УДК 159.9:316.6 ББК 88.52
К 77
Н.С. Крамаренко
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, начальник отдела науки и послевузовского образования Университета Российской академии образования; E-mail: [email protected]
Д.С. Сомов
Доктор педагогических наук, профессор, проректор по внешним связям Университета Российской академии образования; E-mail: [email protected]
ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР КАК НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье обсуждается проблема самоосуществления человека в новых условиях его существования, когда наряду с «реальным» миром существует возможность реализации своих возможностей в «виртуальном» мире Интернета. Интернет рассматривается как новая сфера реализации субъектных качеств человека, сфера его самоосуществления.
Ключевые слова: Интернет, виртуальная реальность, самоосуществление, активность субъекта.
N.S. Kramarenko
Candidate of Psychology, Associate Professor of the General Psychology and Development Psychology Department, Head of Science and Post-Graduate Education Department, University of the Russian Academy of Education; E-mail: [email protected]
D.S. Somov
Doctor of Pedagogy, Professor, Vice Rector for External Relations of University of the Russian Academy of Education; E-mail: [email protected]
THE VIRTUAL WORLD AS A NEW SPACE OF THE PERSON’S
SELF-REALIZATION
Abstract. The paper focuses upon the problem of human self-realization in the new conditions of existence, when, in addition to the 'real' world, there is a possibility to realize opportunities in the "virtual" world of the Internet. Internet is considered as a new sphere of realization of subject qualities of the person, his self-implementation.
Keywords: Internet, virtual reality, self-implementation, the activity of the subject.
Психоисторический процесс расставляет свои акценты в изучении человека в каждую историческую эпоху. На современном этапе развития науки, с ее акцентом на целостное изучение человека в его взаимосвязи с миром, процесс самоосуществления человека понимается как процесс реализации субъектности, происходящий во взаимодействии человека с миром, где человек реализует себя, преобразовывая себя в мир.
В то же время современная эпоха инновационного развития способствовала акцентированию внимания исследователей на те изменения, которые происходят с человеком в результате трансформации существующих условий его жизни, того «мира», который его окружает. Сама категория «мир», о которой говорил С.Л. Рубинштейн в своих фундаментальных научных изысканиях, в современных условиях претерпела изменения. Для современного человека «мир» состоит как бы из двух «миров», в которых происходит его жизнь, - это мир реальный и мир виртуальный. Причем последний (Интернет-мир) является не только тем особым миром, где можно получить любого рода информацию, но и средой
общения и средой жизни, миром, где происходит множество тех же процессов, что и в реальном социуме.
Понимание виртуальной реальности как реальной среды проявления активности субъекта - Интернет-активности - является ключевой для цели нашего анализа. «Реальность сознания, являясь по своей природе надсубъектной и символической, не утрачивает своей связи с аффективно-потребностной сферой человека. Поэтому и текстовая, символическая реальность Интернета не является для человека суррогатом действительности, и любые потребности - в общении, познании, самоактуализации и др. - удовлетворяются в этой среде полноценно, не «заместительно»..., сам по себе процесс побуждения и направления активности остается в этой среде столь же естественным» [1, с. 7].
Естественность процесса проявления активности в Интернете не вызывает сомнений, особенно если говорить о современных детях и подростках. Виртуальный Интернет-мир давно уже не является для них чем-то новым и действительно виртуальным, а воспринимается как привычная обыденность, мир, где реализуются актуальные потребности подростка (например, в общении) и где проводится достаточно большое количество времени. Этот «мир» представляет собой для них скорее абсолютную реальность, настоящую жизнь и встает в ряд с другими базовыми традиционными институтами социализации - семьей и школой, становясь, по сути, новым институтом социализации современного подрастающего поколения. Как сказал в одном из своих выступлений А.Г. Асмолов, охарактеризовав современную ситуацию, в которой развивается человек, «ключевой линией социализации в современном обществе является информационная социализация».
