УДК 612.6 ББК 28.903.7
Лапшина Любовь Михайловна
кандидат биологических наук, доцент г.Челябинск
Lapshina Lyubov Mikhailovna
Candidate of Biology, Assistant Professor Chelyabinsk
Визуальный анализ основных реографических показателей подростков с нормальным интеллектуальным развитием и с умственной отсталостью Visual Analysis of the Basic Reografical Indicators of the Sane and Mentally Defected Teenagers
В статье представлены результаты проведенного реографического обследования подростков 12-14 лет с нормальным умственным развитием и с умственной отсталостью. Визуальный анализ показал, что существуют отличия в таких характеристиках РЭГ-волны, как: четкое выделение основных крайних точек, соотношение анакротической и катакротической части РЭГ-волны, местоположение дополнительных волн, форма основного пика РЭГ-волны.
The article informs about the reografical investigation of the sane and mentally defected teens-agers (12-14 year-olds). There are some differences in reografical-waves: singling out basic points, correlation between anacrotical and catacrotical parts of the REG-wave, location of additional waves and the form of its basic top.
Ключевые слова: реоэнцифалография (РЭГ), РЭГ-волна, анакротическая
часть РЭГ-волны, катакротическая часть РЭГ-волны, подростки с умственной отсталостью.
Key words: reoencephalogration (REG), REG-wave, anacrotical part of REG-wave, catacrotical part of REG-wave, mentally detected teens-agers.
Клиническая картина различных форм нарушений интеллектуальной деятельности, в частности, умственной отсталости, позволяет предположить, что одним из механизмов, обеспечивающих данное состояние, является не только своеобразие биоэлектрической активности мозга [2, 8], но и своеобразие мозгового кровообращения [1, 4]. Следовательно, мозговое кровообращение может иметь свои особенности, выраженные в конкретных показателях.
Методы исследования. РЭГ регистрировали биполярно с помощью реографической приставки РГ-4М на энцефалографе «Медикор». Записывали фронто-мостоидальное (переднее) отведение, отражающее гемодинамику бассейна внутренней сонной артерии, и окципито-темпоральное (заднее) отведение, отражающее гемодинамику позвоночных артерий.
В исследовании приняли участие 26 учащихся коррекционной школы г.Челябинска в возрасте 12-14 лет. Дети данной группы имели, по результатам медико-психолого-педагогического консилиума, диагноз F70 «олигофрения в степени дебильности» и обучались в коррекционном образовательном учреждении для умственно отсталых школьников не первый год; они составили экспериментальную группу (ЭГ). Контрольную группу (КГ) составили учащиеся общеобразовательной школы того же возраста в количестве 22 человек. Дети данной группы, по результатам психологического исследования, показали уровень интеллектуального развития в пределах возрастной нормы.
Полученные результаты были проанализированы в сравнительном аспекте и обработаны методами математической статистики с использованием программного пакета Statistica версия 6,0, табличного редактора Microsoft Exsel, компьютерной программы «Биостат» для определения критерия ф* -углового преобразования Фишера.
Результаты исследования. Результаты реографического исследования -реограммы учащихся - были подвергнуты визуальному анализу. Основные результаты представлены в таблице.
Таблица
Основные показатели визуального анализа реограммы подростков с нормальным развитием и _умственной отсталостью__
Показатели Количество подростков, % ф j э 1 Л J
«правильной» волны КГ (n = 22) ЭГ (n = 26)
I. Четкое выделение основных 90,90 61,54 2,50619,
крайних точек волны: начало, р < 0,004
пик, конец
II. Анакротическая часть реографической волны более 86,36 69,23 1,44294, р < 0,07
крутая
III. Наличие дополнительных 100 100 -
волн на катакротической части волны (1-2 волны): 2 волны 13,64 19,23
1 волна 77,27 73,08
нет доп. волны 9,09 7,69
IV. Расположение 86,36 57,69 2,27832,
дополнительных волн в р < 0,012
верхнем участке
катакротической части волны
V. Форма основного пика 81,82 53,85 2,11608,
волны - острая или слегка р < 0,016
закругленная
Визуальный анализ, несмотря на всю его несомненную субъективность, имеет большое значение при первичной оценке реограммы, так как форма реографических волн несет значительную информацию о состоянии сосудистой системы [3], что позволило использовать визуальный анализ наряду с количественным.
