ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА
Мельникова Оксана Юрьевна,
Омский филиал Российского государственного
профессионально-педагогического университета, заведующий кафедрой, кандидат биологических наук, доцент, meloksana@mail. ru
Жигадло Александр Петрович,
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, ректор, доктор педагогических наук, доцент, ap_zhigadlo@mail ru
ВКЛЮЧЕНИЕ ВОПРОСОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Аннотация
В статье рассмотрены идеи образования для устойчивого развития. После анализа обширной базы научных исследований авторами выделяется образование как ключевой механизм достижения устойчивого социально-экономического развития. Отмечена необходимость включения вопросов образования для устойчивого развития на всех ступенях образования в нашей стране. Затронут содержательный аспект образования для устойчивого развития и выделена ведущая роль экологической составляющей в образовании для устойчивого развития. Ключевые слова:
устойчивое развитие цивилизации; образование для устойчивого развития; экономическое развитие; экологическая компетентность.
Основой устойчивого развития является удовлетворение экономических потребностей общества с учетом законов развития биосферы. В контексте такого подхода меняется и общественное сознание через экологизацию образования на всех его этапах. Изменение общественного сознания, «воспитание экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» и соответствующих стратегий и технологий взаимодействия» - задачи устойчивого развития [4]. Как отмечает Н.Н. Моисеев, задача формирования экологического императива, - может быть, одна из самых важных проблем современной науки [6].
Ценности потребительской цивилизации идут вразрез с законами развития природы, что стало особенно актуально во второй половине XX века, после крупных техногенных и экологических катастроф. Для решения нарастающего цивилизационного конфликта возникает ряд специфических направлений в науке: охрана окружающей среды, социальная экология и др.,
представленные в работах отечественных и зарубежных авторов (П. Бонд, Р.И. Гиренок, А.М. Гиляров, В.И. Данилов-Данильян, Н.Л. Добрецов, В.А. Зубаков, Б. Коммонер, К.С. Лосев, Ю.П. Одум, А. Печчеи, Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул и др.)
На сегодняшний день достаточно много работ отечественных ученых, касающихся возможности включения вопросов образования для устойчивого развития (далее - ОУР) в образовательные программы всех уровней. Начиная от дошкольного и заканчивая высшим образованием. Многие из них главную роль в продвижении вопросов устойчивого развития отдают экологизации образования [2; 5; 8].
В данной статье хотелось бы отметить что, несмотря на важность включения вопросов устойчивого развития на уровне общего образования, эта тенденция должна продолжаться и дальше. Ключевым фактором формирования личности, которая сможет действовать в профессиональной сфере с позиций устойчивого развития, является ступень высшего образования.
Как отмечено в диссертационной работе М.М. Елановой, в жизни общества решающую роль, определяя фактически социальный облик будущего страны, играет успешно функционирующая система образования. Страны, вступившие на путь постиндустриальной цивилизации, воспринимают всевозрастающую детерминирующую роль образования [3].
Анализом образования и его роли в жизни общества начинают заниматься различные социальные институты, в том числе ООН. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века, обнародованной после Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию (Париж, 1998), была высказана мысль, что образование является важнейшей опорой прав человека [1].
Для эффективного воплощения в жизнь новой цивилизационной парадигмы необходимо заставить большую часть населения понимать глобальные проблемы, строить свою профессиональную и бытовую деятельность в осознании себя частью биосферы, тесно с ней связанной. Особенно это касается молодежи как активной части населения. Базой для достижения этих целей должна стать система образования. Чтобы образование способствовало переходу к устойчивому развитию общества, требуется его коренная перестройка.
Как отмечает В.В. Элиас, эксперт и общественный деятель в области устойчивого развития, «переориентация образования в интересах отказа от неустойчивых моделей производства и потребления, бережного отношения к окружающей среде, достижения взаимопонимания и социальной стабильности, а также решения целого ряда задач экономического, социального и экологического развития, должна способствовать переходу человечества на путь устойчивого развития» [7].
