УДК 336.226.41
Служаева А.Ю. студент Осипова О. С. студент Мищенко В.В., к.э.н.
доцент
Кузбасский Государственный Технический Университет
Россия, г. Кемерово ВЛИЯНИЕ АКЦИЗОВ НА РОСТ ЦЕН ПОДАКЦЗНЫХ ТОВАРОВ
Аннотация: В статье рассматривается влияние роста акцизов на изменение цен на различные виды товаров. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы связана с ростом акцизов, предусмотренного Налоговым кодексом РФ, и особенно рост акцизов на топливо (бензин и дизельное топливо).
Ключевые слова: акциз, федеральный налог, бензин, алкогольная продукция, рост, цены.
Osipova O.S.
Sluzhaeva A. Yu.
Mishchenko V. V.
Annotation: The article examines the effect of excise growth on price changes on various types of goods. The urgency of the problem considered in the article is connected with the growth of excises, stipulated by the Tax Code of the Russian Federation, and especially the growth of excises for fuel (gasoline and diesel fuel).
Keywords: excise tax, federal tax, gasoline, alcoholic products, growth, prices.
С развитием экономики в России возникает необходимость модификации и усовершенствования налогового законодательства, стимулирования или сдерживания различных отраслей и сфер деятельности экономики, а также государственного регулирования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Зачастую, у налогоплательщиков, не только физических, но и юридических лиц, возникают проблемы связанные с налогообложением, которые могут быть вызваны изменениями налоговой политики в области тарифов на подакцизные товары.
Прежде всего, акциз - это один из видов косвенных налогов, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, выполняющих эту же функцию, но по отношению к экспортируемым товарам. Акциз включается в цену товаров и тем самым фактически обязанность по его уплате перекладывается на потребителя подакцизного товара [4].
В целом акциз можно охарактеризовать как косвенный налог, который взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Денежные средства, полученные от взыскания данного налога, используются без привязки к конкретным мероприятиям и могут быть зачислены как в федеральный, так и в региональные бюджеты.
В условиях рыночной экономики и соответственно свободного ценообразования цены на реализуемые товары подвержены изменениям. Основными факторами, которые вызывают это изменение, являются:
1. инфляция;
2. потребительский спрос;
3. изменения государственной политики в сфере налогообложения.
Зачастую акцизы наиболее часто подвергаются таким изменениям,
поэтому они выступают, своего рода, стимуляторами изменения цен на определенные виды продукции.
Виды продукции, которые облагаются акцизами, определены ст. 181 НК РФ. В соответствии с этой статьей НК РФ к составу подакцизных товаров отнесены [1]:
1. спирт этиловый из всех видов сырья, в том числе спирт коньячный;
2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объёмной долей этилового спирта более 9 %;
3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликёроводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объёмной долей этилового спирта более 1,5 %);
4. табачная продукция;
5. автомобили легковые, а также мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
6. автомобильный бензин;
7. дизельное топливо;
8. моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;
9. прямогонный бензин.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.181 НК РФ не рассматриваются как подакцизные следующие товары[1]:
1. лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств;
2. лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение
суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.
Например, повышение акциза на табачные изделия направлено на снижение их потребление, которое должно уменьшиться до 25% к 2022 г. (в настоящее время - 30,9%). При достижении этой цели в будущем предполагается, что произойдет снижение заболеваемости и смертности, которые связаны, в свою очередь, с потреблением табака.
Более подробно стоит остановиться на акцизе на бензин, который оказывает влияние на рост цены практически всех товаров.
В России с 1 января 2011 г. начал действовать акциз на бензин, установленный в размере 1 руб. на 1 литр топлива. К 1 апреля 2016 г. ставка акциза на бензин выросла на 2 руб. за литр, на дизельное топливо - на 1 руб. за литр. С 1 января 2018 года ставки акциза на бензин класса 5 и дизельное топливо в России повышены на 50 копеек за литр. Ставка акциза на бензин возросла до 11 213 рублей за тонну (+10,7% по сравнению с действовавшей в 2017 году), на дизтопливо поднялась до 7 665 рублей за тонну (+12,7%) [12].