Основных показателей, подвергаемых визуальному анализу, пять:
• I показатель - четкое выделение основных крайних (экстремальных) точек волны (начало, пик, конец);
• II показатель - соотношение крутизны анакротическая части и катакротической части реографической волны (в норме анакротическая часть реографической волны более крутая);
• III показатель - наличие дополнительных волн на катакротической части волны (1-2 волны);
• IV показатель - расположение дополнительных волн на катакротической части волны (в норме оно определяется как «на границе верхней и средней трети нисходящей части»);
• V показатель - форма основного пика волны (острая или слегка закругленная).
Несмотря на значимость каждого из пяти вышеназванных показателей, важным является также их сочетание в рамках одной реограммы. Такая реограмма Л.Р. Зенковым и М.А. Ронкиным названа правильной [3].
У подростков КГ форма РЭГ-волны была в основном правильной: легко и четко определились основные точки волны - начало, вершина, конец. Это было определено у 90,90% детей. Визуальный анализ также позволил выделить наличие и других характеристик «правильной волны», отмеченных у подавляющего большинства подростков с нормальным интеллектуальным развитием: это форма наклона анакротической и катакротической части, их соотношение, наличие и месторасположение дополнительных волн и инцинзур.
У учащихся КГ названные показатели характеризовались следующим образом.
Анакротическая (восходящая) часть кривой более крутая, нисходящая -более пологая у 86,36% подростков с нормальным развитием. На катакротической части кривой отмечено наличие дополнительной волны. У 77,27% подростков КГ это одна волна, у 13,64% - РЭГ-кривая имеет две волны; у 9,09% подростков на нисходящей части РЭГ-волны дополнительной волны не обнаружено. Данные количественные характеристики - до двух дополнительных волн на катакротической части РЭГ-волны - являются нейрофизиологической нормой [3].
Их отсутствие, по мнению М.А.Ронкина, также относится к физиологической норме для людей любой возрастной категории. Таким
образом, по данному показателю все обследованные подростки КГ имеют функциональные показатели, соответствующие норме [3].
Более тонким диагностическим показателем является не наличие дополнительных волн, а их месторасположение (IV показатель). В норме оно определяется как «на границе верхней и средней трети нисходящей части» [1, 3]. Необходимо отметить, что у 86,36% обследованных подростков КГ мы выявили соответствие данного показателя критерию нормы. Данные нашего исследования согласуются с данными работ Т.Ф.Костиной [4].
Еще одним показателем, подвергнутым визуальному анализу, было описание характера пика реограммы. В КГ этот показатель также соответствовал норме - вершина была острой или слегка закругленной у 81,82% обследованных подростков.
Таким образом, результаты визуального анализа показывают, что подростки с нормальным интеллектуальным развитием имеют основные графические характеристики реограммы, соответствующие физиологической норме. Подростки КГ, вынесенные за пределы нормы по I, II, IV, V показателям (их количество в рамках одного показателя не превышало 4 человек), имели отклонения только по одному показателю, по другим четырем показателям вписывались в параметры нормального кровообращения мозга, поэтому также были отнесены нами к физиологической норме. Выявленные у этих детей своеобразия имели параметры отклонения, которые не носили характер патологии, а при комплексной оценке невролога охарактеризованы как «индивидуальная особенность, обусловленная возрастным этапом развития».
Визуальный анализ графических характеристик РЭГ-волны в ЭГ свидетельствует о наличии у подростков с интеллектуальным недоразвитием отдельных показателей, не соответствующих не только возрастной, но и норме вообще. Ряд исследователей [1, 3, 4, 7] характеризует обнаруженные нами в ЭГ отклонения как «патологию сосудистой системы головного мозга».
