Научная статья на тему 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСЛЯЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА В МУЗЕЕ'

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСЛЯЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА В МУЗЕЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуальный образ / визуализация / музей / музейная экспозиция / музейная коммуникация

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Краснова Евгения Леонидовна

Статья обращается к понятиям визуализации и визуального образа в современной культуре. Информационный мир, в котором генерируется множество разнообразных ресурсов стремится к их систематизации и оптимизации посредством использования визуальных образов. Использование визуализации в музейной практике позволяет выполнять ряд задач, связанных с созданием организованного музейного пространства и эффективных элементов коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСЛЯЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА В МУЗЕЕ»



SCIENCE TIME

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСЛЯЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА В МУЗЕЕ

Краснова Евгения Леонидовна, ГНУ «Центр системного анализа и стретегических исследований Национальной академии наук Беларуси»,

г. Минск, Республика Беларусь

E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья обращается к понятиям визуализации и визуального образа в современной культуре. Информационный мир, в котором генерируется множество разнообразных ресурсов стремится к их систематизации и оптимизации посредством использования визуальных образов. Использование визуализации в музейной практике позволяет выполнять ряд задач, связанных с созданием организованного музейного пространства и эффективных элементов коммуникации.

Ключевые слова: визуальный образ, визуализация, музей, музейная экспозиция, музейная коммуникация.

Зрительное восприятие информации - это естественный способ познания. 80% информации передается через зрительные каналы, которые отражают окружающую действительность сквозь призму индивидуальных представлений и опыт человека. Визуальные образы становятся средством коммуникации, передачи важных культурных смыслов или повседневных объектов маркетинга -все это поглощается человеком через экраны смартфонов, телевизоров, рекламных уличных панелей или другие каналы. Доминирование визуальных акцентов, порожденных активным использованием медиа, сформировало новую «удобную» форму предоставления информации, главным свойствами которой является образность, доступность, лаконичность, быстрота восприятия и передачи. Поэтому на смену «громоздким» текстам приходит инфографика, смайлы, картинки, мемы, символы и другие средства, которые позволяют быстро создавать, транслировать практически любой контекст. Так вербальный язык заменяется более понятным языком визуальных образов.

Визуальный образ является центральным понятием визуальной культуры, к изучению которой сегодня прикован интерес со стороны многих ученых, что подтверждает растущий объем исследований по данной тематике. К изучению данной проблематики обращались многие зарубежные, российские исследователи, как например, М. Маклюэн, И. Тэн, С.Д. Бородина, Н.И. Быстрицкий, Я.М. Власова, Н.Н. Коваленская, М.Н. Соколов, Р.Ю. Порозов, Е.В. Селиванова, Т.Ю. Серикова, Н.А. Симирцева и многих других. В своих исследованиях авторы обращаются к истокам формирования визуальной

I

1 SCIENCE TIME 1

культуры, ее категориальным составляющим, аспектам восприятия образной информации, вопросам коммуникации и др.

В научных кругах понятие «визуальный образ» обрастает большим множеством интерпретаций в контексте развития современных цифровых технологий, медиакультуры, коммуникативных практик. В рамках данной статьи мы будем рассматривать визуальный образ как «образно-пространственное осмысление реальности» [1, с. 152]. Иначе говоря, воспроизведение элементов окружающей действительности в виде изображения, которое передает определенную информацию и содержит эмоциональный, интеллектуальный или потребительский подтекст.

Процесс перевода абстрактной идеи, текста или по сути любой информации в визуальный образ называется визуализацией, т.е. трансформация смыслов в лапидарный рисунок, несущий сложный контекст. «Визуализация намного глубже нежели наглядное изображение чего-либо - это преобразование огромных массивов информации в графические образы, связанных едиными смыслообразом» [2, с. 111]. Визуализация включает в себя сложные процессы, связанные с обработкой данных, ее систематизацией, осмыслением и последующим переводом в образ. Так происходит трансляция сложного контекста, сжатого до состояния ёмкого графического «повествования».

Использование визуализации в качестве рабочего инструмента и коммуникации является необходимым условием успешности реализации различной деятельности, будь то рекламная компания по продвижению продукта, научные презентации, культурные и социальные проекты, выставки и т.д. Музеи, чья деятельность, в большей степени, связана с демонстрацией историко-культурного наследия, обращением к историческим, социальным или культурным событиям, взаимодействием с посетителем, все чаще используют визуализацию в своей работе. В экспозициях музеи реконструируют некую социокультурную реальность, где уместно говорить о художественном решении экспозиционного пространства, но по факту мы сталкиваемся с функциональной визуализацией. Рассмотрим некоторые формы визуализации, которые можно встретить в музейной практике.

Графическая визуализация. Практически все направления музейной работы могут воспользоваться преимуществами графической подачи материала. В контексте экспозиционной работы важно припомнить тот факт, что экспозиционное проектирование, не так давно перешло из оформительской категории в категорию искусства музейной экспозиции. Но сегодня мы видим, как оно снова постепенно обрастает более лаконичными средствами изобразительности, стремится к упрощению и стилизации с целью стать более понятным для своей аудитории. В экспозиционных залах все чаще встречаются краткие тексты, инфографика, иллюстрации, которые призваны рассказывать простым языком о сложном или важном, нежели замысловатый, наполненный символическим содержанием художественный образ, который требует определенных знаний и усилий для прочтения. «Визуализация - это экспликация процессов, в логике которых развивается конкретная социокультурная система: этническая, историческая, цивилизационная» - отмечает Р.Ю. Порозов [3, с. 878]. Другими словами, несмотря на упрощенный формат предоставления

1 SCIENCE TIME 1

информации, визуализация позволяет сохранять и транслировать важные социокультурные ориентиры общества. На этапе создания структуры музейной экспозиции, визуальный образ может использоваться для передачи данных, демонстрации социокультурного контекста, фиксации доминантных зон, отражения ключевых элементов, расстановки цветовых и образных акцентов, иллюстративного показа логики повествования, организации пространства, построения коммуникации, размещения экспликаций и т.д.