Рост акцизов, по подсчетам Минфина РФ, приведет к росту розничной цены на бензин на 6,5-7%, поэтому общая инфляция в России может оказаться больше на 0,3-0,4 п.п. по сравнению с влиянием цен. Увеличение акцизов имеет прямое и косвенное влияние на общий уровень цен в экономике [5].
Также Минфин РФ в 2017г. предложил оставить ставку акциза на бензин без изменения для того, чтобы исключить рост инфляции за счет роста цен на бензин и дизельное топливо. Однако в 2018 г. и 2019 г. предполагается повышение акциза на бензин до 10 637 руб. и 11 062 руб. за тонну соответственно^ 1].
Несмотря на то, что Минфин РФ пытался не допускать рост цен на бензин, их повышение имело место быть. Так, в августе 2017 г. в 53 субъектах РФ было зафиксировано увеличение потребительских цен на автомобильный бензин. Например, в Ставропольском крае их рост составил 1,1%, в Ярославской области на 1,0%. Но, в этот же период также зафиксировано и снижение цен на бензин. В частности, в Пензенской и Иркутской областях было зарегистрировано снижение цен на бензин на 0,2%, в Республике Бурятия, Алтайском крае и Чувашской Республике - на 0,1%. Традиционно росли цены на бензин в г. Москва и г. Санкт-Петербург (в среднем на 0,1%) [2].
Следует отметить, что потребительские цены на автомобильный бензин и в 2017г., и в 2016 г. в среднем по Российской Федерации
превышали цены производителей в 2,0 раза [2].
Как отмечалось выше, Правительство РФ предполагает рост акцизов на моторное топливо всех видов осуществить в 2018 г. и 2019 г. Но все-таки в 2017 г. произошло увеличение акцизов на бензин и дизельное топливо. Акциз на бензин пятого класса к 1 января 2018 г. вырос до 11 213 руб. за тонну с 10 130 руб. в 2017 г., на дизельное топливо - до 7 665 руб. за тонну с 6 800 руб. Рост акцизов на моторное топливо за 2017 г. составил 10,7% и 12,7% соответственно [6].
Предполагается, что это повышение акцизов на бензин и дизельное топливо позволит в 2018 г. получить дополнительно 25,267 млрд. рублей, в 2019 году - 19,114 млрд. рублей, в 2020 году - 1,086 млрд. рублей. Эти дополнительно полученные средства планируется Правительством РФ направить на финансирование государственных расходов, в частности и на решение ряда социальных программ.
Однако повышение акцизов имеет и другие последствия. Например, ожидается, что после роста акцизов произойдет увеличение розничных цен на моторное топливо. Ожидается, что повышение акциза на 50 коп. за литр топлива вызовет рост цен на бензин на 60 коп. за литр или на 1,5% [10]. Последствием роста цен на моторное топливо произойдет увеличение транспортных издержек производителей и розничных сетей, с помощью которых прирост инфляции может составить 0,3-0,4%%. Как считают специалисты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ это приблизительно в два раза выше по сравнению с непосредственным влиянием на индекс потребительских цен, а также отразиться на инфляционных ожиданиях. [9].
Не менее важны по своим последствиям изменения акцизов и на другие подакцизные товары. Например, повышение ставок на этиловый и неэтиловый спирт из пищевого или непищевого сырья в числе прочих факторов дополнительно даст бюджету в 2018 г. 31,876 млрд. руб. [7].
На саму алкогольную продукцию акцизы планируется повысить с 2020 г. Например, с 1 января 2020 г. специфическая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% будет установлена в размере 544 рубля за 1 литр. В настоящее время она составляет 523 рубля за литр. Для продукции с долей этилового спирта ниже 9% с 1 января 2020 г. будет установлена ставка в размере 435 руб. за 1 литр (в настоящее время 418 руб. за 1 литр). На вина устанавливается ставка акциза в размере 19 руб. за 1 литр (в настоящее время 18 руб. за 1 литр), на этиловый спирт - 111 рублей за 1 литр безводного этилового спирта против действующих сейчас 107 рублей за 1 литр. В результате такого повышения акцизов алкогольная продукция может вырасти в цене примерно на 5%. Кроме этого, по мнению специалистов, розничные цены на алкогольную продукцию могут вырасти еще и из-за увеличения накладных расходов, стоимости электроэнергии и потребляемых ресурсов [8].
