УДК 316.77
Дятлова Елена Викторовна
кандидат исторических наук, доцент Иркутский государственный университет
Михина Марина Владимировна
магистр психологии независимый исследователь, г. Иркутск [email protected], [email protected]
ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»: ОТ ФОТОГРАФИИ ДО АВАТАРА
С позиций социальной психологии рассматриваются особенности визуальной самопрезентации в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Предлагается обоснование аватара, как познавательного визуального средства между участниками интернет-коммуникаций. В исследовании предполагается, что регулирующими принципами выбора аватара пользователя являются операции мышления. Неопределенность критериев выбора, то есть отсутствие стандартов и требований, предъявляемых к опубликованию аватара, возможность в сети одним человеком создавать неограниченное количество личных данных пользователя способствуют актуализации творческого воображения. Обозначено отличие между феноменами «аватар» и «обманчивой самопрезентацией».
Ключевые слова: Интернет, интернет-коммуникация, восприятие человека, социальное восприятие, самопрезентация, аватар.
Росту массовых коммуникаций способствует развитие электронных технологий и сеть «Интернет». Из привычной физической окружающей действительности с материальными вещами и ценностями происходит смещение сферы интересов человека в электронную среду с иными качествами, связанными с созданием, распространением и использованием невещественной информации. Перевод внимания с физического мира взаимодействий с вещами и техническими устройствами в иной, электронный - с символами и программами можно сравнить с явлением преломления, возникающего на границе двух различных сред, при этом изменяется направление проходящего через них луча. В информационном обществе ценностью является информация, программы, коммуникация и то, что с ними непосредственно связано. В. Флюссер признает, что человек в будущем меньше имеет дело с вещами и не совершает поступки «он будет нажимать на кнопки, чтобы вести игру с символами. И потому это уже более не человек действующий, а человек играющий» [13, с. 117].
Существенные изменения, происходящие в сфере деятельности, оказывают влияние и на подростков, которые с увлечением создают разнообразные информационные продукты, например, публичные интернет-журналы, блоги, собственные телевизионные каналы, а также организуют тематические интернет-сообщества и группы с неограниченным числом участников. Добавляются в сеть полученные при помощи нажатия кнопки смартфона или фотокамеры фотографии, видео и это не завершение творческого процесса, а переход от одного его этапа в другой. В массовых коммуникациях передача с помощью технических устройств точных копий своих движений, поз и иных композиций служит основой для привлечения внимания, установления контакта и обмена эмоциями с публикой.
Важной особенностью является возможность легкого создания и удаления неограниченного количества учетных записей, то есть личных данных пользователя и свободная от документов, подтверждающих личность регистрация в сети, которая предоставляет человеку выбор между анонимностью, позволяющей оставаться инкогнито либо зарегистрироваться под собственным именем и личной фотографией, либо создать псевдоним. В качестве сетевого имени часто применяются псевдонимы, творчески конструируется индивидуальный стиль личной веб-станицы, включая и визуальный образ пользователя. Все это может свидетельствовать о создании комфортной психологической дистанции не только с другими участниками интернет-коммуникаций, но и с собственными информационными продуктами деятельности.
Визуальный образ пользователя в сети «Интернет», в отличие от внешнего облика в физическом мире, конструируется посредством свободного выбора из личных фотографий или иных электронных изображений, картинок, поэтому вошел в повседневную речь такими понятиями как «юзерпик» от английского картинка пользователя или «аватар» с санскрита - нисшествие. Он выступает новым социокультурным феноменом информационного общества, визуальным стимулом к социальным коммуникациям, психологическим средством воздействия на собеседника. Кроме того, может способствовать групповым процессам и подчеркивать принадлежность к социальной группе и, следовательно, представляет особый интерес для его изучения с позиций социальной психологии.
В современных условиях становятся наиболее актуальными и увеличиваются исследования в области визуальной культуры, в сфере массовых коммуникаций в условиях электронной среды при этом «существует значительный пробел в изучении социально-психологических особенностей само-
© Дятлова Е.В., Михина М.В., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
83
презентации в интернет-пространстве» [9] (Погон-цева, 2013).
Согласно ранее проведенным исследованиям, аватар раскрывает мотивацию пользователя [5; 7]; характеризует личность на уровне отдельных личностных черт [19; 17]; отображает реальные социальные отношения, существующие в повседневном коммуникативном дискурсе; является средством самоидентификации [2] и самопрезентации [3]; выступает фактором формирования первичного доверия/недоверия [4]. Вместе с тем, следует отметить разрозненность эмпирических исследований, слабо проработанную теоретическую базу механизма выбора определенного изображения в качестве визуального образа пользователя сети «Интернет».
