Научная статья на тему 'Власть России: контроль над СМИ,модели взаимодействия, формы и методы влиянияна общественное сознание'

Власть России: контроль над СМИ,модели взаимодействия, формы и методы влиянияна общественное сознание Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2668
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / СМИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГЛАСНОСТЬ / ПЕРЕСТРОЙКА / POLITICAL ELITE / MASS MEDIA / PUBLIC CONSCIOUSNESS / MODELS OF CORRELATION / PUBLICITY / PERESTROIKA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стариков Александр Георгиевич

На протяжении трёхсот с лишним лет российской истории власть и СМИ были активными творцами общественного сознания. И большую часть этого времени власть жёстко контролировала СМИ и тем самым способствовала формированию общественного сознания в нужном для себя ключе. Но стоило ей дать свободу средствам массовой информации, как инициативу перехватывали другие творцы общественного сознания, что приводило к серьёзным волнениям, революциям, смене политического строя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POWER OF RUSSIA: CONTROL OVER MASS MEDIA, THE MODELS OF INFLUENCING THE PUBLIC CONSCIOUSNESS

For 300 years of Russian history the state and mass media have been active creators of public consciousness. And for the most of the time the state has controlled the mass media and encouraged the formation of the public consciousness the way it needed. But once the freedom was given to the mass media, this initiative was caught by other creators of public consciousness. That led to serious rebellions, revolutions and changes of political regimes.

Текст научной работы на тему «Власть России: контроль над СМИ,модели взаимодействия, формы и методы влиянияна общественное сознание»

17. Озеров А.А. Институт казачества в политических процессах современного российского общества (на материалах Юга России). Дис. ... д. полит.н.: 23.00.02. Ростов н/Д.,2006.

18. Идентичность этническая // Садохин А. Этнология Учебный словарь. М., 2002.

19. Ульяновский А. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. СПб, 2005

20. Ресторан «Петровский причал» - один из лучших в Ростове-на-Дону // http://www.rostovout.ru/eda/restaurants/266227

21. Медведев, Баррозу и Ромпей ведут беседу под блюда донской кухни //er.ru/about/text.shtml%3F13/8813

УДК 316,647.8:659.3

Стариков А. Г., к. полит. н.

Власть России: контроль над СМИ, модели взаимодействия,

формы и методы влияния на общественное сознание

На протяжении трёхсот с лишним лет российской истории власть и СМИ были активными творцами общественного сознания. И большую часть этого времени власть жёстко контролировала СМИ и тем самым способствовала формированию общественного сознания в нужном для себя ключе. Но стоило ей дать свободу средствам массовой информации, как инициативу перехватывали другие творцы общественного сознания, что приводило к серьёзным волнениям, революциям, смене политического строя.

Ключевые слова и словосочетания: политическая элита, СМИ, общественное сознание, модели взаимодействия, гласность, перестройка.

Взаимоотношения политико-административной элиты и средств массовой информации свидетельствуют о том, что СМИ играют ключевую роль в формировании и манипулировании общественным мнением. В нашей статье мы попытаемся доказать, что СМИ являются основными поставщиками и производителями мифов. Наша задача выявить, как государство стремится контролировать масс-медиа, влиять на процесс мифотворчества.

Научно-критическая значимость исследования определяется важностью полученных результатов для оценки системы взаимодействия политической элиты и элиты СМИ. Их могут использовать в практической работе сотрудники сферы государственного управления, редакции газет и журналов, радио и телевидения, специалисты в области PR, информационных и политических технологий.

Ещё Пётр I, под чьим непосредственным присмотром выходила первая российская печатная газета «Ведомости», понимал силу воздействия печатного слова на формирование общественного мнения. Проводя реформы центрального и местного управления, подчинения церкви государству, создания регулярной армии и военно-морского флота и многого другого он активно использовал печатное слово в целях пропаганды внутренней и внешней политики, монопольно воздействовал на мнение читателей в монархическом духе.

