Научная статья на тему 'Вклад художников-передвижников в становление реализма как новой системы мировоззрения в искусстве xix века'

Вклад художников-передвижников в становление реализма как новой системы мировоззрения в искусстве xix века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8622
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД / ЭСТЕТИКА РЕАЛИЗМА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПЕРЕДВИЖНИКИ / ПЕРЕДВИЖНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / REALISM / ARTISTIC METHOD / AESTHETICS OF REALISM / WORLD OUTLOOK / ARTISTSITINERANTS / ITINERANT MOVEMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Пин

В данной статье речь идёт о значимости творческого вклада русских художников-передвижников в становление и развитие реализма. Реализм в статье рассматривается не столько как художественный метод, сколько как новая для XIX века система мировоззрения в искусстве, отражающая и выражающая социальные, нравственные, эстетические идеалы и ценности, устремления и чаяния целой исторической эпохи. В ряду всех представителей передвижнического движения автор особо выделяет И. И. Шишкина, который является ярчайшим представителем прогрессивной академической молодежи, воспринявшей идеи передовой для того времени материалистической эстетики. Шишкин непревзойденный мастер лесного пейзажа. Его творческая манера, отвергающая мёртвый академизм, была новым словом в русской живописи XIX века. Пристальное «всматривание» в натуру, изображение природы, соединяющее эстетико-гедонистическое с «научным» взглядом исследователя-естествоиспытателя автор статьи отмечает это как постоянную отличительную черту шишкинского творчества. Картины этого гениального художника, известного во всём мире, в статье анализируются как целая философия, стремящаяся раскрыть природу в её целостности, уловить её первоначала. Автор делает вывод, что это не просто пейзажи, а натурфилософия в красках и живописных образах.В ряду других автором статьи используется биографический метод, позволяющий рассматривать жизненный путь художника как определяющий момент его творчества и как форму интерпретации социальных процессов и явлений современной ему действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artists-Itinerants’ Contribution to the Realism Formation as a new outlook System in the Art of the 19th Century

In this paper the author speaks about the importance of the artistic contribution to the development of realism which Russian artists-itinerants made. The realism in the article is considered not as an art method, but as a new world outlook system in the art in the XIX century, reflecting and expressing social, moral, esthetic ideals and values, aspirations and hopes of an entire historical epoch. Among all representatives of itinerant movement the author especially emphasizes I. I. Shishkin being the most outstanding of the progressive academic youth having imbibed ideas of an advanced materialistic esthetics. Shishkin is the unsurpassed master of natural landscape. His original manner, rejecting “dead” academism, was the innovation in the Russian painting of the 19th century. Close peering into nature, nature image which connects aesthetics-hedonistic with “scientific” look of the researchernaturalist the author considers these accents as constant specific feature in Shishkin’s art. Painting of this ingenious artist, known around the world, are analyzed as philosophy, seeking to show up the nature in its wholeness, catch its arche. The author concludes that it is not simple landscapes, but it is natural philosophy externalized in colouring and painting images. The author uses the biographic method. It allows considering the painter’s life as defining moment of his art and as a interpretation of social processes and phenomena of his time modern reality.

Текст научной работы на тему «Вклад художников-передвижников в становление реализма как новой системы мировоззрения в искусстве xix века»

УДК 75.03 ББК 71.4

Ван Пин,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (672007, Россия, г. Чита, ул. Бабушкина, 125)

e-mail: van.pin@mail.ru

Вклад художников-передвижников в становление реализма как новой системы мировоззрения в искусстве XIX века

В данной статье речь идёт о значимости творческого вклада русских художников-передвижников в становление и развитие реализма. Реализм в статье рассматривается не столько как художественный метод, сколько как новая для XIX века система мировоззрения в искусстве, отражающая и выражающая социальные, нравственные, эстетические идеалы и ценности, устремления и чаяния целой исторической эпохи. В ряду всех представителей передвижнического движения автор особо выделяет И. И. Шишкина, который является ярчайшим представителем прогрессивной академической молодежи, воспринявшей идеи передовой для того времени материалистической эстетики. Шишкин - непревзойденный мастер лесного пейзажа. Его творческая манера, отвергающая мёртвый академизм, была новым словом в русской живописи XIX века. Пристальное «всматривание» в натуру, изображение природы, соединяющее эстетико-гедонистическое с «научным» взглядом исследователя-есте-ствоиспытателя - автор статьи отмечает это как постоянную отличительную черту шишкинского творчества. Картины этого гениального художника, известного во всём мире, в статье анализируются как целая философия, стремящаяся раскрыть природу в её целостности, уловить её первоначала. Автор делает вывод, что это - не просто пейзажи, а натурфилософия в красках и живописных образах.

