получается полноцветное изображение, за исключением тех областей (чаще всего, краев изображения на пространственных слоях, в нашем примере - по краям капустных листков), где "левое" и "правое" изображения различаются. В этих областях контура изображения "двоятся": тем больше, чем ближе план сцены. Это "двоение" и вызывает физиологическое ощущение глубины и объема при просмотре в очках. Изображение, получаемое в анаглифной композиции, можно через очки просматривать прямо в окне предварительного просмотра как статичный кадр, в режиме RAM Preview, или отснять обычным образом без каких-либо особых требований к параметрам съемки (рис. 15).
Рисунок 15 - Анаглифное изображение Список использованной литературы:
1. Под редакцией проф. В.А. Коновалова. Инновационные технологии создания анимационного фильма. -СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2007.- 40 с.
2. Коновалов М.В. Пространственный композитинг в проекте анимационного фильма. Учебное пособие. -СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2008.- 36 с.
3. Коновалов В.А., Коновалов М.В. Рисунок в компьютерных технологиях (компьютерная графика). Часть1. Элементы и цветовые модели изображения: Учебное пособие.- СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2008. -- 46 с.
4. Коновалов М.В. Основы фазовой анимации в Adobe After Effects: Учебное пособие. - СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2008. 17с.
© Коновалов М. В., 2015 г.
УДК 76.022
М.В. Коновалов
Канд. техн. наук Факультет фотографии, дизайна и журналистики Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ВИЗУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТЕРЕОПРОЕКЦИИ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА
Аннотация
В статье анализируются условия просмотра стереофильма при просмотре на настольном мониторе и при кинозальном показе, исходя из физиологических факторов восприятия объёмного изображения глазами зрителя. Учитывается влияние геометрических пространственных соотношений и технологических параметров виртуальных камер в процессе создания анимационного фильма.
Ключевые слова
Стереопроекция, анимация, стереобаза, камера, анаглиф, аккомодация, конвергенция, параллакс
Аккомодация, конвергенция и параллакс
При подготовке материала к стереопроекции следует учитывать предполагаемые условия просмотра и участвующие в формировании визуальных ощущений физиологические факторы, из которых два
основных кратко рассмотрены ниже. Знать и учитывать их необходимо потому, что стереофильм, комфортно воспринимаемый при просмотре на настольном мониторе, будет вызывать болезненные ощущения при кинозальном показе, если не отредактировать его с учетом физиологических особенностей зрения.
Глаз способен фокусироваться, "наводиться на резкость" на разные расстояния. Если смотреть на горизонт, то вытянутая перед лицом рука будет выглядеть размытой, нерезкой. Наоборот, если перевести взгляд на руку, так чтобы она была отчетливо видна, изображения удаленных предметов на горизонте будут размыты. Эта способность глаза к фокусировке называется аккомодацией и дает человеку бессознательное ощущение удаленности или близости рассматриваемого предмета (рис. 1).
Рисунок 1 - Аккомодация: фокусировка глаза
Другая способность зрительного аппарата приспосабливаться к наблюдаемой обстановке связана с бинокулярностью зрения, то есть с наличием у человека пары глаз, разнесенных на расстояние стереобазы. Если двумя глазами смотреть на горизонт, то контуры вытянутой перед лицом руки будет выглядеть двоящимися. Если перевести взгляд и сосредоточиться на рассматривании руки, то она перестанет двоиться. При этом начнут двоиться изображения удаленных предметов и горизонта. Такое двоение часто называют проявлением параллакса, те. наблюдения с двух разных точек (рис. 2).
Глаза человека остаются параллельными только при рассматривании удаленных предметов. Чтобы изображение близко расположенного предмета не двоилось, его нужно разместить на одном и том же участке сетчатки ("кадра") каждого глаза. Для этого глаза сводятся к рассматриваемому предмету, как при разглядывании сидящей на носу мухи. Эту способность сводить глаза, как и само их схождение, называют конвергенцией (рис. 2).
а) Взгляд на горизонт б) Взгляд на ближний план
Рисунок 2 - Конвергенция: сведение глаз
Конвергенция обеспечивает устранение параллакса, т.е. не двоение контуров того предмета, на который направлен взгляд. Если посмотреть через анаглифные очки на рис. 3, то в случае (а) будет казаться, что с плоскостью страницы совмещена дальняя грядка, а передний план выступает к зрителю, а в случае (б) -наоборот, ближайшая грядка лежит в плоскости страницы, а дальние уходят вглубь. Совмещенным со страницей кажется тот план, который не двоится, и он же наиболее комфортен для восприятия: при взгляде на него глаза испытывают наименьшее напряжение. (Вряд ли это будет заметно в напечатанном виде, но при просмотре электронной версии на экране эффект довольно явный).
