УДК 007(092)
Н. А. Ляпунова \ А. М. Федотов 2, Я. И. Фет 3, Б. Н. Пищик 2 В. Г. Казаков 2, Т. Е. Алексеева 2, Н. Л. Панина 2, Ю. Л. Попович 2
1 Медико-генетический научный центр РАМН ул. Москворечье, д.1, Москва, 115478, Россия E-mail: [email protected]
2 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected];
[email protected]; [email protected]
3 Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН пр. Лаврентьева, 6, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: [email protected]
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ А. А. ЛЯПУНОВА: ОСНОВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Статья посвящена работам по выявлению и систематизации материалов о жизни и деятельности основоположника отечественной кибернетики и программирования А. А. Ляпунова и организации к этим материалам открытого доступа в сети Интернет. Описывается архитектура, модель данных и интерфейсы информационной системы виртуального музея. Показана важность обеспечения доступа исследователей к научному наследию ученого и публикация в Интернете как один из наиболее эффективных способов ее достижения.
Ключевые слова: история информатики, информационная система, виртуальный музей, А. А. Ляпунов.
Значение А. А. Ляпунова для российской науки
Нет сомнения в том, что историю делают личности. В этом смысле нам очень повезло: в истории нашей страны и нашей науки - замечательная личность Алексея Андреевича Ляпунова. Свыше сорока лет своей жизни отдал Алексей Андреевич служению науке, обогащая ее первоклассными результатами в области математики, кибернетики и других источников знания.
Исключительно велика роль А. А. Ляпунова в становлении отечественной кибернетики. А. А. Ляпунов занялся кибернетикой в начале 50-х годов. С именем Ляпунова неразрывно связана борьба за признание кибернетики в нашей стране, первые шаги этой новой науки и дальнейший ее расцвет в 60-е годы. По воспоминаниям Юлия Анатольевича Шрейдера, «отношение А. А. Ляпунова к кибернетике напоминало отношение священнослужителя к культу. Ляпунов верил, что он занят неким священным делом». Эрудированность в сочетании с многосторонними научными интересами позволила ему возглавить новую науку. Ученый проделал огромную работу по осмыслению основ кибернетики, точному определению ее предмета, классификации основных направлений и задач.
Появившиеся в начале пятидесятых годов первые универсальные вычислительные машины сразу привлекли внимание Ляпунова. К этому времени он был сложившимся ученым, известным своими работами в области дескриптивной теории множеств, математической статистики, теории стрельбы, геофизики. Он первым в 1952 году начал читать в МГУ курс «Основы программирования», создав при этом операторный метод программирования. По-
ISSN 1818-7900. Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2010. Том 8, выпуск 4 © Н. А. Ляпунова, А. М. Федотов, Я. И. Фет, Б. Н. Пищик
В. Г. Казаков, Т. Е. Алексеева, Н. Л. Панина, Ю. Л. Попович, 2010
нятие программы как некоторой операторной структуры, взгляд на программу сверху, было революционной идеей, которая практически сразу же легла в основу первых трансляторов (программирующих программ). Операторный метод программирования послужил основой дальнейших работ по теории программирования и работ по автоматизации программирования. При непосредственном участии Ляпунова зародилась теория схем программ, в которой свойства программ изучаются на их моделях (схемах). Алгебраическая теория программирования, основы которой были заложены в работах Алексея Андреевича и его учеников, дала серьезные теоретические и прикладные результаты. Создание трансляторов, исследование их строения и принципов работы - это важное направление в современном программировании. Основателем этого направления, безусловно, является А. А. Ляпунов.
Алексей Андреевич организовал первые в нашей стране работы по машинному переводу с одного естественного языка на другой. Этим было положено начало математической лингвистики.
С началом в СССР периода нападок на кибернетику А. А. Ляпунов (как ученый имеющий энциклопедическое образование и как специалист в области управления зенитным огнем, он прекрасно понимал всю значимость нового направления в науке) смело встал на ее защиту. В течение 1954 года А. А. Ляпунов и его соратники прочитали в различных аудиториях множество лекций, в которых обсуждалась суть кибернетики и ее истинное значение. В этом же году он организовал свой знаменитый «Большой» семинар в Московском университете. Этот семинар с самого начала привлек серьезное внимание различных специалистов и превратился в общегородской и даже всесоюзный. В течение 10 лет существования этого семинара (1954-1964) было проведено 121 заседание с соответствующим числом докладов и обсуждений. Достаточно просмотреть список этих докладов, чтобы убедиться в том, что тематика, научный уровень докладов и квалификация докладчиков всегда соответствовали высоким требованиям руководителя семинара.
