Материалы конференции университета 4 марта 2010 г.
Г. А. Бордовский,
ректор
ВКЛАД ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РЕАЛИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Пошел последний, завершающий год реализации программы развития университета на 2006—2010 гг. Несмотря на то, что ежегодно на наших конференциях мы, анализируя промежуточные итоги выполнения программы, констатировали поступательное движение университета в выбранном направлении, жизнь постоянно ставила новые задачи, заставляя оперативно вносить коррективы в нашу работу. Последний год не явился исключением. Прежде всего следует назвать историческим для системы образования послание Президента РФ Федеральному собранию 2009 г., в котором впервые за многие годы на самом высоком уровне были сформулированы главные требования к нашей системе образования. Позвольте напомнить лишь некоторые положения этого послания: «Главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном обществе...» И далее: «Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать высоких целей, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.»
Вторым важнейшим для нас документом является национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 4 февраля 2010 г. В связи с этим хотел бы особенно подчеркнуть значимость для определения путей нашего развития следующих положений этого документа: «Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе».
Подтверждением того, что образование сегодня рассматривается руководством страны как ключевое условие ее развития, является и провозглашение 2010 г. Годом учителя. Однако для всех, кто занимается педагогическим образованием, знаковым является и беспрецедентная критика системы подготовки педагогических кадров, которая звучит уже в самых высоких инстанциях. При этом накал критики таков, что на практическую основу поставлен вопрос о реструктуризации педагогических вузов. В этих условиях мы обязаны быть особенно требовательными, анализируя и сверяя уже сделанное с положениями вышеназванных документов. Поэтому формулировка основного вопроса нашей конференции как «Вклад Герценовского университета в реализацию государственной образовательной политики» представляется совершенно обоснованной.
Сразу выскажу свою точку зрения.
Если проанализировать непредвзято наши многие инициативы и достижения, то можно сказать, что основные направления развития университета не только не противоречат положениям государственной политики в области образования, но в определенной степени даже способствовали ее формированию. Думаю, что определенным подтверждением сказанному служит и то, что открытие Года учителя в Российской Федерации было провозглашено Дмитрием Анатольевичем Медведевым именно в нашем университете на первой Педагогической ассамблее, которая проводилась по нашей инициативе.
В начале года в университете собрались руководители системы образования, государственные и общественные деятели, ректоры вузов, ведущих подготовку учителей, лучшие педагоги из всех регионов страны, губернаторы Петербурга и Ленинградской области, наши стратегические партнеры. Несомненно, историческим является и участие в работе ассамблеи Президента страны. Визит главы государства в наш вуз произошел впервые за последнее столетие его истории.
Однако было бы неправильно ограничиться одним положительным выводом о нашей работе. Проблемы, как правило, кроются в деталях. Поэтому позвольте остановиться на некоторых конкретных вопросах.
К ассамблее преподавателями и сотрудниками университета была подготовлена выставка достижений РГПУ им. А. И. Герцена как ответ на национальную инициативу «Наша новая школа». Были проведены 16 открытых дискуссионных площадок для обсуждения актуальных задач названной инициативы, состоялось активное обсуждение подготовленного нами проекта Профессионального кодекса учителя.
Эти мероприятия позволили продемонстрировать возможности Герценовского университета как крупного научно-образовательного центра, способного вести масштабные исследования проблем образования и обеспечить новое, современное качество подготовки кадров. Инновационный потенциал университета был высоко оценен и президентом, и министром образования и науки РФ, и участниками ассамблеи.
Конечно, многое осталось и вне поля внимания наших гостей.
Позвольте остановиться на характеристике вклада университета в реализацию государственной образовательной политики более подробно, сосредоточив внимание на результатах решения стратегических задач развития образования в нашей стране.
1. Первое направление — инновационное развитие образовательной деятельности, ориентированной на достижение современного качества образования.
1.1. Прежде всего, отмечу, что в прошедшем году активизировалась работа по привлечению работодателей к оценке качества подготовки студентов.
На диаграмме рис. 1. представлены данные о востребованности наших выпускников и удовлетворенности работодателей качеством их подготовки.
Рис. 1. Готовность бакалавров к решению задач профессиональной деятельности (по мнению работодателей в 2008 г.)
