ПСИХОЛОГИЯ
УДК: 159.923
Калугин Алексей Юрьевич
кандидат психологических наук Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
ВКЛАД РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ НА СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ, проект № 18-18-00386
В статье изучается влияние разноуровневых свойств индивидуальности на ценности профессии и семьи. Разноуровневые свойства рассматриваются как проявления ментальных ресурсов индивидуальности. На примере исследования 176 студентов высших учебных заведений выявлены эффекты темперамента, интеллекта, характера и мотивации на ключевые сферы жизнедеятельности человека (сфера профессии и сфера семьи). Обнаружено, что наибольший вклад вносят когнитивные стили и свойства темперамента, в меньшей степени влияют черты характера и мотивация.
Ключевые слова: ценности профессии, ценности семьи, индивидуальность, темперамент, интеллект, мотивация, ментальные ресурсы.
В отечественной психологии существуют несколько достаточно хорошо разработанных концепций индивидуальности человека (Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, В.М. Ру-салова). В основу данного исследования легла теория В.М. Русалова [7], позволяющая рассмотреть разноуровневые свойства индивидуальности как ментальные ресурсы. Ментальные ресурсы - это «психические образования, обеспечивающие позитивное развитие личности» [1, с. 15]. Предполагается, что особое значение имеет не только то, какими ресурсами обладает человек объективно, но и то, как они представлены в рамках его ментального опыта. То есть психологическая характеристика, либо элемент среды должны в рамках ментального опыта человека связываться с полезностью от его мобилизации в данном конкретном случае, либо вообще (т.е. быть ресурсами для данного типа ситуаций, либо для любого типа ситуаций) [9, с. 48].
Как отмечает С.А. Хазова, «наличие и формирование ментальных ресурсов связано с процессом концептуализации, в ходе которого субъект наделяет объекты внешней (объектной, природной и социальной) среды и внутренней (интрапсихологиче-ской) среды ресурсным значением, приписывая им смысл (личностную значимость) и ценность (полезность) для достижения определенных (позитивных) результатов» [10, с. 116]. Благодаря концептуализации «происходит "открытие" ресурсной роли тех или иных свойств индивидуальности и управление ими» [1, с. 17], за счет чего происходит повышение продуктивности жизнедеятельности. Ментальные ресурсы индивидуальности имеют многоуровневую структуру, охватывая как генетические, так и средовые факторы, опосредованные активностью человека: I - формально-динамические, II - личностные, III - интеллектуальные, IV - мотивационно-ценностные, V - концептуализация [1, с. 91].
Как было сказано выше, с понятием концептуализации тесно связано понятие смысла. Изучая смыслообразующую активность субъекта, мы обнаружили ее влияние на разные уровни индивидуальности [4], вместе с тем, был выявлен обратный эффект - влияние разноуровневых характеристик на ценностно-смысловую сферу [3]. В данном исследовании мы продолжаем изучать влияние разноуровневых свойств индивидуальности на ценностно-смысловую сферу, однако подходим к анализу результатов с позиции концепции ментальных ресурсов. Полагаем, что формирование смысла сопровождается структурированием разноуровневых свойств индивидуальности, в то же время, само обретение смысла связано с особенностями индивидуальности человека, иными словами, индивидуальность задает векторы разворачивания смыслообразующей активности. Таким образом, это двунаправленный процесс.
В данном исследовании акцент сделан на изучении двух основных сфер жизнедеятельности человека: сфера профессии и сфера семьи - отраженных в индивидуальном сознании человека в виде соответствующих личностных ценностей. В одной из предыдущих работ [4] было показано, что личностные ценности, в отличие от социальных, могут рассматриваться как смыслы, т.к. характеризуют значимость для субъекта явлений внешнего и внутреннего мира.
Метод
Участники. Выборку исследования составили 176 студентов высших учебных заведений г. Перми, преимущественно женского пола (144 девушки, 32 юноши), в возрасте от 17 до 34 лет (М = 20,05, 8Б = 1,75).
