Научная статья на тему 'ВКЛАД РОССИИ В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ И КЛИМАТА'

ВКЛАД РОССИИ В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ И КЛИМАТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / УСТОЙЧИВОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / НИЗКОУГЛЕРОДНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердин Владимир Хакимович, Дыган Михаил Михайлович, Посысаев Юрий Юрьевич, Юлкин Григорий Михайлович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с вкладом России в достижение 7-й и 13-й целей устойчивого развития ООН. Особое внимание уделяется достигнутым результатам и планам реализации государственной энергетической политики, способствующим достижению устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бердин Владимир Хакимович, Дыган Михаил Михайлович, Посысаев Юрий Юрьевич, Юлкин Григорий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE ACHIEVEMENT OF THE UN SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS IN ENERGY AND CLIMATE

The article reviews the issues related to Russia's contribution into the achievement of the UN Sustainable Development Goals 7 and 13. Particular attention is paid to the present outcomes of the state energy policy and further plans for improvement of the sustainable development.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД РОССИИ В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ И КЛИМАТА»

УДК 620.9+504.38 (470+571)

В.Х. Бердин, М.М. Дыган, Ю.Ю. Посысаев, Г.М. Юлкин1

ВКЛАД РОССИИ В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ И КЛИМАТА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с вкладом России в достижение 7-й и 13-й целей устойчивого развития ООН. Особое внимание уделяется достигнутым результатам и планам реализации государственной энергетической политики, способствующим достижению устойчивого развития.

Ключевые слова: ООН, устойчивое энергетическое развитие, цели устойчивого развития, низкоуглеродное развитие, государственная энергетическая политика.

В 2015 г. на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена новая, универсальная повестка дня в области устойчивого развития [1], в основе которой заложены 17 амбициозных целей для достижения на период до 2030 г. - так называемых целей устойчивого развития ООН (ЦУР) - и 169 связанных с ними задач, которые носят комплексный и неделимый характер, и призваны стимулировать принятие соответствующих действий в течение следующих 15-ти лет в областях, имеющих огромное значение для человечества и планеты.

В рамках данной статьи мы остановимся более подробно на двух ЦУР - № 7 «Обеспечение доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех» и № 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями».

ЦУР № 7 включает в себя три глобальные задачи:

- обеспечить всеобщий доступ к недорогому, надежному и современному энергоснабжению;

- значительно увеличить долю энергии из возобновляемых источников в мировом энергетическом балансе;

- удвоить глобальный показатель повышения энергоэффективности.

- ЦУР № 13 также включает в себя три задачи:

- повысить сопротивляемость и способность адаптироваться к опасным климатическим явлениям и стихийным бедствиям во всех странах;

- включить меры реагирования на изменение климата в политику, стратегии и планирование на национальном уровне;

- улучшить просвещение, распространение информации и возможности людей и учреждений по смягчению остроты и ослаблению последствий изменения климата, адаптации к ним и раннему предупреждению.

Помимо этого, в рамках ЦУР № 13 развитые страны призываются к ежегодной мобилизации общими усилиями 100 млрд долл. из всех источников к 2020 г. для удовлетворения потребностей развивающихся стран в контексте принятия ими конструктивных мер по ослаблению последствий изменения климата. Также ведется активная работа над созданием механизма по укреплению возможностей планирования и управления, связанных с изменением климата в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах.

В развитие этих решений в декабре 2015 г. было принято Парижское климатическое соглашение, конкретизировавшее задачи сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) на период с 2020 по 2030 годы. Таким образом, реализация ЦУР

1 Владимир Хакимович Бердин - заместитель исполнительного директора Международного центра устойчивого энергетического развития (МЦУЭР) под эгидой ЮНЕСКО, e-mail: berdin@isedc-u.com;

Михаил Михайлович Дыган - директор проекта Департамента управления проектами ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, к.т.н., e-mail: dyganmm@minenergo.gov.ru;

Юрий Юрьевич Посысаев - исполнительный директор МЦУЭР под эгидой ЮНЕСКО, к.э.н., e-mail: posysaev@isedc-u.com; Григорий Михайлович Юлкин - директор Департамента стратегического планирования и партнерства МЦУЭР под эгидой ЮНЕСКО, e-mail: yulkin@isedc-u.com.

