УДК 37:001.127.18
Е. Н. Михайлова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Современное общество ориентировано на повышение результативности не только технических, но и гуманитарных областей. Современные гуманитарные технологии используются в обучении, воспитании, что позволяет оптимизировать эти процессы. Исследовательская деятельность педагога является обязательным фактором его профессиональной компетенции. Это определяет необходимость усовершенствования данной деятельности. Наиболее удачным методологическим подходом к решению указанной проблемы можно считать праксеологический, а одним из важнейших механизмов - визуализацию. Перечисленные резервы были использованы для разработки и апробации образовательного курса для магистерских программ «Проектирование и экспертиза образовательных систем». Визуализация, сравнительно новая для педагогики методика, использовалась при обучении магистрантов и позволила добиться высокой результативности обучения и удовлетворенности обучающихся. Данный методологический подход и методика визуализации могут быть использованы и для других учебных курсов.
Ключевые слова: исследовательская деятельность педагога, праксеологический подход, визуализация, образовательная программа, результат исследовательской деятельности.
Современное общество ориентировано на повышение результативности любой сферы деятельности - от производства до социальных отношений. Это доказывается активной разработкой производственных технологий (технологизация процесса), социальных технологий (технологии социальных отношений), педагогических технологий (технологии обучения и воспитания), гуманитарных и психологических технологий (технологии влияния на сознание масс и отдельного человека). Многие из этих технологий признаны эффективными, полезными, позволяющими значительно снизить ресурсные затраты, например время, материальные ресурсы, энергозатраты.
Однако уже на уровне обыденного сознания закрепилось, что результат, достигнутый с использованием технологий, не может претендовать на уникальность, на творческий уровень. Так, в сфере производства идет противопоставление конвейер -hand-made (в пользу вещей ручной работы, конечно). По педагогическим технологиям есть противопоставление технология - педагогическое мастерство (Подласый). В области педагогики не просматривается явного преимущества результатов педагогического мастерства над результатами использования передовых технологий обучения и воспитания, зато долгое время явно поддерживалась установка на невозможность технологизации творческого процесса, особенно в области научного творчества. Единственной возможностью улучшения и оптимизации этого процесса до конца ХХ в. рассматривалась научная организация труда.
В конце ХХ в. исследовательская деятельность педагога стала рассматриваться как неотъемлемая часть его профессиональной деятельности, а исследовательская компетентность как часть профессиональной компетентности. Поэтому становятся актуальными вопросы повышения эффективности
и результативности исследовательской деятельности. Это невозможно без формирования новых подходов, концепций и технологий.
В педагогических, философских, психологических работах (К. А. Абульханова-Славская,
A. В. Брушлинский, Г. И. Вергелес, В. В. Давыдов,
B. А. Лекторский, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин и др.) убедительно доказано, что человек прогнозирует результат своей деятельности и способен работать на его улучшение, только находясь в субъектной позиции. Именно как субъект деятельности он проявляет осознанность, инициативность, активность, самостоятельность. И чем детальнее представляет исследователь итоговый результат, тем быстрее и эффективнее он его достигнет.
Рассматривая проблему повышения результативности и эффективности исследовательской деятельности педагога комплексно и всесторонне, мы создали концепцию праксеологизации исследовательской деятельности. Праксеологизация как категория вводится в тезаурус педагогической науки. Сам термин, по мнению авторов, тесно связан с понятием «оптимизация», но значительно шире и отражает динамику. Оптимизация понимается в педагогике, как и в других науках, как выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т. п., целенаправленная деятельность, которая заключается в получении наилучших результатов при соответствующих условиях. Праксеологизация - это сочетание рационализации и оптимизации деятельности.
Наиболее эффективным механизмом праксео-логизации деятельности является визуализация результата. Понятие «визуализация» активно используется в психологии и психотерапии, где под визуализацией выступает собирательное название психо-
терапевтических приемов, направленных на воссоздание и управление зрительными образами во внутреннем, субъективном пространстве. Распространение методик визуализации обусловлено тем, что практически все люди способны в большей или меньшей мере к воссозданию зрительных представлений [1].
Как правило, возможности применения методик визуализации определяются той теоретической концепцией, в рамках которой разработан основной психотерапевтический метод, составной частью которого они являются. В гештальт-терапии, например, взаимодействие с воссозданным образом части личности рассматривается как важный этап большинства психотерапевтических процедур и экспериментов. В современных экзистенциальных подходах переживание эмоций, связанных с непроизвольными визуальными образами, выступает как существенный элемент экзистенциального опыта и личностного роста в целом.
В психологии методики визуализации чаще всего применяются в поведенческой психотерапии, психоаналитической психотерапии, когнитивной психотерапии.
