5. Solomin V. P., Rabosh V. A., Gogoberidze A. G. Novaya model praktiko-orientirovannoy podgotovki pedagogov s uchetom trebovaniy professionalnogo i obrazovatelnogo standarta // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. 2015. N 12. S. 145-151.
6. Gogoberidze A., Kalabina I., Pogosian V., Savinova L. Theory and Practice Integration in Subject-Priented Teacher Preparation. Jointly Offered Master's Degree Programs: the Experience of the Institute of Childhood (Herzen University) // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. P. 49-58.
Г. И. Вергелес
ВКЛАД А. И. РАЕВА В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПРАКТИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье проанализированы научные работы А. И. Раева, доктора психологических наук, профессора, проработавшего в РГПУ (ЛГПИ) им. А. И. Герцена более 40 лет, показана важность, востребованность таких его идей, как управление умственной деятельностью младших школьников, формирование общих, универсальных учебных действий, развитие нравственных убеждений, определение направлений и требований к формированию и развитию младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения, развитие общих творческих способностей, совершенствование подготовки учителя начальных классов.
Ключевые слова: педагогическая психология, начальное образование, подготовка учителя начальных классов, управление умственной деятельностью младших школьников, общие умственные действия, общие творческие способности.
G. Vergeles
A. I. RAEV'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY AND THE PRACTICE OF PRIMARY EDUCATION
The article analyzes scientific works by Professor A. I. Raev, Doctor of Psychology, who worked at the Herzen State Pedagogical University of Russia for more than 40 years. The article shows the importance and relevance of such of his ideas as managing the mental activity ofjunior schoolchildren; devising general, universal educational activities; developing moral beliefs; identifying directions and requirements for the formation and development of a primary school pupil as a subject of educational activity and moral behavior; developing general creative abilities, and improving primary school teacher training.
Keywords: pedagogical psychology, primary education, primary school teacher training, management of mental activity of junior schoolchildren, general mental actions, general creative abilities.
Имя Александра Израилевича Раева (1924-1999) навсегда связано с подготовкой учителя начальных классов в ЛГПИ им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена). Вся его жизнь была посвящена именно этому: преподаватель факультета начального обучения, ученый, занимав-
шийся проблемами психологии начального образования, декан факультета, готовящего учителей начальных классов.
А. И. Раев — участник Великой Отечественной войны, фронтовик, с артиллерийским взводом прошедший всю войну. После ее окончания он поступает на истори-
ческий факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена. И с этого момента вся его жизнь оказывается связанной с Герценовским институтом. После его окончания он поступает в аспирантуру при кафедре психологии, защищает кандидатскую диссертацию, посвященную опыту психологического изучения процесса усвоения системы исторических понятий учащимися 4-8 классов. Проведенное исследование значимо и для нашего времени, поскольку в нем установлены важные для школы, в том числе и начальной, закономерности: для процесса усвоения системы понятий, как и для процесса усвоения отдельных понятий, характерен переход от недифференцированно-общего, слитного значения к дифференцированному, расчлененному. В диссертации были выделены и особенности такого перехода, показано, что он осуществляется по двум линиям: с одной стороны, более глубоко, точно и полно вычленяется содержание отдельных понятий, а с другой — более глубокими становятся знания о связях, объединяющих знания в определенную систему. Важно, что в диссертации, статьях, написанных на ее основе, А. И. Раев выделил этапы формирования понятий, показал, как должна строиться работа учителя, чтобы усвоение системы исторических понятий у учащихся проходило успешно [3, с. 265]. Интересным было и определение значения интеллектуальных и эмоциональных факторов при усвоении понятий.
В наше время, когда в определенной мере обесценивается содержательное знание при кажущейся легкости его поиска, значение формирования понятий возрастает. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчеркивается необходимость формирования системы понятий, овладения межпредметными понятиями, базирующимися на внутрипредметном обобщении [12, с. 7-8]. Закономерности усвоения понятий, выделенные А. И. Раевым, могут служить отправной точкой в формирова-
нии системы понятий и у младших школьников.
После окончания аспирантуры основным местом преподавательской деятельности А. И. Раева, сотрудника кафедры психологии Герценовского института, становится факультет начальных классов, где он работает сначала ассистентом, а затем доцентом, профессором, деканом, заведующим кафедрой педагогики и психологии начального образования.
Вполне очевидно, почему научные интересы Александра Израилевича сосредоточиваются на проблемах, связанных с психологией начального образования, подготовкой учителя начальных классов.