В 1958 году А. А. Ляпунов основал свою знаменитую серию сборников «Проблемы кибернетики». Он был редактором этих сборников до последних дней своей жизни, под его редакцией вышли 29 сборников. Всего с 1958 по 1984 год вышел 41 выпуск сборника «Проблемы кибернетики».
В октябре 1971 года, поздравляя Алексея Андреевича с 60-летием, Владимир Андреевич Успенский писал: «С течением многих лет я с восхищением наблюдал Вашу деятельность, я рассматриваю Вас как одну из героических фигур русской науки. Более молодому поколению трудно поверить, сколько бесстрашия, настойчивости и принципиальности нужно было проявить Вам для того, чтобы дать родиться новой науке - кибернетике».
Между тем научное, культурное и нравственное наследие А. А. Ляпунова до последнего времени, по разным причинам, оставалось мало изученным и недоступным широкому кругу специалистов и учащихся.
В связи с этим мы в 2008 году предложили проект создания виртуального музея А. А. Ляпунова. Эта работа, которая предусматривала комплекс мероприятий по поиску, изучению и обработке большого массива документов из наследия ученого, а также - перевод этих данных в электронную форму и размещение в единой базе данных музея была поддержана фондом РФФИ 1.
К концу 2010 года работы по созданию виртуального музея А. А. Ляпунова были в целом завершены. Итогом трехлетней работы стал опубликованный в Интернет самый полный на сегодняшний день информационный ресурс, посвященный жизни и деятельности Алексея Андреевича Ляпунова 2.
Задача представления наследия ученого
в виртуальном пространстве
Первоочередной задачей работы было создание оптимальной формы электронного ресурса, который смог бы интегрировать обширный массив достаточно разноплановых материа-
1 Проект № 08-07-00229а.
2 Виртуальный музей А. А. Ляпунова: http:museum.nsu.ru/kyapunov
лов, связанных с жизнью и деятельностью А. А. Ляпунова. Электронное представление архивного наследия известного ученого может быть оформлено в виде различных информационных систем [1; 2], начиная от глубоко специальных, рассчитанных на профессиональную аудиторию, и заканчивая самыми популярными, ориентированными на минимальную подготовку. Форма виртуального музея позволяет совместить несколько уровней представления информации в одном и том же ресурсе.
Разработке подобной формы предшествует комплекс мероприятий по поиску и обработке документов и материалов, зачастую малоизученных или вовсе не введенных в научный оборот. До начала разработки модели данных виртуального музея все материалы должны быть систематизированы, переведены в электронную форму с ориентацией на последующий ввод в единую мультимедиа базу данных, опубликованную в Интернете.
Первая версия виртуального музея была создана и опубликована в Интернете в конце 2008 г. В информационную систему музея были введены более 500 текстовых документов (порядка 1 000 страниц печатного и рукописного текста) и около 350 фотографий и цифровых фотокопий документов, посвященных, прежде всего, сибирскому периоду жизни и деятельности А. А. Ляпунова. К этому прототипу виртуального музея сразу был организован открытый публичный доступ. Пошаговая реализация ресурса в открытом информационном пространстве обеспечила сторонний взгляд на него, параллельное наращивание «контента» и доработку модели ресурса.
Наряду с изучением наследия А. А. Ляпунова, происходила замена временного прототипа информационной системы на полнофункциональный виртуальный музей; был создан оригинальный информационный и художественный дизайн страниц виртуального музея и осуществлена его реализация в интерфейсах системы, а также произошло существенное развитие функциональных возможностей системы и интерфейсов в области представления музейных материалов.
Цикл мероприятий был направлен на ввод информационного массива виртуального музея А. А. Ляпунова в широкий научный оборот: регистрация сайта в каталогах и поисковых системах Интернета, представление работ по проекту на профильных научных конференциях [3-6] и в профессиональных журналах.
Объем и номенклатура материалов
Содержательную часть Музея составляют исторические материалы и документы, связанные с жизнью и деятельностью А. А. Ляпунова. В качестве наиболее важных источников материалов укажем следующие.
