Научная статья на тему 'Владивостокская таможня в начале ХХ века: грани повседневности'

Владивостокская таможня в начале ХХ века: грани повседневности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ НАДЗОР / ОТМЕНА ПОРТО-ФРАНКО / СТРОИТЕЛЬСТВО КОММЕРЧЕСКОГО ПОРТА / ТАМОЖНЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляева Наталья Анатольевна

Рассматривается история Владивостокской таможни как отражение проблем и противоречий на Дальнем Востоке России в 1901–1915 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владивостокская таможня в начале ХХ века: грани повседневности»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Н.А. БЕЛЯЕВА

Владивостокская таможня в начале ХХ века: грани повседневности

Рассматривается история Владивостокской таможни как отражение проблем и противоречий на Дальнем Востоке России в 1901-1915 гг.

Ключевые слова: временный таможенный надзор, отмена порто-франко, строительство Коммерческого порта, таможня.

В мае 2011 г. исполняется 110 лет со дня учреждения Владивостокской таможни. Созданная высочайше утвержденным мнением Государственного совета 23 мая 1901 г. в связи с отменой порто-франко в Приамурском крае, таможня стала неотъемлемой частью жизни города. Однако процесс превращения Владивостока из «вольного порта» в порт с таможенной охраной был длительным и болезненным. Непростыми были и отношения таможни с сообществом предпринимателей, городскими властями и простыми городскими обывателями. Именно в таможне многие из них видели главную причину многочисленных проблем, которые обрушились на процветающий город в первые годы нового столетия: и удорожание жизни, и разорение мелких фирм, ведущих операции через Владивосток, и рост контрабанды, под напором которой буквально гибла легальная торговля.

Безусловно, имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют увидеть в истории одного государственного учреждения отражение всех проблем и противоречий ХХ в., на который пришлась основная часть истории первой на Тихом океане таможни. Однако история Владивостокской таможни может рассматриваться и как процесс своего рода «завоевания» города, не знавшего в течение четырех предшествующих десятилетий стеснений в торговле. Сегодня, когда таможня стала неотъемлемой частью экономической жизни, трудно представить, каким сложным был процесс ее вхождения в городскую повседневность.

БЕЛЯЕВА Наталья Анатольевна — доктор исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

Учреждение таможни означало конец целой эпохи, которая воспринималась современниками как эпоха процветания города и порта. В течение первого десятилетия своей истории таможне в лице ее руководителей и рядовых чиновников пришлось преодолевать недоброжелательное отношение не только купечества, но и городских и губернских властей, которым ее появление доставило на первых порах множество дополнительных проблем, в том числе и проблем с организацией жизни и быта таможенных чиновников и досмотрщиков.

Первые шаги таможенного надзора во Владивостоке прошли в условиях полной неготовности города к жизни в новых условиях. Несмотря на то, что вопрос об отмене порто-франко был заранее предрешен, к введению таможенного обложения оказалось не готово и само таможенное ведомство. Побывав во Владивостоке осенью 1901 г., его представители констатировали безрадостную картину: таможня не имела собственных складов и помещений для хранения и досмотра товаров; завезенные в большом количестве в преддверии отмены порто-франко грузы лежали в лужах под открытым небом на прилегающих к порту улицах; под открытым небом досматривались и хранились даже ценные товары1. Сама таможня не имела подходящего помещения — в четырех небольших комнатах размещался весь штат, 30 человек, и постоянно толпилась публика. Таможенники жаловались, что «от тесноты случаются пропажи документов»2. Малочисленный штат таможни не справлялся с потоком грузов даже несмотря на временно введенные упрощенные таможенные формальности. Из-за нехватки чиновников оформление грузов большого каботажа задерживалось на недели, и на несколько дней — выкладка пошлин, выдача квитанций. Чиновники не могли лично присутствовать при досмотре, а потому велика была опасность злоупотреблений «в широком размере, так как казенный интерес зависит от степени добросовестности досмотрщиков»3, — обо всем этом сообщал в Петербург направленный департаментом таможенных сборов во Владивосток «для принятия самых решительных мер к устранению возникших там беспорядков» и занявший вскоре должность управляющего таможней А.В. Волынцевич-Сидорович.

