4. Zhurnalistka dannyh : как Guardian pre-vratila informacionnoe syr'e v zolotuju zhilu [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://mediapedia. ru/2010/08/11/zhurnalistka-dannyx-kak-guardian-prevratila-informacionnoe-syre-v-zolotuyu-zhilu/.
5. Larot, T. Zhurnalistika dannyh : kak zasta-vit' cifry govorit' [Tekst] / T. Larot // Zhurnalist. -2013.-№3.-S. 39.
6. Organizacija raboty redakcii, zanimajush-hejsja data-zhurnalistikoj [Jelektronnyj resurs]. -URL : http://www.redactor.in.ua/design/4216. html.
7. Pamjatka po zhurnalistike dannyh [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://ivan.begtin. name/2011/05/22/datajournalism/.
8. Chto takoe zhurnalistika dannyh? [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://ria.ru/files/ book/_site/vvedenie_0.html.
9. What Is Data Journalism? [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://datajournalismhandbook. org/1.0/en/introduction_0.html.
УДК 316.77(091)
Виктория Эдуардовна Шевченко
Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко
ВИЗУАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГОЖУРНАЛА
В статье рассматривается сущность идентификационных характеристик журналов, их визуальная составляющая. Также продемонстрирована специфика использования элементов, которые в совокупности составляют неповторимый стиль журналов различных типов, тенденции развития. Детально рассматривается роль логотипа и значение цвета для разных типологических групп журналов.
Ключевые слова: журнал, дизайн, логотип, визуальные характеристики, цвет, тематика.
Ежедневно появляются новые журналы, и разработка оригинального неповторимого стиля - залог будущего успеха. Создание фирменного стиля, постоянных компонентов, имиджа журнала - сложный процесс, в котором профессиональные качества дизайнера должны четко подчиняться содержательной концепции издания. Некоторые издания заимствуют элементы стиля известных брендов, что на первых этапах может привлечь случайное внимание читателей. Так, в логотипе, композиции страниц применяются шрифты и символика, которые отличаются от известных международных изданий лишь в деталях.
В научной и практической литературе обсуждаются различные аспекты существования периодических изданий: разработка фирменного стиля (Г. Прилепская, В. Тулупов), композиция страницы (С. Болховитинова, С. Галкин), тематические рубрики (Б. Мисожников, С. Сметанина), общая типология (А. Акопов, В. Бакшин) и другие. Разработка и соблюдение раз принятой графической концепции печатно-
го издания, и журналов в частности, - актуальная проблема.
Целью статьи является определение функций визуальных характеристик и компонентов фирменного стиля журнала, которые регламентируют соблюдение унифицированности стиля издания и характеризуют его тип.
Визуальные характеристики - основа фирменного стиля, совокупность графических, цветовых, композиционных приемов, которые обеспечивают единство всех составных частей издания, рекламных мероприятий, они способствуют идентификации, запоминанию, лучшему восприятию аудиторией [2]. Визуальные составляющие определяют содержание фирменного стиля (системы тотальной коммуникации), являются его составной частью, которая определяется внутренним содержанием. В узком понимании визуальные характеристики - совокупность логотипа, цветовой гаммы и принципов графического оформления. В более широком смысле функции визуальных характеристик журнала можно свести к таким:
■ формирование индивидуального и неповторимого имиджа, фирменного стиля;
■ создание конкретного маркера, информационного носителя, который идентифицирует и дает возможность найти среди других изданий;
■ закрепление в памяти читателя доверительного отношения как к самому изданию, так и к людям, которые работают в нем.
Фирменный стиль - стратегия функционирования журнала, которая работает на достижение долгосрочных коммуникационных целей. Один раз выбранные визуальные характеристики становятся лицом издания, влияют на контент. Стиль не может использоваться как тактическое средство одноразового использования, например, в рекламных целях. Разумеется, с течением времени определенные визуальные характеристики могут модифицироваться ради повышения коммуникативных функций издания, тогда проводится ребрен-динг издания, к которому читателя готовят заблаговременно. О. Рожнова в книге «История журнального дизайна» рассматривает журнал как единый объект графического дизайна, художественный образ которого требует постоянного стилевого развития [5]. Ученая доказывает, что периодический характер издания дает возможность коррелировать стилистику их оформления с эстетическим, социальным, экономическим и политическим влиянием времени.