Методики. Формально-динамический уровень индивидуальности изучался модифицированными версиями «Опросника формально-динамических свойств индивидуальности» (ОФДСИ-26) В.М. Ру-
© Калугин А.Ю., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
49
салова и опросника PEN Г. Айзенка (модификация В.М. Русалова). Личностный уровень диагностировался «Опросником черт характера» (ОЧХ-В). Уровень интеллекта - кратким опросником когнитивных стилей индивидуальности человека. Мо-тивационный уровень - опросником мотивации достижений, опросником мотивации выбора профессии [см. 1] и тестом «Аксиологической направленности личности» (АНЛ) А.В. Капцова [5].
Анализ данных. Наблюдения, имеющие пропущенные значения, удалялись из последующего анализа. Данные были стандартизованы, переведены в Т-баллы (M = 50, SD = 10). В отношении каждого регрессионного уравнения проводилась проверка допущений (нормальности распределения остатков, гомоскедастичности и т.д.). Существен-
ных ограничений для проведения множественной линейной регрессии обнаружено не было. В случае выявления выбросов, соответствующие наблюдения удалялись, и анализ повторялся вновь (информация о такого рода манипуляциях приводится при описании результатов).
В связи с тем, что количество независимых переменных достаточно большое использовался метод перебора, а не классические пошаговые подходы к отбору моделей, которые оставляют значительное количество переменных, объясняющих малую долю дисперсии зависимой переменной. Используемый метод заключался в следующем: на каждом шаге в модель включалась одна дополнительная независимая переменная; из множества возможных вариантов сочетания предикторов под-
Рис. 1. Отбор оптимальных предикторов методом перебора для сферы жизнедеятельности «профессия»
Примечание: вертикальными пунктирными линиями отмечены наиболее часто встречающиеся в моделях предикторы; горизонтальная пунктирная линия отмечает наименьшее значение В1С; серые прямоугольники - включенные в модель предикторы.
ЭРМ - эргичность психомоторная, ЭРИ - эргичность интеллектуальная, ЭРК - эргичность коммуникативная, ПМ - пластичность психомоторная, ПИ - пластичность интеллектуальная, ПК - пластичность коммуникативная, СМ - скорость психомоторная, СИ - скорость интеллектуальная, СК - скорость коммуникативная, ЭМ - эмоциональность психомоторная, ЭИ - эмоциональность интеллектуальная, ЭК - эмоциональность коммуникативная; Экстр - экстраверсия, Нртзм - нейротизм, Псхтзм - психотизм; Гпртмн - гипертимность, Зстрв - застреваемость, Эмтвн - эмотивность, Пднтчн - педантичность, Трвжн - тревожность, Цклтмн - циклотимность, Дмнстр - демонстративность, Взбдм - возбудимость, Дстмн - дистимность, Экзльт - экзальтированность; МтДстж - мотивация достижения, МтДстпн - мотивация доступности освоения профессии, МтЗнчм - мотивация субъективной значимости профессии; Плзвс - полезависимость, ПлНеЗвс - поленезависимость, УзДпзнЭкв - узкий диапазон эквивалентности, ШрДпзнЭкв - широкий диапазон эквивалентности, «ГбкПзнКнтр - гибкость познавательного контроля, РгднПзнКнтр - ригидность познавательного контроля, Импльс - импульсивность, Рфлкт - рефлективность, КнкрКнцпт - конкретная концептуализация, АбстрКнцпт - абстрактная концептуализация, ТлрнНрлстОпт - толерантность к нереалистическому опыту, нТлрнНрлстОпт - нетолерантность к нереалистическому опыту; Кллкт - ценности коллективности, ДхУдвл - ценности духовной удовлетворенности, Кртвн - ценности креативности, Жзнд - ценности жизнедеятельности, Дстж - ценности достижения, Трдц - ценности традиции, МтБлг - ценности материального благополучия, Индвд - ценности индивидуальности, Проф - ценности сферы профессия, Обр - ценности сферы образование, Семьи - ценности сферы семья, Общ - ценности сферы общественная жизнь, Досуга - ценности сферы досуг.