Необходимо отметить, что такие отличия мы обнаружили в 4 из 5 анализируемых визуально показателях: четкое выделение экстремальных точек
волны (р < 0,004), соотношение наклона анакротической и катакротической части волны (р < 0,07), расположение дополнительных волн (р < 0,012), форма основного пика (р < 0,016). И только по наличию дополнительных волн на катакротической части реограммы все обследованные подростки (и ЭГ и КГ) продемонстрировали нормативные показатели. Отсутствие дополнительных волн или их наличие в пределах двух обнаружено у всех детей. Данные литературы [1, 3, 7, 8] свидетельствуют о том, что этот показатель один из самых стабильных как в плане возрастных показателей, так и индивидуальных данных.
Авторы указывают, что количество дополнительных волн на катакротической части реограммы до двух - показатель, характерный для «типичной» реограммы [3]. Увеличение их количества до трех и более может наблюдаться у людей пожилого возраста, а также у имеющих нарушения мозгового кровообращения по дистоническому и склеротическому типу [3, 7]. Интересно отметить, что в исследуемых группах детей - контрольной и экспериментальной - не обнаружено различий в распределении количества дополнительных волн: и в КГ и в ЭГ кривая большей части подростков имеет одну дополнительную волну - 77,27% и 73,08% детей соответственно.
Остальные анализируемые показатели имели существенные, статистически достоверные отличия ЭГ и КГ, которые для результатов участников ЭГ можно охарактеризовать как отклонение от нормы.
Первым из этих показателей следует отметить четкое выделение экстремальных точек волны. Клиническая диагностика выделяет три такие точки: начало, конец и пик [3]. Из 38,46% подростков ЭГ, отнесенных электрофизиологом к группе с ненормативным результатом, 50,00% не содержали четких точек границ волны, т. е. не выделялись точки начала и конца волны.
Отсутствие четких границ реоволны может служить первичным показателем нарушения обменных процессов в головном мозге и требует уточнения в ходе расчетного количественного анализа кривой.
У 5 учащихся ЭГ электрофизиолог не смог на реоволне выделить не только краевые точки кривой, но и пик. Возвышение имело форму плато. Такая деформация кривой является показателем значительного повышения тонуса сосудов головного мозга или их дистонии [3].
Таким образом, у 38,46% подростков ЭГ наблюдается нарушение обменных процессов в мозге по гипертоническому или дистоническому типу.
Следующий компонент сравнительного анализа - соотношение анакротической и катакротической части РЭГ-волны (II показатель). 30,77% участников ЭГ имеют отклонения в этом показателе. В основном наблюдалось смещение пика в сторону катакротической части, что приводило к выравниванию угла ее наклона по отношению к части нисходящей. Это показатель увеличения времени кровенаполнения головного мозга; его увеличение наряду с изменением формы пика (V показатель) - ее ступление и округление - наблюдается при нарушении тонуса стенки кровеносных сосудов [3, 7], вследствие чего приток артериальной крови к мозгу замедляется. Отсутствие нормального отведения от мозга крови, содержащей продукты обмена, недостаточное количество кислорода, не только нарушают обмен веществ, но и на психологическом уровне выражается в снижении умственной работоспособности. Данное явление в клинической литературе описывается как «мозговой застой по венозному типу» [7].
Очень важным диагностическим показателем является выраженность и местонахождение дополнительных волн на нисходящей части (IV показатель). При повышении тонуса сосудистой стенки дополнительная волна смещается в сторону пика волны, а выраженность инцинзуры уменьшается. При понижении тонуса происходит обратное явление. У 43,31% учащихся ЭГ наблюдалось смещение дополнительной волны по гипертоническому типу. При этом в выборке ЭГ были дети, у которых это смещение было значительным. Возможно, что описанные выше случаи пика-плато - это результат слияния основного пика реоволны с одной из дополнительных волн. Такие случаи в практике электрофизиологии описаны и, в совокупности с другими
конфигурационными изменениями РЭГ-волны (в том числе и выше описанными), составляют изменения мозгового кровообращения по венозному типу - «венозный застой» по определению Л.Р. Зенкова и М.А. Ронкина [3].