Первые работы А. И. Раева по психологии начального образования появились в 60-70-е годы двадцатого века. Это было время бурного, плодотворного развития педагогической психологии. Именно в этот период в отечественной психологии утверждается деятельностный подход, рассматривающий личность как продукт активной деятельности, а деятельность — в качестве решающего фактора психического развития личности. Очень важно, что в это время возрастает интерес к проблемам психологии начального образования, поиску путей успешного развития младших школьников в процессе обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.).
Работая на факультете, готовящем учителей начальных классов, А. И. Раев отчетливо понимал: совершенствование обучения младших школьников окажется возможным, если удастся разрешить противоречие между постоянно растущим объемом информации, с которым сталкивается современное общество, и ограниченным сроком обучения. Им были намечены взаимосвязанные пути выхода из данной ситуации: укрупнение единиц информации и постоянное совершенствование развивающего эффекта обучения. Внимание А. И. Рае-ва фокусируется на втором из вышеназванных путей, он особо подчеркивает значе-
ние действий, деятельности в развитии личности, показывает необходимость создания условий для их целенаправленного формирования в младшем школьном возрасте, когда ребенок только начинает овладевать умственными действиями.
Докторская диссертация А. И. Раева «Психологические основы управления умственной деятельностью младших школьников в процессе обучения» открыла новое направление в исследовании проблем психологии начального образования. Диссертационное исследование было посвящено определению психологических основ управления умственной деятельностью, психологически обоснованному выбору объекта, путей и средств управления. В диссертации и учебном пособии «Управление умственной деятельностью младшего школьника», созданном на ее основе, было показано, что оперативное и перспективное управление умственной деятельностью предполагает единство управления процессами умственных действий и знаний, процессами интериоризации и эксте-риоризации подобных действий, процессами подражательности и обучения самостоятельности [10, с. 21, 35-38]. Лишь в этом случае окажется возможным реализовать идеи развивающего обучения, обеспечить единство обучения и развития через специальную организацию умственной деятельности школьников. Анализ прямого и косвенного путей управления умственной деятельностью позволил убедиться в возможности и целесообразности выбора прямого пути для решения задач исследования. Выбор прямого пути означал, что при построении аппарата оперативного и перспективного управления умственной деятельностью должны быть обеспечены условия для превращения умственного действия в специальный объект познания и обязательного выполнения всех операций такого формируемого действия [10, с. 50-51].
В докторской диссертации и серии кандидатских исследований, выполненных под
руководством А. И. Раева (Г. И. Вергелес, Л. Н. Кутергина, Н. Н. Лобанова, Л. А. Матвеева, Л. А. Регуш, Л. В. Яблокова и др.), убедительно доказывалась целесообразность использования прямого пути управления умственной деятельностью учащихся начальных классов. В проведенных исследованиях была определена структура как конкретных (предметных) учебных действий, так и формируемых на их основе общих умственных действий (сравнения, обобщения, абстрагирования, установления причинно-следственных связей, планирования и др.). Нетрудно заметить, что указанные общие умственные действия — это те действия, которые сейчас получили название универсальных учебных действий. Необходимость формирования этих действий сформулирована как важнейшая задача в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения. Исследования А. И. Раева и его учеников позволили определить пути формирования общих умственных действий, показать возможность и целесообразность использования программированного обучения как средства жесткого управления умственной деятельностью младших школьников [10].
Несомненное теоретическое значение имела разработка А. И. Раевым положений, которые были реализованы в процессе целенаправленного развития общих умственных действий у младших школьников [11, с. 4-5]. Прежде всего было показано, что в начальной школе формирование общих умственных действий должно осуществляться на основе конкретных учебных действий, в процессе овладения ими. Второе положение подчеркивало важность единства фактического выполнения действия и его вербального (словесного) выражения. Целенаправленное развитие общих умственных действий предполагает также обучение самостоятельности в осуществлении действия на основе подражательности, постепенный переход от алгоритмиче-
ских действий к эвристическим за счет расширения области поиска, длины шага. Последнее из положений требовало единства усвоения знаний и умственных действий, при котором знания выступают не только и не столько как достигаемая цель, сколько как средство формирования операционных структур деятельности.
Положения, обозначенные в докторской диссертации А. И. Раева, в полной мере учитывали психологические особенности младших школьников, показывали, что целью начального образования должно быть не только усвоение знаний, но и овладение умственными действиями разной степени обобщенности (конкретными и общими).
