Научная статья на тему 'Вклад великого князя Александра Невского в развитие традиций духовно-нравственного воспитания русских воинов'

Вклад великого князя Александра Невского в развитие традиций духовно-нравственного воспитания русских воинов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3426
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / TRADITION / КНЯЗЬ / PRINCE / ДРУЖИНА / SQUAD / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / БИТВА / BATTLE / МОЛИТВА / PRAYER / ПОБЕДА / VICTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пашков Владимир Иванович

В статье говорится о жизни и подвигах великого князя Александра Невского. Рассматриваются традиции духовно-нравственного воспитания, которые сложились на время княжения Александра, и личное его участие в утверждении и развитии этих традиций. Показаны основные битвы, которые возглавлял князь Александр, а также взаимоотношения, сложившиеся между великим князем Александром Невским и татарским ханом Орды. Раскрыта духовная сторона жизни Александра, его участие в строительстве храмов и посещении богослужений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contribution of great Prince Alexander Nevsky in the development of traditions of spiritual and moral education of Russian soldiers

Аnnotation. The article speaks about the life and exploits of Alexander Nevsky. Discusses the tradition of spiritual and moral education that have developed during the reign of Alexander and his personal involvement in the approval and development of these traditions. It shows the main battle, which was led by Prince Alexander, and the relationships that have developed between the Grand Prince Alexander Nevsky and the Tatar Khan of the Horde. Disclosed the spiritual aspect of the life of Alexander, his participation in the construction of temples and attending worship services.

Текст научной работы на тему «Вклад великого князя Александра Невского в развитие традиций духовно-нравственного воспитания русских воинов»

7. Valentei S.D., Nesterov L.I. Accumulation of national wealth against the background of global trends. Moscow: Institute of Economics of RAS, 2000. 109 P.

8. Chekanov E.V Dynamics of wage employees in the context of the evolution of socio-labour relations and social policy in Russia. The standard of living of the population of regions of Russia. 2009. No. 10-11. Pp. 66-71.

9. General economic theory (political economy): the Textbook / Under the editorship of Vitamina V I., Zhuravleva G.P. M.: PROMOTIONAL Media. 1995. 599 S.

10. Gagarin G.Y., Belchak E.V. Socio-economic

potential of Central Russia and especially its regional differentiation // Bulletin of the Russian economic Academy n. a. G. V. Plekhanov. 2010. No. 4. P. 65-67.

11. Klistorin V.I. Spatial Economics and regional studies: challenges // Region. 2007. No. 1. P. 56-60.

12. Gutman G.V. Management of regional economy / G.V Gutman, A.A. Bloodsuckers, S.F. Fedin. M.: Finance and statistics, 2002. 172 p.

13. http://www.minfin.ru/ru/ [electronic resource]

14. http://www.adm44.ru [electronic resource]

15. http://www.gradkostroma.ru [electronic resource]

УДК 271.2(470+571) (091) ББК П74

ВКЛАД ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РУССКИХ ВОИНОВ

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,

кандидат педагогических наук Московского гуманитарного университета Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: v.pashkov@mail.ru Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор В.А Ситаров

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье говорится о жизни и подвигах великого князя Александра Невского. Рассматриваются традиции духовно-нравственного воспитания, которые сложились на время княжения Александра, и личное его участие в утверждении и развитии этих традиций. Показаны основные битвы, которые возглавлял князь Александр, а также взаимоотношения, сложившиеся между великим князем Александром Невским и татарским ханом Орды. Раскрыта духовная сторона жизни Александра, его участие в строительстве храмов и посещении богослужений.

Ключевые слова: традиции, князь, дружина, воспитание, обучение, битва, молитва, победа.

Аnnotation. The article speaks about the life and exploits of Alexander Nevsky. Discusses the tradition of spiritual and moral education that have developed during the reign of Alexander and his personal involvement in the approval and development of these traditions. It shows the main battle, which was led by Prince Alexander, and the relationships that have developed between the Grand Prince Alexander Nevsky and the Tatar Khan of the Horde. Disclosed the spiritual aspect of the life of Alexander, his participation in the construction of temples and attending worship services.

Keywords: tradition, Prince, squad, upbringing, training, battle, prayer, victory.

Связь великого князя Александра Невского с традициями духовно-нравственного воспитания русских воинов выражается в том, что он непосредственно участвовал в воспитании и обучении русских воинов, в духовном и нравственном их становлении, в подготовке к битвам для защиты Отечества. Эти традиции вы-

ражались в следующих формах: княжеский постриг; профессиональные качества воинов; возведение религиозных сооружений; воинская доблесть; войсковое товарищество; крещение ребенка; мужество и героизм, честь и достоинство; освящение воинов; посещение богослужений; посещение церквей и монастырей;

служение Отечеству; связь с Богом; святой образ жизни; молитвы к Богу; чтение Священного Писания и о жизни святых людей.

