УДК 371.261 ББК 74.261.3
ВИЖАГИХОИАСОСИИ Эсеналиева Гулзат Ашимовна, сармуаллими МАФХУМИ"БАХОИПЕДАГОГЙ" Коллеци омузгории Донишгоуи давлатии
Циргизистон ба номи И.Арабоев(Цумуурии Циргизистон, ш.Бишкек),
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Эсеналиева Гульзат Ашимовна, старший ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ преподаватель Педагогического колледжа
ОЦЕНКА» Кыргызского государственного
университета им. И.Арабаева (Кыргызская Республика, г.Бишкек).
THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE Esenalieva Gulzat Ashimovna, senior lecturer of NOTION OF "PEDAGOGICAL the Pedagogical College under the Kyrgyz State ASSESSMENT" University named after I.Arabaev (Kyrgyz Republic, Bishkek). E-MAIL:
Вожахри калиди: бауо, назорат, ташхис, мониторинг, вазифауо, усулуо, тестгузарони, портофилио, усули парванда
Мацола ба таулили хусусиятуои асосии мафууми «бауои педагоги» бахшида шудааст. Маънои дигаре аз бауо мушаххас шудааст:муайян кардани ауамияти чизе,цазоват дар бораи чизе, муцоиса бо намуна, муайян кардани дарацаи мутобицат бо нацша. Алоцаи бауои педагоги бо назорати педагоги, ташхис ва мониторинг ошкор карда шудааст. Таъкид гардидааст, ки муносибати ин мафуумуо дар таулили масъалаи муайян кардани сатуи дастовардуои таълимии хонандагон пайдо карда мешаванд. Вазифауои бауо пешниуод шуда, уадаф ва муцарраротии он дар дациц муайян кардани уадаф сатуи донишуои донишцуён таъин гардидааст. Маълум карда шудааст, ки санадуои меъёрии цабулшуда, тадцицоти байналмилалии муцоисави оид ба арзёбии омодагии хонандагон ва натицауои тадцицоти олимон имкон доданд, ки навъуои бауогузориро дар раванди омузиш цатъиян таъин намоянд. Намуди диагностики, формати ва цамъбастии бауо уамчун навъуои асосии арзёбии дониш муайян карда мешаванд. Якцоя бо усулуои анъанавии бауогузори, муаллиф чунин усулуои арзёбиро уамчун портофилио ва усули парванда пешниуод мекунад.
Ключевые слова: оценка, контроль, диагностика, мониторинг, функции, методы, тестирование, портфолио, кейс-метод
Статья посвящена анализу основных характеристик понятия «педагогическая оценка». Дана характеристика различным значениям понятия оценка: установление значимости чего-либо, суждение о чем -либо, сравнение с эталоном, определение степени соответствия с планом. Выявлена связь педагогической оценки с педагогическим контролем, диагностикой и мониторингом. Отмечается, что связь данных понятий обнаруживается в анализе вопроса о выявлении уровня учебных достижений обучающихся. Представлены функции оценки, ее назначение и обязанности для объективного выявления уровня знаний обучаемых. Указывается, что принятые нормативные документы, международные сравнительные исследования по оценке подготовки учащихся и результаты исследований ученых позволили прочно утвердить виды оценки в процессе обучения. В качестве основных охарактеризованы диагностический, формативный и суммативный виды оценки. Вместе с традиционными методами оценки, автором предлагаются такие современные методы оценки, как портфолио и кейс-метод.
Keywords: assessment, control, diagnostics, monitoring, functions, methods, testing, portfolio, case
method
The article dwells on the analysis beset with the main characteristics of the notion "Pedagogical Assessment". A different meaning of the assessment is characterized: determination of the significance, judgment, comparison with the standard, determination of conformity with the plan. The connection of pedagogical assessment with pedagogical control, diagnostics and monitoring is revealed in the article by the author. It is noted that the relationship of these concepts is found in the analysis of the issue concerned with identification of the level of tuition achievements of students. The author presents the functions of
assessment as its purpose and responsibilities for the objective identification of the level of knowledge of students. It is indicated that the adopted normative documents, international comparative studies in reference to the assessment of student preparation and the results of research by scientists have made it possible to firmly establish the types of assessment in the process of education, upon the whole. Diagnostic, formative and summative types of assessment are characterized as the main ones. Alongside with traditional valuation methods, the author proposes such modern valuation methods as portfolio and case method.