Цель настоящей статьи обоснование аватара как познавательного визуального средства между участниками интернет-коммуникаций. Новизна заключается в определении регулирующих принципов выбора аватара в соответствии с операциями мышления.
Фотография собственного лица соответствует тому, что ежедневно видит человек в зеркале, формирует представление о принадлежности к определенной социальной группе, препятствует созданию новых образов. В. А. Лабунская с позиций современной социальной психологической практики рассматривает внешний облик, как атрибут видимого человека и отмечает, что «преобразовательная активность, направленная на свой внешний облик, - это не просто коррекция и изменение внешнего облика, а выраженное стремление влиять на свои «внутренние» характеристики, на событийные контексты, на ценностно-смысловые интерпретации как себя, так и другого посредством воздействия на «внешние» характеристики» [6].
Во-первых, полное отсутствие каких-либо установленных стандартов, требований, предъявляемых к опубликованию в сети аватара пользователя, создает ситуацию неопределенности, во-вторых, обратимость, когда человек волен неоднократно изменять его в любой момент времени способствуют тому, что в решении проявляется не рациональность и не логика, а эмоции и творческое воображение. Преобразование собственного имени и внешности с одной стороны, позволяет преодолеть состояние неопределенности в сети, подчеркнуть индивидуальность и самоопределение. С другой стороны, может способствовать отрыву от реальной жизни, сохранению психологической дистанции между собой и другим участником коммуникаций, проживанию функций привлекающих образов.
Способность людей принимать и преодолевать неопределенность отличается, но в основе вынесенного решения заложены операции мышления, в частности, сравнение фотографий, выделение в них существенных признаков, раскрытие связей
с мотивами и личностными качествами, абстрагированием или конкретизацией. Если, увидев личную фотографию или иное изображение человек принимает решение об использовании ее в интернет-коммуникациях в качестве своего визуального образа, следовательно, он отмечает определенную установленную им взаимосвязь, привлекающую его общую черту с выбранным объектом. Выбор определяется либо стремлением к конкретности, однозначности, предпочтению стабильности, отвержением всего необычного; либо, наоборот, ему свойственна открытость новому, гибкость в поведении, предпочтение абстрактных форм. Таким образом, регулирующие принципы выбора аватара раскрываются в трех направлениях: как в пользу конкретного, например, выбор только из личных фотографий; так и путем абстрагирования от реальных физических качеств и размещением изображений в общих чертах людей, животных, техники и т. п.; либо отказом от принятия решения.
Обобщая результаты исследований, можно сделать вывод, что на выбор изображения в качестве аватара оказывают влияние особенности информационно-коммуникационной сети и тематика веб-сайта. В социальных сетях, предназначенных для поиска и установления контактов пользователям необходимо быть узнаваемыми, поэтому важно предоставить о себе наиболее конкретную информацию и в подавляющем большинстве они делают выбор в пользу реальных фотографий [2; 1]. В группах, форумах сети с различной тематической направленностью (политические, игровые и т. п.) целью является не самопрезентация и установление социальных контактов, а обсуждение интересующей, проблемной ситуации. В результате процентное распределение между личными фотографиями и иными изображениями (животных, вымышленных персонажей и т.п.) различно [7].
С одной стороны, выбор аватара основан на знании объективной действительности, поэтому, как правило, осознан и целенаправлен [20]. С другой стороны, критерием выбора определенного визуального образа в электронной среде, в том числе и из личных фотографий, является не максимально точное воспроизведение физических явлений, а результат познания и применение его как познавательного средства между участниками коммуникаций. Он размещается не вместо пользователя, не скрывает его и может не иметь визуального сходства с его владельцем, связь между ними условна, но он относится к структуре указывающего жеста на участника интернет-коммуникаций, выступает его символом и обладает необходимыми для коммуникаций качествами. Вне познавательной функции он бессмыслен и ценность его была бы лишь художественная.
В доступных нам теоретических и эмпирических исследованиях авторами научных публика-
84
Вестник КГУ ^ 2018
ций, как правило, обращается внимание и проводятся различия между аватарами, содержащими личные фотографии от тех, которые не соответствуют физическим качествам владельца, по сути, являются визуальными псевдонимами и сравниваются с обманчивой самопрезентацией, подделкой [17].
В ходе исследования, сравнивая феномены «аватар», который скрывает реальные физические качества владельца и «обманчивая самопрезентация» выделяются едва заметные, но существенные различия, как между псевдонимом, избираемым на основе воображения в процессе самоопределения и подчеркивающем идентичность, особенности личности с феноменом хорошо известным в истории как «самозванство», связанного с утратой идентичности.