• Труды Международной конференции (2001), посвященной 90-летию со дня рождения
A. А. Ляпунова. Это web-сайт (http://www.sbras.ru/ws/Lyap2001/) и компакт-диск с материалами конференции содержит полные тексты 170 научных докладов, а также слайд-шоу из уникальных фотографий А. А. Ляпунова (номер государственной регистрации 0320300063).
• Монография «История информатики в России: ученые и их школы» Специальный раздел этой монографии, озаглавленный «У истоков информатики. Алексей Андреевич Ляпунов», содержит биографический очерк «Алексей Андреевич Ляпунов», статью Ляпунова «О роли математики в современной человеческой культуре» и статью С.П. Капицы «Очерк воспоминаний о кибернетике и ее творцах». Кроме того, в этой книге опубликованы воспоминания ближайших учеников и соратников А. А. Ляпунова: Ю. И. Журавлев «О моем учителе» и Р. И. Подловченко «Воспоминания о поре ученичества у Алексея Андреевича Ляпунова».
• Монография «Из истории кибернетики». Здесь опубликована обширная статья
B. И. Федорова «Физиология и кибернетика: история взаимопроникновения идей», в которой рассматриваются физиологические аспекты кибернетического творчества А. А. Ляпунова.
• Рецензия С. С. Демидова на книгу «Из истории кибернетики», опубликованная в журнале «Вопросы истории естествознания и техники», где рецензент подчеркивает особое значение обсуждения биологических направлений творчества А. А. Ляпунова, которым посвящена статья В. И. Федорова.
• Особое внимание было уделено материалам, хранящимся в семейном архиве Ляпуновых в Москве. Этот богатейший архив содержит бесценное наследие ученого и ждет глубокого, серьезного изучения, анализа и публикаций.
В 2009 и 2010 гг. был проведен предварительный просмотр и изучение некоторой части семейного архива, подготовленной для этих работ Н. А. Ляпуновой. В результате был отобран для изучения и публикации в базе данных музея ряд уникальных материалов, среди которых необходимо особо отметить следующие.
• Папка «Личные листки по учету кадров» А. А. Ляпунова. Приказы о назначениях. Автобиографии разных лет (рукописи).
• Папка с черновиками статей о кибернетике (рукописи и машинописные копии, 1950-е годы).
• «Что такое кибернетика?» (план доклада о кибернетике, 1964).
• Ротапринт «О роли математики в современной человеческой культуре».
• Статья Е. Д. Жуковой «На полках старинного шкафа. О жизни четырех поколений российских интеллигентов: Ляпуновых, Перимовых, Фигнер, Крыловых» (журнал «Знамя». 1987. № 11).
• Статья С. Э. Шноля «Детское Научное Общество (ДНО). Дело сестер Ляпуновых». («Герои, злодеи, конформисты российской науки» (М.: Крон-пресс, 2001 г.).
• Папка «Объяснение А. А. Ляпунова по поводу кружка ДНО (рукопись).
• Подборка газетных вырезок на тему «Физматшкола».
Часть переписки А. А. Ляпунова, которая сохранилась в Новосибирске, была детально изучена. Выделено около 100 наиболее интересных писем и телеграмм, отражающих события личной и профессиональной жизни ученого. Эти документы переведены в электронную форму и размещены на сайте музея.
При изучении научной и общественной деятельности таких ученых, как А. А. Ляпунов, большое значение имеет косвенное описание их ближайшего окружения. В данном случае весьма ценную информацию о таком окружении содержат дарственные экземпляры оттисков (репринтов), полученных Ляпуновым от его коллег, учеников и других его почитателей с дарственными автографами. А. А. Ляпунов в течение длительного времени собирал и хранил эти реликвии.
Такая коллекция репринтов сохранилась в Институте вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, в Новосибирском отделении архива А. А. Ляпунова. Эта коллекция размещается в 50 архивных папках и содержит около 1 000 документов (оттисков, препринтов, брошюр).
В 2009-2010 гг. были проведены анализ и обработка этой коллекции. Все репринты были просмотрены и классифицированы по трем (на данном этапе - субъективным) признакам: 1) имя дарителя; 2) название работы; 3) текст автографа.