Коммуникативные функции визуальных характеристик ориентированы не только на читателей, но и на другие виды аудитории: рекламодателей; руководителей типографий и других организаций, с которыми связан производственный цикл издания; издания-конкуренты; журналистов; руководителей министерств и ведомств; основателей изданий; органы государственного контроля и регулирования; органы местной власти. Фирменный стиль - это не только визуальные характеристики, это целостная система, в которой используются все возможные способы контактов с аудиторией (тематика, жанры, графика, акцентирование, изображение).
Важнейшими визуальными компонентами журнала являются логотип, цвет и шрифты. Эти и прочие графические характеристики дают возможность отличить конкретный журнал от других, указывают на его связь с изданиями, которые составляют определенную систему. Итак, визуальные характеристики ин-
дивидуального стиля журнала включают следующие компоненты.
■ Логотип: вербальный (полное и сокращенное название, выполненные в графической манере специальным шрифтом), визуальный (в периодических изданиях крайне редко) или комбинированный (сочетание небольшого графического изображения с названием).
■ Цветовая гамма (цвет, который ассоциируется с изданием, используется в логотипе, колонтитулах, графических элементах, плашках, фонах, для выделения заголовков и текстов).
■ Фирменный шрифт (для колонтитулов, заголовков, основных и дополнительных текстов подбирается определенный набор гарнитур).
■ Графическое оформление (визуальные, декоративные, графические элементы).
■ Модульная система конструирования (сетка или определенный макет, в который вписываются все элементы журнала, структура издания).
■ Обложка и внешнее оформление (четкий макет, композиция страницы, шрифты, цвет, постоянные элементы, благодаря чему визуально обложка узнается с первого взгляда).
Жесткая конкуренция на журнальном рынке, наличие однотипных журналов в одном регионе требуют акцентирования особенностей конкретного издания уже из обложки. А первое, на что обращает внимание читатель на обложке, - это логотип, фотография (рисунок). Кроме того, важно, чтобы спустя определенное время читатель узнал журнал в киоске, на раскладке, в метро, выделил среди многих других журналов.
Постоянство имиджа журнала касается не только логотипа, но и цвета, формата, сетки, шрифтов, графических элементов и композиционных связей между ними. С одной стороны, каждый выпуск издания ограничен жесткими рамками, обусловленными концепцией, с другой - существует множество вариантов применения постоянных элементов. Степень варьирования правил использования визуальных характеристик определяет лицо журнала, вызывает у читателя доверие и позитивно воспринимается в целом.
Логотип журнала - это не просто название, это символ, который подчиняется законам семиотики, является языком эмоциональной реакции. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю
работу человека, который воспринимает информацию. Символы, форма и цвет определяют значения, сознательное или несознательное восприятие. Содержание символа объективно реализует себя как динамическая тенденция: он заранее задан и его содержание можно лишь объяснить, но его нельзя объяснить как однозначную логическую формулу.
Визуальные символы могут быть мощным средством повышения уровня информированности, способствуют познанию. Логотип нельзя читать как обычный графический символ, в нем преломляется много значений, которые характеризуют особенности издания, запросы читателей, соответствие времени и месту, хотя он не может быть сложным. Логотип в виде названия или аббревиатуры, выполненной специальным художественным шрифтом, в характерной цветной гамме, с рисунком, графическим знаком, символически отображает тематическую направленность и специфику издания. Правильно сконструированный логотип становится лицом издания, его идентификатором.
В стилеобразовании журнала принимают участие и другие элементы его внешней формы: цвет, шрифт, декоративные элементы, но логотип является наиболее лаконичным графическим символом, который запоминается читателем и формирует у него определенный образ, визуальную ассоциацию [8]. Основные требования к логотипу журнала сводятся к таким: индивидуальность, информативность, привлекательность, узнаваемость и запоминаемость. Все перечисленные качества равноценны и дополняют одно другое.