Данная мысль развивается и в исследованиях других авторов. Так, в исследовании генезиса самореализации И.Д. Егорычева говорит о новых пространствах жизнедеятельности подростков, к которым относится Интернет и телевизионное пространство. Эти пространства рассматриваются и как новые «пространства социализации» современных подростков. Значимость этих сфер «в жизни растущих людей настолько велика, что заставляет задуматься о них как о неких зарождающихся социальных институтах». Однако знаний об этих пространствах и их влиянии «во взрослом сообществе явно недостаточно» [2, с. 32].
Активное внедрение Интернета в практику школьного обучения, а также высокая активность подрастающего поколения в Интернет-среде позволяют научному сообществу говорить об «эффекте преобразования среды обучения», когда в быту взрослые (родители, учителя, не использующие Интернет-технологии) уступают детям (Кузнецова, Чудова, 2007). В связи с чем существующий переход к информационной стадии развития общества, информатизация образования предъявляют новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки преподавателей, к методическим и организационным аспектам использования в обучении средств информационных и коммуникационных технологий.
Сегодня, безусловно, важной задачей является «всестороннее и целенаправленное развитие информационной культуры преподавателей, от уровня которой зависит успешное внедрение инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс вуза и соответственно формирование информационной компетентности» обучающихся [3, с. 41].
В то же время информационная культура преподавателя рассматривается исследователями как «интегральное свойство личности педагога, определяемое как субъективный, социально значимый способ сочетания информационных технологий с гуманистическими ценностями профессии, воплощающийся в профессиональном поведении» [3, с. 44].
Педагог может владеть «определенной информационной грамотностью или информационной подготовкой, при этом не представляя сложности информационных процессов и информационных отношений», поэтому на современном этапе успешность процесса обучения все в большей мере связывается с необходимостью индивидуализации обучения, осуществление которой в практике учебного процесса возможно только с применением компьютерных средств обучения [4, с. 46].
С позиции возрастного развития Интернет рассматривается исследователями и как современная альтернатива тем традиционным формам «отрыва от корней», который происходит на этапе юношеского возраста. К таким традиционным формам относятся учеба, работа, служба в армии, юношеское путешествие. В эпоху новых информационных технологий эти институты «утрачивают свою приемлемость, однако на смену им приходит возможность использования в тех же целях виртуальной реальности Интернета» [1, с. 166].
Новая «социальная виртуальная реальность» обладает специфическими свойствами. Исследователи Интернета выделяют многочисленные особенности Интернет-коммуникации, обсуждая специфику такого общения «в искусственной среде», где сама среда «лишена многих атрибутов межличностного общения, а участники общения опираются на редуцированные образы партнеров, которые могут презентировать себя с включением произвольно отобранных, неточных или даже вымышленных элементов» [5].
Как показали наши исследования, в силу психологических особенностей возраста, особую коммуникативную активность в Интернете проявляют подростки. Нами было выявлено, что одной из доминирующих видов Интернет-активности подростков является их участие в «социальных сетях». Для подавляющего большинства (более 98%) опрошенных подростков использование Интернета является неотъемлемой частью их жизни, а участие в одной или нескольких социальных сетях обеспечивает необходимое чувство психологического «комфорта» и единения со сверстниками [6]. Активное общение и проявление себя в социальной сети может служить ярким примером того, что Интернет как среда является «реальной» социальной сферой современного подростка, поскольку предоставляет подростку все те же социальные функции, которые необходимы ему в «реальной» жизни в соответствии с психологическими особенностями возраста. В первую очередь, это общение, которое, как известно, является «ведущим типом деятельности» подростка. Это возможность принадлежности к группе, обеспечивающая «реакцию группирования», необходимую для его нормального психического развития и формирования идентичности; возможность быть членом референтной группы (участие в Интернет-сообществах, группах по интересам); возможность самопрезентации (оформление личной страницы, «статусы», фотографии, видео и т.п.); возможность проявить свое «Я» путем создания различных блогов, «тем» и групп и др. Иными словами, социальные сети позволяют подростку использовать пространство Интернета не только как среду общения, но и как сферу саморазвития. Это означает, что Интернет-пространство открыто для самоосуществления подростка и активно используется им в этом качестве.
