Научная статья на тему 'Вклад академической науки в вузовскую и поствузовскую ступени химического образования PC (я)'

Вклад академической науки в вузовскую и поствузовскую ступени химического образования PC (я) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиц Елена Юрьевна, Калачева Людмила Петровна

В статье приводятся данные положительного опыта подготовки специалистов-химиков на химическом отделении БГФ ЯГУ совместно с академическими институтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиц Елена Юрьевна, Калачева Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад академической науки в вузовскую и поствузовскую ступени химического образования PC (я)»

- во-вторых, создается социально-психологический климат (в классе, школе, дома, местном социуме) ожидания результатов деятельности ученика (учебной, общественной, трудовой, творческой, экологической и т.д.)- У детей и их родителей проявляется чисто психологический акт переживания из-за неудач и радости от успехов, что нацеливает их на новые достижения и взяться за дело с удвоенной силой, энергией. Формируется педагогический фактор - необходимость создания особого микроклимата в школе и дома, ситуации, обеспечивающей успех в учебно-трудовой, общественной деятельности школы и семьи;

- в-третьих, дает возможность выпускникам школ безболезненно войти в новые социально-экономические условия жизни, самостоятельно строить свою учебу, отдых и жизнь.

До сих пор о качестве работы учителя и школы судят по успеваемости, числу медалистов, итогам единых государственных экзаменов, количеству призеров в олимпиадах и спортивных соревнованиях, по проценту поступления в вузы. А их очень

мало по сравнению с общим количеством учащихся школ. Не придается значения уровню воспитанности и степени развитости ученика, его трудолюбию и способности включаться в созидательную деятельность, не ценится умение жить и работать для себя и общества. Компетентностный подход устраняет все эти пробелы, устанавливает ценности в соответствии с требованиями нового времени, новой эпохи в развитии человечества.

Литература

1. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001.

2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. М.: ЮРАЙТ, 2004.

4. Агафонова A.C. Практикум по общей педагогике. СПб., 2003.

5. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4.

----

УДК 378

Вклад академической науки в вузовскую и поствузовскую ступени химического образования PC (Я)

Е.Ю. Шиц, Л.П. Калачева

В статье приводятся данные положительного опыта подготовки специалистов-химиков на химическом отделении БГФ ЯГУ совместно с академическими институтами.

Data ofpositive experience of chemists training at the chemical division of Biology-Geographical Chair of the Yakut State University, conjointly with academic institutes, are cites in article.

Новое время в лице молодого ученого-химика требует не только фундаментально подготовленного выпускника, но и способного к самостоятельной научной деятельности исследователя, что позволит выполнить возлагаемую на него основную роль в возрождении и становлении якутской научной химической школы.

Поэтому целостная и непрерывная система подготовки высококвалифицированных кадров

ШИЦ Елена Юрьевна, к.т.н., зав. лаб. ИПНГ СО РАН, КАЛАЧЕВА Людмила Петровна, ст. преп. БГФ ЯГУ, м.н.с. ИПНГ СО РАН

должна осуществляться по трем основным ступеням: «среднее общеобразовательное - высшее профессиональное - поствузовское образование».

Полноценная реализация вузовской и поствузовской ступеней высшего химического образования в Республике Саха (Якутия) невозможна, по нашему мнению, без интеграции университетского образования и академической науки. Такого рода взаимодействия осуществляются в основном путем образования при вузе учебно-научно-производственных лабораторий, филиалов кафедр, научных подразделений вузов в академических и отраслевых институтах.

Создание вузовских структур в институтах не только не противоречит основным принципам функционирования высшего образования, но и вносит неоценимый вклад в его совершенствование, особенно в условиях химического отделения Якутского госуниверситета.

Создание филиалов кафедр в значительной степени снижает остроту проблем вуза, связанных с материально-техническим обеспечением учебного процесса, организацией и проведением производственной практики и последующим трудоустройством молодых специалистов.

В этом смысле удачен пример кафедры высокомолекулярных соединений и органической химии (ВМС и ОХ), заведующим которой является д.т.н., профессор A.A. Охлопкова.

Кафедра на сегодняшний день имеет 3 филиала в Институте неметаллических материалов (ИНМ), Институте проблем нефти и газа (ИПНГ), Институте геологии алмазов и благородных металлов (ИГА и БМ) СО РАН. При филиалах кафедры имеются такие научные школы, как:

1) разработка научных основ создания морозостойких композиционных материалов технического назначения и обоснование развития промышленного производства полимерных материалов (директор ИНМ СО РАН д.т.н., профессор С.Н. Попов);

2) химико-технологические основы переработки природного органического сырья Якутии (нефть, уголь, газ) (зам. дир. ИПНГ СО РАН д.г-м.н., чл.-корр. РАН В.А. Каширцев).

