УДК 316.75
DOI: 10.31249/hoc/2024.04.03
Календарова В.В. *
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПРАКТИК В СОВЕТСКОМ ИГРОВОМ КИНО И ЖИВОПИСИ 1920-1940-х годов®
Аннотация. В статье на материале первых советских спортивных фильмов о футболе («Вратарь», «Центр нападения») и боксе («Боксеры», «Первая перчатка») исследуются специфические особенности визуальной репрезентации советского спорта в игровом кино второй половины 1930-х - 1940-х годов. Сравнение предложенных массовому зрителю кинообразов советских спортсменов с их отражением в живописи проводится на материале работ А.А. Дейнеки и Ю.И. Пимено-ва, обращавшихся в своем творчестве 1920-1930-х годов к изображению тех же спортивных видов. Делается вывод о том, что свойственный работам советских художников из группы ОСТ (Общество художников-станковистов) акцент на эстетике тренированного мускулистого тела практически не находит параллелей в советских спортивных фильмах довоенного периода. Обладающий прежде всего правильными моральными ориентирами главный герой советского спортивного кино отличался приятными внешними данными и атлетичной в целом фигурой, которая, однако, не демонстрировалась
* Календарова Виктория Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Всероссийской академии внешней торговли, Москва, Россия; [email protected]
Kalendarova Viktoriia Vladimirovna - PhD in History, Associate Professor at the Department of Humanities and Social Science at the Russian Foreign Trade Academy, Moscow, Russia; [email protected] ® Календарова В.В., 2024
нарочито. Лишь в послевоенный период советская комедия о боксе «Первая перчатка» смогла ярко продемонстрировать эстетику советского спорта, выраженную и в красоте тренированного тела, и в широкой палитре разнообразных спортивных видов, и в массовых зрелищных спортивных мероприятиях.
Ключевые слова: история спорта; советский спорт; советское кино; спортивное кино; советская живопись; А.А. Дейнека; Ю.И. Пименов; визуальные исследования.
Поступила: 29.07.2024 Принята к печати: 02.09.2024
Для цитирования: Календарова В.В. Визуализация спортивных практик в советском игровом кино и живописи 1920-1940-х годов // Вестник культурологии. - 2024. - № 4(111). - С. 38-62. -БОТ: 10.31249^ое/2024.04.03
Kalendarova V. V.
Visualization of Sports Practices in Soviet Feature Films and Paintings of the 1920s and 1940s
Abstract. Based on the material of the first Soviet sports films about football ("Goalkeeper", "Center of Attack") and boxing ("Boxers", "The First Glove"), the article examines the specific features of the visual representation of Soviet sports in feature films of the 2nd half of the 1930— 1940s. The comparison of the Soviet athletes' film images offered by these films to the mass audience with their reflection in painting is based on the material of the works of A.A. Deineka and Yu.I. Pimenov, who turned to the image of the same sports in their work. It is concluded that the emphasis on the aesthetics of a trained muscular body, characteristic of the works of Soviet artists from the OST group (The Society of Easel Artists), practically finds no parallels in Soviet sports films of the pre-war period. Possessing above all the right moral guidelines, the main character of the Soviet sports cinema was distinguished by pleasant appearance and an athletic figure in general, which, however, was not deliberately demonstrated. In the post-war period, the Soviet comedy about boxing "The First Glove" was able to demonstrate to some extent the aesthetics of
Soviet sports, expressed both in the beauty of a trained body, and in a wide palette of various sports, and in mass spectacular sports events.
Keywords: history of sports; Soviet sports; Soviet cinema; sports cinema; Soviet painting; A.A. Deineka; Yu.I. Pimenov; visual studies.
Received: 29.07.2024 Accepted: 02.09.2024
For quoting: Kalendarova V. V. Visualization of Sports Practices in Soviet Feature Films and Paintings of the 1920s and 1940s // Herald of Culturology. - 2024. - No. 4(111). - P. 38-62. DOI: 10.31249/hoc/2024.04.03
Введение
Изучение физкультурных и спортивных практик как значимых составляющих повседневности советского человека в настоящее время ведется довольно активно. Чаще всего внедрение этих практик в СССР исследуется через призму изменений политических и социальных приоритетов: так, в период Гражданской войны среди задач спортивных занятий на первом плане находилась физическая подготовка потенциальных бойцов Красной армии [Бакешин, 2019], а в послевоенное время -воспитание физически крепких кадров для строек социализма [О'Махоуни, 2010]. Также начиная c 1920-х годов актуальным для советского руководства было отвлечение трудящихся от девиантных форм досуга, для чего активно использовались физкультурные практики и спортивные занятия [Сидорчук, 2020]; с другой стороны, эти же занятия рассматривались как существенная часть формирования гармоничного облика «нового советского человека», развитого как интеллектуально, так и физически [О'Махоуни, 2010; Хорошева, 2019]. В сложной международной обстановке 1930-х - начала 1940-х годов снова актуализировался военный аспект спортивной подготовки [О'Махоуни, 2010]. Кроме того, в период второй половины 1920-х, а также на протяжении 1930-х годов советский спорт постепенно возвращался к международным контактам, оборванным в после 1917 г. [Боголюбова, Николаева, 2012]. Со временем спортивные победы над иностранными соперниками, особенно если речь шла не о встречах с рабочими командами европейских стран, стали рассматриваться советским руководством как возможность продемонстрировать на междуна-
родной арене преимущества социалистической системы [Календарова, 2021]. Последнее обстоятельство сохранило и даже усилило актуальность после Великой Отечественной войны, в то время, когда в СССР постепенно начался процесс подготовки к полноценному возвращению в мировое спортивное и олимпийское движение. В связи с вышесказанным спортивные занятия уже в 1920-е годы логично стали частью советской социальной пропаганды, рождающей визуальные образы успешных советских физкультурников и спортсменов в живописи, графике, монументальной скульптуре, и, наконец, в кинематографе [Истя-гина-Елисеева, 2021]. Визуальной составляющей репрезентации физкультурных и спортивных практик в советском искусстве посвящен ряд современных исследований, среди которых особенно можно отметить работы М. О'Махоуни [О'Махоуни, 2010], Н.В. Малевинской [Ма-левинская, 2014] и Е.С. Кочуховой [Кочухова, 2023], однако данная тема на сегодняшний день подробно не разработана.
