Решетневскуе чтения. 2014
сти к инновационной деятельности, так как для коррекции стиля требуется больше времени.
2. Для повышения результативности тренинга по развитию психологической готовности педагога к инновационной деятельности целесообразно формировать группы с учетом индивидуальных стилей деятельности педагогов.
3. Наилучшим продолжением проведенных тренингов могло бы стать посттренинговое сопровождение в формате дистанционного курса.
Полученные результаты могут быть использованы как база для разработки программы по формированию
или повышению уровня психологической готовности педагогов к инновационной деятельности, а также для развития индивидуального стиля деятельности как условия инновационной подготовки педагога.
Таким образом, гипотеза исследования о наличии взаимосвязи между психологической готовностью педагога к инновационной деятельности и стилем педагогической деятельности эмпирически подтвердилась.
© Бобкова Н. Г., Шершитский А. А., 2014
УДК 621.882
ВИЗУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
О. В. Бразговка, О. П. Микова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены возможности визуального представления информации как наиболее удобного и доступного способа изложения инженерной мысли не только в производстве, но и в других областях.
Ключевые слова: графическое представление информации, визуализация, визуальный язык, образные представления.
VISUAL REPRESENTATION OF INFORMATION
O. V. Brazgovka, O. P. Mikova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
In this statement opportunities of visualization are considered as one of the most convenient and available ways of expressing engineer ideas not only in production process, but also in other fields.
Keywords: graphic representation of information, visualization, visual language, presentative imagination.
Большинство знаний, с которыми сталкивается современный человек, носит вербальный характер. Самым распространенным способом сохранения и передачи информации является текст, который, как правило, читается последовательно от начала к концу - линейное средство коммуникации. Однако в методологии научного познания появляется интерес к визуализированному виду знания и представления информации структурированной в виде графов, схем, графиков, диаграмм. При переводе информации из текстовой формы в графическую форму графика должна служить «резонансом» понимания проблемы, способствовать генерации гипотез, идей и целей. Роль визуализации информации в образовании становится особенно актуальной, так как помогает обобщить и запомнить изучаемый материал, а также способствует более длительному сохранению его в памяти и быстрому его воспроизведению при необходимости. В некотором роде структурно-логические схемы, гра-
фики, графы выступают в роли промежуточного звена между внешним линейным содержанием (текст учебника) и внутренним нелинейным содержанием (в сознании). Наглядные образы сокращают словесные рассуждения и уплотняют информацию.
Существует наглядная, броская, понятная всем с детства, форма представления информации - это графика. Графический способ подачи информации употреблялся человеком на протяжении тысячелетий задолго до изобретения письменности. Это были сначала наскальные рисунки, пиктографическое письмо, затем миниатюры с технической тематикой, по которым можно установить способ производства тех или иных предметов и чертежи-рисунки, дававшие лишь ориентировочные представления об очертаниях предмета. Чертежи и схемы используются для решения геометрических задач более трех тасячелетий.
Как и другие языки, визуальный язык имеет свои собственные ресурсы и возможности, характерные
Инновационные образовательные технологии в вузе
именно для него - словарь элементов формы, грамматику пространственной организации, идиомы объемной перспективы и синтаксис фразировки образов. В изобразительном искусстве визуальный язык часто является самоцелью, определяя собой ценность всего произведения, а графическая подача информации должна вызывать эмоции у зрителя. В прикладной сфере, в частности в технических чертежах и в промышленном искусстве, его применение ограничивается требованиями производства и графические средства подачи информации (чертежи, схемы, таблицы, графики, диаграммы) предназначены только для передачи технической информации. Для научно-технической графики требуется, прежде всего, не эстетическое воздействие, а ясность передаваемой идеи.
В результате научно-технического прогресса, когда усложняются технические устройства, возрастает потребность в более эффективных средствах передачи информации. Для этих целей мобилизуются возможности графического языка и возможности создания 3Б моделей средствами компьютерной графики.
Однако намного чаще информация отображается без использования эффективных графических средств. Существуют технические тексты, которые недостаточно схватывать в целом, а необходимо запоминать очень точно, чтобы затем в практической работе неукоснительно руководствоваться ими. Это, например, различные инструкции по эксплуатации, ремонту, наладке оборудования. Дополненные графическими изображениями инструкции или определения могли бы способствовать лучшему пониманию.
