Научная статья на тему 'Вклад когнитивного стиля в процесс учебной деятельности'

Вклад когнитивного стиля в процесс учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
494
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СТИЛЬ / STYLE / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / COGNITIVE STYLE / ИНДИКАТОР КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ / COGNITIVE STYLE INDICATOR / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишина Марина Михайловна, Равилова Марьям Ваизовна

Когнитивный стиль является одной из ключевых составляющих деятельности человека, которая отражает способ восприятия, переработки и оценки информации индивидом. Изначально термин был предложен в рамках психоанализа, а сейчас когнитивный стиль изучается в рамках исследования поведения и деятельности, отражая наличие в них индивидуальных различий, а также как самостоятельный предмет в психологической науке. Впоследствии исследователи выделили и обозначили основные когнитивные стили, что послужило развитию отдельной области знаний и дополнило имеющиеся материалы по теме деятельности и поведения. В рамках данной статьи путём анализа нескольких эмпирических исследований изучается вклад когнитивных стилей в учебную и профессиональную деятельность студентов высших учебных заведений. Все эти исследования объединяет также использованный метод индикатор когнитивного стиля (CoSI), разработанный в Гентском университете. С его помощью (а также в сочетании с другими методами) исследователи выяснили, что у студентов, обучающихся на разных направлениях, наблюдаются значительные различия в преимущественно выраженном когнитивном стиле, а также обнаружили возможность прогнозирования наличия когнитивных стилей в зависимости от черт личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мишина Марина Михайловна, Равилова Марьям Ваизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF COGNITIVE STYLE INTO THE PROCESS OF LEARNING ACTIVTY

Cognitive style is one of the key componentsof human activity, whichreflects the way the individual perceives, processes and evaluates information. Initially, the term was proposed within the framework of psychoanalysis. While now, the cognitive style is studied in the framework of behavior and activity, reflecting the presence of individual differences in them, as well as an independent subject in psychological science. Subsequently, the researchers identified and labeled the main cognitive styles, and it served the development of a separate area of knowledge and supplemented the available materials on the topic of activity and behavior. In this article, the contribution of cognitive styles to the educational and professional activities of students of higher educational institutions is studied by analyzing several empirical studies. All these studies are also united by the method used the indicator of cognitive style (CoSI), developed at the University of Ghent. With its help (and in combination with other methods), the researchers found that students studying in different courses have significant differences in the mainly expressed cognitive style, and also found the possibility of predicting the presence of cognitive styles, depending on personality traits.

Текст научной работы на тему «Вклад когнитивного стиля в процесс учебной деятельности»

УДК 159.9.072

ВКЛАД КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ В ПРОЦЕСС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мишина Марина Михайловна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и методологии образования; Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ; e-mail: [email protected]

Равилова Марьям Ваизовна — аспирант кафедры психологии и методологии образования; Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ; e-mail: [email protected]

Одним из важных элементов психологической стороны жизни людей являются когнитивные стили. Согласно определению М.А. Холодной, когнитивные стили — это «индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своём окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивания происходящего» [1, с. 38]. Данное понятие появилось на стыке психологии познания и психологии личности. История его формирования и включения в психологическую науку представляет особый интерес, поскольку «стиль» в целом подчёркивает «сам факт существования индивидуальных различий» [1, с. 18].

Впервые понятие «стиль» использовал в своих психоаналитических работах А. Адлер. Речь шла об индивидуальных стратегиях поведения, которые личность вырабатывает для преодоле-

ния комплекса неполноценности. Для этого человек «бессознательно прибегает к разным формам компенсации своих физических и психических дефицитов в виде формирования индивидуального жизненного стиля» [1, с. 18].

В 1950-1960-е годах понятие «когнитивный стиль» использовалось для выделения особого рода индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности, которые принципиально отличались от индивидуальных различий в успешности интеллектуальной деятельности [1, с. 20]. К 1980-м годам это понятие расширяется благодаря появлению понятий «стиль учения», «стиль мышления» и т.п. [1, с. 21].

Большое количество исследований, посвящённых изучению и измерению когнитивных стилей, способствовало развитию целой области знаний. Были выделены основные когнитивные стили (среди них — полезависимость/по-

ленезависимость, узкий/широкий диапазон эквивалентности, толерантность к нереалистическому опыту), затем их список был расширен и дополнен.

Исследователи разработали методики измерения когнитивных стилей. В данной статье будет рассмотрен индикатор когнитивного стиля (СоБ1), история его разработки и несколько примеров применения.

Обратимся к статье «Индикатор когнитивного стиля: разработка и вали-дация нового измерительного инструмента». Авторы СоБГ — Герман ван дер Брок и Ева Кулс из Гентского университета. Они работали над СоБ1 в несколько этапов. Для того чтобы зафиксировать существующие различия между когнитивными стилями, был проведён индуктивный этап: группе из 133 студентов предложили описать, как они обычно обрабатывают информацию и принимают решения. На дедуктивном этапе

РЕЗЮМЕ

Когнитивный стиль является одной из ключевых составляющих деятельности человека, которая отражает способ восприятия, переработки и оценки информации индивидом. Изначально термин был предложен в рамках психоанализа, а сейчас когнитивный стиль изучается в рамках исследования поведения и деятельности, отражая наличие в них индивидуальных различий, а также как самостоятельный предмет в психологической науке. Впоследствии исследователи выделили и обозначили основные когнитивные стили, что послужило развитию отдельной области знаний и дополнило имеющиеся материалы по теме деятельности и поведения.