В ряду других автором статьи используется биографический метод, позволяющий рассматривать жизненный путь художника как определяющий момент его творчества и как форму интерпретации социальных процессов и явлений современной ему действительности.

Ключевые слова: реализм, художественный метод, эстетика реализма, мировоззрение, передвижники, передвижническое движение.

Van Pin,

Postraduate student, Transbaikal State University (125 Babushkin St., Chita, Russia, 672007) e-mail: van.pin@mail.ru

Artists-Itinerants’ Contribution to the Realism Formation as a New Outlook System in the Art of the 19th Century

In this paper the author speaks about the importance of the artistic contribution to the development of realism which Russian artists-itinerants made. The realism in the article is considered not as an art method, but as a new world outlook system in the art in the XIX century, reflecting and expressing social, moral, esthetic ideals and values, aspirations and hopes of an entire historical epoch. Among all representatives of itinerant movement the author especially emphasizes I. I. Shishkin being the most outstanding of the progressive academic youth having imbibed ideas of an advanced materialistic esthetics. Shishkin is the unsurpassed master of natural landscape. His original manner, rejecting “dead” academism, was the innovation in the Russian painting of the 19th century. Close peering into nature, nature image which connects aesthetics-hedonistic with “scientific” look of the researcher-naturalist - the author considers these accents as constant specific feature in Shishkin’s art. Painting of this ingenious artist, known around the world, are analyzed as philosophy, seeking to show up the nature in its wholeness, catch its arche. The author concludes that it is not simple landscapes, but it is natural philosophy externalized in colouring and painting images. The author uses the biographic method. It allows considering the painter’s life as defining moment of his art and as a interpretation of social processes and phenomena of his time modern reality.

© Ван Пин, 2014

97

Keywords: realism, artistic method, aesthetics of realism, world outlook, artists-itinerants, itinerant movement.

Реализм в искусстве - это не только стиль в искусстве, но и философский концепт, в соответствии с которым предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. Это понятие характеризует познавательную функцию искусства, реализующуюся в отражении правды жизни, которая воплощается специфическими средствами искусства. Реализм выражает меру проникновения искусства в реальность, глубину и полноту его художественного познания. Он «относиться к типу искусства с высокой “информативной плотностью”, способного давать разностороннее, объёмное представление о действительности, о своем времени» [2, с. 145]. Эта трактовка реализма характеризует основной вектор исторического развития искусства, присущий различным его эпохам, стилям и видам: мы можем говорить о реализме в искусстве античности и Просвещения, в фольклоре древности и Средневековья, в творчестве Байрона и Пушкина.

В более узком понимании реализм - это конкретная форма художественного сознания Нового времени, начало которого мы видим в Возрождении («ренессансный реализм»), в Просвещении («просветительский реализм»). «Собственно реализм» появляется с 30-х гг.

XIX века.

Реализм как творческий метод представляет собой особый тип образного видения мира и отражения окружающей нас действительности. Это система, формирующая определённое направление в искусстве или какой-либо художественный стиль и вбирающая в себя такие элементы, как принципы художественного отбора и способы художественного обобщения, принципы оценки всего существующего и происходящего вокруг с точки зрения эстетического идеала и принципы художественного воплощения действительности.

Но реализм можно трактовать не только как творческий метод, но и как целую «систему мировоззрения в искусстве» [1, с. 105]. В этом смысле реализм является отражением и выражением общественного сознания целой исторической эпохи - её устремлений и чаяний, ценностей и идеалов. Как пишет исследователь Г. А. Гуковский: «Реализм ... определяется признаками обосновывающего его и осуществлённого в нём мировоззрения, признаками диалектически раскрывающейся в нём истины на данном этапе общественного бытия человечества» [1, с. 8].