14
8
4
2 -
2005/06 2006/07 2007/08 2008/09
Рис. 2. Динамика количества дипломных работ, выполненных по заказу работодателей
Не менее значимым является и тот факт, что постоянно увеличивается число дипломных работ, выполненных по заказу работодателей, хотя оно все-таки остается еще незначительным (см. рис. 2); открываются новые образовательные программы, востребованные практикой. Так, в 2009 г. были открыты такие программы, как: «Педагогическая инноватика», «Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия», «Социология управления», «Психолингвистика в образовании», «Образование взрослых» и др.
Рис. 3. Количество направлений подготовки, реализуемых на факультетах университета
1.2. О реализации такого стратегического направления государственной политики, как обеспечение инновационного характера высшего образования, свидетельствует и всеобщий переход на уровневое образование.
Сохраняется устойчивая тенденция к расширению перечня направлений подготовки по уровневой системе высшего профессионального образования (см. рис. 3). Так, за прошедший год нами была представлена на утверждение 71 новая магистерская программа. В настоящее время в университете ведется обучение по 30 направлениям подготовки бакалавров, 18 направлениям подготовки магистров, по 45 специальностям высшего профессионального образования. Реализуются также 3 программы дополнительного профессионального образования.
В 2008/09 учебном году в Герценовском университете вместе с ранее существовавшими магистерскими программами реализовано 39 новых программ, что расширило возможность построения студентами индивидуального образовательного маршрута.
С 2005 г. в университете ведется эксперимент по организации индивидуально-ориентированного обучения в системе зачетных единиц. В 2005/06 учебном году в эксперименте приняли участие 5 факультетов университета, в 2006/08 — уже 10 факультетов и один институт.
В контексте идей Болонской декларации в университете изменилась организация образовательного процесса, поскольку основное место уделяется личностно-ориентированному образованию, направленному на формирование компетентности в сфере профессиональной деятельности и устойчивой мотивации к обучению в течение всей жизни, а также на создание учебной и профессиональной мобильности. Так, важным инновационным изменением является переход от линейной системы обучения к нелинейной.
В университете ускорился процесс обновления содержания образования путем расширения перечня учебных курсов по выбору, введения специальных интегративных модулей, широкого использования профессионально ориентированной практической, исследовательской и проектной деятельности как средств интеграции содержания образования.
Опрос, проведенный в июне 2009 г., продемонстрировал, что ориентацией университета на переход к уровневому образованию удовлетворено более 60% студентов.
Кроме того, за это время были разработаны образцы DIPLOMA SUPPLEMENT, что позволило выпускникам ряда факультетов университета получить европейские приложения к российскому диплому. Динамика получения данных приложений выглядит следующим образом: 2006/07 учебный год — 71 приложение (2 факультета); 2007/08 — 243 приложения (5 факультетов и 1 институт); 2008/09 — 450 приложений (6 факультетов и один институт).
Активизировалось внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса на основе использования информационных и компьютерных технологий.
Проведена определенная работа по развитию обучения на основе электронной поддержки и дистанционного обучения, в том числе создан портал дистанционных обучающих ресурсов в рамках инновационной образовательной программы, разработаны отдельные виртуальные учебно-методические комплексы и дистанционные курсы.
В прошлом году сделаны определенные шаги по информатизации управления образовательным процессом в университете. Так, на официальном сайте РГПУ им. А. И. Герцена в разделах «Организация учебного процесса», «Государственная аттестация», «Практика», «Стипендии», «Конкурсы», «Интернет-экзамен», «Интернет-олимпиада» обновлена и представлена информация, организующая образовательную деятельность факультетов.
Данные материалы активно использовались в течение учебного года администрацией, сотрудниками деканатов и студентами.
1.3. Не менее важно, что и сами студенты положительно оценивают качество получаемого образования, анализируют положительные и отрицательные стороны образовательного процесса. Например, студенческая «Социологическая мастерская», созданная на факультете социальных наук, по заданию студенческого совета при Ученом совете университета провела опрос студентов старших курсов нескольких факультетов об их участии в разных видах практик. Оценивая новую организацию практики, студенты отмечают важность таких навыков, приобретаемых на практике, как умение работать с аудиторией, развитие организаторских способностей, навыки участия в диалоге, ведения переговоров, коммуникативные навыки. При этом 65% студентов отмечают, что требуется включение в образовательный процесс коррекции результатов практики, работы над ошибками. Этот факт необходимо учесть в дальнейшей работе по совершенствованию учебных практик.