Вместе с тем, в 2017 г. наблюдался рост цен на алкогольную продукцию, который был обусловлен ростом акциза на крепкий алкоголь.
Например, с 1 января 2017 г. акциз на водку и другой крепкий алкоголь был поднят с 500 до 523 руб. за 1 литр безводного спирта. Увеличение акциза произошло впервые с 2014 г. Согласно приказу Минфина, с 13 мая в 2017 г. повышена минимальная розничная цена на крепкий алкоголь. В частности, минимальная цена пол-литра коньяка выросла в рознице до 371 руб. (+15,2%) [7].
Минздрав РФ предлагает ввести новый сбор экологический налог на сигареты для их производителей. Эта норма содержится в проекте концепции государственной политики противодействия потреблению табака до 2022 г. Минздрав РФ объясняет необходимость повышения цен на сигареты тем, что установленные темпы роста ставок акцизов, несмотря на поэтапное повышение налога на табачные изделия, не позволили достигнуть установленного целевого ориентира. Платить его придется производителям табачных изделий. Одним из объяснений своей позиции Минздрав привел аргумент, согласно которому Россия отстает от среднего уровня налогообложения среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения, который составляет не менее 2,38 доллара на пачку сигарет. Об этом говорится в проекте Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 20172022 годы и дальнейшую перспективу, внесенном Минздравом в правительство. Рост акцизов на сигареты и папиросы принесет в бюджет в 2018 году 20,816 млрд. руб., в 2019 году - 60,496 млрд. рублей, в 2020 -17,706 млрд. рублей.
Кроме этого обсуждается вопрос о повышении с 1 июля 2018 г. специфической ставки акциза на сигареты и папиросы до 1 718 руб. за 1000 штук, а с 1 января 2020 г. - до 1 966 руб. за 1000 штук. В настоящее время ставка акциза составляет 1 500 рублей за 1 тыс. штук. Предусмотрено также установление минимальной специфической ставки на сигареты и папиросы с 1 июля 2018 года в размере 2 335 руб. за 1000 штук и с 1 января 2020 года в размере 2 671 руб. за 1000 штук. В настоящее время она составляет 2 100 руб. Из-за повышения акцизов пачка сигарет может подорожать к 2020 году на 10% [7].
Как видно из выше приведенных фактов, Правительство РФ целенаправленно проводит политику повышения акцизов. При этом преследуется как минимум две цели. Первая из них - повышение доходов государственного бюджета. Вторая - проведение определенной социальной политики, направленной на снижение потребления вредных для здоровья товаров (табак, алкоголь).
Однако следует иметь в виду и сознавать, что акцизы являются частью розничной цены подакцизных товаров. Соответственно рост акцизов ведет к росту цен подакцизных товаров и тем самым негативно отражается на покупательной способности населения. Вместе с тем по некоторым подакцизным товарам население РФ сможет отказаться от их потребления или, по крайней мере, снизить их потребление (алкоголь, табак). Однако по
определенным подакцизным товарам это сделать будет невозможно, так стоимость этих подакцизных товаров включена в себестоимость других товаров в виде транспортных издержек.
Последнее утверждение относится, прежде всего, к акцизам на моторное топливо. Это объясняется тем, что рост цен на моторное топливо, вызванный ростом акцизом на него, влечет за собой рост цен на все виды товаров вследствие роста транспортных издержек. В конечном итоге последствия роста акцизов на топливо ведет к росту налоговой нагрузке на всех граждан РФ. Так, например, расчеты налоговой нагрузки по акцизам по дизельному топливу за 2014-2016 гг. приведены в таблице 1.
