ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СЪЕЗД ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН; ЕГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РЕЗОЛЮЦИИ. 25 АПРЕЛЯ - 3 МАЯ 1917 Г.1
ЦГА РСО-А. Ф. 143. Оп. 2. Д. 341. Л. 1-14.
29 марта сего 1917 г. Епископом Владикавказским2 было предложено чрез Духовную Консисторию самоопределиться духовенству и мирянам в целях, задачах и платформе предстоящего Съезда и в сроке его созыва. Таким сроком было назначено 25 апреля. К тому числу съехалось во Владикавказ довольно значительное число как делегатов и выборных от благочинниче-ских округов Епархии, так и не малое число духовенства и мирян - без полномочий, по личному желанию. Среди съехавшихся можно было увидеть нескольких благочинных, нескольких о.о. председателей бывших раньше Епархиальных съездов и депутатов
1 Документ публикуется в сокращении.
2 Имеется в виду епископ Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов) (1867 - после 1923) - на Владикавказскую кафедру прибыл 28 января 1917 г. Участвовал в Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. На Соборе был заместителем председателя Отдела по «Устройству Православной Церкви в Закавказье в связи с объявлением грузинами автокефалии своей Церкви». Во время Гражданской войны поддержал белую армию. В 1919 г. епископ Макарий участвовал в работе Юго-Восточного Собора, организованного генералом Деникиным в Ставрополе. В 1920 г. подвергся суду советской власти по обвинению в контрреволюции и сокрытии ценностей в церкви. Тем не менее, реального наказания епископ избежал. В феврале 1921 г. епископ Макарий по вторичному обвинению в контрреволюционной деятельности арестован и препровожден в лагерь. 17-18 апреля 1921 г. состоялся очередной суд, который приговорил епископа Макария к пяти годам лишения свободы в лагерях принудительных общественных работ. Но в конце мая преосвященного Мака-рия освободили. В 1922 г. он возглавил Пятигорское викариатство, став местным лидером обновленческого раскола. Последующие годы жизни неизвестны.
на этих съездах; явились священники, диаконы, псаломщики, церковные старосты, казаки и не казаки - миряне, прибыли и законоучители гимназий, явились и делегаты от духовных учебных заведений в епархии, явились представители и черного духовенства в лице Настоятелей и Настоятельниц монастырей и рядовых монахов и монахинь; отрадно было видеть среди выборных и делегаток - женщин; явились осетины и грузины; не было только делегатов и выборных от Духовной Консистории.
Нужно заметить, что далеко еще до назначенного срока съезда Духовенства и мирян сформировался и открыл свои занятия временный комитет из градского духовенства г. Владикавказа, под председательством священника Богоявленского. Этим временным комитетом разработаны были те вопросы и предначертания, какие имели быть рассматриваемы на предстоящем Съезде, т.е. была выработана общая платформа и программа Съезда. Для заседаний съезда был отведен зал в здании соборной церковно-приходской школы, а корпорация мужского духовного училища предложила для съехавшихся из епархии священников, клириков и мирян помещение в здании училища, там же в их распоряжение была предоставлена ученическая столовая, прислуга и комната для заседаний президиума и комиссий.
В 11 часов утра 25 апреля был отслужен архиерейским служением молебен пред открытием Съезда, явились делегаты и посторонние. Молебен было отслужен Его Преосвященством вместе с духовенством, среди которого было не мало и делегатов Съезда. По окончании молебна все делегаты Съезда и посторонние с Архипастырем отправились в здание соборной школы.
Съезд духовенства и мирян был открыт таким приветственным словом Его Преосвященства:
Христос Воскресе!