1.4. В прошедшем году стала отчетливо проявляться интеграция науки и образования. Об этом свидетельствует активное участие студентов университета в различных мероприятиях. Например, таких как Российская инновационная неделя, Санкт-Петербургский научный форум «Наука и общество. Информационные технологии», XII Петербургский международный экономический форум, конкурсы персональных грантов Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга для молодежи, обучающейся в вузах (93 заявки).
По результатам открытого конкурса на предоставление грантов для студентов, аспирантов вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, 5 студентов и 10 аспирантов РГПУ им. А. И. Герцена получили финансовую поддержку.
Стоит особо отметить участие наших студентов во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер—2009». По направлению «Зворыкинский проект» были представлены два проекта студентов факультета химии: «Фотохимический синтез нано-фазных материалов» и «Разработка методов синтеза новых субстанций, перспективных для создания лекарственных препаратов».
В этом проекте участникам предлагалось после описания инновационной идеи составить экономическое обоснование и оформить интеллектуальные права, определить контакты с представителями венчурного бизнеса и т. д., вплоть до выхода на рынок. Это пример реализации задачи, поставленной в послании Федеральному собранию 2009 г. Президентом РФ и сформулированной как задача воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. На этом форуме родился инновационный проект нашего университета «Волхов — 2010», который будет реализован в этом году.
По программе интеграции академической и вузовской науки мы открыли кафедру в НИИ педагогического образования РАО, а НИИ открыл в университете свою научную лабораторию.
1.5. Обеспечение нового качества подготовки студентов потребовало и нового качества работы преподавателей. В целях мотивации к обновлению своей работы в университете уже в третий раз проводился конкурс личных достижений преподавателей. В текущем году на конкурс было подано 69 заявок от 22 структурных подразделений университета.
Очевидно, что ключевые направления стратегии долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» базируются на идее стремительного изменения образа мышления и действия специалистов, призванных реализовывать перспективные про-
граммы развития государства. Применительно к нашей деятельности логика проста: новой школе необходим учитель нового поколения, а значит, профессиональную подготовку учителя нового поколения должен осуществлять преподаватель, способный создать образовательную среду, в которой такой учитель может формироваться. Это преподаватель, владеющий современными образовательными технологиями; преподаватель, способный оказывать содействие будущему специалисту в формировании его индивидуальной образовательной траектории; преподаватель, не просто транслирующий знания и опыт, а обучающий студентов, где и как эти знания и опыт можно приобрести.
Именно поэтому немалое значение в деятельности университета придается непрерывному образованию профессорско-преподавательского состава. В формировании корпоративной системы повышения квалификации преподавателей существенную роль сыграла инновационная образовательная программа, при реализации которой в 2007—2008 гг. обучение по различной проблематике в сфере гуманитарных технологий прошли более 2840 человек. Одновременно с этим университет реализовывал программы повышения квалификации по вопросам создания современной образовательной среды как для преподавателей университета, так и для профессорско-преподавательского состава вузов России.
На диаграмме рис. 4 представлены данные о числе преподавателей, обучавшихся в нашем университете за период с 2006 по 2009 г.
2009
2008
2007
2006
А
1 531 ( 497
( 182 [ 1604 ( 202 0
( 204 ( 123 7 314 1
176 (11 1|
_ у'
О 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000
□ Профессорско-преподавательский состав РГПУ им.А.И.Герцена
□ Профессорско-преподавательский состав РГПУ им.А.И.Герцена (инновационная образовательная программа)
□ Профессорско-преподавательский состав других вузов
Рис. 4. Динамика повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (количество человек)
Существенный рост в 2009 г. числа преподавателей, прошедших обучение за рамками инновационной программы, связан, безусловно, с получением университетом статуса уполномоченного вуза Рособразования по повышению квалификации в области организации современного образовательного процесса. Эти данные свидетельствуют, что РГПУ им. А. И. Герцена стал не только базовым центром подготовки учителей, но завоевал позиции базового центра психолого-педагогической подготовки преподавателей высшей школы.
Обращу внимание на вероятный «портрет» преподавателей высшей школы, повышавших квалификацию в 2009 г. Возраст большинства — за 40, ученая степень — кандидат наук, должность — доцент. С одной стороны, это свидетельствует о высоком образовательном цензе профессорско-преподавательского состава университета, с другой — обнадеживает, что необходимость совершенствования собственной психолого-педагогической компетентности осознается специалистами, достигшими высокого профессионального статуса. Это — показатель, свидетельствующий о существенном изменении понимания своей профессиональной роли преподавателями университета.