Не ставя задачу рассмотреть все способы визуальных репрезентаций советского спорта, статья фокусирует внимание на двух видах визуальных искусств - живописи и кинематографе. Несмотря на то что в СССР глубокое разделение между высоким и массовым искусством не прослеживается [О'Махоуни, 2010, с. 13], в некотором отношении эти виды представляют собой противоположные полюса: кино, как искусство, обращенное к максимально массовой аудитории, и живопись, которая вовлекает не всякого зрителя. Представляется возможным выявить сходства и/или различия визуальных образов советского спорта, которые проявляются на этих полюсах, и объяснить их через реконструкцию ассоциируемых с ними смыслов. Специфические особенности визуальной репрезентации советского спорта в игровом кино второй половины 1930-х - 1940-х годов исследуются в статье на материале первых четырех советских спортивных фильмов («Вратарь» 1936 г., «Центр нападения» 1946 г., «Боксеры» 1941 г., «Первая перчатка» 1946 г.). Сравнение предложенных этими фильмами массовому зрителю кинообразов советских спортсменов с их отражением в живописи проводится на материале работ А.А. Дейнеки и Ю.И. Пименова - художников, которые начиная с первой половины 1920-х годов активно обращались в своем творчестве к изображению футбола и бокса - тех же спортивных видов, которым посвящены сюжеты первых четырех советских спортивных игровых кинофильмов.
Футбол и бокс в советской живописи 1920-1930-х годов
Художественные работы А.А. Дейнеки и Ю.И. Пименова, посвященные футболу и боксу, тесно связаны с двумя общими аспектами биографии этих художников. Во-первых, это участие в организации и деятельности Общества станковистов (ОСТа), одного из крупных творческих объединений 1920-х годов, связанного с влиянием живописи европейского экспрессионизма: «Темы художников ОСТа: индустрия, спорт, новая жизнь, быт, роль женщины и т.п. - ярко отражали современность с ее стремительным ритмом» [Воронович, 2021, с. 2440]. Второй аспект - личная заинтересованность, активная вовлеченность этих авторов в спортивные практики, объединявшие многих ОСТовцев не только в творчестве, но и в повседневности. Среди спортивных увлечений А.А. Дейнеки и Ю.И. Пименова, состоявших в группе организаторов - учредителей ОСТа, важную роль играли именно боксерские тренировки и футбольные матчи, в которых они участвовали и как игроки, и как постоянные зрители. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков», - вспоминал впоследствии А.А. Дейнека [Дейнека, 1961, с. 11].
К периоду активной работы ОСТа относится, в частности, ряд сохранившихся художественных работ А.А. Дейнеки с общим названием «Футбол» (1924, 1928), а также картина Ю.И. Пименова «Футбол» (1926 г., собрание Астраханской государственной картинной галереи). Эти работы, выполненные в соответствии с идеями экспрессионизма, представляют собой многофигурные композиции, персонажи которых находятся в движении, полете, борьбе. На полотне Юрия Пименова изображены три атлетичные мужские фигуры в прыжке за мячом [илл. 1]. Аналогичные акценты на движении, разворачивающемся на этот раз не в воздухе, а на земле, предстают в сцене борьбы соперников за мяч, запечатленной в «Футболе» 1924 г. Александра Дейнеки [илл. 2]. В обоих случаях эмоции участников игры выведены из контекста картины. Спортсмены либо расположены спиной к зрителю (все три фигуры у Ю.И. Пименова, двое из пяти футболистов на рисунке А.А. Дейнеки 1924 г.), либо их лица не прорисованы реалистич-
но (три фигуры А.А. Дейнеки 1924 г.). Таким образом, зрительское внимание сосредоточено на мускулистых фигурах участников игры, которые вполне соответствуют даже современным канонам тренированных спортивных мышц. При этом футболисты А.А. Дейнеки полуобнажены (одеты в шорты), что позволяет открыто подчеркнуть их атлетичную телесность; на футболистах Ю.И. Пименова облегающие футболки и гетры, скорее подчеркивающие, чем скрывающие рельефы тренированного тела, что можно расценить как прием, дополнительно усиливший желаемый эффект. Оба художника максимально концентрируются на изображении атлетичных тел футболистов, прорисовывая не только контуры мощных фигур играющих, но и анатомически верные, рельефные мышцы спин, рук и ног, напряженные в процессе движения и спортивной борьбы. В этих работах отчетливо просматривается увлечение античным идеалом гармоничного тела, о котором не раз говорил А.А. Дейнека в своих биографических записях: «Я люблю спорт... Я еще больше начал любить греков, погружаясь в мир здоровья...» [Дейнека, 1961, с. 28]. Активное цитирование Античности в работах А.А. Дейнеки отмечает, в частности, Н.К. Жижина [Жижина, 2014, с. 70].