«Воистину да воскреснет Христос в мыслях и в жизни нашей, чтобы его святой закон праведной жизни всегда всюду озарял наши христианские отношения друг к другу и ко всем ближним, и чтобы вверенная нашему духовному руководительству братия и сестры видели в нас прежде всего проявления смирения и святых дел. Вашему преосвященному вниманию предоставляется (перечень, круг?) вопросов, касающихся лучшей вашей организации церковной жизни (отношение?) к переживаемым событиям. Не сомневаюсь, что вы будете касаться (души?) всякого церковного человека внутренней святыни, которою должны освящаться отношения между пастырями и пасомыми, и вы выработаете ряд добрых мер, которых нужно свято держаться, чтобы не разорялось великое духовное строительство Божие. Не скроем по совести, что некие от нас, под влиянием житейских причин, несколько отошли от Христовой правды, и стали под уровень того нравственного облика, которым едва отличаются от мирского, подавленного насущными заботами человека. Это сознают пасомые и, не встречая в нас духовного богатства в благодатном воздействии на переживаемое горе и нужду, идут иногда к тем людям, кого считают духовно-опытными (старцы и затворники), хотя и не богатыми мирскими познаниями. И нередки бывают случаи уловления доверчивых душ в сети сектантства, где их стараются встретить с радушием.
Надо нам сознаться, что в полемике с сектантами наша Миссия большею частию упражняется в диалектике, но этот способ может убеждать только ум. У совести же - этого главного начала положительных решений в человеке - есть свои законы, преодолевать кои диалектика не в силах. Это положение сознают многие пастыри с болью в сердце, но у них были свои причины, чтобы оправдывать установленный способ. Теперь же, когда появилась воз-
можность взять все духовное устроение по смыслу церковному в более опытные руки, вы нравственно обязаны нежелательные явления и все силы направлять к тому, чтобы создать действительно светлую жизнь в церковном единении пастырей и пасомых.
Имейте же мужество поставить вопрос о том, какие меры выработать к тому, чтобы пастырям и клиру Православной Церкви Божией быть образцом для верных христианскому идеалу, и какие меры нужны для нравственного облика служителей храма. Мне могут сказать, что это дело совести отдельной личности, ответственной пред Богом как за себя так, так и за грехи вверенной паствы. Но неоспорима и та истина, что всякое дело пойдет гораздо успешнее, если делается сообща, и в нравственном подвиге каждый искренний работник будет сознавать себя несравненно сильнее, если увидит бодрую поддержку в лице прочих соработников на ниве Христовой.
Всеми добрыми средствами нужно прежде всего искать царствия Божия и оправдания его в совести людей, а прочее - внешнее приложится вам, лишь бы всегда внимательно стоять на страже Апостольского завета: «образ буди верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12). Искренно молю Господа Бога, да явится сей поместный съезд истинно апостольским выразителем верований и надежд православных христиан, горячо желающих осуществлять свою внутреннюю жизнь на началах святой соборности».
Преподавши присутствующим и Съезду свое благословение, а своим соловом указавши последнюю цель его предстоящей деятельности, Его Преосвященство удалился с Съезда. Вышел на кафедру председатель вр. (временного. - Б. С.) в Владикавказе комитета по делам Съезда священник о. Александр Богоявленский и предложил на обсуждение и решение собравшихся вопрос: будут ли собравшиеся выбирать сами председателя и президиум Съезда, поручить ли это сделать делегатам от духовенства и мирян, или выбором председателя и президиума займется временный комитет. После обмена мнений по данному вопросу,
138 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 9 (48) 2013
большинством голосов было постановлено, чтобы выбор председателя и президиума был предоставлен делегатам духовенства, духовно-учебных заведений, монастырей и мирян. Делегаты удалились в отдельную комнату и, избрав из своей среды председателем совещания г. Коваленко, приступили прежде всего, к проверке мандатов и полномочий делегатов. На Съезд явились следующие делегаты:
От 1 -го округа:
1. Иеромонах Феофилакт.
2. Иеродиакон Варлаам.
3. Священник Д. Коссаковский.
4. Диакон Д. Тер-Арутюнов.
5. Диакон Н. Виноградов.
6. Диакон Мизинцев.
От 2-го округа:
1. Священник П. Путятин.
2. Иеромонах Игнатий.
3. Дворянин Мих. Коваленко.
4. Псаломщик Величко.
5. Псаломщик Костич.
От 3-го округа:
1. Священник Евлампий Никитин.
2. Свящ. П. Мазыкин.
3. Диакон А. Терентьев.
4. Игуменья Апполинария.
