Научная статья на тему 'Власть как фактор деформации личности руководителя образовательного учреждения'

Власть как фактор деформации личности руководителя образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1436
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / ВЛАСТЬ / ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL DEFORMATIONS / POWER / FUNCTIONS OF A HEAD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сыманюк Э. Э., Девятовская И. В.

Рассматриваются теоретические основы власти как фактора развития профессиональных деформаций личности. Обосновывается актуальность исследования, описываются понятие и причины профессиональных деформаций, рассматриваются виды профессиональных деформаций руководителя. Представляются теоретические основы изучения власти и ее деформирующее влияние на личность руководителя образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWER AS A FACTOR OF PERSONALITY DEFORMATION OF A HEAD OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Theoretical bases of power as a factor of development of professional deformations of personality are discussed. Topicality of the research is stated, the notion and reasons of professional deformations are described, types of professional deformations of a head of educational establishment are analysed. Theoretical bases for the study of power and its influence on the head’s personality are given.

Текст научной работы на тему «Власть как фактор деформации личности руководителя образовательного учреждения»

УДК 371.113.1+159.923.2 ББК Ч420.41

ГСНТИ 14.01.93

Код ВАК 13.00.01

Э. Э. Сыманюк, И. В. Девятовская

Екатеринбург

ВЛАСТЬ КАК ФАКТОР ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное развитие; профессиональные деформации; власть; функции руководителя.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются теоретические основы власти как фактора развития профессиональных деформаций личности. Обосновывается актуальность исследования, описываются понятие и причины профессиональных деформаций, рассматриваются виды профессиональных деформаций руководителя. Представляются теоретические основы изучения власти и ее деформирующее влияние на личность руководителя образовательного учреждения.

E. E. Symaniuk, I. V. Devyatovskaya

Ekaterinburg

POWER AS A FACTOR OF PERSONALITY DEFORMATION OF A HEAD OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

KEY WORDS: professional development; professional deformations; power; functions of a Head.

ABSTRACT. Theoretical bases of power as a factor of development of professional deformations of personality are discussed. Topicality of the research is stated, the notion and reasons of professional deformations are described, types of professional deformations of a head of educational establishment are analysed. Theoretical bases for the study of power and its influence on the head’s personality are given.

В

условиях модернизации российского образования повышаются требования к личности руководителя образовательного учреждения. Происходящие изменения требуют от него высокого уровня психической и физической активности, возрастающая степень ответственности востребует волевой и эмоциональный самоконтроль, инициативность и активность, а сопротивление педагогов инновационным изменениям в образовательных учреждениях предъявляет высокие требования к харизматичности руководителя и проявлению лидерских качеств. Интенсивная «эксплуатация» этих профессионально-личностных характеристик порождает развитие профессиональных деформаций.

В психологии труда основательно исследованы проблемы профессионального старения, обеспечения надежности труда, повышения работоспособности, а также виды профессиональной деятельности, связанные с неблагоприятными и экстремальными условиями труда [6]. В меньшей степени исследованы профессиональные деформации личности, несмотря на то, что С. Г. Геллерштейн еще в 1930-х гг. писал, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается

деформация не только тела, но и психики работника [3].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что различные аспекты проблемы физической и психической деформации работника в процессе выполнения профессиональной деятельности представлены в работах таких исследователей, как С. П. Безносов, Р. М. Грановская, Л. Н. Корнеева, Э. Ф. Зеер. Практически все исследователи подчеркивают, что эти деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста работника. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. С. П. Безносов пишет, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда [1]. Во многом именно поэтому считается, что в группу риска по возникновению профессиональных деформаций личности в наибольшей степени попадают представители социономических профессий, деятельность которых связана с постоянным взаимодействием с людьми — врачи, педагоги, менеджеры, руководители, представители социальных служб и сферы услуг, чиновники, полицейские и т. д. Вместе с тем необходимо отметить, что все авторы подчеркивают, что способы выражений профессиональных деформаций у представителей различных профессий также различаются.

Э. Ф. Зеер считает, что профессиональные деформации — это искажение профессионально важных качеств личности [2].