50
Вестник КГУ 2018
биралась наилучшая модель. Так, на первом шаге в модель включался один предиктор, из всех возможных предикторов подбирался тот, который вносил наибольших вклад в зависимую переменную. На втором шаге в модель включалось уже два предиктора, отбор вновь шел на основе определения максимального вклада, отбиралась наилучшая модель и т.д.
В качестве критерия отбора наилучшей модели использовался Байесовский информационный критерий (Bayes information criterion, BIC), который более чувствителен к моделям высокой размерности, чем информационный критерий Акаике (AIC) [12, с. 127]. Также учитывался совокупный вклад каждого предиктора в отобранные модели: предикторам, которые появлялись чаще в «наилучших моделях», отдавалось предпочтение. Сочетание этих двух подходов позволило получить модели, включающие оптимальное количество предикторов с наибольшей объяснительной мощностью.
Статистическая обработка осуществлялась в среде языка программирования R.
Результаты исследования
Этап отбора предикторов методом перебора приведен на рисунке 1.
Как видно из рисунка, чем больше независимых переменных включено в модель, тем больший штраф налагает Байесовский информационный критерий. Оптимальное количество предикторов, согласно критерию BIC, полученное методом перебора, представлено на рисунке 2 и равно 7.
Регрессионные уравнения, приведенные ниже, представляют степень вклада свойств индивидуальности в направленность личности на ключевые
сферы жизнедеятельности человека: профессию и семью.
Профессия = 39,08 + 0,31* Абстрактная кон -цептуализация - 0,25*Импульсивность + 0,2*Ско-рость коммуникативная - 0,17*Мотивация субъективной значимости профессии + 0,12*Эргичность психомоторная + 0,12*Пластичность психомоторная - 0,1* Дистимность
Характеристики модели: Я2 = 0,39; а^Я2 = 0,36; Б(7, 165) = 15,03, р < 0,001.
Было удалено 3 наблюдения, которые являлись выбросами, поэтому в дальнейшем анализе использовалось 173 наблюдения.
Аналогичный подход был осуществлен в отношении ценностей сферы жизнедеятельности «семья» (рис. 3 и 4).
Таким образом, было получено регрессионное уравнение для сферы жизнедеятельности «семья»:
Семья = 32,95 + 0,33*Экстраверсия + 0,28*Ней-ротизм - 0,27*Возбудимость - 0,24*Психотизм + 0,24* Абстрактная концептуализация + 0,21*Нето-лерантность к нереалистическому опыту - 0,19*Эр-гичность интеллектуальная - 0,19*Толерантность к нереалистическому опыту + 0,16*Поленезависи-мость + 0,16*Педантичность - 0,16*Широкий диапазон эквивалентности
Характеристики модели: Я2 = 0,54; а^Я2 = 0,51; Б(11, 163) = 17,56, р < 0,001.
Было удалено 1 наблюдение, поэтому в анализе использовалось 175 наблюдений.
Обсуждение
Таким образом, от 39 до 54% дисперсии ценностей сфер жизнедеятельности объясняется разноуровневыми свойствами индивидуальности, причем
Когичеет» првдсторое Рис. 2. Определение оптимального количества предикторов для сферы жизнедеятельности «профессия»
Примечание: крестом отмечено место наименьшего значения БГС.
S -
у в
S? -
-
ц
" 1111 м 11 {I и 11 {11111111 ] 11 н I} 111
I- н
Рис. 3. Отбор оптимальных предикторов методом перебора для сферы жизнедеятельности «семья»
У ш
а
о
Когнчкгм прздюорйа Рис. 4. Определение оптимального количества предикторов для сферы жизнедеятельности «семья»
вклад разных уровней индивидуальности в ту или иную ценность не одинаков: наибольший совокупный вклад вносят интеллект и темперамент, а свойства характера - наименьший, промежуточное положение занимает мотивация. При этом отметим, что о влиянии может говорить только эксперимент, поэтому в данном контексте мы используем понятия: «влияние», «эффект», «воздействие», «вклад» - в их математико-статистическом смысле.