5. Псаломщик В. Гаевский.
6. Г-н. Васильев.
7. Г-н. Ст. Нечитайло.
От 4-го округа:
1. Свящ. А. Гулаев.
2. Павел Чумаков.
3. Зайченко.
4. П. Филименко.
5. Псаломщик Сергеев.
От 5-го округа:
1. Свящ. С. Пиргов.
2. Диакон Гриднев.
3. Мих. Сальников.
4. Петр Красиков.
5. Алексей Пущин.
6. Алексей Егоров.
7. Василий Черкасов.
8. Игнатий Алдатов.
9. М. Андрианов.
10. В. Пятирублев.
От 6-го округа:
1. Свящ. Василий Оглоблин.
2. Диакон Миловидов.
От 7-го округа:
1. Протоиерей В. Мокроусов.
2. Свящ. Мих. Немченко.
3. Свящ. Александр Баклюков.
4. Игуменья Антонина.
5. Псаломщик М. Стрекалов.
6. Павел Простин.
7. Устименко.
8. Ефросиния Фубилина.
От 8-го округа:
1. Псаломщик Н. Никитский.
2. Георгий Винокуров.
От 9-го округа:
1. Свящ. Влад. Скачедуб.
2. Диакон Сим. Стефанов.
3. псаломщик А. Смирнов.
4. Петр Духин.
5. Феодор Богучаров.
6. Феодор Батманов.
7. Иван Чечелев.
8. Димитрий Коломиц.
От 10-го округа: 1. Священник Борис Цогоев.
От 11-го округа: 1. Священник А. Кадзоев.
От 12-го округа: 1. Священник Иоанн Амбалов.
От 13-го округа:
1. Священник Аф. Албегов.
2. Диакон Н. Нечаев.
3. Псаломщик П. Соловьев.
4. Евгений Яблонский.
5. Иван Данкин.
6. Наталия Зверева.
От Ардонской Духовной Семинарии:
1. Священносингел1 Мардарий.
2. Преподаватель Н. Сердюков.
3. Преподаватель Беляев.
1 Сингел - в Элладской (Греческой) Православной Церкви секретарь епископа. В данном случае, вероятнее всего, речь идет об административной должности (секретаря?) при Ар-донской духовной семинарии, с уточнением, что ее обладатель находится в священном сане.
ща:
4. Преподаватель Голубцов. От Владикавказского Духовного учили-
1. Учитель Ан. Боярский.
2. Учитель Д. И. Давыдов.
От Владикавказского Епархиального женского училища:
1. Священник В. Терновский.
2. К. Мирославлева.
Во время съезда прибыли делегаты от 8 округа свящ. Е. Ашевский и К. Максимович.
Председатель совещания М. М. Коваленко предложил на обсуждение вопросы: 1) Каким должно быть число товарищей председателя и число секретарей; как избрать председателя, его товарищей и секретарей - открытой или закрытой баллотировкой. По обмене мнений ПОСТАНОВИЛИ: 1) Товарищами председателя избрать двух лиц, а секретарями трех; 2) Председателя и его товарищей избрать закрытой баллотировкой путем подачи записок, с указанием фамилии лица, на ту или иную избираемую должность, а секретаря открытой баллотировкой. [...] большинством голосов по запискам председателем Съезда избран Священник о. Петр Путятин, товарищами его: свящ. о. Евлампий Никитин, господин Коваленко и кандидатам к товарищам председателя, в случае отсутствия кого-нибудь из них по каким-нибудь обстоятельствам, - о. Свя-щенносингел Мардарий. В секретари были избраны открытой баллотировкой: Г. Боярский учитель местного духовного училища, г. Сердюков - учитель Александровской духовной семинарии и диакон Тер-Арутюнов. После выборов делегаты вернулись в зал заседания и оповестили результаты выборов. Председатель Съезда обратился с речью к Съезду и собранию, поблагодарил и от своего лица и от лица президиума за избрание и доверие, указал на трудности и ответственность президиума в предстоящих работах по обновлению Епархии, и нарисовал общую платформу заседаний Съезда. После этого был назначен перерыв, которым президиум Съезда и воспользовался для представления в полном составе Его Преосвященству.