ЮНЕСКО и ООН неоднократно привлекали внимание мировой общественности к проблемам образования на различных форумах и конференциях. Основные шаги на пути формирования концепции образования для устойчивого развития прослеживаются в ключевых международных документах.
Лейтмотивом всех международных деклараций и соглашений является мысль о том, что образование должно формировать мировоззрение, ценности, необходимые навыки для обеспечения устойчивого развития нашей цивилизации. Во многих документах мы видим рекомендации правительствам стран включать вопросы устойчивого развития в программы образования всех уровней.
Несмотря на доминирующую роль экологической составляющей ОУР, это еще и ответственность за будущие поколения, которые имеют право на здоровую окружающую среду, что составляет этическую основу ОУР. Таким образом, образование для устойчивого развития должно:
• строиться на ноосферном мировоззрении;
• являться доступным большей части населения;
• строиться на основе опережающего обучения и обучения в течение всей жизни;
• соответствовать принципу гуманизации образования;
• формировать базовые компетенции, позволяющие ориентироваться в изменяющихся социоприродных условиях;
• воспитывать ответственную гражданскую позицию у обучающихся и личную ответственность за индивидуальные и коллективные действия.
Изучение окружающей среды происходит через призму развития общества, соединяя экономическое развитие и социальное благополучие с экологической устойчивостью биосферы. В понятие «окружающая среда» включены вопросы социального устройства (глобализация, война, мир, бедность, политическая власть, межкультурные отношения и т.д.), которые оказывают прямое воздействие на биосферу. Рассматривая развитие цивилизации через призму синергетики как самоорганизующуюся систему, становится совершенно очевидной невозможность отделения человечества от природной среды, составляющей основу его существования. Необходимо изменение сознания и мировоззрения людей, нравственных норм и потребностей в едином образовательном аспекте, включающем и воспитательный элемент [9].
В работе В.С. Степина «Наука и образование в эпоху цивилизационных перемен» рассматриваются возможные сценарии перехода к постиндустриальному информационному обществу в эпоху глобализации. Одну из ведущих ролей он отводит образованию, отмечая, что необходимо пересмотреть потребительские ценности техногенной цивилизации с точки зрения ценностей восточной философии. «Здесь происходит соединение традиции - основывать образование на преподавании фундаментальных наук - с расширением поля мировоззренческих аппликаций науки. В свою очередь это создает предпосылки для выработки новых ценностей и переходу к новому типу цивилизационного развития» [10]. Такие глобальные перемены системы образования должны происходить в рамках международного сотрудничества.
В соответствии с прогнозами социально-экономического развития РФ на период до 2030 года показатели экологического развития страны должны расти и быть тесно связаны с развитием экономики. В программе описана
тенденция, направленная на постепенный переход от использования ископаемых видов топлива и сырьевой экономики к «зеленым» технологиям. Достижение целей экономического развития страны возможно при условии подготовки профессиональных специалистов, обладающих необходимым уровнем компетентности.
В таблице 1 приведен сравнительный анализ традиционной экономики и экономики знаний. Как видно из таблицы, экономика знаний в большей степени ориентирована на социальные аспекты развития общества.
Таблица 1
Сравнительный анализ экономических моделей развития социума
Традиционная экономика Экономика знаний
ЦЕЛЬ
Максимальная прибыль на вложенный капитал Формирование творческой личности как самоцель
СРЕДСТВА
Максимальная эксплуатация всех факторов: природы, техники, человека Создание и эффективное использование новых знаний во взаимодействии с природой и обществом
РЕЗУЛ [ЬТАТ
Создание общества на принципах личной выгоды и корыстных интересах, приводящих к его имущественному расслоению, коррупции и нищете. Человек подчинен задачам развития экономики Устойчивое развитие целостной системы «Природа - Общество» на основе принципов справедливости. Экономика подчинена задачам развития человека
Таким образом, проведенный нами анализ различных источников в области становления и развития новой цивилизационной парадигмы «sustainable development», которая в русской интерпретации звучит как «концепция устойчивого развития», позволяет признать невозможность дальнейшего пути развития социума на основе детерминизма и максимализации экономической выгоды. Одним из ключевых механизмов достижения устойчивого социально-экономического развития является образование, что обусловило появление концепции образования для устойчивого развития.