В этих условиях естественным было резко негативное восприятие таможни владивостокскими предпринимателями и местной администрацией. Владивостокский биржевой комитет буквально забросал Министерство финансов телеграммами с жалобами на местные «таможенные неурядицы». Однако и таможенники, и предприниматели, и городские власти, обвиняя друг друга в таможенных неурядицах в порту, были заинтересованы в налаживании нормальной работы таможни.

1 Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф. 21. Оп. 1. Д. 646. Л. 21 об.

2 Там же.

3 Там же. Л. 22 об.

В связи с многочисленными жалобами купечества на задержки с досмотром товаров, доставляемых морским путем из пределов европейской России и заграницы — на «крайнюю медленность» в досмотре товаров в таможне, разного рода волокиту при выпуске товаров — в июне 1901 г. по инициативе и под председательством вице-губернатора Приморской области Я.П. Омельяновича-Павленко было созвано специальное совещание, акт которого был направлен не только Приамурскому генерал-губернатору, но и самому министру финансов С.Ю. Витте.

Проведенный вице-губернатором осмотр мест хранения и досмотра товаров выявил полное несоответствие условий деятельности таможни статусу этого государственного учреждения и интересам крупнейшего на Тихом океане российского порта. Так, в акте о технологии таможенного досмотра сообщалось следующее: «Помещение в бетонном пакгаузе (арендуемом фирмой «Бриннер, Кузнецов и К°»), занятом таможней для досмотра товаров, приспособлено только для временного хранения товаров, но никак не для досмотра таковых, но в этом пакгаузе раскупориваются места с товарами, сортируются по роду товары для определения пошлины, товары раскладываются на грязном полу или на тюках товарных мест в полутемном, до известной степени сыром помещении. При разборке товаров, особенно мелочей, и притом нередко значительной стоимости, требующих крайне бережного обхождения, происходит порча таковых от грязи, пыли. Товары перепутываются так, что грузополучатель впоследствии и не в состоянии разобраться по своим документам с выпущенными из таможни товарами и расценить таковые для продажи... В помещении полутемном, неприспособленном, и притом стесненном грузами, доставленными для досмотра, чины таможни в течение одного дня при самой усиленной работе по досмотру могут досмотреть подробно не более нескольких десятков товарных мест, досмотр тюковой тянется по целым неделям иногда и месяцам для одного какого-либо грузополучателя, при таких условиях таможенный досмотр дает возможную порчу, утрату досматриваемых товаров и потерю времени для торговцев и грузополучателей»4.

Участники совещания пришли к выводу о необходимости принятия срочных мер как со стороны казны (государства), так и со стороны городского управления. Эти меры заключались в увеличении штата таможни, постройке за казенный счет и счет города складов и пакгаузов, выделении для этих целей земельных участков. Было ясно, что без совместных усилий в этом направлении — никакие перемены к лучшему во Владивостокской торговле невозможны.

Сразу после совещания владивостокское купечество инициировало вопрос о строительстве городским самоуправлением складских помещений. Для таких крупных фирм, как «Бриннер, Кузнецов и К°» и «Кунст и Альберс», это

4 Таможня на Тихом океане. Документы и материалы. Вып. 4. Владивостокская таможня. Владивосток, 2007. С. 32-33.

было связано с уменьшением накладных расходов и рациональным использованием финансовых ресурсов, поскольку именно в арендованных ими у города пакгаузах на городской набережной вела свои операции таможня. При этом предприниматели, не используя помещения в своих интересах, платили немалую арендную плату (6 тыс. р. в год). Город же был заинтересован в ликвидации антисанитарного состояния городской пристани. «Проезжее пространство между пакгаузами на городской пристани представляет невозможную грязь, канавы, предназначенные для спуска воды, заплыли и засорены, вода почти не стекает, — отмечали участники совещания. — Санитарное состояние пристани вследствие недостаточности правильно устроенных ватер-клозетов и отсутствия писсуаров при массе ежедневно работающего люда на пристани положительно невозможное»5.