Дадим содержательную характеристику полученным результатам. Плюс или минус в регрессионном уравнении свидетельствует о направленности вклада: положительном или отрицательном
соответственно. При этом стандартизированный коэффициент (Р) говорит о величине этого вклада.
В ценности профессиональной сферы вносит значимый вклад интеллект, представленный «абстрактной концептуализацией» (положительный эффект) и «импульсивностью» (отрицательный эффект). Вероятно, профессия требует от человека способность выявлять разного рода связи и отношения между объектами, выстраивать их иерархию, абстрагировать, в то же время чрезмерная импульсивная реакция не приветствуется и люди с высокой ценностью профессии имеют низкий уровень импульсивности. Существенный эффект
Вестник КГУ Л 2018
52
на ценности профессии оказывает темперамент, прежде всего, коммуникативной скоростью (легкость и плавность речи, быстрота вербализации и т.п.), психомоторной эргичностью (потребность в движении, высокая мышечная работоспособность, выносливость) и психомоторной пластичностью (гибкость и переключаемость с одних форм активности на другие). В этой связи не удивительно, что «дистимность», связанная с апатией и подавленностью настроения, сосредоточенностью на негативных мыслях, имеет отрицательные значения. Странно выглядит отрицательное значение коэффициента «мотивации субъективной значимости профессии», возможно, это связано с нелинейной зависимостью между мотивацией и эффективностью деятельности (закон Йеркса-Додсона).
В случае с ценностями семьи наблюдается иная картина. Ключевое значение играют свойства темперамента: экстраверсия и нейротизм влияют положительно, психотизм и интеллектуальная эргичность - отрицательно. То есть высокая общительность и эмоциональность поддерживают ценности семьи, а высокий психотизм и низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения снижают ценность семьи. Как и в ценностях профессии, в ценностях семьи важную роль играет абстрактная концептуализация, позволяющая выстроить непротиворечивое представление о концепте «семья». Ценности семьи - достаточно консервативные ценности, направленные на сохранение, а не на изменение [4], поэтому положительное влияние нетолерантности к нереалистическому опыту и отрицательное толерантности к нереалистическому опыту в этой связи вполне закономерны. Тренд «стабильности и устойчивости» в ценностях семьи продолжают поленезависимость (положительный вклад) и широкий диапазон эквивалентности (отрицательный вклад). Поленезависимость связана с опорой на внутренние источники информации, на свои знания и опыт, в то время как отрицательный эффект широкого диапазона эквивалентности говорит о несклонности испытуемых к широким обобщениям. В ряде работ было показано, что поленезависи-мость входит в единый симптомокомплекс с широким диапазоном эквивалентности, а полезависи-мость - с узким диапазоном эквивалентности [8]. Здесь же мы видим иную картину, что может быть связано с: 1) особенностью связи разноуровневых свойств индивидуальности с ценностями семьи; 2) с особенностью опросника когнитивных стилей индивидуальности человека, в котором широта и узость диапазона эквивалентности представляют не противоположные полюса одной шкалы, а две разных шкалы. Помимо темперамента и интеллекта часть дисперсии в ценностях семьи объясняет характер, в частности, положительный вклад вносит педантичность и отрицательный -
возбудимость. Отметим, что возбудимость и ней-ротизм имеют значимую положительную корреляцию (г = 0,22, р < 0,01), но в случае с ценностями семьи оказывают разнонаправленный эффект.
