Научная статья УДК 75.041.5
https://doi.org/10.24158/fik.2025.2.24
Визуализация архетипического образа благого отца в советской художественной культуре
Екатерина Сергеевна Сергеева
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0009-0005-2986-435X
Аннотация. Статья посвящена исследованию архетипического образа благого отца в советской художественной культуре. Для русского народа он всегда был связан с образом Бога, милосердного, любящего и строгого Небесного Отца. В этой бессознательной любви проявляется ключевая черта русского характера - поиск добра, стремление к нему. В отечественной традиции и культуре архетипические черты образа благого отца концентрировались в личностях правителей: «Бог на небе, царь на земле». В атеистическую советскую эпоху образ вождя представлял его мудрым учителем и наставником, отцом народа. На плакатах он олицетворял творческое начало нового мира, а окружающие вождя дети - советский народ в его искренней любви к партии. Автором заключается, что архетипический образ благого отца характеризуется неизменностью, сохраняя черты идеала нравственности как в портретах вождей в советской художественной культуре, так и в религиозных представлениях русского народа.
Ключевые слова: архетипический образ, благой отец, Бог, советская культура, русский характер, вождь, художественная культура, правитель
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Сергеева Е.С. Визуализация архетипического образа благого отца в советской художественной культуре // Общество: философия, история, культура. 2025. № 2. С. 174-182. https://doi.org/10.24158/fik.2025.2.24.
Original article
Visualization of the Archetypal Image of the Benevolent Father in Soviet Artistic Culture
Ekaterina S. Sergeeva
Linguistic State University, Moscow, Russia,
[email protected], https://orcid.org/0009-0005-2986-435X
Abstract. This article examines the exploration of the archetypal image of the benevolent father in Soviet artistic culture. For the Russian people the image of the good father is connected with the image of God, because originally people unconsciously loved the image of the merciful, loving and strict Heavenly Father. This unconscious love manifests a trait of the Russian character - the search for the good, the desire for the good. In the domestic tradition and culture, the archetypal traits of the benevolent father have been concentrated in the personas of rulers: "God in heaven, the tsar on earth". As the people loved God, they accepted the image of the ruler with the same heartfelt simplicity and reverence. In the God-fighting Soviet era, the images of the leaders were created recognizable for the people. The language of the Soviet poster formed the image of the leader as a wise teacher and mentor, the father of the people. In the concept of the chief surrounded by children, the chief personified the creative beginning of the new world, and children - the Soviet people in their sincere love for the party. The author concludes that the archetypal image of the benevolent father is characterized by its constancy, preserving the traits of an ideal of morality both in the portraits of leaders in Soviet artistic culture and in the religious representations held by the Russian populace.
Keywords: archetypal image, benevolent father, God, Soviet culture, Russian character, leader, artistic culture, ruler
Funding: Independent work.
For citation: Sergeeva, E.S. (2025) Visualization of the Archetypal Image of the Benevolent Father in Soviet Artistic Culture. Society: Philosophy, History, Culture. (2), 174-182. Available from: doi:10.24158/fik.2025.2.24 (In Russian).
Введение. Одной из характерных черт русского народа является почитание правителей, а также героев и мучеников. Большое влияние на это оказало христианство с его иерархическим укладом и патриархальностью. Подобный уклад сформировался из теории богосыновства, формы отношения человека с Богом, которую русский народ перенял из восточной христианской традиции. В православии Бог является Творцом, Отцом нашим Небесным (1Ин. 4: 16). Отноше-
© Сергеева Е.С., 2025
ние Его к чадам выражалось в словах «Будьте как дети», которыми Он призывал верующих быть чистыми и неискушенными, чтобы войти в Царствие Божие и обрести вечную жизнь. В христианстве это означает следование за Богом: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис. 1: 19). Поэтому душа человека открыта Божественным наставлениям искренне и бессознательно, и также искренне она стремится к добру.
В связи с этим у русского народа сложилось интуитивное представление о Боге как о благом Отце и покровителе. Об этом писал также Ф.М. Достоевский в своем «Дневнике писателя»: «Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно, так. Но Христа он знает и носит Его в своем сердце искони»1. Народ носит в сердце не только сам образ Христа, но и «сердечно» следует заповедям, чтобы приблизиться к нравственному идеалу, чтобы обрести спасение от смерти и ада. Истинное знание об образе Божием, который испокон веков формировался в сознании народа, как любящий, милостивый, справедливейший и праведный судья2, передавалось от отца к детям, от старших к младшим, из рода в род. Архетипические черты Небесного Отца в культуре и в традиции формировались в образах главы семьи и правителя. Отец как Творец семьи, как старший давал наставления детям жить по христианскому учению, о чем сказано в «Домострое»3, памятнике древнерусской литературы.