Индивидуальность - качество, которое отвечает за то, что издание будет узнанным без ассоциаций с другими изданиями, а в рекламах читателю будет достаточно мгновенного взгляда, чтобы идентифицировать издание. Индивидуальность прямо связана с предшествующим информированием читателя. Изображение или графика шрифта не обязательно должны четко указывать на назначение или содержание издания, но они должны не противоречить концепции журнала. Научные журналы в основу логотипа берут или четкие формы, которые напоминают печатное издание, или демонстрируют принадлежность к научному институту, университету. Для детских изданий нельзя применять логотипы, набранные витиеватым шрифтом, подобным старопечатным книгам. Для официальных, производственно-
практических журналов характерно использование в логотипе национальной символики, в культурно-образовательных - известных памятников истории и культуры. Любое ассоциативное изображение рядом с названием привлекает внимание читателя и легко будет узнаваемым. Поэтому логотипы региональных журналов сопровождаются рельефом города или его гербом, цветами флага. Узнаваемость и запоминаемость проявляются в ассоциациях, которые вызывает логотип, его лаконичность, но не примитивность.
Форма идентификационных символов отображает тематику. Так, например, логотип журнала «Любовные истории» включает сердце, поскольку именно сердце у подавляющего большинства людей ассоциируется с любовью. Романтичные темы должны сопровождать мягкие линии; агрессивные, активные - острые углы, ломаные линии. Считается, что ориентированные на форму люди более интеллектуальные, стабильные и менее эмоциональные. Различают не только форму, ориентированную на взрослых и детей, но и мужскую и женскую.
Цвет как средство коммуникации передает настроение, заостряет восприятие, акцентирует, раздражает. Слова трансформируются в образы, которые определенным образом группируются, анализируются, распределяются по категориям и вызывают эмоции. Природа цвета издавна исследуется учеными разных областей науки. Физики изучают энергию электромагнитных колебаний, измеряют длину цветовой волны, проводят анализ спектра. Химики работают с красителями, изучают их молекулярное строение, создают новые пигменты, растворители, технологию нанесения на разные поверхности. Специалисты компьютерной графики создают цветовые модели, которые точно воссоздают цвет на экране монитора, при печати. Физиологи анализируют строение глаза и выявляют особенности передачи зрительной информации в мозг, определяют закономерности восприятия цвета. Психологи занимаются проблемами влияния цвета на сознание, восприятия цвета, ищут взаимосвязь между духовным состоянием человека и влиянием цвета. Учеными было доказано, что большинство людей способны ощущать цвет, то есть человек способен «видеть» кожей (биоинтроскопия). Теорией цвета занимались выдающиеся личности: Гете, Оствальд, Иттен. А. Кнер, главный дизайнер американской компании «Container corporation», утверждает: «Цвет - это ближай-
ший путь к эмоциям». Цвет оказывает непосредственное влияние на эмоции, без учета смысла, изложенного словами, вызывает в подсознании давно известные образы.
Цвет соотносится с образами, например «зеленая тоска». В цветовом тесте Люшера с помощью разноцветных карточек анализируются психологическое и эмоциональное состояние читателя. Например, если человек выбирает зеленый, это свидетельствует о самоуверенности, самодостаточности, или же связывается с природой, экологией. Восприятие цвета отличается у разных народов и культур, зависит от социального уклада, национальности, века, традиций и других субъективных факторов. Например, если в Великобритании белый цвет - цвет чистоты, то в Японии - цвет смерти. Неоднозначно люди реагируют на пурпурные, желтые и зеленые цвета. Сложные и очень разные ассоциации вызывают малонасыщенные по тону цвета.
В журналах прослеживаются определенные закономерности применения цвета соответственно типологической группе. Развлекательные, культурно-образовательные журналы для семейного чтения содержат материалы на любую тему, их читают мужчины и женщины, молодежь и люди преклонного возраста, работающие и пенсионеры, домохозяйки и студенты. Поэтому оформление - нейтральное. Коммуникативная, символическая и выразительная функции цвета органически дополняют одна другую и функционируют одновременно. Такие журналы содержат материалы большого объема (на несколько страниц или разворотов) и подборки коротких сообщений. Удобство чтения - важное требование к оформлению развлекательных и культурно-образовательных журналов, поэтому основной текст набирают черным цветом на белом или светлом фоне, а цветом выделяются колонтитулы, заголовки, врезки, отдельные короткие материалы. Поскольку журналы предназначены для отдыха, применяют спокойные тона - голубой, синий, бордовый, зеленый. Яркие цвета применяют очень ограниченно - для заголовков, небольших выделений.