Городская дума по представлению военного губернатора Приморской области Н.М. Чичагова 13 июля 1901 г. приняла решение о строительстве на набережной Коммерческого порта пяти пакгаузов за счет полукопеечного и ластового сборов. Строительство каждого пакзауза из оцинкованного железа площадью 75 кв. м обходилось в 6 тыс. р. В связи с тем, что ластовый и полукопеечный сбор были уже использованы на благоустройство улиц, а имевшийся у города «запасной капитал» потрачен на обустройство базара на Семеновском покосе, предполагалось вести строительство за счет средств, выделяемых городу на «отбывание воинской квартирной повинности», возвратить которые город обязался в течение трех лет из расчета 10 тыс. р. в год7. К строительству пакгаузов планировалось приступить «незамедлительно» после получения официального разрешения на безвозмездное пользование территорией Коммерческого порта.

Период перехода от временного таможенного надзора, действовавшего во Владивостоке с 4 июня 1899 г., к таможне завершился без малого через год после учреждения таможни. С 1 марта 1902 г. Владивостокская таможня начала функционировать в полном объеме в соответствии с нормами российского таможенного законодательства. Побывавший во Владивостоке летом того же года директор Департамента таможенных сборов Н.И. Белюстин застал механизм взаимодействия таможни и города все еще в зачаточном состоянии. Купечество жаловалось на некомпетентность и бюрократизм таможни, таможенники — на купеческий правовой нигилизм. Нежелание местных предпринимателей постигать азы таможенного дела, элементарная правовая неграмотность вели к существенному ущербу торговле. Многие купцы, доставляя в край российские товары, попросту игнорировали необходимость предоставления документов из отпускной таможни, подтверждающих их российское происхождение. В результате эти товары проходили таможенное оформление в полном объеме наравне с иностранными, ввезенными из за-

5 Там же. С. 37.

6 Территория нынешней Спортивной гавани.

7 Там же. С. 45-47.

границы. Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков во всеподданнейшем отчете за 1901-1902 гг. отмечал, что таким задержкам «подвергались, между прочим, грузы интендантские и артиллерийские, как например, лафеты, снаряды, порох, также грузы местного происхождения, как, например, сахалинский лес»8.

Но и сами таможенники понимали, что жалобы местных купцов на тяготы таможенного обложения и в первую очередь задержку выпуска товаров в свободное обращение вполне справедливы. Больше всего нареканий вызывала громоздкость, «жестокость» и длительность процедуры таможенного оформления. Не устраивало купечество и отсутствие таможенной артели (в единственной таможне в стране), а также полное незнание таможенными чиновниками местных условий, например, особенностей местного климата. Малочисленный штат был неспособен «выдерживать сроки прохождения товаров» через таможню. Спустя два месяца после «открытия действий» таможни А.В. Волынцевич-Сидорович телеграфировал в Департамент таможенных сборов: «Весь состав крайне утомлен; постоянно несколько больных; досмотрщики третий месяц несут службу все праздничные и воскресные дни по разгрузке судов и приему товаров. Лучшие из них оставляют службу»9. Малочисленность штата таможни признавалась всеми сторонами одним из факторов, препятствующих ее нормальной работе. С предложениями об его увеличении неоднократно обращался к министру финансов Владивостокский биржевой комитет, военный губернатор Приморской области и Приамурский генерал-губернатор.

Находившийся во Владивостоке в июле-августе 1902 г. директор Департамента таможенных сборов Н.И. Белюстин внимательно изучил все жалобы местного купечества, потребовав у управляющего таможней и Заамурско-го таможенного инспектора пояснений по существу каждой из них. Проведенная директором первая в истории Владивостокской таможни ревизия позволила сформулировать инструкции для совершенствования таможенного надзора в конкретных условиях Владивостока. Большая часть рекомендаций, 26 пунктов, касалась таможенного оформления. Внимание местных таможенников было обращено на необходимость сообразовывать общие таможенные постановления со сложившимися «в порте обычаями»10. По возвращении в столицу Н.И. Белюстин способствовал принятию решений, направленных на устранение тех недостатков, которые справедливо вызывали раздражение местного купечества. Именно по его инициативе штаты Владивостокской таможни были увеличены, что помогло несколько смягчить ситуацию.

Перелом в отношениях таможни и местного купечества связан с посещением Владивостока министром финансов С.Ю. Витте в сентябре 1902 г. За три дня пребывания в городе (26-28 сентября) министр успел встретиться

8 Таможня на Тихом океане. Вып. 4. С. 90.