По признаку 1 предпочтение отдавалось известным ученым из окружения А. А. Ляпунова, например: С. Л. Соболев, Л. В. Канторович, А. И. Берг, Н. В. Тимофеев-Ресовский и т. д. По признаку 2 - работам из «неожиданных» разделов науки, демонстрирующих разнообразие интересов и научных контактов А. А. Ляпунова, например: «Угли Якутии», «Биогеохимическое значение леса», «Что такое структурализм?» и т. д. По признаку 3 - нестандартным, оригинальным текстам посвящения. При прочих равных условиях, стандартный автограф типа «Глубокоуважаемому Алексею Андреевичу Ляпунову от автора» представляет минимальный интерес.
В результате проведенного анализа и обработки коллекции были отобраны для демонстрации в виртуальном музее свыше 300 наиболее интересных репринтов. В настоящее время все они введены в базу виртуального музея (Музей А. А. Ляпунова / Фонды / Репринты). Развитие этой работы и дальнейшее изучение автографов может привести к интересным биографическим находкам.
Собранные в виртуальном музее материалы ярко освещают личность А. А. Ляпунова не только как выдающегося ученого, но также как замечательного педагога, воспитателя юных талантов. А. А. Ляпунов был блестящим пропагандистом научных знаний, причем его интересы охватывали преподавание на всех ступенях образования, от высшей до начальной шко-
лы. В новосибирском Академгородке педагогическая деятельность Алексея Андреевича достигает своей вершины. Он был одним из организаторов сибирских математических олимпиад и летних физматшкол в Академгородке. Вместе с М. А. Лаврентьевым он был инициатором создания в 1962 году первой в нашей стране физико-математической школы (ФМШ) при Новосибирском университете.
Большой удачей для ФМШ было то, что в начале ее пути, в первые, самые трудные годы ее становления, ученый совет школы возглавлял А. А. Ляпунов. Уже первое знакомство с ним будущих фымышат производило на них огромное впечатление. Алексей Андреевич принимал активное участие в разработке первых учебных планов, в обсуждении проспектов программ, содержания и форм работы с будущими учащимися, в решении организационных вопросов. Именно Алексею Андреевичу Ляпунову было предоставлено почетное право 21 января 1963 года прочитать первую лекцию в ФМШ.
Система управления виртуальным музеем
Для представления всех собранных в процессе работы музейных материалов в Интернете нами была построена система управления информационными материалами (CMS), ориентированная на работу с виртуальными музеями и коллекциями. Ранее мы описывали основные требования к системам управления контентом виртуальных музеев и возникающие задачи [9]. Своеобразие таких систем не позволяет воспользоваться наиболее стандартными типами баз данных (например, реляционными) и перенести настройку CMS на уровень концептуальной модели данных. Природа музейных данных, прежде всего их двойственная документарно-фактографическая природа, требует особого языка построения концептуальной модели, и, соответственно, особой надстройки над хранилищем данных, отличной от стандартных СУБД [5].
Опишем вкратце реализованное нами решение. Система управления музеями реализована на двух уровнях. На первом уровне действует управляющее ядро CMS системы. Это ядро реализовано в трехуровневой архитектуре клиент-сервер с web браузером, исполняющим роль универсального программного клиента в качестве единственного ПО клиентской стороны. Серверная часть представлена SQL сервером, реализующим уровень хранения данных. Концептуальную модель данных музея поддерживает специализированный сервер приложений, составляющий вместе с Web сервером промежуточный уровень. Взаимодействие Web сервера с сервером приложений реализовано в стандарте CGI.
Сервер приложений, однако, реализован совершенно особым образом, резко отличающимся от общепринятых реализаций подобных систем. Он вообще не реализует конкретной модели данных. Вместо этого он может реализовывать и интерпретировать целое множество моделей данных, в соответствии с их описаниями. Основная особенность реализованных моделей данных - это гибридность [5] и возможность работы с фактографическими данными посредством структурированных запросов.
Во-первых, модели данных, поддерживаемый «движком» CMS, имеют некоторые черты, свойственные объектно-ориентированным базам данных, главной из которых является представление сущностей классами, имеющими, в том числе, и методы. Использование этих методов для размещения шаблонов интерфейсов позволяет отделить конкретную модель данных от движка CMS системы и интегрировать интерфейсный уровень в модель данных. Кроме того, реализовано такое свойство ООБД как полиморфизм классов, позволяющий удобно разбивать сущности на подтипы, и дающий удобный инструмент для развития модели данных без существенной перестройки интерфейса.
