УДК 37.01
А.И. ЗОРИН, И.В. ЗОРИН
ВИЗАНТИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается необходимость в серьезной международной общественной православной цивилизационной и образовательной инициативе. Данная инициатива получила название «Византийский клуб» - в честь великой империи, породившей православную цивилизацию и продолжающей жить в странах поствизантийского мира.
Ключевые слова: византийское наследие, Византийский клуб, благочестие, образ, образование, дидактика, симфония.
This article describes the recent scientific-tourism expedition and shows the necessityfor public orthodox civilization education initiative. Such initiative became known as "Byzantium club" in the memory of great empire that gave birth to orthodox civilization that continues to exist today in the post-Byzantium space.
Keywords: Byzantium heritage, Byzantium club, nobility, image, education, didactics, symphony.
По благословению игумена Иверского монастыря на Афоне архимандрита Василия (Гондикакиса) в 2014 г. была организована греко-российская научно-туристская экспедиция «Наследие Византии», посвященная 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне.
Византия - великая империя-цивилизация, внесшая неоценимый вклад в развитие человечества, задавшая мощный культурный, общественно-политический и духовный вектор развития целого ряда европейских стран, определивший более чем тысячелетнюю историю их развития.
Основой византийской цивилизации явилось православие. Это тот стержень, который стал идейным и ценностным ядром развития уже русского мира, Российского государства - прямого ци-вилизационного наследника Византии. С XV в. Московское княжество, а затем и Российская империя стали также и геополитическим наследником Византии.
© Зорин А.И., Зорин И.В., 2017
Византия оставила России великое духовное и культурное наследие: православные ценности и святыни, письменность и литературу кирилло-мефодиевской традиции, иконопись, византийское церковное пение, византийское летописание, святоотеческие нравственные принципы.
К сожалению, история Византии не просто забыта, а искажена, во многом оболгана, поскольку изначально была написана ее врагами, осуществлявшими ее разгром: западными латинянами-католиками и восточными мусульманами-османами. В последствии их трактовки и оценки вошли во все учебники. Между тем Византия на протяжении более тысячи лет своего существования собрала позитивный опыт и сформировала свой мягкий стиль мирного разрешения конфликтов в империи.
В настоящее время византийское наследие сосуществует в формате нескольких Византий.
Во-первых, Живая Византия -Афон, где Византию и сейчас можно
видеть, слышать, чувствовать, где вся жизнь подчинена Православной Молитве. Как отмечал монах Моисей Свя-тогорец, Афон - это Пост - добродетель, которая учит нас воздержанию, отказу от излишеств, роскоши и изобилия. Афон, пожалуй, едва ли не единственное, что человек способен преподнести в дар Богу.
Во-вторых, Россия как Третий Рим -прямая наследница Византии. Византийское наследие обеспечило тысячелетнюю историю развития России. В трудные времена интеллектуалы-философы трудились над матрицей -Русская Идея. Но побеждала Россия всегда, когда она возвращалась к главному образу - Троицы Животворящей, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Соответственно, Россия развивается на основе триединства империи (державности), православия и русского языка. Два столпа - православие и державность - Россия наследовала непосредственно от Византии. Третий -русский язык - явлен России во славу Пресвятого Духа, сошедшего на апостолов и Богородицу. Тройка-Русь -это Россия в образе Живоначальной Троицы, о которой святой Августин говорил: «Ты видишь Троицу, если видишь любовь». Проявить этот образ в современном мире - одна из стоящих перед нами задач.
В-третьих, Большая Византия - православный мир в границах России, Греции, Украины, Белоруссии, Болгарии, Румынии, Сербии, Черногории, Молдавии, Молдавии, Грузии, Армении, многомиллионных православных конфессий в других странах. Возникает третья задача - восстановление, охрана и демонстрация православных святынь и византийского наследия в этих странах.
В-четвертых, Византия, плененная в мусульманском мире, подобно святому праведному Иоанну Русскому, закрытая мусульманской паранджой, когда православное наследие и духовность выступают подобно византийской мозаике и фрескам из-под штукатурки Софийского собора в Стамбуле. Рассказать миру о наследии Византии в Турции, Иране, Косово, Албании, Сирии, Ливии, Эфиопии и других странах, включить его в систему памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО - четвертая задача.