Основными факторами развития профессиональных деформаций, по мнению Э. Ф. Зеера, Э. Э. Сыманюк, являются:

- стаж работы, который увеличивает степень выраженности деформаций;

- индивидуально-психологические особенности личности — выраженность отдельных качеств личности, которые при долговременной их «эксплуатации» становятся препятствием на пути качественного выполнения профессиональной деятельности (например, консерватизм, демонстративность, авторитаризм, низкая толерантность);

- содержание профессиональной деятельности руководителя — повторяющийся характер труда, эмоциональная напряженность, информационная перенасыщенность, организация конструктивного взаимодействия в коллективе, необходимость властных функций в управленческой деятельности и т. д. [2].

Кратко охарактеризуем основные профессиональные деформации руководителей образовательных учреждений, основываясь на подходе, изложенном нами ранее [6; 7].

1. Авторитарность проявляется в жесткой централизации управленческого процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарные руководители тяготеют к различным наказаниям подчиненных, отказываются от сотрудничества с ними. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля личности.

2. Демонстративность — качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, в позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Определенный уровень демонстративности необходим при осуществлении профессиональной деятельности в сфере «человек — человек», однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество управленческой деятельности, становясь средством самоутверждения руководителя.

3. Профессиональный догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-управленческих задач. У руководителя, таким образом, формируется склонность к упрощению проблем в управленческой дея-

тельности, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании управленческих концепций, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, со снижением уровня общего интеллекта, а также зависит от особенностей характера.

4. Доминантность обусловлена вы-

полнением руководителем властных функций, ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Развитие этой деформации определяется также индивидуально-типологическими осо-

бенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае управленческая деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет подчиненных.

5. Профессиональная индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей подчиненных. Профессиональное взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей, исходя из типологического подхода: «неудачник», «активист», «лентяй» и т. д. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненными.

6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что, как правило, руководитель применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы личности, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в управленческой работе становятся тормозом развития деятельности и личности руководителя.

7. Профессиональная агрессия проявляется во враждебном отношении к неуспешным сотрудникам, в приверженности к «карательным» воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения.

8. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании

обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами образовательного учреждения, в преувеличении собственной роли и значения.

9. Социальное лицемерие руководителя обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания подчиненных и коллег, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

На ранних этапах своего развития профессиональные деформации значительно облегчают способы выполнения деятельности, но затем начинают доминировать в структуре личности и снижают продуктивность деятельности.

Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Усиливает развитие профессиональных деформаций постоянная реализация руководителем образовательного учреждения властных функций.

В своей работе А. Г. Конфисахор при анализе феномена власти приводит точку зрения Т. Парсонса, который рассматривает власть как обобщенную способность личности, гарантирующую исполнение связующих обязательств объединениями в системе коллективного устройства, когда обязательства соотносятся, определяются целями коллектива и в случае непослушания последуют принуждение, определенные санкции [4]. Согласно концепции М. Вебера, власть есть категория межперсональных отношений, «власть означает любую закрепленную социальными отношениями возможность настаивать на своем, даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается» [Там же].

В социально-психологической литературе (А. Г. Конфисахор, Ю. П. Платонов и др.) наиболее широко представлены следующие концепции и подходы к рассмотрению власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

Биологический подход рассматривает власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой. Власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки в биологической структуре, общей у человека и животных. Основа власти заключена в природе человека [4; 5].

Антропологический подход имеет некоторые общие черты с биологическим подходом. В антропологическом подходе распространение власти происходит на все социальные образования. Все действия, опирающиеся на власть и авторитет, признаются политическими, и на этом основании говорится о существовании политической власти во всяком обществе. Носителями политической власти являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т. д. [Там же].

Психологический подход исследует власть под углом зрения восприятия ее человеком. Субъективное восприятие основывается либо на особых качествах непосредственного носителя власти, либо вытекает из особенностей психологической природы человека, которая у одних людей проявляется в чувстве слепого повиновения, а у других, наоборот, в чувстве неповиновения и непокорности всяким атрибутам внешнего воздействия. Власть понимается и как общественное, и как психологическое явление. В качестве общественного явления она подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений, и исходит из процесса общественного развития. Как психологическое явление власть существует в сфере переживаний и восприятий личности. Восприятие власти зависит от сложных, формируемых как под воздействием общества, его экономики и культуры, так и под воздействием всего уклада жизни, черт личности людей, над которыми власть осуществляется [Там же].