Говоря об активности подростков в социальных сетях, отметим, что активное участие в социальных сетях принимают не только подростки, но и взрослые люди. Большинство опрошенных нами подростков использовали социальную сеть «ВКонтакте», тогда как доминирующей сетью взрослых является сеть «Одноклассники.ру», «Мой мир», «Facebook». Однако, если для подростков данный вид Интернет-активности является важнейшей частью их коммуникации, «жизненно необходимым» видом «связи с миром», то для взрослых данный ресурс не имеет столь важного значения, хотя и рассматривается ими как сфера межличностного общения и место проведения интересного досуга. Результаты нашего исследования показали, что среди Интернет-ресурсов большинство респондентов (изучался возраст от 14 до 55 лет) наиболее часто используют информационные ресурсы Интернета, электронную почту, социальные сети, другие Интернет-сообщества, ресурсы обмена текстовыми и видео-сообщениями («Скайп» и др.), сайты, соответствующие интересам и увлечениям. Следует отметить, что около 45% опрошенных состояли в нескольких Интернет-сообществах, 35% являлись членами трех - пяти сообществ, около 10% респондентов состояли в более чем четырех виртуальных сообществах.
В целом можно утверждать, что Интернет является новой сферой самоосуществления не только подростков, но и людей других возрастов, обеспечивая возможность самопрезентации и самовыражения в соответствии с имеющимися у индивида способностями (А.Г. Асмолов, Н.С. Чураева и др.).
Кроме того, в исследованиях, посвященных проблеме идентичности и ее решения посредством Интернета как нового пространства, обладающего новыми средствами решения задач, возникающими перед человеком в его повседневной жизни, утверждается, что Интернет может быть «полезен» не только для подростков (в плане решения задач идентичности), но и для взрослых людей и даже зрелых людей, «которые почувствовали необходимость построить свою картину мира, интегрировав в нее опыт, приобретенный на завершающемся этапе развития». Интернет предлагает «новые инструменты» для тех, кто нуждается в изменении идентичности. В этом смысле он представляет собой пространство «пробы», позволяя экспериментировать с собой [1, с. 195].
Изменения, происходящие в связи с бурным развитием Интернета, приводят к необходимости изучения их влияния на процессы развития человека. «Психологические, социально-психологические изменения человека прослеживаются сейчас исключительно выпукло, мы просто обязаны принять в качестве первостепенной задачу выяснить и прописать норму психического, психофизиологического, личностного развития современного человека, прежде всего, ребенка, живущего сейчас, сегодня и качественно отличающегося не только от того «дитя», которое описывали К.Д. Ушинский и другие великие педагоги, но даже и от ребенка 60-70-х гг. XX в., страшно сказать, уже прошлого века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника тридцатилетней давности, он просто стал другим!» [7, с. 11].
Современный ребенок, действительно, во многом стал «другим». Развивая эту мысль, приведем высказывание Н.В. Чудовой, которая отмечает, что, согласно результатам исследования мотивации обращения к Интернету (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский), по мнению пользователей, теперь он помогает удовлетворить большую часть потребностей. Это позволяет взглянуть на возможности, предоставляемые Интернетом, как на новые культурные средства, опосредствующие деятельность современного человека и способные принять участие в формировании его высших психических функций. Сам же Интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями» [8]. А личность в Сети «может пониматься только одним единственным способом - как субъект культуры» [1, с. 126].
В этом смысле психосоциальный подход Э. Эриксона, который предполагает изучение не личности «вообще», а личности, развивающейся в определенную историческую эпоху, в совершенно определенном социальном контексте, не теряет своей актуальности.