Задача цвета в общественно-политических, публицистических журналах - сделать материалы удобными для чтения, равноценно оформить каждый материал, чтобы все было прочитано. Поэтому цветовая гамма - не яркая, но и не скучная. Наиболее часто употребляются красный и зеленый цвет - активный, энергич-
ный, настойчивый и рассудительный. Синий цвет демонстрирует спокойную уверенность, стабильность. А чтобы журнал не выглядел слишком строго и официально, для выделения применяется вишневый, темно-красный цвета.
В женских журналах коммуникативная, символическая и выразительная функции цвета не являются важными, ведь основное средство акцентирования - изображение. Текстовые материалы или значительного объема, или комментируют изображения, или собраны в рубрики небольших сообщений. Распознавательная функция рубрикации выявлена слабо, ведь тема рубрики в данных изданиях не является важной, лишь иногда название имеет определенный цвет. Стиль оформления статей и новостей различается. Статьи, как правило, имеют заметные заголовки, для которых используется шрифт яркого цвета и большого кегля (как средство выделения) на белом фоне. Новости размещаются на цветном фоне, имеют заголовки небольшого кегля, близкого по размеру к основному тексту, и объединяются цветом. Символика цвета здесь ассоциативная, поэтому на восприятие цвета влияет значение цвета, а не психофизическое влияние. В оформлении женских журналов яркие красный, зеленый и синий цвета не отвечают функциональному назначению - удовлетворение, отдых, сладкие мечты. Красный слишком резкий, агрессивный и возбуждающий, подталкивает к действиям; зеленый - консервативный и статический, синий - серьезный и строгий. Нежные, светлые тона (голубой, розовый) расслабляют, дают возможность фантазировать. Фиолетовый -цвет творчества, экстрасенсорных способностей, однако и психически неуравновешенных людей. Веселое и мечтательное расположение духа создают желтый, оранжевый, а коричнево-желтый - ощущение тепла и уюта.
В мужских журналах преобладают яркие, насыщенные цвета - красный, оранжевый, желтый, синий. Цвет в этих журналах не является основным средством акцентирования, поскольку мужчины читают журналы для отдыха, расслабления. Рубрики активного отдыха контрастно оформлены - спорт, машины, секс, путешествия.
В молодежных журналах цвет выполняет активную выразительную и справочно-поис-ковую функцию, а коммуникативная и символическая функции ослаблены. Стремление молодых - отличиться, найти свое место, поэтому оформление молодежных изданий должно
быть оригинальным, эмоциональным, слегка агрессивным, хаотичным. Молодежь не любит порядок, поскольку этого требуют взрослые. Нагромождение букв, коллажи, неровные блоки текста - вот неполный перечень приемов оформления. Каждый разворот журнала может быть оформлен в собственном стиле с применением ярких и насыщенных цветов, которые иногда раздражают. Например, на пурпурном фоне ярко-зеленый основной текст в соединении с голубым или оранжевым заголовком. В таких журналах верстка и цветовое оформление умышленно затрудняют чтение, читатель сначала рассматривает разворот, чтобы понять, где начало статьи, где заголовок, где подпись фотографии. Познавательная функция цвета также неактивная: молодежи даже интереснее, если, например, елка не зеленая, а розовая, то есть цвет не должен соответствовать реальности. Молодежь стремится к сильным эмоциям, неожиданным впечатлениям, отдает предпочтение ярким, насыщенным цветам. Стремлению молодежи выделиться, отличиться, общаться отвечают пурпурный, желтый, оранжевый, красный.
В детских журналах наиболее сильно проявляется символическая (познавательная) и выразительная (распознавательная) функции цвета, а коммуникативная функция роли не играет. Детские издания содержат небольшое количество материалов, любому из которых отведено свое место, чаще всего - на отдельной странице, поэтому функция разделения значения не имеет (ее выполняют изображения) [3]. Функции объединения и выделения также выявлены слабо. Рубрикация в журналах для детей важна, поскольку дети сначала обращаются к любимой теме. Поэтому постоянная цветная гамма рубрик важна для маленького читателя. Дети недостаточно уверенно ориентируются в окружающем мире, и цвет помогает им, подсказывает правильные ответы, способствуют познанию мира. Основным цветом в детских журналах является черный, фон - белый или светлый малонасыщенный - так материалы будут легче читаться. В представлении ребенка каждый цвет отвечает определенным предметам подобного цвета: солнце - желтое, небо -синее, трава - зеленая. Любое несоответствие цвета и объекта мешает ребенку. Подростки, наоборот, любят все оригинальное, такое, что отличается от действительности. Поэтому оформление журналов для каждой возрастной группы имеет свои особенности.