Сотрудники филиалов кафедры перечисленных институтов не только приобщают к научной деятельности молодое поколение, но и активно занимаются учебной и учебно-методической работой. Так, ими разработаны учебно-методические комплексы (УМК) по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специализации.

Из таблицы 1 видно, что сотрудниками академических институтов с 1993 года подготовлено около 40% выпускников химического отделения, из них 35,85% рекомендованы ГАК для поступления в аспирантуру.

Сложившейся практикой на химическом отделении стало раннее приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности. Как правило,

эти работы выполняются в рамках фундаментальных и прикладных исследований СО РАН и хоздоговорных работ. Студенты, решившие заниматься научно-исследовательской работой, на 2 курсе распределяются по желанию в любой из филиалов кафедры, знакомятся со своими непосредственными научными руководителями и направлением исследований.

Таблица 1

Количество выпускников филиалов кафедры

Результатами совместной работы студента и научного руководителя являются участие в различных конференциях и конкурсах, основными из которых являются: Лаврентьевские чтения, всероссийские студенческие научные конференции, например, «Экология и проблемы защиты окружающей среды», международные научные студенческие конференции, такие, как «Студент и научно-технический прогресс», «Наука - III тысячелетие», открытый конкурс студенческих работ в области химии и химической технологии.

Во время учебы на Ш-У курсах за успешное освоение навыков ведения исследований в сочетании с отличной учебной студенты ХО поощряются различными стипендиями, в том числе стипендиями президента РС (Я), ректора ЯГУ и стипендиями, учреждаемыми институтами - филиалами ХО, что является стимулом к продолжению научно-исследовательской работы.

На IV и V курсах студенты уже обладают навыками практической работы: метода отбора и подготовки проб, проведения экспериментов на различных аналитических приборах, работы с литературой, в том числе патентной, т.е. уже являются самостоятельными исследователями.

Особой гордостью химического отделения являются выпускники. Сегодня среди них 5 кандидатов наук (табл. 2), в том числе 1 кандидат химических наук.

Курс Количество выпускников Количество выпускников, выполнивших дипломные работы в институтах Рекомендации для поступления в аспирантуру

ХО-93 13 4 2

ХО-94 15 6 2

ХО-95 15 6 2

ХО-96 26 8 3

ХО-97 21 9 3

ХО-98 24 10 4

ХО-99 25 10 3

Всего 139 53 19

Таблица 2

Выпускники и аспиранты филиалов кафедры

№ Ф.И.О. Научный руководитель Аспирантура Статус

1 Петрова (Брощева) П.Н. Охлопкова A.A., д.т.н, профессор, г.н.с. ИНМ СО РАН ИНМ СО РАН к.т.н., 2002

2 Федорова (Попова) А.Ф. Петрова H.H., к.х.н., зав. лаб. ИНМ СО РАН ИНМ СО РАН к.т.н., 2003

3 Шаройко В.В. Кершенгольц Б.М., д.б.н., академик, зав. лаб., г.н.с. ИБПК СО РАН; Журавская А.Н., д.б.н., профессор ИБПК СО РАН к.б.н., 2003

4 Федорова А.И. Кершенгольц Б.М., д.б.н., профессор, зав. лаб., г.н.с. ИБПК СО РАН ИБПК СО РАН к.б.н., 2003

5 Иванова И.К. Каширцев В.А., д.г-м.н., чл.-корр РАН, зам. директора ИПНГ СО РАН ИПНГ СО РАН к.х.н., 2004

6 Ючюгяева Т.С. Охлопкова A.A., д.т.н, профессор, г.н.с. ИНМ СО РАН ИНМ СО РАН Аспирант 2-го года обучения

7 Ларионова M.JI. Соколова М.Д., к.т.н., с.н.с. ИНМ СО РАН ИНМ СО РАН -«-

8 Аргунова О.В. Охлопкова A.A., д.т.н, профессор, г.н.с. ИНМ СО РАН ИНМ СО РАН -«-

9 Филиппов Д.Д. Бондарев Э.А., д.т.н., профессор, зам. директора ИПНГ СО РАН ИПНГ СО РАН -«-

10 Алексеев А.Г. Каширцев В.А., д.г-м.н., чл.-корр РАН, зам. директора ИПН и Г СО РАН ИПНГ СО РАН -«-

И Петрова Л.А. Попов С.Н., д.т.н., профессор, директор ИНМ СО РАН; Буренина О.Н., к.т.н., зав. лаб. ИНМ СО РАН ИНМ СО РАН -«-

