Научная статья на тему 'ВКЛАД ПРОФЕССОРА С. З. КАЦЕНБОГЕНА В ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ СОЦИОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ'

ВКЛАД ПРОФЕССОРА С. З. КАЦЕНБОГЕНА В ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ СОЦИОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история социологии / Белорусский государственный университет / С. З. Каценбоген / генетическая социология / институционализация социологии / history of sociology / Belarusian State University / S. Z. Katsenbogen / genetic sociology / institutionalization of sociology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А Н. Данилов

В статье раскрывается процесс институционализации социологии в Беларуси с момента открытия в 1921 г. Белорусского государственного университета и создания на его базе кафедры социологии и первобытной культуры во главе с профессором С. З. Каценбогеном. Эксплицируются основные идеи ученого относительно развития социологической науки и обосновывается его вклад в институционализацию белорусской социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF PROFESSOR S. Z. KATSENBOGEN IN THE INSTITUTIONALIZATION OF SOCIOLOGY IN BELARUS

The article reveals the process of institutionalization of sociology in Belarus since the opening of the Belarusian State University in 1921 and the creation on its basis of the Department of Sociology and Primitive Culture, headed by Professor S. Z. Katsenbogen. The main ideas of S. Z. Katsenbogen regarding the development of sociological science are explicated and his contribution to the institutionalization of Belarusian sociology is substantiated.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ПРОФЕССОРА С. З. КАЦЕНБОГЕНА В ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ СОЦИОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ»

УДК 316(476)(092)

А. Н. ДАНИЛОВ,

член-корреспондент НАНБеларуси, доктор социологических наук, профессор, Белорусский государственный университет, г. Минск, e-mail: [email protected]

ВКЛАД ПРОФЕССОРА С. З. КАЦЕНБОГЕНА В ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ СОЦИОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ

В статье раскрывается процесс институционализации социологии в Беларуси с момента открытия в 1921 г. Белорусского государственного университета и создания на его базе кафедры социологии и первобытной культуры во главе с профессором С. З. Каценбогеном. Эксплицируются основные идеи ученого относительно развития социологической науки и обосновывается его вклад в институционализацию белорусской социологии.

Ключевые слова история социологии, Белорусский государственный университет, С. З. Ка-ценбоген, генетическая социология, институционализация социологии.

A. N. DANILOV,

Corresponding Member of the NAS of Belarus, Doctor of Sociology Sciences, Professor, Belarusian State University, Minsk, e-mail: [email protected]

THE CONTRIBUTION OF PROFESSOR S. Z. KATSENBOGEN IN THE INSTITUTIONALIZATION OF SOCIOLOGY IN BELARUS

The article reveals the process of institutionalization of sociology in Belarus since the opening of the Belarusian State University in 1921 and the creation on its basis of the Department of Sociology and Primitive Culture, headed by Professor S. Z. Katsenbogen. The main ideas of S. Z. Katsenbogen regarding the development of sociological science are explicated and his contribution to the institutionalization of Belarusian sociology is substantiated.

Keywords: history of sociology, Belarusian State University, S. Z. Katsenbogen, genetic sociology, institutionalization of sociology.

Преподавание социологии на территории Беларуси началось с открытием Белорусского государственного университета. Университет аккумулировал в своем развитии философскую и социально-политическую мысль белорусских мыслителей, внедрив эти идеи в образовательный процесс. Конечно, социологические дисциплины, которые читал профессор С. З. Каценбоген, были не очень похожи на современные курсы социологии, но ведь за столетие многое изменилось в социологической науке.

О том, что представлял собой университет в начале своей истории, лаконично описано в воспоминаниях профессора С. Я. Вольфсона: «Белорусский

государственный университет родился... правда, условия его существования в первые месяцы были суровыми. Аудиторию нередко представляла, напряженно слушая лектора, сотенная толпа, которая стояла между четырех стен. Стояли студенты - отсутствовали скамейки, стоял профессор - отсутствовало кресло. В галошах, в пальто, в шубах, некоторые с поднятыми воротниками. А в факультетской канцелярии писали в перчатках и карандашами: чернила замерзали. Но университет жил.» [1, с. 16].

Судьба первого профессора, читавшего социологические дисциплины в Белорусском государственном университете, Соломона Захаровича Кацен-богена (1889-1946), неординарна и во многом драматична. Интеллектуал своего времени, он оставил неповторимый след в истории БГУ, развитии социогу-манитарных наук первой половины ХХ в.

