Александр СУЛИМИН
ВЛАСТНАЯ ТРАДИЦИЯ В СОЦИОДИНАМИКЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Статья показывает состояние общественного сознания в России на современном этапе политического развития. В отечественной социодинамике наблюдается усиление властных традиций, которые проявляются в патернализме, коллективизме, этатизме и правовом нигилизме.
The article presents the description of modern social consciousness in Russia at the present stage of political development. In domestic social dynamics there is a trend of intensifying the authoritative tradition like paternalism, collectivism, etatism and legal nihilism.
Ключевые слова:
традиция, социодинамика, менталитет, впасть, патернализм, коллективизм, этатизм, правовой нигилизм, коррупция; tradition, social dynamics, mentality, authority, paternalism, collectivism, etatism, legal nihilism, corruption.
СУЛИМИН Александр Николаевич — аспирант Саратовского государственного социальноэкономического университета [email protected]
Сначала 90-х гг. ХХ в. «приключения» демократических институтов в России напоминают мучительный способ прижиться в неправовом, антигражданском политическом пространстве в западном понимании этого слова. Согласно социологическим замерам, демократические институты общества пока еще играют незначительную роль в политических ориентациях населения России. Так, те институты, которые должны защищать интересы общества, пользуются невысоким доверием у россиян. Это касается политических партий, судебной системы, Государственной Думы и Совета Федерации. Несмотря на стремление к демократическим свободам и ценностям, граждане России не так высоко оценивают значимость политической оппозиции и конкуренции, как это было 10 лет назад1.
Эффективное функционирование данных институтов связано, прежде всего, со стремлением к политическому участию, к занятию определенной гражданской позиции и наличием индивидуалистического мышления социально активного индивидуума общества равных возможностей, но в социокультурной динамике нашего общества по-прежнему преобладают традиционные стереотипы массового сознания и политических ориентаций.
Опросы общественного мнения показывают, что большинство населения предпочло бы жить в обществе социального равенства, нежели в обществе индивидуальной свободы. В целом, жить в обществе индивидуальной свободы в 2007 г. предпочли всего около четверти россиян в возрасте 16—65 лет (24%), и этот показатель практически совпадает с данными 1998 и 2004 гг. Большинство же (54% в 1998 г., 50% в 2004 г. и 55% в 2007 г.) выбрало общество социального равенства. Таким образом, мы видим, что традиции коллективизма присутствуют в структуре общественного сознания.
Россияне не стали активными участниками политического процесса. С 2001 г. постоянно снижается доля россиян, активно интересующихся политикой (с 32% до 17% в 2007 г.). Большинство населения политикой интересуется от случая к случаю, в основном в период важных событий в стране.
В этом контексте значимым аспектом являются и другие установки и ориентации, касающиеся важности участия, уровня ком-
1 Бызов Л.Г., Бараш Р.Э. Демократические ценности в структуре массового сознания россиян // Политические исследования, 2008, № 2, с. 94, 95, 97.
петентности и информированности о происходящих в обществе процессах и явлениях. 57% опрошенных признают, что вовлечение граждан в общественнополитическую жизнь, в решение текущих государственных дел является абсолютно необходимым для нормального функционирования общества. Еще больше (71%) полагают, что такие люди, как они, этой возможности не имеют. Даже вполне благополучные в материальном плане группы населения согласны с тем, что у них нет никаких рычагов влияния на политику властей, и они не знают, что нужно предпринять, чтобы изменить эту ситуацию.
По результатам опросов, большинство россиян в той или иной степени (постоянно или эпизодически) интересуются политикой. Однако лишь 20% говорят о том, что они не просто интересуются, а хорошо политически информированы и подкованы; лишь 11% знают, как свой политический интерес трансформировать в конкретное политическое действие, как сделать так, чтобы их голос был услышан1. В этом главная проблема современной России, а также ее отличие от стран с давними демократическими традициями.
0 существовании особенностей современного общественного сознания говорят эмпирические исследования, которые демонстрируют, самостоятельно ли человек конструирует свой жизненный путь, или же полагается на другие внешние силы. Эти показатели во многом адекватно определяют степень распространенности патерналистских ожиданий — традиционное для России явление. В 2007 г. для россиян характерно четкое доминирование внешнего локус-контроля, т.е. в большинстве своем (56%) жители России убеждены, что у них нет возможности выбора и что они не в состоянии повлиять на собственную жизнь.