Особенно актуальным это становится в период взросления, когда интерес к своим способностям, самопознанию возрастает, а общение со сверстниками выходит на первый план и становится «ведущим типом деятельности». Интернет, наряду с реальной жизнью, открывает подростку широкое поле возможностей, расширяя пространство для удовлетворения его изменившихся потребностей и стремлений. Причем открываются они абсолютно всем, вне зависимости от личностных характеристик, социального статуса и других особенностей. В отличие от реального мира, где социальный мир исходно задает человеку рамки для самокатегоризации, ограничивая его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и пр.), информационный мир принципиально безграничен (А. Жичкина). Такая особенность Интернета как анонимность позволяет пользователям Интернета создавать сетевую идентичность, которая может отличаться от реальной идентичности. Благодаря анонимности «граница личности «жителя Интернета»» не включает ни телесное «Я» человека, ни его свойства как субъекта социальных отношений: и физическое, и социальное «лицо» человека как раз и скрыты в Интернете под «маской анонимности» [8]. В то же время «возможность построения виртуальных отношений близости между Я-виртуальным и Ты-виртуальным, предполагающих субъективно комфортную степень самораскрытия и принятия значимого другого, обеспечивает анонимную интимность» [5, с. 127]. Это означает, что Интернет, как новый мир, открывает по сравнению с реальной жизнью иные возможности как в решении задач идентичности, так и предоставляя более широкие возможности для реализации
подростком себя, выступая как новая сфера самоосуществления. Полагаем, что Интернет-среда является столь востребованной подрастающим поколением.
Отметим, что изначально виртуальная реальность создавалась как тренажер, поэтому, кроме функции развлечения, она была направлена на формирование успешных действий человека в реальной жизни. То, насколько задуманное соответствует действительности, однозначно определить на сегодняшний день сложно. Как отмечают исследователи, соотношение между «искусственной и обыденной реальностями» весьма сложно. Наряду с тем, что системы компьютерной виртуальной реальности применяются в лечении психических заболеваний и фобий (Форман, Вильсон), вопрос о «психологических механизмах перехода и переноса навыков из одного вида реальности в другой представляется непростым и многосторонним и при этом заслуживающим тщательного изучения» [5]. Внимание широкой общественности к такому «переносу» навыков в действительность обычно актуализируется в связи с возникновением каких-либо экстраординарных ситуаций. В частности, в качестве примера можно привести участившиеся случаи преступлений, совершенных в реальной жизни, когда их расследование приводит к обнаружению у преступников «любимых» компьютерных или он-лайн игр с жестоким агрессивным содержанием (эти случаи даже получили свое название - «синдром Брэйвика»). В результате делаются выводы о том, что виртуальная реальность способствовала «отработке» навыков, примененных в реальности. Однако, как справедливо подчеркивает Войскунский, претензии к Интернет-сервисам зачастую не оправданы, т.к. «орудие деятельности само по себе нейтрально и допускает самые разнообразные способы его применения, в том числе неадекватные и негативно оцениваемые актуальной культурой..., воздействие Интернета на психику имеет принципиально амбивалентный характер, т.е. может способствовать как «позитивному», так и «негативному» развитию высших психических функций» [5]. Направленность влияния Интернета в общем виде определяется психологическими факторами (мотивация, цели и условия деятельности субъекта), а сама по себе деятельность, опосредованная Интернетом, не отличается от иных видов деятельности, в ходе которых возможны как позитивные, так и негативные трансформации личности [5].
Исследования показывают, что «появление Интернета не только поставило точку в индустриальном этапе развития общества, но и изменило психологические свойства современной культуры. Для активного участника Интернет-жизни проблема отчуждения в том виде, в котором ее обсуждал Э. Фромм, уже не стоит» (Н.В. Чудова). Особенно актуальным это становится для людей с ограниченными возможностями. Интернет не только может помочь обогатить их коммуникацию, но и решить проблемы социальной интеграции (В.И. Швецов). Интернет-коммуникация для таких пользователей иногда является единственно возможным средством взаимодействия с миром, а также уникальной возможностью строить отношения (Кузнецова; Коловоротный).
Исследования Н.В. Чудовой, М.А. Евлампиевой, Н.А. Рахимовой (2000), Н.В. Чудовой (2009) по изучению особенностей образа «Я» и самооценки «жителей Интернета», проведенные на выборке студентов, позволили авторам прийти к выводу о том, что проблемы в сфере общения и образе «Я», сложности в принятии своего физического «Я», сложности в непосредственном общении и др. могут быть проинтерпретированы не только как «показатель неблагополучия тех, кто стремится в Интернет-среду, и вредоносности самой этой среды», но позволяет рассматривать Интернет «как культуру, в рамках которой появились новые средства для личностного развития, особенно тех, кому по каким-либо причинам трудно формировать свой образ «Я» с опорой на свои природные данные или социальные достижения». Это демонстрирует позитивную роль Интернет-среды как сферы, обладающей ресурсом личностного развития человека, в том числе раскрывающей новые возможности для самоосуществления человека.