В когнитивной психотерапии зрительные образы являются эквивалентами когниций и вместе с ними составляют так называемый план автоматизированного мышления, элементами которого может быть «самопредвидение» - непроизвольное создание образа возможных, как правило негативных последствий.
Различные технические приемы, включающие использование визуальных образов, строятся по следующей схеме:
1) тщательное изучение формального способа презентации проблемы;
2) изучение способа презентации ресурса (позитивного опыта, который презентируется с помощью субъективно приятных образов);
3) интеграция ресурса с проблемой;
4) проведение теста на эффективность воздействия.
Существует несколько вариантов работы с визуальными образами, которые соответствуют основным типам методики визуализации (прямое видоизменение образа в ресурсном направлении, интеграция в образ ресурсного образа, изменение расположения образа в контексте других образов континуума).
Использование методики визуализации в исследовательской деятельности педагога проводилось в рамках образовательного курса для магистрантов II курса педагогических специальностей «Проектирование и экспертиза образовательных систем» (2014/15 учебный год). Магистратура - особая ступень профессиональной подготовки, которая в пер-
вую очередь ориентирована на исследовательскую деятельность, особенно в подготовке магистерской диссертации [2]. Программа курса была разработана на основе праксеологического подхода, «... предполагающего выработку плана, который позволяет достичь нужного результата с наименьшими потерями, затратами и расходами, в котором указано и рассчитано время выполнения каждого действия и общее время, необходимое для достижения окончательного результата». Содержание курса было разработано в учетом основных принципов праксеологического подхода (антиципации, препарации, инструментализации, экономизации, эври-стичности, инициативности) [3].
Принцип антиципации предполагал прогнозирование результатов деятельности, возможных трудностей и препятствий для ее успешного осуществления. Так, например, в исследованиях О. Н. Бер-шанской доказана эффективность антиципации результата. Психологическое содержание этого понятия (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. В. Бруш-линский, Б. Ф. Ломов, Е. А. Сергиенко, Е. Н. Суркова, И. М. Фейгенберг и др.) определяется как прогнозирования, предвосхищения, предопределения результата во всех видах деятельности и действий человека [4]. Для педагогики «антиципация» сравнительно новое понятие, которое в педагогических исследованиях рассматривается в связи с проблемами образовательного прогнозирования, профессионального образования, предвидения в деятельности учителя, организации прогностической познавательной деятельности учащихся среднего школьного возраста (А. А. Вербицкий, Н. В. Жукова, В. И. Загвязинский, А. Ф. Присяжная). Антиципация результата в рамках курса «Проектирование и экспертиза образовательных систем» была рассчитана на выбор типа и вида модели, которая наиболее подходит к цели и задачам исследования каждого магистранта.
Принцип препарации в общем смысле предполагает подготовку субъектов, среды, материальных и технических средств к деятельности. Препарация в рамках курса для магистрантов состояла в изучении возможных компонентов педагогических моделей на основе изучения моделей, прошедших внешнюю экспертизу через защиту диссертационного исследования (субъекты, среды, материальные и технические средства деятельности, критерии, показатели и др.).
Принцип инструментализации определяет выбор средств согласно заданной цели. Инструмента-лизация включала возможный выбор средств согласно заданной цели и методологического подхода для построения модели исследования.
Принцип экономизации направлен на уменьшение затрат времени, хорошо оснащенную матери-
ально-техническую базу. Экономизация как уменьшение затрат времени была достигнута за счет хорошо подобранного раздаточного материала.
Принцип эвристичности регламентирует открытие новых, более рациональных способов осуществления деятельности. Эвристичность у магистрантов развивалась в деятельности по улучшению и преобразованию моделей, в которых специально были предусмотрены неточности и ошибки.
Принцип инициативности предполагает свободу выбора направления, собственного маршрута деятельности, который проявляется в возможности воплотить в жизнь исследовательские замыслы, выбрать определенный план действий при решении задач. Инициативность в курсе была в свободе выбора собственного маршрута деятельности (индивидуальная работа, работа в группе).
Процесс визуализации результата исследовательской деятельности педагогов, обучающихся по образовательной программе «Проектирование и экспертиза образовательных систем», был ориентирован на тему магистерской диссертации или, по желанию обучающегося, на несколько учебных тем. Занятия по курсу были распределены на три основных (учебные занятия) и один дополнительный (зачет) этап.
Этап 1. Изучение формального способа презентации результатов педагогического исследования в форме модели, анализ возможных элементов и определение типа и вида модели.
Этап 2. Экспертирование педагогических моделей. Дифференциация позитивного опыта, ошибок, разработка предложений по улучшению визуализации образов результата исследования.