Родился С. З. Каценбоген 10 мая 1889 г. в г. Минске. Учился в Седлецкой гимназии, где в 1903 г. за организацию забастовки учащихся в Привисленском крае и участие в политической демонстрации был отчислен, как он пишет в своей автобиографии, «с волчьим билетом» [2, с. 47]. С 1904 г. в Минске по заданию еврейской социалистической партии Бунд занимался агитационной работой. Перебравшись в Киев, учился в частной мужской гимназии В. И. Петра, откуда также был отчислен за организацию забастовки учащихся и административно выслан в Минск. Спустя полгода направился в Одессу, где поступил в частную еврейскую гимназию М. М. Иглицкого. Однако и там, помимо учебы, вел активную агитационно-пропагандистскую работу, преимущественно среди учащейся молодежи. По истечении года также был отчислен и отправился в гимназию г. Гродно, которую окончил в 1910 г. С 1910 по 1914 г. учился в Киевском коммерческом институте, которым в то время руководил известный белорусский историк М. В. Довнар-Запольский. В годы учебы С. З. Каценбоген проявил склонность к занятию научными исследованиями и талант журналиста. Институт Соломон Захарович окончил с отличием, при этом политическую работу не прекращал.

К социологии С. З. Каценбоген приобщился, поступив в 1915 г. на юридический факультет Петроградского психоневрологического института, где была создана первая в России кафедра социологии. Ею руководили такие известные ученые, как М. М. Ковалевский и Е. В. де Роберти. Среди первых слушателей были П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев и С. З. Каценбоген. Постепенно социология стала внедряться в учебные планы университетов на территории России. Психоневрологический институт С. З. Каценбоген окончил через два года -в 1917 г., так как поступал на базе высшего образования сразу на третий курс. В это же время он с головой окунулся в революционную борьбу - принимал самое деятельное участие в политической работе сначала в Бобруйске, затем Смоленске и Минске.

30 октября 1921 г. начал свою работу Белорусский государственный университет. С целью усиления марксистской составляющей педагогического процесса в БГУ и создания противовеса приглашенной «старой» профессуре,

С. З. Каценбогену было предложено сконцентрироваться на работе в университете. Как он пишет в своей автобиографии: «С 1921 г. по сие время работаю в Белгосуниверситете, состоя заместителем ректора и деканом ФОНа. ГУСом утвержден профессором по кафедре генетической социологии и истории первобытной культуры. Имею ряд печатных и рукописных работ по социологии, истории первобытной культуры, истории революционного движения. Читал ряд докладов в Научном обществе при БГУ. Будучи в течение 20 лет партийным работником и в то же время не переставая заниматься наукой, считаю своим подлинным призванием научную деятельность» [2, с. 49].

Благодаря годовым отчетам С. З. Каценбогена о деятельности и развитии университета, опубликованных в «Працах БДУ» в 1922 и 1923 гг., мы сегодня имеем уникальную информацию о первых годах становления Белорусского государственного университета. Именно Соломон Захарович вскоре стал тем человеком, который вместе с первым ректором БГУ В. И. Пичетой взвалил на себя огромную ношу по созданию нового учебного заведения. С. З. Каценбо-ген входил в состав правления БГУ, был деканом факультета общественных наук, заведовал кафедрой социологии и первобытной культуры, читал курс генетической социологии на всех отделениях факультета, стал первым профессором-социологом в Беларуси [3, с. 14]. Помимо социологических дисциплин «Общая социология» и «Генетическая социология» Соломон Захарович читал курсы «История революционных движений на Западе в связи с историей научного социализма», «История социалистической мысли», «История развития общественных форм».

Следует отметить, что научная и публицистическая деятельность С. З. Ка-ценбогена наиболее ярко проявилась именно в период работы в БГУ, где сформировались его основные идеи. Известны такие его научные труды, как «Спорные вопросы генеономии» (1923), «Первобытный человек. Опыт социологического анализа этнографического романа Ренэ Марана "Батуала"» (1923), «Что такое марксизм (философские и социологические основания)» (1925), «Марксистская социология» в 2 частях (1925), «Марксизм и социология» (1926). Еще до прихода на работу в БГУ С. З. Каценбоген опубликовал книгу «Пролетариат и крестьянство (социологический труд)», которая вышла в Минске в 1920 г. Данное издание можно считать первым историко-социологическим исследованием в Беларуси, где автор попытался с учетом новых мировоззренческих тенденций оценить динамику хозяйственной жизни республики с позиции движения рабочей силы.