В докторской диссертации А. И. Раев проанализировал особенности программированного обучения, показал возможности его использования как средства жесткого управления умственной деятельностью младших школьников. Эти идеи нашли отражение в учебном пособии «Психологические вопросы программированного обучения» [8]. Выделение принципов программированного обучения (принцип шаговой организации обучения, предполагающий строгое дозирование информации, предъявление ее малыми дозами; принцип высокой степени операционности, требующий, чтобы на каждую малую порцию сообщаемой информации предусматривалось совершение какой-либо операции; принцип сжатой цикличности или обратной связи, предполагающий осуществление контроля после совершения каждой операции в деятельности каждого ученика; принцип индивидуализации обучения, соблюдение которого обеспечивается наличием отдельного задания у каждого ученика; принцип иерархизации обучения, определенного соподчинения в процессе обучения), выявление его отличий от обучения, принятого в то время в начальной школе, расширяли представления об особенностях программированного обучения, его возможностях и преимуществах по сравнению
с существующим и побуждали к созданию обучающих программ [8, с. 10-13, 15].
Ученики А. И. Раева под его руководством разработали программированные задания по различным учебным предметам начальной школы (русский язык, математика, природоведение), их реализация в практике начального обучения показала, что управление умственной деятельностью учащихся не является лишь теоретическим построением, а может реально (при соответствующем техническом, материальном оснащении) внедряться в педагогическую практику.
Использование разработанных программированных заданий приводило к достаточно высоким результатам в овладении младшими школьниками как конкретными, так и общими умственными действиями. Причем было выявлено, что использование программированного обучения как средства управления умственной деятель -ностью младших школьников привело к наиболее заметным сдвигам в овладении и конкретными, и общими умственными действиями в группе слабоуспевающих школьников, которые без помощи учителя не могут самостоятельно открыть способы действий.
Исследование А. И. Раева, рассматривавшего проблему управления умственной деятельностью младших школьников, формирования у них общих умственных действий, носило опережающий характер. Лишь в 2010 году, когда был принят Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения, стало очевидным, что в диссертационном исследовании А. И. Раева и выполненных под его руководством кандидатских диссертациях определены возможные пути формирования конкретных (предметных) и общих (универсальных) учебных действий у младших школьников. Результаты исследования А. И. Раева сразу стали предметом рассмотрения на занятиях со студентами в
различных психологических курсах и спецсеминарах. Учителя — выпускники РГПУ им. А. И. Герцена, работающие в настоящее время в начальной школе, закончившие вуз двадцать-тридцать лет назад, отмечают, что именно поэтому переход на новый стандарт (2010 год) для них был плавным, его основополагающие идеи не были для них абсолютно новыми.
В наше время значительно расширились возможности информационно-образовательных технологий; очень важно, опираясь на идеи А. И. Раева, создавать такие технологии, которые помогали бы формировать подобные действия.
Докторская диссертация А. И. Раева не только обозначила новое направление в исследовании проблем педагогической психологии, но и позволила увидеть дальнейшие перспективы ее развития. Стало очевидным, что овладение общими умственными действиями делает человека менее зависимым от конкретных ситуаций и содержания деятельности, более самостоятельным, позволяет ему в определенной степени стать субъектом осуществляемой деятельности.
А. И. Раев много лет ратовал за то, чтобы на факультете, готовящем учителя начальных классов, появилась кафедра, на которой бы работали педагоги и психологи. Он четко видел особенности подготовки учителя начальных классов, понимал, что преподаватели педагогики и психологии должны вести свои курсы, ориентируясь на тот возраст, с которым будет работать будущий учитель. Это позволит взращивать, пестовать будущего учителя, помогать ему уже с первого курса полюбить свою профессию, постепенно становиться профессионалом своего дела. В 1986 году такая кафедра — кафедра педагогики и психологии начального образования была создана, и Александр Израилевич стал ее руководителем.
В это время в ЛГПИ им. А. И. Герцена были определены научные направления, по
которым работали кафедры института. Одно из направлений — «Система формирования и развития личности ребенка как субъекта деятельности и поведения (дошкольный и младший школьный возраст)» — возглавил А. И. Раев. В рамках этого направления сотрудники кафедры вели свои исследования по проблеме «Система формирования и развития личности младшего школьника как субъекта деятельности и нравственного поведения». Начальное образование на кафедре рассматривалось как один из важнейших этапов непрерывного образования, поскольку именно на этом этапе закладываются основы, обеспечивающие готовность личности к непрерывному образованию, к образованию на протяжении всей жизни, которое в конце ХХ века стало неотъемлемой частью жизни общества.