Итак, доля объясняемой свойствами дисперсии и частота встречаемости свойств дают схожую картину - в большей степени на выраженность ценностей влияют интеллект и темперамент, в меньшей - характер и мотивация. В ряде наших предыдущих исследований было обнаружено влияние темперамента на ценностно-смысловую сферу личности [2, 3], и высказано предположение, что темперамент задает некоторые векторы отбора ценностей личностью, например, импульсивному и неусидчивому человеку будет сложно принять инструментальные ценности аккуратности и самоконтроля, и даже если он будет называть эти ценности, как значимые для него, он вряд ли будет руководствоваться ими в своей повседневной жизнедеятельности, иначе это может привести к внут-риличностному конфликту.
Интеллектуальная сфера представлена когнитивными стилями. «Когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения» [11, с. 16]. Из результатов исследования видно, что одни и те же когнитивные стили могут воздействовать на разные ценности (например, абстрактная концептуализация), что согласуется с их формально-динамической трактовкой рядом авторов [6, с. 283]. Вместе с тем, они отражают интеллектуальную деятельность человека, что, несомненно, должно проявляться в отборе тех или иных ценностей личностью, т.к. это, прежде всего, когнитивный процесс. Вероятно, поэтому когнитивные стили оказывают значительное влияние на ценностную сферу.
Ожидаемая связь мотивации с ценностями не подтвердилась. Мотивацию часто связывают с ценностно-смысловой сферой, иногда даже объединяя под общим названием «мотивационно-ценностная сфера». В целом соглашаясь с этим, все-таки отметим, что ценности и мотивы детерминированы разными причинами и служат разным задачам: личностные ценности выполняют целевую функцию, являясь производными от препятствия, лежащего на пути их достижения, и указывая на степень значимости чего-то для человека, а мотивация -энергетическую функцию, позволяя преодолевать возникшее препятствие [4]. Ценности и мотивация связаны, но они не одно и то же.
Обсуждение роли характера в ценностно-смысловой сфере требует обратиться к пониманию характера в концепции В.М. Русалова [7], в соответствии с которой разработан использованный опросник. С его точки зрения: «характер не является чисто со-
держательной характеристикой психики индивида, он испытывает на себе сильное влияние со стороны биологической организации человека, которая обеспечивает его динамическую (темпераментальную) основу» [7, с. 399]. Такой подход, с одной стороны, разводит ценностную направленность личности и характер, с другой, сближает понятия темперамента и характера. Оба этих момента могут сказаться на результатах нашего анализа: первый уменьшит выраженность связи между характером и ценностями, второй приведет к удалению из регрессионных моделей черт характера из-за их высокой корреляции со свойствами темперамента (множественная регрессия учитывает присутствующую в данных мультиколлинеарность).
Несмотря на то, что в исследовании обнаружена существенная детерминация со стороны индивидуальности, важно учитывать математический характер проведенных процедур: направленность «влияния» задается исследователем, поэтому перспективами дальнейших исследований может стать реверсирование направленности - от ценностей и смыслов к разноуровневым свойствам индивидуальности.
Следует также учесть, что разноуровневыми свойствами индивидуальности объясняется лишь часть дисперсии ценностей, значительная часть вариации объясняется иными причинами, в том числе, не рассматриваемыми в данном исследовании.
Заключение
Результаты исследования позволяют говорить о статистическом влиянии разноуровневых свойств индивидуальности на свойства ценностно-смысловой сферы, представленные в данной работе ценностями профессии и семьи. Это влияние существенно и объясняет от 39 до 54% дисперсии соответствующих ценностей. Наибольший вклад вносят свойства когнитивные стили и темперамент, мотивация и характер влияют в меньшей степени. Вероятно, мы наблюдаем двунаправленный процесс: с одной стороны, смысловые структуры личности организуют индивидуальность, и тогда разноуровневые свойства индивидуальности предстают в виде ментальных ресурсов, с другой стороны, разноуровневые свойства индивидуальности задают некоторые векторы развития и формирования ценностно-смысловой сферы личности. Таким образом, динамическое равновесие этих двух течений способствует развитию нашей индивидуальности.
Библиографический список
1. Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 256 с.