При этом нельзя не отметить, что среди работ А.А. Дейнеки 1920-х годов, посвященных футболу, одна композиция стоит несколько обособленно - это акварель «Футбол» (1928 г., собрание Ивановского областного художественного музея) [илл. 3]. С предыдущими картинами автора ее сближает свойственное экспрессионизму ОСТов-цев отражение на полотне стремительного движения: борьбы в воздухе, происходящей между тремя нападающими игроками и защитником. При этом футболисты А. Дейнеки 1928 г. стройны, подтянуты, но, скорее, узкоплечи; на их лицах отражается накал эмоций спортивной борьбы и предельные усилия, прилагаемые в попытке достать взмывший к небу мяч. Возможно, этой работой художник пытался ответить на обвинения в формализме, с которыми приходилось сталкиваться ОСТовцам. Однако по большому счету переосмысления образа спортсменов-футболистов в творчестве мастера так и не происходит: в самой, пожалуй, известной своей живописной работе о футболе, полотне «Вратарь» (1934 г., собрание Государственной Третьяковской галереи), А.А. Дейнека снова возвращается к подчеркнуто атлетичным пропорциям героя [илл. 4]. Фигура защитника ворот за-
полняет всё пространство картины: этот эффект достигается в том числе и благодаря могучим плечам советского голкипера. Его фигура, повернутая спиной к зрителю, вновь отвечает канону идеализированной атлетичности.
Похожим образом можно интерпретировать работы А.А. Дейнеки, посвященные образам боксеров. Несохранившийся портрет известного боксера К. Градополова (1926), выполненный художником, изображал главного героя на ринге возле поверженного противника и также делал акцент на напряженных рельефных мышцах полуобнаженного спортсмена-победителя (сохранилось фотоизображение портрета в альбоме А.А. Дейнеки «Из моей рабочей практики» [Дейнека, 1961, с. 29.]. На двух графических зарисовках художника с общим названием «Боксеры» (1927 г. и 1929 г., обе в настоящее время в неизвестных частных собраниях) художник также запечатлел полуобнаженные фигуры спортсменов в процессе боксерского поединка и после него. Один из его персонажей изображен облокотившимся на веревки ринга в момент короткого отдыха. Рядом с ним - сидящая фигура обессиленного боем соперника. На другом рисунке - поверженный боец повис на веревках ринга, рядом - его утомленный схваткой победитель. Все участники боксерских поединков в изображении А.А. Дейнеки подчеркнуто атлетичны, их видимая усталость ничуть не умаляет ощущаемой зрителем мощи тренированных, сильных тел.
Ю.И. Пименов, не менее А.А. Дейнеки увлеченный боксом в 1920-е годы, на рисунке «Художники в мастерской» (1928 г., собрание Государственной Третьяковской галереи) изображает самого себя, выполняющего набросок фигуры боксера [илл. 5]. Исследовательница творчества Ю.И. Пименова Е. Воронович предполагает, что «художник стоит, расставив ноги, словно старается сохранить устойчивость на полу, как на ринге во время боя... Пименов в 1920-е часто играл в футбол и боксировал, вполне вероятно, что в процессе работы над картиной «Бокс» сам художник пытался воспроизводить движения боксеров для более убедительной их передачи» [Воронович, 2023, с. 242]. Фигура спортсмена, появляющаяся на полотне художника в мастерской, лишена атлетичности и скорее напоминает узкоплечих футболистов А.А. Дейнеки 1928 г., но сам художник, стоящий спиной к зрителю, атлетичен и широкоплеч. Во второй половине 1940-х годов А. Дейнека, в годы Великой Отечественной посвящавший свое твор-
чество в основном военным сюжетам, не уходит окончательно от спортивной тематики и даже, благодаря созданию масштабной картины «Эстафета по кольцу "Б"» (1947), остается «одним из ведущих интерпретаторов физкультурной темы» [О'Махоуни, 2010, с. 199]. И хотя к изображению футболистов и боксеров он более не возвращается, его спортивные образы практически неизменны - черты прежней подчеркнутой атлетичности прослеживаются в бегунах «Эстафеты».