В ходе экспедиции, а также в дальнейших теоретических изысканиях и дискуссии с рядом экспертов (митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Г.Л. Мурадов, С.А. Марков, С.П. Карпов, С.Ю. Глазьев, К.Ф. Зату-лин и др.) выявилась необходимость в серьезной международной общественной православной цивилизационной и образовательной инициативе.
Данная инициатива получила название «Византийский клуб» в честь великой империи, породившей православную цивилизацию и продолжающей жить в странах поствизантийского мира.
Византийский клуб - международная интеллектуальная площадка, объединяющая историков, философов, богословов, политологов, педагогов, культурологов, публицистов, журналистов, общественных и политических деятелей с целью изучения, актуализации и популяризации несправедливо забытого византийского наследия.
Клуб будет привлекать внимание к византийскому наследию, что позволит:
• использовать фундаментальные критерии наследия для фиксации сильных идентификационных признаков современной России;
• включить сакральные аргументы для легитимации новой «посткрымской» геополитической реальности, создания нового международного центра силы в рамках формирования многополярного геополитического пространства;
• последовательно проводить линию на возвращение России в число великих государств, являющихся одним из полюсов в развитии нашей планеты как ноосферы.
Кризис евроинтеграции, в сущности, означает, что предложенные Римским клубом модели не способны обеспечить эффективное ведение глобального процесса устойчивого развития только на основе данной концепции. Реалии демонстрируют катастрофические последствия использования этих концепций не только в Ираке, Югославии, Сирии, Северной Африке, но уже и в Европе.
Византийский клуб предложит альтернативную Римскому клубу модель развития ноосферы, с учетом духовного содержания. Пришло время, когда православная цивилизация может и должна заявить о себе в полный голос как о самостоятельном центре правовой и политической культуры, формирующем определенную модель государства и общества. Это особенно необходимо сегодня, когда кризис идентичности стал главным гуманитарным вызовом глобализации, сопровождающим либерально-ростовщическую экономику, которая почти полностью захватила и неузнаваемо изменила страны восточно-европейской православной цивилизации. Человек современного мира оказался опутан паутиной тотальной зависимости от систем информационно-политической манипуляции, страхования и кредита, от
банковских счетов, курса валют и валютных махинаций, от давления моды, рекламы, масс-медиа и т.д. В этом ряду господствующая международная модель современного образования (так называемый Болонский процесс) также обслуживает интересы либеральной глобализации. Государства, предприятия и домашние хозяйства сегодня подавлены непомерным долгом, который стал основным инструментом современного экономического рабства.
Христианский Восток, т.е. Евангелие, плюс античное наследие, преломленное через византийский и российский опыт, - это не меньшее основание Европы, чем «вторичный», католический Рим.
Во многих странах есть люди, разделяющие эти взгляды, готовые объединить свои интеллектуальные, организационные и финансовые ресурсы для борьбы с этим злом. Таким объединением должен стать Византийский клуб, учреждение которого состоялось в 2014 г. на святой горе Афон - духовном центре и хранителе кода православной идентичности.
Действия клуба сосредоточены на следующих двух основных направлениях деятельности:
1. Разработка и развитие теоретической модели Византийского клуба, доказывающей жизненную необходимость становления православной цивилизации по принципу «Благочестие выше благополучия», как контрапункта либерально-технократической модели Римского клуба.
2. Продвижение наших взглядов через разнообразные информационные каналы, институты образования, формальные и неформальные контакты на форумах, конференциях, экспедициях и организация собственного междуна-
родного форума. Сегодня необходимо количественное расширение сторонников Клуба как среди экспертного сообщества, политической и экономической элиты, так и среди образованного населения.
Таким образом, просматриваются следующие направления деятельности Византийского клуба:
• реализация образовательных проектов, направленных на прямое изучение византийского наследия, на возвращение изучения истории Византии в школьные и вузовские учебники стран - членов клуба;
• организация и проведение научных исследований, форумов, конференций, круглых столов;
• образовательная, популяризаторская и издательская деятельность;
• развитие познавательного, образовательного и научного туризма с демонстрацией наследия Византии.
Отдельно рассмотрим необходимость и возможности использования византийской модели образования в современном мире. Сегодня дидактика понимается двояко - как теория образования и как раздел педагогики, исследующий проблемы обучения. Так было не всегда. В эллинском мире дидактика уже была востребована как особая квазиинформация, которая обеспечивала связанность мифологических и культурных традиций через поучения и наставления. В Византии образование стремились выстроить по типу симфонии, где дидактика отражала движение высших сфер, а образование - задачи развития земного обучения.