№7 и № 13 напрямую связана с устойчивым энергетическим развитием, которое является одним из важнейших условий стабильного роста мировой экономики. Обеспечение чистых, эффективных, доступных и надежных энергетических услуг наряду с активизацией усилий по борьбе с изменением климата и предотвращению неблагоприятных последствий климатических изменений, а также развитие и укрепление кадрового потенциала выступают в качестве ключевых аспектов для глобального процветания и устойчивого развития.

ЦУР № 7 и № 13 тесно взаимосвязаны - меры по повышению энергоэффективности во всех отраслях экономики и развитие возобновляемой энергетики с замещением ею традиционных углеродных источников энергии ведут к прямым сокращениям выбросов парниковых газов, а обеспечение всеобщего доступа к недорогому, надежному и современному энергоснабжению на основе безуглеродных и низкоуглеродных технологий, прежде всего в наименее развитых странах, позволит избежать роста эмиссий парниковых газов при дополнительных поставках энергии потребителям, в настоящее время вообще не имеющим доступа к энергии.

Решение вышеуказанных задач актуально и для развития национальной экономики России. Несмотря на то, что Россия относится к числу стран, обеспеченных углеводородными ресурсами, проводимая в нашей стране государственная политики подтверждает приверженность принципам перехода мировой энергетики и экономики к низкоуглеродному развития, что, в частности, подтверждается в принятом в июле 2017 г. Гамбургском плане действий в области климата и энергетики Большой двадцатки.

Россия была активным участником Киот-ского протокола в 2008-2012 гг., в 2016 г. с рос-

сийской стороны подписано Парижское климатическое соглашение и сегодня ведется подготовка к его ратификации. Стратегическая цель Парижского соглашения - удержание прироста глобальной средней температуры к концу XXI в. в пределах 2 °С сверх доиндустриаль-ных показателей и стремление к ограничению ее роста на уровне 1,5 °С. Долгосрочной целью ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в Российской Федерации является показатель в 70-75% выбросов 1990 г. к 2030 г. при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов.

Вопросы экологической безопасности в целом и в ТЭК в частности являются одним из приоритетных направлений российской государственной политики на национальном уровне. Соответствующие задачи заложены в ключевых отраслевых стратегических документах - в утвержденном в прошлом году Прогнозе научно-технологического развития отраслей ТЭК России на период до 2035 г. и в подготовленном с его учетом проекте обновленной Энергетической стратегии России на тот же период (ЭС-2035).

Уже сейчас в России более половины (около 52,2%) внутреннего потребления первичных энергоресурсов - это газ. На долю менее экологичного ресурса, угля, приходится только около 15%. Для сравнения: доля угля в выработке электроэнергии в Германии составляет около 40%, в Китае - около 72%, в США - 39,7% [5]. В мировом энергобалансе этот показатель составляет 30-35%.

Кроме того, доля полностью неуглеродных первичных источников энергии в российском энергобалансе составляет сейчас 13%, а к 2035 г. их доля вырастет до 16% (табл. 1). При этом самой быстрорастущей долей в энергоба-

Таблица 1

Топливно-энергетический баланс Российской Федерации

Виды энергии 2015 г., % 2035 г., % (оптимистический сценарий)

Газ 52,2 51,4

Жидкие 19,4 17,4

Уголь и прочие 15,2 15,2

Неуглеродные 13,2 16,0

Источник: [3].

Таблица 2

Производство электроэнергии в Российской Федерации

Виды генерации энергии 2015, % 2035, % (оптимистический сценарий)

ГЭС 16,0 15,6

АЭС 18,3 18,3

ВИЭ 0,2 3,2

ТЭС 65,5 62,9

Источник: [3].

лансе станет возобновляемая энергетика, которая в ближайшие 20 лет вырастет не менее чем в 20 раз.

Что касается потребления первичных энергоресурсов на производство электроэнергии, то здесь российский энергобаланс также соответствует логике низкоуглеродного развития. Доля безуглеродных источников в производстве электроэнергии в России составляет 34,5% (ГЭС - 16%, АЭС - 18,3%, ВИЭ - 0,2%), а генерации энергии на основе газа - почти 50%. Таким образом, более четырех пятых (84,2%) произведенной электроэнергии в России уже сегодня приходится на безуглеродные или низкоуглеродные источники энергии, а к 2035 г. этот показатель достигнет уже почти 90% (88,6%) [3].