Футбол и бокс в советском спортивном игровом кино 1930-1940-х годов
Путь спорта в советский кинематограф, «самое массовое из искусств», оказался довольно долгим. До середины 1930-х годов советские киноэкраны еще не знали ни одного фильма на спортивную тематику. Ситуация меняется, когда благодаря растущему постепенно количеству международных контактов советских спортсменов актуализируется возможность использовать победы на стадионах, в том числе и как метод демонстрации успехов Советского Союза. В этой связи меняется и теплеет отношение советского руководства к футболу, в первые послереволюционные годы нефинансируемому, критикуемому за излишнюю эмоциональность и азарт и «выживавшему» только благодаря народной любви к футбольной игре. Более того, именно футбол становится темой первого полнометражного игрового спортивного фильма в СССР - в 1936 г. выходит фильм «Вратарь» снятый режиссером С. Тимошенко по сценарию Л. Кассиля и Л. Юдина [Календарова, 2021]. Визуальные образы советских футболистов, предложенные массовому зрителю в этой картине, имеют ряд специфических черт. Главный герой фильма - Антон Кандидов, тамада бригады грузчиц, умеющий виртуозно ловить арбузы при их погрузке на волжские суда. Заметившие его таланты сотрудники столичного предприятия «Гидраэр», по совместительству футболисты-любители из заводской футбольной команды, приглашают Антона в Москву, устраивают на работу в «Гидраэре» и доверяют ему защиту ворот своего коллектива. Кандидов, настоящий народный герой из глубинки, открытый и простодушный, ловит арбузы на волжских просторах, а потом прибывает в Москву символично одетым в широкую вышитую рубаху, скрывающую пропорции тела [илл. 6]. Ему нет
нужды быть особенно атлетичным - кинообраз Антона передает лишь силу, природную ловкость и мощь представителя мужской половины простых советских тружеников. В Москве Кандидов, пережив ряд личностных трансформаций на пути к правильному восприятию спортивных успехов, лишь дополняющих главную задачу советского человека - успешный труд на производстве, становится столичной футбольной звездой. В столице Антон несколько меняется внешне, одеваясь теперь так, как свойственно городскому жителю. При этом ни в кадрах, связанных с бытовой повседневностью героя, ни в эпизодах тренировок и матчей не делается акцента на телесности спортсмена. Вратарь, большую часть времени матча стоящий в воротах без активного движения, всегда одет тепло и максимально закрыто [илл. 7]. Не обладают атлетичными фигурами и его товарищи, другие члены футбольной команды «Гидраэра»; их образы обыденны, и, судя по всему, максимально приближены к привычному окружению потенциальных зрителей картины [илл. 8]. И, наконец, особенное значение имеет образ одного из главных комических персонажей фильма, инженера Карасика. Анатолий Карасик подчеркнуто не спортивен внешне, являясь мишенью постоянных шуток товарищей по поводу серьезного лишнего веса [илл. 9]. Однако это не мешает создателям фильма по ходу развития сюжета возвысить образ Карасика от комического к отчасти героическому по ходу развития сюжета: именно Анатолий в критический для команды момент выходит в одиночестве на футбольное поле, спасая коллектив от технического поражения; он же, травмированный, вскакивает с носилок и бежит отдавать голевую передачу. Таким образом, фильм демонстрирует ситуации, в которых сила духа советского спортсмена-любителя, чувство товарищества, стремление к победе, и даже вдохновение, вспыхнувшее в результате ласковых слов любимой девушки, могут быть сильнее и значимее, чем физические данные, тренированность и атлетизм. В кульминационный момент фильма, когда советская команда отстаивает честь советского футбола, встречаясь с зарубежным клубом «Черные буйволы», главная миссия героя-победителя снова возвращается к Антону Кандидову, более соответствующему идеалу атлета. Однако, по сути, неспортивный Анатолий Карасик предстает во «Вратаре» не менее любимым зрителем персонажем, уравнивающим шансы простого человека стать
спортивным героем и «поймать» свой момент славы благодаря верным нравственным ориентирам, помогающим ему в жизни и борьбе.
Примечательно, что в визуальный ряд «Вратаря» практически не включены эпизоды коллективной физкультурной и спортивной активности, которые, безусловно, были частью повседневности советского человека 1920-1930-х годов, что нашло отражение, в том числе, ряде советских фильмов на неспортивную тематику [Кочухова, 2023]. Коллективный, массовый спорт появляется во «Вратаре» лишь на одну минуту экранного времени, в эпизоде, когда вбегающий в подтрибун-ное помещение после успешного матча Антон встречает гидраэров-цев, готовящихся к собственным тренировкам. Здесь его встречают юноши и девушки в спортивных и купальных костюмах (среди них -главная героиня фильма, возлюбленная Антона, конструктор Настя). Они приветствуют своего футбольного героя, демонстрируя таким образом единство коллектива, частью которого является Антон [илл. 10].
До второй половины 1920-х - начала 1930-х годов бокс, наряду с футболом, рассматривался советскими идеологами как слишком индивидуализированный, чреватый серьезными травмами и, по сути, буржуазный вид спорта. Боксеры-энтузиасты по мере сил вели борьбу за его «реабилитацию», пытаясь доказать, что советский бокс может быть другим [Градополов, 1972, с. 46-50]. Постепенно бокс не только вернулся в когорту официально признанных и одобряемых спортивных видов, но и был избран ключевой темой второй советской киноленты о спорте. В непростое предвоенное время приоритет спортивных задач в СССР вновь смещается в сторону военной подготовки -вероятно, поэтому главным героем «Боксеров» становится военный летчик Кирилл Кочеванов, увлекающийся боксом для того, чтобы быть достаточно сильным для противостояния врагу в возможном рукопашном бою. Известный советский боксер и по совместительству киноактер Константин Васильевич Градополов, один из энтузиастов возрождения бокса в СССР, а в будущем - основатель советской тренерской школы бокса, сыграл в этом фильме роль иностранного чемпиона, вступившего в схватку с Кириллом Кочевановым во время зарубежного турне советской команды. В автобиографии К.В. Градо-полова сохранились воспоминания о том, как проходил выбор актера на главную роль в «Боксерах»: «В этой картине мне пришлось быть и
артистом, и консультантом. Режиссер Владимир Гончуков энергично взялся за постановку фильма. Подготовительная работа, как и всегда, началась с подбора актеров. Но найти актера со спортивной, тренированной фигурой оказалось делом довольно трудным. Мы просмотрели много актеров, и наконец наш выбор остановился на Данииле Сагале, который должен был играть Кочеванова, главного героя фильма. На роль советского чемпиона был выбран яркий актер Виталий Доронин...» [Градополов, 1972, с. 111]. К сожалению, К.В. Градополов не объяснил, почему главная роль в кинокартине не предполагалась для него самого, ведь учитывая его спортивные навыки и большой актерский опыт (тридцать главных ролей, сыгранных в кино), этого вполне можно было бы ожидать. Тем более что, переходя к описанию доставшегося ему образа иностранного чемпиона, К.В. Градополов отмечает свою глубокую заинтересованность в теме: «Роль профессионального боксера была мне особенно интересна как актеру, автору и спортсмену» [там же, с. 112]. В данном случае можно только предположить, что кинообраз советского чемпиона-победителя предполагал не только героическую, приятную внешность (вполне отвечавшую данным К.В. Градополова), но физические параметры, соответствующие в боксе тяжелому или полутяжелому весу - это более соответствовало данным Д. Сагала. К.В. Градополов выступал на ринге в среднем весе и смотрелся в кадре немного скромнее своего соперника, хотя специального акцента на такой разнице в фильме не сделано [илл. 11, 12]. Анализируя визуальный рад «Боксеров», можно отметить, что «спортивная, тренированная фигура» Д. Сагала в фильме специально не акцентируется, не доминирует в кадре, затмеваясь драматизмом сюжетных коллизий: советский боксер ведет сложнейший бой с иностранным чемпионом, отступая, выдерживая много тяжелых раундов, чтобы в последнем нанести решающий удар своему зарубежному противнику.