Во-вторых, реализуются ассоциативные контекстно-зависимые связи, позволяющие строить в информационном ресурсе сложное гипертекстовое пространство. Такие направленные связи могут быть проведены из специального типа атрибутов, предназначенных для размещения форматированных текстов с перекрестными ссылками. Эти атрибуты содержат XML документы, некоторые элементы которых и являются источниками связей. Целью таких связей являются объекты базы данных. Ассоциативные связи в базе данных типизированы: каждая связь является экземпляром ассоциации, которая определяет от какого класса к какому
может быть проведена связь. По принадлежности ассоциативной связи к конкретному типу может быть организована их выборочная обработка.
Модель данных и интерфейсы виртуального музея
Для хранения и представления материалов виртуального музея была построена модель данных, отражающая различные стороны музея как информационного ресурса и социального института 3. Изначально модель разрабатывалась так, чтобы учитывать наиболее общие особенности музеев научной тематики, таких как музеи, посвященные научной деятельности ученых, научному наследию или проектам. Однако мы старались, чтобы никакие специфические особенности данного конкретного музея не оказали влияния на модель, так что она может быть распространена и на другие ресурсы подобной тематики. Возможности разбиения сущностей на подтипы за счет полиморфизма классов позволяют настраивать модель на конкретный музей и предметную область, например, за счет различных атрибутов для разных типов музейных предметов.
Модель распадается на несколько блоков - групп классов, реализующих те или иные части информационного ресурса. Как правило, каждый блок образуется вокруг одной из основных сущностей, соответствующих наиболее важным типам информационных объектов музея. Так, мы имеем блок Фонды, возникающий для работы с экземплярами сущности Музейный предмет, блок Библиотека для Публикаций, блок Справочник для Справочных статей, блок Лекторий для Экспозиций и Выставок.
Наиболее принципиальной сущностью является Музейный предмет, вокруг которого и строится блок Фондов, реализующий работу с фондами музея. Музейные предметы в модели данных принадлежат различным типам, в том числе основанным на мультимедиа информации: фотография, книга, письмо, аудио- или видеозапись и т. д. Каждый тип обладает собственной системой атрибуции, хотя имеются атрибуты, обязательные для всех классов. Вспомогательные классы блока и его интерфейсы обеспечивают типологическую и систематическую классификацию Музейных предметов, их поиск, фильтрацию и сортировку.
Все описанные выше блоки модели и, соответственно, разделы информационного ресурса соответствуют фактической информации, хранящейся в музее - так называемому Музейному собранию. Однако, Музейное собрание, являясь необходимой частью, само по себе музея еще не составляет. Для полноценной работы музея, как реального, так и виртуального, необходима еще и организация доступа к материалам Музейного собрания. В реальном музее эта функция реализуется через экспозиции, выставки, лекции и т. д. Соответствующая функциональность развита и в нашей модели данных виртуального музея и сосредоточена в блоке Лекторий. В основе блока лежат такие сущности, как Экспозиция и Лекция.
Экспозиция представляет собой список Стендов, каждый из которых объединяет несколько Выставочных предметов. Выставочный предмет является музейным предметом, снабженным дополнительной информацией, погружающей его в контекст конкретной выставки. Можно сказать, что Выставочный предмет является своеобразным контейнером для Музейного предмета. Дополнительная информация здесь представлена, прежде всего, аннотацией, которая является текстом с возможностями форматирования и включения ассоциативных контекстно-зависимых связей с другими информационными объектами музея. Кроме того, с выставочным предметом может быть связана аудиоинформация. Интерфейсы просмотра позволяют просматривать Выставку в режиме «слайд шоу». Особенно интересен в этом режиме просмотр озвученной выставки. Такие элементы, как аннотирование выставки и каждого стенда, возможность фонового рисунка для стенда и т. д. делают выставку мощным информационным и художественным средством представления Музейного собрания виртуального музея.
Другой основной сущностью является Лекция. Метафора лекции апеллирует к лекционной деятельности, ведущейся многими музеями, и подразумевает в первую очередь популярное, атрактивное изложение материала. Лекция является первым уровнем погружения в отдельную тему. С целью более глубокого освещения темы в лекции размещены гиперссылки.