В рамках данной статьи путём анализа нескольких эмпирических исследований изучается вклад когнитивных стилей в учебную и профессиональную деятельность студентов высших учебных заведений. Все эти исследования объединяет также использованный метод — индикатор когнитивного стиля (CoSI), разработанный в Гентском университете. С его помощью (а также в сочетании с другими методами) исследователи выяснили, что у студентов, обучающихся на разных направлениях, наблюдаются значительные различия в преимущественно выраженном когнитивном стиле, а также обнаружили возможность прогнозирования наличия когнитивных стилей в зависимости от черт личности.

Ключевые слова: стиль, когнитивный стиль, индикатор когнитивного стиля, деятельность.

50 АКМЕОЛОГИЯ / ДСМЕОЮОУ 3^2018

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ВОЗРАСТНЫЕ, ГЕНДЕРНЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ)

PERSONAL-PROFESSIONAL HUMAN DEVELOPMENT (AGE, GENDER AND INTERCULTURAL ASPECTS)

авторы исследования обратились к другим инструментам для измерения когнитивного стиля и проанализировали информацию по изучаемой тематике. В результате были разработаны 97 пунктов, посвящённых тому, как люди воспринимают, обрабатывают и используют информацию. Затем было проведено пилотажное исследование, и итоговый набор из 40 пунктов был включён в масштабную работу по изучению ценностей. В дальнейшем авторы провели ряд исследований для валидации индикатора когнитивных стилей.

В качестве примеров использования СоБГ в исследованиях когнитивных стилей ниже будут приведены две работы. Первая — «Преимущественно выраженный когнитивный стиль у студентов университета, обучающихся по разным направлениям». Целью этой работы было изучение различий в преимущественно выраженных когнитивных стилях. В ней приняли участие 366 студентов, обучающихся на различных специальностях: психология, инженерные науки, менеджмент. В результате обработки данных было выявлено, что есть значительные различия преимущественно выраженных когнитивных стилей между студентами, изучающими инженерные науки, и студентами, изучающими психологию. Похожие различия авторы исследования обнаружили у студентов, изучающих инженерные науки, и студентов, изучающих менеджмент. Эти результаты, по предложению авторов,

могут быть использованы в области управления персоналом.

Ещё одна работа — «Прогнозирование когнитивных стилей у студентов университета через типы личности». Её целью было выяснить, как пятифактор-ное измерение личности (личностных черт) может способствовать прогнозированию наличия тех или иных когнитивных стилей у студентов. Респондентами выступили студенты 1-4-х курсов. В работе использовались индикатор когнитивного стиля и тест, основанный на чертах личности (ABPT). Были получены следующие результаты: экстраверсия и открытость новому опыту могут прогнозировать наличие креативности, а измерения таких показателей, как открытость новому опыту и ответственность, могут прогнозировать стремление к познанию.

Результаты этих двух работ свидетельствуют о том, что когнитивный стиль как индивидуальный способ восприятия, анализа и оценивания информации играет значительную роль в овладении той или иной профессией и в развитии навыков, необходимых в трудовой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.

2. Aslan S. The Prediction of Cognitive Style of University Students through Per-

sonality Types.Education and Development, Research and Practice (EDRP), 2014. Vol. 1, No. 1. — P. 22-24.

3. Cools E., Broeck H., van den. The Cognitive Style Indicator: Development and Validation of a New Measurement Tool. Enabling Lifelong Learning in Education, Training and Development. — University of Oslo, 2006.

4. Sarmany-Schuller I., Simuth J. The Preferences of Cognitive Style among University Students from Various Study Fields. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2015. Vol. 191. — P. 2537-2540.

REFERENCES

1. Kholodnaya M.A. Cognitivnyestili. O prirode individualnogo uma. Second edition. — Saint-Petersburg: Piter, 2004.

2. Aslan S. The Prediction of Cognitive Style of University Students through Personality Types. Education and Development, Research and Practice (EDRP), Vol. 1, No. 1, (2014), October, pp. 22-24.

3. Cools E., van den BroeckH. The Cognitive Style Indicator: Development and Validation of a New Measurement Tool. Enabling Lifelong Learning in Education, Training and Development. — University of Oslo, 2006.

4. Sarmany-Schuller I., Simuth J. The Preferences of Cognitive Style among University Students from Various Study Fields. Procedia — Socialand Behavioral Sciences, Vol. 191, (2015), June, pp. 2537-2540.

CONTRIBUTION OF COGNITIVE STYLE INTO THE PROCESS OF LEARNING ACTIVTY

Marina M. Mishina — Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Psychology and Methodology of Education, L.S.Vygotskiy Institute of Psychology, RSUH; e-mail: [email protected]

Mariyam V. Ravilova — Post-Graduate Student, Department of Psychology and Methodology of Education, L.S.Vygotskiy Institute of Psychology, RSUH; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

Cognitive style is one of the key componentsof human activity, whichreflects the way the individual perceives, processes and evaluates information. Initially, the term was proposed within the framework of psychoanalysis. While now, the cognitive style is studied in the framework of behavior and activity, reflecting the presence of individual differences in them, as well as an independent subject in psychological science. Subsequently, the researchers identified and labeled the main cognitive styles, and it served the development of a separate area of knowledge and supplemented the available materials on the topic of activity and behavior.

In this article, the contribution of cognitive styles to the educational and professional activities of students of higher educational institutions is studied by analyzing several empirical studies. All these studies are also united by the method used — the indicator of cognitive style (CoSI), developed at the University of Ghent. With its help (and in combination with other methods), the researchers found that students studying in different courses have significant differences in the mainly expressed cognitive style, and also found the possibility of predicting the presence of cognitive styles, depending on personality traits.

Keywords: style, cognitive style, cognitive style indicator, activity.

АКМЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGY 3^2018

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.