Следующим советским спортивным фильмом стала музыкальная комедия «Первая перчатка» (режиссер Андрей Фролов), вышедшая на экраны СССР в послевоенном 1946 г. В этом фильме К.В. Градополов также выступил в качестве консультанта. Главный герой фильма, демобилизованный фронтовик Никита Крутиков, по пути в родной сибирский колхоз встречает в столице прекрасную спортсменку-незнакомку. Ради нее Никита задерживается в Москве и вступает на временное, как ему кажется поначалу, поприще боксерских трениро-
вок. На этот раз главная роль в фильме досталась известному советскому актеру Ивану Переверзеву, отличавшемуся высоким ростом и атлетичными параметрами. В 1953 г. И. Переверзев сыграет в кинодилогии М.И. Ромма роль адмирала Ф.Ф. Ушакова и его могучая фигура будет ассоциироваться у советского зрителя с образом великого флотоводца. Очевидно, был и еще один значимый фактор выбора актера на роль главного героя спортивного кино, о котором «проговариваются» в одном из эпизодов герои «Первой перчатки». «У него приятное, открытое лицо», - отзывается о Никите Крутикове его будущий соперник по чемпионату Москвы, действующий победитель первенства Юрий Рогов. «Открытое лицо противника приятно для удара в челюсть», - возражает тренер Рогова, в фильме персонаж скорее отрицательный. Открытость, прямота и честность, «считываемая», в том числе, и во внешних данных главного героя, в советском спортивном кино - важная составляющая его правды и будущего успеха.
В «Первой перчатке» впервые в советском игровом спортивном кино присутствует продолжительная демонстрация на экране спортивной телесности, любование ею. Эстетика тела проявлена в эпизодах, изображающих тренировочные пробежки главного героя и его товарищей-боксеров, его поединки на боксерском ринге, занятия в зале, и, наконец, процедуры в душевой [илл. 13]. При этом сценой-двойником к последнему эпизоду, не дающей воспринять любование телом чересчур серьезно, становятся аналогичные кадры в душе, не относящиеся к главному герою, - на них принимает гигиенические процедуры пожилой тренер Никиты Крутикова, чемпион Петербурга по боксу далекого 1910 года, распевая при этом известный советский мотив «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»
Кроме того, эстетика гармоничного тела широко тиражируется многочисленными кадрами, включающими сцены тренировок и соревнований московских спортсменов, представляющих самые разнообразные спортивные дисциплины. Они составили в «Первой перчатке» своеобразную палитру послевоенного столичного спорта. Первые же кадры фильма показывают зрителю сцену возвращения в зал с пробежки шеренги атлетичных боксеров общества «Метеор», одетых в майки. Спортсмены разных весовых категорий выстроены по ранжиру и демонстрируют отличную физическую форму [илл. 14]. При
этом пафос этой ситуации также несколько снижен комедийным эффектом: последними из шеренги в зал вбегают несколько подростков и, наконец, совсем еще юный участник боксерской секции. Еще один эпизод фильма демонстрирует на несколько секунд полуобнаженные торсы спортсменов на утренней уличной пробежке - благодаря мастерскому использованию светотени в черно-белых кадрах картины зритель видит яркий загар привычных к тренировкам на воздухе бегунов [илл. 15]. Важную роль в завязке сюжета играют кадры репетиций девушек-гимнасток, отрабатывающих коллективные номера на большом поле стадиона под руководством главной героини фильма, Нины Грековой [илл. 16]. Именно их выступление вдохновляет главного героя на вступление в общество «Метеор» и начало спортивного пути. Личное знакомство героя с Ниной также происходит на стадионе, где параллельно развивающемуся диалогу персонажей продолжаются тренировки и футболистов, и легкоатлетов - показаны бег, прыжки в высоту и прыжки с шестом, толкание ядра. Часть сюжетных событий специально переносится режиссером фильма на московский водный стадион «Динамо», построенный на Химкинском водохранилище в Москве в 1936 г. по проекту Г.Я. Мовчана. Стадион, или же, по терминологии тех лет, водная станция, отличался парадностью, имел три бассейна, двухъярусные трибуны, эллинг и гавани для судов, а также множество площадок для спортивных игр, легкой атлетики и гимнастики [Зверинцев, 1938, с. 178]. Сюда главные герои кинокартины едут просто погулять, «подышать воздухом». Их прогулка по стадиону позволяет параллельно развитию перипетий основного сюжета показать на экране кадры соревнований по плаванию, тренировки прыгунов в воду, продемонстрировать изящные фигуры мужчин-пловцов и девушек-пловчих в купальных костюмах, среди которых вновь оказывается и главная героиня фильма Нина Грекова в исполнении Надежды Чередниченко [илл. 17]. Используется по прямому назначению в кадрах «Первой перчатки» и символ водной станции «Динамо», известная московская вышка для нескольких одновременных прыжков в воду, построенная в форме силуэта чайки [илл. 18]. Вышку, не сохранившуюся до наших дней, можно видеть также на полотне Г. Нисского «Водный праздник» (1949-1950, собрание Нижнетагильского музея изобразительных искусств). На фоне изящных прыжков в воду герои-соперники, Никита Крутиков и Юрий Рогов, ведут беседу
о своем будущем боксерском поединке на первенстве Москвы. Прогулку завершает ночное объяснение главного героя фильма с любимой девушкой, также происходящее на Химкинском водохранилище, на палубе парусной яхты. Кадры физкультурного парада на стадионе, открывающего соревнования, предваряют ключевой разговор Нины Грековой с директором таежного совхоза, уговаривающего главных героев ехать в Сибирь, на родину Крутикова. В этом разговоре Нина впервые открыто говорит о своих чувствах к Никите.