Дидактика - термин, пришедший к нам из Древней Греции, на древнерусский язык его переводили как «поучение». В каждом конкретном полисе была принята своя дидактика. Каждый
гражданин полиса был обязан принимать и следовать данной дидактике, наставлениям и поучениям. Тем самым, дидактика поддерживала и утверждала мифологические и культурные традиции, принятые в полисе.
Поучения несли гражданам полисов не знания, но убеждения. Поэтому дидактика в Древней Греции признавалась как общественная ценность, средство воспитания граждан. Она, безусловно, обретала свою полисную специфику и, в свою очередь, поддерживала и защищала идентичность, традиции и ценности полиса.
Совершенно на иных принципах развивалась дидактика в Византии. Различия античной и византийской дидактики громадны. Первая - это поучения гражданам полиса, вторая же -поучения императору.
Византийская дидактика сохранила жанр поучения, но освободилась от мифологической зависимости, приобрела христианскую значимость и, самое главное, субъектом дидактики стали не граждане, а вожди. В Византии дидактика приобрела форму поучающего трактата, в назидание василевсу.
В Византии были приняты обращения священнослужителей к императору с назидательным трактатом - поучениями. Самой ранней из подобных византийских дидактик считается «Поучение» Агапита (1989). В этом изысканном по форме трактате дьякон Святой Софии Агапит поучал императора Юстиниана I о божественной сущности его власти и справедливом управлении подданными. «Поучения» Агапита, - текст сугубо христианский. В нем используется аргументация отцов церкви - Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова и др.
В Византии сложился сводный дидактический принцип православия, сформулированный святителем Иоанном Златоустом: «Благочестие выше благосостояния» [10].
В Древней Греции слово «благочестие» употреблялось в значениях уважения, страха, преданности: страх в отношении языческих богов, уважение к родителям и героям и личная преданность правителю.
Иоанн Златоуст трактует благочестие принципиально иначе, в его библейском значении богобоязненности как внутреннего осознания Божьей воли в жизни верующего, что, в сущности, и определяет поступки христианина.
Христианское благочестие выражается в:
• праведной жизни (Иак. 1:26);
• любви и милости к страждущим (Иак. 1:27);
• способности хранить себя неоскверненным от мира (Иак. 1:27);
• понимании благочестия как Божи-ей благодати (Тит. 2:11-12; 2 Пет. 1:3).
Основные наставления благочестивого поведения несет нам Нагорная проповедь Иисуса Христа и послания апостолов. Именно в них сформулированы добродетели, порождаемые благочестием:
• сдержанность при светлости души и пламенности духа;
• следование добру при целостности и хранении достоинства;
• сердечная отзывчивость, активное участие и помощь в бедах других людей;
• простота, искренность и честность;
• смирение;
• трудолюбие и добросовестность;
• непротивление власти, пока ее требования не противны Божьей воле;
• прощение обидчиков;
• самокритичность;
• снисходительность к недостаткам других людей;
• любовь к людям.
Суть византийской дидактики - в поучении добродетелям. Поучали более всех князей, монархов и императоров.
Византийская дидактика направлена на воссоздание христианской идентичности, которая не доказывается, но проявляется в образе.
Образ - корень и знак византийского образования.
Философия образования эпохи постмодерна обычно использует определение Д. Кнеллера: «В широком смысле слова, образование - процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности... В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому» [11].
Постмодернизм безоговорочно относит образование к сфере культуры, где Образ заменяют образцы. Получается этакое «образцовое образование».
Такая позиция в принципе невозможна в Византии, где образ никогда не признавался артефактом, т.е. тем, что создано человеком. Здесь определенно следовали слову Библии:
«Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему» (Быт. 1, 26); «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бо-жию сотворил его» (Быт. 1, 27).
Господь наделил каждого человека Своим образом. Подобия же каждый человек добивается сам.
Образ - это потенциал, которым обладает каждый, идеал, заложенный в каждом.
Подобие - это цель, которую мы уже достигли. Подобие - то, что в нас осталось от идеального образа.
Образ Божий - это Божественный дар, данный человеку. Образ (икона) одновременно есть отражение совершенств Самого Творца, сотворившего окружающий мир в начале времен.
Бог вечен, потому и каждый человек имеет вечное, неуничтожимое бытие.
Бог премудр, потому и человеку дан разум.
Бог - Творец, потому и человек имеет способность к творчеству.
