Обозрение. Мнения, события, явления.
Visual-acoustic space, according to Marshall McLuhan: conflicting interpretations and assessments of his concepts
Grigorieva Marina Anatolievna, PhD of Political sciences, Chief-editor of journal «KANT», Publisher Stavrolit, Stavropol
This study explores Marshall McLuhan's concept of visual-acoustic space, and in particular his view of the changes that new electronic devices are transforming contemporary thinking and experience. The “mosaic approach” he deliberately chose to illustrate that in an era of high visual and acoustic intensity, combining the printing press and radio-television broadcasting, coherence and logic of presentation give way to fragmentation and discontinuity, and also determine the disintegration of the overall information fabric into individual pieces of data. In addition to success and recognition from readers, McLuhan's work was received with a great deal of skepticism in the academic community at the time of its publication and received unsatisfactory ratings, which are given from a collection of quotations from Robert Sparrow-Downs. In this connection, the focus of the discussion of the article is the analysis of the concept coupled with the analysis of its assessments and interpretations. The work draws, in addition to The Gutenberg Galaxy and Understanding Media, which marked McLuhan's meteoric rise, but also later articles and interviews with him, drawing on a review by Robert E. Babe, a dedication by Janine Marchessault, and an analysis of the contemporary turn to the acoustic image Hassan Chubassi.
Keywords: Marshall McLuhan; visual-acoustic space; information field; Internet; technological devices.
Цитировать: Григорьева М.А. Визуально-акустическое пространство, по Маршаллу Маклюэну: противоречивые интерпретации и оценки его концепций // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №2(18). – С. 2-9. EDN: YFDUSR. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-18.1
Григорьева Марина Анатольевна, кандидат политических наук, шеф-редактор журнала «KANT», Издательство «Ставролит», Ставрополь
SPIN-код: 3366-6974
ORCID: 0009-0002-9186-3954
Данное исследование раскрывает концепцию визуально-акустического пространства, обозначенную Маршаллом Маклюэном, и в частности, его взгляд на изменения, сопровождаемые появлением новых электронных устройств, трансформирующих современное мышление и опыт. «Мозаичный подход», который он сознательно выбрал для того, чтобы иллюстрировать, что в эпоху высокой визуальной и акустической интенсивности, сочетающей печатный станок и радио-телевещание, связность и логика изложения уступают место фрагментации и прерывистости, а также определяют разъятие общего информационного полотна на отдельные лоскуты данных. Помимо успеха и признания со стороны читателей, в академической среде работы Маклюэна на момент их выхода в свет были восприняты с большой долей скепсиса и получили неудовлетворительные оценки, которые приведены из собрания цитат от Роберта Спарроу-Даунса. В связи с чем, в центре обсуждения статьи - разбор концепции сопряжен с разбором ее оценок и интерпретаций. Помимо «Галактики Гутенберга» и «Понимания медиа», ознаменовавших стремительный взлет Маклюэна, к работе привлечены более поздние статьи и интервью с ним с опорой на обзорный труд Роберта Э. Бэйба, посвящение от Джанин Маршессо и анализ современного поворота к акустическому образу Хасана Чубасси.
Ключевые слова: Маршалл Маклюэн; визуально-акустическое пространство; информационное поле; Интернет; технологические устройства.
5.10.1
УДК 130.2
Григорьева М.А.
Визуально-акустическое пространство, по Маршаллу Маклюэну: противоречивые интерпретации и оценки его концепций
Оценка книги Маршалла Маклюэна «Галактика Гутенберга: создание типографского человека» [Маклюэн, 2004], которая появилась на свет в 1962 году, до сих пор сохраняет градус от непримиримой неприязни в отношении «непонятного» стиля изложения до того, что гений автора уловим только сквозь призму времени, когда до конца будет испытана скорость и ее парадоксальные эффекты на мышление и опыт, не способные справиться с хаотичным наплывом информации и вынужденные сдаться на пользу рынка рекламы, пропаганды и иллюзий уловить какой-либо в этом смысл. Резонанс, с которым были восприняты эта и последующие работы Маклюэна, связан с неготовностью академической среды принять радикальные техногенные изменения в обществе, которые на момент выхода первой его книги уже стояли на пороге: в частности, развитие Интернета, беспроводной связи, цифровых технологий и кабельного телевидения, которые позволяли присутствовать в разных местах одновременно. Запуск первого в мире искусственного спутника с космодрома Байконур в октябре 1957 года Маклюэн обозначает за знаменательную точку создания новой среды для планеты. Как он пишет, «впервые мир природы полностью заключен в искусственный контейнер» [McLuhan, 1974: 49], а сама Земля, наконец, стала артефактом изучения снаружи, а не изнутри. Телекоммуникация занята тем же, обращая всё в «глобальный театр», доставляющий зрелища почти в «ангельской манере» [McLuhan, 1974: 56], минуя телесное присутствие.