Осуществление деятельности человеком под чужими именами и личными фотографиями, например, широко известных личностей, то есть умышленная дезориентация других пользователей является, по сути, самозванством и обманом. В сети «Интернет» можно найти множество фальшивых веб-страниц с именами и фотографиями знаменитых политиков, актеров, писателей, а также героев художественных и мультипликационных фильмов, в различных целях, в том числе и криминальных, используются и личные фотографии разных людей.
Следует проводить различия как между реальными именами, личными фотографиями пользователей, так и созданием псевдонимов, новых визуальных образов, так и присвоением конкретного чужого имени и внешнего облика. Личные фотографии передают видимые физические качества владельца. Аватар, например, с изображением в виде животного, техники и т.д., является символом пользователя, следовательно, выражает ценностно-смысловую сферу личности. Создавая новый визуальный образ в информационно-телекоммуникационной сети, человек проявляет творческое воображение и организует свое поведение в соответствии с ним. Но, в том случае, если участник интернет-коммуникаций завладевает конкретным чужим внешним обликом и именем то, таким образом, подделывает, копирует поведение другого человека и утрачивает идентичность.
Присвоение чужого имени, образа и извлечение пользы из него, из внешних признаков популярности, сексуальности, статуса и т.д. для того, чтобы обладать ценностями и смыслами, принятыми в обществе свидетельствует об обмане, и именно в этом случае человек предстает с обманчивой самопрезентацией, то есть маской в современном понимании. Характерный признак подделки в цели использования, не в качестве познавательного средства между участниками коммуникаций, а для извлечения каких-либо преимуществ из него.
Таким образом, необходимо обратить внимание, что в основе визуальных образов пользователей находится свободный выбор человека в искусственно созданных условиях сети «Интернет». На обычных фотографиях, фотографических автопортретах отображается статичная зафиксированная структура социальной реальности в физическом мире, поэтому те, кто рассматривают аватар пользователя лишь как фотографию, неосознанно ожидают совпадений с внешними особенностями владельца и приходят к выводу об их «истинности» или «ложности». Когда берется в расчет только понятие «фотография пользователя», но не учитывается «свободный выбор», то возникает опасность в самообмане. Иллюзия восприятия, обман, который скрывается не в творческом процессе самоопределения, не в воссоздании идеального или желаемого образа участником коммуникаций, а в ошибках раскодирования, в принятии символа и невещественной электронной информации за отображение конкретных вещественных качеств. Критерии выбора определенного изображения в качестве аватара основаны не на точном воспроизведении в электронной среде физических явлений, а на применении его как познавательного средства между участниками интернет-коммуникаций.
Библиографический список
1. Антонова Ю.А., Демина С.А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети // Линг-во-культурология. - 2010. - № 4. - С. 15-20.
2. Быльева Д. С. Аватар как индивидуальный выбор средства самоидентификации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2014. -№ 1 (191). - С. 261-268.
3. Гринькова Е.А. Особенности самопрезентации молодежи Юга России в социальных сетях // Science Time. - 2014. - № 12. - С. 133-143.
4. Зайцева Ю.Е. Образ самопрезентации (ава-тара) как фактор формирования первичного доверия/недоверия субъекту интернет-коммуникации // Вестник СПбГУ Серия 12. - 2012. - Вып. 1. -С. 134-143.
5. Кузнецова И.В., Фоминова Е.А. Выбор ава-тара как форма самопрезентации в сети Интернет (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Петербургский психологический журнал. - 2016. -№ 14. - С. 101-114.
6. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 26-39.
7. Михина М.В. Коммуникационные мотивы участников групп сети «Интернет» на основании символьных изображений // Инновационная наука. - 2017. - № 7. - С. 107-112.
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
85
8. Мышкина М.С. Виртуальная самопрезентация как пространство личностной идентичности и мотивационно-смысловой интенции личности // Вестник СамГУ - 20i5. - № 7 (i29). - С. 2i2-22i.
9. Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 20i3. - № i. - С. 92-98.
10. Спирина А.А. Псевдоним как результат самоидентификации творческой личности // Известия Самарского научного центра РАН. - 20i5. -№ i (2). - С. 475-478.
11. Ушкин С.Г. Визуальные образы пользователей социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг. -20i2. - № 5 (iii). - С. i59-i69.
12. Флюссер В. О положении вещей. Малая философия дизайна. - М.: Ад Маргинем Пресс, 20i6. - i60 с.
13. Фримен Дж. Проблема влияния электронной среды на интеллектуальное развитие и межличностные отношения одаренных и талантливых детей // Психологическая наука и образование. -2015. - Т. 20. - № 1. - С. 102-109.
14. Шкуратова И.П. Оформление внешности как средство самовыражения личности // СевероКавказский психологический вестник. - 2009. -№ 2. - С. 33-36.
