УДК 796.015.132
В.В. Рябчук
ВИТАЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РЕЙНДЖЕРОВ АРМИИ США 9
Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Резюме.
Физическая подготовка играет важнейшую роль в обучении рейнджеров армии США, ее задачи последовательно меняются. На этапе начальной подготовки акцентируется внимание на развитии силы и выносливости, на последующих этапах - на овладении навыками военно-прикладных действий при больших физических и психических нагрузках.
Ключевые слова: витальность, физическая подготовка, рейнджеры армии США.
Summary.
Physical training plays a crucial role in the training of Rangers in the US Army; its tasks are consistently changing. At the initial preparation stage, attention is focused on the development of strength and endurance, at subsequent stages - on mastering the skills of military-applied actions under high physical and mental loads.
Key words: vitality, physical training, US Army Rangers.
Подготовка рейнджеров подразделяется на начальную и повышенную [1-3].
Начальная (базовая) подготовка рейнджеров включает в себя обучение:
- боевым и диверсионно-разведывательным действиям в тылу противника;
- тактике и технике ближнего боя, в том числе и рукопашного;
- засадам и внезапным нападениям на объекты противника;
- ориентированию на местности с техническими средствами и без них;
- ускоренному и скрытому передвижению по любой местности;
- пользованию всеми видами стрелкового оружия, взрывными устройствами и средствами связи;
- выживанию в экстремальных условиях за счет местных ресурсов;
9 Ryabchuk V.V. Vitality of physical training of US army Rangers
686
- умению взять на себя командование подразделением.
Курс начальной подготовки (58 дней) разделяется на 3 фазы:
1. Базовая фаза в Форте Бенинг (19 дней) включает интенсивную физическую подготовку, а также изучение основ патрулирования, взрывного дела, средств связи, ориентирования на местности и корректировки огня артиллерии. В течение этой фазы каждый курсант участвует в 5 патрулированиях, в ходе которых он не менее трех раз выступает в роли лидера.
2. Горная фаза в Кемп Меррилл (17 дней) включает изучение основ альпинистской техники, которое завершается подъемом на 200-футовую (около 60 м) отвесную скалу, а также рейды по гористой местности с выполнением тактических задач. Основное внимание уделяется развитию лидерских качеств в условиях крайнего физического и психического утомления [4].
3. Болотная фаза в Кемп Руддер во Флориде (18 дней) начинается с десантирования в район, покрытый джунглями и болотами, с последующим выполнением тактических задач диверсионно-разведывательного характера. Отрабатываются способы передвижения на надувных лодках, методы выживания в сложных условиях, приемы эвакуации с помощью вертолетов и самолетов беспосадочным способом.
Повышенный («продвинутый») курс рейнджерской подготовки реализуется в рейнжерских подразделениях - отдельных ротах глубинной разведки и в полку стратегического назначения.
В силу широкого спектра задач, выполняемых рейнджерами, их подготовка носит чрезвычайно разносторонний и интенсивный характер. Основной акцент делается на индивидуальной подготовке и сплоченности подразделений. Ключевыми фигурами при этом являются командиры отделений и взводов, которых принято рассматривать как тренеров или капитанов спортивных команд [5]. Это способствует созданию особого психологического настроя, духу азартности и коллективизма.
В течение всего периода рейнджерской подготовки проводится тщательный отсев тех, кто не способен переносить экстремальные физические и психологические нагрузки. Количество отчисляемых достигает 30%. Последнее испытание - так называемая «адская неделя»: 6 суток почти непрерывного выполнения разнообразных задач на фоне нарастающего утомления и психического стресса при крайнем ограничении сна и питания.
Данный курс обучения завершается торжественным построением с вручением сертификатов и специальных знаков для головных уборов и
687
униформы.
Повышенный («продвинутый») курс рейнджерской подготовки реализуется в рейнджерских подразделениях - отдельных ротах глубинной разведки и в полку стратегического назначения [6].
В силу широкого спектра задач, выполняемых рейнджерами, их подготовка носит чрезвычайно разносторонний характер. Основной акцент делается на индивидуальной подготовке и сплоченности подразделений [7].
В рейнджерских подразделениях практикуется так называемая система «бадди» (приятель, напарник). Каждому военнослужащему официально, но с личного согласия, назначается партнер, который несет за него полную взаимную ответственность [8]. Как считают американские военные психологи, система «бадди» способствует созданию у каждого военнослужащего «чувства локтя», уверенности в любых ситуациях [8].
При проверках вышестоящими командирами или офицерами штабов качества боевой подготовки, в том числе и физической, проверяющие первыми выполняют все контрольные нормативы [9-16]. При этом они должны показать результаты, соответствующие оценкам «отлично» или «хорошо».
Особое место в подготовке рейнджеров отводится рукопашному бою, который рассматривается не только как военно-прикладной вид подготовки, но и как средство психологической закалки, воспитания смелости и агрессивности.
