМ
АРХИТЕКТУРНОМ ДЕКОРЕ
Рассмотрен вопрос вхождения архитектуры Саратова рубежа Х1Х-ХХ веков в общий контекст архитектуры стран Западной Европы и России рассматриваемого периода. Освещение данного вопроса позволяет воссоздать целостную картину формирования архитектуры на рубеже Х1Х-ХХ веков с включением в нее региональных аспектов и особенностей архитектуры Саратова рассматриваемого периода.
Региональная архитектура Саратова, европейские влияния, столичные влияния, металлический декор
A.B. Korchagina, O.V. Fedorova
ARCHITECTURAL TRENDS OF WESTERN EUROPEAN AND RUSSIAN CAPITALS IN THE ARCHITECTURE OF SARATOV AT THE TURN OF XIX-XX CENTURY: USING SIMILAR IDEAS IN METAL-MADE DÉCOR
At the turn of the XIX-XX centuries the basic trend in the architecture of Saratov was incorporation into the general architectural context of Western European and Russian big cities. The research allowed to build a holistic picture of Saratov architecture at the turn of the XIX-XX centuries including its regional aspects and specific features of the given period.
Regional architecture of Saratov, European influences, metal decor
Архитектура рубежа Х1Х-ХХ веков занимает особое место в развитии мирового зодчества. По сравнению с предшествующими столетиями архитектурные стили на протяжении этого времени сменяли друг друга с невиданной быстротой. Эксперименты в области архитектурной стилистики, формообразования, типологии, конструкций приводили к созданию ярких произведений, появлению лидеров, ведущих поиски в различных направлениях. Этот процесс создал богатое архитектурное наследие. Поиски и эксперименты характерны и для мировой, и для российской, и для саратовской архитектуры рубежа Х1Х-ХХ веков.
Изучение формирования региональной архитектуры и ее взаимодействия с отечественным и мировым зодчеством актуально в связи с недостаточной изученностью процессов, идущих в регионах. Возникают требующие исследования вопросы о том, насколько региональная архитектура сохраняет свою идентичность в российской и мировой архитектуре, насколько сильны влияния извне. Важным является позиционирование региональной архитектуры в качестве полноценной составляющей отечественного и мирового историко-архитектурного процесса.
Исследование архитектуры наиболее значимых зданий и сооружений Саратова изучаемого периода позволило отметить их высокий художественный уровень, что отражает опосредованное влияние европейской и непосредственное влияние столичной архитектуры через работы известных зодчих: Ю.Н. Терликова, П.М. Зыбина, В.А. Люкшина, К.Л. Мюфке, С.А. Каллистратова и др. Ряд произведений, ныне объектов культурного наследия федерального значения, можно считать уникальными не только для Саратова, но и для всей российской архитектуры: Крытый рынок по проекту архитектора В.А. Люкшина, Консерватория архитектора С.А. Каллистратова, Ансамбль СГУ архитектора К.Л. Мюфке и многие другие.
Застройка конца Х1Х - начала ХХ вв. во многом определяет его современный архитектурный облик. При этом саратовское зодчество демонстрирует соразмерный с человеком масштаб, отсутствие столичной монументальности, характеризуется мелкой пластикой стен, наличием преобладающей симметрии в композиции жилых и общественных зданий, активным силуэтом, живописностью, а также контекстуальностью. В культовых сооружениях, наоборот, прослеживаются тенденции к монументализации объемов в связи с их доминирующей ролью в силуэте города. Построенные на рубеже Х1Х и ХХ вв. храмы отличаются большим разнообразием объемных композиций, декоративных деталей и преобладающим обращением к русскому зодчеству ХVИ века.
Важным фактором формирования архитектуры Саратова рубежа Х1Х-ХХ веков является влияние архитектурных направлений стран Западной Европы и российских столиц рассматриваемого периода.
Архитектура Саратова испытывала влияние Москвы - центра национальной русской культуры. В конце Х1Х - начале ХХ века в городской застройке Москвы можно выделить несколько стилистически различных потоков европейского «импорта» архитектурных форм, значение которых не было равным. Наиболее заметными были влияния формального языка Ар Нуво Франции и Бельгии и влияние Вены и Дармштадта. Определенную стилистическую ноту внес в среду города скандинавский вариант новой архитектуры, так называемый «северный модерн» [l].
Также ощутимое влияние на застройку Саратова оказывала архитектура Санкт-Петербурга -города, подверженного в основном западно-европейским классицистическим влияниям, где саратов-126
ские зодчие получали профессиональное образование. Специфическими являются условия, в которые были поставлены архитекторы города.
Тесные связи прослеживались между странами и городами балтийского региона. Общие черты неоспоримы в архитектуре Швеции, Норвегии и северо-западных регионов Российской империи -Финляндии, Лифляндской и Эстляндской губерний, Санкт-Петербурга.