«Ведомости» осуществляли свои политические задачи не только благодаря тенденциозному отбору фактов, их комментированию, но и размещению на полосе. Так, о временных неудачах Петра I в ходе Северной войны газета умалчивала, зато сообщения о победах подавались на первых полосах, броско. Первые абзацы материалов, сообщавших о победе над шведами под Полтавой, напечатаны киноварью, что подчёркивает важность публикуемого события. Зато комментарий о восстании под руководством К. Булавина насыщен уничижительными выражениями, подтверждающими политическую тенденциозность газеты: «Донской казак, вор и богоотступник Кондрашка Булавин умыслил. учинить бунт. Собрал к себе нескольких воров и единомышленников, и посылал прелестные письма во многие города и сёла, призывал к своему воровскому единомыслию» [Ведомости. 1703. 20 июля].

Монополия власти на печать была нарушена в 1753 г. с появлением частных изданий. Это привело к полемике оппозиционно настроенной журналистики с официозной, охранительной. Острый характер носил спор вокруг функций сатирических и литературнокритических жанров. Екатерина II в своём журнале «Всякая всячина» официально насаждала читателю точку зрения, что задача сатирика увеселять читателя, осмеивая общечеловеческие недостатки. В то время как демократическая журналистика Н. Новикова, Д. Фонвизина, И. Крылова считала своей обязанностью служение истине, воспитание истинного сына отечества, видела право сатирика изображать недостатки современной социальной действительности.

В тот момент, когда на смену феодальным приходят буржуазные отношения, перед русскими и зарубежными мыслителями возникает проблема формирования общественного мнения. Философски осмысляются такие вопросы как верховная власть и народная масса, их взаимоотношения.

Наиболее полярные концепции журналистики выражали в ходе полемики Н. Новиков, издававший журнал «Трутень», и Екатерина II. В полемике с императрицей Н. Новиков мог рассчитывать на успех

лишь при поддержке общественного мнения. «Я тем весьма доволен, -писал он, - что госпожа «Всякая всячина» отдала меня на суд публики. Увидит публика из будущих наших писем, кто из нас прав» [1].

В предисловии к читателям «Трутня», озаглавленном «К чему ж потребен я в обществе», Н. Новиков объясняет какие произведения публикуются в журнале: «... особливо сатирические и прочие ко исправлению нравов служащие, ибо таковые сочинения исправлением нравов приносят великую пользу, а сие то и есть моё намерение». По мнению Н. Новикова, пользу обществу может принести печать, осуждающая пороки и критикующая их носителей, что было неприемлемо Екатерине II. Порок для Н. Новикова - зло социальное, а главный порок - «несносное иго рабства». Императрица же считала, что журналист, изредка касаясь пороков, не должен называть при этом конкретных лиц: «не целить на особ, но единственно на пороки» [3, с. 134]. По её мнению сочинитель должен прежде всего пылать «любовию и вер-ностию к государю». Она считала, что определяющими качествами сочинителя должны быть красота души, непорочность, добродетельность, добронравие, миролюбие. А поскольку Н. Новиков любовию и верностью к государыне не отличался и не обладал рядом других качеств, милых Екатерине II, в 1792 г. она объявила инакомыслящего сатирика «государственным преступником» и заточила в Шлиссельбург-скую крепость. Толчком к принятию такого решения послужило крестьянское движение под предводительством Е. Пугачёва и Французская буржуазная революция 1789 г., расцвет вольнодумства в России.

Екатерининский подход к назначению печати - служению пользе и увеселению читателя - не удовлетворял и А. Радищева, т.к. идея «общей пользы», официально насаждаемая в эпоху абсолютизма, маскировала общественное неравенство. Не испытывал он иллюзий и в отношении просвещённого монарха в деле исправления общественных нравов. А. Радищев считал, что народ может и должен силой завоевать и отстоять свои права: «Много было писано о праве народов. Примеры всех времён свидетельствуют, право без силы было всегда в исполнении почитаемо пустым словом». Это мысли А. Радищева, изложенные в книге «Путешествие из Петербурга в Москву», за которую автор был объявлен Екатериной II «бунтовщиком хуже Пугачёва» и сослан в Сибирь.

Не оставляли без внимания прессу и последующие императоры. Сын Екатерины II Павел I (1796 - 1801 гг.) запретил ввоз в страну иностранной литературы и даже нот. Его сын Александр I, пришедший к власти в результате дворцового переворота в марте 1801 г., снимает за-

прет на ввоз литературы из-за рубежа, но вводит в стране в 1804 г. первый цензурный устав, узаконивая предварительную цензуру прессы.