Что касается повышения энергоэффективности, то в целом по стране планируется снизить удельную энергоемкость ВВП в 1,3-1,5 раза, а электроемкость - в 1,4 раза по сравнению с 2015 годом. Наиболее существенным потенциалом экономии энергоресурсов, по оценкам экспертов, в абсолютном выражении только к 2020 г. обладают электроэнергетика - 42 млн т у.т., жилищная сфера - 22 млн т у.т., бюджетная сфера и сектор услуг - 21 млн т у.т., использование углеводородов - 21 млн т у.т. [4].

Для достижения запланированных результатов в настоящее время уже принят ряд мер, в том числе соответствующих общемировым тенденциям. В 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», несколько десятков подзаконных актов. Начиная с 2010 г., реализуется соответствующая государственная программа, сейчас - подпрограмма в составе государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Программой «Энергоэффективность и развитие энергетики» предусмотрено, что федеральные средства на проекты повышения энергоэффективности являются мультипликатором для средств из частных источников финансирования. С 2011 по 2014 гг. суммарный объем субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ повышения энергоэффективности составил почти 21,6 млрд руб., или около 700 млн долларов. С 2015 г. финансирование программ повышения энергоэффективности осуществляется на региональном уровне. В каждом регионе России утверждены региональные программы, финансируемые за счет региональных бюджетов, а также за счет частных инвестиций. Для привлечения частных инвестиций в повышение энергоэффективности в России созданы и используются институты энергоаудита и энергосервиса.

В жилищно-коммунальном комплексе целью является обеспечение 100% учета энергетических ресурсов и создание систем диспетчеризации потребления в режиме реального времени, широкомасштабное внедрение новых теплоизоляционных и конструкционных материалов в домостроении, использование новых источников света, прежде всего светодиодных, обеспечивающих экономию до 80% потребляемой энергии.

Отдельным направлением является повышение эффективности утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). В 2012 г. Правительство РФ ввело в действие целевой показатель, допускающий сжигание в факелах не более 5% от добытого объема ПНГ, и соответствующие механизмы возврата инвестиций для достижения показателя и стимулирующие платежи в случае его несоблюдения. В результате реализации принятого комплекса мер к настоящему времени удалось

довести коэффициент полезного использования ПНГ в среднем по России до уровня 87,2%. Для сравнения: в 2011 г. этот показатель составлял всего 75,5%. А в значительной доле газо-конденсатных месторождений этот показатель уже достиг целевого значения. Так, например, в соответствии с экологическим отчетом ПАО «Газпром» 2015 г., в 2014 г. по всем компаниям ПАО «Газпром» обеспечено полезное использование ПНГ на уровне не менее 95% [6].

В России осуществляется переход на принципы наилучших доступных технологий во всех отраслях экономики, в том числе и в энергетике. Основной мерой стимулирования компаний к применению современных энерго- и ресурсо-эффективных технологий станет необходимость соблюдения новых жестких технологических и экологических нормативов, которые сейчас разрабатываются в составе справочников наилучших доступных технологий (НДТ). В 2017 г. планируется утвердить шесть справочников НДТ по секторам ТЭК и межотраслевой справочник по энергоэффективности. При этом ключевым вопросом при разработке этих справочников является обеспечение баланса в решении задач защиты окружающей среды и недопущения избыточной нагрузки на предприятия ТЭК.

С целью учета мнения компаний ТЭК, экспертного и научного сообщества, неправительственных организаций организовано публичное обсуждение проектов справочников НДТ. Так, в настоящее время публичное обсуждение межотраслевого справочника НДТ «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности» уже завершено. Завершается публичное обсуждение проектов отраслевых справочников в сферах добычи нефти и газа, переработки нефти, природного и попутного газа и сжигания топлива на крупных установках в целях производства энергии.

С целью минимизации негативного воздействия ТЭК на окружающую среду реализуется целый комплекс взаимоувязанных инициатив по инновационному развитию всех секторов энергетики, включая дорожные карты по внедрению инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК и Национальную технологическую инициативу (НТИ)

«Энерджинет». Ведется работа по национальному проекту «Интеллектуальная энергетическая система России».

Дорожная карта НТИ «Энерджинет» является инициативой по созданию энергетики будущего, которая в значительной степени будет свободна от избыточной эмиссии парниковых газов. Дорожные карты по реализации национальных проектов в энергетике имеют основной целью развитие инновационных технологий в отраслях ТЭК, внедрение которых путем повышения КПД, сокращения затрат ресурсов на производство топлива и энергии приводит к снижению выбросов парниковых газов.