2. Калугин А.Ю. Взаимосвязь свойств темперамента с характеристиками ценностно-смысловой
сферы личности в контексте пола II Вестник СаГА. Серия: Психология. - 2G17. - № 1. - С. 3-21.
3. Калугин А . Ю. Вклад свойств темперамента в ценностно-смысловую сферу личности II Интег-ративная перспектива в гуманитарных науках. -2G16. - № 2. - С. 22-31.
4. Калугин А. Ю. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности: структура, динамика и функции в структуре интегральной индивидуальности (на материале студенчества): дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2G15. - 179 с.
5. Капцов А.В. Психологическая аксиометрия личности и группы. - Самара: СамЛюксПринт, 2G11. - 112 с.
6. Когнитивная психология I под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - M.: ПЕР СЭ, 2GG2. - 48G с.
7. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - M.: Изд-во «Институт психологии РАН », 2G12. - 528 с.
8. Тихомирова И. В. Типологический и димензи-онный подходы в изучении ориентировочной активности II Способности: к WG-летию со дня рождения БМ. Теплова I под ред. Э. А. Голубевой. - M., 1991. - С. 219-23G.
9. Хазова С.А. Mентальные ресурсы субъекта: природа, функции, динамика II Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2G14. -№4. - С. 47-53.
1G. Хазова С.А. Mентальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2G14. - 54G с.
11. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - СПб.: Питер, 2GG4. - 384 с.
12. Эверитт Б.С. Большой словарь по статистике. - 3-е изд. - M.: Проспект, 2G1G. - 731 с.
References
1. Volkova E.V. Tekhnologii razvitiya mental'nyh resursov. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2G16. - 256 s.
2. Kalugin A.YU. Vzaimosvyaz' svojstv temperamenta s harakteristikami cennostno-smyslovoj sfery lichnosti v kontekste pola II Vestnik SaGA. Seriya: Psihologiya. - 2G17. - № 1. - S. 3-21.
3. Kalugin A.YU. Vklad svojstv temperamenta v cennostno-smyslovuyu sferu lichnosti II Integrativnaya perspektiva v gumanitarnyh naukah. - 2G16. - № 2. -S. 22-31.
4. Kalugin A.YU. Cennostnaya napravlennost' lichnosti kak vyrazhenie smysloobrazuyushchej aktivnosti: struktura, dinamika i funkcii v strukture integral'noj individual'nosti (na materiale studenchestva): dis. ... kand. psihol. nauk. - Perm', 2G15. - 179 s.
54
Вестник КГУ 2018
5. Kapcov A.V. Psihologicheskaya aksiometriya lichnosti i gruppy. - Samara: SamLyuksPrint, 2011. -112 s.
6. Kognitivnaya psihologiya / pod red. V.N. Druzhinina, D.V. Ushakova. - M.: PER SEH, 2002. - 480 s.
7. Rusalov VM. Temperament v strukture individual'nosti cheloveka: Differencial'no-psihofiziologicheskie i psihologicheskie issledovaniya. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012. - 528 s.
8. Tihomirova I.V. Tipologicheskij i dimenzionnyj podhody v izuchenii orientirovochnoj aktivnosti // Sposobnosti: k 100-letiyu so dnya rozhdeniya
B.M. Teplova / pod red. EH.A. Golubevoj. - M., 1991. - S. 219-230.
9. Hazova S.A. Mental'nye resursy sub"ekta: priroda, funkcii, dinamika // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2014. - №4. - S. 47-53.
10. Hazova S.A. Mental'nye resursy sub"ekta v raznye vozrastnye periody: dis. ... d-ra psihol. nauk. -Kostroma, 2014. - 540 s.
11. Holodnaya M.A. Kognitivnye stili. O prirode individual'nogo uma. - SPb.: Piter, 2004. - 384 s.
12. EHveritt B.S. Bol'shoj slovar' po statistike. -3-e izd. - M.: Prospekt, 2010. - 731 s.