На страницах газет С. З. Каценбоген активно отстаивал «необходимость существенных преобразований в области просвещения ввиду наметившегося партийного курса в этом вопросе. Так, сущность реформы в области высшего образования сводилась к тому, что высшая школа, дававшая раньше "строго научное" образование, оторванное от жизни, переставала быть таковой, а должна была служить, прежде всего, практическим государственным и местным жизненным потребностям, давать массовую подготовку и создавать кадры

специалистов, необходимых для различных отраслей советского строительства» [1, с. 14-15].

Одна из задач открытия университета - «перековать» молодежь, сформировать свой слой «красной» интеллигенции. В своем докладе С. З. Каценбоген информировал членов Совета народных комиссаров Белоруссии, что «...в Университете существует три факультета: рабочий факультет, факультет общественных наук и медицинский факультет. Рабочий факультет насчитывал в своем составе 264 человека, сплошь рабочие и крестьяне. В настоящее время мы, оценивая работу Рабфака, полагаем влить туда свежую струю, которая составит основное ядро этого факультета, ибо должен сказать, что на рабочем факультете пока имеется недостаточный кадр коммунистических преподавателей» [4, с. 38]. Заботил СНК и вопрос приема новых студентов: «Как вам известно к Белорусской Республике (вернее, к Белорусскому Университету) прикомандированы ряд губерний: Брянская, Гомельская, Смоленская и Витебская. Оттуда мы получаем много заявлений о приеме. <...> Большинство подающих прошения - это делегируемые Совпрофбелом или партийными инстанциями и, согласно разверстке, большинство мест до ста представлено профессиональными и партийными организациями» [4, с. 42].

Больше уделялось внимания факультету общественных наук. «ФОН (факультет общественных наук. - А. Д.) делится на отделения: социально-историческое, этнолого-лингвистическое, социальное и правовое. <...> До сих пор у нас в Университете числилось 75 профессоров и преподавателей и 68 человек административно-технического персонала. Теперь, в связи с расширением Университета, увеличивается это число до 134 профессоров и преподавателей и 91 ассистента ... <.> На ФОНе перед нами стала задача укомплектовать достаточный кадр квалифицированных марксистских сил, и в этом отношении нам удалось достигнуть чрезвычайно много» [4, с. 39-40].

Работе молодого университета помогали всем миром. Много внимания уделялось библиотекам. В частности, С. З. Каценбоген отмечал: «...библиотека значительно подтянулась. У нас было до ста тысяч томов, в настоящее время библиотека усилилась такими основными библиотеками, как библиотеки Карского и Тихомирова. Затем мы получаем из Москвы, благодаря содействию Государственного Ученого Совета, все ныне выходящие на территории РСФСР издания, и таким образом удалось уже получить до 5 тысяч книг, вышедших на территории РСФСР и представляющих крупный интерес. Больше того: нам удалось установить живую связь с заграницей, которой не имело большинство высших учебных заведений. Мы связались с Лейпцигской книжной фирмой "Кюмель", и эта фирма присылает нам много очень редких изданий» [4, с. 40].

В первые годы работы университету не хватало многого, но главной заботой был профессорско-педагогический состав. Многие приглашались из других регионов. «.Президиум ЦИК пошел навстречу по поводу выдачи невыплаченного жалованья профессорскому и административно-управленческому

персоналу, и было предложено Тарифному совету выдать нам 14 миллиардов. Между тем прошло две недели после этого, а денег мы все еще не имеем. Имеем, правда, резолюцию - выдать деньги, но денег нет, я это подчеркиваю, что в области финансовой Университету чрезвычайно тяжело живется... <...>.. большинство переданных нам зданий ветхи» [5, с. 42]. Остро обстоял и вопрос с жильем. Профессора прибывали, однако не было возможности их разместить.

С переездом С. З. Каценбогена в 1925 г. к новому месту работы, в Саратовский государственный университет, социология в БГУ «в чистом виде» как предмет стала менее востребованной. Читать подобные курсы желающих не находилось, и кафедру социологии закрыли. После революции 1917 г. социология, казалось, обрела все признаки важной и социально значимой науки, однако ее позитивистский «дух» все больше и больше входил в противоречие с основными теоретическими положениями марксизма и идеологическими установками новой власти. Реальная жизнь оказалась намного сложнее намеченных планов, плохо поддавалась новым методам управления. В послереволюционный период «.социология, скорее, была постепенно изжита, "вымыта" из корпуса обществоведения в силу жестких рамок становления идеологии, теории и практики советского строительства; функции социологии передавались марксистско-ленинской философии и другим социально-гуманитарным наукам - экономике, истории, правоведению, этнологии и даже филологии» [6, с. 106].