По возобновлению заседания Съезду были принесены приветствия от Ардон-ской Духовной Семинарии, от Владикавказских духовных учебных заведений, от Народных учителей, от Союза учителей, от Союза железнодорожных служащих. Приветствуя Съезд, представители означенных учреждений выражали пожелание работать в единении с духовенством на общее благо Церкви и Родины. Перечисленным представителям учебных заведений и союзов ответную речь говорил по поручению Съезда председатель. Кроме того в течение заседаний Съезда, собрание его посетили Войсковой Атаман Терского Казачьего Войска, Член Государственной Думы и Комиссар Терской области М. А. Караулов, приветствовавший Съезд от лица казачьего округа вместе с представителем от рядовых казаков и представители от Союза по-чтово-телеграфных чиновников.
В вечернем заседании 25 апреля Съезд духовенства и мирян принял следующую программу занятий:
I) Общественно-политическое самоопределение духовенства: 1) отношение к моменту; 2) к Временному правительству;
3) к войне; 4) к Учредительному собранию; 5) к Займу Свободы; 6) об участии духовенства в политических партиях и 7) об участии духовенства в исполнительных комитетах.
II) Организация прихода: 1) приходские собрания; 2) Советы и 3) права и обязанности приходских светов.
III) Правовое положение духовенства.
IV) Отношение членов причта между собой.
V) Реорганизация Епархиального Управления: 1) Окружные (благочин-нические) советы духовенства и мирян; 2) Консистория; 3) Ревизионный Комитет;
4) Епархиальный Совет духовенства и мирян.
VI) Епархиальный епископ.
VII) Союз духовенства.
VIII) Амнистия духовенству.
IX) Содержание духовно-учебных заведений.
X) Церковно-приходские школы.
140 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 9 (48) 2013
XI) Миссия.
XII) Монастыри
XIII) Осетинская епархия.
XIV) Свечной завод.
XV) Реорганизация епархиального органа.
XVI) Решение частных вопросов по прошениям, заявлениям, рапортам и докладам частных лиц и учреждений.
В том же заседании постановлено:
1. Право совещательного голоса на Съезде принадлежит всем участникам его, а право решающего только делегатам;
2. Заседания Съезда считать открытыми.
3. Резолюции и постановления Съезда подписывают члены президиума.
4. Постановления Съезда разделяются на две категории: одни проводятся с благословения епископа по окончании Съезда, а другие (пожелания) восходят на одобрение и санкцию Вселенского Собора.
5. Собрания и заседания Съезда вести ежедневно с 10 часов утра до 3 часов дня и с 7 вечера; в субботу только дневные заседания, а в воскресенье - вечерние.
Для предварительной разработки вопросов, подлежащих решению Съезда, образовать комиссии: а) приходскую, б) миссионерскую; в) амнистионную; г) монастырскую; д) школьную; е) редакционную; ж) по вопросу выделения осетинской епархии в самостоятельную; з) по делам свечного завода; и) по выработке устава союза духовенства; 1) по выработке положения о духовном совете; к) о взаимоотношениях причта между собой; л) по частным вопросам (заявления, жалобы, доклады и т.п.).
Намеченная программа выполнена Съездом в течении 9 дней. Решения по вопросам программы вынесены Съездом в виде резолюций и постановлений.
Резолюции Съезда.
I
Общественно-политической самоопределение Отношение к моменту.
1. Радуясь дарованной Проведением свободе Народу Русскому, духовенство
Владикавказской епархии употребит все силы к тому, чтобы упрочить в народном сознании блага этой свободы с полной верой и надеждой, что свобода Государства принесет Свободу и Церкви.
2. Сознавая историческую ответственность настоящего момента, оно всемерно посодействует тому, чтобы обновление и возрождение свободного народа совершилось в возможной степени безболезненно.
II
К временному Правительству
В принципе отрицая анархию оно выражает полное доверие Временному Благоверному Правительству и употребит все усилия к проведению в жизнь его предписаний, как исходящих от власти выбранной народными представителями и невидимо благословенной Богом - царем м1ра и народов.