Какие принципы формируют реализм Х1Х-ХХ веков? Во-первых, это объективное отображение существенных сторон реальной жизни людей и общества, причем, это отображение находится в гармоничном сочетании с высокими авторскими идеалами. Во-вторых, к принципам, лежащим в основе реализма, относится воспроизведение типичных для своей эпохи ситуаций, конфликтов, характеров при полноте их художественной индивидуализации, то есть детализации и конкретизации как исторических, социальных, национальных примет, так и духовных, интеллектуальных, физических особенностей). Эстетическая задача реализма заключается в как можно более объективной и точной фиксации реальной действительности. В сфере художественного творчества значение реализма очень сложно и противоречиво. Он многолик и многовариантен в стилистическом плане. Его границы изменчивые и неопределённые.

В России основой формирования реализма стала материалистическая эстетика, принципы, разработанные в философских и литературно-критических работах разночин-цев-демократов. Самая известная из них -диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности», защищенная в 1855 году. В ней критикуется распространенная в те годы теория чистого искусства - «искусства для искусства», согласно которой главной целью искусства является служение абсолютным идеалам красоты, имеющим божественное происхождение, а обращение к вопросам социальной действительности, жизни человека якобы унижает искусства и недостойно его. Чернышевский этим взглядам противопоставлял этим свой тезис: «прекрасное есть жизнь», а сущность искусства трактовал как правдивое отражение реальности. Цель же искусства, по его мнению, состоит в том, чтобы давать объективную оценку общественным явлениям и событиям, объяснять жизнь.

Реализм в искусстве делает возможным выполнение прогрессивных общественных задач. А для того, чтобы максимально адекватно оценить действительность, нужно суметь отразить эту действительность со всеми её нюансами и противоречиями.

Возникновение и формирование новой для русского изобразительного искусства реалистической школы нельзя назвать случайным, оно было обусловлено рядом исторических событий, одним из которых, воз-

можно, важнейшим, стал так называемый «бунт четырнадцати». Девятого ноября 1863 года в Императорской Академии художеств (а в царской России это был официальный руководящий орган в области искусства) группа из четырнадцати человек во главе с И. Н. Крамским - все они были лучшими выпускниками Академии, претендентами на золотую медаль - обратились с просьбой написать конкурсные картины не по заданным профессорами мифологическим сюжетам, а на свободную тему. Получив отказ, они в знак протеста ушли из Академии и создали «Художественную артель», преобразованную к 1870 году в «Товарищество передвижных художественных выставок». Это был акт, выражающий не только художественную, но и гражданскую позицию художников, вошедших в группу 14-ти; не только выступление за свободу творчества, но и утверждение чувства собственного достоинства, что было чрезвычайно актуально на том историческом этапе -после отмены крепостного права.

Так, в семидесятых годах XIX века возникло новое, не зависящее от императорской Академии художеств, творческое движение, объединившее многих талантливых художников. Это было Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество очень скоро превратилась в оплот нового реалистического направления в изобразительном искусстве, и стало крупнейшим центром художественной жизни России, а императорская Академия художеств всё больше утрачивала эту роль главного центра и свой авторитет.

Объединение передвижников включило в свой состав передовые силы русской художественной культуры. Идейным и организационным вдохновителем и руководителем движения передвижников многие годы был И. Н. Крамской.

Художники-передвижники посредством реалистического метода всесторонне и глубоко отображали в своих произведениях современную им народную жизнь России. Может быть, поэтому ведущим в их творчестве был бытовой жанр (В. М. Максимов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский, И. Е. Репин и др.). Важное место занимало у них так же и портретное искусство, отличающееся глубиной и точностью социально-психологических характеристик (И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко и др.). Особо следует отметить многофигурный социальный портрет («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, «Косцы» Мясоедова и др.). В пейзажных работах художники-передвижники обращались к образам и мотивам

родной природы, с удивительной достоверностью показывая её многообразие и поэтическое обаяние (А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др.). Они создавали картины, проникнутые глубокими патриотическими чувствами, которые выражаются не в высоких абстрактных лозунгах, а в искреннем любовании Родиной. Многие произведения передвижников посвящены образам устного народного творчества и эпоса (В. М. Васнецов и др.).

Художники, которые входили в российское Товарищество передвижных художественных выставок, обращались к изображению не только повседневной жизни народа России, её природы, но и социальных конфликтов, обличали общественные порядки. Многие картины передвижников посвящены русской истории (К. А. Савицкий, В. И. Суриков и др.). Эти произведения отмечены поразительной глубиной исторического познания прошлого. Их проникновенный драматизм не может никого оставить равнодушным. Передвижники также показали борьбу народа за социальную справедливость и национальное освобождение, красоту, силу и мудрость трудового человека.