В целом однозначного решения проблем, связанных с взаимодействием человека с Интернет-средой, на сегодняшний день не существует, а потому оно не может быть однозначно обозначено ни как положительное, ни как отрицательное. Наряду с
«негативными трансформациями личности» (Интернет-зависимость) и возможностью «переносов» отработанных асоциальных действий в реальную жизнь Интернет-среда открывает возможности для развития отдельных способностей человека, его Я-концепции, познавательной и мотивационной сферы. В исследованиях показано, что «на настоящий момент мы располагаем данными, которые позволят описывать Интернет-среду как обладающую характеристиками среды личностного развития» [1, с. 159].
Таким образом, огромный скачок в развитии новых информационных технологий, произошедший в последние десятилетия, и его продолжающийся прогресс открыл Интернет как новую, практически неизученную среду, что породило множество вопросов, связанных с деятельностью человека в этой сфере, тем самым открывая ученым широкое проблемное поле для исследований. Интернет представляет собой специфическую реальность, ранее не существовавший, действительно новый «мир», который открывает для человека как свои положительные, так и отрицательные стороны, предлагая тем самым различные варианты и возможные траектории личностного развития его пользователям. Это означает, что Интернет как мир, который, являясь виртуальной средой, представляет собой реальную сферу реализации человеком себя, своих возможностей и способностей, своего потенциала и в целом, своей субъектности, открывает новые широкие возможности для саморазвития и самоосуществления современного человека. Комплекс специфических особенностей Интернета позволяет рассматривать его не только как новую информационную технологию, но и как новую социокультурную среду и сферу самоосуществления человека.
Примечания:
1. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 224 с.
2. Егорычева И.Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012.
3. Ветров Ю.П., Печерская С.А., Сомов Д.С. Подготовка преподавателей к использованию ИКТ: актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 40-44.
4. Печерская С.А., Сомов Д.С. Психологические основания подготовки преподавателей вуза к использованию информационных технологий // Вестник Университета Российской академии образования. 2007. № 2. С. 46-49.
5. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / под ред. И. Семенова. М., 2002. С. 235-250.
6. Крамаренко Н.С. Доверие в самоосуществлении человека в «виртуальном мире»: субъектный подход: монография. М.: Университет РАО, 2012. 206 с.
7. Фельдштейн Д.И.Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопросы психологии. 2003. №6.
8. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета // Психологический журнал. 2002.
№ 1.
9. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.
References:
1. Kuznetsova Yu.M., Chudova N.V. Psychology of the Internet dwellers. M.: LKI publishing house, 2008. 224 pp.
2. Egorycheva I.D. The genesis of self-realization as a special type of activity and the role of juvenile age in its development: Diss. abstract for the Dr. of Psychology degree. M., 2012.
3. Vetrov Yu.P., Pecherskaya S.A., Somov D.S. The training of teachers for ICT use: actual problems // Higher education in Russia. 2007. No. 8. P. 40-44.
4. Pecherskaya S.A., Somov D.S. Psychological foundations of training the higher school teachers for using information technologies // The Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2007. No. 2. P. 46-49.
5. Voyskunsky A.E. The Internet researches in psychology // The Internet and the Russian society / ed. by I. Semenov. M., 2002. P. 235-250.
6. Kramarenko N.S. Trust in person’s self-fulfillment in "the virtual world": a subject approach: a monograph. M.: RAO University, 2012. 206 pp.
7. Feldstein D.I. Priority directions of development of psychological researches in the field of
education and self-education of a modem person // Psychology Questions. 2003. No. 6.
8. Chudova N.V. Special features of an 'T'-image of the Internet dweller // Psychological journal. 2002. No. 1.
9. Rubenstein S.L. A person and the world. M., 1997.