12 Шеин A.A. Кершенгольц Б.М., д.б.н., профессор, зав. лаб., г.н.с. ИБПК СО РАН ИСЛ АН РС(Я) -«-

13 Саввинова М.Е. Коваленко H.A., к.т.н., зам. директора ИНМ СО РАН ИНМ СО РАН -«-

14 Портнягина (Иванова) В.В. Петрова H.H., к.х.н., зав. лаб. ИНМ СО РАН ИНМ СО РАН -«-

15 Портнягин A.C. Бондарев Э.А., д.т.н., профессор, зам. директора ИПНГ СО РАН ИПНГ СО РАН Аспирант 1-го года обучения

16 Семенова Е.С. Шиц Е.Ю., к.т.н., зав. лаб. ИПНГ СО РАН ИНМ СО РАН -«-

17 Иванова П.Г. Соколова М.Д., к.т.н., в.н.с. ИНМ СО РАН ИНМ СО РАН -«-

Особо хотелось бы отметить выдающиеся достижения международного и российского уровня следующих выпускников: Петрова П.Н., Шаройко В.В., Федоровой А.Ф., Иванова И.К., Ивановой П.Г., Пор-тнягиной В.В.

Павлина Петрова (Брощева) (науч. рук. A.A. Охлопкова) первой из выпускников ХО защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Владимир Шаройко (науч. рук. Б.М. Кершен-гольц) работает в подразделении «Rolf Luft research

center» Департамента молекулярной медицины Каролинского Нобелевского медико-хирургичес-кого университета в Стокгольме. С 2001 г. начал работу над докторской диссертацией в области биохимии и молекулярной биологии сахарного диабета, в частности, занимается изучением молекулярных механизмов секреции инсулина и разработкой нового поколения препаратов для лечения сахарного диабета второго типа. Исследования финансируются Каролинским Нобелевским медико-хирургическим университетом и

различными европейскими и американскими грантами.

Айталина Федорова (Попова) (науч. рук. H.H. Петрова) в 2004, 2005 гг. является обладателем гранта в области естественных и гуманитарных наук в номинации «Кандидаты наук РАН». Сегодня работает ведущим научным сотрудником лаборатории техногенных газовых гидратов ИПНГ СО РАН.

Изабелла Иванова (науч. рук. В.А. Каширцев) является первой из соискателей-выпускников ХО, получивших степень кандидата химических наук.

Парасковья Иванова (науч. рук. М.Д. Соколова) - победитель студенческой конференции ЯГУ (2004 г.). В 2005 г. выиграла гранты ректора ЯГУ им. М.К. Аммосова, президента PC (Я), дипломант Государственной стипендии АН PC (Я) (2005 г.), участник 4 международных научных конференций.

Виктория Портнягина (Иванова) (науч. рук. H.H. Петрова) - дипломант Всероссийского конкурса научных студенческих работ (2004 г.).

Неоценимый вклад в подготовку молодых ученых вносит ИНМ СО РАН, на базе которого обучаются 56,25% аспирантов - выпускников ХО.

Продолжая традицию ИНМ СО РАН, с 2003 года лаборатория техногенных газовых гидратов ИПНГ СО РАН (зав. лаб. к.т.н. Шиц Е.Ю.) активно принялась за подготовку кадров по нефтегазовой тематике. В лаборатории выполняют курсовые, дипломные, диссертационные работы студенты и вы-

пускники ХО. Уже имеются первые итоги исследовательских работ студентов и аспирантов лаборатории.

Например, студенты III курса Михайлова Ольга и Протопопова Александра награждены грамотой за участие в подсекции «Аналитическая химия» ХЫП международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2005 г.) с докладом «Исследование совместимости пластовой воды Иреляхского НГМ и жидкости для поддержания пластового давления» (науч. рук. к.т.н., зав. лаб. Шиц Е.Ю.).

Аспирант 1-го года обучения Альберт Портня-гин стал победителем конкурса «Лучший научный доклад» Республиканской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Минерально-сырьевые ресурсы и освоение недр Якутии», посвященной 100-летию академика АН СССР Н.В. Черского (науч. рук. зам. директора ИПНГ СО РАН, профессор, д.т.н. Э.А. Бондарев).

Из вышеизложенного следует, что академическая наука не только участвует в вузовской подготовке высококвалифицированных кадров, но и в их становлении как продолжателей лучших традиций российской научной школы.

Таким образом, на химическом отделении в содружестве с академическими институтами заложена концепция опережающего обучения, суть которого заключается в его принципиальной ориентации на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.