а) грядки "выступают из страницы" б) грядки "уходят вглубь страницы"
Рисунок 3 - Влияние параллакса на восприятие стереоизображения
В кинозале внимание зрителя сосредоточено на экране. Аккомодация фокусирует глаз на плоскость экрана: если бы экран был прозрачным стеклом с рисунком на нем, то этот рисунок был бы виден зрителю отчетливо, а просвечивающие через стекло более удаленные предметы были бы размыты. Конвергенция также сводит глаза к плоскости экрана: опять же, если бы вместо экрана было стекло с рисунком, то рисунок был бы виден зрителю единым контуром, а видимые сквозь стекло удаленные предметы двоились бы.
Таким образом, конвергенция и аккомодация сигнализируют зрителю на уровне физиологического ощущения: "я смотрю на предмет в 6,5 метрах от меня". Поэтому для наиболее комфортного восприятия и изображение на экране должно соответствовать этим условиям, как если бы сюжетно-важный план объемной сцены, на который вероятнее всего направлено внимание зрителя, действительно находился в плоскости экрана, для чего следует устранить на этом плане параллакс.
Следует, однако, отметить, что чаще всего стереоизображение в кинозале воспринимается так, что лежащим в плоскости экрана кажется передний план, а вся объемная сцена - в некотором прозрачном "аквариуме" позади него (как на рис. 3 б). Впечатления о предметах, выступающих из экрана в зал (как это часто изображается в рекламных проспектах и афишах), добиться чаще всего невозможно, в частности, из-за того, что в поле зрения попадают и отчетливо видимые края экрана, которыми ограничено наблюдаемое изображение (поэтому рис. 3 помещен на пустом фоне и без рамки). Иногда ощущения "выступающего в зал" предмета или части персонажа удается кратковременно добиться для объекта в центральной части затемненного по краям кадра, но строить сценарный замысел в расчете на такое впечатление не рекомендуется из-за его нестойкости и плохой воспроизводимости.
Что произойдет, если на экране показать изображение с параллаксом (двоящимися контурами) переднего плана? Зрительный аппарат прибегнет к конвергенции и попытается свести глаза еще больше, чтобы разместить изображение переднего плана на одних и тех же участках сетчатки. На уровне физиологических ощущений это означает "смотреть ближе, чем экран". Но в то же время сигнал аккомодации, хоть и более слабый, свидетельствует, что глаза по-прежнему сфокусированы на более удаленное расстояние (на экран).
Таким образом, зритель попытается "смотреть ближе, а фокусироваться дальше". Организм способен на такой трюк, но он вызывает определенное напряжение и дискомфорт, особенно при длительном просмотре.
Это противоречие между конвергенцией и аккомодацией - еще одна из причин, по которой затруднительно добиться впечатления вылетающих в зал предметов: изображение по-прежнему проецируется на экран, и глаза продолжают фокусироваться на его плоскости, поэтому у зрителя не возникает ощущения "перевода взгляда" на ближний план, которое есть в реальности при наблюдении за приближающимся объектом, даже при взгляде одним глазом. По этой же причине сложно воспроизвести на небольшой фотографии впечатление величественности горного пейзажа: глаз, в отличие от натурной ситуации, при рассматривании фотографии сфокусирован не вдаль, а на близкое расстояние, поэтому впечатление "огромной горы далеко-далеко" заменяется "маленьким изображением вблизи". Выставочный отпечаток больших размеров, непроизвольно рассматриваемый зрителем с большего расстояния, позволяет несколько уменьшить эту проблему.
Возвращаясь к полученному в предыдущей главе стереоизображению и приняв, что передний план будет восприниматься зрителем как лежащий в плоскости экрана, а вся сцена - позади него, скорректируем его, устранив проявление параллакса на переднем плане.
Делать это с помощью угловых движений камер [1, с.8] невыгодно из-за чрезвычайно малых углов поворота (в нашем примере каждую камеру требовалось бы повернуть на 0,2865 градуса к другой) и, соответственно, высокой степени влияния малейших погрешностей на результат. Гораздо более простой способ, дающий тот же результат, что и сведение камер, - переместить один из слоев анаглифной композиции (рис. 4) по горизонтали до тех пор, пока не будет устранено двоение контуров на переднем плане композиции.
|lg^,kapusta_anaglyph * Timeline
0:00 05 11 (25.00 fps) qd '3> »in; IM Q
$Ф)0 Л \ # Source Nimi — c\ Jfl-.Н» ^ T TrkMat ):00s Ols
Ш ГГ t> □ i £kapust«_L ( a
Ш Г1Ш t> □ 2 §gk*pusta_R nSPWSTv None
Pucy^K 4 - "Левая" и "правая" композиции вложены в анаглифную
Внимание: ни в коем случае не делайте это "мышью в окне", потому что малейшее отклонение этого перемещения от горизонтального губительно отразится на стереоэффекте. Рекомендуется перемещать слой изменением первого поля (X) параметра Position слоя [2, с.5] в Timeline (рис. 5).