С методологической точки зрения интересен курс «Генетическая социология», который первым был разработан профессором С. З. Каценбогеном и читался им на всех факультетах БГУ. В 1923 г. С. З. Каценбоген писал в своей статье «Спорные вопросы генеономии», что «в общей социологии завоевывает себе все более солидное место генетическая социология, теснейшим образом связанная с достижениями истории, археологии и этнологии. <...> И в области генетической социологии по самым основным вопросам идет горячий спор, и нет единого взгляда на вопросы о происхождении брака, семьи, собственности, религии, морали, искусства» [7, с. 88]. Современная С. З. Каценбогену социология находилась в сложном положении, связанном главным образом с множеством неоднозначных социальных происшествий того периода, что актуализировало изучение материального фундамента социальных отношений.

В педагогической работе С. З. Каценбоген стремился идти в ногу со всеми методическими новациями, углубляя практические ориентиры учебного процесса. Он постоянно выписывал зарубежные периодические издания для ведения курса по генетической социологии и первобытной культуре. По свидетельству историка А. Н. Максимчика: «По его (С. З. Каценбогенна. -А. Д.) предложению Предметная историческая комиссия разрешила вместо лекционного курса "Генетическая социология" вести для студентов 2-го года обучения практические занятия. На основе семинаров, которые вел

С. З. Каценбоген, студенты готовили доклады, публиковали статьи в студенческом журнале "Чырвоны сцяг", редактором которого являлся сам профессор» [1, с. 18-19].

Курс генетической социологии С. З. Каценбогена представлял собой историю социальных идей и историю развития общественных форм, своеобразный сплав историко-социологической мысли и первобытной истории и, как следует из его собственного отчета, включал в себя следующие части и темы.

1. Предмет, задачи, методы и отношение к сопредельным дисциплинам.

2. История социологической мысли: Гераклит, Протагор, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ибн Хальдун, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Дж. Вико.

Физиократы: Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Фергюсон, И. Гердер.

Предшественники позитивизма: А. Тюрго, А. Кондорсе, А. Сен-Симон, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Г. Гегель, О. Конт, Г. Спенсер.

Органическое направление: П. Ф. Лилиенфельд-Тоаль, А. Шеффле, Р. Вормс.

Биологическое: О. Аммон, Б. Кидд.

Психологическое: Ф. Гиддингс, Л. Уорд, Г. Зиммель, Г. Тард, В. М. Хвостов, П. А. Сорокин.

Материалистическое: К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов.

3. Основные проблемы генетической социологии: генезис материальной культуры (геология, палеонтология, археология, этнография).

Первобытное общество: генезис и эволюция собственности, орда, род, тотемное общество.

Генезис и эволюция брака и семьи: воззрения И. Баховена, Дж. Мак-Лен-нана, Л. Моргана, Ф. Энгельса, Г. Кунова, Ф. Мюллера-Лиэра и др.

Генезис религиозных верований: магизм, анимализм, манизм, анимизм, тотемизм, эволюция религии.

Основные моменты в генезисе искусства [8, с. 241].

Таким образом, идеи собственно теоретической социологии еще не отделялись от социальной философии. Можно сказать, что последняя полностью включалась в состав общетеоретической мысли социологии. И хотя этот курс нельзя назвать в полном смысле социологическим, скорее напоминавший курс истории, тем не менее он давал достаточно хорошее представление о теоретической социологии. Помимо материалистической концепции общества К. Маркса, Ф. Энгельса и Г. В. Плеханова в нем упоминаются и основоположники позитивизма, представители биологизма, органицизма и психологизма.

Пытаясь упростить и сделать более наглядным содержание своих лекций, С. З. Каценбоген вынашивал идею создания при университете Музея первобытной культуры и истории религии. Идея была поддержана Правлением БГУ и воплощена в жизнь, а первым его директором стал С. З. Каценбоген.

