Персоналии
ВЛАДИМИРУ СТЕПАНОВИЧУ ДАНЮШЕНКОВУ - 60 ЛЕТ
Владимир Степанович Данюшенков родился 29 апреля 1951 г. в городе Армавире Краснодарского края в семье интеллигентных, глубоко порядочных людей. Царившие в семье чувства уважения, согласия и любви навсегда остались для Владимира Степановича приоритетными жизненными ценностями. Страстное увлечение со школьных лет различными видами спорта — легкой атлетикой, лыжами, гандболом — способствовало воспитанию черт настоящего лидера — упорства, воли к победе, спортивного азарта и бесстрашия.
После окончания восьмилетней школы в г. Шах-терске на Сахалине в 1965 г. В. С. Данюшенков уезжает в Комсомольск-на-Амуре и становится студентом самолетостроительного факультета политехнического техникума. Незаурядные интеллектуальные способности Владимира Степановича позволили ему, обучаясь на III курсе техникума, одновременно экстерном закончить вечернюю среднюю школу и в 1969 г. поступить в педагогический государственный институт. Уже обучаясь на III курсе физического факультета, В. С. Данюшенков работает в должности лаборанта кафедры общей физики, ему доверяют проведение практических занятий для однокурсников. Даже в период военной службы на острове Даманском В. С. Данюшенков находит силы и время для подготовки к кандидатскому экзамену по философии. После возвращения из рядов вооруженных сил в 1974 г. трудовая деятельность Владимира Степановича продолжается в должности учебного мастера кафедры общей физики педагогического института г. Комсомольск-на-Амуре. В это время окончательно утверждаются научные интересы молодого преподавателя, связанные с методикой обучения физике.
С 1 октября 1976 г. В. С. Данюшенков становится аспирантом Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. 1 ноября 1979 г. после успешной защиты кандидатской диссертации на тему «Осциллографирова-ние в курсе физики средней школы» начинается «вятский период» жизни молодого ученого. В нашем университете пройден путь от должности ассистента кафедры общей физики до доктора педагогических наук, профессора Вятского государственного гуманитарного университета, члена-корреспондента Российской академии образования. Ещё до поступления в докторантуру (1992 г.) В. С. Данюшенковым опубликовано 20 научных работ в центральных журналах «Квант», «Физика в школе», «Новые исследования в педагогических науках», написаны сценарии к ряду учебных фильмов студии «Школфильм». Яркой страницей
в научной жизни Владимира Степановича является его деятельность на Кубе (в 1988 г. командирован на 2 года) в качестве преподавателя-консультанта, заведующего кафедрой физики педагогического института им. С. Бланко. В этот период ученым написано учебное пособие по истории физики, учебник по дидактике физики, опубликовано 6 статей в различных авторитетных журналах. Возвратившись в Киров, В. С. Данюшенков в 1996 г. блестяще защищает докторскую диссертацию на тему «Целостный подход к формированию познавательной активности личности в обучении». К этому времени Владимиром Степановичем опубликовано 18 книг, значительная часть из которых вышла в центральных издательствах. Идеи системно-целостного подхода в образовании остаются актуальными по сей день. В 1996 г. молодой доктор с высоким творческим и административным потенциалом назначается проректором по научной работе Вятского государственного педагогического университета. Научный авторитет В. С. Да-нюшенкова неуклонно возрастает: ученый выступает на международных конференциях; участвует в международных программах «Наука вокруг Европы», «США в помощь образовательным реформам России» и т. д.; становится вице-президентом ассоциации учителей физики Российской Федерации, академиком Академии педагогических и социальных наук России.