Желание постоянно включаться в образовательную деятельность, готовность заниматься ею становятся личностным проявлением лишь в том случае, если на всех этапах непрерывного образования уделяется достаточное внимание формированию учебной деятельности как особому, важнейшему компоненту социального опыта, развитию обучающегося как ее субъекта. Значимым для педагогической науки и практики было определение А. И. Раевым направлений развития младшего школьника как субъекта деятельности и поведения, а также требований к построению системы его формирования и развития [6, 11].
Рассматривая проблему регуляции деятельности и поведения личности, А. И. Ра-ев подчеркивал, что решающее значение имеют нравственные убеждения [7, с. 3]. Функциональные возможности нравственных убеждений, определяющих активность личности, в значительной степени зависят от качественных особенностей элементов, составляющих их структуру: особенностей знаний и эмоциональных отношений. Нравственные убеждения являются основой прогноза поведения личности: зная нравственные убеждения личности, с до-
статочной степенью достоверности можно предвидеть ее поведение. Степень же достоверности определяется тем, какие функции нравственных убеждений реализуются [7, с. 9].
Изучение структуры и динамики нравственных убеждений, выполненное под руководством А. И. Раева в кандидатских исследованиях С. И. Галяутдиновой, В. В. Яд-рышникова и др., дало возможность проследить, как зарождается нравственная самостоятельность личности, найти пути нравственного становления личности ребенка, постепенного превращения его в субъекта нравственного поведения.
В 1999 году под редакцией А. И. Раева было опубликовано учебное пособие «Педагогическая психология», предназначенное для студентов — будущих учителей начальных классов. В нем показана специфика педагогического воздействия в деятельности учителя начальных классов, рассмотрены особенности формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения [4].
В конце прошлого века изучение проблемы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения А. И. Раев связывал с разработкой путей формирования и развития познавательных и общих творческих способностей младших школьников [1, 9]. Именно эта проблема является определяющей для сотрудников кафедры, которая ныне носит название кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка, поскольку творческие способности являются высшим уровнем проявления субъектности личности.
А. И. Раев отмечал, что в младшем школьном возрасте особенно важно развивать общие творческие способности, характеризующие готовность личности к успешной деятельности независимо от конкретного содержания, являющиеся уровневой
характеристикой личности. Были определены общие творческие способности, которые необходимо формировать, развивать в младшем школьном возрасте (вариативность, гипотетичность, импровизация и перенос), показано, что и изучение, и развитие общих творческих способностей целесообразно осуществлять в процессе специально подобранных задач [2, с. 4-5]. Такие задачи важно предлагать ребенку в процессе его учебной деятельности, в условиях общения, в условиях нравственного выбора того или иного акта поведения. Современный стремительно меняющийся мир все чаще ставит человека в ситуации, требующие решения новых задач, поиска новых подходов к их решению, поэтому все более востребованными оказываются исследования, направленные на формирование, развитие общих творческих способностей младших школьников, их творческого потенциала.
Конец тысячелетия в нашей стране — время перестройки, поиска новых путей построения системы профессионального педагогического образования, разработки многоуровневой дифференцированной подготовки специалистов в области образования. Будучи членом Учебно-методического объединения педагогических учебных заведений по общим проблемам педагогического образования Министерства образования Российской Федерации, А. И. Раев включается в решение проблем многоуровневой дифференцированной подготовки специалиста начального образования, плодотворно работает в составе редакционного совета, готовящего периодические сборники «Непрерывное педагогическое образование».
В его научных работах, написанных в это время, нашли отражение вопросы, связанные с разработкой государственных стандартов, обеспечивающих подготовку бакалавров, специалистов и магистров, с повышением фундаментальности профессиональной педагогической подготовки,
совершенствованием психолого-педагогической подготовки, с разработкой показателей готовности к профессиональной педагогической деятельности. А. И. Раев всегда видел, как будут изменяться в будущем требования к подготовке учителя-профессионала, отмечал, что компетентность, мобильность, способность овладевать новой информацией, новыми технологиями, новыми специальностями и специализациями — это те качества, которые помогут выпускнику вуза всегда отвечать запросам времени [1, с. 16-17].
Отличительной особенностью исследований, проводимых А. И. Раевым, являлось то, что они базировались на достижениях современной психолого-педагогической науки, отвечали вызовам времени. Вместе с тем они всегда носили
опережающий характер, были рассчитаны на перспективу. Наука успешно развивается только тогда, когда она в полной мере учитывает достижения прошлого. Поэтому решение проблем психологии и педагогики начального образования, подготовки квалифицированных специалистов для работы с детьми младшего школьного возраста, знающих, как их обучать, развивать, и воспитывать, должно опираться на идеи, представленные в научных работах А. И. Раева.
