Алексеева Евдокия Кимовна, Варавина Галина Николаевна
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ГЕОЛАНДШАФТА В ТРАДИЦИОННОЙ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЭВЕНОВ ЯКУТИИ
В статье на основе этнографических и полевых материалов в контексте геопространственной теории и теории культурного ландшафта анализируется орнаментальная культура эвенов Якутии, а именно - визуализация геоландшафтных объектов в орнаментации традиционной эвенской одежды. Показано, что через визуально-образное восприятие (искусство, орнамент) репрезентируются этнолокальные модели северного ландшафта. Сделан вывод о том, что в традиционной орнаментальной культуре эвенов рассматривается своеобразность тунгусской ментальной картины мира, где элементы геоландшафта имеют высокий мифологический статус. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-571.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 15-17. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 7.04:688.788(=512.211)(571.56) Исторические науки и археология
В статье на основе этнографических и полевых материалов в контексте геопространственной теории и теории культурного ландшафта анализируется орнаментальная культура эвенов Якутии, а именно - визуализация геоландшафтных объектов в орнаментации традиционной эвенской одежды. Показано, что через визуально-образное восприятие (искусство, орнамент) репрезентируются этнолокальные модели северного ландшафта. Сделан вывод о том, что в традиционной орнаментальной культуре эвенов рассматривается своеобразность тунгусской ментальной картины мира, где элементы геоландшафта имеют высокий мифологический статус.
Ключевые слова и фразы: Якутия; эвены; северные кочевники; геопространство; культурный ландшафт; традиционное мировоззрение; орнаментальная культура; геопространственные образы; ментальная картина мира; знак-символ.
Алексеева Евдокия Кимовна. к.и.н. Варавина Галина Николаевна. к.и.н.
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, г. Якутск aeks07@mail.т; varavina1982@mail.т
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ГЕОЛАНДШАФТА В ТРАДИЦИОННОЙ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЭВЕНОВ ЯКУТИИ
Изучение геокультурного пространства в рамках теории «культурного ландшафта» является одним из важных научных направлений в современном гуманитарном знании и занимает в нем особое место. Согласно этнолого-географическому подходу. «культурный ландшафт» рассматривается как освоенный определенным этносом или конфессионным обществом природный ландшафт: определенная система расселения и хозяйствования. язык (топонимика). система матриц и кодов культуры. выражающихся в знаках и символах. непосредственно связанных с территорией [3]. Под «геокультурой» же подразумевается процесс и результаты развития географических образов в конкретной культуре. а также формирование традиции культуры осмысления этих образов [1. с. 171].
Одним из ярких примеров визуализации геоландшафта является орнаментальное искусство эвенов. в котором воплощены знаки и символы освоенного пространства. Эвены. прежде всего. известны как таежные номады огромных труднодоступных пространств Севера. Сибири и Дальнего Востока. Кочевые тропы связывали разные геоландшафты (тундра. лесотундра. морское побережье. тайга). формируя национальный образ мира ламута-кочевника. Освоение обширных северных территорий способствовало формированию у локальных этногрупп особого мировосприятия. мировоззрения. философского взгляда на окружающий мир. оригинальной ментальной карты ландшафтных представлений и образов.