Важно отметить, что по данным проведенного в 2009 г. НИИ непрерывного педагогического образования пилотного анкетирования наших преподавателей, 90% опрошенных отметили, что критерием успеха своей профессиональной деятельности они считают успехи студентов. Не менее важным является и результат, свидетельствующий об интеграции в деятельности преподавателя высшей школы научной и преподавательской составляющих: 43% опрошенных указали, что в качестве критерия успешности собственной деятельности они считают участие в разработке нового поколения учебно-методического обеспечении образовательного процесса, а это предполагает опору на современные достижения науки в области высшего образования. Среднее значение готовности преподавателей к реализации компетентно стного подхода по результатам самооценки, представленной в анкетах, таково: да — 50%, нет — около 1%, не в полной мере —30%, затруднились ответить — 19% опрошенных.
Полученные результаты правомерно рассматривать как достаточно оптимистические, поскольку можно сделать вывод о том, что идея компетентностного подхода не является для преподавателей незнакомой и не вызывает активного отторжения. Поэтому, думаю, неслучайной стала наша победа в конкурсе на разработку нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Таким образом, анализируя первое направление можно утверждать, что университет добился определенных успехов в реализации такого направления государственной образовательной политики, как обеспечение качества подготовки специалистов на основе инновационного построения образовательного процесса, интеграции образования и науки. Подтверждением является и то, что в 2009 г. наш университет получил премию Правительства Санкт-Петербурга по качеству.
Наши дальнейшие задачи связаны с обеспечением последовательного развития эффективной опережающей подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для отрасли «Образование». Система опережающей подготовки и переподготовки кадров будет выступать в качестве ведущего фактора научно-методического обеспечения инновационного развития национальной системы образования и тем самым будет способствовать реализации государственной образовательной политики.
2. Второе направление — обеспечение устойчивого инновационного развития научной деятельности университета.
Эффективность научной деятельности во многом определяет наше активное участие в реализации такого решения правительства, как формирование принципиально новой структуры вузовского сектора российского образования. Новый образ системы высшего образования выглядит следующим образом: два исторически сформировавшихся университетских центра в Москве и Петербурге. За ними идут вновь создаваемые в основном по географическому принципу федеральные университеты, а далее — национальные исследовательские университеты, определяемые по открытому конкурсу. В Послании Федеральному собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. Президент Российской
Федерации также наметил пути преобразования педагогических вузов, которые сейчас активно обсуждаются общественностью: «...Систему педагогического образования также ждет серьезная модернизация. Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ, а педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Мы начнем привлекать для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей.».
К сожалению, в 2009 г. мы не победили в конкурсе исследовательских университетов. Надеюсь, что полученный опыт позволит лучше подготовиться к конкурсу этого года.
Надо иметь в виду, что при рассмотрении конкурсных программ развития национальных исследовательских университетов экспертизе подлежат и показатели результативности научно-инновационной деятельности.
Анализируя эти показатели, следует отметить ряд позиций.
2.1. В 2009 г. преподаватели и сотрудники университета приняли участие в 66 российских конкурсах научных проектов различных фондов и программ. Участниками конкурсов стали 86 структурных подразделений университета. Было представлено 268 заявок. Финансирование по итогам конкурсного отбора получил 81 проект, т. е. по-прежнему побеждает каждая третья заявка ученых-герценовцев. Это высокий показатель даже в мировой практике конкурсных отборов.
2.2. Очень важны количественные показатели финансирования науки университета. К сожалению, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. он снизился на 65,7 млн рублей и составляет 127,7 млн рублей. Однако при этом значения таких критериев государственной аккредитации, как среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за 5 лет, и среднегодовой объем финансирования научных исследований за 5 лет все же заметно выросли.
Объем финансирования инновационных проектов в 2009 г. составил 59% от общего объема финансирования (на 14% меньше, чем в 2008 г.). В распределении объемов финансирования инновационных проектов по областям знаний доля проектов в области образования снизилась до 38%. При этом в два раза увеличилась доля финансирования проектов в области информационных технологий. Это свидетельствует о росте активности специалистов и кафедр разного профиля.
В 2009 г. кризис оказал негативное влияние на коммерциализацию деятельности наших центров коллективного пользования. С целью оптимизации их загрузки и повышения эффективности использования научного оборудования в университете был создан совет директоров центров коллективного пользования. Это мероприятие было осуществлено также и в рамках антикризисной программы РГПУ им. А. И. Герцена .
