УДК 37.018.46
И.Н. МИРОНОВА
ВЛАДЕНИЕ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ КАК КРИТЕРИЙ УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА И ПРОФЕССИОНАЛА
(НА ПРИМЕРЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ)
Затрагивается тема значимости корпоративного обучения иностранным языкам в современных условиях (на примере английского языка). Ставится вопрос о необходимости качественной и эффективной организации процесса обучения. Подчеркивается уникальный статус английского языка, владение которым можно считать критерием успешности современного человека в профессиональной деятельности. Ключевые слова: повышение квалификации, корпоративное обучение, критерий успешности в профессиональной деятельности, уникальный статус английского языка, английский язык для специальных целей.
In this article the importance of corporate training offoreign languages is pointed out. The need for the effective approach in the learning process implementation is underlined. The author emphasizes the unique status of the English language the knowledge of 1which is considered as a criterion for success.
Key -words: success criterion in professional activities, the English language unique status, Eng-lishfor specific purposes (ESP), the effectiveness of corporate training.
Динамические преобразования в современной России, повышение роли Российской Федерации в глобальных экономических и политических процессах, глобализация актуализируют потребность специалистов в изучении иностранных языков во всех областях знаний.
Высокие требования, предъявляемые к молодым специалистам, необходимость использования инновационных технологий, связанных с межкультурной коммуникацией в профессиональной деятельности современного специалиста, повышают значимость иностранного языка в качестве инструмента взаимодействия. Владение одним или несколькими иностранными языками повышает ценность профес-
© Миронова И.Н., 2016
сиональной подготовки и конкурентоспособность специалиста.
В нынешних условиях человека, владеющего иностранными языками, можно назвать специалистом, обладающим «профессионально важным качеством» [2]. Это качество отличает успешного работника от неуспешного, оно рассматривается как критерий успешного человека и профессионала. Под критерием мы будем понимать признак, на основании которого производится определение успешности профессиональной деятельности специалиста [3]. На фоне повышения роли России в глобальных экономических и политических процессах С.А. Серги-на делает вывод о том, что профессионально важное качество владения иностранными языками нельзя компенсировать другими качествами [4]. Дока-
зательство своей точки зрения она рассматривает на нескольких уровнях: государственном, научно-теоретическом (подразумевающем анализ проблемы овладения иностранным языком как критерием успешности профессиональной деятельности специалиста) и практическом.
С позиции государственного уровня С.А. Сергина обращается к Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., подготовленной Министерством экономического развития Российской Федерации и утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.12.2011 г. № 2227 [5], где одной из основных задач инновационного развития является создание условий для владения гражданами иностранным языком на свободном бытовом, деловом и профессиональном уровнях.
Анализ научно-теоретической иностранной литературы по изучаемой теме показал, что изучение иностранного языка помогает расширить общее видение мира будущим специалистом; стимулирует критическое мышление о соотношении языка и культуры, языка и мышления, расширяет возможности будущего специалиста, развивает интеллект, способствует пониманию взаимосвязи между языком и человеческой природой, вносит свой вклад в развитие личности как человека и профессионала, способствует формированию практических навыков, которые помогают достижению успеха в профессиональной деятельности [9].
Принимая во внимание уникальный статус английского языка и силу его влияния во всех областях знаний и деятельности, особенно в сфере науки, политики, экономики и бизнеса, можно взять на себя смелость предпо-
ложить, что именно владение английским языком должно иметь решающее значение. Обосновать это утверждение можно при помощи следующих положений:
• выходящая на внешний рынок компания неанглоязычной страны и создающая совместное предприятие или бизнес на территории другой неанглоязычной страны часто пользуется английским языком как «lingua franca», мотивируя персонал совместных предприятий к изучению английского языка;
• начиная деятельность в другой стране, партнеры, как правило, выбирают именно английский язык для нормативно-правовой документации, так как понятийно-терминологический аппарат на английском сформирован и не вызывает разночтений или разногласий;
• такие направления деятельности компаний, как делопроизводство, продажи и маркетинг, требуют тесного взаимодействия с другими компаниями в различных странах, и поэтому для работы в этих службах или отделах требуется персонал, владеющий английским языком;
• презентации новых технологий очень часто проходят на английском языке [1].
В настоящее время половина населения мира говорит на английском языке или изучает его, утверждают британские исследователи. Как ожидается, в течение следующего десятилетия 2 млрд людей начнут учить английский язык и 3 млрд будут говорить на нем. Такие данные содержатся в оценке Британского совета. Исследования Дэвида Грэддола, лингвиста, члена Британского совета, автора доклада «Английский и его будущее», показа-
ли, что «мир захлестнет волна английского языка». По утверждению Грэд-дола, бум изучения английского окончится в 2050 г., а пока английский язык почивает на лаврах, он - средство глобальной коммуникации. Поэтому можно с полной уверенностью говорить, что владение именно английским языком является одним из наиболее важных профессиональных качеств в данный момент и, безусловно, считается критерием успешности в профессиональной деятельности.