Социологический подход состоит в сведении власти к политическому влиянию одной социальной группы на другую. В его рамках выделяются следующие направления исследований:

- бихевиористское — власть как особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей;

- телеологическое — власть как достижение определенных целей, получение намеченных результатов;

- инструменталистское — власть как возможность использования определенных средств, в том числе насилия;

- структуралистическое — власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым;

- функционалистское — власть как осуществляемые ею функции;

- конфликтологическое — власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов [4; 5]. Философский подход во многом

включает и объединяет в себе вышеуказанные подходы. Власть есть способность и

возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т. д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств [Там же].

В философском подходе наиболее полно раскрываются основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение. Согласно данному подходу, власть — категория общественная, это волевое отношение между людьми; истоки власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений. Политическая власть является особой разновидностью власти, одним из ее наиболее важных элементов; сущность политической власти образует господствующая воля того или иного класса или социальной группы; ядром политической власти служит власть государственная, определенным образом организованная и закрепленная в правовых и иных социальных нормах [Там же].

Обобщая подходы к структурному анализу власти в философской, психологической, социологической и политологической литературе, А. Г. Конфисахор выделяет такие аспекты.

С позиций социального подхода власть рассматривается как силовое отношение, выражающее реальное доминирование, а также означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле, что в отношении объектов власти создает определенную систему ущемлений.

Психологический подход характеризуется пониманием власти как отношения лидерства, которое устанавливается в межличностном взаимоотношении и взаимодействии и при котором обосабливаются ведущая и ведомая стороны, субъект и объект власти.

В гносеологическом подходе власть понимается как целенаправленный способ проявления и реализации знаний. При этом отмечается, что основой власти служат знание (в нем проявляется сознательный расчет действий и всех возможных последствий в заданных обстоятельствах) и воля (с ее помощью оформляются жесткая подчиненность действий целям, целеустремленность и настойчивость). Таким образом, знание и воля являются непременными атрибутами власти — знание наделяет власть осмотрительностью, предсказуемостью и обоснованностью, а воля обеспечивает необходимую для достижения поставленных целей активность.

Традиционный для рассмотрения власти политический подход описывает ее как способ осуществления влияния, подчине-

ния, принуждения в соответствии с фактическим или предполагаемым балансом сил в обществе, направленным на сохранение существующего положения вещей или его изменение.

При рассмотрении личности руководителя образовательного учреждения наибольший в контексте выполнения управленческой деятельности интерес для нас представляет организационный подход, понимающий власть как ресурс, воплощающийся в наращивании порядка, уровня организации, организованности и регламентации жизни по всем параметрам. В современных условиях часто только опора на властный ресурс делает возможным быстрое внедрение образовательных инноваций. Введение единого государственного экзамена, переход на новую систему оплаты труда, появление автономных образовательных учреждений — все это потребовало высокого уровня организованности и ответственности и, как следствие, жесткой централизации власти в руках руководителя образовательного учреждения. Вместе с тем такой порядок сковывает и ограничивает творчество и инициативу людей, к тому же инициатива, не утвержденная властью, ищет собственные обходные пути, не получая на это санкции власти. В результате, несмотря на декларирование инновационных образовательных технологий, в школах доминирует традиционный подход к обучению.

Е. Вятр отмечает, что общее определение власти должно включать в себя следующие элементы:

1) в отношениях власти должно быть не менее двух партнеров, причем этими партнерами могут быть как отдельные граждане, так и группы граждан;

2) приказ субъекта власти, т. е. выражение им воли по отношению к объекту власти, сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом воле;

3) подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т. е. подчинение приказу субъекта власти;

4) должны быть общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы (субъект власти) имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются (объект власти), обязан ему подчиняться [5].

Лишь при наличии этих четырех элементов, необходимых для возникновения общественного отношения, считает Е. Вятр, можно говорить о власти и наблюдать данные отношения в самых различных случаях (в семье, на работе, в армии, школе и т. д.).

Сформулированное определение Е. Вятр называет общим определением власти, охватывающим все общественные отношения, о которых можно сказать, что они имеют характер отношений, в основе которых лежит власть. Суть отношений власти составляет использование правомочий власти при организации групповых действий для достижения общей цели.