После восстания декабристов император Николай I резко ужесточил цензуру. Согласно новому (1826 г.) цензурному уставу, прозванному «чугунным», запрещалось допускать к печати места, имевшие двоякий смысл, если цензор подозревал автора в намерении высказать крамольные мысли. Существенно были ограничены права журналистов, а разрешения на новые издания с 1832 г. утверждались лично Николаем I. В 1836 г. временно была приостановлена выдача таких разрешений. Усилилось влияние правительственной печати, а в 1838 г. в губернских центрах стали издаваться официальные ведомости по утверждённой правительством программе.

Серьёзные послабления получила печать после смерти Николая

I. Его сын - новый император Александр II, воспитанный писателем В. Жуковским, был настроен на ликвидацию подневольного непроизводительного труда и освобождение крестьянства. Он возвращает из ссылки декабристов и петрашевцев, позволяет частным журналам иметь политические отделы и обсуждать крестьянский вопрос. В пред-реформенное (1861 г.) пятилетие открывается свыше полутора тысяч новых газет и журналов. Это годы расцвета демократической журналистики. В некрасовском «Современнике» выступают такие блестящие либерально настроенные писатели и публицисты как Чернышевский, Добролюбов, Толстой, Григорович, Тургенев и многие другие. Чернышевский излагает программу освобождения крестьян с землёй без выкупа. По его мнению, крестьянская община станет ячейкой социалистического устройства общества, началом перехода к социалистическим формам труда. Николай Чернышевский отмечал первостепенное значение публицистики в воздействии на общественное сознание, воспитании стойких борцов с режимом. И число этих борцов множилось. С идеями крестьянской революции и построения социализма выступили в 1860 - 1870 г.г. народники, основавшие свои издания за границей («Народная воля», «Вперёд», «Набат») и нелегальные газеты в России («Начало», «Земля и воля», «Чёрный передел», «Народная воля» и др.). Их тактика индивидуального террора, направленная на дальнейшие революционные перемены в стране, завершилась убийством Александра II. Так, относительная свобода печати, за которую ратовал император-реформатор, стало смертельным оружием против него самого.

Правительство Александра III приняло меры по укреплению порядка в стране. 27 августа 1882 г. «Временные правила о печати», которые ликвидируют послабления, имевшие место при предыдущем императоре. Отныне четырём министрам, среди которых был министр

внутренних дел Д. Толстой и обер-прокурор Синода К. Победоносцев, было дано право закрытия неугодного издания без каких-либо ссылок на параграф и букву закона. В обязанность редакторам вменялось не только знать авторов публикуемых материалов, но и, в случае необходимости, давать о них сведения карающим органам. Гонениям подверглись, прежде всего, столичные демократические издания, а в 1884 г. комитет четырёх министров запретил «Отечественные записки» за «вредное направление».

В период правления Николая II официальная правительственная пресса была представлена «Правительственным вестником», «Сенатскими ведомостями», газетами и журналами различных министерств. Была развита сеть губернских и областных «ведомостей», изданий гра-доначальств, городских дум и других государственных структур. Многие частные издания стояли на монархических позициях, получая субсидии из секретных фондов. Вот что по этому поводу писал известный в то время издатель А. С. Суворин: «Мещерский получает по 3000 рублей в месяц на «Гражданина» из казённых сумм Министерства внутренних дел, получает без расписки, прямо из рук в руки.» [43, с. 203].

Стараясь через подконтрольные издания формировать в нужном направлении общественное мнение, государь под влиянием революционных событий, в царском Манифесте от 17 октября 1905 г. объявляет о своей непреклонной воле «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Это привело к качественным переменам во всей системе печати. Отмена предварительной цензуры и явочный порядок регистрации изданий, запрещение административного воздействия на печать, установление ответственности за проступки печати только судебным решением и другие послабления вызвали настоящий газетно-журнальный бум в стране. Количество газет и журналов в 1905 - 1907 г.г. по сравнению с началом века возросло более чем в три раза и превысило 3300 наименований. Вышли из подполья социал-демократы, наладили выпуск изданий другие партии. А неудачи России в первой мировой войне вызвали волну критики в оппозиционных изданиях. Растёт недовольство действиями руководства армии и страной, звучат призывы к свержению самодержавия. К чему это привело, все мы хорошо знаем. Рухнул монархический режим, затем Временное правительство и к власти пришли большевики. Судьба же Николая II и всей его семьи была трагична. Вся она была расстреляна новой властью. Такова была плата за либерализм самодержца.