15. Шугайло И.В. Пространство «Иного» в ме-диаобщении // Вестник ОмГУ - 2013. - № 1 (67). -С. 21-24.
16. Щебетенко С.А. Большая пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «Вконтакте» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2013. - № 4. - С. 73-83.
17. Щекотуров А.В. От флирта до смены пола онлайн: подростковые практики альтернативных самопрезентаций в социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг. - 2017. - № 6 (142). - С. 327-343.
18. Fong К. Mar R.A. What Does My Avatar Say About Me? Inferring Personality From Avatars // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2015. -Vol. 41 (2). - P. 237-249.
19. Young K. Online Social Networking: An Australian Perspective // International Journal of Emerging Technologies and Society. - 2009. - Vol. 7. -No. 1. - P. 39-57.
References
1. Antonova YU.A., Demina S.A. Avatar kak ehlement samoprezentacii v social'noj seti // Lingvo-kul'turologiya. - 2010. - № 4. - S. 15-20.
2. Byl'eva D.S. Avatar kak individual'nyj vybor sredstva samoidentifikacii // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. - 2014. - № 1 (191). - S. 261268.
3. Grin'kova E.A. Osobennosti samoprezentacii molodezhi YUga Rossii v social'nyh setyah // Science Time. - 2014. - № 12. - S. 133-143.
4. Zajceva YU.E. Obraz samoprezentacii (avatara) kak faktor formirovaniya pervichnogo doveriya/ nedoveriya sub"ektu internet-kommunikacii // Vestnik SPbGU. Seriya 12. - 2012. - Vyp. 1. - S. 134-143.
5. Kuznecova I.V., Fominova E.A. Vybor avatara kak forma samoprezentacii v seti Internet (na primere social'noj seti «VKontakte») // Peterburgskij psihologicheskij zhurnal. - 2016. - № 14. - S. 101-114.
6. Labunskaya V.A. «Vidimyj chelovek» kak social'no-psihologicheskij fenomen // Social'naya psihologiya i obshchestvo. - 2010. - № 1. - S. 26-39.
7. Mihina M.V Kommunikacionnye motivy uchastnikov grupp seti «Internet» na osnovanii simvol'nyh izobrazhenij // Innovacionnaya nauka. -2017. - № 7. - S. 107-112.
8. Myshkina M.S. Virtual'naya samoprezentaciya kak prostranstvo lichnostnoj identichnosti i motivacionno-smyslovoj intencii lichnosti // Vestnik SamGU. - 2015. - № 7 (129). - S. 212-221.
9. Pogonceva D.V. Prezentaciya v social'noj seti kak sozdanie virtual'noj tatuirovki // Filosofskie problemy informacionnyh tekhnologij i kiberprostranstva. -2013. - № 1. - S. 92-98.
10. Spirina A.A. Psevdonim kak rezul'tat samoidentifikacii tvorcheskoj lichnosti // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. - 2015. -№ 1 (2). - S. 475-478.
11. Ushkin S.G. Vizual'nye obrazy pol'zovatelej social'noj seti «VKontakte» // Monitoring. - 2012. -№ 5 (111). - S. 159-169.
12. Flyusser V. O polozhenii veshchej. Malaya filo-sofiya dizajna. - M.: Ad Marginem Press, 2016. - 160 s.
13. Frimen Dzh. Problema vliyaniya ehlektronnoj sredy na intellektual'noe razvitie i mezhlichnostnye otnosheniya odarennyh i talantlivyh detej // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2015. -T. 20. - № 1. - S. 102-109.
14. SHkuratova I.P. Oformlenie vneshnosti kak sredstvo samovyrazheniya lichnosti // Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. - 2009. - № 2. -S. 33-36.
15. SHugajlo I.V. Prostranstvo «Inogo» v mediaobshchenii // Vestnik OmGU. - 2013. -№ 1 (67). - S. 21-24.
16. SHCHebetenko S.A. Bol'shaya pyaterka chert lichnosti i aktivnost' pol'zovatelej v social'noj seti «Vkontakte» // Vestnik YUUrGU. Seriya: Psihologiya. - 2013. - № 4. - S. 73-83.
17. SHCHekoturov A.V. Ot flirta do smeny pola onlajn: podrostkovye praktiki al'ternativnyh samoprezentacij v social'noj seti «VKontakte» // Monitoring. - 2017. - № 6 (142). - S. 327-343.
18. Fong K. Mar R.A. What Does My Avatar Say About Me? Inferring Personality From Avatars // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2015. -Vol. 41 (2). - P. 237-249.
19. Young K. Online Social Networking: An Australian Perspective // International Journal of Emerging Technologies and Society. - 2009. - Vol. 7. -No. 1. - P. 39-57.
86
Вестник КГУ 2018