Общеизвестно, что оценка учебных достижений обучаемых является важной частью образовательного процесса. Она позволяет обеспечить эффективность всей учебно-воспитательной работы. В настоящее время в педагогической литературе имеется достаточное количество работ по проблемам оценивания, но в то же время данный вопрос до сих пор остается маловыраженной проблемой педагогики.
В чем состоит сущность понятия «педагогическая оценка»? С развитием педагогической теории сформированы различные точки зрения об оценке, в связи с чем в педагогической литературе предлагаются различные определения. В философском словаре оценка характеризуется как способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта. Примерно в таком же смысле определяется оценка в словаре русского языка - это мнение, суждение о качестве, достоинстве кого-чего-либо. В учебнике педагогики оценка понимается как процесс сравнения достигнутого уровня владения знаний, умений и навыков с эталонными, описанными в учебной программе. «Оценка есть процесс и результат, - писал Е.И. Перовский. - Как процесс она входит в процесс проверки, составляя особую сторону его. Как результат она завершает процесс проверки» (11, 443).
Советский ученый-педагог В.М. Полонский в 70-е годы ХХ века защитил кандидатскую диссертацию по школьной оценке. В своей работе он охарактеризовал оценку как систематический процесс определения степени соответствия имеющихся знаний, умений и навыков предварительно планируемым (14). Ш.А. Амонашвили своеобразно определял понятие оценки как процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном (1).
Согласно Государственному образовательному стандарту общего среднего образования Кыргызской Республики оценивание- это систематический процесс наблюдения за когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и поведенческой деятельностью учащихся, работой учителя, класса, школы, а также описания, сбора, регистрации и интерпретации информации с целью улучшения качества образования, для определения степени соответствия полученных образовательных результатов запланированным (3,91).
Продолжая данную точку зрения, авторы учебного пособия по педагогическому оцениванию (С.К. Калдыбаев, А.М. Мамытов, С.И. Иптаров) отмечают, что, как процесс, оценивание включает в себя наблюдение, измерение, сравнение и анализ, обобщение и суждение, сопоставление с принятыми нормами. Как результат, оно подводит итоги состояния и уровня знаний, умений и навыков учащихся (9,55).
Как показывает анализ источников, исследователи к определению оценки учебных достижений подходят с различных позиций: - то с точки зрения целевых назначений, то с точки зрения структуры обучения, на котором определяется объем и качество усвоения знаний, соответствующие умения и навыки, то как процесс обнаружения и последовательного разрешения противоречий, то как функции управления процессом обучения учащихся. Каждый исследователь подходит с точки зрения интереса своих исследований, придавая приоритет тому или иному аспекту педагогической оценки.
Педагогическая оценка и родственные с ней понятия. Педагогическая оценка тесно связана с педагогическим контролем, диагностикой и педагогическим мониторингом (8). Педагогический контроль был достаточно широко исследован в советской педагогике. Данное понятие авторами учебника дидактики современной школы (В.А.Онищук и др.) представлено как обнаружение, выявление уровня знаний учащихся, объема и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учеников и у всего класса для вынесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации (4,210). Отмечается, что контроль знаний, умений и навыков осуществляется посредством проверки и оценки. Выявление уровня успеваемости, сравнение достижений с требованиями учебных программ и отметка баллами представлены как важная задача
проверки и оценки. Обосновано, что процессы контроля и проверки проводятся для оценки уровня успеваемости обучаемых.
Педагогическая оценка и педагогическая диагностика имеют общие черты и единую содержательную область. Проблема педагогической диагностики была разработана российскими учеными И.П. Подласым, В.С. Аванесовым, Е.А. Михайлычевым.