А печать страны после переворота 25 - 26 октября 1917 г. разделилась на два лагеря - большевистскую и оппозиционную. Однако уже на следующий день после захвата власти по распоряжению Временного революционного комитета были закрыты десять наиболее влиятельных газет - «Русское слово», «Новое время», «Речь», «Копейка», «Биржевые новости», «Русская воля» и другие, а их полиграфическая база конфискована и передана крупнейшим партийно-советским изданиям - газетам «Правда», «Известия», «Солдатская правда», «Деревенская беднота» и другим. Конфискация типографий и запасов бумаги с передачей их в собственность Советской власти была проведена повсеместно, как в центре, так и на местах.

Дальше - больше. Совнарком принимает Декрет «О введении государственной монополии на объявления», которая лишила оппозиционные издания основных доходов от рекламы и объявлений. В январе 1918 г. Совнарком принимает Декрет «О революционном трибунале печати», который получил право карать издания за «преступления и проступки против народа, совершённые путём использования печати». Революционные трибуналы были организованы в крупнейших городах России и просуществовали до мая 1918 г.

В стране, наряду с подавлением оппозиционной печати, идёт процесс создания партийно-советской журналистики, которая на протяжении почти всех лет существования советской власти находилась под жёстким контролем Коммунистической партии - РКП(б), ВКП(б), КПСС. Вводится цензура, которая просуществовала до горбачёвской перестройки.

М.С. Горбачев, избранный в 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС, объявил предыдущие десятилетия в стране застоем, провозгласил перестройку советского общества и построение социализма «с человеческим лицом». Особая роль в пропаганде государственных политических идей отводилась СМИ. Они должны были помочь народу осознать свое прошлое и настоящее и выработать у него новое мышление. Была провозглашена гласность, открытость социально значимой информации.

В литературно-художественных журналах в большом количестве стали публиковаться запрещенные ранее художественные произведения советских и зарубежных авторов, писателей-эмигрантов. Газеты и журналы, радио и телевидение предали гласности ранее секретные архивные материалы. Активно шла реабилитация забытых ранее деятелей отечественной науки и культуры. Полным ходом шла переоценка ценностей отечественной истории и культуры.

На отечественный информационный рынок были допущены западные СМИ. Шла активная вестернизация российского общества. Отечественный авторитарный подход в руководстве СМИ был замещен М.С. Горбачевым на западный либертарианский. Весь предыдущий образ жизни советского общества, его история, деятельность партийного и государственного аппарата была подвергнута массированной критике прозападно настроенных СМИ. Этой ситуацией воспользовались силы, боровшиеся с КПСС и СССР. Народ, узнававший из газет, журналов, радио и ТВ «правду» о своем прошлом, неблаговидных делах бывших политических деятелей, разочаровался во власти и ничего не предпринял, чтобы спасти ее и укрепить, когда она зашаталась. Свободные СМИ дискредитировали в глазах россиян и самого М.С. Горбачева, лишившегося в итоге государственных постов. Таким образом, в конце XX века повторилась ситуация его начала. Г орбачев, как и Николай II, пошел по пути либерализации общества, отказался от контроля над прессой со стороны государства. Результат тот же - брожение в умах, разочарование народа во власти и падение трона: в 1917году - царя, в 1991-м - Генерального секретаря.

С переходом СМИ к рыночным отношениям произошла коммерциализация печати. Благодаря высоким доходам от рекламы многие издания стали независимы от государственных дотаций, и перешли в частные руки. А закон «О печати и других средствах массовой информации» (1990) отменил цензуру, предоставил право редакционным коллективам учреждать собственные издания и программы. Была введена система регистрации газет, теле- и радиостанций. Право на учреждение СМИ получили не только государственные и общественные организации, но и отдельные граждане.

Новая же элита СМИ, взращенная и поддерживаемая политико-административной элитой, всячески использовала преимущества близости к власти. В ее руки перешли основные фонды редакций и типографий, что позволило уже в скором времени строить отношения с политэлитой на коммерческой основе.