Примечание: Съездом постановлено послать и послана следующая телеграмма на имя Председателя Совета Министров: Петроград Председателю Совета Министров князю Львову.
«Съезд духовенства и выборные представители от прихожан Владикавказской Епархии, радуясь наступившей свободной эре дорогой родины, приветствует в лице Вашем Временное Правительство и выражает твердую надежду, что только оно одно, облеченное доверием народа, доведет борьбу с внешним врагом до победного конца и укрепит свободную жизнь всех народов России на общее благо Отечества».
III
К войне
Признавая, что германский милитаризм есть тормоз для культуры всего человечества и что пока он не сломан о благе и мире всего м1ра и мечтать нельзя. Духовенство, вознося ежедневно молитвы о мире всего м1ра и победе оружия русского, заявляет открыто, что настоящая война, начатая противником и проводимая им с беспримерной жестокостью вопреки Божественным и человеческим законам, должна быть народом русским и Временным Правительством доведена до победного конца
в надежде, что этой войне будет положен предел кровопролитным войнам и на земле установится прочный мир.
IV
Об отношении к Учредительному собранию
1
Участие духовенства в подготовке паствы к Учредительному собранию желательно и необходимо путем собеседований, разъяснений, работой в культурно-просветительских комиссиях, распространением соответствующей литературы и проч. Признавая важность и громадное значение Учредительного собрания, духовенство поможет народу ориентироваться в новом выборном начале.
2
Духовенство само оставаясь нейтральным и освещая программы всех партий в свете неизменной евангельской истины для блага родины, как всегда жившее с трудящимся народом и крестьянином - пахарем, вместе с ним несшее тяготу жизни, громко возвышает свой голос за то, чтобы в установлении будущего демократического образа правления в русском государстве не были лишь забыты законные требования бывших бесправных народных масс на их человеческо-разумное существование. [...]
V
Об участии духовенства в займе Свободы
Желательно и необходимо, чтобы духов енствов о призывало своих прихожан к покупке облигаций займа свободы; все церкви, братства, попечительства, монастыри должны обратить все свои свободные капиталы в облигации займа.
VI
Об участии духовенствава в различных политических партиях
1. Совести духовенства предоставить участвовать в той или иной политической партии, не противной духу христианского учения в православном понимании этого слова.
2. Желательно организовать православ-
но-христианский союз духовенства и мирян для возрождения церкви и родины на демократических началах.
VII
О насаждении трезвости
Принимая во внимание, что одним из главных врагов русской народной жизни является пьянство, что этот зеленый змий, который под покровительством и защитой старого правительства одурманивал и расслаблял волю народа и вел нашу родину к разрухе, что при строительстве жизни на новых началах в свободной России нужен трезвый ум и твердая воля, Съезд духовенства и мирян уверен, что русский народ снесет и удержит все беды страшной войны, воскреснет в новую жизнь и устроит ее на началах братства, равенства и христианской любви только в том случае, если страшный враг его - пьянство будет искоренено, а потому умоляет правительство принять все меры к уничтожению этого зла, а все духовенство призывает всеми силами бороться с этим злом. [.] X
Организация прихода
[...] То разделение, которое наблюдается между пастырями и пасомыми в настоящее время, унизительно для церкви и более нетерпимо, а потому пастве и пасомым, как членам Великаго Тела Христова - Св. Церкви должна быть предоставлена широкая самодеятельность и вся полнота власти в деле церковно-приходского управления, что будет служить залогом ее возрождения и процветания. [...] Съезд признает за приходом безусловное право избирать на вакантные места кандидатов к замещению священнических, диаконских и псаломнических мест в своих приходах и представлять их на утверждение и рукоположение Епископа [...].
Состав прихода: 1) Все лица обоего пола, христиане православного вероисповедания, руководимые имеющим законное рукоположение пастырем, живущие в районе данного храма и по своему желанию приписанные к данному приходу - составляют приход, 2) Каждый приход имеет право юридического лица. [...]
142 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 9 (48) 2013
XII
Раздел кружечных доходов
1) Раздел кружечных доходов, процентных, казенных и войсковых пособий между членами причтов должен быть производим на три части, из которых священник получает две части, а псаломщик одну часть.