Современный этап развития экологического образования характеризуется через призму концепции устойчивого развития как один из элементов данной парадигмы. Естественнонаучная модель содержания экологического образования сменяется личностно ориентированной. Экологическое образование определяет тип хозяйственной деятельности (в терминах концепции устойчивого развития - «зеленую экономику»), обеспечивающий устойчивость биосферы и ее сохранность для будущих поколений.
Мы определяем, что, несмотря на необходимость включения вопросов устойчивого развития на всех уровнях образования, наиболее значимым становится уровень высшего образования.
Проведенный теоретический анализ показал актуальность разработки системы экологической подготовки бакалавров социально-экономического профиля, так как именно экономисты, обладающие необходимой компетентностью (пониманием законов существования биосферы и умением анализировать последствия своей профессиональной деятельности), имеют возможность внести наибольший вклад в формирование устойчивости социо-и эколого-экономической системы.
Литература
1. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. М.: СГУ, 1999. 36 с.
2. Дзятковская Е.Н. Концепция методической системы образования для устойчивого развития // Вестник Бурятского Государственного университета. №1. 2014. С. 54-61.
3. Еланова М.М. Аксиологические основы гуманизации образования в контексте устойчивого развития: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Улан-Удэ, 2003. 135 с.
4. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Определение предмета и метода проектирования устойчивого развития в системе «природа - общество -человек» // Устойчивое развитие: наука и практика. 2002. №1. С. 39-48.
5. Мельникова О.Ю. От экологического образования к образованию для устойчивого развития // Сборник научных трудов по итогам финансируемых научных исследований за 2011 г. «Современные проблемы прикладных наук». Омск: АНО ВПО «Омский экономический институт», 2012. Вып. V. С. 83-89.
6. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. 304 с.
7. Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. М.: ЭКО-Согласие, 2005. 143 с.
8. Пономарева Л.И. Устойчивость и кризисность как факторы развития эколого-валеологических образовательных систем // Известия Уральского федерального университета. Серия: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Т. 62. №1-2. С. 141-148.
9. Реализация принципов устойчивого развития через создание исследовательских центров в вузе / О.Ю. Мельникова, А.А. Барановский, Н.О. Герасимова, Н.М. Глебова, А.Н. Королев, С.И. Ускова. Омск: АНО ВПО «Омский экономический институт», 2012. 124 с.
10. Степин B.C. Наука и образование в эпоху цивилизационных перемен // Устойчивое развитие: наука и практика. 2002. №1. С. 143-152.
Mel nikova Oksana Yur evna,
The Russian State Vocational Pedagogical University in Omsk, the Head of the Chair, Candidate of Biology, Assistant professor, meloksana@mail. ru
Zhigadlo Aleksandr Petrovich,
The Siberian State Automobile and Road University, the Rector, Doctor of Pedagogics, Assistant professor, ap_zhigadlo@mail. ru
INCLUSION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT ISSUES AT ALL LEVELS OF EDUCATION AS A CONDITION IMPLEMENTATION OF QUALITY OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS
Annotation
The article deals with the idea of education for sustainable development. After the analysis of the extensive base of scientific research, the authors identify education as a key mechanism for achieving sustainable socio-economic development. The need to include education for sustainable development at all levels of education in our country was noted. The content aspect of education for sustainable development is touched upon and the leading role of the environmental component in education for sustainable development is highlighted. Keywords:
sustainable development of civilization; education for sustainable development; economic development; ecological competence.