9 РГИА. Ф. 21. Оп. 1. Д. 646. Л. 23.

10 Там же. Л. 33.

с представителями местного купечества, решить целый ряд частных ходатайств. Но предметом его особого внимания была таможня, которую он посетил в первый же день визита, внимательно осмотрев «складочные помещения» на Коммерческой набережной, Шлюпочной пристани, мысе Эгершельд. В беседе «с глазу на глаз» с окружным инспектором и управляющим таможней министр выразил одобрение деятельности чинов таможенного ведомства, высказал мнение «о необходимости поднять на надлежащую высоту материальное положение и нравственный уровень чинов местной таможни»11. В тот же день С.Ю. Витте принял участие в собрании владивостокского биржевого купечества, городских властей и представителей таможенного ведомства и КВЖД. Выступая перед участниками собрания, он отметил, что вызываемая нарекания «медленность делопроизводства» таможни и ее излишняя требовательность во многом объясняются не действиями отдельных чиновников, а характером самой таможенной службы, являющейся «строго формальной». Достаточно резко министр высказался в отношении позиции городских властей, которые, сосредоточившись на критике таможни, не пытались улучшить ее реальное положение. В частности, городом так и не был решен вопрос об отведении участка земли под собственное здание таможни в «удобном и центральном месте». Помещения, в которых Владивостокская таможня была вынуждена работать, не соответствовали «как деятельности и значению этого правительствующего учреждения», так и служебному положению ее чинов12. С.Ю. Витте настаивал на скорейшем окончании работ по обустройству Владивостокского коммерческого порта и выделении таможне участка на Коммерческой набережной. Интересы таможенного ведомства во временном комитете Владивостокского коммерческого порта было поручено представлять управляющему Владивостокской таможней.

Знакомство высших сановников империи с реальным положением Владивостокской таможни способствовало решению важнейшей кадровой проблемы. К началу 1903 г. организационный период в деятельности Владивостокской таможни был полностью завершен. По количеству штатных чиновников (46) и таможенных досмотрщиков (150) Владивостокская таможня приближалась к крупнейшим портовым таможням империи. В ее распоряжении находились склады и пакгаузы, а штаты были укомплектованы опытными чиновниками, переводившимися сюда из таможен Царства Польского — одного из самых «контрабандоопасных» районов империи. Однако вопрос о постройке самого здания таможни так и не был решен. Расположение кассы и бухгалтерии в отдалении от товарных складов создавало многочисленные проблемы не только для чиновников, но и для купцов, нынужденных «бегать» из одного конца города в другой.

Таможенники винили в таком положении городские власти. Выступая на созванном Приамурским генерал-губернатором Д.И. Суботичем в 1903 г.

11 Там же. Д. 780. Л. 38.

12 Там же. Л. 37 об.

IV съезде сведущих людей, инспектор Заамурского таможенного района С.Н. Латкин подчеркивал, что именно «в этом приходится винить лишь город, который несмотря на неоднократные мои ходатайства и даже на указание, сделанное в прошлом году бывшим министром финансов, не желает отвести таможенному ведомству необходимого участка земли, который у него есть совершенно свободный на шлюпочной пристани с выходом на Светланскую и который был бы вполне удобен как для купечества, так и для таможни, так как выстроенное здесь таможней здание находилось бы в центре всех складочных помещений и вместе с тем было бы в центре города и пристаней»13. Однако решение ставшего больным вопроса о земельном участке в центре города под строительство собственного помещения для таможни вскоре было отложено до лучших времен.

Начавшаяся в январе 1904 г. русско-японская война и последовавшее 1 мая временное восстановление порто-франко коренным образом изменили условия и содержание деятельности Владивостокской таможни, сведя их к функциям временного таможенного надзора (1899-1901 гг.) — контролю за ввозом подакцизных товаров. И только после завершения войны в условиях широкого обсуждения вопроса о судьбе порто-франко таможня начала готовиться к развертыванию своих операций. Следующая и на этот раз окончательная отмена порто-франко с 1 марта 1909 г. не застала ее неподготовленной, но условия деятельности таможни оставались тяжелыми. Основания для такого вывода дает и первое обследование таможни, проведенное осенью 1907 г. по поручению Приамурского генерал-губернатора чиновником А.М. Казари-новым. В составленной по итогам ревизии докладной записке отражены все изменения в таможенной инфраструктуре.