Геопространственные представления. в том числе и их семантику. эвены в первую очередь воплотили в орнаментации традиционного составного костюма (распашной кафтан. нагрудник. шапка. торбаса). Данная одежда общетунгусского типа выделяла их среди других народов Сибири. что указывалось. начиная с XVII в.. в казачьих отписках и подчеркивалось путешественниками. Главной особенностью эвенской одежды являлись ее украшения - орнаментировалось все. начиная от головного убора и заканчивая обувью. Об изяществе и красоте эвенской одежды с восхищением писали еще дореволюционные исследователи-путешественники (А. Ф. Мид-дендорф. В. Г. Богораз. В. И. Иохельсон и др.). оригинальный покрой. неповторимый орнаментированный стиль украшений изумлял этнографов и археологов (Г. М. Василевич. А. П. Окладников и др.). Так. в свое время В. Г. Богораз отметил: «Вся одежда ламутов сверкала красной и голубой узорной вышивкой. как цветы на каменных склонах... Кожаные и меховые кафтаны. обшитые черным. зеленым и красным сафьяном. пере-меживаются в клетку с дорогим алым сукном. На шапках. на огнивных и табачных мешках. на меховых сапогах и кожаных штиблетах. даже на колыбели. в которой лежал грудной младенец. на маленьком седле... - везде и всюду сверкали затейливые узоры ламутских украшений» [2. с. 153].
Орнамент для северных народов - своеобразная знаковая система. отчасти заменявшая письменность и сопровождавшая каждого человека на всем его жизненном пути от рождения до смерти. Образный «язык» орнамента эвенов богат и многогранен. включает в себя опыт взаимодействия человека с природой. По их понятиям. в этой бескрайней Вселенной наиглавнейшей считается Природа. затем божества и только потом человек. Это мировоззрение они воплощали в узорах. украшениях. поэтому одежда эвенов. как и других народов. как часть материальной и духовной культуры была неразрывно связана с его верованиями. обрядами. природой. Специфика эвенского орнамента заключается в том. что он является выражением их кочевой культуры. традиционного образа жизни и своеобразной картины мира. Он отличается художественно-стилистическими особенностями и сакрально-семантическим содержанием. Каждый орнамент и его деталь имели свое смысловое значение. Орнаментальные мотивы эвенов считались сакральными. они были призваны выполнять функции оберега.
16
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Традиционно для эвенов были присущи геометрические формы в виде кругов, полос, квадратов, треугольников, ромбов и др., восходящих к неолитической традиции, широко известные в искусстве народов Крайнего Северо-Востока.
Важно отметить, что через визуально-образное восприятие (искусство, орнамент) могут репрезентироваться этнолокальные модели северного ландшафта. Так, издавна жизненное пространство эвенов в основном составлял горно-таежный ландшафт - тайга с многочисленными реками, речушками и горными возвышенностями. Геопространственные объекты - гора, реки - это тот контекст, в котором сформировался национальный образ мира ламута-кочевника, что наглядно отражено в орнаментации эвенского костюма. Многие традиционные орнаменты включают в себя треугольники как символ гор (у ламунхинских (Кобяйский район) и тюгясирских (Эвено-Бытантайский район) эвенов). У тюгясирских эвенов символом горы является орнамент в виде дуги [8; 10]. «Орнаментальный мотив в виде треугольника и дуги выступает символом гор, восхождения, устремления к горному пространству и связи земного и небесного миров» [7; 9]. В жизненном пространстве эвенов горы играли роль главных ориентиров на местности как в географическом, так и в сакральном смысле. В географическом плане они выступали тем центром, вокруг которого вели свою жизнедеятельность кочевые локальные группы. Как известно, мифологические функции горы многообразны. Гора выступает в качестве наиболее распространенного варианта трансформации Мирового древа. Гора часто воспринимается как образ мира, модель Вселенной, это ориентир в окружающем пространстве. У эвенов Якутии существовало почитание священных гор. По их представлениям, там обитали духи-покровители, в целом божественные персонажи были связаны с вершиной горы. Важно отметить, что гора, тайга и река являются для северных кочевников основными символами их священной географии.
По сведениям нашего информатора, у тюгясирских эвенов орнамент в виде треугольника называется дюкагча и обозначает горы, а также илуму, то есть дом, жилище. По ее словам, данный орнамент также является знаком, благословляющим процветание рода, это и своеобразная визитка, свидетельствующая о происхождении из северного рода. Орнамент в виде треугольника распространен в основном у горно-таежных эвенов [8]. Раньше, по всей вероятности, каждый эвенский род имел свои тотемные украшения, и они были обязательными.