3 Работа частично поддержана РГНФ (грант № 08-08-12127в).
В целом в модели определен ряд ассоциаций, которые позволяют реализовывать развитое гипертекстовое пространство ресурса. Так, Лекция может содержать ссылки на Музейные предметы (в том числе фрагменты видео), на статьи раздела «Справочные материалы», содержащего в числе прочего развернутые сведения о деятелях науки и культуры из окружения А. А. Ляпунова. Справочная статья является вторым уровнем погружения в тему, требующим более серьезной подготовки и более определенных интересов пользователя, работающего с ресурсом. Третий уровень погружения, также доступный через гиперссылки из лекции - это библиоссылка, ведущая к полнотекстовой публикации отдельной научной статьи или целой книги.
Наполнение информационной системы
База данных виртуального музея А. А. Ляпунова содержит в настоящее время около 700 текстовых документов и порядка 600 фотографий и цифровых фотокопий документов. Исторические материалы разнесены по следующим категориям и темам систематической структуры музея:
1. Семья Ляпуновых
2. Автобиографии А. А. Ляпунова
3. Библиография
4. Воспоминания об А. А. Ляпунове
5. Избранные статьи А. А. Ляпунова
6. Репринты (оттиски)
7. Переписка
Типы Музейных предметов, хранящихся в разделе «Фонды», включают:
1. Письма
2. Документы на бумажных носителях
3. Видеодокументы
4. Аудиодокументы
5. Автографы
6. Фотографии
Фонд музейных предметов также организован тематически:
1. Научно-организационная деятельность
2. Биографические сведения
3. Отечественная война
4. В Артиллерийской академии
5. Кибернетика
6. Возрождение советской биологии
7. Проблемы образования
8. Сибирский период
9. Школа Ляпунова
10. Публикации
11. Издание литературы
Полнотекстовые материалы библиотечного раздела (принадлежащие к типам «статья» и «книга») также организованы тематически:
1. Научные статьи
2. Становление кибернетики
3. Компьютерная лингвистика
4. Возрождение советской биологии
5. Проблемы образования
6. Отечественная война. Артиллерийская академия
7. Ляпунов о своих учителях, соратниках, учениках
8. Коллеги, ученики, однополчане, журналисты о Ляпунове
9. Штрихи к портрету
10. К 60-летию
11. К 90-летию
12. Научно-популярная литература
Значение работы и дальнейшие перспективы
Значение настоящих исследований следует рассматривать в контексте других работ по сохранению и представлению научного наследия пионеров информатики во всем мире.
В США, Англии и некоторых других странах изучению истории информатики и жизни выдающихся ученых, стоявших у ее истоков традиционно уделяется большое внимание. Существуют весьма солидные научно-исследовательские институты, работающие по этой тематике, например, Computer History Museum (Mountain View, California), Charles Babbage Institute (Minneapolis), The Computer Museum (Boston), British Computer Society (London) и т. д. С 1978 года IEEE Computer Society (США) издает журнал «Annals of the History of Computing». Издаются серьезные монографии, написанные ведущими специалистами. Результаты таких исследований как правило достаточно полно представлены в Интернете [III].
История отечественной кибернетики и информатики в зарубежных исследованиях практически не представлена и малоизвестна на Западе. Это обстоятельство неоднократно отмечали также западные историографы. Так, профессор Поль Эдвардс в статье «Создавая историю: Новые направления в историографии компьютеров» [12] пишет: «Большинство историографии (в области Computer Sciences) на английском сосредоточено вокруг США. Однако Европейская, Японская и Советская вычислительная наука и вычислительная техника имеют свои собственные независимые истории... По мере того, как сети охватывают весь земной шар, понимание процесса распространения компьютерных технологий и вклада менее известных участников становятся все более важными для полного понимания истории компьютеров. Это - колоссальная и трудная задача, непосильная никакому исследователю. В будущем, я надеюсь, мы увидим коллективные проекты и хорошо проработанные книги, сравнивающие, противопоставляющие и связывающие историю компьютеров и сетей по всему миру».
Отметим, что историографы западных стран изучают и публикуют, главным образом, материалы, связанные с историей их собственных стран. История отечественной (российской) кибернетики и информатики, в силу ряда причин, на Западе практически не представлена. Эта ситуация касается также и истории жизни и деятельности А. А. Ляпунова (несмотря на то, что в 1996 году IEEE Computer Society приняло формальное решение наградить его, как основателя советской кибернетики и теоретического программирования, почетным званием «Computer Pioneer»).