2) В тех же приходах, в которых существуют диакоские штаты, а также в кафедральном соборе, раздел кружечных доходов производится на четыре с половиной части: две священнику, полторы диакону и одну псаломщику [...]
5) Раздел доходов натурою производится между всеми членами причта поровну [.]
С настоящим постановление съезда не согласились: прот. В. Топкин, В. Мокроу-сов, Свящ.: Д. Коссаковский, А. Албегов и Скачедуб.
XIII
О правовом положении духовенства
1) Никакой клирик не может быть наказан и переводим без суда.
2) На суде ему должна быть предоставлена возможность защищать себя лично, или через православного поверенного.
3) По желанию подсудимого предоставить ему право требовать суда гласного.
XIV
Окружные советы духовенства и мирян
Институт благочинных заменяется Советом духовенства и мирян. По окончании Съезда, окружное духовенство, совместно с мирянами выбирает из своей среды двух священников, одного диакона, одного псаломщика, и двух мирян, которые составляют окружной совет духовенства и мирян данного округа. Из членов Совета Окружное собрание избирает председателя и секретаря, которые вместе с остальными членами Совета, принимают теперь же дела от благочинного и вступают в отправление своих обязанностей.
XV
Выбор членов и секретаря консистории.
Слушали речи, выступления и заявления делегатов и посторонних ораторов об
общем положении дел в Консистории и дефектах в ней [...] И так как выяснилось, что упразднение Консистории, как одного из органов управления в Епархии, зависимого от Св. Синода и от обер-прокурора и замена Консистории канцелярией при епархиальном Духовном Совете преждевременно и невозможно без нарушения общего законоположения, постановлено [...]. Секретарю Консистории г. Шавельскому выражено недоверие, при чем единогласно избран впредь до следующего Съезда и.о. секретаря Консистории - учитель духовного училища А. В. Боярский; подавляющим большинством голосов выражено недоверие и членам Консистории: священникам: Гр. Королеву, Евл. Сонцеву, и Ал. Сидорову и избранными в члены Консистории, по большинству голосов оказались: священники Д. Коссаковский, Ал. Сасыкин, Х. Цо-маев, священносингел о. Мардарий [...].
XVII
Епархиальный Совет
[...] Съезд постановил:
1) Немедленно учредить Владикавказский Епархиальный Совет духовенствава и мирян.
2) Совет духовенствава и мирян вместе с епархиальным Епископом составляют высший орган церковного управления епархии и служит объединяющим центром всей епархиально-церковной жизни.
3) Все дела епархии поступают на рассмотрение и решение означенного совета, который является руководящим и контролирующим органом управления.
4) Епархиальный Совет состоит из епархиального епископа и восьми выборных лиц, из коих: три священника, один штатный диакон, два псаломщика, два мирянина, избираемых на один год.
5) Все учреждения епархии как-то: 1) окружные советы духовенства и мирян, 2) Духовная Консистория, 3) Миссионерский Совет, 4) союз духовенства, 5) духовно-учебные заведения и др. учреждения имеют право делегации и своих членов в Епархиальный совет с правом совещательного голоса.
В Епархиальный Совет избранными оказались: от священников - свящ. А. Богоявленский (единогласно), свящ. Диомидов (42 голоса) и свящ. Г. Натадзе (39 голосов). Кандидатами к ним: свящ. Никитин (28 голосов) и свящ. Василий Попов (25 голосов); от диаконов: Гриднев (36 голосов) и Н. Виноградов (33); от мирян: Г. Швилев (единогласно) и г. Егоркин (47 голосов) и кандидатами: г. Нечитайло (30 голосов) и г. Коваленко (28 голосов). Кандидатами от псаломщиков: о. Киселев (30) и Костич (28).
XVIII О Епископе
На основании учения святых апостолов и практики апостольской и первенствующей Церкви - признать возможным и желательным, чтобы Епископ для данной епархии был избираем духовенством и мирянами этой епархии. Епископ может быть избран как из черного и белого духовенства, так и из мирян, причем должен быть лицом высокой христианской мудрости и нравственно высокой жизни: выборное начало епископа должно быть проведено в жизнь Церкви исключительно при санкции такого лица русским епископатом и только на вдовствующие епархии.