Распространенность внешнего локус-контроля в современной России — результат как национального менталитета, так и объективных, очень тяжелых обстоятельств, в которые попало большинство жителей России в последние полтора десятилетия. Вступление в эпоху демократических преобразований и рыночных отношений, которая, казалось бы, должна
1 Петухов В.В. Политическая активность и гражданское участие в контексте российской идентичности // Политические исследования, 2008, № 1, с. 72-74.
была раскрепостить россиян, предоставить им новые права, свободы и возможности, привело к прямо противоположному результату.
Ощущение тщетности стремлений изменить неприемлемые обстоятельства жизни во многом объясняет, почему традиции патернализма по-прежнему доминируют в сознании большинства россиян. В 2007 г. 62% опрошенных (что на 3% больше, чем в 2004 г.) признались, что без материальной поддержки со стороны государства им выжить трудно. Убежденных, что они сами смогут обеспечить себя и свою семью, в полтора раза меньше - 37%. Причем данные показатели доминируют во всех возрастных группах, которые были опрошены2.
Согласно опросу «Нового российского барометра» (НРБ) под руководством профессора Абердинского университета Р. Роуза, в 2007 г. «россияне практически единодушны в том, что необходимо для нормального общества...» Абсолютное большинство их (85%) считают «очень важным» «безопасно ходить по улицам, не опасаясь стать жертвой преступления» и иметь возможность «улучшить свой жизненный уровень»; более 80% считают «очень важным», чтобы «каждый, кто хочет, мог найти работу» и чтобы не было угрозы инфляции; 72% опрошенных считают важным возможность «заниматься своими повседневными делами, не опасаясь вмешательства властей» и «надеяться на систему социальной защиты», которая очень важна для «нормальной» жизни3. Эти данные говорят о стремлении к социальной защите, которую в данных условиях может обеспечить только государство.
Таким образом, стоит отметить усиление патерналистских ориентаций у населения страны, которые носят непосредственно этатистский характер. Опросы общественного мнения позволяют говорить об устойчивом тяготении россиян к смешанной экономике с сильной регулирующей ролью государства и его доминирующим присутствием в большинстве отраслей. Все стратегические отрасли и отрасли социальной защиты, гарантирующие
2 Аникин В.А. Особенность жизненных ценностей и устремлений россиян // Политические исследования, 2008, № 2, с. 86-88.
3 Лукин А. Политический идеал и политический режим в постсоветской России // Pro et Contra, 2008, № 4, с. 93.
здоровье и благополучие нации, должны находиться под безусловным контролем государства.
Современная российская власть по Конституции разделена на три ветви, однако в своих устремлениях граждане России более склонны доверять исполнительной ветви власти. С приходом к власти в 2000 г. В. Путина патернализм как политическая традиция в полной мере проявил себя в политическом и социальном развитии. Получив огромный административный ресурс, В. Путин сумел легко выиграть на следующих президентских выборах. К тому же твердая политика по наведению конституционного порядка в Чечне и на территории России и стремление к укреплению властной вертикали послужили росту авторитета власти первого лица государства. На протяжении всего своего президентского срока этот политический лидер имел высокую популярность среди населения страны. Данная популярность говорит о том, что президент смог оправдать патерналистские ожидания населения страны. Успехи В. Путина связаны и с тем, что он смог в какой-то мере возродить государственническую традицию России. Президенту удалось навести порядок и восстановить управляемость за счет укрепления государства (государственного механизма), рецентрализации федеральной власти и ослабления влияния олигархических кланов и экономических группировок, по крайней мере в политической сфере.
Несмотря на всю критику экономической политики В. Путина1, ситуация в период его президентства значительно улучшилась. Некоторые исследователи объясняют данное улучшение исключительно его успешной политикой, другие говорят, что базу для подъема создали высокие цены на нефть, которые дали российскому бюджету огромные средства. В любом случае высокая оценка результатов деятельности В. Путина говорит о том, что именно улучшение в социальной и экономической жизни (повышение жизненного уровня, укрепление стабильности, подъем экономики) рассматривается россиянами в качестве его основного успеха. И это заслоняет негативные изменения, которыми, по мнению респондентов, являют-
1 Шевцова Л. Искушение стабильностью // Деловые люди, 2006, июнь, № 183.
ся рост авторитаризма и произвола чинов-ников2.
Законодательная ветвь власти (Государственная Дума и Совет Федерации) имеет достаточно низкую степень доверия у населения страны. Это связано не только с тем, что политические партии, действующие в сегодняшней России, лишь в незначительной мере выражают существующую социальную и политическую дифференциацию, плохо артикулируют интересы избирателей, слабо связаны с ними, но и с тем, что их деятельность малозначима в политической истории России в целом.