Помимо истощения «жизненных ценностей», скорость и ее нарастание смешивают прошлое и настоящее человечества только затем, чтобы угодить потребностям глобальной экономики, привязанной теперь напрямую к каждому пользователю через его электронный кошелек. Всеми доступными средствами рынок должен заставлять деньги вращаться и, прежде всего, за счет стимулирования нервных импульсов как индивида, так и сообщества, чтобы держать их в постоянном напряжении между поиском безопасности и поиском удовольствий. В конце концов, по заключению Маклюэна, с каждым электронным расширением или «выходом наружу» центральной нервной системы мы наблюдаем ускорение и усиление давления общей среды до тех пор, пока «центральная нервная система не сделает сальто с переворотом» [Маклюэн, 2003: 5]. Таким образом, физические усилия, прилагаемые потребителем к тому, чтобы рынок не чувствовал голода, то есть в изнурительной гонке за товарами и зрелищами, низводят процедуру осмысления «что» приобретать и «для чего» почти до рефлекса. И задача медиа, к «пониманию» которой Маклюэн обращается двумя годами позже, очевидно, состоит не в том, чтобы приподнять уровень просвещения над эпохой несведущих предшественников, а в том, чтобы обслуживать нужды экономики.
Хотя работы Маклюэна действительно дают представление о сетевом обществе, тем не менее выдержки из его книг в большинстве случаев приводятся в искажении, чрезмерно упрощенными или даже меняющими смысл на противоположный. По версии Джанин Маршессо, к которой она приходит после обсуждения маклюэновской теории коммуникации: Маклюэна слышали, но основательно никто не читал. [Marchessault, 2000: xv] В результате, от его идей, скорее, оставались поверхностные клише и неологизмы, вырванные из контекста, которые были частью его более поздних книг-коллажей.
Кроме того, резкие комментарии в адрес письма Маклюэна и критика «матричной» структуры его работ, связаны с тем, что мир, как калейдоскоп, как «галактика или созвездие событий» [McLuhan, 1980], который он ясно видел из середины XX века, наступил только пятьдесят лет спустя. И поэтому только сейчас «Галактика» и «Понимание медиа» стали более доступными для восприятия читателя, способного ощутить на себе плоды технологий, действующих на наше сознание на запредельных скоростях. Из числа современников Маклюэна немногие робко догадывались о его гениальности, но еще меньшее число составляли те, кто понимал, о чем он говорит. Появление Интернета сняло тяжелую завесу тайны. Найджел Бил сравнил это новое состояние погруженности в созвездие больших событий с тем, как праздные разговоры за столом утратили некогда безобидный характер и стали походить на суд присяжных, принужденных после прослушивания того или иного дела выносить оправдательный или обвинительный приговор. Как пишет Найджел Бил, «каждое замечание за ужином теперь можно доказать или опровергнуть за считанные минуты. Никакой ерунды дяди Вернона по поводу результатов в крикете или тети Петунии, отказывающейся верить, что Кэри Грант играет главную роль в «Его девушке в пятницу». Подумайте о чем угодно, и теперь вы сможете получить мультимедийную информацию и факты одним нажатием кнопки» . На этом примере видно, что «связь», обещающая соединить нас крепкими узами, спаять сообщество в коллектив единомышленников, оказалась на деле инструментом разобщения. Несмотря на технологические достижения в эволюции видов и приспособлений средств связи, коммуникация превратилась в инструмент угнетения, в докучливые звонки, сообщения от незнакомцев, новостную ленту, без приглашения вторгающуюся в уединенную тихую повседневность.