XX
О выборе делегатов на Всероссийский Съезд Дух-ва
Ввиду важности всероссийского Съезда для жизни духовенства и всероссийской Церкви, - принять участие в нем и избрать от епархии двух делегатов. Избраны: свящ. Перт Путятин (единогласно) и свящ. Ев-лампий Никитин (большинством голосов), кандидатом к ним, до выезда депутатов на съезд, - свящ. Албегов [...].
XXI
Об Амнистии
1. Т.к. новый строй России, основанный на началах мира, любви, равенства и братства, восстановить в правах всех лиц, пострадавших при старом режиме, то епархиальный Съезд находит необходимым распространить это же положение и на лиц
духовного звания также пострадавших при прежнем режиме.
2. В частности для своей епархии Съезд считает необходимым распространить амнистию на всех лиц духовного звания, пострадавших за политические убеждения, за столкновения с епархиальной властью в лице Епископа или Консистории, если в проступках этих лиц нет состава действительного преступления, а виден произвол старого строя жизни [...].
5. [...] установить фамилии всех пострадавших лиц [.] уничтожения отметок в формулярах немедленно и [...] предоставления мест по мере освобождения их.
XXII
О содержании Духовно-учебных заведений
[. ] Необходимо возможно скорее освободить церкви от непосильного бремени содержать духовно-учебные заведения и изыскать другие источники к их существованию [...].
Решение вопроса о коренной реформе духовной школы на всероссийском Соборе
[...]. Права детей всех сословий уравнены [...].
XXIV О миссии 1
Старый режим налагал свою тяжелую руку на такое святое дело, как дело православной миссии, сообщая ему нежелательное для христианского дела направление, убивая развитие основных принципов любви и миролюбия в отношении к инакомыслящим.
Ныне православная Церковь чувствует себя совершенно свободной в своих святых проявлениях.
[. ] Съезд [. ] признает за благо и крайней необходимостью, чтобы миссионерское дело у нас в Православной Церкви было изменено коренным образом, на началах полной христианской любви и вытекающей отсюда широкой веротерпимости, уважения и добросердечного отношения ко всем людям без различия национальности и верований их.
144 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 9 (48) 2013
2
Исходя из принципа христианского миролюбия, христиане - духовенство и миряне Владикавказской епархии - выражают душевное пожелание чтобы все члены других вероисповеданий и неправославных общин, оставаясь в сфере своих религиозных воззрений, относились бы также с должным уважением, веротерпимостью и добросердечием к своим иноверным собратьям, чего настойчиво требует и обновленный строй свободной России [...]
3
Публичные миссионерские полемические диспуты не желательны и допускаются только в исключительных случаях [...].
4
Целями миссии поставляются главным образом цели положительные: удержание чад православной Церкви в лоне ея и всестороннее уяснение религиозно-нравственного православного христианского миросозерцания, защита вероучения от нападок врагов христианской веры, религиозно-нравственные, просветительная и благотворительная деятельность, оказание помощи в той же деятельности приходским священникам [...].
XXV
Организация миссии
Центром миссионерского дела в епархии является миссионерское Михаило-Ар-хангельское братство [...].
1. Владикавказскому епархиальному миссионеру Качинскому предоставить в течении трех месяцев подыскать себе место, по окончании означенного срака он увольняется от должности епархиального миссионера.
2. Выборы нового миссионера провести после того, ка будут изысканны средства для содержания его по новому положению, но не позднее следующего Съезда.
XXVI
Об образовании самостоятельной Осетинской епархии
Признавая справедливым и своевременным выделение Осетинских приходов
Северной и Южной Осетии в особую епархию во главе с епископом Осетинской епархии, епархиальный Съезд Владикавказской Церкви приветствует стремление братского по вере Осетинского народа, с любовью благословляет его от имени Владикавказской Церкви на вступление в самостоятельную церковную жизнь в единстве с Всероссийской Церковью, о чем теперь же возбудит соответствующее ходатайство пред высшим церковным управление, согласно постановлению о том Съезда Осетинского духовенства и мирян.