Жизнь святого благоверного князя Александра Невского является примером мужества, крепкой воли, самоотверженной любви к Богу, к Церкви, к Родине и своему народу. Он является победителем шведских и немецких воинов, которые задумали совершить крестовый поход на Русь для утверждения католической веры. Большой вклад великий князь Александр внес в строительство национального государства с городом Владимиром. Он всячески опекал города Великий Новгород и Псков и был защитником русского народа от монгольского нашествия.

Родился Александр Невский 30 мая 1220 г. в Пере-славле-Залесском в семье великого князя Владимирского Ярославля Всеволодовича III Большое Гнездо и княгини Ростиславы - Феодосии, дочери князя Мстислава Мстиславовича Удатного.

Когда исполнилось Александру пять лет, его вместе с братом Федором постригли в князья. Для совершения пострига был приглашен епископ Симон из города Владимира, которого считали мужем благочестивым и ученым. В соборе по этому поводу состоялась церковная служба. И когда юный князь сходил с амвона, то отец сказал: «Господи, Боже, милостивый, дай слугам Твоим, рабам Божиим Федору и Александру силу и мужество, а мечам их твердости на одоление врагов Креста Христова!» [3, с. 25]. Затем Федора и Александра посадили на боевых коней как настоящих князей. В честь такого праздника был устроен роскошный пир на княжеском дворе и многим людям раздавали подарки.

Таким образом, мы видим, что в то время была установлена традиция княжеского пострига и проведения торжества, по случаю такого мероприятия.

Далее с князьями Федором и Александром стал заниматься боярин Федор Данилович. Он читал им «Поучения детям» князя Киевского Владимира Мономаха. В этом поучении говорилось, что выйдя на войну, не надейтесь на воевод, не угождайте питью, ни еде, ни спанью; стражу сами расставляйте, и ночью, везде расставив караулы, около воинов ложитесь, а вставайте рано; да оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись из-за лени. Куда ни пойдете по своим землям, не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам пакости делать, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. А куда ни пойдете, где ни остановитесь, везде напоите и накормите просящего. Больше всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел - простой ли человек или посол - если не можете одарить его, то угостите едой и питьем. Эти люди, ходя по разным землям, прославят человека или добрым, или злым. Больного посетите, мертвого пойдите проводить, ведь все мы смертны. Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом... Что знаете хорошо, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. [3, с. 26].

Вначале военное дело маленький Александр изучал теоретически по книгам «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет, влияние также оказали песни о богатырях и рассказы своего отца. Отрок Александр имел понятие о истории своего Отечества. Затем обучение начало осуществляться на практике, учился владеть мечом деревянным, а затем уже и железным. В то время по истории о князьях известно, что они уже в двенадцатилетнем возрасте умели уверенно обращаться боевыми мечами, этому юного князя обучали отцовские дружинники, которые имели огромный опыт в таком деле. Также его учили военному единоборству в случае потере меча. При потере меча воины не стремились убежать с поля боя, а вступали в рукопашную схватку, В обучение входило в стрельбе из лука. Проводились соревнования по стрельбе из лука. Верховая езда была одним из основных занятий для молодого князя. После верховой езды князя обучали владению копьем, щитом, палицей, ножом, боевым топориком и секирой.

Уже в 14 лет молодой князь Александр был крепким воином. Он был высокого роста, обладал большой физической силой и множеством способностей мужественного воина. Отец всегда учил сына тому, что князь - это правитель и профессиональный воин.

Все древнерусские князья лично участвовали в битвах, да еще в первых рядах своих дружин, часто вступали в поединки с предводителями противоположной стороны. От личного воинского мастерства во многом зависел авторитет князя, порой исход боя [3, с. 30].

Таким образом, видим, что оформились к этому времени традиции: участие князей в битвах, в первых рядах своих дружин; вступление в поединки с предводителями с другой стороны; авторитет князя.

Степенная книга царского родословия описывает Александра так: «Во время юности своей князь придерживался смиренномудрия, воздержания и соблюдал чистоту душевную и телесную, прилежал кротости, а тщеславия избегал, и весьма был верен воздержанию от пищи, так как знал, что угождение чреву мешает целомудрию и создает препятствие бдению и прочим добродетелям. На устах у него были только божественные слова, услаждавшие более, чем сотовый мед: ведь прочитал он Священное Писание и желал с усердием исполнить на деле его установления. Родственники видели, что он преуспевает в добродетелях, и всячески стремится угодить Богу, загорелся небесным желанием делать только хорошее и честное другим людям [3, с. 30].