По мнению И.П. Подласого, диагностика - это изучение состояния образовательного процесса, четкое определение результатов обучения (13). Педагогическая диагностика входит в состав педагогической деятельности как составная часть. Целью педагогической диагностики является распознавание состояния педагогической системы. Следовательно, педагогическая диагностика - широкое понятие. Она включает в себя проверку, оценку, сбор и анализ данных, выявление их тенденций развития. В вопросах диагностики знаний обучаемого, выявления пробелов, планирования и проведения коррекционных работ педагогическая диагностика тесно соприкасается с педагогической оценкой (6).
Как было сказано выше, педагогическая оценка имеет тесную связь с педагогическим мониторингом. По определению российского ученого-педагога А.Н. Майорова, «Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки и распространения информации об образовательной системе и отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз ее развития» (10,141). Мониторинг является научным методом изучения состояния педагогического процесса. Изучение начинается со сбора соответствующей информации по важнейшим показателям. Собранная информация подлежит к обработке с целью ее оценки. Обработанная информация дает общие сведения о состоянии обучаемого, о возможном отставании при изучении предмета. Выявленные пробелы требуют принятия соответствующих мер. Мониторинг, как часть педагогической деятельности, применим для всех ступеней образования. Однако внутри образовательного процесса наблюдается тесная взаимосвязь между мониторингом и педагогической оценкой, так как именно в этом процессе мониторинг пользуется процедурой педагогической оценки.
Функции педагогической оценки. В педагогической литературе часто поднимаются вопросы определения функций педагогической оценки в учебном процессе. Советский философ А.Я. Райбекас в своей работе отмечал, что функцию можно охарактеризовать как отношение элемента к целому, причем это отношение делает действие элемента с точки зрения «интересов» данной системы целесообразным и таким образом служит обеспечению сохранения целого (16,158). В этом определении заложен смысл функции как назначение, обязанность.
Знание сущности функции оценки учебных достижений, как ее обязанности, оказывает положительное воздействие на выбор видов, форм и методов оценки. Во многих работах подробно анализированы и обоснованы в общей сложности около десятков функций оценки.
Советский психолог Б.Г. Ананьев в 30-е годы ХХ предлагал следующие функции оценки знаний обучаемых: (2,296):
• ориентирующая функция, она воздействует на умственную работу школьника, содействует осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний;
• стимулирующая функция воздействует на эффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирует притязания и намерения, поступки и отношения;
• воспитывающая функция, под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов». Благодаря этому оценка воздействует на интеллектуальную и аффективно-волевую сферы, т.е. на личность школьника в целом.
В последующие годы в педагогической литературе имели место такие функции педагогической оценки, как: образовательная, воспитывающая (Г.И. Щукина, 1977), информационная (С.П. Безносов, 1982), мотивационная (К.В. Сапегин, 1994), поучительная (Т. Новацкий, 1979).
Кыргызские исследователи С.К. Калдыбаев, А.М. Мамытов и С.И. Иптаров предлагают следующие функции оценки (9).
Обучающая функция оценки направлена на актуализацию знаний, умений и навыков. В процессе оценки обучаемый повторяет, уточняет и обобщает усвоенное. Кроме этого, в процессе реализации данной функции происходит углубление, расширение и прочное
усвоение знаний, умений и навыков, осуществляются межпредметные и внутрипредметные связи. Оценка оказывает положительное воздействие на формирование компетенции обучающихся. Оценка учебных достижений обучаемых, помогая обучающимся в формировании знаний и умений, в выработке у них соответствующих умений, навыков и способностей, играет положительную роль в образовательном процессе.
Воспитывающая функция оценки по сути является частью воспитательной функции обучения. Эта функция способствует повышению ответственности обучаемых за свой учебный труд. Она является важным средством влияния на формирование личности обучаемого. Посредством оценки воспитываются такие положительные качества обучаемых, как самостоятельность, самоконтроль, дисциплинированность и ответственность. Посредством оценки формируются интересы и стремление обучаемых к самообразованию.
Познавательная функция оценки. На основе оценки учителю могут быть предоставлены новые сведения об уровне усвоения и качества знаний, об особенностях обучающегося. Учитель, так или иначе, познает суть обучаемого. Оценка уровня усвоения дает учителю новую информацию, позволяет ему правильно определять причины отставания, тем самым он вырабатывает планы для устранения выявленных пробелов.