Устройство земной жизни предполагало перенесение на нее иерархии небесной. В традиционном искусстве образ благого отца создавался в на основе личностии правителя: «Бог на небе, царь на земле». Русский народ с трепетом относился к своему лидеру, сердечно верил в справедливость и великодушие «царя-батюшки», потому что видел в его образе родственные религиозному народу черты: милосердие, строгость, любовь к труду и др. Вследствие этого отношение народа к власти было простым и понятным, для простых людей царь был батюшкой, но при этом сохранял авторитет и власть, а религиозная народная душа ему всецело доверяла.
Принципы патриархального уклада сохранились и в советской богоборческой культуре. Для управления общественным сознанием в культуре пролетариата применялась пропаганда, которая транслировала необходимые обществу ценности и смыслы через доступный язык советского плаката и представленные на нем художественные образы. Обществу требовались новые, но понятные и узнаваемые идеалы.
В качестве эталонов выступали реальные личности, которые влияли на развитие советского государства. Образы вождей революции создавались благими, идеально нравственными, будто созданными по христианским заповедям, любящими свой народ и порицающими безнравственность.
В социальном конструкте социалистического государства образ вождя часто представлялся общественности в окружении детей, которые олицетворяли советский народ в его простоте и искренности, в восприятии вождей идеалом справедливости.
Рассмотрим подробнее архетипический образ благого отца в традиционной русской и советской культуре как олицетворение нравственности, аскетичности, милосердия.
Архетипический образ благого отца в русской традиции. Благодаря искупительной жертве Христа, люди обращаются к Богу «Отче наш», в соответствии с Евангельским свидетельством «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими» (Ин. 1: 12). Для подробного раскрытия отношений богосыновства, обратимся к иконе «Благословение детей» (рис. 1).
Иконописный образ Христа, к которому подходят дети, объясняет всю суть христианского домостроительства: Бог является Творцом всего, Он создал мир, помышляет о нем и ведет к конечной благой цели — вечной жизни в Царствии Небесном. Высшей степенью благости для человека является наследование Царствия Божиего, то есть состояние души, когда Бог пребывает в уме и сердце человека действием Святого Духа . Тогда в душе появляется совесть. Согласно словам святителя Игнатия Брянчанинова, это «чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро и зло» . Человеческая душа, поврежденная первородным грехом, томится между добром и злом, но интуитивно тянется к добру. Чтобы унаследовать Царствие Божие в земной жизни, человеческая душа должна стать чистой от пороков и открытой к божественной истине. Такая открытость естественно присуща детям. Приближенные к Христу, они олицетворяют вечную целостность души и ее нравственную чистоту. Поэтому постоянное единение с Богом, вечность сопряжены с состоянием детскости. Таким образом, человек, стремясь к благу, становится «младенцем во Христе», приобретая защиту Небесного Отца. Любовь Христа к Его творениям направлена на то, чтобы это чувство приумножалось в земном мире. В толковании апостола Петра: «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати
1 Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М., 2023. 1056 с.
2 Псалтирь в синодальном переводе [Электронный ресурс] // Предание : благотворительный фонд. URL: https://predanie.ru/book/217326-psaltir-v-sinodalnom-perevode/ (дата обращения: 16.01.2025).
3 Домострой благовещенского попа Сильвестра. М., 2012. 134 с.
Божией» (1Пет. 4: 10), — христиане, как носители Божественной любви, являются домостроителями на Земле. Добро человеческой души, ее великодушие являются даром от Небесного Отца. Святитель Игнатий (Брянчанинов) истолковал эти слова как возможность свершения добрых дел в земном преуспеянии: «Так богач может помогать нищей братии подаяниями, а вельможа может помогать им защитой от насилия» . Поступки богача и вельможи совершаются благодаря дару любви и великодушия, который они получили по милости Божией.
Рисунок 1 - Икона «Благословение детей» Figure 1 - Icon "Blessing of the Children"
Русский народ по природе своей религиозный, он стремится к благу и распространяет этот дар на отношения к ближнему. Он не приемлет жестокости и деспотичности, поэтому «домостроительство» русской традиции было направлено на следование христианским заповедям в быту и в культуре. C какой сердечной простотой и открытостью русский народ возлюбил образ Христа, с таким же трепетом народ относился и к тем, кто своим примером показывал важность христианских заповедей. Н.О. Лосский отмечал, что человек предпочитает «жить по сердцу» - «это создает открытость души русского человека и легкость общения с людьми, простоту общения, без условностей, но с теми достоинствами вежливости, которые вытекают из чуткой естественной деликатности» (Лосский, 1957: 71).