2.3. Развитие кадрового потенциала университета.
По контрольным цифрам приема в аспирантуру и докторантуру университет входит в пятерку лидеров среди вузов, подчиненных Федеральному агентству по образованию, занимая четвертое место по аспирантуре и третье — по докторантуре.
При этом конкурс на бюджетные места в аспирантуру в 2009 г. был самым большим за последние годы. Более чем в 2 раза возрос прием и на платную форму обучения; в 2009 г.
34,5% наших аспирантов закончили аспирантуру с защитой диссертации в срок, однако этот показатель нельзя считать пределом.
Положительным моментом является увеличение числа диссертационных исследований, посвященных инновационным процессам в области образования (социологические, политические, экономические работы). Многие диссертации имеют конкретное практическое применение и востребованы как в образовании, так и в народном хозяйстве в целом.
Докторские диссертации в 2009 г. защитил 21 сотрудник университета; еще 56 сотрудников университета защитили кандидатские диссертации.
Важным шагом в области инвентаризации нематериальных активов в 2009 г. стало выявление патента «Средство, обладающее антиишемической, гипотензивной, противо-аритмической и ноотропной активностью», на базе которого было создано малое инновационное предприятие: ООО «Органика—РГПУ». Юридической основой для его создания стал известный Федеральный закон № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г., позволивший государственным вузам быть учредителями хозяйственных обществ. Основной целью создания малого предприятия является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли и практическое применение результатов интеллектуальной деятельности.
Оценивая достигнутые результаты в развитии инновационной исследовательской деятельности университета, следует отметить, что сегодня нам нужна реальная работа по трансферу технологий, в первую очередь, гуманитарного профиля. Поэтому важным итогом нашей научно-организационной работы в 2009 г. можно считать создание в рамках участия в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» четырех научно-образовательных центров: 1) Неравновесные явления в конденсированных средах и наноструктурах; 2) Информационные технологии и системы моделирования; 3) Гуманитарное образование; 4) Инновационные психолого-педагогические технологии.
Таким образом, точки нашего роста в развитии научной деятельности университета связаны, прежде всего, с необходимостью организовать фундаментальные и прикладные исследования, направленные на научно-методическое обеспечение инновационного развития национальной системы образования.
3. Третье направление — распространение в профессиональном сообществе инновационных идей и решений в сфере образования.
Такое направление государственной политики, как пропаганда идей инновационного развития, является для нас важнейшей задачей как ведущего педагогического университета страны.
О внешнем признании результатов деятельности университета свидетельствуют: выбор РГПУ им. А. И. Герцена как площадки для открытия Года учителя; победа в конкурсе по разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения; выбор РГПУ им. А. И. Герцена как уполномоченного вуза Рособразования; Гран-при международного конгресса и выставки «Global Education — образование без границ», присужденный университету за создание научно-методического и учебного сопровождения инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере; победа авторского коллектива в конкурсе Фонда развития отечественного образования на лучшую книгу в номинации «Педагогика»; медали лауреатов ВВЦ, диплом лауреата премии Правительства Санкт-Петербурга по качеству 2009 г., премия Правительства Российской Федерации
2009 г. в области образования, премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования.
Университет провел большую работу в рамках реализации функций уполномоченного вуза Рособразования. Коллективом разработаны модульные вариативные программы повышения квалификации «Современные технологии в образовании», «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы», «Педагогическое образование», включающие инвариантный и 37 вариативных модулей. В разработке программ принимали участие 63 сотрудника университета — представители 12 факультетов.
Мы по-прежнему являемся базовым вузом Всероссийского открытого конкурса на лучшую работу студентов по разделу «Педагогика и методика преподавания дисциплин». В минувшем году на конкурс поступило почти 1000 работ студентов российских вузов.
Уже шестой год наш университет проводит студенческий конкурс «Моя инициатива в образовании», в котором участвуют 100 вузов из всех федеральных округов РФ. В 2008 г. конкурс был включен в перечень региональных и межрегиональных олимпиад Санкт-Петербурга, по которым присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на 2009 г. В 2009 г. Российской академией образования была поддержана олимпиада аспирантов по педагогическим наукам, в которой приняли участие около 100 молодых исследователей из разных вузов страны.