«Смелость» же прессы новой волны, повсеместно публиковавшей неизвестные материалы из нашей истории, не только способствовала развалу страны, но и резкому росту авторитета СМИ. В 1989 году разовый тираж 8800 газет достиг 230 млн экз, а 1629 журналов -220 млн экз. Через год эти тиражи соответственно выросли на 4,6% и 4,3%. А с августа по декабрь 1990 года на всесоюзном уровне было зарегистрировано 800 изданий.

В годы перестройки шла активная манипуляция общественным сознанием через СМИ. Вот размышления на этот счет Сергея Кара-

Мурзы: «Почему 280 миллионов рассудительных еще людей в СССР позволили сломать вполне благополучную жизнь? - задается он вопросом. - Почему рухнул брежневский коммунизм? Ведь не было ни репрессий, ни голода, ни жутких несправедливостей. Как говорится, «жизнь улучшалась» - въезжали в новые квартиры, имели телевизор, ездили отдыхать на юг, мечтали о машине, а то и имели ее. Почему же люди с энтузиазмом стали ломать свой дом? Почему молодой инженер, бросив свое КБ, со счастливыми глазами продает у метро сигареты - то, чем на его вожделенном Западе занимается неграмотный беспризорник» [4, с. 49 - 59].

Воздействие на массовое сознание было столь эффективным, что образ Запада к концу 80-х годов стал поистине вожделенным, что было немыслимо еще за пять лет до этого. Такая массовая зависть к идеализированному образу «чужого дома» с самоотрицанием своего дома - признак разрыва со здравым смыслом. При ее внедрении в политическую практику она неизбежно должна была повести к национальной катастрофе.

За время перестройки усилиями элиты СМИ в сознание людей было введено много прекрасных, но расплывчатых образов - демократия, гражданское общество, правовое государство и т.д. Никто из политиков, которые клялись в своей приверженности этим добрым идеалам, не излагали сути понятия. Принять язык противника или даже друга - значит незаметно для себя стать его пленником. Даже если ты понимаешь слово иначе, чем собеседник, ты в его руках, т.к. не владеешь стоящим за словом смыслом, часто многозначным и даже тайным. Это заведомо проигрыш в любом споре.

Идеологическая машина перестройки произвела большую работу по разрушению коллективной исторической памяти советского общества. Были очернены, осмеяны, перемешаны символы-вехи национальной истории. Затем был создан хаос в системе мер, оценок и даже временной последовательности событий, образующих историческую картинку. Была прервана способность общества вырабатывать коллективную память даже самых недавних событий - по прошествии всего нескольких месяцев они вытеснялись, стирались из памяти. Общество в целом и каждый человек в отдельности потеряли возможность анализировать прошлое и использовать его уроки для того, чтобы определить свою позицию в конфликтах настоящего.

«Генеральной репетицией» принятия акта 1991 года стал Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятый на год раньше, в 1990-м. Однако он не содержал и не мог содержать в себе того демократического потенциала, какой будет в российском до-

кументе. Все дело в том, что союзный Закон был принят в условиях, когда еще действовала 6-я статья Конституции СССР, обеспечивающая особое положение в обществе единственной политической силе -Коммунистической партии Советского Союза.

Журналисты с воодушевлением восприняли Закон «О средствах массовой информации», к 1993 году только общероссийских газет было зарегистрировано 238 - в пять раз больше, чем их существовало в годы застоя. Газеты КПСС и Советов спешно меняли вывески: редакционные коллективы «брали власть в свои руки». Пресса перестала быть партийно-государственной.

Тогда в 1990-91 гг. на волне критики действующей власти свободная печать достигла колоссальных успехов: росла популярность прессы, увеличивались тиражи. Но после провала в 1991 году ГКЧП элита СМИ, внешне сохранив прежние лозунги, еще больше оторвались от народа. Политическое разделение прессы произошло по ее отношению к политико-административной элите - новому правительству и президенту. Правительственная газета «Российские вести», официальные издания местных администраций поддерживали проводимые властью реформы. В них не было комментария негативных для народа последствий реформ. В то же время газета Верховного Совета РФ «Российская газета» и местные советские издания всячески критиковали действия правительства, призывая к его смене. Резкой критике подвергла действия властей также патриотическая и коммунистическая печать.

Логическим действием Бориса Ельцина после октябрьских событий 1993 года, когда был свержен Верховный Совет РФ, было закрытие оппозиционных СМИ.