Своим творчеством художники-передвижники внесли существенный вклад в широкое общедемократическое движение эпохи, в борьбу прогрессивных сил российского общества против пережитков крепостничества в царской России. Неудивительно, что передовая часть общества поддерживала движение передвижников.

На протяжении 70-80-х гг. XIX века организация передвижников становилась всё более крепкой, росли её популярность и авторитет у широкой публики. Их творчество совершенствовалось и углублялось.

Среди крупнейших представителей правдивого изобразительного искусства XIX-

XX веков были И. Е. Репин, В. Е. Маковский, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Г. Перов, И. И. Левитан и др. Особо даже среди этих выдающихся художников выделяется фигура И. И. Шишкина. Творчество этого непревзойдённого мастера лесного пейзажа, отвергающее мертвый академический догматизм, и по сей день воспринимаются как некое откровение, как будто рассказывающее посредством пейзажной живописи о какой-то тайне, неизведанной пока ещё стороне русского мира.

Только в двадцать лет, в 1852 году переступил Шишкин порог Московского училища. Преодоление устоев патриархальной семьи, противившейся стремлению юноши стать художником, далось ему нелегко. Уже в этом

проявился сильный характер этого человека, не боящегося изменить свою жизни и окружающую его действительность.

В Московском училище живописи и ваяния, где художник занимался более трёх лет, широко применялась прогрессивная для того времени педагогическая система, разработанная А. Г. Венециановым. Её основным приёмом было бережное и внимательное отношение к натуре. Венецианов поддерживал влечение Шишкина к рисованию, уделял особое внимание внеклассным самостоятельным занятиям начинающего художника, приучил его зорче всматриваться в окружающее [4; 7].

После первого академического экзамена Шишкин с огромной радостью сообщил домой о присуждении ему малой серебряной медали за представленную на конкурс картину «Вид в окрестностях Петербурга» (1856 г.). Картины, созданные Шишкиным в годы учения, в том числе и названная, нередко носили черты романтизма - это была дань господствовавшей в Академии традиции. Но уже тогда у него всё явственнее проступало трезвое, рассудочное отношение к природе. Художник подходил к ней как исследователь, любовно и тщательно изучающий её реальные проявления, с обычным для академических выпускников знанием передавал он тонкие стебли трав, листья папоротника, поросшие мхом древние валуны, стволы и корни деревьев Элементы условной внешней романтики соседствовали в его пейзажах с характерной для реалистической манеры скрупулезной проработкой деталей: художник пристально «всматривался» в натуру - со временем это станет постоянной отличительной чертой творчества мастера.

Годы учения в Академии сыграли важную роль в формировании мировоззрения Шишкина, которое складывалось под воздействием освободительных идей, широко распространившихся в русском обществе. Он является представителем прогрессивной академической молодежи, которая воспитывалась на идеях передовой для того времени материалистической эстетики, наполнявшей умы и сердца протестом против искусства, чуждого современности.

В своих картинах Шишкин воплощает эстетические идеалы передвижничества: правдивое изображение родной страны, служение своим творчеством народу. Передвижники платили Шишкину дружеской взаимностью. Их письма к нему полны не только глубокого уважения к таланту большого мастера, но и подлинной любви к человеку, посвятившему себя их общему кровному делу -

передвижничеству, вдохновляемому идеями народничества: «сближение» с народом и народной «правдой», поиск своих корней, просвещение посредством искусства (передвижные выставки) и т. д.

В своей биографической книге «Далёкое близкое» И. Е. Репин описывает Шишкина как богатыря, который, подобно могучему лесу, поражал всех своим здоровьем и правдивой русской речью. Репин описывает, как окружающие его люди буквально «ахали» от удивления и восторга «за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней» [5, с.181]. Таким был этот великий художник - красивый и сильный, невероятно талантливый и трудолюбивый, чуткий к правде жизни - он буквально воплощал в себе лучшие черты русской натуры.

Значение его творчества в истории русского искусства трудно переоценить. Он одним из первых дерзнул обратиться к русской природе и создал её целостный образ - великолепный и столь близкий каждому, кто любит Россию.

Картины Шишкина - это не просто пейзажи, это целая философия, стремящаяся раскрыть природу в её целостности, уловить её первоначала. Можно сказать, что это - натурфилософия в красках и живописных образах. Художник удивляется и восторгается великолепием материального мира и с гениальной достоверностью переносит эти чувства на полотна. Ощущение тенистой прохлады леса, горячей пыли на дороге, запаха травы и сырой земли зритель ощущает почти физически.