На момент обследования в распоряжении Владивостокской таможни находились два пакгауза на Коммерческой пристани, а также три небольших площадки. В пакгаузах и на одной из площадок складывались, досматривались и хранились подакцизные товары. На остальных двух площадках производилась сортировка и проверка выгружаемых из пароходов грузов, выпускаемых без оплаты акцизов. Кроме того, для досмотра чаев, облагаемых пошлиной и оплачиваемых во Владивостоке и следовавших транзитом в Сибирь и Европейскую Россию, таможня имела помещения и площади на мысе Эгершельд14. По мнению управляющего таможней, этих помещений было все еще недостаточно для функционирования таможни. В случае отмены порто-франко таможне потребуется еще три пакгауза, расположенных здесь же на Коммерческой пристани площадью 120 кв. саженей каждый, а также строительство еще одного пакгауза и крытого навеса. Местное купечество было еще менее оптимистичным в оценке таможенных перспектив. Представители бизнеса отмечали, что из 589 тыс. т грузов, доставленных во Владивосток

13 Труды IV Хабаровского съезда, созванного Приамурским генерал-губернатором Д.И. Суботичем. Хабаровск, 1903.С. 209.

14 Таможня на Тихом океане. Вып. 4. С. 90.

в 1906 г., в складских помещениях нуждались 130 тыс. т, при этом город мог обеспечить лишь 15 тыс., а таможня и того меньше — 7 тыс. т15. Прогнозируемое увеличение грузов, доставляемых по КВЖД, делало эту перспективу еще более безрадостной. Выход виделся всем в развитии Коммерческого порта — строительстве пристаней, пакгаузов, создании «опытной таможенной артели», а также в расширении полномочий самой таможни в решении конкретных вопросов, отнесенных действующим законодательством к компетенции Департамента таможенных сборов. Вывод, к которому пришел чиновник А.М. Казаринов в результате изучения положения таможни, был однозначен: «ни порт, ни таможня, ни порядок не соответствуют ни тем потребностям, ни тем задачам, кои назрели». С ним вполне солидарен и управляющий Владивостокской таможней И.К. Ковалевский, сообщавший «о крайней необходимости скорейшего устройства особого здания с помещениями для досмотра пассажиров, или, правильнее сказать, их ручного и квитанционного багажа». Отсутствие подобных помещений создавало неудобство для всех пассажиров. Кроме того, нужен был закрытый навес для досмотра вещей приезжающих в громадном количестве сюда китайцев16. Владивостокское купечество в подавляющем большинстве считало, что и самой таможне место на территории Коммерческого порта, где рядом со зданием Корабельной конторы оставалась свободная площадка. Однако руководство таможни, поддержанное Департаментом таможенных сборов, пыталось решить вопрос о выделении участка земли в центре города, что более соответствовало статусу важного государственного учреждения.

С 1 января 1907 г. у торгового дома «М. Пьянков с бр.» на три года было арендовано под таможню и квартиру управляющего помещение в каменном доме по ул. Светланской, 41 (ныне Светланская, 43). Таможня занимала 17 комнат и платила арендную плату в 11,5 тыс. р. в год. Дом был оборудован электричеством и паровым отоплением, однако не вполне отвечал требованиям — само помещение располагалось на третьем этаже здания с общим входом. Расположение комнат не соответствовало «общепринятому в таможне порядку, вызываемому таможенными операциями»17. Таможенные чиновники жили далеко, что затрудняло нормальную работу таможни. Под квартиры досмотрщиков (20 комнат) использовалось «уступленное» обществом КВЖД здание на мысе Эгершельд. Таможенный инспектор С.Н. Латкин по поручению Департамента таможенных сборов неоднократно обращался к Владивостокской городской управе с ходатайством «об уступке» участка земли для таможни. Но всякий раз ходатайства отклонялись под предлогом, что все имеющиеся свободные участки нужны городу.

Наконец, 24 апреля 1908 г. Владивостокская городская дума подтвердила решение городской управы о передаче таможне участка земли на Берего-

15 Там же. С. 91.