При этом характер взаимоотношений элиты СМИ с политической элитой во многом зависит от уровня влияния и авторитетности того или иного СМИ в обществе, его вовлеченности в политический процесс. И политическая элита сама определяет из числа элиты СМИ тех, кто ей ближе, и намечает методы работы с теми, кто в той или иной степени не согласен с властью. Это и неформальное общение с элитой СМИ, и определение способов творческого сотрудничества, и откровенный подкуп в виде оплаты услуг за информационное обслуживание, предоставление всевозможных льгот, кредитов и прочих благ.

Взаимоотношения элиты СМИ и политической элиты укладываются в те же модели, что и взаимоотношения власти и бизнеса в регионах, представленные Н. Лапиной и А. Чириковой [5, с. 85 - 93]. В нашем случае это будет выглядеть следующим образом.

Модель "патронажа", предполагающая административный диктат власти над СМИ. Эта модель распространяется на средства массовой информации, учредителями которых являются властные структуры, к тому же дотирующие СМИ. При такой модели власти назначают руководителей СМИ и принимают к ним жесткие командно-административные методы управления.

Модель «партнерства» между элитой СМИ и политической элитой предполагает ведение диалога и помощи друг другу. СМИ поддерживают политику местных властей, власти оплачивают услуги СМИ в рамках договора об информационном обслуживании либо другими способами - предоставлением возможных льгот, кредитов и т.д.

Модель «противостояния», или «борьба против всех», когда СМИ критикуют власть, а власть, используя административный ресурс "душит" критиканов.

Мы привели наиболее распространенные модели взаимодействия элиты СМИ и политической элиты. Но существует масса и других методов взаимодействия. Среди них: лоббирование (когда политэлита лоббирует интересы СМИ в органах законодательной и исполнительной власти); долевое участие органов власти в развитии СМИ (вхождение властных структур в учредители средств массовой информации с денежным или имущественным участием в них - выделение помещений под редакции, типографии, необходимой техники и т.д.); конструктивный диалог в целях достижения консенсуса; включение представителей политической элиты в руководящие органы СМИ (редакционные советы, редколлегии, советы директоров медиахолдингов и т.д.); взаимовыгодное экономическое сотрудничество; коррупция; включение элиты СМИ во властные структуры (избрание в органы представительной власти, включение во всевозможные комитеты при главах субъектов РФ и пр.).

Рассмотрев вышеприведённые примеры, можно прийти к выводу, что на протяжении трёхсот с лишним лет власть и СМИ были активными творцами общественного сознания. И чем жёстче власть контролировала СМИ, тем сильнее было её влияние как творца этого сознания в нужном направлении. Стоило же отпустить «вожжи», как инициативу перехватывали другие творцы общественного сознания - независимые и оппозиционные средства массовой информации. Так было при Александре II, Николае II, Горбачёве. В умах носителей общественного сознания - народа - наступало брожение, осознание несовершенства и антинародности власти, что приводило к серьёзным волнениям, революциям, смене политического строя.

Думается, что и существующие модели взаимодействия власти и СМИ несовершенны. Потому, что журналисты, желая получить от власти финансовую поддержку в виде дотаций или оплаты за информационные услуги, часто уходят от обсуждения актуальных для страны проблем, от критики власти, что не делает их рупором народа. Есть и другая крайность. Получая средства от различных западных фондов и других структур в виде грантов или оплаты за какие-то услуги, СМИ яростно и порой несправедливо критикуют власть, отрабатывая полученные деньги.

Есть ли здесь золотая середина? В странах Скандинавии её нашли. Там, независимо от политической ориентации, все СМИ имеют равные права на государственную поддержку. Нелогично, скажете вы, поддерживать власти оппозиционные издания, которые эту же власть и критикуют. «Вполне логично, ответят вам представители государственных структур Швеции, Норвегии, Финляндии - критикуя власть, СМИ вскрывают недостатки в нашей работе и, тем самым, помогают их устранить». О такой логике властей российским журналистам остаётся только мечтать.

Литература

1. Трутень. 1769. Лист УШ. 16 июня.

2. Всякая всячина. СПб, 1769. № 49.

3. Суворин А. С. Дневник М., 1992.

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием в России сегодня / Серия: История России. Современный взгляд. М., 2001.

5. Лапина Н., Чирикова А. Региональные элиты в РФ: модели поведения и политические ориентации. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.