Таким образом, короткие секунды, на которые появляется в кадре массовый спорт в предвоенном «Вратаре», в «Первой перчатке» расширяются до своеобразного «спортивного ландшафта», вдохновляющего героев на чувства и поступки. На фоне этого праздничного ландшафта разворачиваются многие сюжетные линии картины. Создается впечатление, что в этом фильме несколько спадает то напряжение, которое довлело над советскими спортсменами во «Вратаре» и «Боксерах». В «Первой перчатке», сюжет которой не предполагает непосредственной схватки с зарубежным соперником, проявляется возможность любоваться красотой спорта, не концентрируясь непрерывно на его значимой социальной или политической составляющей. Впрочем, глобально о социальной и политической значимости спорта советское кино не забывает и в 1940-е - Никита Крутиков должен тренироваться, чтобы в будущем «прославить советский спорт» и «на мировых первенствах защищать славу нашей страны». Отметим, что в данном случае речь идет именно о спортивном кино: при этом моменты, в которых фокус внимания сосредоточен на демонстрации спортивной телесности, в обычном игровом кино периодически встречались и в довоенный период [Кочухова, 2023, с. 92-93]. Можно предположить, что идеологические задачи, если они ставились в этих фильмах, раскрывались в рамках основной сюжетной темы, оставляя спортивной составляющей больше свободы.
Второй послевоенный спортивный фильм, «Центр нападения», был снят в 1946 г. на Киевской киностудии режиссерами С. Де-ревянским и И. Земгано на фоне огромной популярности советского футбола в те дни. Любовь советского зрителя, совсем недавно следившего за захватывающими перипетиями радиотрансляций, освещавших турне московского «Динамо» в Великобритании осенью 1945 г., предопределило успех фильма, по мнению критики, среднего с точки
зрения художественных достоинств. Роль главного героя картины, инженера-конструктора Андрея Кравченко, переживающего процесс внутреннего выбора, связанного с расстановкой приоритетов между футбольными тренировками и рабочим проектом, сыграл Виталий Доронин. Его советский зритель уже мог видеть ранее в образе спортсмена - в 1941 г. в «Боксерах» Виталию Доронину досталась роль внутреннего соперника главного героя и «запасного игрока» в советской боксерской команде, едущей в зарубежное турне. Однако его безусловно атлетичные внешние данные не играют в «Центре нападения» определяющей роли - фильм, в отличие от «Первой перчатки», абсолютно не концентрируется на спортивной телесности, выводя на первый план через показ обширных эпизодов футбольных матчей эстетику футбольной игры как процесса. При этом футболисты, входящие в команду главного героя, обладают самыми разными физическими и внешними данными - и это вполне соответствовало реалиям спортивной картины тех дней, хорошо знакомой советскому зрителю-болельщику. Важным фактором построения кинообраза футбола в данном случае являлась его узнаваемость - «кино включает в себя фон повседневности - зритель должен мгновенно различать его, чтобы погрузиться в экранную реальность» [Кочухова, 2023, с. 84]. Не случайно в небольшой роли самого себя, эмоционально комментирующего игру «Метеора», в «Центре нападения» появляется знаменитый футбольный комментатор Вадим Синявский, голос которого также был прекрасно знаком советскому болельщику по радиотрансляциям многочисленных матчей.
Заключение
Таким образом можно сделать следующие выводы. Свойственный советским художникам, изображавшим в 1920-1930-х годах футбол и бокс (А. Дейнека, Ю. Пименов), акцент на эстетике тренированного мускулистого тела, в основе которого лежали представления о физической гармонии, уходящие корнями в античные идеалы, практически не находит параллелей в советских спортивных фильмах довоенного периода («Вратарь», «Боксеры»). Значимую роль в этих фильмах играла идеологическая составляющая, диктующая визуальную репрезентацию образов советских спортсменов, задачей которых становит-
ся противостояние с внешним противником на спортивном поприще. Обладающий прежде всего правильными моральными ориентирами главный герой советского спортивного кино отличался приятными внешними данными и атлетичной в целом фигурой, которая, однако, не демонстрировалась нарочито. Второстепенные же персонажи этих спортивных фильмов иногда и вовсе были лишены атлетизма, что также выводило на первый план не тренированное тело, а прежде всего силу воли и моральный дух советских спортсменов. Можно предположить, что для довоенного кинематографа, адресующего свои продукты самой широкой аудитории, идеологические задачи, решаемые через посредничество спортивного кино, представлялись более актуальными в сравнении с демонстрацией гармонии атлетизма; ради решения этих задач требовалось пожертвовать эстетикой спортивной телесности. В этом отношении «спортивная» живопись имела больше свободы. В послевоенный период, когда наступило некоторое снижение градуса международной напряженности, советская комедия о боксе «Первая перчатка» смогла в некоторой степени продемонстрировать эстетику советского спорта, выраженную и в красоте тренированного тела, и в широкой палитре разнообразных спортивных видов, и в массовых зрелищных спортивных мероприятиях. Созданный в этом фильме визуальный «спортивный ландшафт», вдохновляя главных героев, образует фон, на котором развивается основное сюжетное действие, итоговый смысл которого по-прежнему заключен в необходимости спортивных побед ради прославления советского спорта. При этом первый послевоенный фильм о футболе, «Центр нападения», снова уходит в сторону от общей спортивной эстетики, сосредоточившись на достоверном изображении хорошо знакомой зрителю и любимой им командной игры.