Публикация наследия А. И. Раева, его избранных трудов по педагогической психологии позволяет надеяться, что его идеи будут востребованы, найдут воплощение в практике начальной школы, послужат основой развития психологии и педагогики начального образования [5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вергелес Г. И., Раев А. И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности // Подготовка специалиста в области образования. СПб.: Образование, 1994. С. 16-31.
2. Вергелес Г. И., Раев А. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 3-9.
3. Раев А. И. Опыт психологического изучения процесса усвоения системы исторических понятий учащимися 4-8 классов // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 159. Л., 1958. С. 241-266.
4. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. А. И. Раева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 152 с.
5. Раев А. И. Избранные труды по педагогической психологии / сост. Г. И. Вергелес. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 410 с.
6. Раев А. И. Некоторые направления развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности // Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. С. 3-12.
7. Раев А. И. Нравственное убеждение как объект психологического исследования // Психологические проблемы развития нравственных убеждений. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. С. 3-10.
8. Раев А. И. Психологические вопросы программированного обучения. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. 96 с.
9. Раев А. И. Прогнозирование, кодирование и перенос на познавательные способности // Проблема развития познавательных способностей. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. С. 21-32.
10. Раев А. И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. 134 с.
11. Раев А. И. Требования к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения // Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. СПб.: Образование, 1995. С. 3-8.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 31 с. (Стандарты второго поколения).
H3BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha
REFERENCES
1. Vergeles G. I., Raev A. I. Pokazateli gotovnosti k professionalnoy pedagogicheskoy deyatelnosti // Pod-gotovka spetsialista v oblasti obrazovaniya. SPb.: Obrazovanie, 1994. S. 16-31.
2. Vergeles G. I., Raev A. I. Tvorcheskie sposobnosti kak predmet psihologo-pedagogicheskogo issledo-vaniya // Mladshiy shkolnik: formirovanie i razvitie ego lichnosti. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2002. S. 3-9.
3. Raev A. I. Opyit psihologicheskogo izucheniya protsessa usvoeniya sistemyi istoricheskih ponyatiy uchaschimisya 4-8 klassov // Uchenyie zapiski LGPI im. A. I. Gertsena. T. 159. L., 1958. S. 241-266.
4. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie / pod red. A. I. Raeva. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 1999. 152 s.
5. Raev A. I. Izbrannyie trudyi po pedagogicheskoy psihologii / sost. G. I. Vergeles. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2006. 410 s.
6. Raev A. I. Nekotoryie napravleniya razvitiya mladshego shkolnika kak sub'ekta uchebnoy deyatelnosti // Formirovanie mladshego shkolnika kak sub'ekta uchebnoy deyatelnosti. L.: LGPI im. A. I. Gertsena, 1990. S. 3-12.
7. Raev A. I. Nravstvennoe ubezhdenie kak ob'ekt psihologicheskogo issledovaniya // Psihologicheskie problemyi razvitiya nravstvennyih ubezhdeniy. L.: LGPI im. A. I. Gertsena, 1987. S. 3-10.
8. Raev A. I. Psihologicheskie voprosyi programmirovannogo obucheniya. L.: LGPI im. A. I. Gertsena, 1971. 96 s.
9. Raev A. I. Prognozirovanie, kodirovanie i perenos na poznavatelnyie sposobnosti // Problema razvitiya poznavatelnyih sposobnostey. L.: LGPI im. A. I. Gertsena, 1983. S. 21-32.
10. Raev A. I. Upravlenie umstvennoy deyatelnostyu mladshego shkolnika. L.: LGPI im. A. I. Gertsena, 1976. 134 s.
11. Raev A. I. Trebovaniya k postroeniyu sistemyi formirovaniya i razvitiya mladshego shkolnika kak sub'ekta uchebnoy deyatelnosti i nravstvennogo povedeniya // Sistema formirovaniya i razvitiya mladshego shkolnika kak sub'ekta uchebnoy deyatelnosti i nravstvennogo povedeniya. SPb.: Obrazovanie, 1995. S. 3-8.
12. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart nachalnogo obschego obrazovaniya / M-vo obrazovaniya nauki RF. M.: Prosveschenie, 2010. 31 s. (Standartyi vtorogo pokoleniya).