Все это, равно как и многие другие Божественные дары, проявляются в человеке как образ Божий.
Образ Божий дан всем без исключения людям и является в них неизгладимым. Этот образ можно осквернить, измазать грязью греха, однако стереть его в человеке невозможно. Образ Божий - идеален и недостижим. Образ всегда дидактичен, поскольку за ним всегда стоит образ Бога.
Задача византийского образования -возвращать нас к образу Божию.
На Руси византийский подход к образованию широко использовался. Византийская дидактика сравнивается с зерцалом, а дидактики зовутся «византийскими зерцалами». Зеркало отражает нашу личность, зерцало - наше подобие образу.
Да и мир в целом отражает совершенство Творца:
«И вот сентябрь! замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет».
Так метафорически, но и метафизически дидактику природы сформулировал великий русский поэт допушкинской поры Е.А. Баратынский.
Западная схоластика уже в Средние века не просто разошлась с византийским пониманием образа Божия, она, в результате критического анализа, стала подменять его иными свойствами духовной природы человека, такими как свобода, воля, разумность, суверенность и т.д. Современная западная философия образования видит образование как прямую наследницу античной греческой культуры.
Фриц Рингер в своем трактате «Закат немецких мандаринов» прямо указывает, что западная философии образования рассматривает понятие «образ» как «образец». Современная концепция образования формирует некий «неогуманистический идеал человека», основанный на почитании античных моделей развития человека [9].
Данную концепцию развивает Вер-нер Йегер: «Наше немецкое Bildung... отражает сущность воспитания в греческом, платоновском смысле. В нем содержится связь с эстетически формообразующим, как бы внутренне предносящимся художнику нормативным образом, "идеей" или "типом"». Этой идеей является «человек как общезначимый и обязывающий образец своего вида» [7].
При этом колоссальный пласт святоотеческой литературы об образе Бо-жием как основе образования практически игнорируется. Например, дидактика преподобного Антония Великого: «Многие после усердных трудов впадали в безумие, потому что презрели заповедь Господню: ...вопроси Отца и тот возвестит тебе».
Анализируя дидактическое высказывание Климента Александрийского, в котором Иисус именуется Педагогом, Йегер с укором отмечает, что тем самым Климент «покушается на гре-
ческую культуру, на эллинистическую пайдейю. Использование слова "педагог" в этом возвышенном значении указывает на то, что оно уже не означает раба, который в классическую эпоху Греции провожал мальчиков в школу и обратно, но близко к тому философскому смыслу, который Платон придал слову «лтЗтуюуегу» в Законах, где он определяет отношение Бога к миру следующим образом: "Бог - педагог всего мира"» [Там же, с. 196]. Хотя именно Платон видит в уподоблении Богу главную цель философии, и это озарение предвосхищает учения великих христианских богословов -Оригена, Климента Александрийского, Григория Нисского, святых отцов каппадокийцев, которые основной задачей образования считали формирование христианина через образ Божий. Христианское образование должно готовить человека «к мистическому союзу с Богом» (Ориген), на основе транскрипции Григория Нисского о сотворении человека («При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. В том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу».
На особое значение византийской дидактики для современного образования указывал выдающийся русский филолог и библиист Сергей Аверин-цев: «Христианская теология, начиная с Оригена, различает образ Божий как неотъемлемое, хотя и ежечасно оскверняемое достояние, и подобие Божие, которое утрачено человеком в состоянии греха и поставлено перед ним как идеал и цель его усилий: низшая природа человека должна до конца принять форму, налагаемую на нее "умом"
человека, а "ум" — форму, налагаемую Богом» [2].
А вот наставление современному образованию митрополита Сурожско-го Антония: «Человек — это икона Бога. Иконы от неправильного хранения, плохих условий, могут разрушаться — но и в этом случае мы их не выбрасываем, а пытаемся отреставрировать. Так же и человек: он всегда остается иконой Творца, Его образом и подобием. Даже если этот человек измучен страстями, изуродован греховной жизнью, — он остается святыней, которую Бог любит и всегда старается восстановить. Поэтому и мы должны любить всякого человека, как бы низко он ни пал. Любить в нем образ Божий.
Образ Божий, несомненно, остался в человеке. Но сейчас, после грехопадения, он, если можно так сказать, затемнен, помутнен. Однако если бы мы вовсе утратили образ Творца, то перестали бы быть людьми. У каждого в той или иной мере остаются черты образа Божиего» [4].