Интеграция мировой экономики дала толчок развитию такого направления в методике преподавания иностранных языков, как корпоративное обучение персонала. Сегодня корпоративное обучение иностранным языкам существует в России как вид образовательных услуг, ставший достаточно востребованным и прибыльным направлением в обучении иностранным языкам взрослых людей. Однако следует заметить, что корпоративное обучение иностранным языкам как направление в отечественной методике преподавания иностранным языкам все еще находится в процессе формирования и развития в рамках направления «Иностранный язык для специальных целей», English for Specific Purposes (ESP).
Анализ различных трактовок понятия «английский для специальных целей» в работах зарубежных авторов показывает, что рассматриваемое понятие эволюционировало и развивалось, приобретая все более четкое и конкретное содержание. Так, Т. Хатчинсон и А. Вотерс трактовали его как подход к обучению с первостепенным значением целей и задач языковой подготовки [7]; П. Робинсон подчеркивала важность изучения языковых потребностей обу-
чаемых [8]. Т. Дадли-Эванс и М. Сент Джон дают постоянные и переменные характеристики обучения английскому языку для специальных целей.
Английский язык для специальных целей:
• должен удовлетворять языковые потребности обучаемых, учитывать специфику будущей среды использования языка, фокусироваться на специфических особенностях языка;
• может быть соотнесен с определенной областью знаний или сферой деятельности, предполагать использование специальной методики обучения, отличной от методики обучения английскому языку для общеобразовательных целей, предполагать в большинстве случаев обучение взрослых людей, предполагать наличие определенного уровня знаний у обучаемых [6].
Обучение английскому языку для специальных целей специалистов без отрыва от производства, организованное и финансируемое компанией, называется корпоративным и может считаться отдельным направлением в методике на основании того, что имеет целый ряд отличительных черт и свою специфику [6].
Эффективность корпоративного обучения иностранным языкам для специальных целей во многом зависит от диагностики языковых потребностей, отбора учебного материала и профессионализма преподавателя, готового к качественно новым, креативным формам обучения, обеспечивающим максимальное развитие речевых умений слушателей за короткое время.
Задача преподавателя в корпоративном обучении сложна и многоаспектна. Необходимо исследовать роль и место диагностики языковых потребностей в процессе проектирования кор-
поративных программ и курсов. Требуется определить цели и задачи диагностики языковых потребностей, обозначить объекты такого исследования, описать методы сбора и получения необходимой информации и данных. Насколько креативно, профессионально необходимо работать преподавателю, какими характеристиками надо обладать, чтобы обеспечить максимально комфортные условия для формирования лингвистической компетенции, которая предполагает абсолютное владение различными формами речевой деятельности на иностранном языке. Ведь мы имеем дело не со школьниками и студентами, а с взрослыми людьми, достигшими определенного социального положения в жизни, в карьере, готовыми признать необходимость новых лингвистических знаний, двигаться вперед, развиваться и самосовершенствоваться.
Специфика корпоративного обучения обусловлена рядом особенностей: с одной стороны, слушатели объединены единым профессиональным пространством, внутри группы слушателей существует должностная иерархия, преподаватель выстраивает отношения с аудиторией на основе учета статуса слушателей и особенностей их профессиональной деятельности. С другой стороны, корпоративное обучение иностранным языкам характеризуется достаточно ограниченным количеством часов, разной степенью подготовленности слушателей, различной степенью мотивации.
Разработка программы обучения связана с решением целого комплекса таких ключевых вопросов, как цели и задачи обучения, выбор метода и подхода к обучению, определение требований к уровню владения иностран-
ным языком. Понятия «программа обучения» и «курс обучения» - синонимичны и отражают содержание и объем обучения иностранным языкам, последовательность процесса обучения с учетом специфики его условий, а также обучающие методы и приемы. Для того чтобы определить тип учебной программы в контексте корпоративного обучения иностранным языкам, необходимо обозначить все то, что может быть принято за единицу обучения при формировании содержания обучения. Это позволит определить возможные типы программ корпоративного обучения иностранным языкам. В качестве единицы обучения при разработке учебных программ обучения иностранным языкам для специальных целей рассматриваются:
• речевые функции и понятия, позволяющие реализовать речевые интенции обучаемых;
• ситуации, позволяющие имитировать контекст профессионального взаимодействия на иностранном языке;
• темы, отражающие специфику определенной области знаний или деятельности;
• коммуникативные задания, симулирующие задачи, реализуемые в контексте профессиональной деятельности [1].
