Научная статья на тему 'Владимир соловьёв, Пьер Тейяр де Шарден и современное информационное общество'

Владимир соловьёв, Пьер Тейяр де Шарден и современное информационное общество Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир соловьёв, Пьер Тейяр де Шарден и современное информационное общество»

К.Л. ЕРОФЕЕВА

Ивановский государственный энергетический университет

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ, ПЬЕР ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН И СОВРЕМЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Основная для всего творчества B.C. Соловьёва идея всеединства оказалась как нельзя более актуальной и эвристически продуктивной для эпохи информационного общества. Именно этим, в частности, объясняется всплеск интереса к тем мыслителям прошлого, которые разрабатывали и развивали эту идею. Положенный в основу всей философской системы B.C. Соловьёва принцип всеединства исключительно близок концепции другого религиозного, но не ортодоксального церковного мыслителя -Пьера Тейяр де Шардена. Соловьёв как представитель православия и Тейяр как представитель католического христианства размышляли над традиционными богословскими проблемами: их волновали вопросы соотношения человека и Бога, направления и завершения истории, теодицеи. Отдельного исследования заслуживает тема женской ипостаси божества, Софии, взятая в сопоставлении в творчестве обоих авторов. Показательно, что и в биографиях двух религиозных мыслителей прослеживается немало параллелей.

Как и Владимир Соловьёв, французский мыслитель развивает свои идеи духовного объединения человечества в связи с критикой современных ему тенденций в культуре. Конец XIX -начало XX веков - это время не только бурного научно-технического прогресса и глобальных социальных потрясений, оно также отмечено нарастанием тенденций индивидуализма, зародившегося еще в эпоху европейского Возрождения, но получившего на рубеже XIX - XX веков новую историческую форму. Оба мыслителя уделяли критике индивидуализма большое внимание, показывали его бесперспективность и антропологическую несостоятельность. При этом оба понимали приближение к состоянию единства как эволюцию, как длительный и трудный процесс.

Еще одна важнейшая, фундаментальная тема, присутствующая в творчестве обоих христианских мыслителей, - тема

любви. Именно в ней проявляется вся диалектика соотношения личностного и универсального начал, глубоко осмысленная и прочувствованная каждым из этих авторов. Будучи подлинно христианскими мыслителями, Соловьёв и Тейяр основываются на идеале любви, представленном в Новом Завете (Нагорная проповедь, первое послание апостола Павла коринфянам). Однако акценты в этой теме у каждого мыслителя расставлены по-разному.

Все названные особенности идей двух христианских мыслителей отвечают объективным потребностям общества информационной эпохи. Современная информационная цивилизация предоставила небывалые возможности для духовного синтеза человечества. Существование в условиях глобальных сетей создает новые формы общности единомышленников. В частности, появляется возможность выработки «снизу» новой идеологии. Основным принципом её может и должен стать принцип всеединства, переосмысленный с учетом новых социальных и антропологических проблем.

М.В. МАКСИМОВ

Ивановский государственный энергетический университет

АЛЕКСАНДР МЕНЬ И СОЛОВЬЁВСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

При всём многообразии и богатстве исследовательской литературы, посвященной выдающемуся мыслителю XX века протоиерею Александру Меню, сегодня мы вполне определённо можем констатировать существование явного пробела в изучении и реконструкции его философских взглядов.

При этом многие исследователи признают, что фигура А. Меня сопоставима по масштабам деятельности и глубине учения с такими выдающимися мыслителями нашего времени, как знаменитый католический философ Жак Маритен, выдающийся православный мыслитель Оливье Клеман, энергичный поборник католицизма Г.К. Честертон, кардинал Люстиже, Поль Клодель, митрополит Антоний Блум, выдающийся польский католический поэт Р. Брандштеттер и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.