В России на настоящий момент сложилась в целом весьма неблагополучная ситуация с изучением отечественной истории информатики, жизни и деятельности выдающихся отечественных ученых, работавших в этой области. Можно сказать, что в России практически нет научных групп, которые вели бы систематические исследования в данном направлении.
До начала работ над проектом виртуального музея имела место критическая ситуация с изучением и сохранением наследия «основателя отечественной кибернетики» А. А. Ляпунова, заслуги которого в становлении новой науки выходят за национальные границы и признаны во всем мире. Рабочий и личный архивы А. А. Ляпунова были практически не изучены. Информация о его жизни и деятельности, размещенная в Интернет, носила самый общий характер и ограничивалась только рядом документов, большинство из которых было представлено на сайте Виртуального архива по истории информатики (http://cshistory.nsu.ru), который поддерживается коллективом проекта.
Одна из важных задач настоящего проекта состояла в том, чтобы представить международной общественности выдающуюся роль А. А. Ляпунова, которую он играет во всемирной истории информационных наук. Для этого в 2009 представилась благоприятная возможность: с 28 июля по 2 августа 2009 года Международный союз по истории и философии науки (International Union of History and Philosophy of Science) проводил в Будапеште (Венгрия) 23-й Международный конгресс по истории науки и техники (XXIII International Congress of History of Science and Technology).
Разработчики данного проекта решили рассказать на этом Конгрессе о своих работах. С этой целью один из исполнителей проекта, Я. И. Фет, подал заявку на конкурс РФФИ «Участие российских ученых в международных научных мероприятиях за рубежом». Эта заявка была поддержана 4, Я. И. Фет принял участие в работе упомянутого конгресса.
1 августа 2009 года он выступил на заседании Секции Т09-10 конгресса (Computing Sciences and the Internet in the Contemporary Period) с докладом «История вычислительных наук в России», в котором основное внимание уделялось наследию А. А. Ляпунова [13].
Во время подготовки к Конгрессу в Новосибирске была издана (в русской и англоязычной версиях) брошюра «Книжная серия "История информатики"» [14]), которая содержит краткие сведения об основных книгах по истории информатики, разработанных и изданных в Сибирском отделении РАН. Англоязычная версия этой брошюры [15] была роздана в Будапеште 1 августа 2009 года участникам заседания Секции Т 09-10.
В ходе работы XXIII Конгресса были установлены научные контакты с рядом ведущих специалистов Европы и США, работающих в области истории вычислительных наук. Необходимо отметить, в первую очередь, председателя Международного общества по истории информационных технологий (IT History Society) профессора Джефри Стейна (Jeffery D. Stein) и директора Института Чарльза Бэббиджа (Charles Babbage Institute) профессора Томаса Майза (Thomas J. Misa). Результатом этих (и некоторых других) контактов стала переписка и обмен литературой. В конце 2009 года краткие сведения об изданных в Сибирском отделении книгах по истории информатики были опубликованы на сайте IT History Society. Институт Чарльза Бэббиджа является, основным международным депозитарием архивных коллекций документов и литературы по истории информатики. К концу 2009 года этот исследовательский центр, по просьбе профессора Майза, получил и разместил в соответствующих фондах несколько книг из нашей серии «История информатики».
Заключение
Пополнение Музея и совершенствование его информационной структуры продолжаются. Мы считаем, что создание музея является важным результатом в области признания достижений отечественных вычислительных наук и выдающейся роли А. А. Ляпунова. Сегодня наличие виртуального Музея А. А. Ляпунова приобретает особое значение, в связи с приближающейся юбилейной датой. В 2011 году научная общественность России и других стран будет отмечать 100-летие со дня рождения ученого.
В рамках мероприятий, связанных со 100-летием А. А. Ляпунова 11-14 октября 2011 года в Новосибирске состоится международная конференция «Современные проблемы математики и информатики», посвященная этой дате.
Список литературы
1. Барахнин В. Б., Федотов А. М. Информационная система: взгляд на понятие // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Информационные технологии. 2007. Т. 5, вып. 2. С. 12-19.