Рис. 5. Настройка параллакса перемещением слоя Безразлично, какой из двух слоев перемещать: в нашем примере перемещен слой "правой" композиции, как вторичной при производстве. Видно, что при этом стал виден левый край перемещенного слоя. Чтобы устранить этот недостаток, следует вернуться в "правую" композицию kapusta_R и увеличить ее размер по горизонтали на двойную величину перемещения, которую можно получить как разность первого значения (X) параметра Position [3, с.33] слоев "левой" и "правой" композиций в Timeline. Как видно из рис. 19, в нашем случае потребовалось перемещение в 16 пикселов (400 - 384), поэтому ширину композиции kapusta_R нужно увеличить на 32 пиксела: теперь вместо стандартного размера 768 х 576 она будет иметь размеры 784 х 576.
При просмотре промышленных стереофильмов в кинотеатре можно, время от времени приподнимая очки и следя за двоением то ближнего, то дальнего планов в разных сценах фильма, догадаться, какой из планов сцены планировалось расположить в плоскости экрана. Настройка параллакса - весьма индивидуальная работа, требующая личной визуальной оценки, поэтому рекомендуется отснять разные варианты и просмотреть их в условиях, близких к предполагаемым условиям окончательного показа. Список использованной литературы:
1. Коновалов М.В. Пространственный композитинг в проекте анимационного фильма. Учебное пособие. -СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2008.- 36 с.
2. Коновалов М.В. Основы фазовой анимации в Adobe After Effects: Учебное пособие. - СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2008. 17с.
3. Под редакцией проф. В.А. Коновалова. Инновационные технологии создания анимационного фильма. -СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2007.- 40 с.
© Коновалов М. В., 2015 г.
УДК 76.01
В.В.Кулаков
Старший преподаватель Кафедра «Рисунок и Живопись» Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова
Г. Москва, Российская Федерация
КОМПОЗИЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗОБРАЖЕНИЙ НАТЮРМОРТОВ В РУКОПИСНЫХ МИНИАТЮРАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ XV ВЕКА.
Аннотация
В статье исследуются традиции и художественные приёмы изображений натюрмортов в миниатюрах Средней Азии XV веков. На основе сопоставления отмечено разделение натюрмортов по композиционно -смысловым принципам.
Ключевые слова
Среднеазиатская миниатюра, натюрморт, предметы быта.
В XV веке произошло формирование основного художественного языка Среднеазиатской книжной иллюстрации. Лучшие образцы миниатюр отличаются более яркой передачей сюжета и впечатлений художника. Главными центрами возникновения миниатюрной живописи становятся Бухара, Самарканд, Шахрухин (Ташкент) и некоторые другие города. Яркие черты школы книжной иллюстрации Средней Азии XV века представляют рукописные источники «Шах-наме» Фирдоуси и «Хамсе» Низами.
По мнению Ашрафи М.М. [1, с. 90] Над книжными иллюстрациями трудились художники, представлявшие гератскую школу миниатюрной живописи. Большое внимание миниатюристы уделяли тщательной разработке линий архитектурных построек и интерьеров. В их работах всегда присутствовали изображения открытых павильонов, предметов быта, пейзажей, объединявшихся в один орнаментальный фон.
Выбор основных сюжетов для иллюстраций поэм «Хамсе» Низами и «Шах-наме» Фирдоуси был сделаны уже к началу XV века. Художники строго придерживались традиционных композиционных схем, которые копировались и перерисовывались почти без изменения. Вслед за нанесением рисунка осуществлялась окраска и прорисовка деталей в цвете. Краски были обычно плотные локальных оттенков, сплошного наложения.
Список содержит 38 миниатюр, выполненных в манере, характерной для гератской живописи первой половины XV века. Миниатюры отличаются тщательной разработкой растительного орнамента, лаконичными пейзажами и архитектурным фоном. Большинство миниатюр поэмы «Хамсе» имеют одинаковые контуры: прямоугольник с выступом сверху в центре, справа и слева от которого расположен текст. Такой контур характерен для большинства ширазских миниатюр конца XV века. Так же характерен более лаконичный и сдержанный пейзаж. Натюрморты, стоящие на небольших столиках или на коврах, изображены в нижней части композиции на первом плане.
Миниатюры персидского списка «Шах-наме» («Книги о шахах») рассказывают об исторических событиях Ирана начиная с древних времён до середины VII века. Рукопись неполная: в ней было 400 страниц. Сохранилось 369 страниц. Текст поэмы написан в четыре колонки чётким круглым почерком. Между колонками текста оставлены просветы, а сами обведены двумя красными полосами. В иллюстрациях «Шах-наме» присутствует высокий горизонт, фигуры людей свободно располагаются в различных плоскостях, не заслоняя друг друга. Натюрморты изображаются на небольших столиках прямоугольной формы. Большое внимание уделяется орнаментально-архитектурному фону.
Исследователь Среднеазиатской иллюстрации Долинская В.Г. [2, с. 173-193], в своей работе отмечает, что миниатюры среднеазиатских поэм XV века имеют особую яркость и контраст. Лаконичное сочетание тонов и их ритмическое чередование способствует достижению большой эмоциональности образов миниатюр «Шах-наме» и «Хамсе».