Маршалл Маклюэн в своем кабинете в колледже Святого Михаила Университета Торонто. Архив Публичной библиотеки Торонто
«Стоя на плечах» своего наставника Гарольда Инниса, Маклюэн предполагает, что культурная революция происходит по мере того, как личная и общественная жизнь приспосабливается к новым моделям восприятия, созданным новыми технологиями. В этом смысле алфавит с момента появления, помимо всевозможных благ, которые он с собой принес, удерживает нас всех в заложниках, оказывая глубокое влияние на наше эмоциональное и политическое существование. Резюмируя идею книги, можно сказать, что она заключается не в том, что печать или любая другая коммуникационная технология хороша или плоха, а в том, что не осознавать ее воздействия катастрофично. Телефонные и звуковые элементы управления становятся важными в нашем взаимодействии с машинами, благодаря внедрению интерфейсов распознавания речи от Siri, Google и Microsoft ассистентов до Алисы. Их появление во многом меняет модели социального поведения и режимы мышления в целом. Мы оказываемся вынуждены отказаться от известных нам линейных последовательных медиа и остановиться на ядре фрагментированного сферического потока, насильственно вторгающегося и обеспечивающего огромным количеством слуховой и визуальной информации. Неотделимый от мониторинга и наблюдения, этот акт технического сопровождения, не может действовать иначе, как посредством нарушения частной жизни и личного пространства человека. Тот факт, что каждое устройство оснащено микрофоном, который всегда настроен на звук вокруг и на прием команды, вызывает множество вопросов о том, что слушают эти устройства, в какой степени аудиоинформация, собранная и записанная ими, используется в маркетинговых целях. Несмотря на то, что они настроены на «захват» звука, очевидно, они не ограничиваются только звуком. Устные голосовые команды, по словам профессора Хасана Чубасси в работе, где он апеллирует к Маклюэну, «ввергают нас в реальность неопределенности, где медиа диктуют, кем мы являемся и что нам нужно» [Choubassi, 2019: 137], что во многом изменило то, как мы думаем и действуем.
Кроме того, акустическому пространству свойственна одновременность, как при симфоническом сочетании музыкальных инструментов. Слушание обычно происходит в контексте множества звуков, оставляющих сенсорные впечатления, которые в свою очередь влияют на интерпретацию. Этот опыт получения информации отличен от молчаливого чтения, при котором участвует только зрение. Роберт Э. Бэйб в своем исследовании отдельно останавливается на том, что ухо, по Маклюэну, настроено или создает акустическое пространство, которое не тяготеет к непрерывности и устойчивой логической связности. «Тишина, ритмы и попурри звуков непрерывно» [Babe, 2000: 281] атакуют область его охвата, благодаря чему акустическое полотно похоже на радиотрансляцию, которая сбивается с одного канала на другой, перемежаясь помехами и шумами. Поэтому акустический мир может быть полон сюрпризов, плохих и хороших. Одновременности и полному погружению способствует, по идее Маклюэна, именно течение звуков, [McLuhan, 1974: 50] которые надежно обволакивают и позволяют заблаговременно определить направление и примерные координаты, откуда исходит угроза, даже тогда, когда горизонт чист и безмятежен.
Собственно, «Галактика» отсылает к тому, что мир, как и в дописьменный период, снова обращается к аудиальной и визуальной ориентации [Маклюэн, 2004: 34], а нарративный тип сдвигается в пользу фрагментированного типа информации. В конечном итоге это приводит к большому сдвигу парадигмы в производстве звукового образа и, следовательно, в восприятии звукового образа на коллективном уровне. Производство информации больше не является линейным, и восприятие представляет собой не процесс интерпретации структурных синтагматических значений, а скорее набор фрагментированных парадигм, обработка которых занимает значительно меньше времени, усилий и внимания. Информация разбросана и обильна, разнообразна и гибридна, что приучает поглощать все виды информации во всевозможных форматах.
Возвращаясь к проблеме неоднозначности оценок, которыми критики и читатели на момент выхода книги одаривали маклюэновскую «Галактику», дальше будет приведена подборка отзывов, собранных Робертом Спарроу-Даунсом в 2022 году . Подборка была разделена им на три части, сообразно настроению читательской публики: «хороший», «плохой», «злой», как в вестерне про Дикий Запад Серджо Леоне. Одной из причин, по которой Маклюэн снискал недоброжелательный настрой в академической среде, стал его стремительный взлет. С момента, как газета «San Francisco Chronicle» отдала ему первенство среди самых популярных академических деятелей в мире, его жизнь приобрела остросюжетный характер преследований со стороны с намерением физической расправы или получения комментариев относительно тех или иных технических разработок. К последним можно отнести внимание топ-менеджеров от «General Motors», которых интересовала его позиция в отношении автомобилей как «вещей из прошлого», от телефонной компании «Bell» по поводу будущего средств связи, а также от упаковочных компаний затем, чтобы узнать, выйдет ли упаковка из моды.