Подготовка рейнджеров включает изучение следующих тем:
- физическая подготовка, направленная на прогрессивное развитие выносливости, силы, ловкости и координации;
- обучение рукопашному бою без оружия и с использованием штык-ножа, направленное на воспитание агрессивности, воли к победе, уверенности в своих силах и на повышение физических кондиций;
- взрывное дело, включающее овладение знаниями и навыками расчета, подготовки и установки зарядов, а также меры безопасности при работе с ними;
- методы маскировки и скрытных действий в тылу противника;
- «курс уверенности», включающий преодоление сложных препятствий, передвижение по узкой опоре на значительной высоте и прыжки в воду;
- патрулирование - планирование, подготовка и выполнение задач по патрулированию в различных ландшафтных и погодных условиях;
- способы выживания в экстремальных условиях, включающие сооружение укрытий и употребление в пищу разнообразных растений и животных, поиска и очистки питьевой воды;
- способы ориентирования на любой местности при различных погодных условиях с помощью топографических карт и привязки их к местности;
- методы ведения разведки - сбор, фиксирование и передача разведывательных данных;
- взаимодействие с авиацией - посадка и высадка из самолетов и вертолетов, снабжение и эвакуация по воздуху;
- техника преодоления рифов и полосы прибоя при проведении амфибийных операций;
- строевые смотры как средство укрепления дисциплины и контроля за содержанием обмундирования и снаряжения;
- преодоление водных преград вплавь и с помощью подручных средств;
- горная подготовка - базовая техника скалолазания с использованием альпинистского снаряжения и без него;
- медицинская подготовка - умение оказывать первую помощь при ранениях и травмах, знание основных фармакологических и природных лечебных средств.
- правила поведения в случае попадания в плен и способы побега из него.
Основная цель физической тренировки на этапе «продвинутого» курса
заключается в обеспечении физической готовности рейнджеров к выполнению боевых задач в экстремальных условиях. Дополнительными задачами физической подготовки считаются укрепление дисциплины и сплоченности подразделений.
Литература
1. Кочетков, Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.
2. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 8 (150). - С. 60-65.
3. Лобанов, Ю.Я. Сравнительная характеристика физиологических показателей способов плавания под водой / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 2 (144). - С. 119-121.
4. Лобанов, Ю.Я. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации в процессе социализации девушек-курсантов в военно-учебном заведении / Ю.Я.
689
Лобанов, К.Н. Дементьев, О.Н. Устинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 259-263.
5. Лобанов, Ю.Я. Характер проявления физических качеств в зависимости от типологических особенностей конституции студентов / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, А.В. Токарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 122-126.
6. Понимасов, О.Е. Прогнозирующее моделирование совместимости формирования навыков плавания и стрельбы с воды на основе построения аппроксимирующих функций / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 180-184.
7. Понимасов, О.Е. Исследование гидродинамических показателей военно-прикладного плавания в зависимости от способов подгонки оружия / О.Е. Понимасов // Экстремальная деятельность человека. - 2015. - № 3 (36). - С. 3032.
8. Понимасов, О.Е. Формализованные алгоритмы достижения компактности сложных дидактических проектов (на примере бучения стрельбе с воды из АКМ в сочетании с формированием навыков военно-прикладного плавания) / О.Е. Понимасов, Е.В. Сабурова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 6 (160). - С. 182-186.
9. Понимасов, О.Е. Методика индивидуально-ориентированного замещения движений при обучении прикладному плаванию курсантов военных вузов / О.Е. Понимасов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - № 4. - С. 51-54.
10. Щеголев, В.А. Профессиональная и физическая подготовка военнослужащих США: учеб. пособие / В.А. Щеголев, В.П. Сущенко. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 111с.
11. Schegolev V.A., Novoseltsev O.V. (2015). "Professional development of management entities of physical education of students using interactive technologies", Theory and Practice of Physical Culture, No 2, pp. 5.
12. Schyogolev V.A. (2014). "Physical training in US military educational systems". Theory and Practice of Physical Culture, № 9, pp. 15.
13. Shchegolev V.A., Sivak A.N., Kochin A.A., Egorov V.Yu. (2016). "Military sports specialist training in armed forces of NATO lead nations (based on public foreign sources)". Theory and Practice of Physical Culture, № 2, pp. 21.
14. Shchegolev, V.A., Lipovka, A.Yu., Korshunov, A.V. (2016). "Applied service physical education and sports classes to prepare students for GTO tests". Theory and
690
Practice of Physical Culture, No 6, pp. 21-23
15. Shchegolev, V.A., Sushchenko, V.P., Piskun, O.E. (2017). "Students' attitudes toward all-Russian physical culture and sports GTO complex (ready for labor and defence)", Theory and Practice of Physical Culture, No 3, pp. 57-59.
16. Sushchenko V. P., Shchegolev V. A., Korshunov A.V. (2016). "Features of personal and professional development of various professional categories in physical culture and sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp 3-5
УДК 796.062.4
Склярова И.В.
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ПРИ АТРОФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ
И ШЕЙНОЙ ОБЛАСТЯХ
ФГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова», [email protected]
Резюме.
Один из факультетов СЗГМУ им. Мечникова - стоматологический. Это самый молодой факультет нашего университета. На первый взгляд трудно найти взаимосвязь между физической культурой и стоматологией, тем интереснее рассмотреть занятия ЛФК (лечебную физическую культуру) с больными стоматологического профиля.
Ключевые слова: лечебная физическая культура, остеохондроз, пародонтоз, дисбаланс мышц.
Summary.
One of the faculties the St. Petersburg I. I. Mechnikov State Medical Academy (SPSMA) - dental. This is the youngest faculty of our university. At first glance, it is difficult to find a relationship between physical culture and dentistry, the more interesting it is to consider exercise therapy (therapeutic physical training) with patients with a dental profile.
Key words: physical therapy, osteochondrosis, periodontal disease, muscle imbalance.