18
Список иллюстраций
1. Ю. Пименов. Футбол. 1926.
2. А. Дейнека. Футбол. 1924.
3. А. Дейнека. Футбол. 1928.
4. А. Дейнека. Вратарь. 1934.
5. Ю. Пименов. Художники в мастерской. А.Д. Гончаров и Ю.И. Пименов. 1928.
6. Кадр из фильма «Вратарь» (1936), Антон Кандидов приезжает в Москву (скриншот).
7. Кадр из фильма «Вратарь» (1936), вратарь Антон Кандидов (скриншот).
8. Кадр из фильма «Вратарь» (1936), футболисты «Гидраэра» (скриншот).
9. Кадр из фильма «Вратарь» (1936), инженер Карасик на футбольном поле (скриншот).
10. Кадр из фильма «Вратарь» (1936), спортсмены-гидраэровцы чествуют Антона Кандидова (скриншот).
11. Кадр из фильма «Боксеры» (1941), Д. Сагал в роли боксера Кирилла Кочева-нова (скриншот).
12. Кадр из фильма «Боксеры» (1941), Б. Градополов в роли иностранного чемпиона по боксу Ланса (скриншот).
13. Кадр из фильма «Первая перчатка» (1946), И. Переверзев в роли боксера Никиты Крутикова (скриншот).
14. Кадр из фильма «Первая перчатка» (1946), боксеры клуба «Метеор» возвращаются с пробежки (скриншот).
15. Кадр из фильма «Первая перчатка» (1946), тренировка бегунов на водном стадионе «Динамо» (скриншот).
16. Кадр из фильма «Первая перчатка» (1946), Н. Чередниченко в роли Нины Грековой, репетиция номера гимнасток (скриншот).
17. Кадр из фильма «Первая перчатка» (1946), Н. Чередниченко в роли Нины Грековой, сцена на водном стадионе «Динамо» (скриншот).
18. Кадр из фильма «Первая перчатка» (1946), прыжки в воду на водном стадионе «Динамо» (скриншот).
Список литературы
Бакешин К.П. Роль Всевобуча в становлении советского физкультурно-спортивного движения в постреволюционную эпоху (1918-1923 гг.) // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5(171). - С. 33-37.
Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Красный спортивный Интернационал и зарождение советской спортивной дипломатии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. - 2012. - Вып. 2. - С. 107-114.
Воронович Е.В. Общество станковистов: композиционные и сюжетные параллели // Манускрипт. - Тамбов : Грамота, 2021. - № 11. - С. 2439-2445. - URL: https://doi.org/10.30853/mns210406
Воронович Е.В. Живопись Юрия Пименова и мастеров ОСТа как отражение эпохи. Портрет Андрея Бурова и поиск нового героя // Художественная культура. - 2023. - № 2. -С. 224-247. - URL: https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-2-224-247
Градополов К.В. Воспоминания боксера / [Лит. запись Т. Градополовой]. -Москва : Физкультура и спорт, 1972. - 303 с.
Дейнека А.А. Из моей рабочей практики [Альбом]. - Москва : Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. - 79 с.
Жижина Н.К. Образы античности в искусстве XX века. Вновь об актуальности прекрасного // Актуальные проблемы теории и истории искусства. - 2014. - № 4. -С. 61-77.
Зверинцев С.П. Архитектура спортивных сооружений [Текст] / под ред. проф. Н.Я. Колли. - Москва : Изд-во Всес. акад. архитектуры, 1938. - 256 с.
Истягина-Елисеева Е.А. Спорт в искусстве 1920-1930-х гг. // Вестник спортивной истории. - 2021. - № 2(25). - С. 58-63.
Календарова В. В. Спортивный досуг в системе ценностей советского человека (по материалам спортивного кино 1930-х - начала 1950-х гг.) // Манускрипт. - 2021. -Т. 14, вып. 3. - С. 420-427. - URL: https://doi.org/10.30853/mns210106
Кочухова Е.С. От радости к дисциплине: физическая культура в советском игровом кино 1920-1930-х гг. // Дискурс-Пи. - 2023. - Т. 20, № 3. - С. 81-99. - URL: https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_3_81
Малевинская Н.В. Композиционные построения в работах на тему спорта художников 1920-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2014. - № 10(48) : в 3 ч. - Ч. 3. - C. 128-132.
О 'Махоуни М. Спорт в СССР. Физическая культура - визуальная культура. -Москва : НЛО, 2010. - 296 с.