У березовских эвенов Якутии орнамент, похожий на треугольную форму, называется кокчаликагча (кок-чаликача) и является одним из самых распространенных узоров. Интересно отметить, что «этот орнамент обозначает, что у человека было много родственников, детей, внуков» [4, с. 20]. Кокчаликагча - мотив бисерного орнамента - узор, состоящий из остроконечных вершинок. Он вышивается бисером - черный между двух белых, между ними голубые или синие бисерины [11, с. 144]. Этим орнаментом в основном украшают торбаса, передники, используют в отделке кафтанов.
У эвенов Якутии очень широко распространен орнамент в виде ромба, квадрата и прямоугольника. Наиболее актуальным является орнамент томинука - чередующиеся белые и черные прямоугольники из камуса летнего оленя. Интересно отметить, что этот орнамент обозначает, «что в начале жизни у человека было много оленей» [Там же, с. 251]. Хиньчача - полоска чередующихся через прорези прямоугольников из черной и белой ровдуги (шахматки) [Там же, с. 23]. По сведениям нашего информатора, орнамент в виде шахматной доски широко распространен у тюгясирских и ламунхинских эвенов и обозначает непрерывное течение жизни, смену дня и ночи. А также может «означать пасущихся белых и черных оленей и показывает статус богатого человека» [8; 9]. Как один из видов орнамента в декоре одежды у эвенов часто встречаются ромбики: конкэчэ - мотив орнамента унтов из меховых ромбиков темных и светлых, чередующихся в шахматном порядке; конкэчэгчэ - узор в виде ромбиков, вышитый бисером [11, с. 182]. Интересно отметить, что ромб как универсальный символ плодородия связан с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась в целом как Мать-Природа. Орнамент в виде ромба может являться оберегом и символом счастливого потомства [5; 10]. Как видим, геометрические орнаменты эвенов воплощали географические объекты освоенного ландшафта, их тесную связь с этим ландшафтом. Одухотворяя окружающий мир, они воплощали свое видение в орнаментах и украшениях, через которые «просили» у Вселенной сохранения и увеличения рода, преувеличения оленей как символов благополучия и богатства.
Семантику орнаментации эвенской одежды определил культ природы. В орнаменте изделий особой популярностью пользуется мотив круга, символизирующий у всех северных народов образ Солнца - главного божества и покровителя. Бисерные розетки или металлический круг «солнце» можно найти на головных уборах, кафтанах и нагрудных украшениях. Изображение солнца как астрального знака и символа Космоса означало благопожелание и имело охранительную функцию. Его почитали, прежде всего, как источник тепла, как творца всего живого на Земле.
Одним из распространенных в орнаментальном искусстве эвенов, особенно в одежде, является геометрический орнамент в виде полос. Обычно он выполнялся из бисера и подшейных волос оленя или лося. Важно отметить, что орнаменты в виде полос, линий символизировали дорогу, движение и жизненный путь человека («путь», дорога, тропа). Прямая линия имеет такие значения, как «прямой путь», «прямой след». Так, в качестве одного из базовых семантических компонентов архаической картины мира северных тунгусов является мифологема «дорога» - дорога соотносится с жизненным путем, «путем» души человека в среднем мире и в загробный мир. Как видим, данный орнамент в профанном и сакральном отношении является одним из этнических маркеров эвенского этноса как северных номадов.
Цветовая гамма эвенского орнамента также отражала природную палитру - землю, небо, солнце и снег, соответственно, преобладающими в бисерной вышивке были голубой, белый и черный цвета. Голубой цвет
означал голубое небо, бездонный космос с «голубым дыханием», был знаком расцвета жизни. Белый - цвет снега, связан с окружающей средой и является символом жизни, счастья, благополучия, а черный - цвет земли, олицетворял Мать-землю. В целом орнаменты северных народов имеют много общего: они мелкие, «космической» тематики, богаты условными изображениями солнца, луны, звезд и др.