В развлекательных журналах про кино и телевидение цвет выполняет прежде всего коммуникативную функцию. Их содержание составляют небольшие материалы: заметки, новости, анонсы. Каждый из этих материалов может быть четко выделен, их должно быть удобно читать, поэтому они не могут сливаться в один блок. Для лучшего выделения и обособления в отдельные цветные блоки выделяются подобные по тематике материалы. При этом журнал не выглядит пестро. Аудитория развлекательных журналов очень широкая: разная по возрасту, полу, социальному положению, профессиям. Поэтому цветная гамма не весьма яркая, умеренно насыщенная, такая, чтобы удовлетворять вкусы большинства читателей любой группы: голубой, красный, синий, зеленый, желтый цвета, пастельные тона.
Туристические журналы насыщены изображениями, поэтому цвет в них применяется достаточно ограничено. К аудитории таких журналов относятся как потенциальные путешественники, так и все, кто интересуется историей, природой, жаждет новых эмоций. Поэтому главными цветами являются активные желтый, красный и оранжевый. Зеленый цвет останавливает действие, поэтому применяется редко. Зеленый и синий доминируют в фотографиях.
В тематических профессиональных изданиях цвет используется как коммуникативное средство, для выделения. Что касается символической функции, то цвет превращается в код, становится ассоциативно-кодовым знаком. Например, в журнале для полиграфистов на схеме печатной машины применяются цвета CMYK, что естественно для профессионалов. Обложки подобных журналов могут быть оформлены ярко или, наоборот, незаметно. Но цветовое оформление внутренних страниц всегда лаконичное - не больше трех-четырех цветов. Выразительные и декоративные средства не должны отвлекать от содержания, так как информация в изданиях этого типа носит познавательный, а не развлекательный характер. Яркими цветами, например, красным или оранжевым, выделяются колонтитулы, заголовки, декоративные элементы. Основной текст набирают черным, и на цветном фоне размещают справочную или дополнительную информацию.
В информационно-развлекательных тематических журналах учитывается целевая аудитория. Например, в журнале для будущих мам употребляются нежные и легкие цвета (розо-
вый, голубой или пастельные тоны), в автомобильных и спортивных журналах - активные яркие цвета (красный, оранжевый).
Коммуникативная функция цвета в литературных журналах проявляется очень слабо, ведь они предназначены для длительного чтения, подобно книгам. Главная тема номера может не выделяться, но содержание и постоянная рубрикация оперируют постоянными цветами, которые помогают читателю быстро найти ту или другую рубрику. Символическая и выразительная функции проявляются соответственно тематике литературного произведения.
В научных журналах цвет, присутствующий только в схемах и фотографиях, выполняет символическую (кодовая и ассоциативно-кодовая группа символов) и познавательную функции цвета. Заголовки, основной текст, колонтитулы, графические элементы печатаются черным. Для оформления обложки выбирают, как правило, строгий темный цвет. Подобным способом оформляются официальные журналы.
Важной частью визуальных характеристик является фон. Определенный цвет для фона применяется для выделения отдельных текстовых блоков. При этом отпадает необходимость использовать рамки и линейки.
Для выделения, акцентирования применяется цветовой контраст (на основе гармонии дополнительных цветов): к красному цвету дополнительный зеленый, к оранжевому - синий, к желтому - фиолетовый. Экспериментально доказано, что за степенью восприятия цветовые соединения располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; зеленый на красном; красный на желтом; красный на белом; оранжевый на черном; черный на пурпурном; оранжевый на белом; красный на зеленом.