О признании университета в профессиональном сообществе свидетельствует тот факт, что впервые в Национальном рейтинге классических университетов России («Российская газета» — федеральный выпуск от 18 декабря 2009 г) мы поделили с Новосибирским государственным университетом 5-е и 6-е места в общем зачете.
Мы оказались на первом месте в сводном рейтинге лучших вузов города по научному потенциалу в рамках многокритериальной системы рейтингования, разработанной Профессорским собранием Санкт-Петербурга.
Таким образом, развитие инновационного потенциала университета как открытой научно-образовательной системы, ориентированной на пропаганду и распространение инновационных идей в образовании, предполагает необходимость научно-методического обеспечения конкурентоспособности национальной системы образования в мировом научно-образовательном пространстве. Под конкурентоспособностью системы образования понимается востребованность отечественных образовательных программ и их научно-методического обеспечения международным научно-образовательным сообществом, развивающаяся академическая мобильность студентов, аспирантов и преподавателей, степень включенности зарубежных партнеров в научно-образовательные мероприятия по развитию инновационных процессов в европейском и мировом образовательном пространстве.
4. Достигнутые результаты стали возможными благодаря тому, что в прошедшем году было немало сделано для создания необходимых условий для профессиональной работы преподавателей и сотрудников университета.
4.1. В результате развития фундаментальной библиотеки повысилось количество обращений преподавателей и студентов к ее информационной базы, а сегодня это книжный фонд 3 млн 312 тыс. экземпляров и ежегодная подписка на периодическую печать около 750 наименований.
В последнее время все более ощущается активизация работы пользователей с имеющимися электронными ресурсами вне пределов библиотеки, в компьютерных залах на территории университета.
4.2. В 2009 г. для перехода работы ядра компьютерной сети университета на принципиально новый уровень были выделены средства на закупку сетевого оборудования Cisco (Циско) на сумму 2 млн 700 тыс. рублей. Осуществлено финансирование комплексного проекта, включившего в себя интеграцию сетевых мощностей университета, аккумулированных в ходе реализации инновационной программы 2007—2008 гг.
Столь пристальное внимание к развитию информатизации вуза позволили в короткие сроки организовать и оснастить свыше 60 рабочих мест для размещения приемной комиссии на новом месте, а также справиться с требованиями новых условий приема в вузы 2009 г.
В июле 2009 г. был заключен контракт на сумму 10 млн 500 тыс. рублей на ремонт и модернизацию локальной вычислительной сети, что дало возможность создать структурированную кабельную сеть на 5 площадках университета и 9 новых сегментах высокотехнологичной единой информационной сети.
Это обстоятельство позволило нашему университету в 2009 г. войти в число пользователей RUNNet — крупнейшей российской научно-образовательной IP-сети. Наличие современной сетевой инфраструктуры позволило Герценовскому университету не только получить государственную поддержку информационного обеспечения вуза в размере 1,4 млн рублей на текущий 2010 г., но и стать одним из узловых пунктов крупнейшей российской научно-образовательной компьютерной сети, предоставляющей услуги более чем 400 университетам и другим крупным образовательным и научно-исследовательским учреждениям России.
Важным этапом развития информационной инфраструктуры стало конфигурирование локальной сети для задач видеоконференцсвязи. В общей сложности стоимость двух комплектов оборудования для видеоконференцсвязи и пусконаладочных работ составила 5 млн 400 тыс. рублей.
На сегодняшний день развернутые в Гербовом зале 5-го корпуса стационарная система видеоконференцсвязи и система мобильной видеоконференцсвязи, позволяющая организовать трансляцию в любом месте и в кратчайшие сроки, являются предметом гордости университета. Хочется особо подчеркнуть, что без этого оснащения университет не смог бы осуществить трансляцию выступлений Президента Российской Федерации, министра образования и науки РФ, телемост губернатора Ленинградской области с представителями педагогической общественности Гатчинского района и Выборга.
Результативными оказались организационные меры в виде консолидации сетевых и полиграфически-издательских мощностей университета. На выставке в ходе Педагогической ассамблеи компания Xerox на своем стенде представила целый спектр решений для высшего образования: автоматизированный комплекс сканирования книг, электронное хранилище, цифровую типографию с системой удаленного заказа печати. В рамках совместного проекта с РГПУ им. А. И. Герцена эти решения интегрированы в единый инновационный комплекс «Издательство — типография — библиотека — интранет вуза». Он образует высокотехнологичную инфраструктуру, благодаря которой вуз может предоставлять образовательные услуги современного уровня.