В процессе организации внутримузейного пространства, не менее важно использование приемов визуализации, которые лежат в основе коммуникационного дизайна, задача которого стать удобным «переводчиком» предметного мира в мир человеческого восприятия и эмоционального переживания. С одной стороны, коммуникативная визуализация может включать создание навигации, систем управления посещением, внутреннего ориентирования и информирования. Причем значение имеет как навигация как внутри музея, так и снаружи, позволяя посетителям ориентироваться в пространстве, особенно на территории крупных музеев. С другой - это способ передачи информации на эмоциональном уровне для привлечения внимания к музейным проектам.

При работе с посетителями в направлении выполнения им культурно-образовательной функции музея, важно учитывать не только категории посетителей, но и особенности восприятия информации, с учетом выбора тематики образовательной программы. При, казалось бы, простой задаче визуализация предполагает собой сложный процесс обобщения и создания конспективного формата демонстрируемой информации, которые ложатся в основу развлекательных и образовательных проектов. Наглядное представление текстового материала помогает адаптировать сложный контекст под конкретную аудиторию, помогая максимально эффективно воспринимать предлагаемый материал. Сегодня для разработчика контента доступен «обширный набор инструментов для визуализации информации по созданию ленты времени, интеллект-карт, скрайбинга, инфографики, облака слов, интерактивных плакатов, кроссенса, кластера, презентации, лонгрида» - отмечают практики [4, с. 270]. Графическая визуализация позволяет добиться оптимальной подачи материала, которая сочетает в себе лаконичность, образность и доступность трансляции конкретного социокультурного контекста.

Цифровая визуализация. Цифровая визуализация является самым популярным, эффективным и многофункциональным инструментом, который пронизывает все сферы музейной деятельности. Любые цифровые объекты всегда приковывают внимание посетителей, независимо от своего функционального назначения, поэтому их использование можно увидеть практически в любом музее. Объекты цифровой визуализации размещаются в экспозиции, при работе с посетителями, как навигационная система или вспомогательное средство информирования, медийный ресурс, виртуальный тур и т.д. В работе с посетителями используются мини-игры, ЗД-проекции и голограммы, - видеоконтент, дополняющие экспозицию "физического" музея. В экспозиции все большее распространение получают такие технологии, как

1 SCIENCE TIME 1

маппинг, AR-технологии, УЯ-технологии, цифровой сторителлинг, виртуальная реконструкция и др. Цифровая визуализация способствует формированию нового музейного пространства (реального и виртуального), которое аккумулирует достижения современных информационных технологий.

Визуализация музейных медиа. Одной из форм презентации деятельности музея является работа с социальными медиа ресурсами и сайтом, в которых визуализация является основным инструментом. Создание музейного медиаконтента невозможно представить без образных элементов, которые способны наглядно демонстрировать послания, обращенные к своему зрителю. Публикации в социальных сетях требуют текстовой лаконичности и визуальной привлекательности. Объективно говоря, именно благодаря медиа и возникла необходимость трансформации текста в более компактный иконический формат, что обеспечивает удобство быстрого просмотра контента. Сегодня музеи активно расширяют ряды своих виртуальных посетителей, формируют увлекательный и содержательный информационный медиа-продукт, погружаются в мир медийных технологий.

Трехмерная визуализация. Несмотря на активное использование цифровых объектов, все также актуальны и традиционные формы трехмерной визуализации: 3D-печать, моделирование, интерактивные модели, макеты, действующие образцы, манипуляторы, арт-объекты - средства, которые позволяют (наравне с цифровыми объектами) посетителям приобщаться к культурному насле-дию посредством мультисенсорных каналов восприятия. Объемные образцы при грамотной подаче могут сыграть важную роль в процессе коммуникации с музейной аудиторией, создавая возможность быть активным участником и потребителем предлагаемых форм взаимодействия.

Сегодня использование визуализации является необходимым инструментом трансляции информации. Визуальный образ аккумулирует в себе не только графическое изображение, но и множество подтекстов, социального, культурного, политического, потребительского характера, что позволяет быстро и доступно передать его аудитории. Музеи также активно используют все достоинства данного инструмента в свой деятельности, переходя на новый уровень презентации историко-культурного наследия.

Литература:

1. Оводова С.Н. Слово и визуальный образ в современной культуре // Вестник Омского университета. - 2013. - № 1. - С. 151-153.

2. Колодяжная В.Д. Визуализация литературного текста в пространстве музейной экспозиции // Международный научно-практический журнал. - 2017. -№ 9 (63). - Ч.3. - С. 110-114.

3. Порозов Р.Ю. Визуализация в культуре: границы понятия и категориальное обоснование // Вестник Башкирского университета. - 2013. - Т. 18.- №3. - С. 878-881.

4. Гриневич Л.А. Освоение технологий визуализации информации в процессе практической подготовки студентов-музеологов // Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. - 2022. - 41(2). - С. 268-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.