Наконец, развитие Интеллектуальной энергетической системы России приведет к повышению эффективности производства, транспортировки, распределения и использования энергии, что также снизит удельные показатели выбросов парниковых газов.

Наряду с необходимостью снижения антропогенного воздействия на окружающую среду, перед мировым сообществом стоит задача удовлетворения перспективного глобального спроса на энергию. Ее решение в обозримой перспективе невозможно себе представить без использования традиционной энергетики. При этом обязательным условием должно стать использование наиболее экологичных видов ископаемого топлива, таких как природный газ и экологически чистых технологий. В этой связи уже сегодня Россия стремится наращивать его добычу и экспорт, а также использование газа внутри страны. С 2012 по 2016 годы уровень газификации России увеличился с 64,4 до 67,2%. Предполагается дальнейшее увеличение данного показателями, прежде всего за счет газификации районов Сибири и Дальнего Востока.

Кроме того, предпринимаются меры по расширению использования экологически чистого транспорта, в том числе электротранспорта и транспорта, использующего природный газ в качестве моторного топлива. В 2016 г. Минэнерго России был подготовлен актуализированный комплексный план мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, а также налажен учет количества объектов газозаправочной инфраструктуры, включая независимых участников рынка,

и объема реализации газомоторного топлива. По итогам года реализация газомоторного топлива увеличилась на 10,5%. К 2020 г. предполагается, что число автомобильных газонаполнительных компрессорных станций увеличится с 303 до 743 единиц, а объем сжатого газа на работу автотранспорта - с 0,51 млрд м3 в год до 1,23 млрд м3.

Также Минэнерго России ведет работу над ведомственным проектом по развитию электрозарядной инфраструктуры, реализация которого будет содействовать снижению уровня выбросов С02 от легковых автомобилей, прежде всего в мегаполисах.

И, наконец, развитие возобновляемой энергетики. В последние годы в нашей стране также проводится последовательная политика в данной области. Следует отметить, что исторически Россия является лидером в развитии крупной гидроэнергетики. Сегодня объем генерации на наших крупных ГЭС составляет около 17% от всего производства электроэнергии в стране [4].

Для стимулирования производства отечественного оборудования и расширения использования возобновляемой энергетики в настоящее время в России действуют и постоянно совершенствуются механизмы поддержки новых ВИЭ (солнечная, ветровая, малая гидрогенерация) как на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ), так и на розничных рынках. К 2024 г. на ОРЭМ ожидается ввод 5,5 ГВт генерирующих объектов ВИЭ, из них

на основе энергии ветра - 3,3 ГВт, Солнца - 1,8 ГВт, малых ГЭС - 0,4 ГВт.

В рамках конкурсных отборов в 20132016 гг. уже отобрано 119 проектов ВИЭ, общей мощностью более 2 ГВт и общей стоимостью более 300 млрд руб. (ВЭС - 0,8 ГВт, СЭС - 1,2 ГВт, МГЭС - 0,07 ГВт).

На розничных рынках электрической энергии и в изолированных энергорайонах предусмотрен механизм поддержки использования ВИЭ, который устанавливает обязанность для сетевых компаний в целях компенсации потерь покупать электроэнергию квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ по регулируемым тарифам, которые устанавливает орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов [7].

Еще одним механизмом поддержки, действующим как на оптовом, так и на розничных рынках, является предоставление из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования ВИЭ.

Благодаря системной политике и поддержке, только за последние два года в стране было введено 14 крупных солнечных электростанций суммарной мощностью порядка 130 МВт, а также ряд объектов возобновляемой энергетики в удаленных и изолированных энергорайонах, где

Рис. 1. Запланированные и текущие объемы вводов генерирующих объектов ВИЭ, МВт

уже сегодня применение ВИЭ является экономически целесообразным. В текущем году ожидается завершение работ по объектам ВИЭ общей мощностью еще около 125 МВт, из которых 90 МВт придется на солнечные станции в различных регионах страны (проекты ГК «Хевел» и ООО «Солар Системс»), и еще 35 МВт на первый крупный в стране ветропарк в Ульяновской области (ОАО «Фортум»).