Контролирующая функция оценки может быть реализована в двух основных направлениях:
1) выявление уровня усвоения учебного материала, определение качества овладения методами познания, сформированности предметных и ключевых компетенций;
2) установление правильности применяемых методов в ходе оценивания.
Как отмечено выше, всякая оценка организуется с целью сравнения достигнутых результатов с поставленной задачей обучения. Следовательно, полученные результаты сравниваются с критериями и показателями для того, чтобы вынести оценочные суждения.
Важнейшей функцией оценки является стимулирование обучающихся к обучению, к лучшему выполнению предъявленных заданий, побуждению их к добросовестному учебному труду. Данная функция направлена на создание положительных мотивов обучения, творческой атмосферы и благоприятных условий для проявления познавательной активности, на стимулирование инициативности обучаемых. Полученные результаты, недостатки и упущения, причины пробелов должны быть использованы не для наказания их, а для улучшения, устранения выявленных пробелов, для повышения качества обучения.
1. получения нужной информации посредством словесной коммуникации;
2. Устные методы оценки, которые наиболее распространены в учебном процессе и проводятся в виде опроса и собеседования. Они приучают обучающихся к свободному высказыванию своих мнений, способствуют развитию их связной речи;
3. Письменные методы оценки, нацеленные на выявление степени сформированности знаний и умений обучающихся посредством письменных работ. Их разновидностью являются письменная работа, изложение, диктант, эссе, словесно-логические задания, решение задач, математический диктант и др;
4. Графический метод, предполагающий следующие виды работ: составление таблиц, графиков, чертежей и схем, разработку диаграмм;
5. Практические методы оценки, осуществляющиеся путем выполнения определенных работ, лабораторных опытов, создания изделий, моделей и т.д. С помощью данных методов проверяются умения обучаемых применять полученные знания на практике;
6. Педагогическое тестирование, признанное основным методом оценки, в котором используются тестовые задания.
Портфолио, которое позволяет оценивать достижение учащихся на протяжении определенного периода обучения. С его помощью уровень достижений обучающихся оценивается с точки зрения его творчества, способности Развивающая функция выделяется исследователями как наиболее значимая функция оценки. Она нацелена на интеллектуальное развитие обучаемых, на формирование внимания, памяти, мышления, речи, на формирование умений использовать рациональные приемы и способы обучения.
Среди рассмотренных воспитательная, развивающая и обучающая функции оценки считаются наиболее значимыми.
Виды оценки. Еще одной из важнейших характеристик педагогической оценки являются её виды. В советской педагогике, когда ведущее место было отведено контролю, были обоснованы текущий, тематический и итоговый виды контроля. Они одинаково были применены на школьном и вузовском уровне, на уровнях средне-специального и начально-профессионального образования. Оценка входила в состав контроля, выполняя функции
присуждения соответствующих баллов, выставления отметки обучаемым. Однако принятые в последние годы нормативные документы в системе образования и международные сравнительные исследования (TIMSS, PISA и др.) позволили предложить и обосновать виды оценки. В настоящее время в системе школьного образования применяются диагностический, формативный и суммативный виды оценки (7).
Диагностическая оценка нацелена на определение первоначального базового уровня каждого обучающегося. Она выявляет опорные знания обучаемого и позволяет учителю внести коррективы в процесс обучения и постоянно наблюдать за ходом усвоения учебного материала. В процессе обучения учитель непрерывно сравнивает начальный и конечный уровни достижений обучаемых.
Формативная оценка - это выявление учебных достижений обучаемых на стадии обучения с целью обеспечения полного усвоения учебного материала. Оно способствует формированию качества знаний обучаемого, дает возможность учителю ежедневно отслеживать процесс продвижения учащихся к образовательным целям и помогает ему часто корректировать учебный процесс. Формативная оценка позволяет ученику ощутить свою ответственность за качество полученных знаний, отслеживать и планировать собственную индивидуальную образовательную траекторию. Со стороны учителя не ставится оценка (отметка), дается словесная интерпретация о результатах выполненных работ обучаемого. Важнейшими понятиями формативной оценки является непрерывная обратная связь и критерии оценивания.