Важность использования речевых функций и понятий, ситуаций, тем и коммуникативных заданий в контексте корпоративного обучения иностранным языкам не вызывает сомнения. Очевидна и важна роль каждой из перечисленных единиц в формировании содержания корпоративного обучения иностранным языкам, наиболее адекватно имитирующего целевой контекст использования иностранного языка в процессе профессионального иноязычного взаимодействия. Та-
ким образом, корпоративная программа обучения может представлять собой сочетание таких типов программ, как функционально-содержательный, ситуативный, тематический и ориентированный на коммуникативные задания.
Специфика корпоративного обучения иностранным языкам требует особого внимания к проблеме отбора содержания обучения в силу необходимости более тщательного исследования потребностей иноязычной профессиональной коммуникации, позволяющей сделать правильный выбор учебных методов и тематического содержания. В условиях корпоративного обучения иностранным языкам не стоит забывать о проблеме учебных материалов. Практически нет готовых учебно-методических пособий, предлагаемых издательствами. Неизбежно встает вопрос об эффективном информационном поиске приемлемых для использования в процессе обучения материалов или создании таковых. В условиях отсутствия готовых к использованию учебников, учебными материалами в корпоративном обучении профессионально-ориентированному иностранному языку могут быть:
• фрагменты учебно-методических комплексов, учебников или их отдельных компонентов (включая мультимедийные);
• адаптированные или модифицированные фрагменты учебно-методических комплексов и пособий;
• аутентичная печатная продукция на изучаемом языке (книги, периодические издания и т.п.) профессионально-направленного содержания;
• аутентичная мультимедийная продукция на изучаемом языке (теле- и радиопередачи, документальные и художественные фильмы) профессионально-направленного содержания;
• аутентичная документация компаний или организаций для внутреннего пользования (должностные инструкции, протоколы собраний, отчеты и т.п.);
• аутентичные материалы о компаниях и их продукции для внешнего пользования (проспекты о компании, материалы сайта, информация для клиентов и т.п.);
• описание устной коммуникации и характерных ситуаций взаимодействия сотрудников в контексте деятельности компаний.
Таким образом, используемые в контексте корпоративного обучения иностранным языкам учебные материалы должны быть релевантными, профессионально-направленными, культурологически насыщенными и аутентичными.
Все эти факты позволяют сделать вывод, что сегодня владение английским языком является критерием успешности современного делового человека и значительно повышает его шансы на трудоустройство и успешный карьерный рост во всех областях знаний и деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева Е.Г. Теория и практика лингви- 2. Климов Е.А. Психология профессио-
стического аудита как новой технологии ди- нального самоопределения: учеб. пособие
агностики языковых потребностей в контек- для студентов вузов. М.: Академия, 2004.
сте корпоративного обучения иностранным 304 с.
языкам (Электронный ресурс): дис. ... канд. 3. Половинко В.С. Управление персоналом:
пед. наук. М.: РГБ, 2006.236. системный подход и его реализация: моно-
графия / под науч. ред. Ю.Г. Одегова. М.: Информ-Знание, 2002.
4. Сергина С.А. Владение иностранным языком как критерий успешности профессиональной деятельности персонала // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 2.
5. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227р. URL: Шр://правительство.рф/ gov/results/17449/
6. Dudley-Evans T.John M.J. St. Developments in ESP: A multidisciplinary approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
7. Hutchinson T, Waters A. English for Specific Purposes. A learning-centred approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
8. Robinson P.C. ESP today: A Practitioner's Guide. London: Prentice Hall Ltd., 2005.
9. Foreign language Framework for California Public Schools. Adopted by California State Board of Education. Sacramento: California department of Education, 2003.
УДК 378
га.в. хутро
МОЛОДЕЖНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
Рассматривается сущность инновационной деятельности в образовательном процессе вуза, раскрываются виды инноваций, приводятся данные анкетного исследования, посвященного готовности и проблемам стимулирования педагогов вуза к инновационной деятельности. Предлагается форма организации инновационной деятельности для молодых педагогов - молодежная инновационная площадка.
Ключевые слова: инновационная педагогическая деятельность, вуз, молодежная инновационная площадка.
The article deals with the essence of innovation in the educational process of the university, disclosed types of innovation, provides data questionnaire study on the readiness and challenges of high school teachers to stimulate innovation; proposed form of organization of innovative activities for young teachers - Youth Innovation Marketplace, defined its goals and activities.
Key -words: innovative teaching activities, high school,youth innovative marketplace.
Инновационная деятельность провозглашена в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики. Понятие инновационных методов в образовании закреплено в разъяснительном письме Рособрнад-зора от 17 апреля 2006 г. № 02-55-77: «Под инновационными методами в высшем профессиональном образова-
© Хутро Ю.В., 2016
нии подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании» [2].
Основными носителями инновационной способности нации являются вузы, следовательно, они не могут быть не причастными к происходящим в обществе процессам. В данных условиях на высшие учебные заведения возлагается особая задача по интенсификации