16 Там же. С. 96.

17 РГИА. Ф. 21. Оп. 1. Д. 670. Л. 1 об.

вой улице рядом с городскими пакгаузами, на котором предполагалось возвести трехэтажное здание таможни. При этом участок передавался только в аренду на 12 лет с правом ее продления. В случае закрытия таможни все расположенные на участке помещения переходили в собственность города. Казалось, теперь таможенное ведомство получило возможность построить здание в центре с квартирами для чиновников и оборудованными помещениями для работы. Но сам участок представлял собой косогор и не вполне устраивал таможню. Требовала времени и экспертиза, которая должна была дать ответ на вопрос о возможности возведения на участке трехэтажного здания. Однако вскоре представился случай решить вопрос со строительством здания для таможни и без участия города.

В фонде Департамента таможенных сборов Российского государственного исторического архива (РГИА) в Санкт-Петербурге сохранилось дело под названием «О передаче таможенному ведомству железнодорожного участка земли в г. Владивостоке». Первые его документы датированы 26 июля 1909 г., последние — 3 сентября 1915 г. Представленные на 117 листах документы: межведомственная переписка, протоколы городской думы Владивостока, журналы особых совещаний в городах Санкт-Петербурге и Владивостоке, докладные записки, и др. — позволяют воссоздать историю появления во Владивостоке первого собственного здания таможни — в центре города на одной из центральных улиц, Алеутской18.

Первый шаг к окончательному решению вопроса был сделан 5 августа 1908 г., когда окружной таможенный инспектор С.Н. Латкин поставил перед Департаментом таможенных сборов вопрос «о передаче таможенному ведомству под постройки здания для Владивостокской таможни и квартир ее чинов свободного железнодорожного участка, расположенного по Алеутской улице (между зданием областного Правления и Ланинской улицей)». Участок идеально соответствовал требованиям — находился вблизи порта и железнодорожного вокзала. 24 января 1909 г. департамент впервые «снесся» по этому вопросу с Правлением общества КВЖД. Начался долгий процесс согласований и переговоров.

Постепенно таможенное ведомство окончательно уверилось в том, что участок на углу Алеутской и Ланинской улиц представляет собой единственное место, подходящее для строительства здания Владивостокской таможни. Поскольку участок принадлежал Уссурийской железной дороге и лишь находился в распоряжении КВЖД, пришлось согласовывать вопрос с Министерством путей сообщения. Затем КВЖД потребовала предоставления ей равноценного участка из числа принадлежащих таможне на Эгершель-де. Выполнение этого требования стало возможным после сложных переговоров с военным ведомством, в годы русско-японской войны занявшим выделенный еще в 1899 г. таможне участок на Эгершельде.

18 Ныне в этом здании по ул. Алеутская, 16 размещаются отделы администрации Приморского края, а также Приморская торговая палата.

В окончательном решении вопроса были задействованы высшие чиновники Министерства финансов и КВЖД — директор Департамента таможенных сборов С.Д. Ган, товарищ председателя правления Общества КВЖД А.Н. Вентцель и др. Для окончательного согласования позиций было созвано Особое совещание в Санкт-Петербурге под председательством С.Д. Гана, в котором приняли участие представители всех заинтересованных ведомств. Совещание признало «желательным» передачу железнодорожного участка площадью 4250 кв. саж. в обмен на принадлежащий таможне участок на территории Коммерческого порта. Все расходы, связанные с перемещением имущества КВЖД, брало на себя таможенное ведомство. Соответствующее представление было внесено в Совет министров 15 марта 1911 г. и обсуждалось на заседании Совета министров в июне того же года. Решение Совета министров о разрешении обмена получило высочайшее одобрение 18 июля 1911 г.

Последний документ в архивном деле — письмо директора Департамента таможенных сборов управляющему Владивостокской таможней от 3 сентября 1915 г., в котором сообщается о полном возмещении расходов железной дороги, связанных со сносом и переносом строений, в размере 3948 р. 25 к.19 К этому времени строительство здания таможни завершалось. А с ним завершался процесс ее превращения в неотъемлемую часть повседневной жизни города и порта.

19 Там же. Л. 117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.