Таким образом, результаты визуального анализа графических данных реографического исследования подростков с умственной отсталостью свидетельствуют о своеобразии мозгового кровообращения у них по венозному типу. Полученные результаты будут уточнены в ходе количественного анализа.
Библиографический список
1. Безобразова, В.Н. Функциональное состояние кровообращения головного мозга и конечностей у детей 5-17 лет на разных этапах онтогенеза [Текст] / В.Н. Безобразова, С Б. Догадкина // Новые исследования. - 2003. - № 1. - C.200-207.
2. Благосклонова, Н.К. Нейрофизиологическая диагностика синдромальных форм аномалий развития у детей [Текст] / Н.К. Благосклонова // Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под ред. Л.П. Григорьевой. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - С.303-349.
3. Зенков, Л.Р. Функциональная диагностика нервных болезней [Текст] / Л.Р. Зенков, М.А. Ронкин. - М.: Медицина, 1991. - С.444-523.
4. Костина, Т.Ф. Комплексная оценка состояния ЦНС подростков с нарушениями умственного развития [Текст] / Т.Ф. Костина // Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под ред. Л. П. Григорьевой. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - С.350-368.
5. Костина, Т.Ф. Особенности венозной недостаточности детей с патологией ЦНС [Текст] / Т.Ф. Костина // Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой. - М.: Экзамен, 2006. - С.327-333.
6. Костина, Т.Ф. Проблемы венозной недостаточности у младенцев [Текст] / Т.Ф. Костина // Проблемы младенчества: Материалы научно-практической конференции. - М.: Экзамен, 1999. - С.70-73.
7. Шток, В.В. Дополнительные подходы к классификации типа и степени нарушений тонуса краниоцеребральных сосудов [Текст] / В.В. Шток, М.А. Ронкин, В.Л. Анзимиров // Неврология и психиатрия. - 1996. - Т. 96. - № 1. - С.79-82.
8. Яременко, Б.Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей [Текст] / Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко, Т.Б. Горяинова. - СПб.: Питер, 2002. - С.12-18.
Bibliography
1. Bezobrazova, V.N. Functional Condition Circulation of the Blood Cerebrum and Extremities to Children 5-17 Ages for Deferent Individual Development Stages [Text] / V.N. Bezobrazova, S.B. Dogadkina // New Investigations. - 2003. - N 1. - P.200-207.
2. Blagosklonova, N.K. Neurophysiologic Diagnoses to Syndrome Forms Anomalies Development of Children [Text] / N.K. Blagosklonova // Children with Problematical Development (the Integrated Diagnosis and Correction) / Red. L.P. Gregorieva. - M.: IKC "Academkniga", 2002. - P.303-349.
3. Zenkov, L.R. Functional Diagnosis of Nervous Diseases [Text] / L.R. Zenkov, M.A. Ronkin. -M.: Medicine, 1991. - P.444-523.
4. Kostina, T.F. Integrated Valuation to CNS Condition of Mentally Retarded Teens [Text] / T.F. Kostina // Children with Problematical Development (the Integrated Diagnosis and Correction) / Red. L.P. Gregorieva. - M.: IKC "Academkniga", 2002. - P.350-368.
5. Kostina, T.F. Special Features Venous Insufficiency of Children Having Pathology CNS [Text] / T.F. Kostina // Children with Complex Breach Development. Phsychophysiological Investigations / Red. L.P. Gregorieva. - M.: Exam, 2006. - P.327-333.
6. Kostina, T.F. The Problems of Venous Insufficiency to Infants [Text] / T.F. Kostina // Problems of Infants. - M.: Exam, 1999. - P.70-73.
7. Shtok, V.V. The Additional Approach to Classification of Types and Degrees for Breaches Tones Carniocerebral Vessels [Text] / V.V. Shtok, M.A. Ronkin, V.L. Anzimirov // Neurology and Psychiatry. - 1996. - r 96. - N 1. - P.79-82.
8. Yaremenko, B.R. Minimum Disfunctions of Children Cerebrum [Text] / B.R. Yaremenko, A.B. Yaremenko, T.B. Goryainova. - StPb: Piter, 2002. - P.12-18.