Значение визуальных, в том числе графических, образов особенно велико для людей с преобладающим наглядно-образным типом мышления.
Искусствовед и психолог Р. Арнхейм утверждает, что никакую информацию о предмете не удастся непосредственно передать читателю, если не представить этот предмет в разборчивой форме, в виде грамотно построенных чертежей и рисунков.
Один из крупнейших специалистов по психологии зрения, профессор Р. Л. Грегори в своей книге «Разумный глаз» говорит, что «понимать» - значит видеть вещи определенным образом, но нельзя «видеть» не понимая.
Средства графического представления информации применяются в самых различных областях визуальной коммуникации от иллюстрации технической книги и картографии до инструкций по сборке конструкций или использованию разнообразной техники. Во всех этих областях главное - это вызвать определенные процессы мышления, опирающиеся на образы, а рисунок является именно тем средством, с помощью которого «графическая мысль» передается в виде «графического высказывания». Причем графическое высказывание не требует перевода на разные языки и широко используется во многих инструкциях по сборке, эксплуатации, ремонту и т. д.
Графики могут использоваться на начальном этапе исследования для изучения сути проблемы, анализа исходных данных, а также на завершающей стадии исследования для представления полученных результатов в удобной, наглядной форме
Овладение техникой визуализации научно-технической информации, умение представить ее в виде ясного простого рисунка имеют большое значение и для ученого, готовящего отчет, пишущего книгу или диссертацию, и для инженера, отстаивающего свои оригинальные технические идеи.
Образные представления выполняют в научной и педагогической деятельности ряд важнейших функций - обобщение, синтез разнородной информации, является необходимостью для понимания, умения выразить суть незнакомого через знакомое. В этом аспекте их можно рассматривать в качестве необходимого компонента языка науки.
Библиографические ссылки
1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / пер. с англ. М. : Прометей, 1994. 352 с.
2. Грегори Р. Л. Разумный глаз. М., 1972.
3. Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники. М. : Наука, 1994. 350 с.
4. Кравченко А. Ф. История науки и техники. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2005. 435 с.
5. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М. : Педагогика, 1991. 296 с.
6. Макарова Е. А. Визуализация как интроекция смыслообразов в ментальное пространство личности : монография. М. : Спутник+, 2010. 170 с.
7. Монахов Д. Н. Визуализация информации: генезис, проблемы, тенденции : монография. М. : МАКС-Пресс, 2012. 56 с.
8. Плотинский Ю. М. Визуализация информации. М. : Изд-во МГУ, 1994. 64 с.
9. Сафронова Л. В., Рахматуллин Т. Р. Визуализация научного знания: дидактический аспект : монография. Уфа : Уфимский юридический институт МВД России, 2008. 127 с.
10. William J. Bowman. Graphic communication. John Wiley & Sons, New York - London - Sydney, 1968. 218 p.
References
1. Arnheim Р. Novyeocherki po psihologii iskusstva. 1994. 352 s.
2. Gregori R. L. Razymnyi glaz. М., 1972.
3. Kirillin V. A. Кириллин В. А. Stranicy istorii nauki I tekhniki. М. : Nauka (Science), 1994. 350 s.
4. Kravchenko A. F. Istoriya nauki I tekhniki. Novosibirsk, 2005. 435 s.
5. Lomov B. F. Voprosy obschei, pedagogicheskoi I ingenernoy psikhologii. М., 1991. 296 s.
6. Makarova E. A. Visualizacia kak introekcia smysloobrazov v mantalnoye prostranstvo lichnosti. М., 2010. 170 s.
7. Monahov D. N. Visualizaciya informacii: genesis, problem, tendencii. М. : MAKS Press, 2012. 56 s.
8. Plotinskiy Y. M. Visualizaciya informacii. М. : MGY, 1994. 64 s.
9. Safronova L. V., Rahmatullin T. R. Visualizaciya nauchnogo znaniya: didacticheskiy aspect. Ufa : Yfimskiy yuridicheskiy instityt MVD Rossii, 2008. 127 s.
10. William J. Bowman. Graphic communication. John Wiley & Sons, New York - London - Sydney, 1968. 218 p.
© Бразговка О. В., Микова О. П., 2014