О родственной простоте отношений русского народа говорится и в труде А.М. Нечволо-дова: «Наконец, вследствие общего благородства и одинакового происхождения установилась между предками нашими необыкновенная простота по отношению друг к другу: князья, бояре, дружинники, простые крестьяне - все говорят друг с другом вежливо, но просто, как с родными: старшие по летам называются дедушками и батюшками, равные - братьями, а младшие - детками, ребятами и племянниками»1. В таких сердечных, по-христиански простых отношениях проявлялась гармония и кристальность русской традиции.
О влиянии патриархального уклада на организацию семейных отношений сказано в «Домострое», в поучениях отца сыну: «Благословляю я, грешный и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего и его жену, и детей их, и домочадцев следовать христианским законам»2.
1 Нечволодов А. Сказания о Русской земле. Кемерово, 1991. Кн. I. С. 258.
2 Домострой благовещенского попа Сильвестра ...
Таким образом, русский народ стремился к единству, к согласию христианской и народной традиций. В этой гармонии виделось ему стремление к вечной жизни и к благу.
Визуализация архетипического образа благого отца в советской культуре. Несмотря на свой богоборческий характер, советская культура формировала новые образы, вдохновленные идеями социального равенства и коллективного блага социалистического государства на основе традиционных взглядов. Олицетворением советской идеологии был вождь. Он выступал как творец нового бытия, отец народа, его друг и товарищ. Культура социалистического реализма основывалась на идее равенства и братства между людьми, поэтому и образы вождей создавались близкими и простыми народу. Для народа вождь был «товарищем» по коммунистической партии, управлявшей Советским государством. Поэтому, чтобы попасть в ряды коммунистов и быть достойным нести ответственность за советский народ, нужно было соответствовать идеалу советского вождя. Образы народных лидеров были созданы по нравственным, религиозным канонам, которые русские почитали испокон веков, и олицетворяли собой милосердие, добро, великодушие, справедливость и любовь (Коломыц, Коломыц, 2024).
Центральной фигурой в Советском государстве являлась личность В.И. Ленина. Он возглавил революцию, прекратил угнетение простого народа, тем самым представил себя творцом нового мира. Для народа В.И. Ленин был «типически русским человеком» (Бердяев, 1990: 94), потому что его образ передавал не только простоту, но и черты прометеевского героя, способного создать бытие из хаоса. В искусстве возникает жанр «ленинианы», где образ вождя представлен вездесущным: лидер страны всегда рядом с народом, всегда участвует в общественной работе и т. д. (Орех, 2021). Повсеместность вождя в советской культуре делала его образ духовно-нравственным ориентиром, совестью для народа.
Чтобы показать искреннюю любовь народа к В.И. Ленину и к правящей партии, в советской культуре использовался принцип изображения вождя в окружении детей. Появляется концепция «Ленин и дети» (рис. 2-4). Мальчики и девочки, изображенные рядом с вождем, олицетворяют не детство в его прямом смысле, а советский народ, который также искренне и сердечно тянется к своему лидеру. Образ вождя мягко формирует у зрителей представления о том, что совесть советского человека должна быть чистой, а сердце — искренним, истинно любящим вождя и коммунистическое братство. Партия борется с врагами, а значит те, кто в нее стремится войти, должны олицетворять добро. Принцип богосыновства в советской культуре задал вектор развития социализма среди религиозного народа. Концепция «Ленин и дети» передавала ценности и смыслы русской патриархальной традиции, но облаченной в идеи марксизма-ленинизма (Алиева, 2015).
Рисунок 2 - Шаулов Н.С. «Ленин и Крупская с детьми», 1966 г. Figure 2 - Shaulov N.S. "Lenin and Krupskaya with children", 1966
Рисунок 3 - Самойлов Л.С. «Ленин и дети», 1957 г. Figure 3 - Samoilov L.S. "Lenin and Children", 1957
Рисунок 4 - Гусев В.С. «(Ленин с детьми в Горках», 1985 г. Figure 4 - Gusev V.S. "Lenin with children in Gorki", 1985
Следующий принцип, который использовался в советской культуре для передачи традиционных ценностей, - преемственность. Она означает распространение истинного коммунистического знания лучшим ученикам мудрого учителя, передачу наставлений от старшего к младшему, от отца к сыну.
Роль просветителя, преемника В.И. Ленина кристаллизовалась в образе И.В. Сталина. Искусство социалистического реализма продолжило свое развитие в «сталиниане», делая образ нового вождя таким же повсеместным, близким народу, представляя И.В. Сталина создателем новых возможностей для народного блага. Последний и сам называл себя «учеником Ленина»1.
1 Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. М., 1947. С. 105.
Принцип аккумуляции в образе вождя героических качеств, милосердия и добра можно обнаружить в лозунге «Спасибо любимому Сталину за счастливое детство!» (рис. 5). «Счастливое детство» олицетворяет нравственность советского народа, его любовь к государству, к труду, к вождю, оно означает вечность и единство советских граждан. В послевоенные годы концепция его не изменилась (рис. 6). Народ, перенеся тяжелую ношу военного времени, не был сломлен, сохранил в своей душе стремление к доброте. «Будущее нашей детворы» олицетворяет искреннюю любовь советских людей к «народному отцу» (рис. 7).