Суммативная оценка характеризуется как определение уровня усвоения учебного материала за конкретный промежуток времени. Этот вид оценки проводится в результате изучения темы, раздела и предмета. При ее проведении учитель соотносит результат обучения с поставленной целью и имеет возможность оценить количественно. Суммативное оценивание позволяет выявить уровень сформированности ключевых и предметных компетенций. Суммативная оценка состоит из текущей, промежуточной и итоговой оценки.
Многие исследователи предлагают использовать эти виды оценки в образовательном процессе вузов и сузов. Они отмечают, что внедрение данных видов оценки в образовательный процесс помогает повысить качество обучения, совершенствовать деятельность преподавателя. В формативной и суммативной оценках основным элементом выступает критерий оценки. Объективность оценки зависит от разработанности её критериев.
С 90-х годов ХХ века вузы и сузы начали внедрять модульно-рейтинговую систему обучения. Важное место в ней принадлежит рейтинговой системе оценки знаний студента. Рейтинговая оценка, в отличие от традиционной, является не разовой, а суммарной, накопительной, которая всесторонне показывает достижения студента. Главная цель оценки - это обеспечить объективность выявления уровня подготовки студентов по конкретной теме или разделу, проведение позитивной обратной связи. Поэтому вузы и сузы старались как можно больше разрабатывать и внедрять такие виды оценки, которые являются наиболее демократичными, включая самооценку. Современные виды оценки, отмеченные выше, могут способствовать формированию мотивации студентов и развитию их самостоятельности, а также минимизации стрессовых ситуаций.
Методы оценки. Они характеризуют упорядоченный способ взаимодействия преподавателя и обучаемых для выявления уровня усвоения в данный момент обучения. В процессе обучения выбор тех или иных методов оценки зависит от содержания контролируемого задания, целей и функций оценки, от особенностей подготовки обучаемого и наличия материально-технической базы в образовательном учреждении. Применение различных методов оценки с их сочетаниями позволяет объективно выявлять знания и умения обучаемых.
В системе образования активно используются следующие методы оценки (5; 12; 15):
Каждый из рассмотренных методов оценки имеет свои достоинства и недостатки, и ни один из них не может быть признан единственным, способным выявить все аспекты результатов обучения.
В заключение, подытоживая вышесказанное, можно отметить, что в настоящее время наблюдается расширение содержания понятия «педагогическая оценка». Ей принадлежат функции, которые выполнялись ещё в годы советской педагогики педагогическим контролем и проверкой. Этому способствовали как принимаемые нормативные документы, так и результаты международного сравнительного оценивания и научные исследования ученых
отечественных и зарубежных стран. Педагогическую оценку следует понимать как процесс и результат, нацеленнуые на выявление уровня учебных достижений обучаемых. Этот процесс выражается в отношениях между фактическим знанием обучаемого и планируемым по требованию программы. Оценка позволяет сравнивать успеваемость обучаемых, выявлять динамику их развития. Данные оценки способсивуют своевременному проведению коррекционнуой работы по устранению пробелов.
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984.-206 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности / Под ред. Логиновой Н.А. Отв. ред. и сост. Коростылева Л.А., Никифоров Г.С.
- СПб., 2007. - 549 с.
3. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики. / В книге Настольная книга работника образования Кыргызской Республики.
- Бишкек, 2015. - С. 89-106.
4. Дидактика современной школы. Пособие для учителей / Под ред. В.А.Онищука. - Киев, 1987. - 278 с.
5. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
6. Калдыбаев, С.К. Компьютерная диагностика результатов обучения в общеобразовательной школе: практико-ориентированная монография / С.К. Калдыбаев, Д.М. Ажыбаев, М.М. Бекежанов. - Бишкек, 2007. -136 с.
7. Калдыбаев, С.К. О системе оценивания в школьном образовании / С.К. Калдыбаев // Качество образования в Евразии. - М., 2017. - №5. - С.69-80.
8. Калдыбаев, С.К. О сущности понятия «Педагогическая оценка» / С.К. Калдыбаев // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. - Бишкек, 2016. - №10. - С. 295-297.