Искусство Финляндии рубежа 1880-1910 годов принято называть «кап8аШ8готап1;икка» -национальным романтизмом. Возникнув в рамках модерна, национальный романтизм развивался и стал самостоятельным культурным явлением. Соединение национальных мотивов с общеевропейской культурной традицией и подарило нам прекрасные архитектурные произведения национального романтизма. Позже период 1880-1910 годов был назван 8иотеп 1айееп кикакаш1, или «Золотой век финского искусства» - именно тогда оно выросло до международного уровня. Архитекторы наравне с художниками, композиторами и поэтами работали над тем, чтобы слава финского национального романтизма распространилась по всей Европе. Они искали вдохновение в видах средневековых церквей, в старинных украшениях и орнаментах.
Постройки невероятно живописны благодаря своей объемности, островерхим крышам и башням, игре света и тени. «Прочности» зданиям добавляет отделка первого этажа камнем, а легкости -фактурная штукатурка, которой покрывались верхние этажи. Национальный характер зданий подчеркивается традиционными для Финляндии материалами - деревом и необработанным серым гранитом. Нельзя не восхититься тем, как умело финские архитекторы вписывали свои постройки в природную среду. Однако не следует думать, что финские архитекторы стремились к обычной стилизации. В архитектуре прошлых столетий, как и в самой природе, они искали прообразы органичности.
Близость Санкт-Петербурга к финской границе обусловила появление традиций неоромантизма в архитектуре северной столицы в общественных и жилых сооружениях. В регионы России новые тенденции донеслись несколько позже и имели свою местную специфику.
В Саратове традиции финской архитектуры прослеживаются в таких зданиях как городской банк П.М. Зыбина, особняк Ивановского В.А. Люкшина. Монументальность, строгость, угловатость архитектурных форм, симметрия, простота декора, руст, серая цветовая палитра - всё это было неотъемлемыми чертами банковской архитектуры того периода, характерными для петербургских построек и городов Финляндии. В особняке Ивановского, наоборот, больше лёгкости, камерности. Особняк асимметричен, композиционным акцентом служит круглый эркер с причудливым купольным завершением, окна разные по размерам, ритм вертикальных членений задают пилястры, отсутствует декор, цветовая палитра выполнена в песочных тонах. В подобной манере возводились жилые объекты в Финляндии, например, дом «Олофсборг» в г. Хельсинки по проекту знаменитых архитекторов Г. Гезеллиуса, А. Линдгрена, Г.Э. Сааринена [2].
Архитектура региона выражает потребность северных народов к обращению к древним романтизированным временам, отраженную течением «национального романтизма». Но оно неоднородно, с чертами историзма, нарождающегося функционализма, ретроспективизма, неоклассицизма (что особенно важно для региональной архитектуры Саратова с сильной классицистической традицией), модерна центрально-европейской стилистики. Через близкую Германию доходили влияния стран центральной Европы: Австрии и Франции.
Во Франции, как и в Бельгии, на рубеже Х1Х-ХХ вв. стали широко использоваться новые конструкции с широким применением металла и больших площадей остекления. Подобное решение как нельзя лучше подходило для зданий промышленного назначения и торговых сооружений. Эти годы отмечены бумом строительства крытых рынков по всей Европе. Хорошим примером является крытый рынок в г. Нарбонн во Франции, который находится в 400 м к юго-востоку от Кафедрального собора. Рынок был открыт 1 января 1901 года. Его архитектором был Виктор Бальтар. Металлический конструктивный каркас создает впечатление потрясающей лёгкости и ясности. Он также позволил сделать большие оконные проемы, сквозь которые в помещение проникает естественный свет.
Строительство крытых рынков шло повсюду, не обошли новые веяния и столичные города России. Так, по проекту архитектора Н.С. Китнера в г. Санкт-Петербурге в 1883-1885 гг. был построен целый торговый комплекс, состоящий из нескольких объектов, который, к сожалению, утрачен.
Примером подобного сооружения в Саратове служит здание Крытого рынка, построенного по проекту архитектора В. А. Люкшина.
Большой отпечаток на архитектуру Саратова накладывают немецкие архитектурные традиции, привнесенные немцами Поволжья. Так, например, построенная по проекту С.А. Каллистратова консерватория имеет в своём облике неоготические черты, вступая в контекст с существующей за-
стройкой того времени - лютеранской кирхой и собором Святого Климента. Башни с шатровым завершением, ритм контрфорсов, стрельчатые окна - характерные черты немецких церквей. Похожие готические черты мы можем найти и в торговых сооружениях как столичных городов, так и региональных, в том числе и в Саратове. Те же стрельчатые окна, ритм вертикальных членений, башенки, шатры, открытая кирпичная кладка, кирпичный декор, симметрия фасада - всё это отражает современные для того периода тенденции строительства немецких городов.
Немалую роль в становлении стилистических архитектурных исканий и направлений сыграли печатные издания. Русские художественные и архитектурные журналы, как правило, перепечатывали заметные зарубежные публикации, немало почерпнутых оттуда проектов В. Орта, П. Анкара, Ж. Ла-виротта, Г. Гимара и орнаментов А. Мухи было включено в популярную «Архитектурную энциклопедию второй половины Х1Х века» Г.В. Барановского. Перепечатывая проекты еще не осуществленных построек, конкурсные проекты, эскизы выдающихся мастеров, русская архитектурная периодика давала возможность легкого заимствования их формальных находок.