Этап 3. Интеграция магистрантами накопленных ресурсов визуализации с целью и задачами своего исследования.
Этап 4 (дополнительный) проводится во время зачета. Сначала магистранты оценивали педагогические модели исследования друг друга по экспертной карте, а затем получили развернутую словесную оценку от преподавателя. Кроме этого, обязательным является проведение анкетирования как теста на эффективность воздействия. В результате были получены объективные результаты готовности исследователя к визуализации своего будущего результата и субъективные данные удовлетворенности обучением по данному курсу в праксеологи-ческом подходе с использованием методики визуализации (табл. 1).
После зачета было проведено анкетирование субъективную оценку магистрантов пользы
изученного курса. Результаты представлены в процентном соотношении от всех магистрантов, участвовавших в диагностике (табл. 2).
Таблица 1
Результаты визуализации педагогического исследования магистрантами. Успешность действия, % от всего потока обучающихся
Действие В начале курса В конце курса
Чтение содержания моделей, отражающих педагогические исследования 34 92
Создание педагогических моделей по знакомому (традиционному) содержанию 28 90
Создание моделей, отражающих цель и задачи собственного педагогического исследования 35 90
Таблица 2
Субъективная удовлетворенность магистрантов результатами обучения визуализации педагогического исследования
Качество Оценка, %
Удовлетворенность обучающихся содержанием курса 98,4
Определение итога курса как «полезный», «нужный» 100
Желание продолжить обучение по данному направлению 98
Анализ полученных результатов убедительно доказывает успешность проведенной деятельности по использованию праксеологического подхода к формированию образовательного курса «Проектирование и экспертиза образовательных систем» для магистрантов. Успешность дифференцируется на высокую степень обученности магистрантов и высокий процент удовлетворенности курсом. Методика визуализации в педагогическом исследовании позволяет определить основные структурные компоненты исследования, результат исследования, сократить временные ресурсы на его достижение. Праксеологический подход и методика визуализации могут быть использованы не только в образовательном курсе «Проектирование и экспертиза образовательных систем», эффективные результаты возможны в курсах «Основы исследования», «Методология педагогического исследова-
на суоъекгивную оценку магистрантов пользы ния» и многих других.
Список литературы
1. Визуализация. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E7%F3%E0%EB%E8%E7%E0%F6%E8%FF (дата обращения: 01.02.2015).
2. Ревякина В. И. Магистратура - ресурс повышения кадрового потенциала российских вузов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10. С. 29-33.
3. Федотова В. С. Организация исследовательской деятельности студентов педагогических специальностей университета на основе праксиологического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2011. 21 с.
4. Бершанская О. Н. Антиципация как средство повышения активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009. 19 с.
Михайлова Е. Н., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.02.2015.
E. N. Mikhailova
VISUALIZATION OF THE RESEARCH ACTIVITIES OF THE TEACHER
Modern society is focused on improving the performance of both technical and humanitarian areas. Modern humanitarian technologies are used in the training, education, allowing you to optimize these processes. Research activities of the teacher is a necessary factor in his professional competence. This determines the need to improve this activity. The most successful methodological approach to solving this problem, the author believes praxiological, and one of the most important mechanisms visualization. These reserves were used by the author to develop and test educational course for master's programs "Design and assessment of educational systems". Visualization, a relatively new pedagogy methodology used in teaching undergraduates, allowed to achieve high performance training and trainees' satisfaction. This methodological approach and visualization techniques can be used for other training courses.
Key words: research activities of the teacher, praxeological approach, visualization, educational program, result of research activity.
References
1. Vizualizatsiya [Visualization]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E7%F3%E0%EB%E8%E7%E0%F6%E8%FF (accessed 1 February 2015) (in Russian).
2. Revyakina V. I. Magistratura - resurs povysheniya kadrovogo potentsiala rossiyskikh vuzov [Master's degree program- the resource of specialists' potential improvement in Russian institutions of higher education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2011, vol. 10, pp. 29-33 (in Russian).
3. Fedotova V. S. Organizatsiya issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey universiteta na osnove praksiologicheskogo podkhoda: avtoref. dis. cand. ped. nauk [Organization of research activity of students of pedagogical specialties of the University on the basis of the praxeological approach. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Velikiy Novgorod, 2011. 21 p. (in Russian).
4. Bershanskaya O. N. Antitsipatsiya kaksredstvopovysheniya aktivnoyi osoznannoydeyatel'nostimladshikh shkol'nikovna urokakh literaturnogo chteniy: avtoref. dis. cand. ped. nauk [Anticipation as a means of increasing the active and conscious activity of younger students in the classroom readings. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Kirov, 2009. 19 p. (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]