Шишкин концентрирует внимание даже на самых мельчайших фрагментах природы, как будто осматривая и ощупывая каждый стебелёк, каждую веточку. Он видит и тщательно прорисовывает всё: трещину на коре, лужицу на дороге, мягкий мох на камне - это взгляд не просто внимательного художника, это взгляд исследователя-естествоиспытате-ля. В пейзажах Шишкина реализм усиливается научной достоверностью. Причём такой «научный» подход нисколько не вредит художественному - в этом заключается суть шиш-кинского творческого метода. Можно отметить, что в творчестве Шишкина мы наблюдаем удивительный синтез важнейших функций искусства (эстетическая и гедонистическая) и науки (исследовательская и познаватель-

ная). Внимательное вглядывание в природу, проницательное отношение к достоверным деталям и мелочам в картинах Шишкина эмоционально нагружены и не могут оставить равнодушным никого.

Бесконечное разнообразие форм русской природы, её бессмертное величие и красота воспринимались Шишкиным как материализация любви к Родине.

Произведения Шишкина жизнеутверждающие и отражают мироощущение русского народа, связывающее могущество и богатство родной природы с всеобщим счастьем и благоденствием: раздолье, простор, божия благодать, красота - слова, которые неизменно присутствуют в описаниях шишкинских пейзажей.

Многие картины мастера стали классикой русской национальной живописи, обрели известность за рубежом - стали визитной карточкой русского пейзажного искусства.

Пейзажное наследие Шишкина чрезвычайно велико по объёму - с уверенностью можно сказать, что в ряду русских пейзажистов этот художник занимает самое значительное место. Он стремился показать русскую природу во всём её великолепии и первозданной красоте. Это стало главным источником его вдохновения и подвигло на создание величественных, удивительно достоверных образов русского леса.

Русская природа вообще приобретает для Шишкина, впрочем, как и для всех мастеров 1860-х годов, особое значение: пейзажные мотивы осмысливаются ими как важная патриотическая тема, творчество становится размышлением о судьбах отчизны, её истории и будущем предназначении.

Шишкин - один из самых популярных художников в России, его имя и картины известны, пожалуй, даже самым далёким от искусства людям. Репродукции его картин можно встретить где угодно: в привокзальном зале, ресторане, гостинице. Шишкинские сюжеты мы видим с детства на конфетной обертке и сувенирной шкатулке. Любовь к его творчеству не становится меньше с годами. Он по-настоящему народный художник.

Картины Шишкина, так же как и творчество других художников-передвижников, названных в этой статье, - это значительный вклад в развитие традиций русского реализма - творческого метода, который, выйдя за пределы художественно-эстетического, превратился в целую систему взглядов на окружающую действительность, как природную, так и социальную; на место человека в мире и его отношение к происходящему вокруг и самому себе. Реализм в России XIX века обусловил ценностные ориентации, жизненные позиции и убеждения людей. В нём мы видим отражение целой эпохи.

Список литературы

1. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М., Л.: Художественная литература, 1959.

532 с.

2. Лисаковский И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения.

М.: РАГС, 240 с.

3. Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / сост. И. Н. Шувалова. 2-е изд., доп. Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1984.

480 с.

4. Островский Н. К. Рассказ о русской живописи. М.: Изобразительное искусство, 1989. 357 с.

5. Репин И. Е. Далёкое близкое. М.: Захаров, 2002. 400 с.

References

1. Gukovskii G. A. Realizm Gogolya. M.,L.: Khudozhestvennaya literatura, 1959.

532 s.

2. Lisakovskii I. N. Khudozhestvennaya kul’tura. Terminy. Ponyatiya. Znacheniya. M.: RAGS, 240 s.

3. Ivan Ivanovich Shishkin. Perepiska. Dnevnik. Sovremenniki o khudozhnike / sost.

I. N. Shuvalova. 2-e izd., dop. L.: Iskusstvo, Leningradskoe otdelenie, 1984. 480 s.

4. Ostrovskii N. K. Rasskaz o russkoi zhivopisi. M.: Izobrazitel’noe iskusstvo, 1989.

357 s.

5. Repin I. E. Dalyokoe blizkoe. M.: Zakharov, 2002. 400 s.

Статья поступила в редакцию 10.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.