Неотъемлемой частью становления процесса заимствования черт новой архитектуры стали международные выставки, которые проходили в разных городах Европы и не оставались без внимания российских зодчих, в том числе и саратовских. Всемирная выставка 1900 г. в Париже занимает особое место в истории европейского модерна. Она явилась смотром всех новаторских европейских художественных тенденций, которые благодаря ей все же обрели черты единого стилевого направления. Стиль предстал в контексте многообразной среды, преобразованной в соответствии с новыми эстетическими вкусами. Дармштадтская выставка 1904 г. показала как излюбленным венским приемом стали арочные оконные проемы. Международная выставка в Глазго 1901 г. была задумана как ретроспектива достижений Х1Х века в области искусства. На ней были представлены архитектурные произведения, сочетавшие в себе национальные традиции разных стран и современные интернациональные черты. К ним можно отнести использование новейших материалов и конструкций, внедрявшиеся в связи с быстрыми темпами развития экономики. В Москве в декабре 1902 - январе 1903 года прошла Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля. Представленные на ней объекты отражали приверженность российских архитекторов венским архитектурным течениям того времени. Выставка «Современное искусство», «Выставка Архитектуры и художественной промышленности нового стиля» 1902 и 1903 годов в Петербурге и Москве явились заметными событиями в развитии русского модерна.
Яркой чертой, объединяющей на рубеже XIX и ХХ веков архитектуру Саратова, столичных российских и западно-европейских городов, был металлический архитектурный декор. Металл в декоративных целях широко использовался в ограждениях балконов, воротах, ограждениях парапетов и завершениях крыш. Архитекторы рубежа Х1Х-ХХ веков старались максимально использовать пластические и выразительные средства художественного литья и ковки.
Самым распространенным мотивом являлись плавные формы, близкие природным, растительным. То, что было сложно передать посредством материалов предшествующих этапов развития архитектуры, теперь нашло свое выражение в металлическом декоре.
Новый язык форм, использованный русским модерном, не только не обладал стилистической цельностью своих основных западно-европейских аналогов, но и неизбежно оказывался результатом более или менее удачных интерпретаций или заимствований. Большинство саратовских зодчих уловило прежде всего стиль новой орнаментики, декора, а не объемно-пространственные новации, которые открывал новый стиль. Лишь во второй половине 1900-х годов русская архитектурная мысль подошла к пониманию проблемы внутренней целесообразности архитектурных форм и конструкций модерна.
В книге «Стиль и эпоха» М.Я. Гинзбург отмечал, что сущность модерна заключается в том, что он был «признаком испытываемого томления по новому, отчетливого появления усталости от изжитой классической системы ... в нем появляется даже здоровая мысль об откровенном выявлении новых строительных материалов и конструктивных приемов» [3].
Хотя существование модерна было непродолжительным, он прочно вошел в жизнь как столичных, так и крупных провинциальных городов, став всеобъемлющим явлением. В столицах модерн своим проявлением противостоял историзму и эклектизму. Лидеры модерна в столичных городах пытались средствами искусства обновить и изменить мир. Рационализм в модерне соседствовал с де-коративизмом, иногда весьма изысканным.
Саратов в конце Х1Х - начала ХХ века отличался самобытным путем развития, несмотря на то, что в целом его архитектура шла в русле формирования отечественного зодчества. Она соединяла в себе черты столичной российской и европейской архитектуры, которые особым образом преломля-128
лись в региональном зодчестве, что и определяло своеобразие архитектурного облика города. Саратовские зодчие переосмысливали и перерабатывали архитектурные формы, композиционные приемы и принципы, конструктивные системы, выработанные в Европе и России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нащокина М.В. Модерн в архитектуре Москвы: проблема своеобразия и западноевропейских влияний: дис. ... д-ра искусствоведения в форме науч. докл.: 18.00.01: утв. 21.07.2000 / Нащокина Мария Владимировна. М., 2000. 71 с.
2. Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т. 10. Архитектура XIX - начала XX вв. / под ред. С.О. Хан-Магомедова (отв. ред.), П.Н. Максимова, Ю.Ю. Савицкого. М.: Стройиздат, 1972. 296 с.
3. Гинсбург М.Я. Стиль и эпоха: проблемы современной архитектуры / М.Я. Гинсбург [Электронный ресурс «ТОТЛЬЛЯСН». Режим доступа: http://theory.totalarch.com/node/77].
Корчагина Александра Борисовна -
аспирант, ассистент кафедры «Архитектура» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.
Aleksandra B. Korchagina -
Postgraduate, Assistant Lecturer,
Department of Аrchitecture,
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov
Федорова Ольга Викторовна -
аспирант, ассистент кафедры «Дизайн архитектурной среды» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.
Olga V. Fedorova -
Postgraduate, Assistant Lecturer
Department of Architecture and Environmental Design,
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov
Статья поступила в редакцию 17.06.14, принята к опубликованию 25.09.14