С мая 1999 г. по февраль 2010 г. В. С. Данюшенков работает ректором ВятГГУ. В этот период в нашем вузе произошли значительные перемены, кардинально изменившие структуру, идеологию и
роль вуза в подготовке высокопрофессиональных кадров, способных оказать заметное влияние на экономику региона, его науку, образование и культуру. Вуз приобрел статус классического гуманитарного университета и укрепил свои позиции также в области проведения фундаментальных и прикладных научных исследований. Владимир Степанович - руководитель научной школы «Развитие личности посредством формирования познавательной активности в процессе обучения», которая сегодня интенсивно развивается. Под его руководством ежегодно разрабатывается более десятка исследовательских проектов для различных фондов. Владимир Степанович являлся и является руководителем таких грантов, как Г02-2.2.-20 МО РФ «Роль и место адаптивных технологий в системе активизации познавательной деятельности учащихся сельских школ» (2002-2004 гг.); проект «Университеты России» № УР.10.01.014 «Исследование специфики влияния интегрированного и дифференцированного обучения на формирование познавательной активности школьника в условиях сельской школы» (2002-2003 гг.); ГРНТИ 14.25.07 «Исследование эффективности применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению в сельской школе» (2005-2009 гг.); ГРНТИ 14.25.07 (2.1.10) «Исследование принципов и закономерностей функционирования дея-тельностно-компетентностного обучения в новой сельской школе» (2010-2013 гг.); тематический план университета «Исследование закономерностей формирования познавательной активности обучающихся в инновационной образовательной среде» (2009-2011 гг.) и др.
Владимир Степанович стоял у истоков создания Волго-Вятского регионального научно-образовательного центра Российской академии образования в 2006 г., председателем которого он является и руководит научно-исследовательской деятельностью Центра по двум комплексным направлениям: «Модернизация сельских школ Волго-Вятского региона» (линия - Модернизация предметного обучения в режиме профилизации сельских школ Волго-Вятского региона); «Организация регионального образования с позиций концепции развития личности на основе формирования познавательной активности» (линия -Реализация новой образовательной инициативы «Наша новая школа» в образовательных учреждениях Волго-Вятского региона).
В 2009 г. В. С. Данюшенков становится лауреатом Премии Правительства Кировской области в области образования за комплект двух учеб-
ных пособий «Технология разноуровневого обучения физике для сельской школы». Под руководством Владимира Степановича продолжается создание учебно-методического комплекта по естественнонаучному направлению для сельской школы. Следует особо подчеркнуть достойный вклад В. С. Данюшенкова и его учеников в развитие педагогики и дидактики современной сельской школы, в частности малочисленного образовательного учреждения села. Это ставшие уже известными не только в России, но и за рубежом идеи по разработке технологий обучения в условиях малой наполняемости класса (в 2010 г. опубликовано учебное пособие «Технология обучения в малочисленной сельской школе на основе ин-тегративно-дифференцированного подхода» на английском языке), приемам, средствам и дидактическим системам обучения, активизирующим познавательную активность обучающихся; вопросам гражданского воспитания сельских школьников и др. Только в серии «Сельская школа» под научной редакцией ученого за последние 4 года сделано 9 выпусков совместных с учителями-экспериментаторами сборников научно-методических трудов и учебных пособий, которые представляют собой ценное методическое и психолого-педагогическое обобщение опыта работы современной сельской школы. Развитие данного направления научной деятельности является приоритетно важным в условиях умирания сел и деревень России. Это поистине настоящее служение своему Отечеству и Вятскому краю.
Заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки РФ, удостоенный медали К. Д. Ушинского, член-корреспондент Российской академии образования, Владимир Степанович Данюшенков - руководитель нового типа, крупный ученый (опубликовал более 200 научных трудов, является председателем диссертационного совета по специальности 13.00.01, членом диссертационного совета по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения; под его научным руководством защищено 25 кандидатских и 5 докторских диссертаций); незаурядный хозяйственник, любящий глава семейства, разно-стороний и широкообразованный человек.
Поздравляем Владимира Степановича с юбилеем и выражаем искреннее восхищение его профессиональной компетентностью, активной жизненной позицией, неиссякаемой энергией. Творческого вдохновения и благополучия, разработки новых идей, крепкого здоровья и долголетия Вам, Владимир Степанович!