Процесс институционализации социологии шел через «расширение и совершенствование методологического и методического арсенала других наук, что было вызвано повышенным вниманием со стороны ученых (как и властей и различных социальных групп) к бурно развивавшимся уже с XIX в. и в особенности в условиях революционных потрясений начала XX в. общественным процессам. <...> .этому содействовали и содействуют наработки других наук» [9, с. 11]. «Анализ большого количества документального материала по истории первых лет деятельности БГУ с точки зрения выявления "социологической составляющей" в учебном процессе и научных исследованиях убеждает, что эта составляющая была присуща в той или иной мере большинству общественно-гуманитарных дисциплин и наук» [9, с. 17].

Пройдя трудный путь институционализации, социология в настоящее время «стала одним из главных источников получения знания о современном обществе, процессах, протекающих в нем, о человеке, его социальном самочувствии» [10, с. 12]. Традиции, заложенные в первые годы работы БГУ, со временем, конечно же, трансформировались, отвечая на новые вызовы времени, но при этом оставались своеобразными маяками развития. Время дополняло их новым опытом, обновляло содержание, что-то устаревало и уходило в историю, тем самым обогащая опыт и создавая условия для преодоления препятствий на историческом пути. Тематика исследований, широкая философская и методологическая подготовка, междисциплинарность исследований, академичность образовательного процесса, их практико-ориентирован-ный характер, подготовка кадров для нужд всей страны - все это стало визитной карточкой БГУ.

Список использованных источников

1. Максимчик, А. Н Ученый, педагог, организатор и руководитель советской высшей школы / А. Н. Максимчик // Память и слава: Соломон Захарович Каценбоген. К 130-летию со дня рождения / редкол.: А. Г. Кохановский, О. О. Яновский, А. Н. Данилов ; сост. А. Н. Максимчик. -Минск : БГУ, 2019. - С. 9-31.

2. Автобиография С. З. Каценбогена // Память и слава: Соломон Захарович Каценбоген. К 130-летию со дня рождения / редкол.: А. Г. Кохановский, О. О. Яновский, А. Н. Данилов ; сост. А. Н. Максимчик. - Минск : БГУ, 2019. - С. 47-49.

3. Данилов, А. Н. Социология в Белорусском государственном университете: история, факты, документы / А. Н. Данилов, А. Н. Елсуков, Д. Г. Ротман. - Минск : БГУ, 2006. - 155 с.

4. Доклад заместителя Наркомпроса ССРБ С. З. Каценбогена о состоянии и проблемах БГУ на заседании СНК Белоруссии в рамках обсуждения вопроса о деятельности и плане работы Наркомпроса ССРБ., г. Минск, 25 августа 1922 г. // Память и слава: Соломон Захарович Каценбоген. К 130-летию со дня рождения / редкол.: А. Г. Кохановский, О. О. Яновский, А. Н. Данилов ; сост. А. Н. Максимчик. - Минск : БГУ, 2019. - С. 38-43.

5. Каценбоген, С. З. Археология и этнография и их значение для изучения доистории человечества / С. З. Каценбоген // Очерки по истории первобытной культуры : в 3 ч. / Г. Кунов, Г. Левин-Дорш ; пер. с нем., ред., предисл. и примеч. С. З. Каценбогена. - Минск, 1923. - Ч. 2. -С. I-VIII.

6. Козлова, Л. А. Послереволюционная российская социология: неудавшаяся попытка советизации / Л. А. Козлова // Социол. исслед. - 2016. - № 12. - С. 105-113.

7. Каценбоген, С. З. Спорные вопросы генеономии / С. З. Каценбоген // Память и слава: Соломон Захарович Каценбоген. К 130-летию со дня рождения / редкол.: А. Г. Кохановский, О. О. Яновский, А. Н. Данилов ; сост. А. Н. Максимчик. - Минск : БГУ, 2019. - С. 86-115.

8. Каценбоген, С. З. Белорусский государственный университет. За 1922-1923 академический год. Итоги и перспективы / С. З. Каценбоген // Працы Беларус. дзярж. ун-та. - 1923. -№ 4/5. - С. 230-281.

9. Яновский, О. А. Истоки университетской социологии в Беларуси: архивные материалы и размышления историков / О. А. Яновский, Е. В. Баранова // Социология. - 2007. - № 4. -С. 10-20.

10. Данилов, А. Н. Институционализация профессионального социологического образования в Беларуси: истоки и перспективы / А. Н. Данилов // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. - 2019. - № 2. - С. 4-13.

Поступила 03.02.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.