Рисунок 5 - Говорков В.И. «Спасибо любимому Сталину за счастливое детство!», 1936 г. Figure 5 - Govorkov V.I. "Thank You to the Beloved Stalin for a Happy Childhood!", 1936
Рисунок 6 - Тоидзе И.М. «Озаряет Сталинская ласка будущее нашей детворы!», 1947 г. Figure 6 - Toidze I.M. "Stalin's Caress Illuminates the Future of Our Children!", 1947
Рисунок 7 - Одайник-Самойленко З.А. «Сталин и дети», 1950-е гг. Figure 7 - Odainik-Samoylenko Z.A. "Stalin and Children", 1950s
Принцип повсеместности вождя и преемственности традиций обнаруживает себя в советской культуре и в образе Л.И. Брежнева. Он характеризуется спокойствием и стабильностью. Советский народ пережил много лишений и страданий, но не утратил нравственную чистоту души, следуя за благим образом вождя, поэтому теперь высшей наградой для него является спокойствие и защита коммунистической партии. Образ советского вождя, окруженного детьми, продолжает распространять основные идеи социализма: любовь к партии, к труду, к народу (рис. 8-9).
Рисунок 8 - Л.И. Брежнев среди пионеров Алма-Аты, 1979 г. Figure 8 - Leonid Brezhnev among the Pioneers of Alma-Ata, 1979
Рисунок 9 - Пензов И.А. «Счастливое детство», 1973 г. Figure 9 - Penzov I.A. "Happy Childhood", 1973
Заключение. Таким образом, образ благого отца в советской культуре содержит архети-пические черты Бога, которые русский народ бессознательно перенял из христианской традиции. Для него правитель был благим отцом, потому что сами русские люди всегда стремились к благу и нуждались в правителе, который бы наставлял их на верный жизненный путь. Советская культура не изменила архетипические черты эталонной личности, а оформила эти элементы в социалистической культуре в образах вождей. Концепция представления лидера страны в окружении детей призвана подчеркнуть чистоту русской религиозной души, при этом образ вождя олицетворяет высшую, Божественную нравственность.
Список источников:
Алиева Л.В. Тема «Ленин и дети» в советской живописи: к истории формирования образа Ленина в советском массовом сознании // Музей и дети. Псков, 2015. С. 5-15.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 220 с.
Коломыц Д.М., Коломыц О.Г. Мифология вождизма в СССР: ОТРАЖЕНИЕ в искусстве 20-х - 30-х годов XX века // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2024. № 6. С. 9-15. https://doi.org/10.37882/2500-3682.2024.06.10.
Лосский Н.О. Характер русского народа. Франкфурт-на-Майне, 1957. 151 с.
Орех Е.А. Образ Ленина в визуальной пропаганде периода Гражданской войны в России: от медиа к аудитории // Политическое пространство и социальное время: глобальные вызовы и цивилизационные ответы. Симферополь, 2021. С. 86-92.
References:
Alieva, L. V. (2015) Tema «Lenin i deti» v sovetskoi zhivopisi: k istorii formirovaniya obraza Lenina v sovetskom massovom soznanii [The theme of Lenin and children in Soviet painting: on the history of the formation of the image of Lenin in the Soviet mass consciousness]. In: Muzei i deti. Pskov, рр. 5-15. (In Russian)
Berdyaev, N. A. (1990) Istoki i smysl russkogo kommunizma [The Origins and meaning of Russian Communism]. Moscow. 220 p. (In Russian)
Kolomyts, D.,M. & Kolomyts, O. G. (2024) The Mythology of Chiefdom in the USSR: Reflection in the Art of the 20s - 30s of the XX Century. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie. (6), pp. 9-15. Available from: doi:10.37882/2500-3682.2024.06.10. (In Russian)
Losskii, N. O. (1957) Kharakter russkogo Naroda [The character of the Russian people]. Frankfurt-na-Maine. 151 p. (In Russian)
Orekh, E. A. (2021) The Image of Lenin in the Visual Propaganda of the Civil War in Russia: from the Media to the Audience. In: Politicheskoe prostranstvo isotsial'noe vremya: global'nye vyzovy i tsivilizatsionnye otvety. Simferopol', рр. 86-92. (In Russian)
Информация об авторе Е.С. Сергеева - преподаватель Московского государственного лингвистического университета, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1254860
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author E.S. Sergeeva - Lecturer at Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1254860
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 18.12.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.01.2025; Принята к публикации / Accepted for publication 18.02.2025.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.