Сидорчук И.В. Спорт и физкультура как альтернатива девиантному досугу горожан в 1920-е гг. // Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность : материалы Междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург : Изд-во Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина, 2020. - С. 90-94.
Хорошева А.В. Физкультура как общественно-полезный досуг в Советском государстве в 1920-1930-е гг. // Labour and Leasure = Труд и досуг : сб. тезисов VIII Междунар. конф. - Санкт-Петербург : Астерион, 2019. - С. 118-119.
References
Bakeshin, K.P. Rol' Vsevobucha v stanovlenii sovetskogo fizkul'turno-sportivnogo dvizheniya v postrevolyucionnuyu epohu (1918-1923 gg.) [The role of Vsevolod in the formation of the Soviet physical culture and sports movement in the post-revolutionary era (1918-1923)]. In Uchenye zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 5 (171), 2019, pp. 33-37. (In Russ.)
Bogolyubova, N.M., Nikolaeva, YU. V. Krasnyj sportivnyj Internacional i zarozhdenie sovetskoj sportivnoj diplomatii [The Red Sports International and the Birth of Soviet Sports Diplomacy]. In VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Part 6. Issue 2, 2012, pp. 107-114. (In Russ.)
Voronovich, E.V. Obshchestvo stankovistov: kompozicionnye i syuzhetnye paralleli [The Society of Machine Tool Makers: compositional and plot parallels]. InManuskript. Tambov, Gramota Publ., no. 11 2021. pp. 2439-2445. URL: https://doi.org/10.30853/mns210406 (In Russ.)
Voronovich, E.V. ZHivopis' YUriya Pimenova i masterov OSTa kak otrazhenie epohi. Portret Andreya Burova i poisk novogo geroya [The paintings of Yuri Pimenov and the masters of the OST as a reflection of the epoch. Portrait of Andrey Burov and the search for a new hero]. In Hudozhestvennaya kul'tura. no. 2, 2023, pp. 224-247. URL: https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-2-224-дейнека7 (In Russ.)
Gradopolov, K.V. Vospominaniya boksera / [Lit. zapis' T. Gradopolovoj] [Memoirs of a boxer / [Lit. entry by T. Gradopolova]]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1972, 303 p. (In Russ.)
Dejneka, A.A. Iz moej rabochejpraktiki [Al'bom] [From my work practice [Album]. Moscow, Izd-vo Akad. hudozhestv SSSR, Publ. 1961, 79 p. (In Russ.)
Zhzhina, N.K. Obrazy antichnosti v iskusstve XX veka. Vnov' ob aktual'nosti prekras-nogo [Images of antiquity in the art of the XX century. Once again about the relevance of the beautiful]. In Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva. no. 4, 2014, pp. 61-77. (In Russ.)
Zverincev, S.P. Arhitektura sportivnyh sooruzhenij [Tekst] [Architecture of sports facilities [Text]]. Edited by prof. N.Ya. Kolli. Moscow, Izd-vo Vses. akad. arhitektury Publ., 1938, 256 p. (In Russ.)
Istyagina-Eliseeva, E.A. Sport v iskusstve 1920-30-h gg. [Sport in art in the 1920s and 1930s.]. In Vestnik sportivnoj istorii. no. 2 (25), 2021, pp. 58-63. (In Russ.)
Kalendarova, V.V. Sportivnyj dosug v sisteme cennostej sovetskogo cheloveka (po materialam sportivnogo kino 1930-h - nachala 1950-h gg.) [Sports leisure in the value system of the Soviet man (based on the materials of sports films of the 1930s - early 1950s)]. In Manuskript. Vol. 14. Issue 3, 2021, pp. 420-427. URL: https://doi.org/10.30853/mns210106 (In Russ.)
Kochuhova, E.S. Ot radosti k discipline: fizicheskaya kul'tura v sovetskom igrovom kino 1920-1930-h gg. [From joy to discipline: Physical culture in Soviet Feature Films of the 1920s and 1930s.]. In Diskurs-Pi. Vol. 20, no. 3, 2023, pp. 81-99. URL: https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_3_81 (In Russ.)
Malevinskaya, N.V. Kompozicionnye postroeniya v rabotah na temu sporta hudozhni-kov 1920-h gg. [Compositional constructions in works on the theme of sports by artists of the 1920s]. In Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice]. Tambov, Gramo-ta Publ., no. 10(48): v 3 ch. Ch. 3, 2014, pp. 128-132. (In Russ.)
O'Mahouni, M. Sport v SSSR. Fizicheskaya kul'tura - vizual'naya kul'tura [Sports in the USSR. Physical education is visual culture]. Moscow. NLO Publ., 2010, 296 p. (In Russ.)
Sidorchuk, I.V. Sport i fizkul'tura kak alternativa deviantnomu dosugu gorozhan v 1920-e gg. [Sport and physical education as an alternative to deviant leisure of citizens in the 1920s.]. In Reformy v povsednevnoj zhizni naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost': materialy Mezhdunar. nauch. konf. [Reforms in the daily life of the Russian population: history and modernity : materials of the International Scientific Conference]. Saint Petersburg, Izd-vo Leningr. gos. un-ta im. A. S. Pushkina Publ., 2020, pp. 90-94. (In Russ.)
Horosheva, A.V. Fizkul'tura kak obshchestvenno-poleznyj dosug v Sovetskom gosu-darstve v 1920-1930-e gg. [Physical education as a socially useful leisure in the Soviet state in the 1920s and 1930s.]. In Labour and Leasure = Trud i dosug: sb. tezisov VIIIMezhdunar. konf. Saint Petersburg, Asterion Publ/, 2019, pp. 118-119. (In Russ.)