2. Барахнин В. Б., Федотов А. М. Информационные потребности научного сообщества как основа построения информационной модели описания его деятельности // Тр. Третьей междунар. конф. «Системный анализ и информационные технологии». Звенигород, 2009. С. 677-689.
4 Грант РФФИ № 09-06-08043-з.
3. Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН: Страницы истории / Под ред. Я. И. Фета, Б. Г. Михайленко, Б. М. Глинского, В. П. Ильина. Новосибирск: Изд-во «ГЕО», 2009. 613 с.
4. Федотов А. М., Казаков В. Г. Создание виртуального музея Алексея Андреевича Ляпунова // Материалы Междунар. науч. конф. «Актуальные вопросы деятельности академических естественно-научных музеев». Иркутск, 2010.
5. Казаков В. Г. Публикация в Интернете «малых» научно-образовательных музеев и коллекций на базе специализированного хостинга // Материалы Междунар. науч. конф. «Актуальные вопросы деятельности академических естественно-научных музеев». Иркутск, 2010.
6. Князева А. А., Колобов О. С., Турчановский И. Ю, Федотов А. М. Ранжированный поиск в библиографических базах данных. // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Информационные технологии. 2009. Т. 7, вып. 4. С. 57-68.
7. Фет Я. И. История информатики: международное сотрудничество // Седьмая междунар. конф. памяти академика А. П. Ершова «Перспективы систем информатики». Новосибирск, 2009. С. 92-96.
8. Леонова Ю. В., Федотов А. М. Исследование пользовательских предпочтений для управления Интернет-трафиком организации. // Прикладная информатика. 2009. № 6 (24). С. 38-48.
9. Ляпунова Н. А., Казаков В. Г., Пищик Б. Н., Федотов А. М., Фет Я. И. Создание виртуального музея Алексея Андреевича Ляпунова как типичная задача публикации научно-образовательных коллекций в Интернете // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Информационные технологии. 2008, Т. 6, вып. 3. С. 15-23.
10. Федотов А. М., Фет Я. И. Ляпунов и становление информатики в России // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Информационные технологии. 2008. Т.6, вып. 3. С. 3-14.
11. Федотов А. М. Парадоксы информационных технологий // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Информационные технологии. 2008. Т. 6, вып. 2. С. 3-14.
12. Edwards P. N. Making History: New Directions in Computer Historiography // IEEE Annals of the History of Computing, 2001. № 1. P. 85-87.
13. Fet Ya. I. History of Computer Science in Russia // XXIII International Congress on the History of Science and Technology / Budapest, Hungary, 2009. Regular Session T09-10. P. 537538.
14. Фет Я. И. (редактор-составитель) // Книжная серия «История информатики» (Краткое содержание) / Новосибирск: Изд-во ИВМиМГ СО РАН, 2009. 98 с.
15. Fet Ya. I. (editor). Book Series «History of Computer Science» (Digest) // Novosibirsk: Inst. of Comput. Math. and Math. Geoph. SB RAS Publ., 2009. 52 p.
16. Akera A., Nebeker F. (eds.) From 0 to 1: An Authoritative History of Modern Computing. Oxford Univ. Press, 2002. 300 p.
17. Ceruzzi P. A History of Modern Computing. MIT Press, 2003. 445 p.
18. Rojas R. Encyclopedia of Computers and Computer History. Vol. 2. Fitzroy Dearborn, 2001. 930 p.
19. Hodges A. Alan Turing: The Enigma, 2000. 608 p.
Материал поступил в редколлегию 19.10.2010
N. A. Lyapunova, A. M. Fedotov, Ya. I. Fet, B. N. Pichik, V. G. Kazakov, T. E. Alexeeva, N. L. Panina, Yu. L. Popovich
THE VIRTUAL MUSEUM OF A.A. LYAPUNOV: THE MAIN INFORMATIONAL AND TECHNICAL SOLUTIONS
The article presents the results of collection and systematization of scientific heritage of the father of Russian cybernetics A.A. Lyapunov. A virtual museum dedicated to the heritage of this outstanding Russian scientist was organized providing an open access to this museum via Internet. The technical organization, the architecture, and the data model are described. The importance of wide access to the archive documents reflecting the life and scientific activities of A.A. Lyapunov is shown.
Keyword: computing history, information system, virtual museum, A. A. Lyapunov.