XXVIII
О реорганизации епархиального органа
Реорганизацию епархиального органа отложить до изыскания средств [...].
2
Необходимо двухнедельный журнал «Епархиальные Ведомости» реформировать в еженедельный журнал [...].
Внешняя форма.
Ввиду предвзятости взгляда читателей на старый епархиальный орган, новый журнал должен иметь новое название: «Владикавказское церковное Обновление», «Терский епархиальный журнал» [...].
XXX
О монастырях
[.] Монастыри могут быть пригодны и теперь при новом строе, для той же культурно-религиозно-просветительской роли, но при условии желательной реформы [...].
6. В управлении монастырей признать необходимым соборное начало из иеромонахов, иеродиаконов, монахов и указных послушников по выбору братии во главе с настоятелем [...].
XXXI
О жаловании духовенству от казны.
Желательно, чтобы казна приняла обеспечение духовенства на счет государства, т.к. взимание платы за требоисправление подрывает авторитет пастыря в глазах пасомых и отделяет его от них.
СОИГСИ
Желательный размер жалованья священнику: 2000 руб., штатному диакону 1800 руб. и псаломщику 1500 руб.
XXXII
О наградах духовенству
Все награды духовенству отменить. Скуфья, камилавка и набедренник составляют принадлежность священнического облачения, при чем скуфья и камилавка могут быть употребляемы вне церкви. Желательно заменить настоящую форму крестов крестами одинакового образца из белого металла.
XXXIII
О ведении исповедных и метрических книг и о записи под именем крещаемого в честь кого дано ему имя
Метрические книги вести по прежнему; запись под именем крещаемого в честь кого дано ему имя желательно упразднить, испо-ведныя книги письмоводством прекратить.
Решение частных вопросов
XXXIV
О сроках созыва будущего съезда духовенства 1
Следующий Съезд духовенства желательно назначить не позже 15 августа сего года [...].
Председатель Съезда, Свящ. П. Путятин.
Товарищи председателя: Коллежский советник Мих. Ковален-
ков,
Свящ. Евлампий Никитин, Священносингел Мардарий.
Секретари: Ан. Боярский, Диакон Ст. Тер-Арутюнов. Резолюция Его Преосвященства, Пре-освященнейшего Макария, Епископа Владикавказского и Моздокского. № 1723.
5 мая 1917 года. Благословляется ввести постановления общеепархиального Съезда духовенства и мирян в церковную жизнь епархии временно, до окончательного решения поднятых вопросов на будущем всероссийском Съезде духовенства и мирян и поместном Соборе Русской Церкви.
Следующие резолюции настоящего Съезда:
а) V - о помещении всех капиталов в бумаги военного займа (особенно тех, кои уже помещены в процентные государственные бумаги других наименований); X (организация прихода) - пункт 13 об упразднении института церковных старост; XIV (окружные советы) - о всецелой замене благочинных окружными советами; XVIII - о выборе епископов; XXVI - об образовании особой Осетинской епархии;
XXX (о монастырях) - пункт 12 о разрешении священнослужения выходцам с Афона;
XXXI - о жаловании духовенству; XXXIII -о метрически и исповедных записях, - как относящихся к области общецерковных законоположений благословляется принять, как пожелания для внесения их на решения Всероссийского Съезда духовенства и мирян и поместного Собора Русской Церкви.
XII п. 3 - о выдаче ключарю и иподиаконам кафедрального собора вознаграждения за счет Епархиального Арихерея, вследствие отсутствия специальных средств, не может быть приведен в исполнение.
Указанные в резолюциях: XXXIV, XLIV, XIV, XVI, ЖУП, ЖУт, ЖГС, LIV, LVIII, денежные выдачи разрешаются. Настоящие постановления Съезда издать на средства Владикавказских Епархиальных Ведомостей и сумм, указанных Съездом в резолюции XXXIV.
Макарий, Епископ Владикавказский.
Материал подготовлен к публикации Б. А. Синановым
146 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 9 (48) 2013