4.3. Важным результатом является и подписанный в апреле 2009 г. договор о сотрудничестве РГПУ им. А. И. Герцена с японской фирмой «Токио Боэки» — мировым лидером в сфере поставок и обслуживания оборудования для лабораторных исследований и наукоемких производств. В рамках этого договора у нас открыта и оснащена новейшим японским оборудованием современная лаборатория спектральных методов исследования, не имеющая аналогов среди вузов Северо-Запада России.
4.4. В 2009 г. получены средства на строительство общежития студентов на биостанции «Вырица» на 70 мест общей площадью 1452, 65 кв. м с пристроенным зданием столовой на 150 мест. В минувшем году в ходе решения этой задачи освоено 24 млн рублей. Кроме того, были проведены ремонтные работы в 13-м учебном корпусе и в учебном корпусе на пр. Вознесенского, 39, отремонтирован Колонный зал, проведен комплекс аварийных работ в 6-м корпусе; систематически велась работа по ремонту инженерных коммуникаций, кровли и выполнению противопожарных мероприятий на объектах университета.
К сожалению, мы не смогли вовремя и адекватно ответить на аномальные снегопады в декабре, январе и феврале, что привело к многочисленным протечкам, в том числе и в недавно отремонтированных помещениях. Это отбросило нас в ситуацию недалекого прошлого. Университет будет вынужден потратить на ликвидацию последствий весьма значительные суммы, которые могли бы пойти на его развитие.
4.5. Прошедший год был первым, в течение которого действовала новая система оплаты труда, введенная с декабря 2008 г. Несмотря на то, что нам удалось выполнить одно из главных требований этой системы — направлять на стимулирующие надбавки не менее 30% фонда зарплаты, я не могу сказать, что мы научились в полной мере использовать ее преимущества: стимулировать более эффективную и качественную работу как отдельных работников, так и целых коллективов. Думаю, что нам предстоит еще многое сделать по ее совершенствованию в рамках наших полномочий.
В заключение не могу не сказать об одном чрезвычайно важном законодательном акте, который уже принят Государственной думой в первом чтении и который может самым радикальным образом сказаться на нашей жизни. Речь идет о градации по способам финансирования всех государственных учреждений на три категории: казенные учреждения, бюджетные учреждения и автономные учреждения. Вероятнее всего, мы попадаем во вторую — будем бюджетным учреждением. Что это нам несет? Во-первых, появится большая свобода в расходовании средств, как бюджетных, так и внебюджетных. Не будет мелочной регламентации расходов по статьям. Это хорошо, но, на мой взгляд, не главное. Главное то, что не будет больше бюджетного финансирования, т. е. выделения нормативных средств на зарплату, на содержание университета, на его ремонт и развитие и т. д.
Предполагается, что бюджетным учреждениям будут выдаваться субсидии, т. е. будет финансироваться только госзаказ на подготовку специалистов по нормативно-подушевому принципу. Совершенно неясно, в каких объемах и по какому принципу будет даваться госзаказ тем или иным вузам, будет ли он постоянным или будет меняться год от года. Неясно также, какова будет стоимость подготовки специалиста того или иного профиля. Есть ожидание, что она будет включать только собственно затраты на обучение студентов, а задачу развития вуз должен решать сам за счет внебюджетных средств. Самое же главное — государство снимает с себя субсидиарную ответственность за бюджетные учреждения. Если, например, у вуза не хватит средств на содержание, то он может быть признан банкротом и продан за долги кредиторам. Этот закон принимается ускоренным темпом и будет введен в действие с 1 января 2011 г. Я думаю, что всем понятно, какие проблемы в связи с этим встают перед нами. Вернее сказать, все они сводятся к одной: как повысить рентабельность нашей работы, на чем мы можем сэкономить и на чем дополнительно заработать. Времени на раскачку нет. Нужно уже сейчас всем подразделениям проанализировать свою деятельность и подготовить конкретные предложения по повышению ее рентабельности. Эта работа требует особого внимания и организации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Завершая свой доклад, хочу выразить надежду, что сегодняшняя конференция позволит в каждом структурном подразделении университета определить стратегические ориентиры нашего ближайшего будущего и принять активное участие в разработке четвертой программы развития университета на 2011—2015 гг.
Мы не можем ждать будущего. Оно уже наступило, и, как сказал Чарльз Уиллис Порше, «мы не можем направить ветер, но можем развернуть паруса!»