Фотографии Маршалла Маклюэна со страниц публикации интервью для журнала «Playboy», март 1969 года
Отчасти его успех связан с тем, как, казалось, легко и непринужденно он раздавал прогнозы и ставил диагнозы времени. Отдельные афоризмы нашли отражение на страницах интервью Маршалла Маклюэна для журнала «Playboy», такие как: «электрический свет - это чистая информация» или «люди на самом деле не читают газеты - они погружаются в них каждое утро, как в горячую ванну» . Его наблюдательность, остроумие и решительность для того, чтобы «объять саму матрицу окружающего мира, которая находится в постоянном движении» , представляют широкое поле для размышлений, тем более теперь, когда мы уже находимся в мире, которым только грезил Маклюэн и предвосхитил его наступление.
Литература:
Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. - М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. - 464 с. (McLuhan, G.M. (1964) Understanding Media: External extensions of man)
Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры / пер. с англ. канд. филол. наук А. Юдина. - Киев: Ника-Центр Эльга, 2004. - 434 с. (McLuhan, M. (1962) The Gutenberg Galaxy. The creation of human print culture)
Фогль Й. Поэтика Homo Economicus / пер. c англ. М.А. Григорьевой //
KANT: Social Sciences & Humanities. – 2021. - №4(8). С. 4-15. DOI: 10.24923/2305-8757.2021-8.1.
Babe R.E. Canadian communication thought: Ten foundational writers. – Toronto, Buffalo, London: University of Toronto Press, 2000. – 496 p.
Choubassi H., Elias J., Sharara S. Siri, Give me back my eye: From audio culture to video and back // Resound: the 8th International conference on media art, science, and technology (Aalborg University, Aalborg, Denmark August 20-23, 2019). – Aalborg, 2019. – Pp. 132-138.
Marchessault J. Introduction // Marshall McLuhan. - Core Cultural Theorists series (Том 39). - SAGE Publications, 2005. - 264 p.
McLuhan M. At the moment of Sputnik the planet became a global theater in which there are no spectators but only actors // Journal of Communication. – 1974. - Volume 24, Issue 1. – Рр. 48-58.
McLuhan M. Living at the Speed of Light // MacLean's Magazine. - 1980, January 7. - Рр. 32-33.
Nigel Beale. Living in Marshall McLuhan's galaxy // The Guardian. – 2008. - 28 Feb.
Passages from the Reviews of Marshall McLuhan’s Books: The Good, the Bad, the Ugly. The Gutenberg Galaxy / Assembled by Robert Sparrow-Downes. - 2022. - 15 Febrary.
Playboy Interview: Marshall McLuhan. A candid conversation with the high priest of popcult and metaphysician of media. – 1969. – March. – P. 53.
Отрывки из рецензий на книги Маршалла Маклюэна: Хороший, плохой, злой
Хороший:
Настоящая работа, как и большая часть высказываний Маклюэна, является пророческой в классическом смысле этого слова. Это результат живого осознания истины, которая, по крайней мере частично, превосходит непосредственную силу высказывания и которая, будучи произнесена, по-разному повлияет на слушателей. Те, чьи антенны столь же чувствительны, как у Маклюэна, будут в восторге от такой высокой степени ясности в отношении широкого спектра загадочно связанных культурных явлений. Другие, полностью находящиеся во власти привычек мышления, свойственных типографскому обществу, от которого Маклюэн дистанцируется и которое оценивает, либо не смогут разобраться в том, что он говорит, либо отвергнут это с некоторой демонстрацией враждебности.
Если человеческое сообщество хочет сохранить значимое владение знаниями, которые оно накапливает, абсолютно необходимы прорывы в синтезе нового порядка. Маклюэн помогает одному из таких прорывов в новую внутреннюю реальность....