Текст, шрифт - основа печатного издания. Письменность, как и устная речь, является средством общения людей и предназначается для передачи мыслей. Напечатанный текст из вербального средства превращается в визуальное, поскольку воспринимается рисунок шрифта, размер, положение в пространстве, взаимодействие с другими компонентами станицы. При этом значение слов передает содержание, а шрифтовое оформление - эмоции, значимость, интонацию и т. п. Графика шрифта является символом со своим значением. Напри-
мер, рукописное написание свидетельствует о попытке выразить дружелюбие, приближенность к читателю, вызывает доверие. Поэтому этот прием применяется в журналах для рубрики-переписки, подписей авторов, примечаний, также для детских страниц.
Основа вербального контента - знак, буква, которые воспринимаются визуально, причем комплексно, в единстве с другими знаками и графическими элементами страницы. В семиотике под текстом понимается любая форма коммуникации [4. С. 507], не просто вербальная конструкция, которая состоит из буквенных, языковых символов, но и изображение, которое передает контент. То есть визуальные компоненты журнала продуцируют изобразительную знаковую систему, организованную совокупность статичных графических знаков.
В современном издании шрифт является не просто носителем информации, он сам стал информацией. Главная функция шрифта - информационная, он несет содержательную нагрузку, поэтому его оформление, визуальные характеристики должны облегчать восприятия смысла, повышать его содержательность, организовывать и упорядочивать разнородную информацию, выделять отдельные блоки или элементы издания шрифтовыми и нешрифтовыми способами.
Шрифтовая унифицированность, применение определенных гарнитур для заданных видов текста обеспечивают индивидуальный стиль оформления журнала. Для общественно-политических изданий, которые содержат материалы на разнообразные темы, простота и удобство текстового оформления выдвигаются на первый план. Одногарнитурное оформление имеет свои преимущества: издание приобретает сдержанное, спокойное оформление, легко узнается читателем, а для выделения достаточно применить увеличенный промежуток, цвет, декоративные элементы. Также отдельные фрагменты или тексты легко выделить другим кеглем, начертанием.
Шрифт может ассоциироваться лишь с изданием в целом, а не с конкретными материалами. В связи с этим эстетические требования относятся не столько к рисунку шрифта, сколько к удобству его чтения, к единству оформления, которое создает изданию определенный образ соответственно назначению. Шрифт как форма визуальной коммуникации не только передает смысл сообщения, но и добавляет смысловых оттенков через визуальное восприятие.
Журнал в основе имеет концепцию, которая является единством цели и объекта отображения, причем становится очевидной и доносится до читателя скрытая сущность отображаемого явления. По мнению В. Ученовой, построение концепции - наиболее ответственный, кульминационный момент создания любого СМИ [10. С. 92]. Индивидуальный стиль журнала отображается в его графической концепции.
Графическая система оформления и модульная структура журнала являются основой композиционно-графической концепции журнала. Ключевым в этом процессе является не столько характер графической формы информации, а особенности восприятия ее читателем, идентификация и интерпретация визуального образа и содержания издания, которое происходит неравномерно в течение всего ознакомления с журнальным номером. Поэтому целесообразно говорить о том, что элементы композиционно-графического оформления размещаются вдоль определенных информационных уровней, каждый из которых имеет определенные функции и характеристики в общей визуально-коммуникационной системе журнала.
Макет, композиция журнала организовывается с учетом того, что издание в первую очередь предназначено для выборочного чтения. Поэтому его контент размещается на страницах так, чтоб реализовывалось полноценное понимание содержания отдельных информационных блоков. Каждый из них в номере может восприниматься читателем хотя и не изолировано, однако самостоятельно. В композиции четко прослеживаются главные и второстепенные материалы, она имеет четко прослеженную логику и структуру.
Модульная структура журнала учитывает степень его иллюстрированности, принципы взаимодействия текста и изображений, их композицию, цвет. Развлекательные издания содержат много фотографий, деловые - инфогра-фику, литературно-художественные - текст, научно-популярные - схемы, информационно-аналитические еженедельники - сбалансированный текстово-графический контент. Изображения встречаются не только в тексте, но и в системе рубрикации, поскольку заголовки и рубрики могут объединять текст и изображение, а обложка журнала всегда содержит изображение, которое сообщает о теме номера.