Определяя, таким образом, психологическую природу власти, исследователи подчеркивают связь между психологической и общественной природой власти. Стремление к власти или уход от нее, лучшее или худшее приспособление к ней — это психологические явления. Фактический же доступ к власти, характер отношений власти, методы ее осуществления — это социальные явления, определяемые общественной системой в целом.

Власть носит естественный характер и должна определяться как производство намеченных результатов. Б. Рассел полагал, что в природе каждого человека заложено стремление к власти и славе, и предложил классификацию людей по типам отношений к власти:

1) имеющих такие определяющие черты характера, как настойчивость в достижении цели, веру в собственные силы, целеустремленность, и открыто проявляющих свое стремление к власти;

2) обладающих робостью, склонностью к подчинению другим, неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях;

3) ведущих себя ситуативно: в одних случаях стремящихся к власти, в других — к подчинению другим;

4) имеющих мужество отказаться от подчинения другим, не желающих командовать, стремящихся уйти от политики и не участвовать в ней. Они ищут и находят приложение собственным силам в науке, искусстве, творчестве [4].

Для многих руководителей любого уровня доминирующим мотивом профессиональной деятельности является мотив власти, который может быть связан со стремлением использовать власть ради нее самой. В этом случае мотивирующим является не столько чувство власти, сколько желание сделать ее ощутимой для другого, оказать влияние на его поведение. Простое обладание источниками власти и сообщаемое ими ощущение власти может быть конечной целью, достижение которой само по себе, без всякого применения власти к другому человеку, приносит удовлетворение. С точки зрения получения удовлетворения от власти чувство обладания ею более значимо, чем воздействие на других людей. Стремление к власти ради власти без ее ис-

пользования может быть одной из форм компенсаторного мотива, хотя и не доведенного до полного развития. Именно в этом случае мы наблюдаем развитие профессиональных деформаций личности руководителя. С другой стороны, потребность во власти предполагает, что она может быть не только компенсаторной, но и инструментальной, т. е. власть может быть желанна для удовлетворения и других личностных потребностей, таких, как потребность в достижении, потребность в аффилиации, принадлежности к группе и получении одобрения, потребность в контроле над событиями и людьми. В этом случае потребность во власти выступает источником развития личности, актуализирует потребность в саморазвитии и самоосуществлении.

Ю. П. Платонов пишет, что содержание деятельности руководителя обусловлено прежде всего выполнением целого ряда управленческих функций по руководству организации [5]. Рассмотрим это на примере личности руководителя образовательного учреждения.

Так, административная функция является наиболее важной в деятельности руководителя, поскольку связана с координацией педагогической деятельности каждого члена коллектива в рамках одной общей, коллективной деятельности. Специфика этой функции заключается в структурированности и целостности усилий членов педагогического коллектива в достижении общих целей.

Целеполагающая функция связана с определением приоритета оперативных и тактических целей коллективной деятельности, методов и средств их достижения. Реализация этой функции требует от руководителя образовательного учреждения умения учитывать особенности современного образования, способности находить правильное и адекватное решение в конкретной ситуации, будь это работа с детьми-мигрантами или профессиональное развитие педагогического коллектива. Неспособность руководителя к выполнению этой функции приводит к дезорганизации деятельности коллектива образовательного учреждения. Поскольку целеполагающая функция руководителя заключается в планировании и прогнозировании коллективной деятельности, наиболее эффективным руководителем оказывается тот, кто способен осуществлять оптимальный выбор из ряда возможных решений на основе прогностической оценки ситуации.

Дисциплинарная функция связана с необходимостью поддержания в педагогическом коллективе в процессе совместной профессиональной деятельности должной

результативности выполнения каждым педагогом своих функционально-ролевых обязанностей, а также следования принятой в образовательном учреждении организационной культуре. В выполнении дисциплинарной функции наиболее отчетливо проявляется ориентация на единоначальное или коллегиальное решение вопросов; мера применения тех или иных методов воздействия характеризует личность руководителя образовательного учреждения.

Экспертно-консультативная функция связана прежде всего с профессиональной компетентностью руководителя. В процессе педагогической деятельности руководитель обычно является тем лицом, к которому чаще всего обращаются педагоги (или должны обращаться) как к источнику достоверной и надежной информации или как к наиболее знающему человеку. Ведь именно руководитель образовательного учреждения является проводником образовательной политики в своей школе.