В 2016 г. с активизацией крупных российских игроков получил дополнительный импульс развития сектор ветровой энергетики, в том числе о своих интересах в этом секторе объявила ГК «Росатом». Корпорация обозначила производство оборудования для ветрогенерации одним из приоритетов развития своего машиностроительного комплекса, и от своей дочерней компании подала заявки на строительство объектов ветровой генерации объемом 610 МВт со сроком ввода в 2018-2020 годах. В перспективе ГК «Росатом» планирует организовать производство ключевых комплектующих ветрогенерато-ра не только под строительство собственных ве-тропарков, но и для выхода на международный рынок ветровой энергетики с оборудованием мультимегаваттного класса.

О своих планах по участию не только в строительстве ветропарков, но и в производстве оборудования для них в 2016 г. также заявили совместно АО «Роснано» и ОАО «Фортум».

В 2017 г. на отборы проектов ДПМ ВИЭ в секторе ветрогенерации на период до 2022 г. вместе с «Росатомом», «Роснано» и «Фортумом» подала заявки и итальянская Епе1. Конкуренция таких серьезных участников между собой должна положительно сказаться на рынке в целом и

привести к существенному снижению капитальных затрат.

В начале апреля 2017 г. Международным агентством по возобновляемой энергии (IRENA), по итогам многочисленных раундов консультаций с российской стороной в лице экспертов рабочей группы Минэнерго России по взаимодействию с IRENA, был выпущен обзор «Перспективы развития возобновляемой энергетики в Российской Федерации» [8].

Кроме того, может представлять интерес для заинтересованного читателя и последнее, выпущенное в 2017 г., издание WWF России «Возобновляемые источники энергии в изолированных населенных пунктах российской Арктики (Бер-дин В.Х., Кокорин А.О, Юлкин Г.М., Юлкин М.А.). Таким образом, в России ведется серьезная и многоплановая работа в ТЭК, которая не только направлена на обеспечение энергией потребителей, но и содействует достижению целей устойчивого развития ООН в области энергетики и климата.

Интегральный эффект принятых мер государственной политики в данной сфере за период 1990-2015 гг., на основании официальных данных [9], выражается в уменьшении эмиссии парниковых газов в стране на величину порядка 30 млрд т в СО2-эквиваленте.

Что же касается более долгосрочных перспектив, о них может более предметно пойти речь к концу 2019 г., поскольку к этому сроку Правительством РФ планируется подготовить Стратегию развития с низкими уровнями выбросов парниковых газов на период до 2050 г. и проект национального плана адаптации к неблагоприятным изменениям климата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Документ F.69/L.85 Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», 2015.

2. Решение 1/СР.21 21-й сессии Конференции ООН об изменении климата, 2015.

3. Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года.

4. Материалы круглого стола «Опыт оценки и управления выбросами парниковых газов в ТЭК России» 14 июня 2017 г., Москва, 2017.

5. World Energy Outlook - 2016, IEA, 2016.

6. Экологический отчет ПАО ««Газпром», 2015.

7. Федеральный закон РФ от 26.03.2003 № 35-Ф3 ««Об электроэнергетике».

8. REMAP 2030: Renewable Energy Prospects 9. Национальный доклад о кадастре антро-for the Russian Federation, IRENA, 2017. погенных выбросов из источников и абсорбции

поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990-2015 гг.

Поступила в редакцию 01.08.2017 г.

V.H. Berdin, MM. Dygan, Y.Y. Posysaev, G.M. Yulkin2

CONTRIBUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE ACHIEVEMENT OF THE UN SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS IN ENERGY AND CLIMATE

The article reviews the issues related to Russia's contribution into the achievement of the UN Sustainable Development Goals 7 and 13. Particular attention is paid to the present outcomes of the state energy policy and further plans for improvement of the sustainable development.

Key words: United Nations, sustainable energy development, Sustainable Development Goals, low-carbon development, state energy policy.

2 Vladimir H. Berdin - Deputy Executive Director, International Sustainable Energy Development Centre (ISEDC) under the auspices of UNESCO, e-mail: berdin@isedc-u.com;

Mikhail M. Dygan - Project Director, Department of Project Management, FSBO «REA» of the Russian Ministry of Energy, PhD in Technical Sciences, e-mail: dyganmm@minenergo.gov.ru;

Yury Y. Posysaev - Executive Director, ISEDC under the auspices of UNESCO, PhD in Economics, e-mail: posysaev@isedc-u.com;

Grigory M. Yulkin - Director of Department of Strategic Planning and Partnership, ISEDC under the auspices of UNESCO, e-mail:

yulkin@isedc-u.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.