С конца XX в. богословы стали говорить о неопатристическом синтезе. Что такое синтез? Это когда мы взяли понемногу у разных святых отцов и у нас вышло, что отцы обо всем соглашались, причем пункты их согласия - ровно то, что мы сами считаем правильным.
Византия предложила лучший образ - это симфония. Симфония состоит из разных голосов, в каждый отдельно взятый момент разные голоса поют разные партии, и каждая партия - отдельная и очень конкретная. Таким образом, на протяжении истории мы можем слышать разные голоса.
Поэтому читать отцов нужно не для того, чтобы подтвердить нашу веру, а для того, чтобы понять, как они мыслили, что они думали, и затем услышать
всю эту симфонию с ее разноголосьем, нии. Чтобы и нам быть способными ис-ставя перед собой цель привести себя полнить свою партию в наши дни. в гармонию со звучанием этой симфо-
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Августин А. Исповедь / пер. с лат. М.Е. Сергеенко. М.: Ренессанс, СП ИВО - СиД, 1991. 488 с.
2. Аверинцев С.С. Эсхатология // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010. С. 255.
3. Античность и Византия / отв. ред. Л.А. Фрейберг. М.: Наука, 1975. 415 с.
4. Антоний, митрополит Сурожский. Бог в нас верит. М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2010.
5. Буланин Д.М. Поучение Агапита// Словарь книжников и книжности Древней Руси. М.: АН СССР. ИРЛИ, 1989. Вып. 2 (вторая половина Х1У-ХУ1 вв.). Ч. 2: Л-Я. С. 300.
6. Вернер Йегер. Раннее христианство и греческая пайдейя. М.: Логос, 2014.327 с.
7. Огнев А. Система образования в Византии. URL: http://www.bogoslov.ru/persons/1453969/ index.html (дата обращения: 10.12.2012).
8. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. 2-е изд., испр. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2005.512 с.
9. Рингер Ф. Закат немецких мандаринов / пер. с англ. П. Гольдина и Е. Канищевой. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 188 с.
10. Симфония по творениям святителя Иоанна Златоустого. М.: Дар, 2006.312 с.
11. Kneller G.F. Introduction to the philosophy of education. Boston, CU, 1971. Р. 20-21.
УДК 373.29
Ю.Ю ЗОЛОТУХИНА
ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
В сеете концепции «зеркального Я» Ч. Кули и средоеого подхода выявлены особенности социализации дошкольника, его подготовки к обучению е школе. В качестве психолого-педагогических условий успешной социализации рассматривается интегратиеная предметно-пространственная развивающая образовательная (ППРО) среда дошкольной образовательной организации (ДОО). Предложено сущностное и предметное наполнение интегративной ППРО среды, способствующей повышению уровня готовности к школьному обучению.
Ключевые слова: дошкольное образование, образовательная среда, социализация, подготовка к школе, интеграция.
In the light of the concept of «Mirror I» H. Cooley and environmental approach revealed features of the socialization of the preschool child, its preparation for the training school. As psycho-pedagogical conditions of successful socialization is considered of integrative subject-spatial developing educational environment preschool educational organization. Proposed the essential content of integrative SSDE environment, promoting the comprehensive development of children and improving their readiness for schooling.
Keywords: pre-school education, developing environment, preparation for school, integration.
В дошкольном возрасте происходит становление таких характеристик личности, как самооценка, эмоциональная сфера, социальная активность. Уже в детстве необходимо сформировать установку на активный поиск своего участия в делах общества, образовательных институтах, в семье. Накопление ребенком необходимого самостоятельного социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, его успешной подготовке к школе. В этом процессе особенно важно умелое направляющее руководство взрослых. Его скрытый, ненасильственный характер можно реализовать, моделируя и обогащая окружающую ребенка среду [4, 5].
© Золотухина Ю.Ю., 2017
Чарлз Кули, рассматривая вхождение ребенка в общество (социальную адаптацию), обозначал признак социального существа - способность выделять себя из группы и сознавать свое «Я». Однако идентификация себя идет в процессе отражения черт, выделенных в других, и присвоения наиболее понравившихся. Именно в этом суть теории «зеркального Я» и методологическая основа для обогащения среды, создания такого воспитательного пространства, в котором ребенку предоставляется целенаправленный выбор личностных характеристик.
Понятно, что присвоение определенных характеристик происходит в процессе деятельности. Сознательное действие - это всегда действие социаль-