Итак, орнаментальная культура эвенов Якутии богата и многогранна, в ней сохраняется самобытный характер. Орнамент как неотъемлемая часть предметного мира включался в символическое поле культуры. В украшении и орнаментации одежды эвены воплотили геоландшафтные объекты окружающего пространства (горы, реки, астральные знаки, природная палитра и др.), наделяя их семиотическим статусом. Вообще, в традиционной орнаментальной культуре эвенов рассматривается своеобразность тунгусской ментальной картины мира, где элементы геоландшафта имеют высокий мифологический статус. Она исполняла связующую роль между материальным и духовным миром, это одна из знаково-символических систем, несущих в целом информацию об окружающем мире. Таким образом, через визуально-образное восприятие (искусство, орнамент) репрезентируются этнолокальные модели северного ландшафта. Орнаментальный язык выступает в качестве знакового образования, где функционируют символика Природы, Матери-Земли, плодородия, символика родового дерева («единство рода»), воды, огня, символ цикличности жизни, а также пространственный код.
Список источников
1. Замятин Д. Н. Геокультурное пространство России: ключевые положения, интерпретации и перспективное геокультурное проектирование // Развитие и экономика. 2014. № 10. С. 170-183.
2. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки / отв. ред. В. А. Тураев; РАН, Дальневосточное отделение, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. СПб.: Наука, 1997. 180 с.
3. Калуцков В. Н. Ландшафт в культурной географии. М.: Новый хронограф, 2008. 320 с.
4. Краски северного сияния в узорах мастериц (прикладное искусство эвенов Березовки) / авт.-сост. М. Е. Роббек. Новосибирск: Наука, 2004. 88 с.
5. Полевой материал автора (ПМА). Информатор Васильева Мария Афанасьевна, 1945 г.р., с. Суордах Верхоянского района Республики Саха (Якутия).
6. ПМА. Информатор Кривошапкин Андрей Васильевич, 1942 г.р., п. Себян-Кюель Кобяйского района Республики Саха (Якутия).
7. ПМА. Информатор Кривошапкин Иван Петрович, 1957 г.р., п. Себян-Кюель Кобяйского района Республики Саха (Якутия).
8. ПМА. Информатор Никулина Зинаида Платоновна, 1946 г.р., п. Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского района Республики Саха (Якутия).
9. ПМА. Информатор Собакина Зинаида Николаевна, 1937 г.р., п. Себян-Кюель Кобяйского района Республики Саха (Якутия).
10. ПМА. Информатор Степанова Фаина Николаевна, 1941 г.р., п. Себян-Кюель Кобяйского района Республики Саха (Якутия).
11. Роббек В. А., Роббек М. Е. Эвенско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2004. 356 с.
VISUALIZATION OF GEOLOGICAL LANDSCAPE IN THE TRADITIONAL ORNAMENTAL CULTURE OF THE EVENS OF YAKUTIA
Alekseeva Evdokiya Kimovna, Ph. D. in History Varavina Galina Nikolaevna, Ph. D. in History The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk aeks07@mail.ru; varavina1982@mail.ru
In the article on the basis of ethnographic and field materials the ornamental culture of the Evens of Yakutia, namely the visualization of geological landscape objects in the ornamentation of the traditional Even clothes, is analyzed in the context of the geo-spatial theory and the theory of cultural landscape. It is shown that ethnic-local models of the northern landscape are represented through visual-imagery perception (art, ornamentation). The conclusion is made that in the traditional ornamental culture of the Evens the singularity of the Tungus mental worldview is considered, where the elements of the geological landscape have a high mythological status.
Key words and phrases: Yakutia; the Evens; northern nomads; geographic space; cultural landscape; traditional world view; ornamental culture; geospatial images; mental worldview; sign-symbol.