9. Калдыбаев, С.К. Основы педагогического оценивания. Учебное пособие для направления педагогического образования / С.К.Калдыбаев, А.М.Мамытов, С.И.Иптаров. - Бишкек: KIRLand. - 180 c.
10. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании / Майоров А.Н. - СПб: Образование и культура, 1998. - 244 с.
11. Перовский, Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе / Е.И. Перовский. - М., 1960. - 511 с.
12. Пинская. М.А. Пор фолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащихся в условиях профильного обучения: / М.А. Пинская // Дисс. канд. пед. наук. - М., 2007. - 194 с.
13. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый - М., 1999. Кн.1. - 578 с.
14. Полонский, В.М. Дидактические вопросы оценки системы знаний: / В.М. Полонский / Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М. 1970. - 24 с.
15. Психологическое тестирование. 7-е изд. / А.Анастази, С.Урбина. - СПб.: Питер, 2003. -688 с.
16. Райбекас, А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории / А.Я. Райбекас. -Томск. 1977. - 243 с.
REFERENCES:
1. Amonashvili, Sh.A. Upbringing and Educational Evaluation Function of the Schoolchildren's Teaching / Sh.A. Amonashvili. - M .: Pedagogy, 1984. -206 p.
2. Ananiev, B.G. Selected Works on Psychology. - V.2. Development and Education of the Person / Ed. Loginova N.A. Ed. ed. and comp. Korostyleva L.A., Nikiforov G.S. - SPb .: Publishing house of S.-Petersburg. University, 2007. - 549 p.
3. State Educational Standard of Secondary General Education of the Kyrgyz Republic. / In the book Handbook of education worker of the Kyrgyz Republic. - Bishkek, 2015. - p. 89-106.
4. Didactics of the Modern School. Manual for Teachers / Ed. V.A. Onishchuk. - Kiev, 1987. - 278 p.
5. A. Dolgorukov. Case-Study Method as a Modern Technology of Vocational-Oriented Learning. [Electronic resource] Access mode: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
6. Kaldybaev, S.K. Computer Diagnostics of Learning Outcomes at Secondary School: Practice-Oriented Monograph / S.K. Kaldybaev, D.M. Azybayev, M.M. Bekezhanov. - Bishkek, 2007. -136 p.
7. Kaldybaev, S.K. On the Evaluation System in School Education / S.K. Kaldybaev // Quality of Education in Eurasia. - M., 2017. - №5. - P.69-80.
8. Kaldybaev, S.K. On the Essence of the Concept of "Pedagogical Assessment" / S.K. Kaldybaev // Science, New Technologies and Innovations of Kyrgyzstan. - Bishkek, 2016. - №10. - P. 295-297.
9. Kaldybaev, S.K. Basics of Pedagogical Assessment: manual for the students pedagogical establishments / S.K.Kaldybaev, AMMamytov, S.I.Iptarov. - Bishkek: KIRLand. - 180 p.
10.Mayorov. A.N. Monitoring in Education / A.N. Maiorov - SPb: Education and Culture, 1998. -244 p.
11.Perovsky. E.I. Testing Students' Knowledge at Higher School / E.I. Perovsky. - M., 1960. - 511 p.
12.Pinskaya, M.A. Portfolio as a Tool for Assessing the Educational Achievements of Students in the Context of Specialized Education: / M.A. Pinskaya // candidate dissertation in pedagogy. -M., 2007. - 194 p.
13.Podlasy, I.P. Pedagogy. New course / I.P. Podlasy - M., 1999. - Book 1. - 578 p.
14. Polonsky, V.M. Didactic Issues of Knowledge System Assessment: / V.M. Polonsky / synopsis candidate dissertation in pedagogy - M., 1970. - 24 p.
15. Psychological Testing. The 7-th edition. / A.Anastasi, S.Urbina. - SPb .: Peter, 2003. - 688 p.
16. Raibekas, A.Y. Thing, Property, Attitude as Philosophical Categories / A.Ya. Rybekekas. -Tomsk. 1977. - 243 p.