Из данных слов мы видим, что князь поддерживает традиции, которые установись в его роду, а именно: чтение Священного Писания; связь с Богом; совершенство добродетелей [5, с. 306]; стремление к душевной и телесной чистоте; избегание тщеславия; воздержание от пищи; обуздание плоти; стремление к смиренномудрию и кротости [6, с. 138].

Когда Александру исполнилось шесть с половиной лет, отец его князь Ярослав переселился в Городище-

во. В Городищеве, в каменной Благовещенской церкви отслужили благодарственный молебен [3, с. 32].

Здесь мы видим, что русскими князьями поддерживается традиция служения благодарственных молебнов.

В то время Новгородская земля занимала большую территорию и славилась монастырями: Антония Римлянина, Хутынский, Зверин, Юрьев, Благовещенский и др. Монастыри в Новгороде имели казну, книги, иконы, архивы, утварь.

5 июня 1233 года умер старший брат Александра Федор, которому было всего 14 лет. Он скоропостижно скончался накануне своей свадьбы. Александр очень переживал утрату своего брата и друга. В XVII веке, после открытия мощей, Федор был причислен к лику местно чтимых святых.

Таким образом, мы видим установившуюся на Руси традицию возведения и освящения храмов.

В 1236 г. князь Ярослав Всеволодович отправился из Новгорода на военное княжение в Киев, а в Новгороде, собрав вече, посадил вместо себя своего сына Александра, которому было 16 лет. Обряд посажения на престол совершен был у стен святой Софии. Архиепископ Спиридон возложил руки на главу князя и вознес молитву Господу, чтобы Он благословил верного раба своего Александра, укрепил его семью свыше, утвердил его на престоле Правды, оградил оружием Святого Духа и показал его доблестным защитником соборной Церкви Святой Софии [3, с. 48].

Из данных действий мы можем выделить зарождение таких традиций, как посажение князей на престол; благословение архиепископа; молитва о добром княжеском служении.

О князе Александре шла молва в народе, что он обладал огромной силой голоса, был ростом высок, силен, мудр, кроток, храбр и мужественен.

К концу XII - начале XIII в. в степях Центральной Азии утвердилось единое Монгольское государство во главе с Темучином, которого называли Чингисханом (1189 г.). В войнах татары не щадили ни женщин, ни детей. В 1237 г. татары закончили завоевание Половецкой степи и теперь начали завоевывать Русь.

После взятия Владимира и Суздаля татары рассыпались по всей Владимиро-Суздальской земле и начали осаждать и брать штурмом города, грабя и избивая людей, сжигая города и села. Затем татары захватили город Переславль.

Народ новгородский готовился к войне во главе с князем Александром, но Батый с войсками неожиданно остановился и повернул свои войска на юг.

Князь Александр женился в 1239 г. на дочери бывшего Полоцкого князя Брячислава Василькова в 19 лет. Венчание состоялось в храме Святого Георгия в Торопце. Венчал Александра с княгиней Александрой епископ смоленский Меркурий.

Так, имела успешное продолжение у русского народа традиция венчание, вступающих в семейную жизнь молодых людей.

Летом 1240 г. объединенный Левонский орден предпринял наступление на города Изборск и Псков. Александр вошел в Церковь Святой Софии, и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со словами: «Боже превечный, сотворивший небо и землю и поставивший пределы народам, Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы! Суди, Господи, обидящим меня и побори борющихся со мной, возьми щит, восстань на помощь мне» [3, с. 70].

Таким образом, существовала традиция возношения молитв к Богу о даровании русским воинам победы над врагами Отечества.

Утром 15 июля 1240 г., в день памяти святого Владимира, Крестителя Руси, русские войска неожиданно обрушились на шведов.

Битва началась атакой конных воинов во главе с князем Александром. Он пробился к центру лагеря и сразился с самим предводителем шведов, ярлом Ульфом Фаси, которого тяжело ранил копьем в щеку [3, с. 71]. К вечеру бой успешно закончился. Невская битва стала примером общенародного подвига, а ее герой, прозванный Невским, стал символом Руси - России на века.

В то время готовился поход крестоносцев на Псков. 15 августа 1240 г. был взят ими город Изборск. Князь Александр перед битвой с крестоносцами снова молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с немцами и помоги мне, Боже, как Ты помог в древние времена Моисею победить Амалика, и прадеду моему Ярославу помог победить окаянного Святополка». Затем подошел к дружине своей и по всему войску произнес речь: «Умрем за Святую Софию и вольный Новгород! Умрем за Святую Троицу и вольный Псков! Зане у русских нет судьбы иной, чем защищать свою землю Русскую, православную веру христианскую!» [3, с. 78].