Уолтер Онг. Обзор Галактики Гутенберга. Америка, 15 сентября 1962 г. [Walter Ong. Review of The Gutenberg Galaxy. America, 15 Sept. 1962. Reprinted in An Ong Reader, edited by Thomas J. Farrell and Paul A. Soukup, Hampton Press, 2002, p. 308].
Нынешняя репутация Маклюэна как специалиста по коммуникациям приписывает ему способность видеть так, как это делают немногие, слышать новый язык и уверенно ступать в странном и пугающем мире электронной эпохи.
Кей Крицвайзер. Галактика Маклюэна. Глобус и Почта, 4 января 1964 г. [Kay Kritzwiser. The McLuhan Galaxy. The Globe & Mail, 4 Jan. 1964, p. 8.]
Эта книга скорее напоминает то, как написано пророчество Уильяма Блейка. Там, в Иерусалиме, тоже нет линейной истории. Читатель должен забыть свой подход «одна вещь за другой» и вместо этого поразмышлять над знаками и символами, которые предназначены для того, чтобы ощутить их все сразу. Все сразу соответствует «единой чувствительности».
Джеймс Рини. Изменения и изобретение печати. ETC: Обзор общей семантики, 1964 г. [James Reaney. “Change and the Invention of Printing.” ETC: A Review of General Semantics, vol. 21, no. 4, Dec. 1964, p. 501].
Таким образом, частично позицию Маклюэна как индивидуалиста можно объяснить его решением не писать еще одну книгу в традиционном формате. Поэтому в «Галактике Гутенберга», его прощании с литературной критикой, предпринимается попытка изгнать со страниц книжного средства линейности и последовательности в стиле и идее.... Материал организован только случайными заголовками параграфов, похожими на газетные. Таким и другими способами Маклюэн пытается наполнить свою огромную эрудицию журналистским талантом и поэтическим размером. Результат поразителен, но он не будет легко доступен обычному читателю.
Дэвид Л. Фейген. Обзор «Галактики Гутенберга», «Понимание медиа» и «Средство - это массаж». Журнал гуманистической психологии, 1968 г. [David L. Fagen. Review of The Gutenberg Galaxy, Understanding Media, and The Medium is the Massage. Journal of Humanistic Psychology, vol. 8, no. 1, Jan. 1968, p. 83].
Вся теория детально разработана, с множеством цитат из основных и журнальных источников. Даже те, кто невосприимчив к маклюэнизму или антипатичен ему, могут найти на страницах «Галактики Гутенберга» множество интересных и новых материалов о культуре последних двух с половиной столетий.
Нил Комптон. «Парадокс Маршалла Маклюэна». Новое американское обозрение, 1968 г. [Neil Compton. “The Paradox of Marshall McLuhan.” New American Review, vol. 2, Jan. 1968. Reprinted in McLuhan: Pro & Con, edited by Raymond Rosenthal, Pelican, 1969, p. 114; 117].
То, как Маклюэн связывает и соединяет в этой книге идеи из самых разных источников, поразительно. Из всех его произведений, возможно, это лучший пример того, как работает разум.
Чарльз Вайнгартнер. Маршалл Маклюэн и то, что он делает. ETC: Обзор общей семантики, 1977 г. [Charles Weingartner. “Marshall McLuhan and What He’s Been Doin’.” ETC: A Review of General Semantics, vol. 34, no. 2, June 1977, p. 229].
Плохой:
...Несмотря на все претензии, его книга по сути отстала в своем видении и методе.
Альварес. Зло грамотности. New Statesman, 1962 г. [Alvarez. “Evils of Literacy.” New Statesman, 21 Dec. 1962, p. 902.]
Книге, однако, нельзя доверять, как большему, чем просто стимуляции. Чрезмерно упрощенный взгляд на типы общества и характеры искажает факты... Контраст между устным и типографским общением доведен до абсурдных крайностей как средство культурной критики и исторического объяснения. Оно не может противостоять адекватному взгляду на человеческую историю больше, чем любое другое известное нам целеустремленное толкование.
Делл Хаймс. Обзор Галактики Гутенберга. Американский антрополог, 1963 г. [Dell Hymes. Review of The Gutenberg Galaxy. American Anthropologist, vol. 65, no. 2, Apr. 1963, p. 479].