Так, по данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в сентябре 2007 г. (т.е. в начале парламентской избирательной кампании), только около четверти (28%) опрошенных россиян являлись сторонниками каких-либо партий (16% были сторонниками «Единой России», 5 % - КПРФ, 3% - ЛДПР, 2% -«Справедливой России», «Яблока» и СПС), почти % российских граждан (64%) не поддерживали никакие партии, а остальные 8% опрошенных затруднились ответить3.
Однако россияне, не поддерживающие никакие политические партии, тем не менее, приходят на парламентские выборы и голосуют. Основным мотивом голосования на выборах в Государственную Думу служит не поддержка данной политической партии, ее программы, а поддержка высшего лица государства или, напротив, «протестное голосование» против политики, проводимой руководством страны. С этим же связан российский феномен «партии власти», опирающейся на авторитет президента или премьер-министра, но по сути не являющейся настоящей политической партией, призванной осуществлять взаимодействие между гражданским обществом и государством.
Недоверие присутствует и в отношении к судебной ветви власти. Это объясняется не только традициями правового нигилизма, но и мощным взрывом антиобщественного поведения. Рост преступности, коррупция и взяточничество спровоцировали распространение в обществе пренебрежительного отношения к закону
2 В. Путин: итоги президентства : опрос населения. ФОМ. 30.04.2008 // http://bd.fom.ru/report/ шар/ё081721
3 Опрос ФОМ // http://bd.fom.ru/report/cat/ роШ/е1_га^е1еС_а^_2007^074803
Произошло привыкание или приспособление людей к многократно расширившемуся за годы реформ неправовому пространству. Нередко результатом такого привыкания становится использование неправовых практик в личных целях, в частности для повышения материального уровня жизни.
У значительной части россиян отсутствует фундаментальное осознание того, что закон обязателен для исполнения всеми гражданами, даже если он не совершенен, не отвечает интересам некоторых групп общества или какой-либо отдельной общности лиц. Не сформировалась уверенность в том, что нарушение законов во имя каких угодно благих целей и устремлений может иметь для общества только негативные последствия. Масштабы коррупции в стране не сокращаются. В этом убеждены две трети россиян (65,2%), тогда как противоположной точки зрения придерживается только каждый десятый (9,4%). К сожалению, когда речь заходит о борьбе с коррупцией, чаще приходится говорить не об успехах, а о слабости государства, его правоохранительной системы, о правовом вакууме и пассивности граждан.
Таким образом, правовой нигилизм как политическая традиция общества и государства все еще не изжил себя. По-прежнему между законом и справедливостью у граждан существует мировоззренческий конфликт:
а) если человек считает закон несправедливым, он имеет право «обойти его»;
б) в России нельзя жить, не нарушая законы;
в) если высшие государственные или политические деятели не соблюдают законы, то и простые люди могут их не соблюдать.
Судя по ответам на первое высказывание, 23,1% респондентов, руководствуясь соображениями справедливости, допускают возможность нарушения законов, тогда
как противоположной точки зрения придерживаются 53,4% опрошенных. Ответы на второе высказывание показывают, что значительная часть россиян не уверена в том, что государственная машина стоит на страже закона, и поэтому оправдывает некоторые действия со стороны граждан, идущие вразрез с требованиями законов, считая эти действия вынужденными. В целом же около 41% россиян убеждены, что в России невозможно жить, не нарушая законы. И еще 22,7%, не отрицая подобной точки зрения, занимают неуверенную позицию («и да, и нет»). И наконец, ответы на последнее высказывание показывают, что треть респондентов (31,6%) не возражают против нарушения законов простыми гражданами, если высшие чины государства тоже являются нарушителями, в то время как не согласны с таким мнением 43,4% опрошенных1.
Вседозволенность снизу и сверху чаще всего проявляется в нарушении права на безопасность и защиту личности: преступления против личности, вплоть до убийств, причинение имущественного, морального и других ущербов. Эта незащищенность оборачивается критически низким доверием граждан к правоохранительным институтам.
Таким образом, можно видеть, что в структуре общественного сознания сохраняются устойчивые традиционные стереотипы, которые показывают отношение общества к власти в России. Россияне считают, что именно президентская власть должна служить гарантом законности, и в этом институте для большинства растворена государственная власть. Поэтому россияне положительно отнеслись к усилению властноцентричных тенденций в современной российской политике.
1 Пантин В.И. Политическая и цивилизационная самоидентификация современного российского общества в условиях глобализации // Политические исследования, 2008, № 3, с. 32-33.