Таблица 1
Расчет налоговой нагрузки на душу населения в РФ по _дизельному топливу за 2014-2016 гг.[13,14] _
Год Сумма акциза, тыс. руб. Численность населения РФ, тыс. чел. Доход на душу населения в месяц, руб. Налоговая нагрузка на 1 чел., руб. Доля налоговой нагрузки в доходе населения, %
2014 219 378 100 143 666,9 27 766,6 1 527 5,5
2015 793 630 987 146 267,3 30 466,6 5 426 17,8
2016 9 072 299 382 146 544,7 30 744,4 6 191 20,1
Как видно, за рассматриваемый период налоговая нагрузка на человека возросла в 4,05 раза или на 405%, то есть налоговая нагрузка росла в среднем на 135% в год. Кроме этого данные таблицы показывают, что среднедушевой доход населения вырос за тот же период вырос на 110,7%. Как видно, темпы роста налоговой нагрузки в 3,68 раза опережают темпы роста доходов населения. Соответственно возросла доля налоговой нагрузки в среднедушевом доходе населения. Если в 2014 г. эта доля составляла 5,5%, то в 2016 г. эта доля достигла 20,1%. В целом же это означает, что повышение акцизов на моторное топливо отрицательно сказывается на жизненном уровне населения РФ.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что акцизы -важный источник пополнения бюджета, а также инструмент регулирования некоторых сторон социальной сферы. С одной стороны, изменение налоговых ставок может увеличить конкурентоспособность товаров на мировом рынке (в случае снижения ставки и, как следствие, снижения цены), увеличить поступления в государственный бюджет (в случае их повышения). С другой стороны, рост акцизов ведет к снижению жизненного уровня населения РФ [13,14].
Использованные источники:
1. Налоговый кодекс РФ, статья 181. Подакцизные товары: [Электронный ресурс] // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/c4dda769500868238 09763473e10fa70d9707463/ (дата обращения 25.03.2018 г.);
2. О динамике цен на бензин автомобильный и ресурсах нефтепродуктов в августе 2017 года: [Электронный ресурс]// URL: http: //www.gks .ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/194.htm (дата обращения 25.03.2018 г.);
3. Акцизы 2018 год: [Электронный ресурсу/URL: http://center-yf.ru/data/nalog/akcizy-2018.php (дата обращения 25.03.2018 г.);
4. Экономическая природа акцизов: [Электронный ресурс]// URL: https://studfiles.net/preview/6470090/page:2/ (дата обращения 25.03.2018 г.);
5. Налоговый Кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями на 2017 год: Глава 22, ст. 179, 182, 187,192. (дата обращения 27.03.2018 г.);
6. Цены на бензин в январе должны вырасти меньше, чем акцизы на него -ФАС РФ: [Электронный ресурс]// URL: https://fas.gov.ru/publications/14227 (дата обращения 25.03.2018 г.);
7. Каткова Е., Еремина Н., Петрова Е. Здоровый бюджет: как подорожают табак, алкоголь и бензин: [Электронный ресурс]// URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/09/18/10896488.shtml (дата обращения 28.03.2018 г.);
8. Минфин предлагает поднять акцизы на алкоголь и табак в 2020 году: [Электронный ресурс]// URL: https://ria.ru/economy/20170711/1498311280.html (дата обращения 26.03.2018 г.);
9. Волкова О., Бочарова С. Эксперты оценили вклад роста акцизов на бензин в инфляцию: [Электронный ресурс]// URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2016/03/01/56d469169a79474fd1a5040e (дата обращения 29.03.2018 г.);
10.Гордеев В., Трунина А. СМИ узнали о принятом в правительстве решении повысить акцизы на бензин: [Электронный ресурс]// URL: https://www.rbc.ru/politics/18/09/2017/59bef32d9a79479b9659970d (дата обращения 28.03.2018 г.);
11. Моисеев И. Аналитики предсказали рост цен на бензин на 1,5 руб. из-за новых налогов: [Электронный ресурс]// URL: https://www.rbc.ru/business/05/10/2016/57f4e9b79a79472a946607ce?from=news feed (дата обращения 27.03.2018 г.);
12. Куц О., Кичаева К. Акцизы: их влияние и рост цен на товары: [Электронный ресурс]// URL: https://e-koncept.ru/2017/770340.htm (дата обращения 25.03.2018 г.);
13.https://www.nalog.ru/rn42/ [Электронный ресурс] (дата обращения 25.03.2018 г.);
14.http://www.gks.ru/ [Электронный ресурс] (дата обращения 25.03.2018 г.).