Коммуникативно-регулирующая функция предполагает регулирование через систему коммуникативных связей в педагогическом коллективе функционально-ролевых взаимоотношений и требует от руководителя образовательного учреждения умения давать необходимые разъяснения по тем или иным управленческим решениям.

Важную роль в жизнедеятельности любого педагогического коллектива играет представительство его руководителя во внешних организациях, участие в экспертных советах при органах управления образованием, вхождение в состав жюри различных профессиональных конкурсов, участие в работе государственных аттестационных комиссий педагогических университетов. Успешное осуществление функции представительства является одним из условий авторитета руководителя образовательного учреждения. Важную роль в осуществлении этой функции играют профессиональная компетентность, опрятный внешний вид, спокойная манера поведения, уважительное отношение к коллегам, сдержанность в общении четкое и ясное изложение своих мыслей.

Важнейшим условием выполнения воспитательной функции руководителем образовательного учреждения является формирование и развитие коллегиальности в деятельности, максимальной включенности каждого члена педагогического коллектива в образовательный процесс, создание морально-психологического климата, основанного на деловом сотрудничестве и взаимопомощи. Межличностные отношения в коллективе, уровень их развития, модальность (эмоциональная окраска) отношений — индикатор реализации руководителем дан-

ной функции.

Психотерапевтическая функция раскрывает умение руководителя предотвращать и оперативно решать возникающие в коллективе конфликтные ситуации и устранять стресс-факторы. Эта сторона руководства в значительной степени влияет на результативность педагогической деятельности, повышая ее управленческо-воспи-тательный потенциал, предотвращая развитие в педагогическом коллективе деструктивных конфликтов.

Таким образом, реализация властных функций является необходимым условием и педагогической, и управленческой деятельности, что со временем приводит к изменению структуры личности и деятельности специалиста и развитию у него профессиональных деформаций. Добиться власти намного проще, чем ею распоряжаться и удерживать ее. Необходимо встраиваться в высокий темп жизни, ее изменений, формировать инструменты контроля, осуществлять прямую и косвенную регуляцию взаимодействия людей и системы общественных отношений, поддерживать оптимальный режим общественного существования.

Таким образом, власть, наряду с другими особенностями управленческой деятельности, становится фактором возникновения профессиональной деформации личности руководителя образовательного учреждения.

Деформирующее влияние власти и властных полномочий на личность руководителя обусловливает особые типы поведения, связанные с нежеланием:

1) разрешить коллегам или подчиненным разделить с ним действительную или предполагаемую власть;

2) получать советы относительно своих функций при осуществлении действительной или предполагаемой власти;

3) делегировать коллегам или подчиненным решение задач, которые, как убежден руководитель, принадлежат к его прерогативе власти;

4) консультироваться относительно собственных действий с теми, кто хотел бы разделить с ним власть;

5) информировать других относительно своего функционирования при осуществлении действительной или предполагаемой власти;

6) играть по чужим правилам, а наоборот, желанием изобретать и навязывать организационные системы функционирования другим действующим лицам [5]. Такие проявления снижают эффективность управленческой деятельности, препятствуют внедрению инноваций. Действенными направлениями профилактики и

коррекции профессиональных деформаций ской и аутокомпетентности руководителей,

являются: повышение управленческой ком- создание развивающей среды в образова-

петентности руководителей образователь- тельном учреждении.

ных учреждений, развитие психологиче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. БЕЗНОСОВ С. П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.

2. ЗЕЕР Э. Ф., СЫМАНЮК Э. Э. Психология профессиональных деструкций : учеб. пособие для вузов. Москва : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005.

3. ИСТОРИЯ советской психологии труда : тексты / под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носкова. М., 1983.

4. КОНФИСАХОР А. Г. Психология власти. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Питер, 2004.

5. ПЛАТОНОВ Ю. П. Социальная психология власти. Научное издание. СПб. : Речь, 2010.

6. СЫМАНЮК Э. Э. Профессиональные деструкции педагога : методология, теория и практика : прак-

тико-ориентированная монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.

7. СЫМАНЮК Э. Э. Психологические основания профессиональных деструкций личности : дис. ...

д-ра психол. наук. Самара, 2005.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Ф. Зеер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.