5 апреля 1240 г. произошла битва на Чудском озере, которая была чудесным образом завершена победой русских воинов. Так был остановлен натиск немцев против славян и прибалтийских народов.

Летом 1251 г. умерла жена Александра Невского княгиня Александра.

В конце 1252 г. во Владимир приехали послы от римского папы Иннокентия IV - два кардинала, Галд и Гемонт. Они привезли послание, в котором говорилось о предложении принятия князем Александром веру святой Римской католической церкви, якобы для душевного спокойствия и мира. Князь Александр, посоветовавшись со своими боярами, дал ответ следующего содержания: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешении народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида да начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до

царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - обо всем хорошо знаем, а от вас учения не приемлем» [3, с. 133].

Такой ответ укрепил авторитет князя Александра среди народа. Этот ответ означал сохранение православной веры.

Царь участвовал в более 20 сражениях и везде он был непобедим.

По отношению к татарам князь вел уже совершенно другую политику. Князь Александр понимал их силу, обстановку среди удельных князей и проявил покорность хану, считая это единственным выходом спасти Русскую землю, поэтому он ездил в Большую Орду с богатыми подарками [2, с. 45].

В 1261 г. князю Александру удалось устроить в Орде Православную епархию в самой столице - Сарае, что явилось великим утешением для многочисленных русских пленников [1 с. 242]. Князь любил повторять пословицу: «Худой мир лучше доброй ссоры» [3, с. 134].

Пять поездок было у князя Александра в Орду. Последняя поездка состоялась в 1262-1263 г., когда великому князю удается спасти русский народ от беды.

Князь Александр при посещении хана Батыя поклонился ему и сказал: «Царь, тебе поклоняюся, понеже Бог почтил тебя царством, а твари не поклонюся, та бо человека ради сотворена бысть, но поклоняюся единому Богу, Ему же служу и чту» [3, с. 114].

В последний раз приехал он в Сарай-Берке осенью 1263 г., чтобы отвести русских людей от беды. Пришлось князю Александру отдавать богатые дары хану и бекам. Когда он зимовал в Татарех, то заболел. До дома он не доехал, умер в Федоровском монастыре в Городце на Волге 14 ноября 1263 г., приняв перед смертью великий постриг - схиму - под именем Алексия. Погребение состоялось 23 ноября во Владимире, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественском Богородском мужском монастыре. Великий полководец Александр Невский причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Великий полководец Александр Невский имел множество добродетелей. Он любил жить в мире, ценил свободу и поступал справедливо. В нем было прекрасное сочетание человеческого и ангельского по-

добия. Великий князь Александр Невский внес огромный вклад в утверждение и развитие традиций духовно-нравственного воспитания русских воинов: жить по заповедям [7, с. 4]; трудиться до пота; всего себя отдавать служению Русской земле; учиться военному делу; беречь подданных своих; заботиться о своих детях и др.

Литература

1. Анищенков В. Русские святые воины. Жития. М.: Держава. 2000.

2. Арефьева Л.И. Иллюстрированная хронология истории Российского государства. М.: Планета. 1990.

3. Бегунов Ю.К. Александр Невский: Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М.: Молодая гвардия. 2003.

4. Каргалов В.В. Исторические портреты: Святослав, Дмитрий Донской, Михаил Скопин-Шуйский и др. М.: Астрель. 2004.

5. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 304-307.

6. Ситаров В.А. Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1 С. 135-139.

7. Ситаров В.А. Проблемы реализации заповеди «Возлюби ближнего как самого себя // Педагогика. Общество. Право. 2012. № 3 (3). С. 4-10.

References

1. Anishenko V. Century Russian saints. Life. M.: Power. 2000.

2. Arefeva L.I. Illustrated chronology of the history of the Russian state. Moscow: Planeta. 1990.

3. Begunov Y.K. Alexander Nevsky: the Life and deeds of the Holy and right-believing Grand Prince. M.: Young guard. 2003.

4. Karganov V.V. Historical portraits: Svyatoslav, Dmitry Donskoy, Mikhail Skopin-Shuisky, etc. M.: Astrel. 2004.

5. Romaniuk L.V Humanistic pedagogics // Knowledge. Understanding. Skill. 2012. No. 2. P. 304-307.

6. Sitarov V.A. Violence and nonviolence // Knowledge. Understanding. Skill. 2005. No. 1 Pp. 135-139.

7. Sitarov V.A. Problems of realization of the commandment «Love thy neighbor as thyself // Pedagogy. Society. Right. 2012. No. 3 (3). P. 4-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.