Под всем этим Маклюэн играет в игру истории идей, и, боюсь, играет в нее не слишком хорошо... Более того, Маклюэн не обладает энциклопедическими знаниями, чтобы подкрепить свои обобщения... Действительно, это худший недостаток Маклюэна: массовая переинтерпретация текстов для доказательства его предвзятых аргументов.
Джон Саймон. Пилигрим Audile-Tactile. Acid Test, 1963 г. [John Simon. «Pilgrim of the Audile-Tactile.» Acid Test, 1963. Reprinted in McLuhan: Pro & Con, edited by Raymond Rosenthal, Pelican, 1969, p. 97].
Проблема проста: не только содержание книги заключено в печати, но и нормальная реакция на нее - учитывая наши нынешние области и процедуры продвинутого обучения - также будет в печати. Парадоксально, но, если книга работает, она в какой-то степени уничтожает себя.
Рэймонд Уильямс. Структура идей. Ежеквартальный журнал Университета Торонто, 1964 г. [Raymond Williams. “A Structure of Insights.” University of Toronto Quarterly, vol. 33, no. 3, Apr. 1964, p. 338].
…Нужно признаться в растущем непонимании творчества Маклюэна… Некоторые сторонники Маклюэна защищают его уникальный подход, называя его «пророческим». Он - интеллектуальный пограничник, который прокладывает путь для менее устойчивых смертных, которые затем сделают дорожное полотно достаточно широким и ровным, чтобы нести груз институтов цивилизации. Проблема с этой защитой Маклюэна в том, что он сжигает каждое дерево в лесу...
Патрик Д. Хазард. Обзор Галактики Гутенберга. Анналы Американской академии политических и социальных наук, 1964 г. [Patrick D. Hazard. Review of The Gutenberg Galaxy. The Annals of the American Academy of Political and Social Science, vol. 356, Nov. 1964, p. 219].
Мозаика - это способ предполагать, но единственный способ «выявить» - это по-прежнему эмпирический путь, который предполагает обращение к доказательствам того, работает ли мозаичный метод или нет. Мозаичный метод не имеет магической ценности, и только последователи Маклюэна будут впечатлены его обычным ответом, что возражение основано на скучной, наглядной, линейной концепции причины и следствия. Он не может заставить нас поверить в то, что эмпирический метод - это всего лишь заблуждение печатной культуры.
Артур Эфрон. Примириться с механической невестой. Paunch, 1965 г. [Arthur Efron. “Making Peace with the Mechanical Bride.” Paunch, vol. 22, Jan. 1965].
Злой:
Невозможно избавиться от ощущения, что эта книга представляет собой глубоко прочувствованную попытку интеллектуализировать очевидное.
Дэн М. Дэвин. Обзор Галактики Гутенберга. Глобус и Почта, 1962 г. [Dan M. Davin. Review of The Gutenberg Galaxy. The Globe and Mail, July 1962. Reprinted in McLuhan Hot & Cool, edited by Gerald Emanuel Stearn, Signet, 1969, p. 187].
Я всегда подозревал, что «Поминки по Финнегану» - это не работа на будущее, а последний маниакальный стук костей схоластики. То, как Маклюэн постоянно достает их из шляпы фокусника, вселяет в меня эту уверенность.
Альварес. Зло грамотности. New Statesman, 1962 г. [Alvarez. “Evils of Literacy.” New Statesman, 21 Dec. 1962, p. 902].
Маклюэн утверждает, что, если мы сможем понять природу этой революции, мы сможем не стать ее жертвами. Возможно, тогда правильнее было бы охарактеризовать его не как апологета, а как обманщика новых технологий.
Джон Саймон. Пилигрим Audile-Tactile. Acid Test, 1963 г. [John Simon. “Pilgrim of the Audile-Tactile.” Acid Test, 1963. Reprinted in McLuhan: Pro & Con, edited by Raymond Rosenthal, Pelican, 1969, p. 97].
Поскольку в «Галактике Гутенберга» нет изображений, а Маклюэн - возмутительно лживый историк, эта книга сводит с ума.
Кристофер Рикс. Маклюэнизм. Слушатель, 1967 г. [Christopher Ricks. “McLuhanism.” The Listener, 28 Sept. 1967. Reprinted in McLuhan: Pro & Con, edited by Raymond Rosenthal, Pelican, 1969, p. 101].