Внимание к деталям, правильное использование символов, шрифтов и цвета в соответ-
ствии с их значением подсознательно влияют на восприятие журнального материала. Задача визуальных характеристик - создание визуального имиджа, индивидуальности журнала, фирменного стиля оформления, с привлечением определенных ассоциаций, отображающих эту символику. Символы и ассоциации, связанные с визуальными характеристиками, вызывают эмоциональное состояние, предрасположенность к восприятию материала, сообщают о приоритетах издания, способствуют его визуальной идентификации.
Список литературы
1. Буковецкая, О. А. Дизайн текста : шрифт, эффекты, цвет [Текст] / О. А. Буковецкая. - 2-е изд., испр. - М. : ДМК, 2000. - 304 с.
2. Гетманенко, Е. С. Визуальные стандарты как элемент имиджа компании [Электронный ресурс] / Е. С. Гетманенко. - URL : http://www. twirpx.com/file/653578/.
3. Лаптева, И. Использование цвета в периодических изданиях [Текст] / И. Лаптева // Ком-пьюАрт. - 2001. - № 9.- С. 15-17.
4. Николаева, Т. М. Текст [Текст] / Т. М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - М. : Совет. энцикл., 1990. -683 с.
5. Рожнова, О. И. История журнального дизайна [Текст] / О. И. Рожнова.- М. : Университет. кн., 2009. - 272 с.
6. Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир [Текст] / В. М. Розин. - М. : ЛИБРОКОМ, 1996.-224 с.
7. Туэмлоу, Э. Графический дизайн : фирменный стиль [Текст] / Э. Туэмлоу. - М. : Астрель, 2006. - 255 с.
8. Шевченко, В. Е. Видавнича марка (логотип) як ф1рмовий знак видавця [Текст] / В. Е. Шевченко // Друкарство. - 2004. -№ 3 (56). - С. 43-45.
9. Шевченко, В. Е. Етапи створення худож-нього обличчя видання [Текст] / В. Е. Шевченко // Журнал1стика-2003 : матэрыялы 5-й Мыжнарод. навук.-практ. канф. - Вып. 5. -Мшск, 2003. - С. 298-300.
10. Ученова, В. В. Гносеологические проблемы публицистики [Текст] / В. В. Ученова. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971.- 147 с.
Bibliography
1. Bukoveckaja, O. A. Dizajn teksta : shrift, jeffekty, cvet [Tekst] / O. A. Bukoveckaja. - 2-e izd., ispr. - M. : DMK, 2000. - 304 s.
2. Getmanenko, E. S. Vizual'nye standarty kak jelement imidzha kompanii [Jelektronnyj resurs] / E. S. Getmanenko. - URL : http://www.twirpx. com/file/653578/.
3. Lapteva, I. Ispol'zovanie cveta v peri-odicheskih izdanijah [Tekst] / I. Lapteva // Komp'juArt. - 2001. -№9.- S. 15-17.
4. Nikolaeva, T. M. Tekst [Tekst] / T. M. Niko-laeva // Lingvisticheskij jenciklopedicheskij sl-ovar' / gl. red. V. N. Jarceva. - M.: Sovet.jencikl., 1990.-683 s.
5. Rozhnova, O. I. Istorija zhurnal'nogo dizaj-na [Tekst] / O. I. Rozhnova.- M. : Universitet. kn., 2009.-272 s.
6. Rozin, V. M. Vizual'naja kul'tura i vospri-jatie. Kak chelovek vidit i ponimaet mir [Tekst] / V. M. Rozin. - M. : LIBROKOM, 1996. - 224 s.
7. Tujemlou, Je. Graficheskij dizajn : firmennyj stil' [Tekst] / Je. Tujemlou. - M. : Astrel', 2006. -255 s.
8. Shevchenko, V. E. Vidavnicha marka (logotip) jak firmovij znak vidavcja [Tekst] / V. E. Shevchenko // Drukarstvo. - 2004. - № 3 (56). -S. 43-45.
9. Shevchenko, V. E. Etapi stvorennja hudozhn'ogo oblichchja vidannja [Tekst] / V. E. Shevchenko // Zhurnalistika-2003 : matjeryjaly 5-j Myzhnarod. navuk.-prakt. kanf. - Vyp. 5. -Minsk, 2003. - S. 298-300.
10. Uchenova, V. V. Gnoseologicheskie prob-lemy publicistiki [Tekst] / V. V. Uchenova. - M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1971. - 147 s.